В исследовательской работе рассказывается об истории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Начальная общеобразовательная школа № 4" города Мариинска.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_shkoly_v_kotoroy_ya_uchus.docx | 38.92 КБ |
Школа, ты не старишься, никогда не старишься.
И шумят под окнами те же тополя.
Школьной дружбой связаны школьные товарищи,
Школьные товарищи и учителя.
Что такое для меня школа? Это не просто здание, это целый мир, который требует познания и осмысления; это люди, при общении с которыми ты развиваешься и образовываешься, будь ты, учитель, родитель, ученик…
Сегодня я хочу рассказать о школе, о самой лучшей школе на свете, о школе, в которой я учусь!
В городе огромном среди множества школ
Есть одна такая, в которую я учиться пришёл.
Есть одна такая, в которой мне учиться, друзья!
Есть одна такая, без которой нельзя!
Есть одна такая, но впрочем всего не учесть,
Школа четвёртая такая есть!!!
В дореволюционной России забота властей о просвещении была на последнем плане. Царизм сознательно держал народные массы в темноте и невежестве. И Мариинск не являлся исключением.
Первым учебным заведением в Мариинске было открытое в 1870 году трёхклассное мужское училище (училище – сейчас как начальная школа). Первый класс состоял из 3-х отделений (1-е, 2-е, 3-е). В первом классе обучались три года, во втором и третьем по году. Это училище обслуживало и весь уезд. Готовило оно мелких канцеляристов и приказчиков.
В 1906 году это училище преобразовали в самостоятельное городское мужское приходское училище. Оно было одноклассным с тремя годами обучения. Сначала новое училище помещалось на первом этаже Городской Управы на улице Гандатьевской( ныне Советская). Но, что это была за школа? Лабиринтик комнат, закоулков с деревянными подпорками. На втором этаже помещалась Управа. Сквозь тонкий потолок постоянно слышался топот ног.
К началу 1908-1909 учебного года это училище было переведено в новое здание на улице Береговой (ныне Рабочая).
Это было началом истории школы № 4.
Здание было построено частично на средства, пожертвованные купцом Федуловым, жившим в то время в г. Томске. «Пожертвование» городу средств было платой за присвоение Управой Федулову звания « Почётного гражданина города Мариинска». Это звание окупалось немалой прибылью в коммерческих делах купца Федулова.
Санитарно-гигиенические требования к школьным зданиям не волновали тогда «отцов города»: окна были подняты над полом метра на полтора. «Чтобы дети не били стёкла»,- рассуждали дельцы Управы. Но это здание с его неудобствами и неприспособленностью было первым специальным зданием для начальных училищ в г. Мариинске. В школе изучались русский язык, грамматика, правописание, чтение, развитие речи, арифметика и закон божий, который преподавал или священник, или «благонадёжный» учитель, которому доверяла церковь. Истории, географии как предметов не было.
В этой школе проходили педагогическую практику гимназистки прогимназии, которых готовили для учительской работы в сельских школах.
Хочется добрым словом вспомнить учителей, начинавших свою педагогическую деятельность ещё до революции. Первый заведующий училищем (школы №4) - заслуженный учитель школы РСФСР Перетятько Афанасий Филиппович. Он вспоминал «До Великой Октябрьской Социалистической революции я десять лет проработал в этой школе. За это время пришлось встретиться и с верными слугами царизма, и с настоящими учителями, которые все свои силы и знания отдавали детям. Последних было больше. Особенно большой след оставила в школе К.А.Щукина, замечательный педагог и воспитатель. Из других учителей, которые преподавали в школе, помню Е.В.Зубкова, С.Г.Супищикова, Ф.А.Гусеву, Г.П.Самчелькина, В.П. Лейко, В.Вознесенскую, Н.В.Менщикову».
С 1912 года школа стала работать в две смены.
Одной из первых учениц в этом уже здании приходского училища была будущая заведующая начальной школы № 4 Сисина Александра Григорьевна. Она вспоминала:
«А знаете, я ведь сама начинала учиться в 1909 году в этой самой школе. Здесь мне всё родное, как дома».
