Данная научно-исследовательская работа удачно была представлена на Международной конференции для творческой молодежи в "Саратовском Государственом арарном университете им Н.И. Вавилова 2012 году
Вложение | Размер |
---|---|
Крещение в жизни человека | 168 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ № 47»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА
Научно – исследовательская работа по искусству
«Крещение в жизни человека»
Работу выполнил ученик 8 «А» класса
МОУ «Лицей № 47»
Соломатов Александр
Руководитель – учитель ИЗО
Кушнерева Ольга Валентиновна
Саратов 2012 год
Введение
Пройденный нами рубеж 2000-летия от Рождества Христова важной чертой ложится в жизнь каждого человека. И любого охватывает чувство волнения и ответственности перед этим событием, любой человек невольно стремится дать себе отчет в духовном содержании его жизни.
Известно, что мировоззрение формируется под влиянием всей системы культуры. Сейчас, к сожалению, преобладает потребительское мировоззрение. Альтернативой ему является целостное естественное православное мировоззрение, которое формируется ещё в детстве.
Говоря о религии, мы невольно поднимаем тему духовности, а это актуально для любого человека. Ведь каждый человек наделен одновременно физическим телом и душой.
Объект исследования данной темы: православная религия.
Предмет: Крещение в Православии как праздник, обряд, икона.
Цель: выяснить, какую роль играет Крещение в жизни человека.
Задачи:
В работе использовалась следующая литература….
Крещение в жизни человека
Человек стремится к духовному становлению: соединить в себе личное и народное, земное и небесное, плотское и духовное – и есть крестная ноша каждого человека, призванного в этот мир.
Протоиерей Евгений Шестун. Православная традиция (№7/2002) vos.1september.ru ….
РАЗГОВОР О ТОМ, зачем человек приходит ко Крещению, нужно начать с повествования о том времени, когда Бог сотворил весь мир и людей, поставив их господствовать в новом мире.
Он наделил людей сознанием и свободой, чтобы они имели счастье любить, ибо любовь невозможна ни без сознания, ни без свободы. Любовь есть наивысшее благо, и этим наивысшим благом Господь Бог наделил людей, потому что Сам безмерно возлюбил их. С того времени жизнь Адама и Евы приобрела свой Смысл: любить все творение Божие, любить друг друга и больше всего любить Бога, как Источника этой любви.
Любовь сближает тех, кто любит. И поэтому Смыслом человеческой жизни стало также то, чтобы быть рядом с Богом.
ГРЕХОПАДЕНИЕ было предательством любви. которое было совершено первыми людьми. Они разменяли любовь к Богу на желание быть самостоятельными, автономными. Утратив любовь, они отдалились от Бога. Между ними и Богом была воздвигнута некая стена, которая препятствовала им общаться с Ним и быть с Ним в единстве.
Удалившись от Источника жизни – Бога, – люди получили смерть. Смерть была двоякой. Во-первых, духовной, от которой каменеет сердце, утрачивается способность любить, сострадать, иметь искренние и чистые отношения с другими людьми. Человек в своей духовной смерти разлагается на гордость, ненависть, зависть, лукавство и т.д., которые являются для него малым адом.
Во-вторых, это смерть физическая, то есть смерть тела. Ей предшествуют ее предтечи: телесные немощи, болезни, старость.
Удаленность людей от Бога повлияла на все человеческое общество, введя разложение в самые его основы. Это выразилось в возникновении социальной несправедливости, вражды, войн, геноцидов, фашизма и т.д.
ОДНАКО, хотя люди утратили и предали свою любовь к Богу, Бог продолжал безмерно любить людей. С самого момента грехопадения Он начал готовить спасение людей от греха и от отсутствия любви. Эта подготовка больше всего проявилась в истории ветхозаветного израильского народа, как она описана в книгах Ветхого Завета, составляющих первую часть Священного Писания или Библии.
ЦЕНТРОМ истории спасения человечества стало событие Боговоплощения, когда Сам Бог принял человеческое естество и родился от Девы Марии как человек.
Это был Богочеловек (то есть Бог и человек) Иисус Христос.
Он принял на Себя падшее, в клочья изодранное грехом человеческое естество, чтобы исцелить Его Собой, заживить его раны и соединить со Святой Троицей.
