Основной целью моей работы является исследование работы М.В.Ломоносова в области художественного мозаичного творчества и создать буклет мозаичных картин ломоносовской мастерской.
Мною составлена хронология мозаичных работ ломоносовской мастерской и создан буклет мозаичных картин в помощь учителям изобразительного искусства, литературы, мировой художественной литературы, а также для проведения внеклассных мероприятий.
Вложение | Размер |
---|---|
issl._rabota.docx | 963.46 КБ |
Городская конференция«Многоликая химия»
М.В.Ломоносов-основатель
мозаичного искусства в России
Автор: Филиппова Анжелика Леонидовна
г.Нефтеюганск
МБОУ «ООШ№12», 9 класс
Руководитель:Шакирова Фаниля Фанавиевна
учитель биологии и химии
МБОУ «ООШ№12»
Нефтеюганск
2011
М.В.Ломоносов- основатель
мозаичного искусства в России
Автор: Филиппова Анжелика Леонидовна
г.Нефтеюганск
МБОУ «ООШ№12», 9 класс
Аннотация
Основной целью моей работы является исследование работы М.В.Ломоносова в области художественного мозаичного творчества и создать буклет мозаичных картин ломоносовской мастерской.
Длядостижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
В соответствии с задачами были использованы следующие методы и приемы:
Мною составлена хронология мозаичных работ ломоносовской мастерской и создан буклет мозаичных картин в помощь учителям изобразительного искусства, литературы, мировой художественной литературы, а также для проведения внеклассных мероприятий.
Содержание
Введение 5
Раздел 1 Теоретический анализ источников, содержащих сведения об интересующейтеме
1.1. История стекла. 7
1.2. История мозаики и смальты 8
1.3.Увлечения М.В.Ломоносова мозаичным искусством. 9
Раздел 2. Исследовательский этап работы 16
Раздел 3. Практический этап работы. 17
Результаты и выводы 18
Список использованной литературы 19
Приложения
Введение
«Любой век, любая эпоха нашей народной жизни
всегда приукрашена чьей- либо яркой жизнью,
деяниями особо славными. Многие звезды
украшали русское небо XVIII столетия. Звездою
первой величины явилась слава Михаила Ломоносова».
Борис Шергин
Ломоносов был человеком универсальных знаний, подлинным ученым- энциклопедистом. Его работы в области физики, химии, техники, истории, экономики, геологии, географии и литературы на длительный период предопределили пути развития этих наук. Трудно представить себе, как мог один человек сделать так много в разных областях знания, в литературе и искусстве.
19 ноября исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова(1711-1765) - великого ученого- энциклопедиста. В канун юбилея я решила заняться исследованием потеме «М.В.Ломоносов -основатель мозаичного искусства в России».
При опросе среди обучающихся нашей школы, большинство из них не знают о вкладе Ломоносова в мозаичное искусство. Я пришла к выводу, что необходимо донести всем о значимости вклада русского ученого в возрождение и развитие древнего мозаичного искусства в России.
Гипотеза: если мозаичные картины, выполненные в мастерской М.В.Ломоносова, стали яркой страницей в истории русского искусства, то они имели большое значение и в развитии русской промышленности.
Цель: исследовать работы М.В.Ломоносова в области художественного мозаичного творчества и создать буклет мозаичных картин ломоносовской мастерской.
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
В соответствии с задачами были использованы следующие методы и приемы:
Этапы и организация работы по исследованию:
1.Подготовительный:
2. Исследовательский
Объект исследования- материалы о работах великого ученого-энциклопедиста М.В.Ломоносова в области изобразительного искусства.
Предмет исследования- материалы о работах М.В.Ломоносова в области художественного мозаичного творчества.
3.Практический:
4.Заключительный:
Практическая значимость моей работы заключается в возможности использования буклета мозаичных картин ломоносовской мастерской для проведения предметных недель, внеклассных мероприятий с обучающимися и родителями для формирования общей культуры и бережного отношения к его достояниям.
Глава 1.
Стекольное производство было известно еще в начале III в.до н.э. В Египте найдены древнейшие стеклянные изделия (бусы, например).Из Египта стеклоделие распространилось в Грецию и Рим.Известно стекло и в Древнем Китае. [2]
В средние века центром стеклоделия стала Венецианская республика. Стеклоделы пользовались большим авторитетом в Венеции, однако им запрещалось выезжать за пределы республики, чтобы чужие страны не узнали секреты венецианского стекла.
