исследование влияния на экологическое воспитание детей детского сада. Рассказ о содержании рыбок в аквариуме.
Вложение | Размер |
---|---|
akvariumnye_rybki.doc | 186 КБ |
Содержание
Введение ……………………………………………………………….3
1.Теоретическая часть
1.1.Население аквариума…………………………………………4
1.2.Зеленые друзья………………………………………………..6
1.3.«Что ты ешь, рыбка?». Кормление аквариумных рыб……..9
1.4.Стеклянные берега…………………………………………..11
1.5. Вредители аквариумных рыбок…………………………...15
2.Практическая часть
2.1.Влияние аквариумных рыбок на экологическое
воспитание детей……………………………………………16
2.2. Наблюдение за развитием экологической воспитанности детей средней группы д/с «Колосок» с. Новопаньшино…………………………………………………..18
2.3. Динамика роста экологических навыков
детей детского сада «Колосок» за 2006, 2007 годы….………………………………………………….………20
2.4 Аквариум моей семьи…..…………….…………….…….21
Заключение …………………………………………….23
Литература………………………………………………………...24
Приложение:
Введение
Одной из важнейших проблем современного общества стала проблема экологического воспитания детей и их гармоничного взаимоотношения с окружающей природой.
Аквариум в доме приносит большую радость всем членам семьи. Взрослые включают его в сферу повседневных забот, а дети активно наблюдают за его обитателями. Данная тема проекта мною выбрана неслучайно: более десяти лет в нашем доме живут аквариумные рыбки. И я решила систематизировать знания по данной теме. Моя мама работает воспитателем в детском саду. Поэтому мне захотелось проследить, какое влияние на воспитание детей оказывает общение с жителями аквариума.
Цель моего исследования – изучение особенностей ухода за аквариумными рыбками и их влияния на экологическое воспитание детей.
Чтобы достичь данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:
При написании реферата я пользовалась следующими методами исследования:
Практическая значимость моей работы заключается в привлечении внимания к проблеме экологического воспитания детей через их общение с аквариумными рыбками.
1.1.Население аквариума
Аквариум оживает по-настоящему лишь тогда, когда в нем появляются рыбы. Существует бесчисленное многообразие видов, которые можно содержать в домашнем аквариуме.1) Хотя в общем аквариуме могут происходить ссоры между рыбами, при правильном выборе рыб серьёзных проблем не возникает, и аквариум всегда остаётся живым и интересным. Нужно иметь в виду, что рыбы часто бывают долгожителями и так же привязывают к себе своего хозяина, как собака или кошка.
Правильно заселённый и обслуживаемый общий аквариум при незначительных усилиях доставляет так много радости, что совершенно неоправданно было бы назвать его «обязанностью». Для очень занятых людей аквариумные рыбы, в отличие от других домашних животных, являются прекрасной возможностью иметь таковых. Уже спустя короткое время многие рыбы приветствуют своего хозяина, подобно собаке, - они возбуждённо подплывают к аквариумному стеклу и показывают хозяину, что они его узнали и с нетерпением ожидают кормления.
Аквариумы стандартных распространённых размеров не создают заслуживающих внимания проблем даже при переезде, если только он тщательно спланирован и подготовлен.9)
Аквариумные рыбы очень различны по внешнему виду, размерам, а также и по условиям жизни, которые им необходимы.8) Рыбы в зависимости от мест обитания имеют разнообразную форму тела: сплющенную, веретеновидную, змеевидную и др. Обтекаемость присуща всем рыбам, она помогает быстро передвигаться в водной среде. Для движения они используют главным образом хвостовой плавник, для выравнивания тела в воде и поворотов - парные плавники (грудные и брюшные), а устойчивость обеспечивают непарные (спинной и анальный) плавники.5)
Чтобы подобрать рыб для аквариума, их подразделяют на группы, исходя при этом из тех условий, которые необходимы для их жизни и развития.
Холодноводными аквариумисты называют рыб, живущих в комнатном, неподогреваемом аквариуме, где температура колеблется обычно в течение года от плюс 14 до плюс 25 градусов.
Тепловодными называют рыб, которые для своего содержания нуждаются в температуре 18-28 градусов, то есть живут в подогреваемых (постоянно или периодически) аквариумах.8)
Популярные виды рыб:
1.Карликовый гурами. (лялиус).
Эта рыбка принадлежит к группе лабиринтовых.
