Работа выполнена учеником 10 класса Ворониным Дмитрием, автора заинтересовала тема меткости юных футболистов, провел исследование.
Вложение | Размер |
---|---|
формирование психомоторного качества меткости у юных футболистов_word.docx | 91.66 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
общеобразовательная школа-интернат № 6
среднего (полного) общего образования
г. Нижнего Новгорода
«Основы развития меткости, как двигательного качества юных
футболистов 11-13 лет»
Выполнил: Воронин Дмитрий
ученик 10 а класса
Научный руководитель:
Коробова Е.Ю.
учитель физической культуры
Н.Новгород
2012
Пояснительная записка
В нашей стране с каждым годом все большее внимание уделяется физическому воспитанию подрастающего поколения.
Министерство образования и науки Российской Федерации выступают за пропаганду здорового образа жизни.
Естественно, что в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в школе.
В каждой школе наверняка есть спортивный зал, спортивная площадка, где учащиеся с удовольствием занимаются физической культурой и спортом. Хорошо, когда можно выбирать из нескольких видов спорта, но мини – футбол, словно специально создан для школы, в него с азартом играют мальчишки и девчонки. Выход женского футбола на международную арену даёт основание привлекать к занятиям футболом не только мальчиков, но и в равной степени девочек.
У мини – футбола есть очень ценное качество – он универсален.
Систематические занятия ребят мини – футболом оказывают на их организм всестороннее влияние, у занимающихся совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие. Формируются такие положительные навыки и черты характера, как взаимопомощь, активность, умение подчинять личные интересы задачам, стоящим перед коллективом, чувство ответственности, стремление к достижению высокого результата.
В мини – футбол можно играть не только в школьном спортивном зале, но и на баскетбольной площадке или хоккейной «коробке». Практически можно с успехом использовать любое ровное место. Однако, несмотря на свою простоту, эта игра обладает рядом интереснейших особенностей, делающих её особенно привлекательной именно для школьников. Во-первых, здесь каждый игрок чаще соприкасается с мячом и участвует в общих игровых действиях; во-вторых, в мини – футболе забивается довольно много голов; в-третьих, во время игры мяч практически не покидает площадку, а игра проходит динамично, без вынужденных и утомительных остановок. Вот почему сегодня в мини – футбол с увлечением играют большинство школьников. Главным средством обучения и тренировки школьников мини – футболом являются физические упражнения. Таким занятиям посвящается значительная часть времени. Однако не надо забывать о тренировки меткости, но ей уделяется внимания незаслуженно мало. Так уж получилось, что в теории спорта это качество изучено и описано менее всего.
Меткость является далеко не самым последним по значимости качеством футболиста. Что же понимается под меткостью и можно ли её тренировать?
Меткость мы рассматриваем, как способность человека точно выполнять движения и поражать цель.
Если способность человека проявлять быстроту и силу, выносливость и гибкость достаточно хорошо изучены и разработаны методы их воспитания, то меткость осталась как бы в стороне.
Почему одни ребята более точны, чем другие, хотя и выполняют одни и те же упражнения?
Меткость в значительной мере наследуется (коэффициент наследуемости по разным данным находится в пределах 0,6 – 0,8). Для сравнения, в той же мере наследуется рост, гибкость, а сила значительно в меньшей степени. Меткость зависит от общей двигательной подготовленности, от тренировки в конкретном техническом приеме. Меткость, приобретенная в результате общей двигательной тренировке, а так же наследуемая – генерализована. Это значит, что тот, кто унаследовал более высокую степень меткости, будет более точен во всех движениях независимо от их характера. А вот меткость, которая достигается при помощи тренировки, очень специфична. Она проявляется в соответствующей степени только в том приеме и в тех условиях, которые были в тренировке. Если ученик тренирует удары по мячу ногой, то это не значит, что у него улучшится точность ударов головой. И так, возникла необходимость изучить, разработать и апробировать упражнения для развития меткости, как двигательного качества.
Эффективность решения оздоровительных, образовательных и развивающих задач физического воспитания при освоении учащимися игры в футбол во многом зависит от того, насколько учитель физической культуры хорошо знает основы данного вида спорта, владеет технологией обучения двигательным действиям, средствами и методами воспитания физических способностей.
Предлагаемые упражнения не имеют количественного выражения. Их дозировку педагог должен определить самостоятельно, исходя из физической и технической подготовленности учащихся, их возрастных и половых особенностей, а также наличия и состояния спортивных сооружений, учебного оборудования и инвентаря.
Методическая разработка направлена на формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, на воспитание моральных и волевых качеств, на формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения.