Несмотря на это, секреты производства стекла становились известными. Во многих странах возникали стекольные заводы. При раскопках Помпеи, например, были обнаружены оконные стекла в богатых домах.
В Европе оконные стекла стали изредка появляться в домах в XIV в.
В России в XVII в. почти не знали стекла. Даже в царском дворце во времена Михаила Федоровича окна были слюдяные. Посуда была медной, оловянной, а у бедноты- деревянной.
В царствовании Михаила Федоровича Романова в 1635 г.был построен первый стекольный завод недалеко от г. Воскресенска Московского уезда. Стеклянная банка имела такую же цену, как теленок.
При царе Алексее Михайловиче в селе Измайлове под Москвой построили второй завод, где кроме аптекарской посуды, изготовляли стаканы, лампадки, мухоловки, кружки, братины, сулеи (бутылки и графины).
При Петре I и Елизавете было построено еще несколько заводов, на которых работали мастера- умельцы стеклодувного дела. Среди русских мастеров были изобретатели, которые находили свои способы получения стекла.
Но все же и в XVIII в. Ломоносову приходилось убеждать соотечественников в полезности стекла. Этому материалу ученый посвятил известную поэму «Письмо о пользе Стекла»:
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
КоторыеСтекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше пользы в нем, не меньше в нем краса.
Не редко я для той с Парнасских гор спускаюсь,
И ныне от нея на верьх их возвращаюсь,
Пою перед Тобой в восторге похвалу,
Не камням дорогим, не злату, но Стеклу.
Мозаика (от франц. mosaique, итал. mosaico или лат. musinum — буквально «посвящённое музам») представляет собой изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц. Как способ оформления интерьера она известна ещё с III века до нашей эры: панно, выложенные из разноцветных камней, украшали дворцы и дома богатых горожан Древнего Египта. Сохранились мозаики из глиняных кружков различной окраски в храмах Двуречья (III в. до н.э.). В античной Греции её делали из гальки. Хорошо известны мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии и Византии.
Мозаика – не просто один из старейших отделочных материалов и весьма древний вид изобразительного искусства.[4] «Сложенный из кусочков» – так переводится с итальянского языка слово «мозаика», что вполне раскрывает ее природу. Материалы, из которых ее изготавливают, настолько прочны, что до нашего времени сохранились образцы, датируемые IV тысячелетием до нашей эры! Речь идет о мозаике, найденной в одном из храмов древнего шумерского города Ур.
Мозаика – монументальный вид искусства.[5] И чем обширнее мозаичная картина, тем с большего расстояния нужно любоваться ею. Именно поэтому она всегда придает интерьеру особую торжественность и роскошь. Впрочем, цветные кусочки мозаики так нарядны, что даже монохромно отделанные поверхности создают в помещении праздничную атмосферу.
Одним из лучших материалов для создания мозаики издавна считается смальта- непрозрачное и очень плотное стекло разнообразных цветов и оттенков. [6] Именно с появлением смальты мозаику стали применять в художественной отделке зданий, ее уникальные свойства - загадочное мерцание и блеск, насыщенность и неизменность цвета позволяли создавать эффект Божественного сияния. Никакой другой материал не в состоянии был передать это ощущение. В Византии убранство храмов отличалось обилием золотистой и синей смальты, служившей фоном для изображения святых. Византийская мозаика не подвергалась шлифовке, что усиливало глубину и звучание цвета. Полюбоваться ее великолепием можно и сегодня, побывав, например, в соборе Святой Софии в Константинополе.
На Руси смальта появилась в XI веке - с началом строительства первых христианских храмов. [12] Прекрасные мозаики украшали, к примеру, Софийский собор и Златоверхий монастырь в Киеве. Эти мозаичные панно были созданы мастерами, обучавшимися в Византии, да и смальту привозили оттуда же. Но начиная с XIII века,храмы на Руси стали украшать росписью, которая постепенно вытеснила смальту и о ней забыли почти на шесть веков. Смальта позволяет прекрасно имитировать масляную живопись. Смальта по сути - это просто цветное стекло, только непрозрачное. Оба материала (и смальту, и стекло) получают из кварцевого песка, добавляя в него оксиды разных металлов, выполняющих роль красителей.Но при изготовлении смальты, используют соль калия, а не натрия, да и минеральных добавок в смальте гораздо больше, чем в обычном стекле. Благодаря этому, смальта приобретает повышенную ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к агрессивным средам; не стирается и не выцветает.