Великая Октябрьская Социалистическая революция дала возможность создавать новую советскую трудовую школу. В 1920 году Мариинский ревком постановляет ввести в Мариинском уезде Декрет Советского правительства об отделении церкви от государства. Советская школа начинает укреплять свои позиции.
Школа становится начальной. Именно в эти годы в 1928 году назначают освобождённой заведующей в базовую школу № 4 Александру Григорьевну Сисину. Уже с тех времён четвёртая школа стала базовой для прохождения практики учащимися педагогического училища. Три дня в неделю вели студенты уроки. 35 лет на этой должности проработала Александра Григорьевна в школе. За многолетний, кропотливый и упорный труд Александра Григорьевна удостоена многих наград и званий: «Отличник народного просвещения», медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «Орден Трудового Красного Знамени», «Орден Ленина».
Особенно памятны для школы годы войны, потому что как и все советские люди, коллектив начальной школы № 4, как мог помогал фронту.
Ученица Зорина Людмила Григорьевна вспоминала, как вместе с вожатой того времени Поцуло Александрой Ивановной выступали перед ранеными солдатами в госпитале/ в здании педколледжа/, шили кисеты, которые дарили красноармейцам.
А чтобы преодолеть голодное время войны занимались огородничеством: выращивали овощи, ягоды.
Писали на всяких листочках, на книгах между строчками. Вместо мела - глина, вместо чернил – разведённая марганцовка. Но, несмотря на трудности, тяга к знаниям была огромна.
«..Помню холод в школе бывал такой, что в чернильницах всё замерзало. Мы, ученики, с нетерпением ждали перемену, чтобы погреться у печи. Чернильницы часто проливались, но мы старались выводить каждую буковку. Летом отдыхали в пришкольном лагере. Брали с собой по кусочку хлеба (так как хлеб был строго по карточкам), но питались в столовой, которая находилась в здании аптеки по ул. Ленина № 20. В сончас отдыхали на полу. Ложились на то, что могли принести из дома. Не было ни кроватей, ни раскладушек. Спальня была в учительской….» - вспоминает бывшая ученица и учительница нашей школы Евгенова (Ефременко) Зинаида Васильевна.
Кропотливым каждодневным трудом учителя передавали ученикам не только свои знания, но и учили главной науке – быть личностью.
Снова мирное время!!! Послевоенные годы. Школа становится образцовой.
В школе 4 начальных класса, 4 классных комнаты, пионерская комната, учительская. Буфет был пристроен в коридоре. У окна коридора сделана сцена. Здесь же в коридоре проходили общие родительские собрания и праздники.
На сцене учащиеся показывали художественную самодеятельность. Отопление в школе печное. При школе (на месте спортивного зала и хозяйственных построек был небольшой сад.) В нём росли ранетки, черёмуха, смородина, цвела сирень. Урожай ранеток был всегда хороший. Вырученные деньги за ранетки шли в фонд школы. В центре сада был размещён цветник.
Ребята ухаживали за цветником под руководством любителя цветов Таисии Матвеевны Васильевой. Традиционными были праздники урожая осенью. В погожие осенние и весенние дни уроки физкультуры проводились на свежем воздухе.
Не напрасно говорят, что не место красит человека, а человек место. Школа в те годы была не привлекательна внешней стороной, но как повезло ей на добрых и замечательных учителей. Уже не одно десятилетие находятся на заслуженном отдыхе, а некоторых уже нет в живых, учителя ,которые в своё время были первопроходцами новых идей и программ. Добрые души, чуткие сердца, любовь к детям и неудержимое желание посвятить им свою жизнь – такова суть их педагогического призвания.
Вот так вспоминает годы обучения в школе ученица 50-х годов Рыжкова (ныне Сабирова Галина «….Моей первой учительницей была Ведрова Валентина Петровна.
Школа в то время была без пристройки. На этом месте был хороший пришкольный участок, где росло много цветов, Буфета не было, обед приносили их дома.
