Нижегородское краеведение
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 35.41 КБ |
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Картина К.Е. Маковского «Минин на площади
Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»……………………………………………………….4
I.1. Замысел картины…………………………………………….4
I.2. Выбор сюжета картины……………………………………..5
I.3.Описание толпы……………………………………………….6
I.4. Крестный ход…………………………………………………7
I.5. Первый план………………………………………………….8
I.6. Фигура К.Минина………………………………………….9
Глава II.Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде……………………………………………………………….10
Глава Ш.Памятник Минину в Балахне…………………………….12
Заключение……………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………14
Приложения……………………………………………………………..15
Введение
«История назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием». Н. Карамзин |
Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги. В начале XIX в., после позора под Аустерлицем, император Александр I подписал мир с Наполеоном. Но мудрый дипломат Александр прекрасно понимал, что Франция все равно нападет на Россию. Нужно было готовиться к войне. Именно тогда на помощь государству снова пришли идеи Минина и Пожарского. 30 ноября 1806 г. император издает манифест о создании ополчения по примеру великих предков. К моменту нападения Наполеона Россия имела не только регулярные войска, но и 612 тыс. ратников-ополченцев, среди них были и нижегородцы. Было принято и другое, не менее важное решение. В целях воспитания патриотического духа, по совету царя Александра, президент академии художеств, граф Строганов, вводит в устав непременный раздел все воспитанники академии должны выполнять работы на патриотические сюжеты. Тогда появились работы с изображениями Дмитрия Донского, Александра Невского, Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского. В дореволюционные времена Минину и Пожарскому посвящаются исторические и художественные произведения, поэмы и гимны, живописные полотна. Морские просторы бороздят военные корабли имени героев. Не где-нибудь, а на Красной площади с 1818 г. возвысился знаменитый памятник Минину и Пожарскому, выполненный в бронзе скульптором И.Ф. Мартосом. Минуя его, в снежный промозглый ноябрьский день уходили на защиту Москвы от фашистской нечисти ополченцы в декабре 1941 года.
Цель нашей работы: дать характеристику памятников культуры в нижегородском крае, посвящённых ополчению под руководством Минина и Пожарского
Объектом исследования стали картина К.Маковского «Воззвание Минина», памятники в Балахне (скульптор О.Комов) и Нижнем Новгороде ( скульптор З.Церетели).
ГлаваI. Картина К.Е. Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям».
I.1. Замысел картины
Замысел картины ''Воззвание Минина'' относится к 70-м годам XIX столетия. Еще в XVIII веке по инициативе М.В. Ломоносова в Академии художеств предлагались темы из отечественной истории, в их числе и подвиг К. Минина. В начале 1870-х годов, в связи с неоднократным обращением нижегородцев возвести на его родине достойный памятник, общественность столицы обратилась к событиям эпохи Смуты. Президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович предложил художникам отразить также эту тему в живописи. К. Маковский, зарекомендовавший себя как мастер многофигурной композиции в картине ''Балаганы на Адмиралтейской площади'' (1869, ГРМ), решился на создание большого исторического полотна. Летом 1891 года Маковский приезжает в Нижний Новгород. Жизненные впечатления, полученные в старинном русском городе, окончательно утвердили в нем решение писать картину о Нижегородском ополчении и его вожде Кузьме Минине. Здесь, на месте событий, Маковский втягивается в атмосферу воспоминаний о ''делах давно минувших дней''. Хронографы, летописи, рукописные своды и другие историко-литературные источники, которые тщательно собирала Нижегородская губернская ученая архивная комиссия, сохранили для потомков много достоверного материала о начале XVII века. В них содержалось такое обилие подробностей, деталей, черт быта, особенностей речевого склада, что люди, жившие в отдаленную эпоху, их дела, помыслы обретали осязаемую реальность. Маковский работал с архивными документами как страстный ученый-исследователь. Это не могло, конечно, не сказаться на документальной убедительности будущей картины. Больше того, город преподнес Маковскому поистине бесценный подарок - вид Ивановского съезда, то есть наглядную, почти в готовом виде пространственную композицию картины. Это одно из самых запоминающихся по силе эмоционального воздействия мест города. Поднимаясь по съезду, все время видишь перед собой могучую в массе и величавую в очертаниях громаду кремля, которая по мере приближения нарастает в масштабе, нависает, подавляет своей мощью и вызывает трепет, уважение к пращурам, твореньям их рук, их богатырской природе. Художественная интуиция помогла Маковскому выбрать именно этот уголок Нижнего для изображения в картине. Прозорливый выбор! У историков тогда не было единого мнения о том, где происходило выступление Минина перед народом: на кремлевской площади перед Спасо-Преображенским собором, у Дмитриевской башни или на Нижнем посаде. Историки документально доказали, что нижегородцы собирались около съезжей избы, недалеко от церкви Николы на торгу. Маковский оказался прав, а его картина обрела подлинность исторического документа.