Актуальность
Одной из важных задач физического воспитания детей является развитие их двигательных функций и умение управлять своими движениями. Важную роль в решении этой задачи имеют упражнения на точность выполнения движений и поражение цели.
Каждая спортивная игра отличается своими характерными особенностями и правилами.
Футбол — популярная спортивная игра, доступная, зрелищная и увлекательная. В настоящее время футбол один из самых массовых видов спорта, как по количеству активно занимающихся, так и по количеству зрителей.
Футбол охватывает людей разных возрастов и разного физического развития. Особенно популярен футбол среди детей и подростков. Что связано с его относительной простотой и разнообразным эмоциональным содержанием.
Меткость одно из главных качеств футболиста, так как результат игры зависит от количества забитых голов. Это качество выходит далеко за рамки футбола и может вызвать интерес представителей других видов спорта, у пап и мам желающих своим детям спортивных успехов.
Работая над меткостью и меняя регламент нагрузки и отдыха можно развивать разные физические качества, которые в дальнейшем пригодятся в повседневной и трудовой жизни.
Объект работы- процесс формирования точности выполнения движений и поражение цели.
Предмет – методика развития меткости как двигательного качества детей 13-15 лет на занятиях футболом.
Цель- разработать методику тренировки меткости, дать теоретические основы системы воспитания этого качества.
Гипотеза раздела : предполагается что, применение специальной программы для развития меткости школьников на занятиях футболом позволит значительно повысить достижения на соревнованиях по мини-футболу, успешно выступать на олимпиаде среди школьников по физкультуре, использовать приобретенные навыки точности в других видах спорта.
Глава 1. Меткость, как двигательное качество
Знаменитый эрудит, многократный победитель интеллектуальных игр Анатолий Вассерман сказал: Футбол складывается из трех компонентов: сообразительность, выносливость, точность.
Результаты наблюдений, в которых были определены «вклады» точности в уровень мастерства в футболе позволяют утверждать, что точность по своему значению превосходит и быстроту, и силу, и выносливость.
Соотношение вклада двигательных качеств в уровень мастерства футболистов 12 -13 лет
Соотношение вклада двигательных качеств в уровень мастерства футболистов 14 -15 лет
| Соотношение вклада двигательных качеств в уровень мастерства футболистов 16 -17 лет |
В зависимости от возраста «вклад» различных качеств в уровень мастерства неодинаков. Например, в 12 лет выделяются скоростные, а в 14-15 лет скоростно-силовые. Но независимо от возраста ребят больший «вклад» в уровень их мастерства вносит меткость.
Есть много примеров, говорящих о том, что звезды футбола именно благодаря своей точности выделялись уже в юношеском возрасте. Мишель Платени, лучший футболист Европы, в детстве, не отличаясь физическими данными, превосходил своих сверстников в точности выполнения технических приемов.
С возрастом окрепнув физически, он прежде всего продолжал выделяться высокой точностью.
Эдуард Стрельцов в молодости обладал не только прекрасными физическими качествами, но и высокой точностью (меткостью). Со временем потеряв былую скорость, выносливость, он сохранил удивительную точность и благодаря этому оставался классным игроком.
Меткие от природы игроки в неожиданно возникающих, разнообразных ситуациях имеют преимущество перед теми, кто не обладает ею от природы. Меткость в значительной мере наследуется также, как и рост, гибкость, сила.
Как определить уровень меткости у детей?
Сделать это просто. Предложите ребятам выполнить несколько заданий на точность движений, но таких, которые раньше им не были хорошо знакомы. Этим мы поставим всех в равные условия. Например, метание теннисного мяча в мишень; набрасывание различных колец на стержни; броски футбольного мяча в горизонтальную цель. Особенно показательны метания с разными траекториями: навесными и не навесными.
Точность футболиста может быть замечена не сразу. Есть ребята от природы меткие, но они не всегда ярко проявляют себя поначалу.
Точность движений, как впрочем и многое другое, зависит от созревания, что связано с возрастом. Не все может точно выполнить ребенок, если его двигательный аппарат не «созрел» для определенных движений. Одни движения ребята лучше осваивают раньше, а другие позднее. Но если не научить ребенка своевременно определенным навыкам, трудно, а иногда и невозможно впоследствии наверстать упущенное.
Есть благоприятные периоды времени для обучения различным движениям и периоды, когда оно затруднено.
Можно выделить три периода, не имеющих достаточно четких границ между собой:
В технических приемах точность может развиваться не сразу. Это зависит от созревания двигательного аппарата и от способностей к обучению.
Глава2. Возрастные особенности быстроты и точности движений
Выполнение технических приемов требует определенного уровня физических качеств. Поэтому целесообразно рассмотреть, как точность с ним связана.