Эти красочные обитатели аквариума предпочитают компанию из, небольших мирных рыб и лучше всего себя чувствуют в хорошо освещенных, густо засаженных растениями аквариумах с тёмным грунтом. Если Вы планируете нерест данного вида, то необходимо знать, что этот вид рыбок строит для
будущего поколения прочное гнездо из пены. Всю заботу о потомстве берёт на себя, как правило, самец.
2.Гуппи.
Гуппи принадлежат к семейству живородящих карпозубых, они рождают полностью сформировавшихся мальков. Этот вид рыб, благодаря своему стойкому организму и репродуктивным способностям, стал одним из самых популярных среди новичков. Гуппи весьма дружелюбны и приветливы. Они чувствуют себя по-настоящему хорошо только в небольших стайках.
3.Карликовые сомики
Сомики родом из Африки. Они весьма популярны по всему миру. Большинство сомов живёт стаями на дне ручьёв. Многие виды сомов имеют усы вокруг рта, которые действуют как органы осязания и обоняния.
4.Красный неон
Этот вид рыб очень общителен и миролюбив.
Рыбы этого вида смотрятся наиболее эффектно в стаях. Рекомендуется содержать группу, как минимум, из 6-7 особей этого вида, только тогда они чувствуют себя комфортно. Это один из самых красивых аквариумных рыб.
5.Тигровый барбус
Тигровый барбус, относящийся к карпообразным, является чрезвычайно популярным благодаря прекрасной окраске и живому поведению. Барбусы - мирные, стайные рыбы, которые предпочитают аквариумы с большим количеством растений и пространством для плавания. Будьте внимательны, Барбусы любят общипывать длинные плавники у других рыб.
6.Апистограмма Рамиреса
Апистограммы принадлежат к семейству цихлид. Вот уже долгое время этот вид рыбок остаётся популярным не из-за своей пёстрой окраски, а скорее из-за интересных социальных и нерестовых особенностей поведения. Это очень мирные рыбки, хотя иногда могут быть очень драчливыми. Этот вид нужно содержать либо в видовом аквариуме, либо вместе с мирными спокойными видами, такими как харациновые и карликовые сомики.1)
1.2.Зелёные друзья
Аквариумные растения - это растения, приспособленные для жизни в искусственном водоёме. Благодаря им происходит усвоение углекислого газа и выделение кислорода, необходимого для жизни рыб. Растения не только украшают аквариум, но и являются необходимым субстратом для нереста рыб. Все аквариумные растения условно можно разделить на три экологические группы: растения, плавающие на поверхности воды; растения, свободно плавающие в толще воды; растения, прикрепляющиеся к грунту водоёма и имеющие подводные листья.
Расположение растений в аквариуме.
В аквариуме растения можно располагать по-разному, создавая при этом красивые композиции.
1.Верхнюю позицию образуют плавающие растения. Они располагаются воды и имеют хорошо развитую корневую систему, которая украшает аквариум.
2.Переднеплановая позиция создаётся из относительно небольших, но красивых экземпляров растений, укореняющихся в грунте.
3.Центральную позицию образуют большие кустистые растения, располагающиеся в центре аквариума
4.Боковая позиция создаётся длиннолистными, длинностебельчатыми растениями, которые при посадке по бокам аквариума разрастаются и образуют красивые стенки или гроты.
5.Заднеплановую позицию создает большинство видов растений, например валлиснерия, стрелолист, кабомба, бакопа и др.5)
Постоянные спутники аквариумных рыб- водяные растения - нужны не только для украшения уголка подводного мира. Они способствуют очищению воды, удерживая грязь своими корнями, а иногда стеблями и листьями. Растения поставляют добавочную пищу для некоторых видов рыб и служат нередко местом для откладки икры, а также предоставляют надёжную защиту для рыбьей молоди.
Лучше всего растения живут в том случае, если в аквариуме помещён лишь какой-нибудь один растительный вид. Однако обычно водоём засаживают разнообразными растениями. Такой аквариум значительно красивее, да и рыбам в нем лучше. При этом нужно стремиться, чтобы растения как можно меньше мешали друг другу. Растения одного и того же вида можно посадить рядом, но так, чтобы им не было тесно. Растения, близкие по своим требованиям к условиям жизни, но разных видов, желательно помещать по возможности дальше одно от другого.
