Исследовательская работа по краеведению
Вложение | Размер |
---|---|
po_ulica_rodnogo_goroda_proydus.doc | 52.5 КБ |
Оглавление
1. Введение.
2. Архитектура ул.Большой.
3. Ул. Верхняя и Нижняя Бобылка – происхождение названия.
4. Заключение.
5. Список источников и используемой литературы
6. Приложение.
Введение
Когда уходит от нас про шлое, мы остаемся как голые, словно только что ро дились и ничего не знаем про мир и людей. Человечество возводит культуру слой за слоем, этаж за этажом — по лучается здание, прекрасное в пестроте стилей, с отпеча танными в вечности следа ми побед и трагедий. Мы живем в четырехмерном мире, где история — измерение главное и решающее. Но Рос сия — особая страна. Здесь постоянно все сносят, чтобы начать с нуля. Проводя эту исследовательскую работу. Мы хотели обратить внимание на исчезающую архитектуру старинных улиц.
Есть особая прелесть в знакомстве с нашим городом. Не важно, живешь ли ты в нем и работаешь или бывал здесь когда-то. Все кажется в нем необычным, любозна тельный глаз останавливает ся на деталях: знакомых ули цах, скверах, домах, памят никах. Архитектурное насле дие города представлено па мятниками церковного зодче ства, гражданской и жилой застройки, промышленной ар хитектуры и собственно названиями самих улиц.
Архитектура улицы Большой
Когда въезжаешь в Клин цы со стороны железнодо рожного вокзала, то за пар ковым лесом, у памятника погибшим продотрядовцам, открывается чудесный вид на южную часть современно го города, выстроенную вдоль речки Туросны. За ре кой — кирпичные строения ХIX-XX столетий. Дорога, веду щая в город, вливается в улицу Октябрьскую (Центральная у железо бетонного моста, пересекаю щего речку Туросну). Слева от моста — строения старинной тонкосуконной фабрики, кото рые сейчас, к сожалению, трудно назвать своим име нем. А справа — цеховые корпуса завода имени Щорса. Здесь, на месте пересечения нынешних улиц
1
Октябрьской и имени Дзержинского у вы сокой приречной кручи ког да-то первым поселился в глухоманном бору Василий Афанасьевич Клинцов. Заду мывался ли этот костромс кой крестьянин, слушая раз говор леса, каким станет об любованное им место через 200-300 лет?
Из исторических источ ников хорошо известно, что город основан в 1707 году. Он почти ровесник Петербурга. На территории Клинцов нахо дятся 106 объектов истори ко-культурного наследия. Часть улицы Октябрьской (от улицы Дзержинского до про спекта Ленина) сохранила былую красоту провинциаль ного купеческого посада. Ак тивная застройка этой части шла при главе города В.А. Федотове (1868-1936 гг.). В 1905 году на старинной тор говой площади было построе но здание новых торговых рядов. Высокие залы пер вого этажа предназначались для торговли, второй этаж — для служебных помещений, а глубокие подвалы — для хра нения товара. В начале XX века было построено здание Городской Думы с башней - каланчей (ныне Сбербанк).
Дом купеческого собра ния (ул. Октябрьская, 27), представляет собой интерес ный образец провинциально го общественного здания в стиле модерн, с нарядным внешним убранством. К нему примыкает здание бывшей мужской гимназии. Сейчас это школа №2 имени Герце на. На этой же улице было построено и здание бывшей женской гимназии (ПЛ №24), которое является характер ным для стиля модерн образ цом архитектуры крупного учебного здания, отличающе гося несколько вычурным фасадным декором. Чуть дальше — бывший дом нотариуса Чикилевского. Он пост роен в начале XX века, сей час его - занимает краевед ческий музей. А все вместе эти и другие архитектурные "вкрапления" в городской ландшафт и создают непов торимый, единственный в своем роде образ Клинцов. Здания упорно противостоят разрушительному действию времени. 3адача горожан, местной власти — помочь им в этом,
2
Ведь как сказал академик Д.С. Лихачев: "Па мятники прошлого в наших городах — это обширный и неумолкающий лекторий, учащий патриотизму, способствующий эстетическому воспитанию... повествующий о великой роли народа в исто рии культуры, Забота о па мятниках — это забота не только о прошлом, но, глав ным образом, о будущем".
Проходя по Клинцовс ким улицам, где каждый из па мятников, архитектурных зданий достоин собственной истории, немаловажное значение имеют старинное название улиц.