Талантливый юноша не только прекрасно учился, но и работал на фабриках и шахтах, затем во Фрайбурге изучал химию и горное дело. [4] Большую часть из пяти лет, проведенных в Европе, Ломоносов прожил в Марбурге, у известного физика Х. Вольфа. По его мнению, настоящие знания приобретает только тот, кто теорию сумеет подкрепить практикой. Ломоносов был верен этому правилу всю жизнь.
Ещё в период обучения в Германии Ломоносову и его товарищам, как известно, были предписаны занятия рисованием.[12]. В течение двух лет Ломоносов систематически упражнялся в рисовании, заложив тем самым прочную основу для дальнейшего развития своих способностей в изобразительном искусстве. М.В. Ломоносов обладал незаурядными художественными способностями. Систематические уроки рисования Ломоносов начал брать еще в Марбурге.
Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования.
Еще до того как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику — древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. Несколько мозаичных работ привез в 1746 году из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов. Среди них была и мозаичная картина «Плачущий апостол Петр», работа неизвестного ватиканского мастера, отличавшаяся богатством и разнообразием красочных оттенков при передаче розового хитона и голубого плаща апостола. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую «палитру» до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись.
Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом. Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мозаичистами. Ломоносова-химика привлекала к себе задачка раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт. Живой, художественный и практический интерес к мозаике, овладевший Ломоносовым, сочетался с давно волновавшими его вопросами теоретической физики и химии. Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из своего понимания физической природы света. Он полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов — красного, желтого и голубого. Ломоносов искал зависимость между составом вещества и цветовым эффектом от него. Крупнейший знаток оптических явлений академик С. И. Вавилов писал о теории цветов Ломоносова: «Нельзя не оценить ее остроумия, глубокой оригинальности, а главное — интуитивного угадывания факта связи, резонанса между светом и веществом». Ломоносов прокладывал новые материалистические пути познания явлений физиологической оптики. Он ищет возможности связать физиологическое ощущение цвета с химизмом нервной ткани глаза, утверждая в своем «Слове о происхождении Света», что порожденные взаимодействием эфира и вещества цвета, в свою очередь действуя «в оптических нервах» на содержащиеся в них «материи», произведут соответственно «чувствие» (ощущение) того или иного основного или смешанного цвета. Это предположение Ломоносова о необходимости наличия в нервах глаза трех различных светочувствительных веществ, по существу, было лишь повторено в начале XIX века Юнгом. Разрабатываемая Ломоносовым теория «трех цветов» имела, несомненно, значение для развития цветоведения. Установив трехмерность многообразия цветов, Ломоносов указывал пути для решения практических задач цветотехники, нашедшей в наше время такое широкое применение в цветной фотографии, печати, кино. Он трудится над созданием приборов для получения любых цветов через сложение или вычитание трех основных. Принципы этих приборов осуществлены в современных колориметрах. Ломоносов всегда стремился связать свои теоретические изыскания с живой и непосредственной практикой. Работа по изобретению цветных прозрачных и непрозрачных стекол была для него одним из средств обоснования теории цветов. Здесь сама химия приходила ему на помощь, так как точно установленные химические вещества, взятые в точно измеренных весовых пропорциях, определяли характер и интенсивность цвета, окрашивающего стеклянную массу. Проблема света и цвета получала здесь как бы идеальное разрешение.