Прежде чем растение посадить в аквариум, его необходимо тщательно осмотреть, удалить повреждённые или подгнившие части и хорошо промыть. Затем, сделав пальцем или палочкой углубление в грунте, помещают туда корни растения и засыпают их песком. В аквариум желательно посадить возможно больше растений, однако так, чтобы все они были хорошо освещены и оставалось достаточно свободного места.
В передней, обращённой к наблюдателем части водоёма должна быть площадка для кормления рыб.
Правильно и со вкусом засаженный аквариум бывает очень красив. Однако полной прелести подводная картина достигает, лишь, когда растения начнут разрастаться: направленные к свету листья, отростки, занимающие наиболее ярко освещенные места, вносят в аквариумный пейзаж тончайшие штрихи естественности.8)
При посадке растений необходимо помнить, что их верхушки будут тянуться в сторону света. Эту световую реакцию не надо забывать при создании красивых, густых гротов из людвигии, амбулии и других растений. Для этого растения необходимо расположить по бокам, а яркий источник света – сверху аквариума.
Растения из природных водоёмов лучше не сажать в тепловодные аквариумы, так как они там часто гибнут. Процесс акклиматизации довольно сложный, и многим любителям он будет не под силу. В большей массе погибшие растения могут нарушить биологическое равновесие, и вода будет мутнеть. Некоторые аквариумисты, в особенности в сельской местности, используют растения из прудов. В этом случае их лучше брать весной или в начале лета.
При выборе растений обращают внимание на их целостность и яркость окраски. Экземпляры с загнивающими почками корней и листьями с бледной, неестественной окраской не пригодны для помещения в аквариум
Опишем некоторые из наиболее распространённых аквариумных растений.
Роголистник общий. Распространен по всему земному шару. Имеет вытянутый стебель, свободно плавающий в воде или закрепляющийся в грунте. Листья собраны в мутовки, игольчатые, темно-зелёные. Довольно неприхотливые растения, которое хорошо переносит низкие температуры воды. Размножается вегетативным способом.
Ряска маленькая. Распространена по всему земному шару. Её вегетативные тельца эллипсовидной и яйцевидной формы, зелёные, на нижней стороне имеют только один корешок. Летом ряска часто покрывает водоём зелёным ковром, который осенью отмирает и опускается на дно.
Элодея канадская. Распространена в Северной Америке, а также встречается в Европе, Северной Африке и в Австралии. Имеет длинный ветвящийся стебель с белыми корешками. Листья, как правило, собраны в мутовки, линейные, продолговатые, длиной 1см и шириной 3 мм, слегка отогнуты вниз. Содержится при температуре 20-30 градусов, но хорошо переносит и более низкую температуру. В культуре имеются только женские растения.
Элодея канадская может образовывать малозаметные цветки на поверхности воды. Размножается вегетативным способом.5)
1.3. «Что ты ешь, рыбка?» Кормление аквариумных рыб
Природа предлагает рыбам богатый выбор пищи, состоящий из множества разнообразных компонентов: водорослей, водных растений, личинок комаров различных насекомых, других видов рыб, иногда даже их видовых братьев. Питательный рацион рыб в природе весьма разнообразен и включает все элементы, необходимые для жизненной энергии и крепкого здоровья: витамины, белки, углеводы, минералы, клетчатку и жиры. В природе рыбка никогда не остаётся голодной, она всегда сможет отыскать корм, даже если для этого придётся проплыть огромные расстояния. В аквариуме же дела обстоят совсем по–другому. Аквариум сам не может предложить корм для рыб. Там не существует такого широкого выбора, как в природе. Аквариумные питомцы напрямую зависят от своего хозяина. А рацион питания для аквариумных обитателей должен быть значительно лучше, чем в условиях естественной среды обитания, так как рыбки не должны заразиться болезнями. Ведь в замкнутом и малом пространстве аквариума, где болезни легко и быстро распространяются, поражая, а, зачастую, и уничтожая все живое, очень важна питательность корма.1)
Правильное питание рыб-это залог их хорошего развития и размножения. Корм должен быть разнообразным и полноценным по белковому, минеральному и витаминному составу. Кормление производится в одно и тоже время, желательно два раза в день.5)
Рыбы сохраняют хороший аппетит только в чистой, богатой кислородом воде с оптимальной для данного вида температурой. Бесполезно предлагать им самый лакомый корм, когда все жизненные процессы подавлены в результате переохлаждения или, наоборот, перегрева. И, конечно, ни одно животное не способно питаться, задыхаясь в отравленной продуктами распада среде.
