Работа посвящена творческой деятельности тувинского национального ансамбля костюма и танца "Эдегей", который известен не только в Республике Тыва, России, но и зарубежом. Алдынай ставит вопрос: "Можно ли отнести ансамбль "Эдегей" к "Драгоценной жемчужине Тувы?"
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.docx | 14.76 КБ |
ansambl_tanca_i_kostyuma_edegey.docx | 50.07 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТУВА
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ г. КЫЗЫЛА
Муниципальное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 12 г. Кызыла
(МОУ СОШ № 12 г. Кызыла)
Научное общество «Геродот»
Можно ли назвать ансамбль танца и костюма «Эдегей» «Драгоценностью Тувы»?
Выполнила: ученица 10 «б» класса
Анжелика Анатольевна Ооржак
Научный руководитель:
Джалилова Р.Х.,
учитель истории
Кызыл, 2012
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I
Глава II
Глава III
3.1 Успехи и награды ансамбля танца и костюма «Эдегей»………………...15
3.2 Социологический опрос «Достоин ли «Эдегей» звания «Драгоценность Тувы»»?............................................................................................................... 15
Заключение……………………………………………………………………...17
Использованная литература…………………………………………………...19
Введение
«…Когда мы осмыслим свою роль
на земле, мы будем счастливы…»
Антуан Сент Экзюпери
Как много новых понятий вошло в нашу жизнь за последнее время. Сама эпоха, с ее ускоренными темпами, подмененными ценностями, не поддается одному охвату и рациональному объяснению, заставляет людей искать новые ориентиры. Все перемещалось: смена идеологий, начало нового тысячелетия, хаотический поиск ценностей жизни. Сегодня само понятие «цивилизация» рифмуется с агрессивностью и одиночеством. Теряются традиционные понятия….. Человек в растерянности, а жизнь, кажется, безучастно продолжает свое течение независимо от условий и происходящих перемен.
Одним из преобладающих ценностей нынешнего времени стали понятия «богатство» и «деньги». А вот понятия «искусство» и «культура», в смысле редкого и недостижимого, отошли на второй план...
И не зря это время является «упадком культуры» нравственных ценностей и духовных ориентиров.
В этих условиях важно эти ценности и традиции возродить. Воспитывая подрастающее поколение, показывая и демонстрируя с помощью театрализованного костюмированного действия уникальность нашей культуры, изучая древние истоки Тувы во времена скифов и гуннов, ансамбль танца и костюма «Эдегей» учит нас доброте и нравственности.
Актуальность моей работы заключается в том, что ансамбль всего за малые сроки смог добиться большого авторитета в культурной деятельности Тувы и смог завоевать внимание зрителей не только в России, за пределами страны, но и за рубежом. Меня, как исследователя, заинтересовало то, как добился такого ошеломляющего успеха ансамбль, учитывая то, что государство не оказывало ему поддержку.
Цель: исследовать и познакомиться с философскими основами тувинской культуры, полагаясь на жизненный опыт и творческую деятельность ансамбля, раскрыть роль «Эдегей» в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Задачи:
Методология:
Историография: На сегодняшний день монографий на исторические факты и исследования этой темы нет, так как ансамбль «Эдегей» ещё молодой, и находится в степени развития. Имеются только статьи и публикации, такие как: Газета «Танцевальный Клондайк» № 4,апрель,2003 г. - «Третья Международная церемония вручения премий лучшим хореографическим коллективам»; Журнал «Урянхай» № 4 октябрь 2005 г; Газета «Эдегей» № 1, май, 2006 г.; Газета «Эдегей» № 2, июль, 2006 г.
Глава I
Датой основания ансамбля танца и костюма «ЭДЕГЕЙ» считается октябрь 1999 г. Он был создан на базе общественного благотворительного «Фонда культуры Вячеслава Донгака». Ансамблю в этом году исполнится 12 лет. Единственный не только в республике, но и в России, авторский коллектив, который находится на самофинансировании.
Название коллективу искали долго - в течение года. Неожиданно руководителям понравилось слово «Эдегей». Это название местности в Барун-Хемчикском кожууне. Оно образовано от слова «эдээ», означающее подножие горы. [1]
Сегодня в составе коллектива более 350 детей от 5 до 20 лет. Но между ними не существует возрастного барьера, как часто бывает в других коллективах. Все они занимаются одним делом, помогают друг другу и считают себя одной большой семьей. В Эдегее можно понаблюдать, как старшие приветливо разговаривают с 5 летней малышкой или показывают ей какое-нибудь движение из танца.
