Исследовательская работа и презентационный материал о жизни и благих делах имп.Александры Феодоровны. Работа была представлена в рамках городских Крещенских чтений под патронажем православной церкви.
Вложение | Размер |
---|---|
aleks.rar | 2.89 МБ |
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества» г. Воркуты
Духовный дневник и благие дела Александры Феодоровны Романовой
Автор: Баландина Ирина, 10 класс
Руководитель: Абдулова Елизавета Юрьевна, методист
Воркута
2012
Не утолить всей скорби жадной,
Всех слез людских не осушить,
И с этой мыслью безотрадной
Мучительно и тяжко жить.
И счастлив тот, кто в день несчастья
Хоть раз дал руку бедняку
И осушил слезу участьем
И в радость обратил тоску.
Императрица Александра Федоровна
Святая Александра была праведной женщиной еще до своего мученичества, и обстоятельства ее жизни, преодоление трудностей и искушений подобны тем, что переживает всякий из людей.
В своём духовном дневнике, названном ею «Сад сердца», она писала: «Каждое сердце должно быть маленьким садом. Он должен всегда быть очищен от сорняков и быть полон чудных прекрасных растений и цветов. Кусочек сада повсюду красив не только сам по себе, но приносит радость всем, кто его видит... Богу угодно, чтобы мы сделали наши жизни такими, чтобы они искупили из мрака окружающее нас и преобразили в прекрасное.
Предположим, что в этом саду и деревья, и цветы, и все растения еще в объятии зимы. Как это бывает перед приходом весны, деревья голые, но тысячи почек ждут только прикосновения теплых солнечных лучей, чтобы распуститься живыми цветами. Кусты роз голые и колючие и пока лишены красоты, но нужен только теплый весенний воздух и тихий дождь, чтобы они оделись в чудесный наряд. Поля мрачные и безжизненные, но есть миллионы корней, которые ждут только ласки весенних небес, чтобы прорваться вверх свежестью и зеленью…
Разве это не напоминает также картину жизни многих людей? Разве не лежат наши дарования и наши молитвы в нераскрывшихся почках? Разве мы делаем в жизни лучшее, на что способны? Разве наши жизни так прекрасны, как они могли бы быть? Разве мы также помогаем другим людям, думаем о них и так добры к ним, как нам следовало бы быть?
Мы не можем взрастить любовь в своих сердцах к другим без Божественного вдохновения. Прекрасные качества христианского характера - это не обычные добродетели. В скрижалях о них говорится как о плодах Духа. Ничто, кроме любви Господа, не может пробудить в нас духовные силы и возможности...
Радость спасения рождается из скорби раскаяния. Пепел великих бедствий удобряет почву жизней человеческих, и добродетели произрастают на ней в изобилии. После великой скорби жизнь для вас становится в тысячу раз важнее. И плодами вашей любви кормятся многие другие».
Всю свою жизнь Святая Александра посвятила служению своим близким. «Мессию в Ветхом Завете много раз называют Слугой Божиим. Служение - это что-то Божественное. Если бы мы научились так служить Богу, как Христос, то стали бы думать не о том, как получить какую-то помощь, внимание и поддержку от других, но о том, как другим принести добро и пользу».
Александра Феодоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) (25.05.1872, Дармштадт - 17.07. 1918, Екатеринбург), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых), императрица Всероссийская (1894-1917), супруга мч. имп. Николая II Александровича родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства, к тому времени уже насильственно включенного в Германскую империю. Отцом Алисы был Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг, а матерью - принцесса Алиса Английская, третья дочь королевы Виктории. В младенчестве принцесса Алиса - дома ее звали Аликc - была веселым, живым ребенком, получив за это прозвище «Санни» (Солнышко). Дети гессенской четы - а их было семеро - воспитывались в глубоко патриархальных традициях. Жизнь их проходила по строго установленному матерью регламенту, ни одной минуты не должно было проходить без дела. Одежда и еда детей были очень простыми. Девочки сами зажигали камины, убирали свои комнаты. Мать старалась с детства привить им качества, основанные на глубоко христианском подходе к жизни.
Первое горе Аликс перенесла в шесть лет - от дифтерии в возрасте тридцати пяти лет умерла ее мать. После пережитой трагедии маленькая Аликс стала замкнутой, отчужденной, начала сторониться незнакомых людей; успокаивалась она только в семейном кругу. После смерти дочери королева Виктория перенесла свою любовь на ее детей, особенно на младшую, Аликс. Ее воспитание, образование отныне проходило под контролем бабушки.
