Исследовательская работа по краеведению ЯНАО.
Мы проживаем на территории Пуровского района, коренными жителями которого являются лесные ненцы. Их образ жизни нам хорошо известен. Но не все знают, что в верховьях р.Пяку-Пур, на водоразделе, где берёт своё начало р.Тромъёган (Небесная река), проживает народность ханты. Их культура, образ жизни, обычаи существенно отличаются от образа жизни лесных ненцев. Если у ненцев испокон веков основным жилищем является и остаётся чум,то у хантов этих жилищ несколько. Они зависят от сезона года. В данной работе подробно рассказано о этих жилищах.
Вложение | Размер |
---|---|
hantyyskoe_podvore.doc | 70 КБ |
Российская Федерация
Ямало-ненецкий автономный округ
Пуровский район
МОУ СОШ №1 п.Пурпе
Исследовательская работа
по краеведению
«Хантыйское подворье»
Исполнитель: Дойняк Владимир
ученик 8 «Б» ср.шк. №1
Руководитель: Нахрачёва О.И.
учитель географии ЯНАО
План:
1. Введение. Стр.3
2.Дом и очаг; Стр.4
3.Хозяйственные постройки. Стр.6
4. Сезонное зимнее жилище. Стр.11
5. Заключение. Стр.15
6.Использованная литература. Стр.16
1. Введение
Сколько домов имеет одна хантыйская семья? У охотников- рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом – особое жильё, а оленевод, куда ни приедет, ставит только чум. Любая постройка для человека или животного называется кат, хот. К этому слову добавляются определения: из какого материала та или иная постройка – берестяная, земляная, дощатая; её сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; иногда размер и форма, а также назначение – собачья, оленья. Одни из них были стационарными, то есть стояли постоянно на одном месте, а другие – переносными, которые можно было легко ставить и легко разбирать. Было и передвижное жилище – большая крытая лодка.
Сколько видов или типов построек создал за свою историю этот народ? Только жилых – более 30. Столько их описал в конце XIX в. У.Т. Сирелиус, первым заинтересовавшийся этим вопросом всерьёз. Кроме жилых нужны были хозяйственные сооружения, где могли укрыться животные, где готовили или хранили продукты и разный скарб. Их можно насчитать более 20 разновидностей. С добрый десяток наберется и так называемых культовых построек – священных амбарчиков, домиков для рожениц, для изображения умерших, общественных зданий.
Правда, некоторые постройки при разном назначении были схожи по конструкции, но все-таки их разнообразие поистине удивительно и до сих пор должным образом не объяснено. Несомненно, что архитектурная мысль народа была в постоянных исканиях и находила все новые варианты, сочетания уже известных форм, остроумно использовала скромный набор строительных материалов и творчески применяла опыт других народов.
2. Дом и очаг.
Жилая среда - важнейшее, но не единственное место, где живет человек. Форма жилищ и валов, мощность стен и покрытий зависели от строительного грунта. Поселения и жилища играли роль защиты людей от природных и социальных явлений. С этим связаны ориентировка жилища, форма входа и его местоположение относительно водоема, господствующих ветров, наличие дренажных канавок. Поселок неолита и бронзового века был огражден от диких животных рвом или частоколом, в конце бронзового, в раннем железном веке для защиты от набегов воинственных племен появляются укрепления.
Г.Новицкий писал, что остяк «в лютыя зимы время… в снегу или разселинах ледоватых утворяет себе жильё…». Как это делается? При ночевке в пути, особенно если охотник плохо одет, он делает снежную нору согым, по- другому, называющийся «куропачий чум». Снег на стоянке сбрасывается в одну кучу, и в ней с боку выкапывается проход. Внутренние стены нужно быстро закрепить, для чего их вначале немного подтаивают с помощью костра и бересты. Спальные места, т.е. просто землю, покрывают еловыми ветками. Ветки пихты мягче, но их не то что стелить- даже рубить нельзя; считалось , что это дерево злого духа. На Васюгане рассказывался случай об охотнике, который в ожидании духа настелил себе у костра еловых веток, а тому – пихтовых. Зажженные еловые ветки помогли отогнать духа, так как сильно трещали. Прежде чем лечь спать, вход в «куропачий чум» затыкают снятой одеждой, берестой или мхом. Если ночует несколько человек, то в снежной куче выкапывается широкая яма, которая накрывается всеми лыжами, имеющимися в группе, а поверх снегом. Как только снег замерзает, лыжи вынимаются. Иногда яму делают столь широкой, что для крыши требуется два ряда лыж и их в середине ямы подпирают столбами.
