Уже в 19 веке события Отечественной войны 1812 года нашли свое отражение не только в трудах историков, но и в произведениях искусства. Работа моей ученицы посвящена творчеству двух русских художников, которые на своих полотнах отразили психологическое состояние великих полководцев войны - М.И. Кутузова и Наполеона в момент принятия ими серьезнейших решений, повлиявших на дальнейший ход войны. Применяя методы сравнительного анализа, социологического опроса, автор работы приходит к выводу о том. что выбор предполагает личную ответственность каждого человека за принятое им решение.
Научный руководитель: учитель истории Бондаренко Марина Анатольевна.
Вложение | Размер |
---|---|
1812_god.doc | 289 КБ |
Всероссийский конкурс работ «Недаром помнит вся Россия»
Тема:
Проблема выбора
Автор работы: Гравшина Дарья обучающаяся 11-А класса МБОУ «СОШ № 23» г. Энгельса Саратовской области
Руководитель: Бондаренко Марина Анатольевна (учитель истории)
Апрель, 2012 год
Оглавление
Введение с. 1
Основная часть:
Глава 1. А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году» с.2-3
Глава 2 В. В. Верещагин «В Городце - пробиваться или отступать?» с.4-6
Заключение с.7-8
Сноски с.9
Список использованной литературы, интернетресурсов с.9
Приложение с.10-11
Введение
Год 2012 в истории нашей страны ознаменован крупной датой – 200-летием Отечественной войны 1812 года. Уже в начале XIX века Отечественная война нашла свое широкое отражение в музыкальных, литературных, живописных произведениях. И этому есть объяснение: народ, отстоявший независимость своего Отечества, достоин того, чтобы его подвиг был запечатлен для потомков не только в официальных документах. Именно художественное произведение дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои прошлого, но и о том, что они думали и чувствовали, как вели себя в определенных обстоятельствах. Художественное произведение помогает ощутить дух того тревожного времени, так как позволяет мысленно перенестись в далекое прошлое.
Сильнейшее зрелищное впечатление на зрителей производит русское изобразительное искусство. Картины русских живописцев о войне 1812 года заставляют нас не только созерцать, но и побуждают думать, рассуждать, искать ответы на возникающие вопросы. Этим объясняется мой выбор темы исследования.
Целью моей работы является сравнительный анализ двух живописных работ. Два русских художника: А. Д. Кившенко и В. В. Верещагин. И один, и другой на своих холстах изобразили талантливых полководцев – достойнейших противников: князя Михаила Илларионовича Кутузова и императора Наполеона I Бонапарта. Сюжет картин похож, но они такие разные по эмоциональному содержанию! На них показаны заседания военных советов, где принимались тяжелые по степени ответственности решения. Проблема выбора - вот что объединяет двух великих полководцев в творчестве названных художников. Каждая картина отражает психологическое состояние полководцев и их окружения в эти ответственные моменты войны.
Передо мной стоит задача: определить, при помощи каких элементов и приемов мастерам кисти удалось передать то сложное состояние, в котором находятся герои их картин. В своем исследовании я прибегла к методу соцопроса, что помогло мне решить поставленную задачу. Чему может произведение изобразительного искусства, созданное более ста лет назад, научить нас, живущих в XXI веке? Ответ на этот вопрос делает мое исследование актуальным.
Глава 1.