Предложенная структура авторской школы ансамбля «Эдегей», где дети одновременно и ученики и артисты, отличается от традиционного образования в хореографическом классе, где, как известно, сначала долго учатся по специальным дисциплинам, а только затем танцуют.
Из словаря русского языка С.И.Ожегова значение слова «школа» применительно к «Эдегею» - это «выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт, или направление в области науки, искусства, или система обязательных упражнений»[2]. А применительно к методике ансамбля «Эдегей» его руководитель говорит еще как о совокупности двигательного, эстетического, эмоционального и соревновательного опыта.
Коллектив уже внес свой вклад в развитие туризма и экономики нашей республики. Объездив весь мир, ансамбль привлек внимание к Туве не только любителей искусства и культуры, но и инвесторов. Это объясняет их девиз: «Мы творчество посвятим народу своему», девиз, который отражает творческое кредо ансамбля Эдегей».
Руководителями ансамбля являются министр культуры РТ, основатель, дизайнер-постановщик, балетмейстер - Вячеслав Октяброович Донгак и его жена Кима Чозаровна Донгак.
История мировой культуры знает немало случаев, когда жены больших писателей, художников, композиторов были надежной, крепкой опорой своим мужьям. Но становились их тенью, полностью растворяясь в личности супруга. Киме Чозаровне Донгак это не грозит, потому что, работая с Вячеславом Октяброовичем в благотворном тандеме, они мыслят и творят как единый творческий организм.[3]
Художественный руководитель Вячеслав Донгак говорит: «Для меня очень важно, чтобы наши дети имели возможность работать и выступать наравне с профессионалами в лучших залах, ездили по миру, в результате чего узнавали как можно много хорошего, впитывая в себя все самое лучшее. Они такие наивные, чистые, любознательные, красивые, талантливые, с достоинством себя чувствующие. Они отлично развиваются, будут духовно богатыми людьми. Я счастлив тому, что это стало делом моей жизни. Моих маленьких артистов - эдегейчиков знают во многих странах мира, их с удовольствием ждут в любой точке земного шара»[4].
Все усилия руководителей детского ансамбля танца «Эдегей» по сохранению и дальнейшему развитию самобытной тувинской национальной культуры, того фундамента, без которой невозможно представить будущее любой нации, были направлены на умелое использование этого источника духовности и нравственности в эстетическом воспитании детей в творческом коллективе.
Они отражены в основных задачах «Фонда культуры Вячеслава Донгака»:
• Духовное и нравственное обогащение народа красотой искусства и гордостью за его культурные богатства;
• Пропаганда лучших национальных обычаев, традиций уникальной культуры среди молодежи, способствующих предотвращению социальных и межнациональных конфликтов;
• Ознакомление детей и молодежи мира бытом, культурой тувинского народа;
• Воспитание подрастающего поколения на основе великих заветов народной мудрости, национальной культуры и общечеловеческих ценностей;
• Целенаправленная работа в ансамбле и его творческие успехи, многочисленные победы на Международных конкурсах прививает у детей чувства патриотизма, любви и уважения к своему народу.
В рамках деятельности «Фонда культуры Вячеслава Донгака» и действует ансамбль танца и костюма «Эдегей».
1.3 Цели и задачи работы ансамбля «Эдегей»
Глава II
Эти цели реализуются с помощью специальной методике, используемой руководителями ансамбля.
Любовь к движению и танцу изначально существует в каждом ребенке. Поэтому учить искусству танца нужно с детства. Но вместе с тем, с первого урока дети должны уяснить, что танцы - дело серьезное[5].
Двенадцать лет назад, набрав детей 7-8 лет в первую студию танца, Вячеслав Донгак спрашивал себя, что он считает главным для вновь созданного коллектива, какую структуру школы эстетического воспитания определить и выбрать методику преподавания хореографии в детском ансамбле. Год работы с детьми помог определиться с выбором: нравственные ценности, творчество и позитивная мотивация.[6]
В самом юном возрасте у детей закладываются на базовом и подсознательном уровне примеры поведения, ассоциации между поступками и их оценкой окружающей средой. Детство оказывает колоссальное влияние на формирование моральных ценностей и принципов, личности ребенка в целом, поэтому прием детей в ансамбль «Эдегей» производится с 5 лет, где с ними занимаются по специальной программе В. Донгака.