Однако именно такая среда часто создается в аквариумах неопытных любителей в результате избыточной дачи кормов. Особенно быстро она мутнеет при попадании в аквариум сухого корма, мертвого мотыля, погибших дафний или циклопов. Во избежание этого червей и рачков следует скармливать только живыми. Для мотыля и трубочника удобно использовать плавающие кормушки из пенопласта с дырочками, через которые живой корм проникает в аквариум. Не менее важно и то, что мотыль и трубочник из кормушек попадают рыбам постепенно один за одним, и рыбки либо подхватывают их из кормушки, что для большинства видов удобнее, нежели сбор корма со дна.
Для сухого корма тоже лучше использовать плавающие кормушки-кольца из стекла или пенопласта. Они не дают корму расплываться по всей поверхности аквариума и позволяют по истечении некоторого времени изъять несъеденное из воды с помощью сачка, заведенного под кормушку. Делают это минут через 10 после закладки корма, пока он не намок и не опустился на дно. Кстати, рыбы быстро привыкают находить корм в определённых местах, что упрощает кормление и обеспечивает лучшее их насыщение.2)
Примеры самых распространённых кормов:
Мотыль.
Это личинки различных видов комаров, которые живут в илистых водоёмах. Он имеет ярко-красную окраску, тело его состоит как бы из сегментов. Мотыль бывает мелкий, более часто употребляемый, и крупный, применяемый при кормлении больших цихлид и некоторых других рыб. Это полноценный по белковому и минеральному составу корм.
Сухой корм. представляет собой высушенные дафнии, циклопы, мотыль или гаммарусы. Обычно все эти корма отлавливают в солнечные дни летом и сушат на рамах с натянутой марлей. Запасы сухого корма могут заменить живой, а также разнообразить его. Кормление рыб только высушенным кормом приводит к задержке роста и развития.
Трубочник. Этот червячок живёт в илистых водоёмах. Он является прекрасным кормом для рыб, превосходит по калорийности, по количеству белка и углеводов мотыля, но долго кормить одним трубочником рыбу не рекомендуется, так как она при этом жиреет и плохо размножается.5)
1.4. Стеклянные берега
Холодный или теплый, пресный или солёный. Каждый вид рыб имеет свои особые потребности и нуждается в определённых условиях содержания. Существуют морские, холодноводные и пресноводные аквариумы, каждый вид имеет свои отличительные черты.
Общий декоративный аквариум – это классика.
На сегодняшний день такой тип аквариума распространён среди аквариумистов. Чаще всего, это тропический пресноводный аквариум, служащий украшением интерьера, он особенно рекомендуем новичкам. В таком аквариуме содержатся вместе различные виды растений и рыб, предъявляющих одинаковые требования к параметрам качества воды, её температуре, а также к техническим устройствам. Эти условия являются весьма важным при обустройстве и уходе за таким видом аквариума.
Видовой аквариум.
Этот тип аквариума подразумевает содержание только одного вида рыб. Причем в меньшем количестве, чем в декоративном аквариуме. Чаще всего, это весьма специфические виды, требующие особых условий содержания. Именно эти условия должны быть учтены при проектировании видового аквариума. Также этот тип аквариумов часто используется для разведения особенно требовательных видов рыб.
Аквариум-биотоп.
Это название может на первый взгляд показаться весьма странным, ведь по сути дела каждый аквариум является биотопом. Однако здесь имеется в виду, что все рыбы и растения, собранные в аквариуме, происходят из одной среды обитания, к примеру, озера Малави.1)
Для того, чтобы рыбки чувствовали себя как дома в вашем аквариуме, при выборе места для его установки необходимо заранее предусмотреть несколько весьма важных факторов. Стол или тумба, на которую вы собираетесь поставить аквариум, должна иметь ровную, плоскую поверхность, способную выдержать вес аквариума с водой. Чтобы рассчитать вес готового аквариума необходимо к весу пустого аквариума оборудования и оформления добавить 1 кг веса на каждый литр воды. Даже относительно маленький восьмидесяти литровый аквариум при заполнении его водой имеет достаточно большой вес, что значительно затрудняет его дальнейшее передвижение. По этой причине тумба или стол должны выдержать достаточно большую нагрузку. Один хороший совет-подложите под аквариум лист полистирола, это поможет распределить нагрузку и выровнять неровности поверхности между тумбой и аквариумом. Также поблизости должна находиться электрическая розетка, необходимая для подключения аквариумного оборудования. Аквариум не должен стоять у окна или в месте, где возможно попадание прямых солнечных лучей. Солнечный свет приводит к нежелательному нагреванию воды и стимулирует рост водорослей. Продавец аквариума поможет вам подобрать нужную модель аквариума.