Более капитальными были постройки с каркасом из бревен. Их ставили на земле или выкапывали под них яму, и тогда получалась землянка либо полуземлянка. Следы таких жилищ археологи связывают с далекими предками хантов- еще эпохи неолита (4-5 тыс. лет назад). Основой таких каркасных жилищ были опорные столбы, которые сходились вверху, образуя пирамиду, иногда усеченную. Эта основная идея разрабатывалась и усовершенствовалась во многих направлениях. Количество столбов могло быть от 4 до 12; ставились они непосредственно на землю либо на невысокий сруб из бревен и по-разному соединялись вверху, покрывались цельными или расколотыми бревнами, а сверху землей, дерном или мхом; наконец, были различия и во внутреннем устройстве. При определенной комбинации этих признаков получался тот или иной тип жилища.
3. Хозяйственные постройки.
В поселениях ханты обычно отсутствует четкая планировка, улиц не было, семьи, близкие по родству, селились и сейчас селятся ближе друг к другу. В зимних селениях, расположенных в лесу или на краю леса, землянки, а потом избы были разбросаны поодиночке между деревьями, чтобы зверь и птица не боялись жилища.
В селениях у реки жилища были чаще всего вытянуты в линию по берегу, фасадами или выходами смотрели на реку. Между жилищами располагались хозяйственные строения: амбары, лабазы, вешала для сушки сетей, вяления рыбы, хлебные печи, дровяные чумы. Оград раньше не было, лишь изредка огораживали хлебные печи, «оленьи загоны». В глубине леса у каждого рода находились священные места. Сбоку от жилища или на краю селения, в лесу, в кустах находились особое место, куда бросали старую обувь, стельки от нее, разбитую посуду, изношенную одежду, детские люльки, мусор. У хантов до сих пор живет поверье, что из старых вещей появляется злое существо, которое может съесть человека
На традиционных поселениях рядом с жилыми стояли хозяйственные постройки: различные навесы и подставки для хранения сетей, нарт, лыж. Промысловый инвентарь, объемная зимняя одежда, шкуры, запасы пищи хранились в амбарчиках. Для того чтобы в них не проникли грызуны, на опорных столбах делали круговую зарубку. В лесу маленькие амбарчики ставили на одном-двух высоких пнях. Эти постройки напоминают избушки на курьих ножках из русских сказок. Для входа к ним прислоняли бревно с зарубками, а затем его убирали, иначе могли пробраться медведь или росомаха – любители чужих припасов. Спать в амбарах было не принято, так как считалось, что в них могут жить злые духи- людоеды. У кочевых оленеводов складами служили нарты, которые прежде оставляли на маршруте каслания, а теперь – у родственников в поселках для охраны от нечистых на руку людей из числа приезжающих «покорителей» Севера.
Содержание животных требовало построек и для них. Собаки летом сами рыли ямки и засовывали туда нос, спасаясь от комаров. Для защиты от дождя и снега им ставили наклонно половину долбленной лодки, строили двускатные либо конические шалашики из жердей, дощатые будки. Были специальные сооружения и для оленей – корали, избушки, навесы. Когда ханты в некоторых районах освоили разведение домашнего скота, то стали строить загоны и навесы для лошадей, стайки для крупного рогатого скота, овец и свиней. При этом использовались многие традиционные конструкции и приемы строительства.
Некоторые общественные, как бы сейчас сказали, мероприятия проходили в предназначенных для этого зданиях. В них собирали гостей и воинов, устраивали свадьбы и танцы. Неподалеку строили юрту для хранителей родовых духов.
О существовании специальных построек для почитаемых хантами духов известно из самых ранних источников. Так, Гр. Новицкий сообщает: «Гусь боготворимый идол их бяше… име(ет) скверное жилище в Юртах Белогорских при великой рыке Обе». Прочитав слово «скверное», мы должны помнить, что оно сказано миссионером, который занимался насаждением официальной религии – христианства- и поэтому нетерпимо относился ко всему, связанному с народными верованиями. Постройки, предназначенные для духов и поднесенных им даров, по конструкции напоминают хозяйственные амбарчики, а нередко последние сами служили хранилищами культовых предметов. Постройки эти ставили на краю поселения или на отдаленных священных местах.
В старых письменных источниках рассказывается и о больших зданиях, в которых проводились общественные культовые церемонии. Это, собственно, жилища, но большие. В них проводились моления и жертвоприношения, медвежьи праздники. Для хранения медвежьих черепов в лесу строили небольшие срубы на столбах.
Особые постройки связаны у хантов с рождением и смертью человека. На время родов женщина переходила жить в так называемый «маленький дом». Это избушка или чум, но меньших размеров. Невысокие дощатые, реже бревенчатые постройки, тоже своего рода «маленькие дома», ставили на местах захоронений – ака наземных, так и подземных. Там, где существовал обычай изготовлять изображения умерших, для них строили миниатюпрные дома или просто ящики на высокой подставке.
Как велики были традиционные поселения хантов?
Это мог быть и один дом, и селение пугол, курт «до ста домов», и городок- крепость вош, ват.