В зависимости от индивидуальных особенностей кто-то начинает опережать своих сверстников. Задача педагога – подметить и суметь развить индивидуальные данные своих учеников. Для таких детей ставятся сольные или дуэтные танцевальные номера. Глядя на них, подтягиваются остальные малыши. Проходит время, и они становятся полноправными участниками ансамбля.
2.2 Репертуар ансамбля
Репертуар коллектива очень разнообразен. Основной целью в творчестве ансамбля В. Донгак считает – сохранить то, что досталось от древних предков - национальный фольклор Тувы, а также развитие национальной хореографии.
Творческая работа в коллективе приобщает детей к истокам национальной культуры, воспитывает в их душах понимание прекрасного, а главное прививает любовь к родине, к ее талантливому народу, гордость за ее культуру и за богатые традиции.
На втором плане стоит современное направление хореографии: джаз, модерн с элементами национальных движений – большой простор для эксперимента. Эстрадные танцы, танцы народов мира помогает детям познакомиться историей и культурой разных народов.[7]
За столь короткое время ансамбль стал гордостью республики. На данный момент без участия юных артистов ансамбля «Эдегей» не обходится ни один праздничный концерт. Везде внимание зрителей и жюри привлекают танцы с национальным колоритом. Одна из особенностей танцевального репертуара ансамбля «Эдегей» - это то, что в музыкальном оформлении хореографических композиций чаще всего присутствует народная песня и горловое пение.
Новое в репертуаре коллектива: Театр костюма под руководством опытного художника, педагога, дизайнера Вячеслава Донгака появился на базе ансамбля «Эдегей» почти одновременно с созданием ансамбля «Эдегей». Созданные коллекции наполнены нестандартными решениями, смелыми сочетаниями фактур, яркими идеями и особой подачей, настроением.[8]
2.3 Концертная деятельность ансамбля «Эдегей»
Со своим репертуаром они выступают и в Туве, и в России, и в культурных мероприятиях международного уровня.
Все программы ансамбля строятся как цельные представления, подчиненное одному замыслу. Глубокая основа лежит в каждом исполнении, именно поэтому любого зрителя покоряет красота, многообразие, богатство тувинского народного искусства.
Тувинские народные танцы
«Я категорически не согласен с версией, что у тувинцев не было танцев. Каждому народу присуща своя особая пластика, движения, они являются основой, на которой строится любая постановка. Вдохновляется на все: танец орла, олицетворение мужества и радости, победы, движения шаманов. В танце я стараюсь отразить прекрасную природу Тувы, пластичность тувинки»[9] - говорил Вячеслав Октяброович.
В репертуаре ансамбля: буддийская мистерия «ЦАМ» (танец масок); «Четкер ЦАМ» (танец масок из наскальных рисунков), народные танцы в обработке шаманского фольклора, народно-стилизованные танцы с использованием буддийской пластики, тувинские фольклорные и народные танцы и танцы народов мира, театрализованные костюмированные коллекции на этнические мотивы.
Балетные постановки ансамбля
С чего начинается балет?
Да, с литературного сценария, который содержит подробное изложение главных событий будущего балетного спектакля, описание портретов и характеров действующих лиц. С XVII века, с появлением первых балетных сценариев и постановок в театрах Европы, их называли словом «либретто» - от итальянского слова, которого переводилось как – «книжечка». Главное отличие балетных сценариев состоит в том, что их можно «пересказать» языком пластики, языком танца. Балетный сценарий выполняет несколько функций. Во-первых, это словесный проект балетного спектакля, который может стать основой для создания балетной музыки и хореографии будущего балета; во-вторых, его краткое изложение в театральной программке помогает зрителю лучше понять происходящее на сцене.[10]
В репертуаре есть три балетной постановки:
Модельное направление ансамбля «Эдегей»:
Со стороны кажется, что жизнь модели – сплошной праздник. Наряду со стереотипом: «модель – это легко и престижно», в обществе сложились стереотипы: «модель – это безнравственно» и «модель – это опасно». Как и любые стереотипы, подобные утверждения, как правило, не соответствуют действительности. Модель – это такая же профессия как и любая творческая профессия. И если в ней не совершенствоваться, то профессионалом не станешь. А трудиться приходится много. «Постоянно с ними находясь, вижу, что действительно все время следить за собой и поддерживать форму - труд нелегкий, мало того, затратный»[11],- говорит Айлана Донгак.