В июне 1884 г. 12-летняя принцесса Алиса впервые посетила Россию, приехав на свадьбу сестры, принцессы Эллы, и великого князя Сергея Александровича. В январе 1889 г. принцесса вновь приехала в Россию вместе с братом и отцом. Гости провели 6 недель в Сергиевском дворце в Санкт-Петербурге. Юная принцесса вызвала глубокое чувство у наследника русского престола цесаревича Николая Александровича. В 1894 г. резко ухудшилось здоровье императора Александра III Александровича, и вопрос о престолонаследии и женитьбе цесаревича решился быстро.
2 апреля 1894 г. Николай Александрович выехал в Кобург, чтобы сделать предложение принцессе Алисе. Его сопровождал протопресвитер Иоанн Янышев, духовник императорской семьи в 1883-1910 гг., который должен был преподать принцессе основы Православия. Е. А. Шнейдер, учительнице великой княгини Елисаветы Феодоровны, поручили обучить принцессу Алису русскому языку. 8 апреля 1894 г. состоялась помолвка. Обручение принцесса Алиса считала счастливейшим событием в своей жизни, оставалось решить вопрос о переходе в Православие. Принцесса была очень религиозна и не решилась изменить лютеранству, но помогла настойчивость сестры, великой княгини Елисаветы Феодоровны. По просьбе великой княгини протопресвитер Иоанн Янышев полгода прожил при Гессенском дворе, ежедневно занимаясь и беседуя с принцессой Алисой, и впоследствии стал ее духовником.
Осенью 1894 г. в Дармштадт стали приходить тревожные вести о здоровье Александра III, 5 октября принцесса получила телеграмму, срочно вызывавшую ее в Россию. Она приехала в Крым, в Ливадию, где пробыла вместе с императорской семьей до 20 октября - дня смерти Александра III. 21 октября в церкви ливадийского дворца принцесса Алиса была принята в лоно православной Церкви через Миропомазание и наречена Александрой Феодоровной в честь мц. царицы Александры. 14 ноября 1894 г., в день рождения императрицы Марии Феодоровны, когда были дозволены отступления от строгого траура, состоялось бракосочетание Николая II и Александры Феодоровны в церкви Зимнего дворца. 14 мая 1896 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось коронование царственной четы.
Императрица стремилась стать «настоящей помощницей во всех отношениях» своему самодержавному супругу. Протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский писал, что государыня видела «в лице своего мужа священного Помазанника Божия. Став русской царицей, она сумела возлюбить Россию выше своей первой родины»[1].
Александра Федоровна и Ольга 1896 год
Через год после свадьбы, 3 ноября 1895 года, родилась первая дочь - Великая княжна Ольга; за ней последовало появление на свет трех полных здоровья и жизни дочерей, которые составляли радость своих родителей, Великих княжон Татианы (29 мая 1897 года), Марии (14 июня 1899 года) и Анастасии (5 июня 1901 года). Но эта радость была не без примеси горечи - заветным желанием Царской четы было рождение Наследника.В июле 1903 г. Николай II и Александра Феодоровна участвовали в торжестве прославления и открытия мощей преподобного Серафима Саровского, на средства императорской семьи были сооружены рака и сень для мощей. За год до этого императрица прислала в Саровскую пустынь лампаду и церковные облачения с просьбой ежедневно служить молебен о ее здравии в часовне, устроенной над могилой преподобного Серафима. Она была уверена, что благодаря молитвам преподобного Россия получит наследника.
Долгожданное событие произошло 12 августа 1904 года, через год после паломничества. Казалось, начинается новая светлая полоса в семейной жизни. Но уже через несколько недель после рождения Царевича Алексия выяснилось, что он болен гемофилией. Жизнь ребенка все время висела на волоске: малейшее кровотечение могло стоить ему жизни. Страдания матери были особенно сильны...
Позже она напишет в своём дневнике: «То укрепит нашу веру и поможет нам верить во времена страданий и испытаний, если мы поймем, что нет ничего бесцельного, ничего случайного, ничего, созданного нам во вред, а все задумано, чтобы помочь нам стать благороднее и жить более полной, более счастливой жизнью.