Через Боговоплощение совершилось великое Таинство Воссоединения человека с Богом, Таинство Спасения.
Господь и Бог наш Иисус Христос проповедал Свое учение, записанное позже Его учениками в Евангелиях, был схвачен по зависти иудеями, принял самые унизительные и жестокие муки: насмеяния, оплеухи, бичевание, был осужден на смерть и распят на кресте. Он добровольно предал Себя на эти страдания. В нем, в этом предании Себя на смерть, проявилась Его великая любовь к падшему человеческому роду.
Будучи Жизнью и Источником Жизни, Он не мог быть объятым смертью и адом, но разрушил их. Он победил смерть: духовную и физическую, – воскреснув на третий день после Своего распятия.
С тех пор разрушилось господство смерти над миром и человеком, ад был побежден. Это торжество Жизни и Любви Церковь особенно празднует в день Пасхи.
ЧЕРЕЗ сорок дней после Своего Воскресения Господь наш Иисус Христос вознесся на Небеса, а еще через десять дней – в праздник Пятидесятницы – ниспослал Духа Святого Своим ученикам. С тех пор все уверовавшие в Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя составили Церковь Христову.
ЦЕРКОВЬ Христова есть Богочеловеческий организм, в котором люди соединяются с Богом и освящаются благодатью Божией Здесь они силой Христовой избавляются от смерти и получают Жизнь Вечную. В Церкви они ускользают из рук ада и вступают в Царство Божие, становясь детьми Божиими. Церковь сама есть Царство Божие на земле. Она объединяет в себе всех, кто имеет одинаковую – православную – веру в Господа нашего Иисуса Христа, кто живет одной церковной жизнью, участвуя в Таинствах Церкви, и кто принял Крещение во имя Святой Троицы.
Таким образом, вступление в Церковь и приобщение всех ее благ, каковыми являются Жизнь Вечная, воссоединение с Богом, воскрешение способности любить, радоваться чистой радостью, иметь духовное здравие и т.д., осуществляется через Крещение.
Крещение не принимают, чтобы не болеть, чтобы иметь жизненный успех, избавиться от неприятностей, но чтобы иметь Жизнь Вечную и жить в единении с Богом.
СЛОВО «крещение» (по-гречески «ваптисис») значит «погружение».
Главным действием Крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.
Каждый крещаемый повторяет путь Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает для греховной жизни и сатаны и воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом. Все его естество при этом обновляется до самых своих оснований. Ему оставляются все его грехи, которые он совершил до Крещения.
Человек отрекается от сатаны и соединяется со Христом, становясь членом Церкви.
ЕСЛИ крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на суде Божием. Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка, которого крестит, и если будет нерадиво исполнять свои обязанности, то будет строго наказан.
Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.
РАССМОТРИМ более подробно, что происходит с человеком во время Крещения и к чему он обязывается после его принятия. Для этого используем текст чинопоследования этого Таинства.
СОВЕРШЕНИЮ Крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленный против сатаны. В них священник именем Божиим запрещает диаволу господствовать в сердце крещающегося, прогоняет его прочь от человека. Человек нарицается «новоизбранным воином Христа Бога нашего».
После этих молитв священник дует на уста крещаемого, его лоб и грудь, произнося слова: «Изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в его сердце...».
Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) поворачивается лицом на запад, и священник спрашивает:
– Отрекаешься ли ты от сатаны, всех его дел и всех его ангелов, всего его служения и всей его гордыни?
Крещаемый отвечает:
– Отрекаюсь.
Так повторяется трижды. Затем священник так же трижды спрашивает:
– Отрекся ли ты сатаны?
И крещаемый отвечает:
– Отрекся.
Священник говорит:
– И дунь, и плюнь на него.
Крещенный должен дунуть и плюнуть перед собой в знак своего презрения к сатане. Таким образом крещаемый объявляет диаволу войну. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах, и прежде всего Таинстве Евхаристии. Ему предстоит сражаться со своими страстями, злом, кроющимся в душе.
Наградой за победу будет жизнь вечная. Поражение тоже будет вечным – оно будет состоять в нескончаемых муках в преисподней вместе с сатаной и его ангелами.
ОДНАКО сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом – без союзничества со Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание со Христом. Священник спрашивает:
– Сочетаешься ли ты со Христом?
Крещаемый отвечает:
– Сочетаюсь.