Улицы Верхняя и Нижняя Бобылка – происхождение топонима.
В названии этих улиц отразился своеобразный и неповторимый жизненный уклад посада Клинцы 18 столетия. Подобных названий улиц нет ни в одном городе. Например, улица Клинцова, переулок Барышников, улица Евлановка, ровесники города, которые свидетельствуют то, что именно здесь началось заселение слободы и о том, кто были первопоселенцами. Улица Кумпановка (Пушкинская) хранит память о квартировавших в Клинцах в середине XVIII века «кумпанейских полках». Улица Желтова, улица Пентегина, улица Писаревка, Ковалевка, Фила това и многие другие запечат лели имена и фамилии людей, игравших заметную роль в предпринимательской и обще ственной жизни посада и жив ших на этой улице с момента зарождения улицы.
Бобылка.
На карте города Клинцы начала ХХ столетия можно отыскать две улицы с таким названием: Верхняя Бобылка и Нижняя Бобылка. Нижняя – это улица им. Богунского полка, Верхняя – это переулок Богунского полка.
Чтобы представить происхождения названия «Бобылка», нужно заглянуть в ранний период заселение слободы Клинцы. 3
Первопоселенцы: Барышниковы, Исаевы, Ильенковы, Карлины, Щербаковы, братья Клинцы и другие начали селиться в той части большого Клинцовского холма, которая была обращена на юго-восток и ограничивалась с юга рекой Туросной Картавой, а с востока заболоченной низиной, получившей название «Пожня». Это низкое место каждый год покрывали внешние воды, а после Троицы на Пожне косили траву, накашивали до 20 возов сена.
Первопоселенцы получили от помещика Бороздны право ставить «двор», то есть, помимо усадебной земли, состоящей из селитебной и огородной земли, осваивать землю под пашню. Для освоения пахотной земли нужно было выжигать лес, корчевать пни. Таким образом, крестьянин в деревне, а обыватель а слобо де, имеющий пахотный надел, считался дворовладельцем.
В писцовых книгах XVII столетия, составлявшихся с целью учета налогоплатель щиков и их способности пла тить налог с засеваемой земли, единицами учета были дворы: пашенный «крестьянский» и «бобыльский».
В переписях старообряд ческих слобод, проводившихся в начале XVIIIстолетия, переписчики учитывали две категории: «двор» и «бездворная изба». Слово «двор» выступало в роли единицы налогового учета. Обыватель слободы, имеющий пахотные земли, записывался как дворовладелец. Безземельный, или беспашенный обыватель слободы записывался как «бездворный», то есть «бобыль».
Система подворного обложения налогом крестьян, была несовершенной. Крестьяне объединяли несколько хозяйств в один «двор» и в складчину платили налог с одного двора, укрывая от сборщика налогов значительные деньги.
Заселяя в 1707 году слободу Клинцы, крестьяне старообрядцы, мужики зрелые, в возрасте, знавшие хорошо, что такое налог и как от него
4
уклониться, на своем селитебном участке (на усадьбе) селили несколько семей «соседей», которые в складчину и должны были платить «дворовый налог». Заселяя слободу, крестьяне сразу закладывали основание будущих налоговых отношений с землевладельцем Бороздной.
Но через восемь лет в 1715 году, старообрядческие поселения Стародубья были изъяты у прежних землевла дельцев (помещиков), сведены в единую Государеву волость, описных раскольничьих сло бод Малороссии.
Проведение переписи обы вателей создаваемой «госуда ревой раскольничьей волос ти» и обложение их налогом совпало с подготовкой рефор мы налогообложения. Петр I потребовал, чтобы переписи (ревизии) учитывали не Крес тьянские «дворы», а «ревизские души» мужского пола. Теперь каждая «ревизская душа», а не «двор» облагалась налогом. Реформа налогообложения уже по первой ревизии дала значительную прибавку налоговых поступлений в казну, что оправдывало введение подушного налогообложения.
Подушное налогообложение в государевой раскольничьей волости Малороссии было введено с 1718 года. Иллюзии клинчан относительно выплаты «дворового налога»в складчину сразу улетучились, а «соседи», поселенные на усадьбе, остались жить на прежнем месте.