Ломоносов с энтузиазмом принялся за опыты. В течение трех лет, шаг за шагом шел Ломоносов к своей цели. Пробы стеклянных масс следуют одна за другой. Ломоносов ведет подробный журнал, в котором тщательно записывает по-латыни название и точный вес взятых материалов, способ плавки и полученные результаты. Его план экспериментальных работ строго продуман; он ставит опыты последовательными сериями, постепенно усложняет состав смальты, доведя число компонентов до шести, вводит их в различных весовых соотношениях и в различных сочетаниях. Ломоносов устанавливает влияние температуры плавки на физические свойства готового стекла, изучает прозрачность получаемых стекол, их цвет в проходящем и отраженном свете. Все новые наблюдения, идеи и экспериментальные навыки, возникшие у Ломоносова в связи с его занятиями физической химией, находят здесь блестящее применение. В середине 1750 года в Петербург прибыл из Италии живописец Преннер, доставивший графу Воронцову мозаичный портрет Елизаветы Петровны работы известного мастера Аллессандро Кокки по оригиналу Людовика Каравака, находящийся в настоящее время в павильонном зале Эрмитажа. Портрет произвел сильное впечатление на Ломоносова умелым подбором красочных оттенков при передаче богатого наряда императрицы — серебряной парчи платья, синего муара ленты, алмазов и сапфиров ее драгоценного убора. Ломоносов посвятил этому портрету стихи, начинавшиеся словами:
Фортуну вижу я в тебе или Венеру
И древнего дивлюсь художества примеру...
Но сам он уже приближался в то время к полной разгадке всех тайн этого древнего художества. Ломоносов увлечен своей работой и не щадит себя. В августе 1750 года он отправляет И. И. Шувалову на дачу стихотворное послание, в котором воспевает «прекрасны летни дни», которые, «сияя на исходе, богатство с красотою обильно сыплют в мир», «созрелые плоды древа отягощают и кажут солнечный румянец свой лучам». А о себе он пишет:
Меж стен и при огне лишь только обращаюсь;
Отрада вся, когда о лете я пишу;
О лете я пишу, а им не наслаждаюсь,
И радости в одном мечтании ищу...
Стихи эти верно характеризуют обстановку, в которой работал Ломоносов.
Мастерская М.В.Ломонсова Инструменты М.В.Ломоносова – химика
В маленькой и тесной лаборатории ему негде было повернуться. От растираемых в мелкий порошок масс для приготовления стекольных смесей в воздухе висела серой пеленой минеральная пыль. Закопченные низкие своды лаборатории озарялись отблесками огней нескольких печей. Печи были разных типов, но все они нещадно чадили и дымили. Ломоносов проводил здесь целые дни, совершенно не щадя своего здоровья. Он беспокоится лишь о том, чтобы не пострадали полученные им мозаичные составы, которые, по его словам, в лаборатории «для дыму и всегдашней пыли делать и держать нельзя». В довершение всего ему на каждом шагу мешает канцелярия. «За безделицею принужден я много раз в Канцелярию бегать и подьячим кланяться, чево я, право, весьма стыжусь, а особливо имея таких, как Вы, патронов», — жалуется он И. И. Шувалову в письме 15 августа 1751 года.
Но Ломоносова нельзя было остановить никакими трудностями, и, проделав в общей сложности около четырех тысяч опытов, он, наконец, добивается своего. Он открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: «превосходное зеленое травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «карнеоловое», «очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное», «превосходного мясного цвета», «цвета черной Печени» и т. д.
Вводя в опытные плавки различные вещества для окраски стекол, Ломоносов вовсе не ограничивался теми из них, которые применялись раньше в стеклоделии, но постоянно испытывал новые. Уже в первой серии опытов, записанной в «Лабораторном журнале» Ломоносова, впервые в качестве красителя была применена ртуть, «растворенная в крепкой водке», осаждаемая «животной щелочью», или, иными словами, азотнокислая ртуть, осаждаемая аммиаком. В результате было получено стекло «бледно-пурпурового цвета». Немало потрудился Ломоносов и для того, чтобы добиться получения «золотого рубинового стекла», приготовлением которого славился известный немецкий химик-практик XVII века Иоганн Кункель. Считалось, что Кункель унес секрет его изготовления в могилу, так как оставленные им сведения были сбивчивы и не содержали главнейших технологических условий получения этого ценного стекла необычайно интенсивной окраски. Проделав не менее семидесяти опытных плавок с применением золотых соединений, тщательно изучив все способы введения золота в стекло в сочетании с различными компонентами (суриком, магнезией, оловянной известью, роговым ребром и т. д.), учитывая значение температуры плавки и роль последующего отжига, Ломоносов самостоятельно разработал всю методику получения «золотого рубина», оказывавшуюся не под силу его многим западноевропейским современникам. Полученные опытные образцы Ломоносов сортирует и систематизирует в строгом порядке, потребовав в октя от академической канцелярии, чтобы ему был изготовлен особый ящик «для раскладывания сделанных в химической лаборатории стекол». Пробы эти хранились потом в особом покое при лаборатории, «каждая особливо под номером против химического журнала, в котором по месяцам и там оных составы и процессы описаны». Эта своеобразная «стеклотека» весьма пригодилась Ломоносову, когда он приступил к практическому использованию результатов своих изысканий. Достигнув замечательных практических результатов, Ломоносов писал в феврале 1754 года Леонарду Эйлеру: «В течение трех лет я был весь погружен в физико-химические испытания, касающиеся учения о цветах. И труд мой оказался не бесплодным, так как кроме результатов, полученных мною при различных растворениях и осаждениях минералов, почти три тысячи опытов, сделанных для воспроизведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик».
