Исследовательская работа выполнена ученицей 2 класса, делаем "первые шаги в исследование". На районной научно-практической конференции "Я - исследователь" заняла 3 место, приняла активное участие в окружной нонференции, получила диплом. Материал можно использовать для бесед с учащимися, родителями.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 444.5 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту,
Догадайтесь, что за гений?
Ну, конечно же, … компьютер
Сегодня компьютеры стали частью нашей жизни. Современному ребенку ничего не остаётся, как жить в соседстве с такой привычной и обыденной вещью, как КОМПЬЮТЕР.
В моей семье тоже есть компьютер. Он привлекает меня обилием непознанного материала, огромным количеством игр: весёлых, шумных, захватывающих.
Мама с папой иногда говорят: «Сядь правильно!», «Хватит сидеть у компьютера!», «В эту игру тебе играть нельзя!». У меня возникла проблема: «А почему нельзя? Ведь мне интересно!!!» На что я получила ответ от папы, что «компьютер плохо влияет на здоровье человека, что не все игры полезны для детей».
Так что же такое компьютер – угроза для здоровья детей или современный друг и помощник?
И я решила провести своё исследование.
Тема исследования:
«Компьютер: наш друг или враг?»
Цель исследования: выяснить, о пользе компьютера в жизни человека и вреде, наносимом здоровью; об опасности компьютерных игр, их влиянии на детский организм.
Мне хотелось получить ответы на вопросы:
Я поставила следующие задачи:
Гипотеза исследования. Я предположила, что если мои одноклассники используют компьютер лишь для игр, и тратят на это занятие много времени, то при этом страдает здоровье учащихся, ухудшается зрение, портятся отношения с родителями, снижается качество учёбы.
Практическая значимость исследования. Материалы работы можно использовать при проведении уроков окружающего мира, бесед с учениками начальных классов, родительских собраний.
Изобретение компьютера. С момента появления на Земле человек ещё был вынужден постоянно считать. Житель каменного века обходился простейшими вычислениями. Как разделить убитого мамонта? Сколько кореньев запасти на зиму? Неужели у первобытного человека был персональный компьютер? Да, у каждого из нас он всегда под рукой! Это десять пальцев. А когда их не хватает, то и пальцы ног. Считать на пальцах просто и удобно. Только результаты вычислений хранить трудно. И тогда появились чёрточки на стенах пещер, зарубки на древках копий, узелки на верёвочках, камешки, косточки.
Древнегреческий абак |
Первым счётным прибором древности стал абак, в переводе «пыль» или «мелкий песок». На специальной доске раскладывали в определённом порядке камешки и, чтобы они не скатывались, посыпали доску песком. Знаменитый древнегреческий математик Пифагор считал счёт на абаке обязательным для математиков.
Постепенно «вычислительные машины» усовершенствовались. Косточки для счёта нанизали на нити. Получившиеся «бусы» натянули на рамку. Получились счёты.
Счёты |
В 17 веке замечательный французский учёный Паскаль изобрёл первую счётную машинку, которая называлась арифмометр. Она выполняла любые арифметические действия.
Арифмометр Паскаля |
Один из экземпляров этой машины был подарен русскому царю Петру I великим математиком Лейбницем. Умножение в ней осуществлялось многократным сложением, деление – многократным вычитанием. Это было великое изобретение для своего времени. Главный недостаток арифмометра – передвигать колёсики, устанавливать цифры, запоминать промежуточные результаты – всё это должен был делать человек.
В 20 веке механический арифмометр уже не поспевал. Где выход? Электрическая энергия – вот что помогло создать совершенно новые вычислительные машины. Так пришло время ЭВМ (электронно-вычислительных машин). Слово «компьютер» произошло от латинского слова, означающего «считать, вычислять». Они считали в 1000 раз быстрее механических счётных машин.
Но какими огромными были ЭВМ! Комнаты, в которых они размещались, напоминали гигантские залы, сплошь заставленные белыми шкафами. Несколько десятков тысяч электронных ламп обрабатывали огромное количество цифр. Но на смену лампам пришли транзисторы, и компьютеры стали размером с комнату. А нынешние персональные компьютеры с микросхемами легко расположить на письменном столе и даже в кармане брюк. Первые персональные компьютеры появились в 1976 году в США.