Реформа налогообложения началась в центральной части России, первая ревизия была проведена в 1722 —1725 годах. В Малороссии, в составе которой находились тогда старообрядческие слободы Стародубья, реформа налогообложения задержалась до середины XVIII столетия, что нашло отражение в структуре учета как коренного населения, так и обывателей Государевой волости. В «компутах» 1723 года, то есть в переписях казачьего населения Малороссии, учитывались «дворы» и «бобыльские хаты». В 1730 году при переписи всего населения Стародубского полка учет велся по «дворам» и «бездворным хатам».
5
Переписи обывателей старообрядческих слобод Малороссии 1729, 1736, 1767 годов представляют некий сплав «писцовых книг» и «ревизских сказок», где учет налогоплательщиков ведется одновременно по«дворам», «бездворным избам» и по «ревизским душам».Поэтому, читая переписи обывателей слободы Клинцы 1767 года, можно ясно видеть, кто из клинчан «дворовладелец», а кто «бобыль» и как они распределены внутри слободы.
Примечательно, что владельцы «дворов» представлены, в основном, первопоселенцами и старожилами; Новоселы, как правило, дворов не имеют и числятся как владельцы «бездворных изб». Больше всего «дворов» в1767 году находилось в районе улицы Клинцова (ул. Дзержинского) и улицы Евлановки (ул.. Свердлова), в восточном конце слободы. Западный конец слободы стал заселяться с конца 1730-хгодов переселенцами из-за Польской границы. Новоселы, не стремились об завестись пахотным наделом и, оставаясь «бобы лями». Поэтому перепись 1767 года отметила, что в за падном конце слободы стоят в основном «бездворные избы», то есть в них живут «бобыли» — бездворные обыватели сло боды. Редко у кого из них есть пахотная земля, купленная у первопоселенцев. Но те, кто приобрел «двор», то есть па хотный надел, в отличие от первопоселенцев не селит на своей усадьбе «соседей» — теперь нет возможности пла тить налоги в складчину. Та ким образом, подушная систе ма налогообложения, исклю чив прежние способы ухода от налогов, существенно по влияла на характер расселе ния обывателей в слободе.
В представлении людей XX столетия «бобыль» — это малоимущий человек и даже бессемейный. В словаре В.И. Даля «Бобыль — крестьянин, не владеющий землей, не пото му, чтобы занимался промыс лами или торговлей, а по бед ности, калечеству, одиноче ству, безтягольный,
6
нетяглый; одинокий бездомок; бобыль живет в людях захребетником или в батраках, сторожах, пастухах. Бобылем зовут и такого крестьянина, у которого нет сына, хотя бы были и дочери».
Такое значение слова «бобыль» существовало со времен раннего средневековья и нашло отражение в официальных документах, в основном в «писцовых книгах», составлявшихся с определенной периодичностью для выявления налогоспособного населения. Налог брался с семьи, обрабатывающей пашенный надел земли, поэтому в писцовых книгах крестьяне делились на дворовладельцев, имевших пашенную землю, и на бобылей, не имевших пашенной земли. Бобыли платили половинный налог или вовсе освобождались от налога.
Но не все значения слова«бобыль» попали в словарь В.И. Даля. В XVII столетии в связи с бурным развитием внутреннего российского рынка бобыли расслоились.
При проведении очередной переписи населе ния и составления писцовых книг переписчики столкнулись с большим количеством «бес пашенных бобылей», которые согласно существовавшим правилам должны были пла тить половинный налог. Но эти «беспашенные бобыли» были намного богаче любого «пашенного» крестьянина — «дворовладельца». Поэтому «бобылей» выделили в от дельный список и записали как «посацкие беспашенные бобыли». Читая фамилии «беспашенных бобылей»: Овчинниковы, Кардашевы, Мясниковы, Кра шенинниковы, Синельниковы, Кожемякины, Рукавишниковы, Токаревы, Кузнецовы, Мельниковы, Кирпичниковы. Сами фамилии говорят, что это были ремесленные и торговые люди, которым па шенный надел не был уже ну жен. То есть, ко второй поло вине XVII столетия бобыли расслоились на бедных беспашенных и на зажиточных бес пашенных, занимающихся промыслами. В существовав шей тогда, сословной иерар хии места таким зажиточным
7
крестьянам не было. Если бы они были жителями города, то могли стать посадскими людь ми. Оставаясь крестьянами, жителями сел и деревень, они подпадали под графу «непа шенный бобыль». В научной литературе таких крестьян XVII столетия называют «тор гующие крестьяне». Вопрос о сословной принадлежности богатых «торгующих кресть ян», равно как и «торгующих обывателей» слобод, долго не находил решения. А в Мало россии, где реформа налогообложения запоздала на не сколько десятилетий, где административная реформа была проведена только при Екате рине II, вопрос о богатых бо былях оставался не решенным еще дольше, создавая препят ствия для развития капитали стических отношений; В 1767 году клинцовские обыватели обращались в правительство с просьбой сделать Клинцы го родом, чтобы появилась воз можность богатым торгую щим обывателям (беспашен ным бобылям), приписаться к купеческому или мещанскому сословию и получить соответ ствующие сословные приви легии.