В 1753 г., в поместье Усть-Рудице, в 64 верстах от Петербурга, был выделен участок земли для устройства стекольной фабрики. Здесь были кварцевые пески, идущие в стекольную шихту, леса для получения древесного угля, необходимого при плавке стекла, реки для устройства гидросиловой установки. Строительство фабрики началось в мае 1753 г. и к лету 1754 г. было закончено. По проекту Ломоносова были построены стекловаренные печи, печи для варки цветного стекла, для отжига готовых изделий, для оплавки бисера.
Усть-Рудица. Фабрика М. В. Ломоносова.
24 сентября 1752 года академическая канцелярия разрешила Ломоносову самому выбрать двух лучших и наиболее способных учеников из Рисовальной палаты, состоявшей при Академии. К Ломоносову были определены необычайно даровитый юноша, сын матроса Матвей Васильев, которому едва исполнилось тогда шестнадцать лет, и сын мастерового придворной конторы Ефим Мельников, который был еще моложе. Работая со своими учениками, Ломоносов не идет проторенными путями. Он развивает и совершенствует мозаичное искусство, ставит перед ним новые художественные задачи, улучшает и значительно ускоряет технику набора мозаичных картин. Он хочет ввести это монументальное искусство в государственный обиход, мечтает о широком применении мозаики в памятниках, которые должны прославить величие его Родины, ратные подвиги и исторические деяния русского народа.
Научные и практические результаты исследований Ломоносова произвели большое впечатление за границей. «То что Вы, славнейший муж, исследовали относительно наведения разных цветов на стекла, достойно Вас. Наши химики считают особенно важным это открытие», — писал ему из Берлина Леонард Эйлер 30 марта 1754 года. Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова, были несравненно ярче и богаче по своим красочным возможностям итальянских. Но этого было недостаточно. Ломоносову предстояло еще разработать методы отливки и шлифовки смальты, из которой составлялись картины. Пришлось ему отыскать и лучший рецепт мастики, которой смальта скреплялась на медном подносе, и, наконец, стать самому художником, так как мастеров-мозаичистов у нас не было. Вне связи с вековыми традициями мозаичного искусства, Ломоносов совершенно самостоятельно добился исключительных результатов. По немногим образцам он не только постиг мозаичную технику, но и осознал художественный смысл мозаики — ее суровую и выразительную простоту, ее красочные возможности, декоративное значение и эпическую монументальность.
В декабре 1761г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов и М. И. Воронцов. Всё это усложняло работу учёного, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762г. Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией».[4] В декабре 1764г. мозаика была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена раму. «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Замысел учёного изготовить другую картину этой же серии — "Азовское взятие" остался неосуществлённым. В апреле 1764г. Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Тревога была не напрасной. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. В 1768г. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта.