За последние десятилетия 20 века микрокомпьютеры проделали значительный путь в своём развитии, стали работать гораздо быстрее и значительно больше перерабатывать информации. Развитие больших вычислительных систем привело к созданию суперкомпьютера — суперпроизводительной и супердорогой машины, способной просчитывать, например, модель крупного землетрясения.
В конце 20 века человечество вступило в стадию формирования глобальной информационной сети «Интернет», которая способна объединить возможности различных компьютерных систем.
Для чего ученику компьютер? Сегодня во многих семьях есть компьютер. Как его применяют? Используют ли его для рабочих целей? Или только играют? Я провела опрос своих одноклассников. Вопросы анкеты
Анкета для учащихся Класс:___
а) недавно
б) давно
4. Умеешь ли ты работать на компьютере? Да, нет
5. Как часто ты работаешь на компьютере?
а) ежедневно,
б) 2-3 раза в неделю,
в) раз в неделю,
г) реже.
6. Сколько времени в день у тебя занимает работа на компьютере?
а) менее 1 часа
б) 1-3 часа
в) 3 часа и более
7. Нравятся ли тебе компьютерные игры? Да, нет
в) более 3 часов.
8. Насколько важен компьютер в твоей жизни и можешь ли ты обойтись без него?
Популярен ли компьютер у моих одноклассников? Сколько времени они тратят на них? Что думают дети о влиянии компьютера на человека?
В ходе исследования в своем классе (путем анкетирования) я пришла к следующим выводам:
Что же такое компьютер – новая угроза для здоровья детей или современный друг и помощник? Стоит ли отказываться от компьютера? Бояться ли его? Я думаю, что лучше постоянно выполнять простые правила! При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе занятий при работе на компьютере, он превращается в очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь.
Для пользователей компьютеров характерен жалобы на здоровье: резь в глазах, головная боль, повышенная нервозность, утомляемость, расстройство памяти, нарушение сна, выпадение волос, сухость и покраснение кожи, экземы и аллергия, боли в животе и пояснице, вызванные неправильной посадкой, боль в запястьях и пальцах, вызванная неправильной конфигурацией рабочего места.
При работе на компьютере человек имеет дело с активной зрительной нагрузкой: он рассматривает картинку на дисплее, считывает конкретные данные, символы, графики, читает текст, постоянно сосредоточен, так как принимает решения, от которых зависит его работа. Глаза человека, сидящего за компьютером, должны перестроится 15 - 20 тыс. раз в течение рабочего дня.
Мерцание экрана, наличие бликов и искажений, проблемы с оптимальным соотношением яркости и контрастности создают серьезные проблемы для глаз и мозга пользователя, что приводит к зрительному дискомфорту, рези, жжения в глазах, чувство «песка» под веками, боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз, покраснение глаз. Такие жалобы встречаются у большей части любителей компьютера, зависят от времени непрерывной работы за экраном. Особенно часто устают глаза у детей, поскольку их глаза и глазные мышцы, еще не окрепли. Неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером, чтение сверх меры требуют от молодых глаз серьезного напряжения.
Причины, которые влияют на зрение при работе с монитором:
• неправильно настроенная четкость и резкость изображения;
• неправильно настроенная яркость;
• мерцание изображения;
• наличие бликов.
Поэтому необходимо тщательно изучить возможности монитора и правильно настроить монитор.
Неподвижная напряженная поза в течение длительного времени работающего с экраном дисплея (сидя за компьютером, мы вынуждены принять определенное положение, и не изменять его до конца работы), приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставах. Это обстоятельство является причиной развития всех заболеваний позвоночника, возникающих у пользователей. В детском или юношеском возрасте, когда позвоночник ещё не окреп, постоянное нахождение за компьютером может привести к искривлениям позвоночника.
У меня один лишь друг, |
Для работы с компьютером, в основном используется мышь и клавиатура, однако эти устройства вынуждают человека совершать тысячи однообразных движений. Интенсивная работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук.
Работа компьютера сопровождается акустическими шумами, включая ультразвук, действие которых на человеческий организм до конца не изучено. Пока достоверно известно, что ультразвук негативно влияет на процессы обучаемости и памяти. Шум действует на барабанную перепонку, а в дальнейшем и на стволовые и корковые структуры мозга. Повышается тонус сосудов и, как следствие, артериальное давление, приводя, в конечном счете, к развитию гипертонической болезни еще в детском возрасте.