После этого священник спрашивает:
– Сочетался ли ты со Христом?
Крещаемый отвечает:
– Сочетался.
Священник спрашивает:
– И веруешь ли Ему?
Крещаемый отвечает:
– Верую Ему как Царю и Богу, – и затем читает Символ Веры.
ПОСЛЕ ЭТОГО начинается сам чин Крещения. Священник благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:
«Да сокрушится под знамением образа Твоего креста все противные силы».
Затем еще после некоторых молитв и священнодействий священник помазывает крещаемого маслом: лоб, грудь и плечи. Масло -символ милости, и в данном случае милости Божией по отношению к кающемуся грешнику. При помазании маслом также имеется в виду притча о Добром Самарянине, рассказанная Спасителем. В этой притче Добрый Самарянин, который был прообразом Христа, помазал человека, «впавшего в разбойники», маслом, чтобы он исцелился.
ЗАТЕМ, наконец, наступает самый главный момент – само Крещение.
Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:
– Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, Аминь (первое погружение). И Сына, Аминь (второе погружение). И Святаго Духа, Аминь (третье погружение).
ПОСЛЕ Крещения совершается Миропомазание, которое имеет следующий смысл.
В день Пятидесятницы, как уже было сказано выше, на учеников Христовых сошел Дух Святой. Через Миропомазание Дух Святой сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией.
Святое Миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается Патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его священникам. Это великая святыня.
Священник помазывает Святым Миром уже крещенного человека, а именно: его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Всякий раз он повторяет слова:
Печать дара Духа Святаго. Аминь.
Через это священнодействие на человека сходит Дух Святой.
Затем читается Священное Писание, еще несколько молитв, и чин Крещения можно считать завершенным.
Однако человек, выходя из храма, должен помнить, что его христианская жизнь только начинается, что он отрекся от сатаны и сочетался со Христом. Теперь у него должна начаться другая жизнь...
КРЕЩЕНИЕ есть начало новой жизни. Человек должен принести плоды Крещения, а для этого нужен труд.
КРЕЩЕНИЕ ко многому обязывает человека. Прежде всего оно обязывает его к борьбе с самим собой: со своими страстями, дурными наклонностями, в общем, со своим «ветхим человеком», который ненавидит других людей, злобствует, завидует, гордится, презирает, обманывает, блудодействует и т.д.
Крещение также обязывает человека вести церковную жизнь, которая прежде всего заключается в участии в Таинстве Евхаристии – причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Это Таинство совершается в православных храмах во время Божественной Литургии. После принятия Крещения человек должен прийти в храм для воцерковления, после чего он уже может участвовать в Евхаристии.
ЕВХАРИСТИЯ является стержнем церковной жизни. Господь наш Иисус Христос во время каждой православной литургии дает людям Себя Самого в причащение. Люди причащаются Его Плоти и Крови, чтобы быть в постоянном единении с Ним. Без участия в Евхаристии человек не может надеяться на свое спасение.
КАЖДЫЙ истинно верующий во Христа должен регулярно участвовать в Евхаристии. Предварительно он обязан очистить свою совесть через Таинство Покаяния, несколько дней попоститься, подкрепляя пост усиленной молитвой. И затем, испросив разрешения у священника, причаститься Пречистых Таин Христовых.
Маленьких детей родители или крестные должны приносить на причастие как можно чаще. Им особой подготовки не требуется, так как они и без этого чисты. Единственное, что нужно – это чтобы дети причащались натощак, с утра ничего не поев.
ЕЩЕ ОДНИМ важнейшим условием духовной жизни является молитва. Человек, принявший Крещение, обязывается к молитве.
МОЛИТВА есть обращение человека к Богу. В ней он испрашивает у Господа милости, просит прощения грехов, помощи в трудностях, благодарит Бога за Его благодеяния к себе.
Молитва есть пища для души, без которой та умирает от духовного голода.
Молиться нужно постоянно. Обычно все православные христиане утром и вечером читают так называемые «Утреннее» и «Вечернее правило», которые содержатся в «Молитвословах». Днем можно молиться «молитвой Иисусовой»:
Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.
Или, более пространно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.
Эта молитва удобна тем, что ею можно молиться везде: на улице, на работе, в пути.
В любом случае о своем молитвенном правиле нужно посоветоваться со священником.
