Исследовательская работа по биологии " Влияние гипподинамии на физическую работоспособность школьника"
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Поваренкинская основная общеобразовательная школа»
Исследовательская работа по биологии
ТЕМА:
«Влияние гиподинамии на физическую работоспособность школьника.»
Выполнила: Яковлева Алина.
учащаяся 8 класса
МБОУ ПООШ
Руководитель: Рудак В. П
учитель биологии
МБОУ ПООШ
с.Поваренкино 2011г.
Оглавление:
1.Цель исследования......................................................................................3
2.Актуальность исследования.......................................................................4
3.Содержание..................................................................................................5-10
4.Вывод.............................................................................................................11
5.Литература......................................................................................................12
Цель- оценить степень влияния гиподинамии на физическую работоспособность организма обучающихся МБОУ «Поваренкинская ООШ»
Объект исследования - обучающиеся 5-9 классов МБОУ ПООШ
Предмет исследования - зависимость здоровья обучающихся от их двигательной активности.
Гипотеза - гиподинамия является одной из основных причин низкой работоспособности организма школьника и отрицательно влияет на его здоровье.
Задачи:
1.Определить состояние здоровья школьников.
2.Изучить зависимость физической работоспособности организма от максимального потребления кислорода (МПК).
3.Предложить мероприятия, способствующие повышению физической активности школьников.
Методика исследования – Анкетирование, опрос, методика определения МПК по формуле Добельна.
Актуальность
Жизнь современного человека стала более комфортной и удобной, чем раньше. Гиподинамия ( недостаток мышечной активности) - болезнь современного школьника. Причин развития гиподинамии существует очень много. Это слишком малоподвижный образ жизни, чрезмерное использование транспорта, слишком долгий постельный режим, большая нагрузка в школе и недостаточные занятия спортом. Тело, которое большую часть времени находится в спокойствии, начинает терять свою легкость и гибкость. У многих школьников наблюдается мышечная слабость (гипотония), быстрая утомляемость, снижение устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям (снижение иммунитета), слабые и неустойчивые эмоциональные реакции, слабый тип нервной системы. В последнее время наблюдается низкая работоспособность школьников.
Необходимое средство улучшения физической работоспособности школьников - повышение двигательной активности. В своем исследовании я решила изучить зависимость физической работоспособности обучающихся от их двигательной активности.
Содержание
Когда человек большую часть времени проводит в сидячем положении, когда ему не хватает необходимой физической нагрузки, мышцы начинают ослабевать, уменьшается выносливость и сила человека, развивается вегетативно-сосудистая дистония, нарушается обмен веществ. Гиподинамия с течением времени приводит к изменениям опорно-двигательного аппарата: развивается остеопороз, остеоартроз и остеохондроз. Сказывается гиподинамия и на сердечно-сосудистой системе (развивается артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца), на дыхательной (болезни легких), пищеварительной (нарушение работы кишечника). Нарушения в эндокринной системе приводят к ожирению. При гиподинамии происходит снижение силы сокращений сердца, уменьшается масса тела. Кроме того, ослабляются венозные и артериальные сосуды, что приводит к ухудшению кровообращения. Возможны также нарушения в обмене белков, углеводов и жиров.
Ухудшается из-за гиподинамии и работа головного мозга: снижается трудоспособность человека, его умственная активность, он быстро утомляется, ощущает общую слабость, страдает бессонницей. Что касается влияния на опорно-двигательный аппарат, то уменьшается мышечная масса, между мышечными волокнами возникает жировая прослойка. Тонус мышц снижается, нарушается осанка, и это, в свою очередь, приводит к смещению внутренних органов. Гиподинамия и ее последствия сказываются на работе желудочно-кишечного тракта и кровеносных сосудов. Так, из-за нее развивается атеросклероз, гипертоническая болезнь и варикозное расширение вен.