Интернет способен сделать нас социально изолированными, одинокими и способствовать возникновению состояния депрессии - таков неожиданный результат исследования, проведенного учеными. Исследование показало, что увеличение времени, проводимого в Интернет, сопровождалось снижением времени общения между членами семьи, сокращением числа друзей и знакомых, с которыми поддерживалась связь, а также усиления чувства депрессии и одиночества. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми дети ищут то, что им не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере...
Главный санитарный врач России Геннадий Григорьевич Онищенко запретил детям быть за компьютером более трех часов. Он подписал постановление, ужесточающее требования к безопасности условий труда для школьников. Они вступили в силу с 1 января 2010 года. В документе сказано, что труд ученика должен исключать повышенные нервно-психические нагрузки: как интеллектуальные, так и эмоциональные. Проще говоря, если вам нет 18-ти, то печатать и читать с монитора, разрешено не больше трех часов в день, а на просмотр фото-видео отпущено не больше двух. По мнению Геннадия Онищенко, эти меры помогут защитить неокрепшую психику ребенка.
Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет!
ХОРОШО
Компьютерные игры развивают у ребенка:
• быстроту реакции;
• мелкую моторику рук;
• визуальное восприятие объектов;
• память и внимание;
• логическое мышление;
• зрительно-моторную координацию.
Компьютерные игры учат ребенка:
• классифицировать и обобщать;
• аналитически мыслить в нестандартной ситуации;
• добиваться своей цели;
• совершенствовать интеллектуальные навыки.
Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.
Игры на компьютере - это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.
Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить числа по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «Молодец!», «Ты справился отлично!», это вызывает у ребенка восторг!
Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивались и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником. Уточним, что речь идёт об обучающих компьютерных играх.
А что же тогда ПЛОХО?
Плохо то, что при не соблюдении режима, компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру! Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.
Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. В семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наступивший век - эпоха информационных технологий. Отлучить нас – детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Учёные доказали, что при работе за компьютером, вырабатывается умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на экране появляется не то, что ожидал, которое поможет при решении более сложных задач. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно – главное следить, чтобы мы выполняли те правила, которых придерживаетесь вы наши родители, сидя за компьютером.
Данное исследование доказало, что компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера на организм пользователя. Последние исследования ученых показали, что не только компьютерная техника является причиной вредного воздействия на организм человека, но и неправильное ее расположение, несоблюдение правил работы и отдыха.
Мы пришли к выводу, что «общение» с компьютером необходимо, полезно в работе, облегчает поиск и работу с информацией, но требует жесткой установки рабочего времени и выполнения санитарно-гигиенических правил. Это важно, чтобы уменьшить отрицательное воздействие компьютера на детский организм.
ЛИТЕРАТУРА
Информационные ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
3D Action – в переводе с английского языка «действие» – это группа игр, объединенных признаком непосредственной активности игрока. Одним словом, «стрелялки-убивалки». Цель игры – уничтожение противников и собственное выживание. Игрок предстаёт от первого лица (изображение на мониторе того, что видит персонаж). Успех игрока в большой степени зависит от его скорости реакции и способности быстро принимать тактические решения. Действие таких игр развивается очень динамично и требует напряжения внимания и быстрой реакции на происходящие в игре события. При этом в качестве основного средства победы в игре, как правило, используется оружие.
Первоначально «экшен» был жанром западных фильмов — боевиков, позже он распространился на похожего типа компьютерные и видеоигры — аркадные игры (игры на приставках, автоматах для игр).
В категорию Action попадают шутеры.
Шутер — жанр компьютерных игр, в переводе с английского языка shooter «стрелок». В русском языке точного перевода для слова shooter нет. Сторонники русского языка используют выражение «стрелялка».
RTC – (Real Tactic Strategy) – это серия игр, объединённых по принципу жанра – военной кампании или мирной. Данные игры не имеют сценария, и развитие игры зависит от игрока. В них игрок выглядит, как военоначальник руководящий отрядом и базой, на которой он производит свою армию, или мирный вариант, когда вы являетесь строителем какого-либо города, устраиваете быт и благополучие виртуальной семьи.