Хорошо известная нам по учебникам истории картина « Военный совет в Филях в 1812 году» (1880 г). Автор - Алексей Данилович Кившенко (см. Приложение 1). Картина изображает один из важнейших моментов Отечественной войны 1812 г. Только что закончилась кровопролитная Бородинская битва. М. И. Кутузов доволен ее результатом, ведь русская армия хотя и обессилена сражением, но устояла перед мощью наполеоновской армии! Но впереди Москва – символ России! На картине – день 1(13) сентября 1812 года и военный совет в избе крестьянина Савостьянова из подмосковной деревни Фили. Мы видим горницу в тесной крестьянской избе. Возле печки сидит Кутузов, за ним стоит его адъютант П.С. Кайсаров. В «красном углу», вокруг стола, сидят генералы П.П. Коновницын, Н.Н. Раевский, А.И. Остерман-Толстой, Л. Л. Беннигсен, М.Б. Барклай де Толли, Ф.П. Уваров, Д.С. Дохтуров, К. Ф. Толь, А. П. Ермолов. Точное количество участников и ход дискуссии историкам не известны, поскольку все происходило в обстановке секретности и без ведения протокола. Тогда чем можно объяснить ту смелость, которую взял на себя художник, изображая именно 11 членов совета? Дело в том, что А. Д. Кившенко написал картину, находясь под впечатлением от прочитанного им романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Заручившись заочной поддержкой Л. Толстого, он изобразил описанный в романе военный совет, на котором решается вопрос о судьбе Москвы и армии: ожидать ли нападения неприятеля на невыгодной позиции или уступить Москву без боя? Невыгодная позиция - это предложенная Беннигсеном дислокация русских войск на подступах к Москве, на Воробьевых горах, оцененная Кутузовым как крайне неудовлетворительная. Мнения разделились практически поровну, и это художнику удалось отразить на картине в разнообразной мимике и позах присутствующих генералов. Прежде всего, в глаза бросается фигура Кутузова, хотя она смещена влево от центра композиции. Напротив, на передней лавке сидит Беннигсен. Их скрещенные взгляды составляют основной психологический узел всей композиции: антагонизм Кутузова и Беннигсена не был простым столкновением двух честолюбий. Здесь столкнулись профессионализм и патриотизм Кутузова с честолюбием близкого к царю Беннигсена, и этот морально-психологический конфликт А. Д. Кившенко смог изобразить на картине. Остальные участники совета не только портретно похожи; здесь правдиво охарактеризовано их душевное состояние, их отношение к происходящему. Обратим внимание на фигуру А. П. Ермолова. Он стоит, подавшись вперед, с силой опираясь ладонями на стол. Его резкая, напряженная поза означает несогласие сдать Москву без боя. Но властный жест руки фельдмаршала усмиряет поднявшиеся страсти! Я считаю, что на картине «Военный совет в Филях» изображён центральный момент заседания и один из главных моментов войны 1812 года, а именно волевое стратегическое решение Кутузова сдать Москву в пользу сохранения армии. Мы словно слышим голос тяжело вздохнувшего полководца и его обращение к совету: « Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки, — сказал он. И, медленно приподнявшись, он подошел к столу, за которым заседал военный совет. — Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне Государем и Отечеством, я — приказываю отступать.
С потерей Москвы еще не потеряна Россия» (1) Поза фельдмаршала Кутузова – поза лидера, человека, взявшего на себя колоссальную ответственность за свое непопулярное решение. Жест его руки повелевает и не терпит никаких возражений, ведь он уверен, что после оставления Москвы армию Наполеона ждет неминуемый разгром. Нужно только время.
Композиция картины продумана. Да, между генералами возникло разногласие, это не удивительно, ведь у каждого из них за плечами немалый военный опыт и свое мнение по сложившейся ситуации. Но сильнее то, что их объединяет: судьба Отечества. Это художник показывает при помощи интересного художественного приема: группу изображенных лиц в единое целое ненавязчиво объединяет неяркий золотистый свет клонящегося к вечеру дня, вливающийся через окно. Этот свет плавно концентрируется в центре стола, за которым сидят офицеры. Нет лишних бытовых деталей, а те, что есть – необходимы и выразительны: маленькая внучка хозяина избы Малаша, лежа на печке, с любопытством наблюдает за происходящим. Ярким выразительным пятном на картине выделены образа. Думаю, это не случайная деталь сюжета: Бог с теми, кто защищает Отечество. Вполне естественно на переднем плане справа смотрится кошка, символ домашнего уюта. Думаю, этим художник показал, что действие происходит дома, на земле русской. При всей скромности и простоте решения исторической темы, автор картины дает живое ощущение значительности изображенного события.
Глава 2.
А теперь хочу обратить ваше внимание на картину другого русского художника. Верещагин Василий Васильевич - непревзойденный мастер батальных сцен! С конца 1880-х годов главной в творчестве Верещагина становится тема Отечественной войны, и он создает свою знаменитую серию картин «1812 год»: 20 законченных полотен и несколько незаконченных. Художник, который своим идеалом в искусстве считал «правду и простоту» и знавший, что такое война не понаслышке, решил напомнить соотечественникам, какой она была на самом деле - Отечественная война России против армии Наполеона. Художественно - историческую хронику войны России с наполеоновской Францией Верещагин провел от кровопролитного Бородинского сражения («Конец Бородинского боя») через бесчинства французов в Москве, где они устраивали в кремлевских соборах конюшни и казнили на площадях русских патриотов («В Успенском Соборе», «В покоренной Москве»), к бесславному бегству императора Наполеона из России («Ночной привал великой армии»). Работая над картинами, Верещагин говорил: «Цель у меня одна — показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом. Было желание еще свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен. Но это второстепенно — для меня самое важное было лишь первое» (2).