В фольклоре нередко рассказывается о женщине из одинокой избушки либо о герое, живущем с бабушкой и не видевшем с детства людей. Пожалуй, чаще всего селились вместе три-пять семей. Стационарные постройки обычно имели дверь со стороны реки, а переносные ставились ходом к подветренной стороне. Привычной была свободная планировка, поэтому и сейчас в стандартных поселениях люди иногда прокладывают тропинки, игнорируя плановую улицу.
Вот как описывается летнее поселение Синк- уры-пугол, расположенное на берегу р.Аган. «Место продувается ветром, и это хотя бы частично спасает от комаров. Здесь живут Айпины в двух домах: в одном родители с замужней дочерью, в другом семья сына. Первый построен из досок с опорными столбами, второй – срубный, с окном в крыше. Возле одного из домов – вешала для сетей и еще два навеса для просушки рыбы, а между ними – односкатная бревенчатая постройка с открытой передней стеной, около нее очаг для приготовления пищи. Неподалеку – подставка из жердей для деталей изготовляемой нарты. В стороне к лесу стоят шесть амбаров – по три на каждое хозяйство.
К зиме семьи переселяются на 3 км в глубину леса, на защищенный от ветра берег курьи Синк, отходящей от Агана у летнего поселения. Здесь имеется ограда-кораль с четырьмя проходами для оленей. Около него стоят недостроенный дом, две жердяные постройки для собак, хранилище для рыбы и хлебная печь. Внутри кораля на одном конце находится жилая постройка, ради которой мы и стремились попасть сюда, потому что теперь она – большая редкость. Это полуземлянка древнейшего типа с шатровой конструкцией из бревен, коридорообразным входом и окном в крыше; она покрыта мхом и огорожена, чтобы туда не забрались олени. Другой дом, с узкими сенями, срублен из бревен, но тоже древней техникой- в пазы угловых столбов. Около него- хранилище для рыбы. Напротив каждого дома у изгороди поставлены конусом бревна- запас дров. Невдалеке от этого зимнего поселения стоит остов чума, сейчас необитаемого».
Кроме того, были еще весенние и осенние поселения. Первые стремились устроить там, где есть осины, необходимые для изготовления долбленных лодок, а вторые- в тальниках, защищавших от ветра.
Что необходимо для любого поселения? Источник воды поблизости, дрова и ягель. При истощении сухостоя и ягельника люди переселялись и ставили новые избушки, в 10- 15 км от прежних. Вероятно, так шло постепенное освоение необжитых пространств и в древности.
Этот процесс не всегда шел мирно. Бывало, предки хантов заходили на уже обжитые территории или, напротив, к ним приходили чужаки, стремясь поживиться оленями, уничтожить мужчин и забрать женщин. Для спасения от врагов старались селиться в укромных местах, строили жилища с подземным выходом к реке. С давних пор предками хантов разрабатывались и система оборонительных сооружений. Укрепление городища найдены археологами у поселков Шеркалы, Перегребное, в других местах, но более всего- на Барсовой Горе вблизи Сургута. Самые ранние из них были весьма обширными- более 3000 м2.
Лучшее описание укрепленных городков дано С. Паткановым по героическим сказаниям южных хантов. В них называются конкретные места: Тяпар- вош около юрт Цингалинских на Иртыше, Емдер- вош около Ендырской протоки, Сонг- хуш- вош, вероятно, на р.Сыне и др. Обычно они располагались на высоком берегу реки, у места впадения в нее притока. С такого места хороший обзор на две реки, а со стороны горы он чаще всего защищен оврагом. Иногда создавали искусственный ров и вал. На валах строили деревянный частокол с воротами, а на реке- жердяные пристани для лодок. Попасть в городок можно было только по узкой тропинке со стороны реки. Такие укрепления спасали от нападений. Достоверно известные городки конца 16 века, как у с.Демьянского, оказали серьезное сопротивление русским казакам. В фольклоре упоминаются и ледяные крепости.
Итак, мы проследили путь от простого заслона до укрепленных городков. Он разрушает существующее представление о примитивности и однообразии хантыйских построек и селений. Да иначе и быть не могло: сложное переплетение природных и социальных факторов требовало многообразия жилищ и обустройств жизненного пространства.
4.Сезонное зимнее жилье.
Мы проживаем на территории Пуровского района, коренными жителями которого являются лесные ненцы. Их образ жизни нам хорошо известен. Но не все знают, что в верховьях р.Пяку-Пур, на водоразделе, где берёт своё начало р.Тромъёган (Небесная река), проживает народность ханты. Их культура, образ жизни, обычаи существенно отличаются от образа жизни лесных ненцев. Если у ненцев испокон веков основным жилищем является и остаётся чум,
то у хантов этих жилищ несколько. Они зависят от сезона года.