Вот такого рода «беспа шенные бобыли» и заселили западный конец слободы Клинцы. Здесь жили пред приимчивые и богатые люди. Среди них будущие книгоиз датели Рукавишников, Карташевы, Железниковы, богатые купцы Аксеновы, Степунины, Синельниковы, Крашенинниковы.
Поэтому Верхняя Бобылка в середине XVIII столетия — это улица богатых обывате лей слободы, а после 1782 года, когда слобода стала поса дом, и обыватели записались кто в мещанство, кто в купе чество, основное население улицы Бобылки было пред ставлено богатыми мещанами и купцами посада.
Снова обратимся к слова рю В.И. Даля. «Бобылка, бобылька — бездомная и бедная вдова, одинокая, бесприют ная, обыкновенно живущая в людях по задворкам или в ке лейках, не в тягловом, а в ке лейном порядке, вне селения».
8
Бога тые жители улицы Верхняя Бобылка, движимые богоугод ными побуждениями души, дали приют многочисленным инокиням, приходившим и се лившимся маленькими общи нами, по несколько человек. Первыми, кто получил приют на улице Верхняя Бобылка, стали инокини, переселившиеся из Польши, затем в Клинцы потянулись жители разных го родов России. Это были доче ри и вдовы купцов, мещан, в том числе и из Клинцов. Всех иночествующих женщин при нять и расселить на улице Верхней Бобылке оказалось невозможным, поэтому им было отведено место на Пустынском холме. Там очень ско ро образовалось монастырс кое поселение, Успенская пустынь, со своей часовней. Можно полагать, что в на звании улицы «Бобылка» запе чатлено два исторических явления: то, что первопоселенца ми улицы были «бобыли», и то, что спустя два десятилетия здесь стали селиться инокини — бобылки.
Верхняя Бобылка своим лицом была обращена к само му святому и почитаемому жителями посада месту — к Вознесенской церкви. На цвинтере стояли два церков ных здания Вознесенская цер ковь и церковь Архангела Михаила, а также колокольня с часами. Западная часть цвинтера представляла старинное кладбище, где покоились пер вопоселенцы слободы, иноки ни и почетные граждане. Эти старинные здания любят фотографировать заезжие бывшие клинчане и рисовать местные художники. А двухэ тажное здание возле входа на Тепляковщину, принадлежав шее некогда чулочному фаб риканту Клапцову, интересно не только своей лепниной вок руг окон, но и уникальностью конструкции. Здание имеет сводчатые кирпичные пере крытия между первым и вто рым этажом. Таких жилых зданий с кирпичными сводча тыми перекрытиями в Москве остались единицы, их берегут, как памятники старины. Клин чане даже не знают, какими памятниками старины они бога ты и доводят старинные зда ния до полного износа с пос ледующим разрушением.
9
Заключение
Сохраняя старинную планировку кварталов, улиц и переулков, объявив эти кварталы "охран ной культурной зоной, разре шить строительство одно - дву хэтажных зданий по индивиду альному проекту, согласован ному с архитектором города, привести в порядок улицы, замостить их булыжником, сделать тротуары, поставить светильники и постепенно вос становить утраченную пре лесть исторического уголка города. Сохраненная старин ная часть города превратится в. памятник старины, и чем старше будет город, тем с большей любовью будут взи рать на него клинчане.
Мы должны также вер нуть улицам их старинные на звания. Пусть улица Богунского полка носит свое нынеш нее название, а переулку Богунского полка вернем его древнее название «Верхняя Бобылка». Такого названия улицы нет ни в одном русском городе. Само название улицы — это памятник.
10
Список используемой литературы
11
Приложение
12
13
14
15
16
Усатый нянь
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Два плуга
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Как нарисовать лимон акварелью