В комнате, где сейчас буфет, была пионерская комната. Студенты были и в то время. В школе топили печи. Иногда на уроках мёрзли. Вспоминаются занятия в кружках, сборы, утренники. Жили в школе весело. Наш выпуск был последним, кто сдавал экзамены…»
К сожалению, практически ничего неизвестно о судьбах учителей тех лет, кроме Анны Дмитриевны Заборской и Людмилы Григорьевны Зориной.
Педагогический состав учителей тех лет:
Сисина Александра Григорьевна –заведующая школы.
Поцуло Александра Ивановна – пионервожатая.
Власова Антонина Николаевна
Иванова Мария Кирилловна
Бартош Ирида Сергеевна
Ведрова Таисия Матвеевна
Заборская Анна Дмитриевна
Зорина Людмила Григорьевна
Вкладывая в детские души своё сердце, обогащая знаниями, развивая внутренний мир, они навсегда остались наставниками и друзьями для своих учеников.
В разные времена школу возглавляли разные педагоги. Каждый из них постарался внести в школьную жизнь что-то новое.
1962 – 1968 год. Школой руководит Валентина Павловна Бурцева. В школе начинается реконструкция: печное отопление заменяется водяным.
Трудятся педагоги:
Кононова Надежда Леонтьевна
Мезенцева Зинаида Григорьевна
Стригунова Вера Павловна
Панель Тамара Иосифовна.
В 1968 году под руководством заведующей школой Шафеевой Анной Сергеевной заканчивается строительство физкультурного зала. Его открытие совпало с юбилеем школы. В сентябре 1968 года школа отметила своё 60-летие. За успехи в коммунистическом воспитании подрастающего поколения Городской комитет партии вручил школе Почётную грамоту и Книгу почёта.
В школе проводится эксперимент – обучение по развивающей программе Занкова Л.В. В эксперименте принимал участие педагог школы Кононова Надежда Леонтьевна.
Таких экспериментальных классов было по области всего 30. Её третьеклассники в полном составе переведены в 5 класс. Они отличаются любознательностью, прилежанием, дисциплинированностью. За успешную работу в проведении эксперимента по программе трёхлетнего обучения, за успехи в коммунистическом воспитании детей ей присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». Строится спортивный зал школы.
Семидесятые годы были годами роста школы. Более десятка лет школа не имеет второгодников, растёт процент качественной успеваемости.
В 1970 году Надежда Леонтьевна назначается директором этой школы. Школа переходит на трёхлетнее обучение. Семидесятые годы были годами роста школы. Более десятка лет школа не имеет второгодников. Растёт процент качественной успеваемости.
В 1971 году в школе организована одна группа продлённого дня. Первым воспитателем группы продлённого дня была Зорина Людмила Григорьевна. Особенность её работы –это богатое содержание, насыщенность, разнообразие методических приёмов, умение занять каждого ученика. За годы работы Людмила Григорьевна систематически и целенаправленно воспитывает у обучающихся моральные качества школьника.
В этот период в школе работают:
Карпова Людмила Петровна,
Явон Александра Пантелеевна,
Евгенова Зинаида Васильевна
Мирошниченко Галина Семёновна
Терентьева Людмила Ефимовна
Тришина Елена Станиславовна
Колбина Татьяна Геннадьевна
Ляхова Екатерина Ивановна
Евгенова Зинаида Васильевна
Заборская Людмила Ивановна
Маслова Александра Ивановна
Никитина Светлана Игнатьевна
Учителя постоянно совершенствуют своё педагогическое мастерство, максимально используют возможности усовершенствованных программ. Учебно – воспитательный процесс организуют в соответствии с решениями 27 съезда КПСС и основными направлениями реформы образовательной школы.
Доброта и талант воспитателя, строгость и мудрость, высокий интеллект и душевная щедрость - отличительная черта этих педагогов .
Восьмидесятые годы. В школе № 4 шесть классов и две группы продлённого дня. Занятия проводятся в две смены. Классы большие и светлые. Их оформление просто и эстетично. Большое внимание в деле коммунистического воспитания педагогический коллектив уделяет работе с октябрятами. Оформление в школе подчинено этой задаче.