ЧЕЛОВЕК, принявший Крещение, должен всегда помнить, что он отрекся от сатаны и пообещал не участвовать в его делах. Поэтому преступает эту клятву, данную Богу, тот, кто после Крещения начинает ходить ко всякого рода «экстрасенсам», «заклинателям», «народным целителям» и т.д. Таким образом он опять вступает в союз с сатаной и отказывается от союза с Христом, отрицаясь своего Крещения.
Человек должен оставаться верным Православной Церкви и не участвовать в собраниях баптистов, иеговистов и прочих сектантов. Смертельный грех совершают те, которые повторно принимают «крещение» у баптистов.
Христианин не может быть последователем Рерихов, оккультизма, различных восточных культов.
Особенность праздника Крещения Господня — в совершении Великого Водоосвящении. Оно проводится как в день праздника, так и накануне его — в Крещенский сочельник.
Святая вода служит освящению человеческой жизни: и души, и тела. Её употребляют с молитвой как святыню, кропят людей, жилища, предметы хозяйственного назначения, скотину и многое другое. С первых веков христианства известно, что крещенская святая вода обладает особыми свойствами. Так, крещенская вода, взятая для освящения из реки, колодца или водопровода, годами не портится, оставаясь, свежей и прозрачной. Никакая другая вода не может храниться столь долгое время, не потеряв свежести.
Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 год): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой, и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три
года, остается неповреждённой и свежей».
Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении свт. Епифания Кипрского о почитании реки Нил и других рек в день 6 января, когда вода, по мнению верующих, меняла свои свойства. Свт. Епифаний сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской.
В России на Крещение принято освящать воду, в том числе на естественных водоёмах, для чего во льду вырубается крестообразная прорубь — иордань. Раньше в прорубь окунались, прежде всего, те, кто участвовал в святочных гаданиях и ряжений — чтобы смыть грехи. Считалось также, что в иордань уходит нечисть, свободно ходившая по земле все Святки. Освящённая в Крещение вода считается целебной. Духовенство на этот праздник облачается в белые ризы. Существует также народный обычай гадания (однако любое гадание полностью запрещено Церковью) на Крещение (гадания продолжаются и все предыдущие 12 дней Святок, начиная с Рождества). Народный русский календарь связывает праздник Крещения с морозами (т. н. «Крещенские морозы»).
Можно сделать вывод, крещение есть сближение души человека с Богом.
что и в древности и в современном мире тема Крещения актуальна для христиан. Сам человек во время обряда Крещения как бы становится участником того события, когда Иоанн Предтечи крестил Иисуса Христа.
Библия связывает две совершенно разные ситуации для того, чтобы объяснить, почему именно Бог стал человеком. Одно место действия относится к прекрасному саду, где мы видим человека, который вкусил сочный плод древа. Другое место мы видим на горе, и это место настолько ужасное, что даже называется «Лобное место». Человек, избитый и изуродованный от пыток, прибит к деревянному кресту. Он с трудом дышит в последней агонии. Первый человек — это Адам. Второй человек — Последний Адам.
Слово Божье говорит нам, что Бог принял человеческий облик, чтобы стать этим вторым человеком — Последним Адамом. Чрезвычайно важно понять, что Библия говорит об этих двух персонажах как об исторических личностях, как о реальных людях, которые жили, ходили, дышали, совершали поступки во времени и пространстве как представители человеческой расы, созданные из плоти и крови. Немыслимо считать, что первый Адам был просто мифическим символом. Многие пытались думать именно так, в результате чего приходили к тому, что сомневались в реальности личности и дел Последнего Адама, Иисуса Христа. Эти две личности неразделимы. В 3 главе Бытия говорится о том, как первый Адам согрешил против Бога, а 5 глава Римлянам напоминает нам, что возмездием, наложенным на все человечество, была смерть, посколь мы все являемся потомками Адама (Римлянам 5:12). Писание также открывает нам, что Иисус Христос (Богочеловек) был Последним Адамом.
В Послании к римлянам 5:12-19 говорится, что Адам «был образом будущего» (того, кто должен будет прийти). Параллель между Адамом и Христом видна в 1 Коринфянам 15:22: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». Подлинность Христа как Последнего Адама четко прослеживается и в 1 Коринфянам 15:45-47: «Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба».