Для решения этой задачи я использовала методику определения состояния здоровья по изменению кровяного давления до физической нагрузки и после неё. Перед уроком физкультуры давление учащихся соответствовало норме. Это говорит о том, что школьный труд является обычной нагрузкой для организма учащихся. После физкультуры у учащихся кровяное давление резко повышается и это нормально, т.к. при повышении активности мышечной деятельности, мышцы человека нуждаются в большом количестве питания и кислорода, и в ответ на это кровоснабжение мышц увеличивается. Это влечет за собой учащение сердцебиения и увеличение давления в кровеносных сосудах Через 2 часа после эксперимента выделилось три группы учащихся (таблица 1).
Ф И обучающихся | Показатель АД | ||
До нагрузки | После нагрузки | Спустя 2 часа | |
Авдеенок А | 118/68 | 125/70 | 120/69 |
Григорьева Н | 110/65 | 115/68 | 100/67 |
Гончаренко В | 120/70 | 125/72 | 127/70 |
Гончаренко И | 120/70 | 127/72 | 120/70 |
Григорьев И | 110/68 | 117/70 | 115/70 |
Ермолаева К | 120/70 | 127/70 | 120/70 |
Жмулев Д | 119/67 | 126/69 | 120/70 |
Нестеров А | 120/70 | 127/70 | 120/70 |
Нестеров В | 115\67 | 125/68 | 120/68 |
Некрасов В | 120/70 | 128\70 | 120\70 |
Ожиганова | 120/72 | 129\74 | 120/70 |
Рудак В | 120/72 | 127\75 | 123\75 |
Щебекин А | 120/70 | 128/70 | 120\70 |
У первой группы давление понизилось, у второй – нормализовалось, у третей – повысилось. Тот факт, что у большинства учащихся кровяное давление отклонилось от нормы, объясняется тем, что они имеют ослабленные адаптивные способности к физическим нагрузкам, проблемы сердечно-сосудистой системы, пониженный уровень здоровья. В процессе анкетирования эти учащиеся признались, что они часто болеют ОРЗ и имеют проблемы с состоянием здоровья. На основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что у 70% учащихся адаптивные способности понижены.
2.Определив уровень потребления кислорода (МПК), можно оценить физическую работоспособность организма. Для этого я использовала без инструментальный метод определения МПК. Это так называемый «метод предсказания» (или прогнозирования) максимального потребления кислорода по данным частоты сердечных сокращений, мощности выполняемой работы, зарегистрированной при ее выполнении. Эти два показателя (частота сердечных сокращений и мощность выполняемой работы) я определяла по числу восхождений на гимнастическую скамейку и спусков с нее.
Для этого в спортивном зале вдоль стены ставила гимнастическую скамейку высотой 35 см., так как количество испытуемых 13 человек, работу проводила с каждым в отдельности. Для этого по команде испытуемый делал подъем и спуск на четыре счета (один цикл) в течение 4 минут. На последней (4-ой) минуте подсчитывается количество циклов, и после последнего спуска я измеряла пульс.
Записав данные каждого ученика, я провела расчет.
Зная массу (Р) тела испытуемого, высоту (h) ступеньки (0,35м) и количество (п) циклов , можно рассчитать мощность (W) работы по формуле
W = P* h*n*1,5
где 1,5 — коэффициент подъема и спуска для взрослых людей. Для школьников внесены поправки в формулу (табл1)
Поправки в формулу Добельна для расчета МПК
Таблица 1
Возраст | Вместо 1,5 | Вместо 1,29 | Вместо Н-60 |
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |||||
9 | 1,2 | 1,2 | 1.11 | 0,85 | Н-30 | Н-30 | ||
10 | 1,2 | 1,2 | 1,11 | 0,95 | Н-30 | Н-30 | ||
11 | 1,2 | 1,2 | 1,15 | 0,95 | Н-40 | Н-30 | ||
12 | 1,2 | 1,2 | 1,20 | 0,98 | Н-50 | Н-40 | ||
13 | 1,3 | 1,3 | 1,20 | 0,98 | Н-50 | Н-40 | ||
14 | 1,3 | 1,3 | 1,25 | 1,01 | Н-60 | Н-40 | ||
15 | 1И | 1,3 | 1,27 | 1,05 | Н-60 | Н-40 | ||
16 | 1,4 ' | : 1,3 | 1,29 | 1,10 | Н-60 | Н-40 |
Используя полученные данные, рассчитываю МПК по формуле Добельна:
МПК = 1,29 умножить на корень из W: Н-40 и умножить на К,
где W — мощность; Н — ЧСС (частота сердечных сокращений); К — возрастной коэффициент.