Горе иногда больно ранит нас. В этом есть какая-то загадка, которую мы не можем решить. Никто не может точно ответить на этот вопрос, сказать, почему именно этот хороший человек так горько страдает, но все же мы знаем, что такое испытание обязательно принесет какую-то пользу. Возможно, человек страдает, чтобы его жизнь стала еще чище, еще светлее. Возможно, страдания ему посланы, как свидетельства Христовы, что терпение, доверие, радость человека - это плоды Святаго Духа в нем. По крайней мере, мы понимаем, что назначение боли - заслужить благословение для того, кто ее выносит, или для тех, кто видит и замечает, с каким мужеством она переносится. В одной вещи мы всегда должны быть уверены - в том, что Бог посылает нам страдания, потому что любит нас».
Церковь являлась для Александры главным утешением, особенно в то время, когда обострялась болезнь наследника. Императрица выстаивала полные службы в придворных храмах, где ею был введен монастырский богослужебный устав.
Из дневника: «Есть люди верующие, но почти ничего не делающие. Тех же, кто истинно любит Христа, отличает именно действие. Другие слушают, а эти делают. Угоден Христу тот, кто выполняет Его волю. Его последователи посылаются в мир не просто знать, верить, сделать из Его имени профессию, мечтать - но действовать».
Церковь Марии Магдалины в Дармштадте
Эти слова были написаны не просто так. Заботами императорской семьи было воздвигнуто несколько православных храмов. На свои средства императорская семья по проекту архитекторов С.С. Кричинского и В.А. Покровского создала в Александровском парке Царского Села Феодоровский городок, где 20 августа 1912 года состоялось торжественное освящение нового собора во имя Федоровской иконы Божией Матери, считающейся заступницей всех Романовых. Подземный храм во имя преподобного Серафима Саровского явился подлинной сокровищницей старинной иконописи и церковной утвари, в нем находилось Евангелие царя Феодора Иоанновича. Под покровительством императрицы работали комитеты по сооружению храмов в память моряков, погибших в русско-японской войне 1904-1905 гг., и собора Святой Троицы в Петрограде.
На родине Александры Феодоровны, в Дармштадте, построен православный храм во имя св. Марии Магдалины в память первой российской императрицы из Гессенского дома - Марии Александровны. 4 окт. 1896 г. в Гамбурге в присутствии Николая II, Александры Феодоровны, великой княгини Елисаветы Феодоровны, в память коронования российского императора и императрицы был заложен храм во имя Всех святых.
Одним из первых начинаний императрицы, прославившейся своей благотворительной деятельностью, стало покровительство императорскому женскому Патриотическому обществу. Необычайно трудолюбивая, много времени посвящавшая рукоделию, императрица организовывала благотворительные ярмарки и базары, где продавались самодельные сувениры. Под ее покровительством находилось множество благотворительных организаций: Дом трудолюбия с учебными мастерскими кройки и шитья и детским интернатом, Общество трудовой помощи образованным лицам, Дом трудолюбия образованных женщин, Ольгинский приют трудолюбия для детей лиц, находящихся на излечении в больнице св. Марии Магдалины, Попечительство императорского Человеколюбивого общества для сбора пожертвований на ремесленное образование бедных детей, Об-во трудовой помощи «Улей», царскосельские Общество рукоделия и Школа народного искусства для обучения кустарному делу; Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества, Братство во имя Царицы Небесной в Москве (при нем существовал приют для 120 детей - слабоумных, калек, эпилептиков - со школой, мастерскими, ремесленным отделением), Приют-ясли 2-го временного Комитета попечительства по охране материнства и младенчества, Приют им. императрицы Александры Феодоровны в Харбине, ясли Петергофского Благотворительного общества, 4-й Петроградский комитет Всероссийского попечительства об охране материнства и младенчества с убежищем для матерей и яслями-приютом, «Школа нянь» в Царском Селе, учрежденная на личные средства Александры Феодоровны; царскосельские Община сестер милосердия Российского общества Красного Креста (РОКК) и Дом государыни-императрицы для призрения увечных воинов, Крестовоздвиженская община сестер милосердия РОКК, 1-й Петроградский дамский комитет РОКК, Михайловское в память генерала М. Д. Скобелева общество врачебной помощи малообеспеченным женам, вдовам, детям и сиротам воинов, при обществе существовали амбулатория, стационарное отделение, приют для девочек - сирот воинов, а также Всероссийское Александро-Невское братство трезвости, при котором работали школа, детский сад, дачный поселок, книжное издательство, народные хоры.
Александра Федоровна искренне старалась помочь мужу, искренне была предана стране, ставшей для неё единственным домом, домом самых близких её людей. Она оказалась образцовой матерью и воспитала четверых дочерей в скромности и порядочности. Девочки, несмотря на высокое происхождение, отличались трудолюбием, многими умениями, не знали роскоши и даже ассистировали при операциях в военных госпиталях. Это, как ни странно, тоже ставилось в вину императрице, дескать, слишком много она позволяет своим барышням.