Quest – в переводе с английского языка «приключение» – самые долгие по прохождению игры. В этой игре надо думать, искать, хорошо запоминать, иметь координацию. Игрок управляет одним или несколькими персонажами, отгадывая или решая головоломки на пути к цели игры.
Sport – «спорт» – спортивные игры (симуляторы).
Приложение 1 Как сохранить своё зрение. Работая за компьютером? |
Занимаюсь целый день, Что со мною?! |
Рекомендации врача офтальмолога помогут вам сберечь зрение!
Ученые также советуют в перерывах между работой за компьютером делать различные упражнения для глаз, массаж для глазных яблок. Также полезно смотреть в окно на предметы вдали. Самым лучшим отдыхом после напряженной умственной деятельности являются физические упражнения и прогулка на свежем воздухе.
Для снятия усталости нужно выполнить упражнения для глаз и мышц тела.
РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ
Совершайте движения глазами вправо-влево, вверх-вниз, круговые, по диагонали. Все движения нужно выполнять по часовой и против часовой стрелки.
Интенсивное поморгайте, зажмурьтесь.
Внимательно рассмотрите вдалеке какой-нибудь предмет, затем резко переведите взгляд на близкий предмет, через 2–3 минуты вновь посмотрите вдаль. Повторить 6–10 раз.
«Бантик»: не поворачивая головы, нарисуйте глазами бантик — переведите взгляд в правый нижний угол, затем — в левый верхний, в левый нижний и в правый верхний. Повторить 5–7 раз (в том числе и в обратном порядке).
Зажмурьте глаза, досчитайте до 10, а потом широко откройте их.
Закройте глаза, досчитайте до 10. Широко откройте глаза, поднимите вверх и не опускайте, пока снова не досчитаете до 10.
Не поворачивая головы, посмотрите влево. Досчитав до 10, переведите взгляд прямо, закройте глаза и снова досчитайте до 10.Повторите упражнение, смотря вправо.
Закройте один глаз, вторым старательно всматривайся в какую-нибудь точку в дальнем углу. Через 10 секунд расслабьте глаз. Повторите другим глазом.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С ГЛАЗ
Упражнение 1. Сидя за компьютером, примите удобную позу: расслабьтесь, не напрягайтесь; мягко, не спеша, выпрямите спину; закройте глаза, сомкните веки; с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой, не напрягая глаза; голову держите легко, без усилий; тело не напрягайте и выполняйте легкие наклоны головы: к груди, назад; по очереди к левому и правому плечу.
Упражнение 2. Закройте глаза и помассируйте пальцами, делая легкие круговые поглаживающие движения от носа наружу, надбровные дуги и нижнюю часть глазниц 20-30 секунд. Затем посидите с закрытыми глазами 10-15 секунд.
Упражнение 3. Посмотрите вдаль 2-3 секунд, затем переведите взгляд на кончик носа, замрите на 2-3 с. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 4. Поднимите руки вверх, напряженно разведите пальцы, напрягите все мышцы тела, задержите дыхание на 7-8 секунд. С поворотом тела «уроните» руки и расслабьте все тело на 7-8 секунд. Повторите 3-5 раз.
УПРАЖНЕНИЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Как избежать проблем с осанкой?
Следите за тем, чтобы во время работы за компьютером вы сидели на стуле прямо, удобно, плечи — расслаблены, спина опирается на спинку стула, а шея должна быть прямой, но ни в коем случае не вытянутой вперед. Это особенно важно, так как напряжение мышц неизбежно приводит к напряжению глаз и головной боли.
Проверьте или попросите родителей помочь: ПРАВИЛЬНО ЛИ СИДИТЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ?!
Подлокотники стула или кресла не должны подпирать локти и заставлять поднимать плечи. Необходимо, чтобы больше половины длины предплечий упирались на стол. Руки не должны быть на весу.
Высота стола должна составлять приблизительно 75 см (для человека среднего роста).
Под столом должно быть достаточно места для ног, чтобы их можно было вытянуть или согнуть.
Клавиатуру должна располагаться на уровне ниже груди, руки — лежать на клавиатуре согнутые в локтях под углом примерно 90°, плечи при этом расслаблены.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Советы родителям,
желающим уберечь детей от компьютерной зависимости
Солнечная система. Взгляд со стороны
Рождественские подарки от Метелицы
Как я избавился от обидчивости
Новый снимок Юпитера
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"