Нужно отметить, первые хантыйские жилища археологи связывают с эпохой неолита.
Сегодня вам представлен макет сезонного зимнего жилья.
Оно состоит из избы, лабазов для хранения продуктов и вещей, кораля(загона) для оленей, хозяйственного навеса для сушки дров, рыболовных сетей, одежды.
Подворье располагается по берегам рек или озёр. В настоящее время в связи с ухудшейся экологической обстановкой на лесных реках, ханты устанавливают подворья на берегах верховых озёр.
Жилая изба ставится дверьми в южную сторону. Это делается для защиты от холода. Зимой холодные ветры дуют в основном с северной стороны. И испокон веков у коренных народов есть поверье, что южная и восточная- стороны света, тепла , жизни. Северная и западная – стороны ночи, тьмы.
В строительстве избы используется в основном сосна средних размеров, в диаметре равная 15 см, чтобы бревно мог поднять один человек. Крыша покрывается молодыми соснами. Сейчас для покрытия крыши используется рубероид, шифер, листы металла. Следует отметить, укладка брёвен напоминает русскую избу. Размеры жилища зависят от количества проживающих в нём людей и могут колебаться от 12 кв.м до 30 кв.м.
В избе печка-буржуйка всегда устанавливается с правой стороны недалеко от входной двери. Окна расположены по одному с левой и с правой стороны дома, ближе к центру. Окна ставят небольшие, в целях экономии тепла. Северная половина дома всегда занята нарами для отдыха и сна.
В отличие от русской избы, в хантыйской нет чердака, поэтому нет потолка, а сразу идет крыша.
Хозяйственные постройки.
Кораль для загона оленей может быть установлен как справа от жилища, так и слева. То же самое распространяется и на установку лабазов.
Кораль (загон) в принципе напоминает собой огород. Строится он из вкопанных столбов, которые удалены друг от друга на 3-4 метра. Столбы соединены шестами до пяти штук по горизонтали. Шесты изготавливаются из молодого сосняка высотой до 5 метров. Раньше, когда не было гвоздей, для соединения жердей использовались ветки или кора молодого тальника, осины. Сырой корой тальника привязывали шесты к столбам. Когда тальник высыхал, то не уступал по крепости прибитому гвоздю.
Площадь кораля зависит от количества имеющихся у ханта оленей. В среднем площадь кораля составляет 260 кв.м. Туда входит до 70 оленей.
Хозяйственное назначение кораля заключается в отлове оленей на упряжку, ветеринарного осмотра, защиты от хищников в ночное время.
Лабаз представляет собой сказочную избушку на курьих ножках. Пни или столбы, на которые устанавливался лабаз, спасали содержимое избушки от грызунов, медведя или росомахи. Столбы вырезали таким образом, чтобы мыши не смогли забраться в лабаз (рис.1). Внутри избушки ставились перекладины, на них вешали одежду, продукты. Лабаз наглухо не утепляли, чтобы была хорошая циркуляция воздуха. Иначе одежда отсыреет. Лабазов обычно ставят два: один для одежды, другой для продуктов.
Хозяйственный навес, которого на данном макете нет, представляет собой два столба с покатой крышей. Они нужны для хранения и сушки дров, рыболовных сетей, одежды (рис.2).
У коренных жителей будки для собак обычно не строят. В сильные морозы для молодых лаек устанавливали маленькие шалаши, внутри которых настилали сухую солому, заготовленную заранее.
Особо нужно упомянуть о задней, северной стороне дома.
Так как там устанавливается священная нарта, это место считается «чистым». Здесь категорически запрещается ходить, играть, использовать в хозяйственных целях.
В священной нарте находятся хранители рода семьи, предметы использующиеся при молитве, ритуалах, обращении к богу. Рядом со священной нартой проходит жертвоприношение оленя богам. При переезде на другое место проживания священную нарту забирают с собой.
В настоящее время дополнительно строятся бани, деревянные туалеты, гаражи для техники. Возле жилища ставится электрогенератор. Избы освещают электричеством и используют современную электрическую бытовую технику.
Список использованной литературы.
1.А.В. Головнев «История Ямала» - изд. Тобольск, 1994г.
2.М.С. Бударин «Прошлое и настоящее народов Северо-западной Сибири» - изд. Омск, 1952г.
3.«Источники по этнографии Западной Сибири» - изд.Томск, 1987г.
4.«Ямало-Ненецкий национальный округ» - изд.Москва, 1965г.
5.В.М. Кулемзин , Н.В. Лукина «Знакомтесь: Ханты» - изд. Новосибирк ВО «НАУКА», 1992г.
6. Ямальский меридиан – Историко-культурный научно –популярный журнал №2 2004,№ 11 2007,№ 11 2005.
Мастер-класс "Корзиночка"
Зимний лес в вашем доме
Пейзаж
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Позвольте, я вам помогу