Рассмотрим, как удалось В.В. Верещагину «свести Наполеона с пьедестала героя» на примере картины «В Городце - пробиваться или отступать?» (см. Приложение 2) 7 октября 1812 года Наполеон вывел свою армию из Москвы. Передовые части двух армий встретились у Малоярославца, и французы потерпели поражение. Перед Наполеоном встал вопрос: давать ли генеральное сражение, чтобы прорваться на Калужскую дорогу или отступать по Смоленской, где его ожидали сожженные и разграбленные деревни и озлобленное русское население? Так в маленькой деревушке Городце, в нескольких верстах от Малоярославца, решалась участь Великой армии.
Картина В. В. Верещагина воспроизводит драматический для французов момент в день12 октября 1812 года. Низкая, тесная, крестьянская изба, простой стол и такие же скамьи. Обхватив голову руками, склонившись в тяжелом раздумье над картой, сидит Наполеон. У противоположного края стола сидит маршал кавалерии Мюрат, положивший рядом свою знаменитую шляпу, украшенную великолепным султаном из перьев, по которому его все узнавали издали. Тесной группой по диагонали от полководца стоят маршалы Франции, ближайшие помощники Наполеона: Бертье, Бесьер, Даву, граф Лобо. Глубокое молчание разлито в воздухе, и в этом молчании тихо решается вопрос жизни и смерти: пробиваться или отступать? Кто решает вопрос? Император Наполеон... С трудом верится! Неужели для него могли так сложиться обстоятельства, чтобы он, любимец побед и решительных действий, должен был задуматься над вопросом, идти ли ему по пути им избранному, или повернуть назад? Да, такие обстоятельства для Наполеона наступили… И вот сидит император, покоривший полмира, на жесткой скамье захудалой крестьянской избы в обстановке, так мало соответствующей его статусу, и думает горькую думу: «Пробиваться или отступать?» Он знает, что войска Кутузова расположились на сильных выгодных позициях, преграждая путь к Калуге. Русские партизаны и казаки курсируют по всем направлениям и сторожат французов на каждом шагу. В другое время он, великий Наполеон, не задумываясь, решился бы атаковать русскую армию, хорошо зная из своей богатейшей практики войны, что побеждает не численность, а львиное мужество. Но где теперь это львиное мужество подвластной ему армии? Увы! Оно пошатнулось, деморализованное тяготами похода и мародерством, которому предавались французы во время почти месячной стоянки в Москве. Вообще это пребывание в Москве... Если бы его не было, может быть, весь дальнейший ход событий развернулся бы совершенно иначе. А теперь? Теперь этот ужасный выбор: пробиваться или отступать? А что скажут его приближенные? Наполеон выслушал их всех. Граф Лобо, которому он оказывал большое доверие, сказал: «Отступать по кратчайшей и известнейшей дороге на Можайск к Неману, и как можно поспешнее» (3). После того, как Наполеон еще раз осмотрел предполагаемое поле сражения и получил известие о том, что Кутузов, в свою очередь, тоже предпринял движение назад, он присоединился к мнению графа Лобо и приказал отступать. Художник В. Верещагин, так же мастерски, как и А. Кившенко, при помощи мелких бытовых деталей выразительно передает напряженную атмосферу этого эпизода войны. Обратим внимание на отсутствие на картине иконы в «красном углу». Да и где он, «красный угол»? Быть может в другой комнате? Но крестьянские жилища начала 19 века не были двух или трех - комнатными! Значит, художник сознательно не изобразил эту самую важную деталь интерьера крестьянской избы. Преобладание темных и полутемных тонов на картине навевает чувство напряженности и тревоги. Через маленькие окна избы свет падает на стол, за которым обдумывается решение, и на пол, где разбросаны бумаги. Обратим внимание на бумаги, которые беспорядочно разбросаны на полу и особенно на нервно-скомканный лист, что на переднем плане картины. Ненужный лист бумаги в спокойной обстановке человек сомнет более тщательно. Здесь мы видим результат быстрого, импульсивного, нервного действия.
Считаю, что В. В. Верещагину удалось развенчать Наполеона, показать, что его полководческий талант не помог ему справиться с российским народом, любящим свою проблемную Россию.