Итак, несколько важных советов, которыми нужно воспользоваться при установке аквариума:
Обустройство аквариума
Обустройство любого аквариума должно быть тщательно спроектировано! Важно, чтобы основной задачей вашего обустройства был не только эффективный внешний вид аквариума, но и создание комфортных условий для рыб.
Грунт.
После того, как аквариум промыт теплой водой и установлен в выбранное для него место, можно приступить непосредственно к его оформлению. Первым делом, засыпьте в аквариум грунт, предварительно тщательно промыв его, и, тем самым, избежать нежелательного помутнения воды. Грунт желательно класть на дно не равномерным слоем, а с небольшим возвышением к задней и боковым стенка аквариума, тогда продукты жизнедеятельности рыб и улиток будут скапливаться в углублении. Отсюда их легко удалить с помощью резинового шланга. На основу грунта можно класть крупные камни, располагая их в виде террас или извилистой линии, а также в форме одиночных рифов. Грунт служит опорой для укрепления корней растений, а также, помимо этого, необходим для существования нитрогенных бактерий, которые важны для установления биологического равновесия в аквариуме. Размеры грунта-начиная от 1-3 мм и заканчивая3-6мм-являются наиболее подходящими для общих декоративных аквариумов.
Когда грунт уложен и аквариум установлен на постоянное место, можно приступить к заливке его водой. Для этого на дно водоема помещают блюдце вверх донышком, чтобы сильная струя воды не размывала песок. После заливки воды и посадки растений в водоём помещают улиток. И только после того, как вода отстоится ( через 3-5 суток), в него помещают рыб.1)
Вода для аквариума. Пробы воды по химическому составу в различных городах, а также взятые из различных источников значительно отличаются друг от друга. В аквариумоводстве имеют значение для содержания и разведения рыб такие показатели как жесткость и кислотность.
Жесткость воды определяется содержанием в ней в основном инов кальция и магния. Она бывает временной и постоянной. Временная устраняется кипячением воды, при этом карбонаты кальция и магния выпадают в садок. Жесткость определяют титрометрическим методом с помощью готовых наборов, которые продаются в зоомагазинах.
Наряду с жесткостью для нереста и некоторых других видов рыб необходимо знать активную реакцию воды. Она зависит от концентрации водородных ионов и разделяется на кислую, нейтральную и щелочную среду. Для определения кислотности можно пользоваться универсальными индикаторами. При опускании кусочка бумаги в воду цвет её изменяется в зависимости от концентрации водородных ионов. В мягкой воде, лишенной солей, реакция всегда слабокислая.
Биологическое равновесие.
Аквариум представляет собой биологическую схему, где происходит большинство физических, химических и биологических процессов, свойственных природным водоемам. Под биологическим равновесием в аквариуме мы понимают такое состояние водной среды, при котором продукты жизнедеятельности рыб и других обитателей успевают разрушиться, не принося им вреда, а физические свойства воды (прозрачность, цвет и др.) остаются почти без изменений. Создание биологического равновесия, пожалуй, самый ответственный этап. Важно знать, что равновесие устанавливается в разные сроки, и поэтому нет необходимости волноваться, что вода незначительно мутнеет после помещения рыб. Она через несколько дней обычно становится прозрачной. Если же вода продолжает загрязняться, то рыб необходимо удалить, большую часть воды слить и налить чистой.
Для установления биологического равновесия придерживаются следующих обязательных условий: после промывки аквариума и посадке растений его оставляют на несколько дней без рыб; сразу же после заливки аквариума водой помещают улиток; рыб опускают только в отстоявшуюся, чистую воду.
В установлении чистой, прозрачной воды огромную роль играют микроорганизмы, которые разрушают продукты жизнедеятельности рыб, превращая их в более простые частицы. При большом скоплении их в грунте биологическое равновесие может смещаться, и вода при этом мутнеет. Губительную роль в чрезмерном размножении бактерий играют растения, которые выделяют специальные вещества(фитонциды), убивающие или замедляющие темп развития микробов и таким образом регулирующие их численность .