I.2. Выбор сюжета картины
Грандиозная историческая картина К. Е. Маковского «Воззвание Минина» находится в Нижегородском Художественном музее (1896) ( см.Приложение 1). На полотне размером сорок два квадратных метра Маковский изобразил выступление Козьмы Минина перед жителями Нижнего Новгорода. Минин обращается с призывом пожертвовать деньги и имущество на ополчение, которое освободит Русь от иноземных захватчиков. От первых эскизов до окончания работы прошло около двадцати лет. К. Е. Маковский неоднократно приезжал в Нижний Новгород, изучал здесь собрания русских древностей у местных коллекционеров — любителей старины, делал натурные зарисовки, писал этюды. Впервые полотно было показано на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Здесь картину видел молодой М. Горький, написавший о ней статью, в которой отмечал: «Толпа глубоко народна. Видишь, что это именно нижегородский народ»1.Подробности о деятельности Минина становятся известными только с осени 1611 года, когда прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена (либо от Троицкой лавры, в точности неизвестно). На созванном для обсуждения грамоты городском совете присутствовало духовенство и старшие в городе люди. В числе участников был и избранный в сентябре земским старостой Кузьма Минин. На следующий после собрания день содержимое грамоты было оглашено горожанам. Протопоп Савва убеждал народ «стать за веру», но гораздо убедительнее оказалась речь Минина. Богатый торговый Нижний Новгород, как и другие русские города, живет неспокойной жизнью: отдельные отряды врагов, что ''жестосердны, аки львы'', уже появлялись в предместьях и даже у стен города. Рыщут вокруг шайки мародеров-казаков. Некоторые города признали над собою власть Тушинского вора. В это тревожное, грозное время набатом прозвучали обращенные к нижегородскому люду слова земского старосты Кузьмы Минина: ''Московское государство и прочие грады большия и меньшия все разорены... Что в нашем богатстве? Токмо поганым зависть и аще приидут и град наш возьмут. А единому нашему граду устояти ли? Так положим все наше богатство и начнем собирати и ратным людям давати...''1. Нижегородцы решились на невиданное по тем временам дело: каждый двор отдает ''пятину'' - пятую часть своего имущества - на вооружение общенародного войска, способного противоборствовать врагу и освободить Москву. Был брошен клич по всей земле Русской. Со всех сторон шли в Нижний ратники. Народное ополчение, ''собра полки многие'', во главе с К. Мининым и Д. Пожарским, военачальником, ''искусным во бранях'', выполнило свою историческую миссию, избавив Отчизну от интервентов. Из сложного хода событий, связанных с Нижегородским ополчением, К. Маковский избрал для сюжета своей картины один из самых волнующих моментов - начало, зачин, первый взрыв народного патриотизма. Пламенная речь патриота нашла отклик в сердцах горожан всех возрастов, сословий и состояний. Маковскому в его картине прекрасно удалось передать тот дух единения, всеобщего воодушевления, героического подъема, что определил знаменательный поворот в судьбе всего народа.
I.3.Описание толпы
Состояние патриотического возбуждения выражено неоднозначно. Фантазия художника населила полотно огромным количеством типов, характеров, лиц самого разнообразного выражения, передала оттенки настроений и переживаний собравшихся на площади людей. Вот как они описаны М. Горьким в одном из очерков с Всероссийской выставки: ''Всюду, по горе, около Минина и его кафедры - толпа, волнующаяся, крикливая, охваченная огнем сознания своей задачи. Убогий нищий, с костылем под мышкой, срывает с своей шеи крест, и лицо его взволнованно, бледно. Здоровенный мясник, засучив рукава рубахи, готов хоть сейчас бить поляков, мускулы голых рук напряжены, лицо зверски свирепо, изо рта, должно быть, летят ''крылатые слова''.1 Парень с глупой, круглой рожей сует Козьме кожаную кису. Вершник пробивается сквозь толпу, окутанную облаком пыли и льющуюся широким потоком из ворот башни старого, видавшего мордву и татар, кремля, крепко осевшего Козьмы икону в ризе, татарин в малахае смотрит из-за чьего-то плеча испуганными, но любопытными глазами на оратора-мясника; белоголовая девчоночка, держась сзади за шубейку матери, несущей к бочке свои платья, улыбается блеску кубков и братин, лежащих на земле. Отовсюду тащат яркие платья, ларцы, посуду из серебра; штоф, парча,
.1 Горький М. Собр. соч. В 30 т. Т. 23. 1950. С. 235-236.