Заключение
«Изобразительное искусство всегда передает только один момент, в отличие от театра, кино, литературы, где есть возможность показать весь процесс развития сюжета, формирования характера… Необходимо так показать этот один момент, чтобы зритель ясно почувствовал, что ему предшествовало и что, вероятно, последует за ним. Если этого нет, то произведение будет казаться условным, нежизненным. Это относится и к построению сюжета, и к трактовке психологических взаимоотношений персонажей композиции…», - так писал советский художник, мастер книжной иллюстрации Е. А. Кибрик. (4) Сложно не согласиться с этим мнением, глядя на полотна художников В. В. Верещагина и А. Д. Кившенко. Их картины действительно, заставляют размышлять по поводу того, как будут развиваться изображенные события дальше? Конечно, на наше восприятие и рассуждения влияют знания истории Отечественной войны. А если человек об этом ничего не знает или знает мало? Поэтому я решила провести опрос среди учеников 5-б и 6-а классов нашей школы, которые еще не изучали историю Отечественной войны 1812 года.
Я показала им картины. Меня интересовали их впечатления, рассуждения и ответы, данные на уровне чувственного восприятия сюжетов картин. Детям нужно было ответить на вопрос: «Кто из этих двух полководцев выиграет войну? Почему?» Фамилии полководцев я не назвала. К моему удивлению, среди ребят произошла даже импровизированная дискуссия.
Из 43 респондентов 28 победителем назвали М. И.Кутузова! Дети интуитивно почувствовали силу и значимость М. И. Кутузова, отметив уверенную позу, в которой он сидит, свободно и властно раскинув руки. 2 ребят обратили внимание на обилие светлых красок и луч света на картине А. Д. Кившенко, направленный из окна в избу. Правда, они не смогли объяснить, как это повлияло на успех Кутузова. Все 28 человек отметили зажатую позу Наполеона, выдвинули версию, что он в панике, так как проиграл сражение. У него даже от этого болит голова! 1 ученик уверен в том, что на картине изображен момент взятия полководца в плен пятью высокими воинами (это о французских маршалах). Но 15 ребят отдали предпочтение Наполеону. Обхватил голову руками? Это он сосредоточенно думает, как одержать победу. Советники ему не мешают, тихо стоят в стороне, но в любой момент придут на помощь. Другой же полководец (о Кутузове) даже не сидит за столом, где лежат карты и другие документы, он не готовится к бою. Значит, потерпит поражение. Сначала меня немного удивило число отданных за Наполеона голосов. Зная об итогах войны, я ожидала единогласного мнения ребят в отношении Кутузова. Но поразмышляв и вспомнив тот факт, что Наполеон завоевал почти всю Европу, я еще раз убедилась в том, что художник В. Верещагин изобразил сильного врага, который просто недооценил российский народ. В этом трагедия Наполеона.
В жизни каждого из нас рано или поздно наступит мгновение, когда придется сделать серьезный выбор. Живописцы XIX века на своих полотнах показали, что в жизни проблема выбора касается не только собственных интересов человека, но и затрагивает интересы других людей и даже интересы государства. Поэтому необходимо рассмотреть и осмыслить вопрос со всех сторон, только затем принимать решение. Выбор великого Кутузова оказался верным - он не пошел на поводу эмоций и ложного патриотизма и сохранил жизни тысячам русских воинов. Выбор великого Наполеона оказался неверным - если бы он принял решение сдать свою армию в плен, то сохранил бы жизни тысячам французских и русских воинов. Не было бы переправы через Березину и других кровопролитных битв на завершающем этапе войны. А что может быть дороже человеческой жизни? Таким образом, картины живописцев Кившенко А. Д. «Военный совет в Филях в 1812 г» и Верещагина В. В. « В Городце – пробиваться или отступать?» спустя век учат нас тому, что выбор предполагает личную ответственность человека за принятое решение. Поэтому их работы будут актуальны всегда.
Сноски:
Список использованной литературы и интернетресурсов:
1.«История Отечества в музыке и изобразительном искусстве» авторы: В. А. Быкова, Т. И. Надеждинская, Н. В. Попкова, изд-во Саратовского университета. 2003 год
2. Л. Н. Толстой «Война и мир», Москва, изд-во «Художественная литература», 1983г.
3.Интернет-проект «1812 год»
4.Portal-slovo.ru
5.School-collection.edu.ru
6.Info-centrs.ru/moscov-obl
7.Е. Кибрик «Мастера искусства о композиции» PaintingArt.ru
Приложение-1
А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году»
Приложение-2
В. В. Верещагин « В Городце-пробиваться или отступать?»
Заповеди детства и юности
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Для чего нужна астрономия?
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Комментарии
Исследовательская работа "Проблема выбора"
Спасибо, Елена Геннадьевна за