1979 – 1981 год - руководит школой Анна Фёдоровна Примак Значительно улучшается материальная база школы. Школа переходит под управление ГОРОНО. До того как стать директором школы Анна Фёдоровна работала в этой школе учителем начальных классов «..Мы часто ходили в походы осенью : пекли картошку, жарили сало, играли в мяч, в догоняшки, в цепи кованные. Анна Фёдоровна веселилась вместе с нами. Любовь к Анне Фёдоровне переродилась в интерес и любовь к профессии учителя, что и определило мой профессиональный выбор…» ( из воспоминаний ученицы школы №4 1966 – 1970 годов обучения Скобёлкиной Люды ныне Набоковой Людмилы Георгиевны, «Отличника народного образования», заместителя директора по воспитательной работе Сусловской средней общеобразовательной школы.
1981-1984 годы. Принимает школу Ирина Оскаровна Михайлова.
Вот как она вспоминает это время: « Меня всегда удивляли учителя, коллектив школы, атмосфера кипучей энергии, дружелюбия и творчества. Наш школьный коллектив был удивительный. Мы все дружили семьями, помогали друг другу и в радости, и в горе. Вместе отмечали праздники, от которых получали огромный заряд бодрости и оптимизма. Это очень хорошо сказывалось на работе. Новое воспринималось без возражений, инициатива поощрялась, всё время царила атмосфера творчества, а каждый член коллектива настолько ответственно выполнял своё дело, что проверять не надо. В ремонте школы участвовали все. Учителя рисовали разноцветные ковры в коридорах и классах, это было красиво и эстетично. Проводили субботники по уборке территории школы, работали на маленьком пришкольном участке. В те годы коллектив добился результативности в воспитательной работе».
Проводились соревнования по сбору макулатуры и металлолома. В школе царил хороший дух соревнования. Часто школа была первой.
Подготовка к городскому смотру художественной самодеятельности была делом чести.
Музыкальным руководителем был Ливанов Виктор Николаевич, а руководителем хора Данилова Н.В., преподаватели педагогического училища.
Учителя работали много, самоотверженно. Они учили детей и студентов. Каждый урок не похож друг на друга, каждый учитель – индивидуальность. Явон Александра Пантелеевна, Евгенова Зинаида Васильевна, Карпова Людмила Петровна – были мастерами своего дела. Тришина Елена Станиславовна, Заборская Людмила Ивановна, Зайцева Елена Васильевна, несмотря на свою молодость, работали творчески, с инициативой. На уроках обязательно использовалась наглядность, которую учителя в большинстве случаев изготавливали сами, ТСО, проводились опыты. Энтузиастами своего дела были воспитатели групп продлённого дня Зорина Людмила Григорьевна, Маслова Александра Ивановна. Наряду с тем, что они помогали формировать у ребят самостоятельность при выполнении домашних заданий, через режимные моменты они делали большой вклад в воспитание детей. У каждого воспитателя своя изюминка: Людмила Григорьевна умело организовывала работу с книгой через городскую библиотеку; Александре Ивановне удавались прогулки разного характера, выполнение поделок из подручного материала.
Рейтинг школа был высоким. Родители часто выбирали школу № 4. Выпускники имели хорошие знания, уровень воспитанности. В те годы школа открывалась для семинаров. Прошла Министерская проверка и была получена высокая оценка деятельности педагогического коллектива. ….»
1984 год. Директором школы работает Карюгина Лидия Робертовна. Проводится большая работа по повышению педагогического мастерства учителей, укреплению связи с педагогическим училищем, повышается статус базовой школы.
1985 год - принимает школу Нина Павловна Иванова, человек, который умеет предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их. Нина Павловна – человек широкого кругозора, доброжелательная и принципиальная. Она борется за всё новое, внимательно следит за развитием педагогической науки, интересуется и активно использует в своей работе новые формы и методы учебно – воспитательной работы.
Как руководитель Нина Павловна в постоянном поиске разрешения проблем обучения и воспитания, организации жизни детей. Проблемы работы с родителями и общественностью.
1989 год -школа осуществляет переход на четырёхлетнее обучение.
2001год –школа успешно прошла аккредитацию.
2002 год –школа получает лицензию
2003 год - вводится программа «Школа 2100».
В 2003 году коллектив школы становится победителем в Муниципальном конкурсе «Образовательное учреждение года».
2006 год-школа переживает своё второе рождение. Был сделан поистине грандиозный в городском масштабе капитальный ремонт этой старейшей школы. Остались одни голые стены, без полов и кровли. Благодаря умелым рукам строителей, настойчивости муниципальной власти здание революционной постройки превратилось в школу – сказку.
В школе ростовая мебель, в каждом классе – телевизор, ДиВиДи, магнитофоны, имеется компьютерный класс, музыкальный центр.
2006 год-аккредитация школы.
2007 год – школа названа одним из трёх лучших образовательных учреждений муниципального района и коллективу вручён грант главы района И.Н.Дикало в размере 100 тысяч рублей.
2011 год- школа успешно прошла аккредитацию и лицензирование.
Сегодня школа № 4 - является одной из лучших школ города. Здесь трудится замечательный педагогический коллектив, профессионально и с любовью решающий задачи обучения и воспитания детей.
В школе работают 9 педагогов, 2 административных работника и библиотекарь.
Общий педагогический стаж 310 лет.
Средний возраст 49 лет
Высшее образование имеют – 9 человек
Среднее – специальное - 3 педагога
Один педагог продолжает обучение в высшем учебном заведении.
Отличников народного просвещения – 3 педагога.
Почётные работники – 4 педагога.
Высшую квалификационную категорию имеют – 7 учителей
Первую -2
Заруцкая Татьяна Петровна – учитель высшей квалификационной категории, победитель конкурса «Лучший учитель Мариинского района» 2006 года, победитель конкурса «100 лучших учителей Кузбасса» 2006 года, победитель конкурса 2007 года «10000 лучших учителей России». Учительница награждена дипломом и сертификатом за представление своего педагогического опыта на Всероссийский фестиваль «Открытый урок». Работу учителя совмещает с работой заместителя директора по учебной части. Татьяна Петровна – яркая творческая личность, целеустремлённый педагог.
Масалова Ирина Владимировна- опытный высококвалифицированный педагог. Победитель конкурса «50 лучших учителей Мариинского района». Награждена дипломом за представление своего педагогического опыта на Всероссийский конкурс «Открытый урок» 2007 года. Её учеников отличает высокий уровень воспитанности и активности. Умело управляя процессом развития детей, осуществляет его коррекцию на основе индивидуализации и дифференциации. Положительный настрой, который создаёт учительница на уроке, позволяет её обучающимся самостоятельно добиваться хороших результатов в учебно – воспитательном процессе.
Тверикина Наталья Ивановна- учитель высшей квалификационной категории. Отличаясь высокой требовательностью к себе не останавливается на достигнутом, успеха в учебно–воспитательном процессе Наталья Ивановна достигает благодаря чёткому планированию как предстоящего урока, так и всей системы уроков и внеурочных мероприятий, их высокой плотности, подбору заданий, заставляющих учеников думать, анализировать, делать выводы. Оптимистическая вера в наличие творческих способностей у каждого ребёнка, приоритет положительного стимулирования учения, требовательность, основанная на доверии, активизируют учебную и творческую мотивацию обучающихся.
Зайцева Елена Васильевна – отличник народного образования, учитель высшей квалификационной категории, победитель конкурса 2007 года «50 лучших учителей Мариинского района» награждена дипломом и сертификатом за представление своего педагогического опыта на Всероссийский фестиваль «Отрытый урок», «Портфолио». Елену Васильевну отличает большая любовь к детям, желание дать им глубокие прочные знания, развить в них умственные и физические способности. У неё хорошо развита интуиция, позволяющая очень тонко чувствовать изменения в личности и выбирать адекватные способы педагогической поддержки или коррекции этих перемен.