Необходимо помнить, что частая замена воды, которую иногда допускают начинающие аквариумисты, препятствует появлению биологического равновесия. В больших аквариумах, емкостью более 60 литров, воду следует менять не чаще одного раза в один-три года, а меньшего размера-раз в полгода, год.
Освещение аквариума.
Растения разрастаются, преобразуя углекислоту в вещества своего тела и выделяя кислород, только на свету. Поэтому аквариум должен быть хорошо освещен.
Солнечные лучи частично отражают от стекол аквариума, частично поглощаются водой. Поэтому, даже если аквариум стоит на окне, в него не всегда попадает достаточно света. В случае, если растения плохо разрастаются,, комнатный водоем нужно дополнительно освещать электрической лапой.
Лучше всего пользоваться для освещения аквариума самой обыкновенной лампой, так называемой лампой накаливания. Чтобы аквариум больше походил на естественный водоем, освещать его нужно сверху. Но это не всегда удобно, так как поверхность воды сильно отражает лучи и в воду попадает мало света. Поэтому часто поступают иначе. Если погрузить лампу в узкий стеклянный сосуд, её можно опустить в воду. А можно прижать лампу к боковому стеклу аквариума, снабдив её при этом рефлектором.
Продолжительность дополнительного освещения зависит от времени года. Аквариум должен быть освещен естественным светом в течение 12-14 часов. Освещение играет большую роль в декоративном оформлении водоёма, при правильном его применении рыбы принимают более яркую окраску.
Очень хорошо использовать освещение комбинораванное: лампой дневного и красного света одновременно. Такое освещение наиболее приближается к естественному.8)
Подогрев.
Аквариумы с тепловодными рыбами приходится подогревать. Иногда это делают не только в холодное время, но и круглый год.
Подогревать аквариум проще всего той же самой электрической лампой, которой он освещается. Конечно, это удается только при применении ламп накаливания. Кроме того, греет только та лампа, которая опущена в воду или прижата сбоку к стеклу. Расположенная сверху лампа почти не нагревает воду. Для подогрева воды в аквариумах, также используют различные системы подогревателей: соляной, песочный и другие.5)
1.5. Вредители аквариумных рыбок
Часто вместе с отловленным из пруда живым кормом в аквариум попадают беспозвоночные, которые наносят ущерб рыбному хозяйству водоема.
Остановимся на некоторых представителях.
Кишечнополостные. Эти вредители заносят в аквариум с растениями, которые берут из луж или прудов. Наиболее часто поселяются гидры, которые поедают мальков или поражают рыбу с помощью стрекательных клеток, выбрасывающих нити с ядом.
Пиявки. В аквариум попадают малая и большая ложноконские, а также рыбьи пиявки. Удаляют их из аквариума сачком.
Простейшие. Часто в аквариум попадают инфузории, которые отрицательно влияют на рыб и особенно сильно размножаются при нарушенном биологическом равновесии. Бурное размножение приводит к помутнению воды в аквариуме.
Насекомые. Часто встречаются личинки стрекоз и плавунцов, которые могут уничтожать молодь рыб. Иногда вместе с кормом заносятся жуки – плавунцы, которые очень опасны для молоди рыб и могут убить взрослых особей.
Профилактика болезней рыб
После приобретения бывшего в употреблении аквариума его необходимо тщательно дезинфицировать растворами хлорной извести или медного купороса. Вновь приобретенные растения сажают в стеклянную банку и добавляют туда поваренной соли, оставляя их после этого на 3 – 4 суток. Новых рыб подвергают карантину в течение 5 – 7 суток. Для этого их отсаживают в цельностеклянную банку и проводят наблюдение за их состоянием. Если по происшествии данного срока не замечено каких-либо отклонений от нормального физиологического состояния рыбы, то её можно сажать в общий аквариум. 5)
2.1. Влияние аквариумных рыбок на экологическое воспитание детей
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.(4)
Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой её является непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Живое общение с аквариумными рыбками, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними очаровывает даже маленьких детей, которые, играя, узнают много нового о мире биологии. В зависимости от их возраста они смогут самостоятельно, либо под вашим наблюдением, выполнять некоторые процедуры ухода за аквариумом. В это время у них развиваются интерес и способность понимания связей различных биологических процессов, одновременно они приучаются к ответственности.6)
С помощью правильно оформленных аквариумов детям можно дать разнообразные знания экологического характера:
1) приспособленность строения и поведения рыб к водной среде обитания;
2) разнообразие образа жизни и поведения рыб хищные, мирные, стайные, одиночные);
3) разные экологические ниши одной экосистемы (рыбы разных слоев воды: донные, средних и верхних слоев воды);
4)отличие домашних декоративных рыб от диких рыб местных водоемов;
5) многообразие водных обитателей, их приспособленность к водной среде обитании (на примере рыб, лягушек, креветок, улиток), их приспособленность к водной среде обитания;
6) размножение икрой, рост и развитие мальков, в отдельных случаях забота родителей о потомстве;
7) рыбы как живые существа, их сходство между собой.7)
В процессе работы мной было проведено анкетирование среди родителей детей средней группы д/с «Колосок» с. Новопаньшино.