Во время технических приемов игроки обязаны быть точными, а это будет зависеть от того, насколько физические качества (быстрота, сила, гибкость и др.) футболиста соответствуют требованиям выполнения приема.
Для ведения мяча на высокой скорости прежде всего нужно уметь быстро бегать без мяча. Для выполнения длинной передачи, и при том точной, необходимо иметь достаточную силу, чтобы добить мяч на большое расстояние. Нужна соответствующая выносливость, позволяющая игроку выполнить в тренировке точности большой объем повторений.
Подбор упражнений должен происходить с учетом уровня подготовленности и развития физических качеств.
Рациональное распределение требований к упражнениям, учитывающее физические возможности детей, должно строиться на основе знания возрастных особенностей, динамики точности технических приемов и благоприятных способностей.
Ребятам было предложено задание на точность, быстроту и точность одновременно.
Футболисты в возрасте от 11 до 17 лет выполняли:
а) удары в ворота с 16-ти метров по неподвижному мячу без ограничения времени с установкой точного попадания в центр ворот;
б) передачи с 9-ти и 16-ти метров по неподвижному мячу без ограничения времени с навесной траекторией, с установкой точного попадания в горизонтальную мишень, расположенную на поверхности поля.
Если передачи выполнялись на короткое расстояние, то ребята уже в 11 лет достигают одинаковых показателей точности с 17-ти летними. Кучность попаданий практически одинакова в 11 и 17 лет. Это можно объяснить тем, что у 11-ти летних достаточно сил для нанесения таких ударов.
А вот в передачах на 16 метров с навесной траекторией и ударах в ворота с того же расстояния, требующих большего проявления силы, четко видно, что точность изменяется. Динамика точности ударов и передач с 16-ти метров напоминает возрастную динамику скоростно-силовых показателей.
Способность выполнять точно передачи растет параллельно росту скоростных качеств. К 15-ти годам наблюдается ухудшение результатов, что ярко проявляется при высоких требованиях к точности. Наверно, правильно будет объяснить такое обстоятельство особенностями возраста, теми процессами, которые свойственны периоду полового созревания.
Глава3.Основные этапы в подготовке юных футболистов
Выделим три основные этапа:
Какие конкретные цели должны ставиться и достигаться на этих этапах?
Глава4.Принципы тренировки меткости (точности)
Знаменитый футбольный снайпер Герд Мюллер долгое время поражал потрясающей результативностью. Вот чем он сам объяснял это: «… каждый день на протяжении 30-45 минут бью по воротам с небольшого расстояния из штрафной площадки». Иными словами, хочешь много забивать – много упражняйся, но не всякое повторение ударов сделает игрока снайпером.
Как и при каких условиях должна проходить тренировка?
Нельзя не согласиться с известным игроком и тренером С.Сальниковым, который писал: «… техника футбола совершенствуется в игровых условиях при сопротивлении, когда вырабатываются способности выполнять приемы в «неудобных обстоятельствах», преодолевая помехи противника и собственную усталость. Хорошо играть в футбол будет не столько тот, кто научиться всем приемам техники, столько тот, кто овладеет умением применять их в игре.
а) на повышение чувствительности;
б) на совершенствование техники;
в) на развитие функциональных возможностей, обеспечивающих точность.
I. Принцип первый – объем
В выборе объемов используют три подхода:
а) выполнение технического приема небольшими порциями с малым количеством повторений.
б) выполнение большого количества повторений одного технического приема длительное время без перерыва
в) выполнение большого количества повторений одного технического приема сериями, в интервалах между которыми проходит тренировка другого приема.
II. Принцип второй –специализированность
Под специализированностью понимается близость тренировочных упражнений к игровым условиям. Основными показателями ее являются:
Если хоть одно из данных условий не соответствует игровым, упражнение нельзя считать полностью специализированным.
Подбирайте упражнения так, чтобы не нарушать естественную координацию движений. Имитация полезна только на начальных этапах обучения для усвоения внешней формы движений.
III. Принцип третий – направленность упражнений
Все упражнения можно подразделить по преимущественной направленности воздействия:
а) на чувствительность (мышечную, суставную и зрительное восприятие);
б) на технику;
в) на развитие двигательного аппарата.
При подборе упражнений учитывайте их преимущественную направленность на чувствительность, технику, двигательные качества.
Для развития чувствительности ставьте задачи – «труднее основной».
При работе над техникой соблюдайте во всех отношениях принцип специализированности – «в тренировке, как в игре».
Развивая физические качества руководствуйтесь принципом «необходимого и достаточного».
Сказка "Колосок"
Самый главный и трудный вопрос
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Философские стихи Кристины Россетти
Выбери путь