Ушакова Татьяна Дмитриевна – участник муниципального этапа конкурса «Учитель года-2008», высококвалифицированный специалист, в совершенстве владеет нормативной и методической базой современной педагогики. Требовательность к себе, внимание к каждому ученику – стиль работы учителя. Активно используя методики личностно- ориентированной педагогики, технологии успеха добивается прочных знаний обучающихся. Татьяна Дмитриевна является руководителем школьного методического объединения, председателем профсоюзного комитета школы. Человек коммуникабельный, с ней любят общаться дети, коллеги, родители. Преданность к делу, чувство высокой ответственности вызывает к ней уважение со стороны коллег.
Рыбинская Анна Викторовна- требовательность и доброжелательность помогают Анне Викторовне добиться успехов в обучении и воспитании своих учеников. Содержание её уроков отличает насыщенность познавательным материалом, ориентирующим на побуждение к жизни самых разных сторон психологической деятельности учеников. Успеху учебного процесса способствуют доверительные отношения между учителем и учениками: они наблюдают, сравнивают, свободно высказывают своё мнение, спорят, отстаивают свою точку зрения. Анну Викторовну отличает исключительно доброжелательное отношение к людям, необыкновенная чуткость и деликатность. Всю теплоту своего сердца она отдаёт людям, каждому, кто обращается к ней за советом и за помощью.
Баранова Алёна Сергеевна –с отличием окончила Мариинский педагогический колледж в 2008 году и сразу начала обучение в высшем учебном заведении. Своей доброжелательностью, скромностью и огромным желанием работать снискала уважение коллег, родителей, учеников. Алёна Сергеевна-
Терентьева Людмила Ефимовна - квалифицированный грамотный заместитель руководителя образовательного учреждения по воспитательной работе. Людмила Ефимовна объективно оценивает и анализирует свою деятельность , деятельность педагогов, обучающихся. Способна предвидеть развитие нестандартной ситуации и принять правильное решение. Для неё важно общение с детьми, любая точка зрения, любое мнение для неё ценное. Как мать ласкова, внимательна, готова понять и помочь.
Шестакова Ольга Юрьевна - высококвалифицирован ный специалист, в совершенстве владеющий нормативной и методической базой совре менной педагогики. Стаж работы-8 лет. В МБОУ «НОШ № 4» работает с 11 декабря 2009 года. Имеет высшее образование.
При подготовке к урокам учительница отдает предпочтение тем типам уроков, формам и методам обучения, которые активизируют самостоятельную познавательную творческую деятельность обучающихся. Содержание её уроков отличает насыщенность познавательным материалом, нестандартными заданиями, ориентирующими на пробуждение к жизни самых разных сторон психологической деятельности учеников - они наблюдают, сравнивают, свободно высказывают своё мнение, спорят и доказывают свою точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Поцуло Галина Михайловна – отличник народного образования, творчески работающий библиотекрь. Постоянно работает над повышением своего профессионального мастерства.
Активная жизненная позиция, стремление к самосовершенствованию и профессиональному росту - отличительные черты личности Терентьевой Людмилы Ефимовны. Её труд отмечен грамотами управления образования, благодарственными письмами института усовершенствования учителей, Администрации области, города, является лауреатом конкурса методических идей и разработок. Составила для школы воспитательную программу «Я –гражданин России», по которой школа работает уже 4 года.
Заветная мечта коллектива - создание идеальной школы. Под этим педагогический коллектив школы понимает развитие интеллекта у детей, укрепление их здоровья, формирование полноценной личности. Всё это возможно в рамках четырёх процессов: заботы, обучения, воспитания, педагогической поддержки.
Вот в такой замечательной школе учусь я, мой брат и все мои друзья.
Наша школа лучше всех,
В нашей школе есть успех.
Наша школа не простая,
Наша школа золотая.
В нашей школе хорошо,
И учиться в ней легко.
Акварельные гвоздики
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Прекрасная арфа
Ель
Любимое яичко