Эту проблему мы начали исследовать в 1 классе и выступали с ней на конференции в прошлом году. В этом учебном году продолжили исследование. Как уже говорили в нашем классе двое левшей, я – Никита Кравец и Слава Шариков. Наши мама и папа правши, как и большинство из наших родственников и знакомых.
Я много раз задавался вопросом: «Почему я левша? Отчего большинство людей на планете правши? Надо ли было меня переучивать? А есть ли среди моих одноклассников переученные в детстве левши?»
Поэтому и решили исследовать эти вопросы и найти на них ответы. Мы изучили разную литературу и нашли информацию в интернете, а так же провели опрос среди своих одноклассников.
Вложение | Размер |
---|---|
2.odt | 21.09 КБ |
levorukost_2.docx | 1 байт |
Тема: «Леворукость — норма или отклонение»Цель:
План:
2.1. Немного из истории
2.2. Что же такое леворукость?
2.3. Узнайте, кто вы – левша или правша?
Никита: Эту проблему мы начали исследовать в 1 классе и выступали с ней на конференции в прошлом году. В этом учебном году продолжили исследование. Как уже говорили в нашем классе двое левшей, я – Никита Кравец и Слава Шариков. Наши мама и папа правши, как и большинство из наших родственников и знакомых.
Я много раз задавался вопросом: «Почему я левша? Отчего большинство людей на планете правши? Надо ли было меня переучивать? А есть ли среди моих одноклассников переученные в детстве левши?»
Поэтому и решили исследовать эти вопросы и найти на них ответы. Мы изучили разную литературу и нашли информацию в интернете, а так же провели опрос среди своих одноклассников.
2. Основная часть
2.1. Немного из истории
Слава: Особенно ярко это прослеживалось в древности, наполненной мифами, легендами, преданиями и различными приметами. Большинство придерживалось мнения о том, что быть левшой значит быть неправильным и ненужным обществом. Такое отношение проявлялось даже в том, как называли левшей: их именовали неуклюжими (немецкое слово «linkisch» линкиш), неловкими (от французского «gauche»), неподходящими. Особенно яркой иллюстрацией может послужить норвежское слово, служащее для обозначения левшей: «keivhendt», «неправильная рука».
Еще во времена первобытных людей человечество разделилось на левшей и правшей. Но все-таки основную часть населения всегда составляли правши. Например, найденные при раскопках орудия труда древнего человека были рассчитаны на работу в основном правой рукой. Но это совершенно не значит, что праворукость - это норма, а леворукость необходимо исправлять.
Никита: Ранее мы рассказывали об известных людях, как Александр Македонский, Наполеон, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Пол Маккартни, академик Павлов или самый знаменитый российский слововед Владимир Даль. Помните, что их объединяет? Оказывается, все они были левшами.
На Руси левшам было запрещено давать показания в суде, а в советских школах всех, кто держал ручку не в той руке, насильно от этого отучали.
2.2. Что же такое леворукость?
Слава: Что же такое ЛЕВОРУКОСТЬ – это преобладание развития и функции левой руки над правой, обычно врожденное. Человек, которому свойственна врожденная леворукость, называется левшой. Если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребенка-левши составляет 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. Если же левши оба, леворукий ребенок родится с вероятностью 46%.
Ведущая роль в нервной системе принадлежит большим полушариям головного мозга, которые тесно связаны одно с другим. В правом полушарии размещены нервные центры левых конечностей, в левом - центры правых конечностей. При этом одно из больших полушарий считается доминирующим (главным). Поскольку у большинства людей преимущественно развиты правые рука и нога, то левое полушарие у них и доминирует. Здесь размещен ряд важных нервных центров, в том числе центры речи. Статистика свидетельствует, что количество левшей на земном шаре, по данным разных авторов, составляет от 2 до 8%, 90-91% правшей, а остальные - амбидекстры, то есть те, кто одинаково владеют обеими руками.
Никита: Леворукость может быть и скрытой, когда левша научился пользоваться главным образом правой рукой. В критических ситуациях, требующих быстрого и подсознательного (рефлекторного) действия, скрытая леворукость может проявляться попыткой выполнить это действие левой рукой, что при обращении с аппаратами, приборами и другими, рассчитанных на праворуких, иногда грозит опасностью (летчики, водители и др.).
Слава: Процитируем ведущих специалистов в области нейропедагогики.
Профессор Трауготт: "Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации".
Никита: Профессор Хризман: "Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию".