шёлк валяются кучами под ногами людей. Красавица боярыня с жгучими глазами и матово-бледным лицом вынимает серьги из ушей, неподалеку от нее какой-то странник - плут и пьяница, судя по его лисьей роже, - подняв к небу руку, важно проповедует что-то. Позади Минина молодой стрелец, взмахнув в воздухе тяжелой секирой, орет во все горло, и глаза его налиты кровью... Всюду возбуждение страшное, и выражено оно - на мой взгляд - ярко... Толпа глубоко народна. Видишь, что это именно нижегородский народ; весь Нижний встал на ноги и рычит и мечется с силой ужасной, готовый все ломить сплеча''1.
I.4. Крестный ход
В основу картины положены были подлинные факты. Однако детальных сведений о событии сохранилось немного. Чтобы быть в своей работе по возможности достоверным, художник переводит в образную ткань произведения имевшийся в его распоряжении конкретный материал. Так, с исторически точными подробностями изображена сцена в правой части холста: из деревянной церкви Иоанна Предтечи идет крестный ход с чудотворной иконой Казанской Богоматери. Эту икону послал на сохранение в Нижний патриарх Гермоген. Как некогда шли русские войска на Куликово поле с Донской Богоматерью кисти Феофана Грека, так символом победы русского оружия над польскими интервентами стала Богоматерь Казанская, которая сопровождала ополчение вплоть до решающего сражения - штурма Московского Кремля 22 октября (4 ноября) 1612 года. Еще одно имя подсказали Маковскому исторические предания и летописи - имя незадачливого воеводы Нижнего князя Звенигородского. Перед лицом опасности он не смог найти в себе такой нравственной силы, которая помогла бы ему сцементировать волю народа, сплотить его в единый боевой организм. В картине художник не случайно помещает его рядом с Мининым. Воевода стоит в задумчивой позе, и несложно понять его мысли: народ внимает не ему, боярину знатному, ''древних кровей'', а слушает ''мужа родом не славна; но смыслом мудра»2. Боярин - один из немногих драматически насыщенных образов произведения, разработан он с психологической тщательностью и глубиной. В многолюдном холсте его не сразу обнаружишь. Будучи слишком заметным, он бы внес диссонирующую ноту в общий настрой. Но найдя и ''прочтя'' его, понимаешь, сколь важную роль
.1 Горький М. Собр. соч. В 30 т. Т. 23. 1950. С. 235-236.
2. ДНГУАК СПб., 1911. Т. 11. С. 429.
играет этот персонаж в картине, по контрасту акцентируя демократические черты главного героя - Минина - и высветляя основную идею произведения - народный характер движения.
I.5. Первый план
Остальные персонажи густонаселенного полотна созданы воображением художника. Чтобы выделить некоторых из них, Маковский в общем потоке действия делает композиционные остановки, вводит пространственные паузы, замедляет движение текущей массы к переднему краю, который ''прочитывается'' зрителем в первую очередь. Разбивая толпу на группы, он приемами сопоставления показал разные слои населения, что ''по пожиткам и промыслам'' участвуют в общенародном деле. В этом отношении особенно интересно построен первый план - своеобразный пролог к картине.
Зажиточный купец в шапке-мурмолке и кафтане зеленого бархата с воротником-козырем показывает своим холопам, куда положить богатые приношения: расшитые жемчугом одежды, дорогие ткани, золотые и серебряные чаши и кубки. Его жена в кокошнике с жемчужной поднизью держит в руках ларец с драгоценностями. А рядом с ними простой мастеровой. Вклад его значительно скромнее, чем у купеческой четы, но не менее ценный, ибо на алтарь Отечества он готов положить плод своих многодневных трудов - тонкой, затейливой работы сундучок-поставец. Справа изображены две нижегородки, которые принесли на площадь все свое достояние. У присевшей отдохнуть пожилой женщины - это хранившиеся в туесе заветные сбережения: ''черный день'' для нее и для Родины настал. Позади нее порывисто вбежавшая на площадь молоденькая девушка прижимает к груди кокошник - свой праздничный наряд. Центр первого плана свободен от фигур. На земле беспорядочной грудой лежат дары, как поется в старинной песне, ''удалых молодцов, нижегородских купцов'', что умели так ловко торговать с заморскими гостями: ткани, кубки, братины, квасники, иконы в дорогих окладах. 1
1Нестерова Е.В. Константин Егорович Маковский. СПб., 2003.
I.6. Фигура К.Минина
Предметы-''образы'' активно участвуют в раскрытии содержания произведения и выполняют другую функцию: они являются зрительным ''мостиком'' от первого плана к главному, где находится смысловой центр полотна - фигура К. Минина. Помещенный чуть ниже пересечения главных диагоналей, в наиболее композиционно напряженном месте холста, он выделен из общей массы. Минин - первый среди равных, главный герой, вождь, выразитель дум и чаяний народа. И вместе с тем он в гуще толпы, слит с народом, он плоть от ее плоти, один из многих. Пожалуй, самая большая удача картины - образ Минина, наделенный индивидуализированными чертами, внешней и внутренней силой, которая достается в удел немногим - богатырь физически и духовно. Экспрессия позы и жеста Минина - кульминационная точка в выражении настроения и состояния окружающих его людей. Рядом с центральной группой, отмеченной пафосом высоких гражданственных чувств, художник для драматургического контраста поместил сценку, решенную в более прозаическом аспекте, с юмором, по-житейски правдиво. Сидящий за столом дьяк записывает приношения и, хитро посмеиваясь, глядит на не слишком тороватого боярина, который не спешит раскошелиться. В многолюдной картине, где только портретно решенных персонажей свыше ста, не все одинаково удалось художнику. Много фигур введено в картину для ''массовости'', сюжетного разнообразия или просто занимательности. Их психологическая сопричастность к общему действию весьма относительна. Так, откровенно позирует стоящая неподалеку от Минина боярышня в кокошнике, вынимающая из ушей сережки. Это одна из многочисленных ''жгучих красавиц'' Маковского, каких можно встретить и в других полотнах художника. Но в целом Маковскому удалось передать некий пульс в общем порыве чувств, что позволило ему связать все, казалось бы, нагроможденные фигуры в единую массу - создать образ народа и передать его духовную силу.
Глава II . Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде
работы Зураба Церетели
Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде работы Зураба Церетели - точная, но уменьшенная копия московского монумента - установлен под стенами Нижегородского кремля у церкви Рождества Иоанна Предтечи. С паперти именно этой церкви в 1611 году земской староста Кузьма Минин произнес свое знаменитое воззвание, в котором призвал нижегородцев собрать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. Памятная надпись на постаменте гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Появление памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде - это восстановление исторической справедливости, потому что изначально оригинальный памятник планировалось установить у Нижегородского, а не у Московского кремля, а сооружали московский памятник на деньги нижегородцев.
16 декабря 2004 г. Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября.В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». В ополчении, собранном Мининым, объединились «русские люди, поволжские и сибирские татары, башкирские и марийские стрельцы, мордовские и удмуртские ратники». Потому и назван праздник Днем народного единства. В 2005 г. в рамках празднования в Нижнем Новгороде Дня народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи состоялось открытие памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который является уменьшенной копией памятника, установленного на Красной площади в Москве. Обещание сделать копию памятника и подарить ее Нижнему Новгороду мэр Москвы Юрий Лужков дал еще шесть лет назад экс-губернатору Нижегородской области Ивану Склярову во время подписания соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. И вот теперь с приходом нынешнего нижегородского губернатора Валерия Шанцева в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
__________________________________________________________________
1ru.wikipedia.org.
2 http:// www.unn.runnet.ru/pic/ museum/ minin.jpg
состоялось торжественное открытие монумента на историческом месте. Памятник установлен на пьедестале у церкви Иоанна Предтечи ( см. Приложение 2). По заключению историков и экспертов, именно с паперти этой церкви Козьма Минин призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков.1
1nnov.org.
Глава III. Памятник Минину в Балахне
Создателем первого памятника освободителю земли русской Кузьме Минину – был выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина, скульптор Александр Колобов. В 1943 году Сталин, сделав ставку на патриотизм народа в борьбе с немецко-фашистскими войсками, решил призвать на помощь тени великих, русскую историю. В Горьком также решили поддержать этот патриотический порыв и объявили конкурс эскизов будущего памятника нашему земляку. На конкурс откликнулись многие скульпторы, однако Александр Колобов, имевший собственную мастерскую, несколько опередил их: пока остальные художники еще делали эскизы, он начал работать в материале, в рабочем эскизе, одним словом, пошел вперед. В результате памятник был сделан в течение нескольких месяцев (см.Приложение 3).
Памятник установили и торжественно открыли в ноябрьский праздник в 1943 году. Памятник в итоге получился замечательным, в нем было то, что молодой скульптор сумел передать образ Минина, таким, какого мы видим на знаменитой картине Маковского "Воззвание Минина. Художник сумел передать внутреннюю энергию человека, мужика, за которым пошли, характер. Этот памятник стал концентрацией самого смысла нижегородского подвига, ведь картина Маковского в то время была закрыта: она находилась во Дворце труда, и ее мало кто мог видеть.
В 1989 году памятник был перенесен в Балахну, на родину К.Минина, а на главной нижегородской площади в настоящее время стоит памятник работы скульптора Олега Комова.
В Балахне памятник Минину поставлен на месте первой остановки Нижегородского ополчения 1612 года. Восстановлен в листовой меди (скульптор А.Н.Горшков, фриз – В. Р. Маслов). 16 сентября 1990 года памятник был торжественно открыт, и теперь является центром всех патриотических акций района.
Ежегодно 21 мая, в День памяти К. Минина и 4 ноября, в День народного единства у памятника на пл. Советской собираются учащиеся школ, студенты, краеведы, гости из Н. Новгорода, чтобы почтить память нашего знаменитого земляка. Здесь вручаются мининские премии лучшим учащимся района. Отсюда отправляются в поход участники культурно-патриотической акции «Алтарь Отечества» ._________________________________________________________________
.1Захарова И. Памятнику – 60 // Рабочая Балахна.- 2003.- 4 ноября.
Заключение
С 2005 года день 4 ноября отмечается как новый всероссийский праздник- День народного единства. Дата выбрана не случайно: 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 г. вошло в отечественную историю как знаменательный день освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского в союзе с другими патриотическими силами. У этого праздника глубокие исторические корни. В честь освобождения Москвы в былые времена нижегородцы отмечали две даты — Память князя Дмитрия Пожарского и Память великого гражданина Кузьмы Минина. До революции 1917 г. в эти знаменательные дни городской голова приглашал почетных горожан в Спасо-Преображенский собор, где находилась гробница Кузьмы Минина. Там в присутствии членов городской думы, офицеров, чиновников, дворян, купцов, духовенства и именитых гостей совершалось богослужение. Затем в здании думы накрывался поминальный стол. Особый почет оказывался воинам-ветеранам, которым при большом скоплении горожан вручались подарки .В двадцатом веке эти традиции надолго были утрачены. Но в последние годы благодаря патриотическому движению общественности Нижнего Новгорода и Балахны празднование дней памяти героев народного ополчения стало возрождаться. С 2001 г. в честь подвига народного ополчения в Нижегородской области стали проводить культурно-патриотическую акцию «Алтарь Отечества». За прошедшие несколько лет стало уже доброй традицией, что с 1 по 4 ноября участники этой акции проходят по всему героическому маршруту ополчения. В 2005 г. в рамках празднования в Нижнем Новгороде Дня народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи состоялось открытие памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который является уменьшенной копией памятника, установленного на Красной площади в Москве.
Список литературы
1.ДНГУАК СПб., 1911. Т. 11. С. 429.
2. Галай Ю. В память нижегородского гражданина Минина //Нижегородская старина.-2001.- №4
3. Галай Ю. Несостоявшийся монумент //Земля Нижегородская.- 2006.- №44
4. Захарова И. Памятнику – 60 // Рабочая Балахна.- 2003.- 4 нояб.
5. Кирюхова Н. Наш земляк Кузьма Минин // Рабочая Балахна.- 2001.- 31 июля
6. Рябов А.Н. Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Памятники героям Нижегородского ополчения.- Саранск; Н. Новгород, 2005.-144 с.: цв. ил.- (Нижегородское ополчение)
7. Силаев Е. История памятника Кузьме Минину //Рабочая Балахна.- 1992.- 7 мая
8. Силаев Е. От благодарной России // Рабочая Балахна.- 1996.- 25 июля
9. Горький М. Собр. соч. В 30 т. Т. 23. 1950. С. 235-236.
10. Нестерова Е.В. Константин Егорович Маковский. СПб., 2003.
11. nnov.org.
12. http:// www.unn.runnet.ru/pic/ museum/ minin.jpg
13. ru.wikipedia.org.
Соленая снежинка
Сказка про Серого Зайку
Мастер-класс "Корзиночка"
Новый снимок Юпитера
Мороз Иванович