По отношению к матери дети были полны уважения и предупредительности. Когда Александре Феодоровне нездоровилось, дочери устраивали поочередное дежурство при матери, и та из них, которая в этот день несла дежурство, безвыходно оставалась при ней.
Александра Федоровна с дочерьми Ольгой и Татьяной.
Ок. 1915 г.
Из дневника: «Один из первых секретов умения помогать - это способность ободрять других. Ободрение нас вдохновляет; если его нет, гаснут многие благородные возможности. Ты думаешь, что не можешь добиться многого в жизни, не можешь сделать ничего хорошего, ничего прекрасного. Тебе кажется, что и твои друзья думают так же, и тебя охватывает безнадежное чувство собственной незначительности. Потом приходит кто-то, кто видит твои способности, чей взгляд ловит драгоценные проблески твоей души, кто видит в твоей жизни возможности, о которых ты никогда не подозревал, и говорит тебе об этом. Ты понимаешь, что это для тебя значит. Любовь Иисуса к Симону, высказанная Им, и Его ободрение, стали для него началом новой жизни. Иисус поверил в него, и это наполнило его упованием».С началом Первой мировой войны императрица и ее дети стали активно работать в лазаретах и помогать раненым. Здания возводимого Федоровского городка было решено использовать под лазарет для раненых. Над лазаретом, разместившемся в постройках при Федоровском Соборе, взяли шефство великие княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна. Александра Фёдоровна вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной прошли обучение сестринскому делу у княжны В. И. Гедройц, а затем ассистировали ей при операциях в качестве хирургических сестер.
Александра Федоровна и великие княжны Ольга и Татьяна Николаевны в общей группе с медицинским персоналом лазарета.
Во время Февральской революции, когда бунтующая революционная толпа заполонила Петроград, а царский поезд был остановлен на станции Дно для составления отречения от престола, Александра осталась одна. Александра Фёдоровна была заключена под домашний арест в Александровском дворце. Дети болели корью, лежали с высокой температурой. Придворные разбежались, осталась кучка верных людей. Электричество было отключено, воды не было – приходилось ходить на пруд, откалывать лед и топить его на плите. Дворец с беззащитными детьми остался под защитой Александры Феодоровны. Она одна не падала духом и не верила в отречение до последнего.
В начале августа 1917 года царская семья была по решению Временного правительства была выслана в Тобольск. В апреле 1918 года они по решению большевиков были перевезены в Екатеринбург.
Александра Фёдоровна была расстреляна вместе со всей семьёй и приближенными в ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года после расстрела были вывезены и сброшены в шахту останки императора Николая Второго, его семьи и приближенных. Ныне на Ганиной Яме расположен мужской монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев.
В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Церкви царская семья была причислена Русской Православной Церковью к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных. Окончательное решение было принято 14 августа на собрании в зале Храма Христа Спасителя. Чин канонизации был совершён 20 августа 2000 года.
Из дневника Александры Феодоровны: «Мы созидатели. Человеческие жизни повсюду, как недостроенные здания, и все, кто проходит мимо, кладут на стену кирпич или добавляют какое-нибудь украшение. Каждый, с кем мы соприкасаемся, кто говорит нам хотя бы слово, кто хотя бы издали на нас влияет, оставляет в нашем характере черточку красоты или знак чего-то дурного.
Как храмы, строятся души у нас.
Вот резьбы прекрасный узор,
Там икону увидит взор,
Темную раму, которая скажет
Правду святую иль чудо покажет.
Каждая малость со всем сливается,
Все изменяет, к чему прикасается.
Красоту или шрам оставляя на нас.
Все здание покоится на фундаменте, а каждый новый камень, в свою очередь, становится основанием, опорой для другого камня, который кладется сверху».
Александра Федоровна жертвенной любовью любила Россию, свою новую Православную Родину. Милосердие начинается с собственного дома. Но мы должны быть мягки и приветливы, терпеливы и великодушны не только с родными и друзьями, с теми, кого видим ежедневно, но и с незнакомыми нам людьми.
Только помогая другим людям так, как этого ждет от нас Господь: бескорыстно, терпеливо и постоянно, человек может показать силу своей веры.
[1] Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. — Нью-Йорк: Издательство им. Чехова, 1954.
Для чего нужна астрономия?
Рисуем осенние листья
Что есть на свете красота?
Как нарисовать портрет?
Весенняя сказка