Иисус и является Последним Адамом, отсюда понятно, почему Он — Второй Человек. Будучи человеком, который пришел с Небес, одного Иисуса было достаточно, чтобы заменить первого человека. Окончательный результат для всех людей определяется показательными поступками этих двух людей. И Павел говорит в Послании к римлянам 5:12-21, что существует лишь два человека с точки зрения Божьего суда. Бог требует совершенства, но мы, люди, имея греховную натуру, не способны выполнить этого требования. Другими словами, мы никогда не смогли бы спасти себя сами. В Эдемском саду Адаму было запрещено вкушать плоды с Древа познания Добра и Зла, но он не послушался. И именно потому, что он не послушался, он должен был умереть (Бытие 2:16-17). Смерть не была естественным уделом Адама; это было наказанием за то, что он ослушался своего Творца.
То, что Христос является Последним Адамом, делает понятным природу Его спасающей работы на кресте, которая заключалась в полном послушании Своему Отцу (Римлянам 5:12-19). Спасительная работа Христа включает послушание, которое требовалось от первого Адама. Но послушание Христа заключалось не только в том, чтобы не вкушать запретный плод в саду. Послушание Христа заключалось в страдании и смерти на кресте. Христос должен был принять человеческий облик и умереть физически. В Послании к филиппийцам 2:8 говорится: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Показательное послушание Второго Адама было как активным, так и пассивным.
Чтобы стать Последним Адамом, Иисус должен был сделать то, в чем потерпел поражение Адам — проявить обязательное послушание в саду и обязательно прожить безгрешную, совершенную жизнь. Обе эти задачи Христос выполнил. В этом заключалось Его активное послушание. Он взял на Себя смерть, которую заслуживаем мы, и теперь смерть утратила свое жало для нас. Он также должен был отменить то, что сделал Адам. В этом заключалось Его пассивное послушание. Пассивное послушание касается мук, или страданий Христа. Он должен был пострадать, чтобы расплатиться за грехи. Наша вечная судьба зависит от того, к которому из этих двух Адамов мы присоединимся: к первому или Последнему. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Коринфянам 15:22). Отвергли ли вы по вере непослушание старого Адама и приняли ли прощение грехов, которое стало возможным в новом Адаме, Иисусе Христе?
Крещение Иисуса Христа
И когда выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:10–11).
Во время Крещения Господня во Иордане перед нашим духовным взором предстаёт Сын Божий, ставший Сыном Человеческим. Слышен голос Бога Отца, свидетельствующий о Своём Сыне. Дух Святой становится зримым в виде голубя, указывая на Божьего Сына.
Согласно евангельскому рассказу к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте ) с целью принять крещение. (Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено, с XVI века им считается место, где сейчас находится монастырь Святого Иоанна, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона).
Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!».
То есть, перед нашим духовным взором являются миру все Три Лица Святой Троицы, то есть Сам Троичный Бог. В память этого явления Святой Троицы праздник называется ещё и Богоявлением. Он отмечается 19 января по новому стилю или 6 января по - старому.
Как мы видим, Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили и крестились». Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом».
Икона играет важную роль в жизни верующих. Икона Крещения Господня является неотъемлемой частью праздника Крещение.
Второе название праздника Крещения — Богоявление, потому что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.
В центре иконы Крещения — Иисус Христос и Иоанн Креститель.
Христос изображен стоящим на фоне воды, словно в пещере. Такое изображение свидетельствует о том, что при Крещении в воду погружалась не часть, а все тело — во образ погребения Христа, так как Крещение знаменует собой смерть для вечной жизни. Символический язык иконы также передает мысль, что Взявший на себя грехи мира «покрывается водами Иордана».
В знак того, что инициатива происходящего принадлежит Христу, что Он, Владыка, Сам пришел к Иоанну, прося Крещения, Спаситель почти всегда изображается идущим или делающим движение в сторону Предтечи, в то же время приклоняя Свою голову под его руку.
Правой рукой Спаситель благословляет покрывающие Его воды Иордана, освящая при этом их Своим погружением. Отныне вода — образ не смерти, а рождения в новую жизнь. Поэтому на раннехристианских изображениях Крещения, например в катакомбах, Спаситель, как и крещаемые вообще, чаще всего изображался ребенком, а возраст человека в первые века христианства отсчитывался не от естественного, а от благодатного рождения — с момента Крещения. Поэтому на многих могилах погребенных в катакомбах христиан помечен младенческий возраст, хотя, судя по размерам гробов, в них захоронены взрослые люди.