В репертуаре «Эдегей» имеется презентационный показ коллекций Национального Костюма этнических племен разных эпох, предков современных тувинцев, населявших территорию Центра Азии. Зритель знакомится с таинственной и загадочной Азией, блеском и роскошью национальных тувинских нарядов. Каждая коллекция представляет собой синтез древних верований и обрядов в современной трактовке. Уникальность коллекций заключаются в том, что каждый костюм из любой коллекции эксклюзивен, где натуральный материал гармонично сочетается с натуральным камнем, бисером, бусами, мехом, перьями:
Коллекция «ШАМАНКА – КУУ», создана по мотивам шаманского фольклора с использованием атрибутов шаманизма и масок - петроглифов Мугур-Сарголы, а также коллекция «НОСТАЛЬЖИ» изготовленная с соблюдением всех традиций национального костюма, завоевали ГРАН-ПРИ двух Международных конкурсов среди театров моды. Тува родина многих племен – кочевников: скифов, гуннов, тюрков, уйгуров… Они, прежде всего, воспевали воинскую доблесть. От древних предков остались сказочные мифы. Легенда о девушке – богатыре вдохновила автора рождению коллекции стилизованных национальных костюмов «КАН-КЫС». Специально для I Международного конкурса Мода монголов мира «Торгун зам» разработана и изготовлена новая коллекция «ЗАГАДКА АЗИИ». В номинации «Современный костюм » за целостность коллекции, общий облик и стиль, а также оригинальное решение этнической направленности, по сложности технологии обработки изделий - коллекция получила ГРАН-ПРИ и золотую статуэтку АЛАН-ГУА. Для участия в культурной программе V съезда малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока разработана и изготовлена коллекция «ТОДЖИНСКИЕ МОТИВЫ». Частично изготовлена коллекция «СУБУДАЙ-БАГАТУР и его двор» (XII век), которая включает в себя 9 женских костюмов под рабочим названием «Урянхайский». Готовятся к пошиву 7 мужских воинственных костюмов той эпохи. Костюмированное театрализованное представление посвящено нашему прославленному предку – талантливому полководцу Чингисхана – урянхайцу СУБУДАЮ. Впервые в Туве разработаны и изготовлены коллекция детских стилизованных костюмов «ХАНСКИЕ ДОЧЕРИ». Для участия в Международных конкурсах в Монголии и Китая созданы коллекции: «ВЕЛИЧИЕ СТЕПЕЙ» и «ФАНТАЗИИ ВОЙЛОКА». Коллекции «СКИФСКИЕ ПРИНЦЕССЫ», «ПОР-БАЖЫН» созданы на основе одеяний Аржаан-2 и легенды о китайской принцессе НИНГО. Готовится к пошиву коллекция традиционной национальной одежды тувинцев XIX века.
Глава III
3.1 Успехи и награды ансамбля танца и костюма «Эдегей»
Творческие успехи, которых добился коллектив – итог большой работы. Каждая постановка – поиск, эксперимент, преодоление трудностей, шаг к новому.
Ансамбль принимал участие в культурной программе Всемирных юношеских игр стран СНГ и Балтии в г. Москве в 2002 году; работали на крупных площадках г. Москвы; приняли участие в фестивалях и конкурсах в Киргизии, Казахстане, Турции, Монголии, Китая, Болгарии, Венгрии, Чехии, Белоруссии, Италии, Франции; королевстве Монако, Германии, Голландии, Бельгии, Испании, США. Участвовали в Марафоне регионов России в г. Сочи и в дальнейшем примут участие в ХХII зимних олимпийских играх 2014 года в Сочи.
3.2 Социологический опрос «Достоин ли ансамбль танца и костюма «Эдегей» звания «Драгоценность Тувы»»?
Я, как исследователь, считаю, что ансамбль танца и костюма «Эдегей» достоин, быть «Драгоценностью Тувы», ведь действительно мало таких ансамблей, которые смогли завоевать восхищение и любовь населения республики за такой короткий срок.