( табл. 2)
Возрастной коэффициент для формулы Добельна
Таблица 2
Возраст | Коэффицинт (К) | Возраст | Коэффицент (К) |
8 | 0,931 | 13 | 0,891 |
9 | 0,922 | 14 | 0,883 |
10 | 0,914 | 15 | 0,878 |
11 | 0,907 | 16 | 0,868 |
12 | 0,900 |
Проведя исследования, я сравнила полученные данные с табл3
Оценка физической работоспособности школьников по показателю МПК
таблица 3
Показатель МПК /кг Мальчики | Показатель МПК/кг Девочки | Оценка работоспособности |
55-60 | 45-50 | Отлично |
50-54 | 40-44 | Хорошо |
45-49 | 35-39 | Удовлетворительно |
44 и ниже | 34 и ниже | Неудовлетворительно |
Вывод: 38% обучающихся имеют отличную работоспособность, 46% - удовлетворительную,15% - неудовлетворительную.
Проведя исследование, я получила доказательства, что у большинства обучающихся низкие величины МПК, отсюда и низкая физическая работоспособность организма.
Снижение МПК , как пишут в литературе, в основном связано с гиподинамией.
Для того, чтобы обосновать полученные результаты, я провела опрос испытуемых об их образе жизни. Результаты опроса были следующие: 30% обучающихся занимаются в спортивной секции, делают физическую зарядку по утрам, много гуляют, 70% занимаются в кружке по экологии, вокальному пению, любят смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, мало бывают на свежем воздухе, то есть ведут малоподвижный образ жизни. В этом небольшом исследовании просматривается взаимосвязь между нарушением физической работоспособности и гиподинамией. Этот вывод подтверждается рядом литературных источников.
«Двигательная активность влияет на сохранение и укрепление здоровья человека. Физические нагрузки воздействуют как на организм в целом, так и на системы органов: сердечно-сосудистую, нервную, пищеварительную и др. Физические упражнения повышают общий тонус и работоспособность, а также стимулируют защитные силы организма - возрастает устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, поэтому лечебная физкультура широко применяется в медицинской практике». «С развитием цивилизации человеку приходится затрачивать меньше мышечных усилий. Это ведет к снижению двигательной активности - гиподинамии. У новорожденных тугое пеленание, ограничивающее движения, нарушает образование связей между чувствительными и двигательными центрами мозга. В раннем детском возрасте сильны взаимосвязи между мышечными движениями и психическим развитием. Опыты и наблюдения позволили доказать, что мелкие движения пальцев рук при рисовании и лепке способствуют развитию речи. В раннем школьном возрасте гиподинамия снижает тонус мышц и ведет к нарушению осанки. Гиподинамия у детей способствует быстрой утомляемости и расстройствам в деятельности нервной системы. Недостаточная мышечная активность может явиться причиной наращивания избыточной массы тела за счет отложений жира».
Проводя данное исследование, я убедилась в том, что гиподинамия является одной из основных причин низкой работоспособности школьников.
Для того чтобы повысить двигательную активность школьников предлагаю следующие мероприятия:
- разнообразие спортивных секций( волейбол, баскетбол, лыжи и др)
- увеличить число спортивных мероприятий;
- проводить сезонные однодневные походы;
- ежедневно проводить утреннюю зарядку (за 15 мин до занятий);
- строительство спортивной площадки на территории села.
Вывод:
Литература:
Мать-и-мачеха
Петушок из русских сказок
Лиса Лариска и белка Ленка
Сладость для сердца
Астрономический календарь. Январь, 2019 год