На большинстве икон праздника Спаситель изображается совершенно обнаженным: икона Крещения, в соответствии с содержанием богослужебных текстов, подчеркивает кенозис, уничижение, «истощание» Его божества. Тем самым выделяется и цель этого кенозиса — обнажаясь плотию, Христос одевает наготу Адамову, а с ним и всего человечества в одежды славы и нетления.
В верхней части иконы изображается часть круга (символ разводящихся небес, которые, как некогда и Рай, были затворены для людей Адамовым грехом), из которого исходят на Спасителя лучи с опускающимся Духом святым в виде голубя.
Также эта деталь символически указывает на присутствие Бога Отца.
Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад? (Пс. 113:5)
У ног Спасителя, среди снующих в струях Иордана рыб, в некоторых случаях изображаются две маленькие фигурки: мужская, обнаженная, спиной к Спасителю, и женская, убегающая, иногда сидящая на рыбе.
Есть разные версии относительно их происхождения. По одной из них, это иллюстрации ветхозаветных текстов праздничного богослужения, являющие собой пророческие предызображения Крещения (мужская фигура — аллегория Иордана (Пс. 113:3), женская — переход евреев через Чермное море). По другой — эти фигуры иллюстрируют слова 113-го псалма: «Море виде и побеже; Иордан обратися вспять». Иногда в водах изображен и змей, из 13-го стиха 73-го псалма: «Ты сокрушил головы змиев в воде».
Богослужебные тексты упоминают ангелов, присутствовавших при Крещении, но ничего не говорят об их роли. Отсюда — разнообразие в понимании и передаче этой роли на иконах Крещения. На поздних изображениях они держат в руках покрывала, что указывает на их роль служителей при Крещении, готовящихся покрыть тело Христово по выходе из воды. В других случаях их изображают с руками, покрытыми плащом в знак благоговения перед Тем, Кому они служат. Такой образ заимствован из восточного обычая, усвоенного также придворным этикетом Византии: предметы, передаваемые императором или императору, принимались покровенными руками — в знак особого к нему уважения.
Таким образом, в иконописи всё имеет смысл. Икона праздника Крещения, являет собой «умозрение в красках», своеобразное суммирование богослужения. Посредством изображения передается главный смысл происходящего, а символические детали дают возможность воспринять этот смысл более полно и глубоко.
Икона – это нарисованная Библия, через символы, рисунок человек познаёт, приобщается к христианской культуре. Традиции связанные с православной иконой сопровождают верующего человека в течение всей его жизни и, пожалуй, можно с уверенностью сказать, что лучшего подарка не может быть. Икона – это «окно в горний мир», т.е. окно, приоткрывающее реалии духовного мира, окно через которое можно получить божественную благодать. Икона подразумевает молитву, она не мыслима без молитвы. А потому икона должна быть не только освящена, но и в чисто эстетическом плане должна не мешать, а способствовать молитве, т.е. должна не только соответствовать церковным канонам, но и быть при этом высокохудожественным произведением, проще говоря, быть красивой.
Заключение
Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.
pravmir.ru›Основы православной культуры
Вопросы для анкетирования.
1)Что проповедовал Иоанн Креститель?
2)Что такое покояние?
3)Для чего крестился Иисус Христос?
4)Чем отличается христианское таинство Крещения от крещения Иоаннова?
5) Какие названия имеет праздник?
6)Кто свидетельствует о Божественном достоинстве Иисуса Христа?
7)Что такое крещенская вода?
8)Какими особенными свойствами обладает крещенская вода?
fatheralexander.org›booklets…theofan.htm Редактор: Епископ Александр (Милеант)
Креще́ние Госпо́дне — христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».
В память события, когда Господь наш Иисус Христос принял от Иоанна Крещение во Иордане, Церковью установлен праздник. Он имеет несколько названий. Во-первых, Крещение Господне - по тому действию, которое было совершено. Во-вторых - Богоявление Господне.
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Рисуем пшеничное поле гуашью
Рисуем ананас акварелью
Две снежинки
Пустой колос голову кверху носит