Я решила узнать, какой процент людей будут согласны со мной в том, чтобы признать ансамбль танца и костюма «Эдегей» «Драгоценностью Тувы» и провела социологический опрос «Достоин ли ансамбль танца и костюма «Эдегей» звания «Драгоценность Тувы?»». Я составила анкету из следующих вопросов:
1. Знакомо ли вам творчество ансамбль танца и костюма «Эдегей»?
2. Известно ли вам, какими достижениями обладает ансамбль «Эдегей»?
3. Как вы считаете, достоин ли «Эдегей» звания «Драгоценность Тувы»?
Моими респондентами стали жители города Кызыла- 100 человек.
Социологический опрос показал, что на вопрос «Знакомо ли вам творчество ансамбль танца и костюма «Эдегей»?» оказалось, что 80% жителей знают об ансамбле, а на вопрос «Известно ли вам какими достижениями обладает ансамбль «Эдегей»?» ответило лишь 60% из всех респондентов.
На вопрос «Как вы считаете, достоин ли «Эдегей» звания «Драгоценность Тувы»?» вместе с жителями города, я решила опросить и самих участников ансамбля «Эдегей». Согласились со мной 80% из всех опрошенных.
Заключение
По словам руководителя ансамбля, Кимы Чозаровны Донгак: «Цель достигнута!!! Вот уже последние 5 лет «Эдегей» стал известным в странах Европы. Это говорит о том, что мы правильно работали, сделали все, что нужно для достижения своей цели и шли в правильном направлении. Конечно, будет слишком громко сказано, если скажу, что мы повлияли на всю культуру Тувы, но лично я считаю, что мы каким-то образом оказываем влияние на развитие культуры нашей республики. Мы показали, что без поддержки государства можно способствовать саморазвитию, что послужило стимулом для остальных…».
Концепция данного глобального проекта для общественного Фонда, создание авторской школы балетмейстера Вячеслава Донгака, предполагает содействие государству над решением эстетических и духовных задач при воспитании детей, расширяет возможности по выявлению и поддержке талантливых детей. Анализ творчества и деятельности детского ансамбля «Эдегей» позволяет мне подвести итог о том, что детское творчество в Туве успешно развивается и у нее прекрасное будущее. Более того, я убеждена, что любые затраты, направленные на развитие культуры, обязательно окупятся. Не деньгами, а новым поколением людей, которые вырастут на идеях красоты, добра и жизнелюбия. Они не смогут не любить свою землю, значит, будут работать на ее благо.
Духовно-нравственное обогащение народа красотой искусства и гордостью за его культурное богатство составляют целую философию, которая учит нас любви к национальному костюму, танцам, любви к своей культуре. Таким образом, философскими обоснованиями деятельности «Эдегей», являются воспитание этике и эстетике, любовь к малой Родине, уважение к своим традициям и обычаям, экологическое воспитание и главное стремление сохранить и передать нынешнему и будущему времени ту прекрасную культуру нашей Тувы.
Своей цели я достигла. С большим интересом, исследуя историю ансамбля «Эдегей», я выявила для себя несколько выводов о том, что:
Использованная литература
Основная
Дополнительная
Словари
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
[1] Газета «Эдегей» №1(5) 2006.-С.3
[2] Словарь русского языка С.И.Ожегова./Под редакцией Н.Ю.Шведовой – 18-е изд., - М.:1986.-С.779.
[3] Сайт «Театра танца и костюма Эдегей» http://www.edegej.ru
[4] Журнал «Урянхай» №4(10) 2005г. – С.12
[5] 5.Газета «Танцевальный Клондайк» № 4(4) 2003. «Третья Международная церемония вручения премий лучшим хореографическим коллективам».-С.4
[6] Газета «Эдегей» №2(7) 2006.-С.3
[7] Газета «Эдегей» №1(5) 2006.-С.6
[8] Газета «Эдегей» №2(7) 2006.-С.4
[9] Интервью Вячеслав Донгак 28.10.2011
[10] Детский планетарный журнал «Фонарик» спец. выпуск 2001.-С.9
[11] Интервью Айлана Донгак 18.11.2011
Рождественский венок
Кто самый сильный?
Почему Уран и Нептун разного цвета
Четыре художника. Осень
Что есть на свете красота?