Запаса созданной на ней смальты хватило на год работы. Мозаичная мастерская формально продолжала существовать еще два десятилетия, но после 1769 г. в ней не было создано ни одной мозаичной картины, что объясняется отсутствием не только смальты, но и спроса на них ввиду ).высокой стоимости. После смерти Ломоносова лаборатория начала приходить в упадок. Её последовательно возглавляли люди, главным образом иностранцы, которые не оставили почти никакого следа в истории химии.[10]
За время с 1751 по 1769 г. Ломоносов вместе с учениками создал 40 мозаичных картин, из которых до нашего времени сохранились только 23: две — в Историческом Музее, восемь — в Государственном Русском Музее, пять — в Эрмитаже, две — в Академии Наук Российской Федерации (Ленинград), три — в музее Ломоносова, одна — в г. Пушкине. До нашего времени сохранились следующие мозаики Ломоносова:
Глава 2. Исследовательский этап работы
Объектом моего исследования явились материалы о работах великого ученого-энциклопедиста М.В.Ломоносова в области изобразительного искусства.
Предмет исследования- материалы о работах М.В.Ломоносова в области художественного мозаичного творчества
Для выяснения роли М.В.Ломоносова в области художественного мозаичного творчества изучила различные источники, содержащие сведения о работах великого ученого- энциклопедиста.
При изучении данной темы был составлен перечень мозаичных картин ломоносовской мастерской (Приложение 1).
Разработала анкету для опроса учащихся. Данное анкетирование направлено на выявление знаний о вкладе М.В. Ломоносова в мозаичное искусство.
Глава 3. Практический этап работы.
Следующим этапом моей работы стала обработка подготовленного материала на компьютере, обработка результатов опроса, создание электронного варианта буклета
« Мозаичные картины мастерской М.В.Ломоносова»
По данным литературы мною были описаны 11 работ мастерской М.В.Ломоносова(Приложения 2-12).
Провела анкетирование среди учащихся 8-9 классов. Были опрошены 25учеников нашей школы. Следующим этапом стала обработка результатов опроса.
По результатам моей работы составлен буклет мозаичных картин ломоносовской мастерской для проведения предметных недель, внеклассных мероприятий с обучающимися и родителями для формирования общей культуры и бережного отношения к его достояниям.
Результаты и выводы
Проделав исследование по данной теме, я делаю следующие выводы:
Таким образом, можно считать доказанной гипотезу исследования о том, что художественное наследие М. В. Ломоносова в области изобразительного искусства имеет большое значение для истории как русского искусства, так и русской промышленности. Открытия Ломоносова создали широкие возможности для развития российской стекольной промышленности. Главной задачей Ломоносова на этом этапе было возрождение искусства мозаики. Он считал мозаику средством увековечить деяния россиян в монументальных произведениях, «который ввек хранят геройских бодрость лиц», то есть с веками не утрачивают живописной яркости- «чрез множество веков себе подобны зрятся// И ветхой древности грызенья не боятся»(«Письмо о пользе стекла…»1752). [12]
Сейчас мозаика М. В. Ломоносова является первоисточником творчества мозаичных художников. Только в наше время в Советском Союзе осуществилась мечта Ломоносова о декоративном убранстве мозаиками «огромных публичных строений». Стены многих общественных зданий — дворцов и домов культуры, метрополитенов и т. д. — Москвы, Ленинграда, Киева и многих других городов страны украшают монументальные мозаики, изготовленные советскими художниками, которые продолжают славные ломоносовские традиции.
Список использованной литературы
1. Анискович Л.И. «Ломоносов», М.: издательство «Вече», 2001г.
2. Иванова.Учебник «Химия- 9 класс»
3.Кто есть кто: Новейший справочник школьника. –М.: Фил. о-во СЛОВО. Изд. Эксмо, 2006.
4. Павлова Г.Е., Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов(1711-1765).-М.:Наука, 1988.-465с.
5. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
6. Самин Д.К. 100 великих ученых. – М.: Вече, 2000
7.Читаем, учимся, играем. №4, 2001
8. Что такое. Кто такой: Т.2.-3-е изд. перераб. и доп.-М.: Педагогика-Пресс,1992
9. Шилинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986
10.Энциклопедия для детей. Том 17. Химия./гл.ред. В.А.Володин.-М.: Аванта+, 2000.-640с.
11. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Культура/Авт. сост. Н.В.Чудакова. Под общей редакцией О.Г.Хинн.-М.: АСТ,1996
12.http: muzey.miht.ru\library\lomonosov_i_iskusstvo.thml
13. http://ru.wikipedia.org/.
Девочка-Снегурочка
Круговорот воды в пакете
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Астрономический календарь. Май, 2019
Юрий Алексеевич Гагарин