Вопросы анкеты:
1) Любит ли ваш ребенок наблюдать за аквариумными рыбками?
2) Кормит ли ваш ребенок рыбок?
3) Знаете ли вы и ваш ребенок названия аквариумных рыбок?
4) Есть ли у вас дома аквариумные рыбки?
5) Хотели бы вы завести аквариумных рыбок?
6) Смотрит ли ваш ребенок фильмы о животных (о рыбках)?
7) Любит ли ваш ребенок аквариумных рыбок?
8) Почему вам и вашим детям нравятся аквариумные рыбки?
Результаты:
На 1-ый вопрос ответили:
ДА – 100 %.
На 2-ой вопрос ответили:
ДА – 100 %
На 3-ий вопрос ответили:
ДА – 75%
НЕТ – 25%
На 4-ый вопрос ответили:
ДА – 100%
На 5-ый вопрос ответили:
ДА – 100%
На 6-ой вопрос ответили:
ДА – 75 %
НЕТ – 25%
На 7-ой вопрос ответили
ДА –100%
На восьмой вопрос нужно было высказать свое личное мнение.
Самые оригинальные высказывания:
2.2. Наблюдение за развитием экологической воспитанности детей средней группы
д/с «Колосок» с. Новопаньшино
Развитие экологических навыков ребёнка через непосредственный контакт с обитателями аквариума
2006 год
№ | Ф.И. | Наблюдение за аквариумными рыбками | Кормление рыбок | Наблюдение за движ-ми рыбок | Знание видов рыб | Уход за аквариумом | Наб-ние за обитателями аквариума |
1 | Шульгин Е. | + | _ | + | _ | + | + |
2 | Паньшина Д. | + | + | _ | _ | + | + |
3 | Паньшин Д. | + | + | _ | _ | + | + |
4 | Салтанов Т. | + | _ | + | + | + | + |
5 | Гурбанов Р. | + | _ | + | + | + | + |
6 | Шестакова Д. | _ | + | + | + | + | + |
7 | Шульгин А. | _ | + | _ | _ | + | + |
8 | Южакова В. | + | _ | + | _ | + | + |
9 | Копысова Л. | _ | + | + | _ | + | + |
10 | Паньшин В. | _ | + | + | _ | + | + |
ВЫВОД:
Таким образом, в 2006 году четырёхлетние дети умели наблюдать за жителями аквариума (100%), ухаживать за аквариумом (100%). 70% малышей уже наблюдают за движением рыбок, проявляют к ним интерес. Умеют наблюдать и кормить рыб 60% воспитанников. И всего лишь 30% детей знают названия обитателей аквариума.
+ качество выражено ярко
- качество выражено средне
Развитие экологических навыков ребенка через
непосредственный контакт с обитателями аквариума
2007 г.
№ | Ф.И.О. | Наблюдение за аквариумом | Кормление рыбок | Наблюдение за движ-ми рыбок | Знание видов рыб | Уход за аквариумом | Наб-ние за обитателями аквариума |
1 | Шульгин Е. | + | + | + | + | + | + |
2 | Паньшина Д. | + | + | + | + | + | + |
3 | Паньшин Д. | + | _ | + | _ | + | - |
4 | Салтанов Т. | + | + | + | + | + | + |
5 | Гурбанов Р. | + | + | + | + | + | + |
6 | Шестакова Д. | + | + | + | + | + | + |
7 | Шульгин А. | + | + | + | _ | + | + |
8 | Южакова В. | + | + | + | _ | + | - |
9 | Копысова Л. | + | _ | + | _ | + | + |
10 | Паньшин В. | + | _ | + | - | + | - |
ВЫВОД:
Таким образом, в 2007 году пятилетние дети научились наблюдать за аквариумом, его обитателями и за их движением(100%), а также ухаживать за аквариумом(100%). 70% воспитанников научились кормить рыбок. Увеличилось знание видов рыб (50%).
+ качество выражено ярко
- качество выражено средне
2.3.Динамика роста экологических навыков детей за 2006, 2007 годы
№1 – наблюдение за аквариумом
№2 – кормление рыбок
№3 – наблюдение за движениями рыбок
№4 – знание видов рыб
№5 – уход за аквариумом
№6 – наблюдение за обитателями аквариума
2.4.Аквариум моей семьи
Аквариум появился в нашем доме летом 1996 года. Моя старшая сестра Оля была еще маленькой и как-то раз предложила маме: «А давайте заведем аквариумных рыбок». Мама долго не соглашалась. Она говорила, что за ними нужен уход, нужны специальные знания, корм, который не продают в нашем селе. Но после долгих уговоров Оли, мама все-таки согласилась. Мы купили круглый аквариум и четырёх рыбок - пару сомиков и пару гуппи. Прошло немного времени, и рыбок у нас становилось все больше и больше. Стали чаще заходить ребята, они любовались серебристыми обитателями стеклянного домика и хотели иметь у себя дома таких же питомцев. Поэтому мы с удовольствием раздавали лишних рыбок.
Когда Оля выросла и уехала учиться, за аквариумом стала ухаживать я, а в дальнейшем и моя младшая сестра Саша. Мы купили новый большой аквариум, свежие водоросли (элодею канадскую), сменили грунт (мелкие округлые морские и речные камушки разного цвета), и аквариум преобразился. Иногда летом, когда вода «за стеклянными берегами» начинает цвести, мы с мамой подселяем к рыбкам полезных соседей – малых прудовиков - всего парочку брюхоногих моллюсков для очистки стёкол от одноклеточных водорослей. Осенью прудовиков приходится убирать, так как их семейство разрастается до угрожающего для рыбок количества.
Всем членам нашей семьи очень нравится наблюдать за обитателями подводного царства, за маленьким кусочком далёкого тёплого моря. Эти наблюдения успокаивают нас после трудового дня, поднимают настроение, приносят радость общения с рыбками. Совместный уход за живыми существами укрепляет дружбу между мной и сестрой. Особенно интересно наблюдать за аквариумом, когда рыбки кушают. Они собираются в стайки и хватают корм: кто быстрее и больше захватит еды?
Мы с сестрой всегда помогаем маме ухаживать за рыбками:
Мною проведены следующие опыты по выработке условных рефлексов у аквариумных рыбок:
Каждый стук сопровождался подачей корма. Сначала рыбки пугливо разбегались в стороны от источника стука, но, заметив корм на поверхности воды, смело приступали к трапезе. Через 4 раза подачи корма сразу после стука рыбки не показывали признаков беспокойства и сразу поплыли к еде.
При первой вспышке света обитатели аквариума молниеносно спрятались в зарослях водорослей. Но, заметив на поверхности воды желанный корм, самые смелые рыбки осторожно стали к нему подплывать. Чтобы выработать условный рефлекс кормления на свет, мне понадобилось 2 раза повторить опыт.
Таким образом, вспышка света явилась для моих питомцев более сильным раздражителем.
Наблюдение за жизнью аквариумных рыбок и различных обитателей подводного царства не только помогает понимать и любить природу, но и способствует развитию навыков наблюдения, умения видеть и ценить красоту жизни в самых различных её проявлениях. Уход за живыми организмами воспитывает в человеке доброту, чувство сострадания. Аквариум и его маленькие обитатели развивают во мне и младшей сестре положительные качества.
Заключение
Итак, в ходе проделанной работы мною изучены особенности содержания, ухода, защиты от вредителей, видового разнообразия аквариумных рыбок. Выявлено влияние водных обитателей на экологическое воспитание детей. Таким образом, мною решены следующие задачи:
На основании изложенного выше можно сделать вывод, что цель научно-исследовательского проекта мною достигнута, все задачи проектной работы решены.
Данная работа может быть использована воспитателями детского сада для проведения занятий с детьми, учителями во внеклассной работе по экологии, учащимися, интересующимися аквариумистикой.
Как зима кончилась
Горка
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Два петушка
Петушок из русских сказок