2.3. Узнайте, кто вы – левша или правша?
Слава: Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия предложил определять ведущую руку и ведущий глаз по следующим тестам. Мы тоже предлагаем их выполнить и проверить, кто вы.
► Никита: Скрестите руки на груди в "позе Наполеона". Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если вы поменяете позиции рук, то испытаете неудобство, так как вы либо левша, либо правша.
► Слава: Переплетите несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений.
► Никита: Посмотрите, какая рука сверху, когда вы аплодируете.
► Слава: Обратите внимание на величину луночки ногтя
большого пальца и мизинца, а также на венозную систему на руках. У ведущей руки луночка больше, а вены - крупнее.
► Никита: Сложите ладони ровно, вплотную друг к другу. Заметьте: пальцы ведущей руки обычно на 1-2 мм длиннее пальцев на другой руке.
►Слава: Возьмите карандаш. "Прицельтесь", выбрав мишень и глядя на нее обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз - ведущий, и наоборот.
► Никита: Ведущей ногой является та, которой вы отталкиваетесь при прыжке.
Слава: Весьма часто у многих людей эти тесты не совпадают. Это говорит о том, что у них оба полушария речевые и что они парциальные (частичные) левши.
Бывает и так, что у человека абсолютно одинаковые тесты для обеих рук, плюс оба глаза ведущие, целевые, и их поля зрения одинаковые. Это довольно редкое явление. Таких людей называют амбидекстрами. Они мастера на все руки. Амбидекстром был Леонардо да Винчи. Его пример подтверждает гипотезу: умение владеть левой рукой точно так же, как правой, способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга.
3. Опрос
Никита: Для того, чтобы изложенная информация воспринималась с интересом, мы предложили своим одноклассникам определить какое полушарие у них доминирующее, используя методику И.О. Павлова.
Инструкция. Разложите слова по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Наглядный материал: щука, сокол, коза, перья, чешуя, шерсть, летать, плавать, бегать.
Слава: Оценка результатов: 1 вариант
1-я группа карточек - "щука", "сокол", "коза".
2-я группа карточек - "бегать", "плавать", "летать".
3-я группа карточек - "шерсть", "перья", "чешуя".
Как 1 вариант карточки разложили 8 человек. Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Вывод. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.
Никита: 2 вариант
1-я группа карточек - "щука", "плавать", "чешуя".
2-я группа карточек - "сокол", "летать", "перья".
3-я группа карточек - "коза", "бегать", "шерсть".
Как 2 вариант карточки разложили 15 человек. Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Вывод. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.
Слава: 3 вариант
Одновременное выполнение 1 и 2 вариантов теста. Смешанный тип.
Среди одноклассников был проведен опрос для количественной оценки доминирования правой или левой руки, в котором приняло участие 23 человека. Вот такие вопросы задали каждому:
Н: По общим суммам баллов, полученных при тестировании, получились такие результаты: ♦ правша – (от +24 до +9 баллов) 20 учеников;
♦ амбидекстрия – (от +8 до -8 баллов) 1 ученик;
♦ левша – (от -9 до -24 баллов) 2 ученика.
5. Заключение
Никита: Изучив материал, поняли, что леворукость – не дефект развития. Чему очень рады! Нашли ответ на свой вопрос «Почему я левша?» Выяснили, оказывается, мои бабушка и дедушка левши, мой брат тоже левша, то есть леворукость мне передалась по наследству.
Слава: Также выяснили, что причина феномена леворукости - достоверно неизвестно и по сей день. Точного объяснения природы леворукости ученые пока не выдвинули. На этот счет существует множество любопытных мнений, теорий, гипотез.
Таким образом, по результатам исследования своих одноклассников можно сделать вывод, что у большинства обучающихся нашего класса преобладает художественный тип, образное мышление, соответственно ведущим является правое полушарие.
Никита: Считаем свою работу полезной всем, как родителям, учителям, так и детям. Главное: переучивать "убежденных" левшей не надо ни в коем случае! Во-первых, заставляя ребенка действовать "не своей" рукой, можно повредить функциям мозга. А во-вторых, этот процесс очень снижает самооценку, и ребенок, здоровый и нормальный, начинает чувствовать себя ущербным и "неправильным", а значит плохим. У насильственно переученных левшей часто развивается невроз речи - заикание и дисграфия (неграмотное письмо). Очень сильно страдает почерк.
Любопытно, существует Международный день левшей – 13 августа!
Литература
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
И тут появился изобретатель
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Сочинение
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца