ВВЕДЕНИЕ
Воздух является средой, содержащей значительное количество микроорганизмов. С воздухом они могут переноситься на значительные расстояния. В отличие от воды и почвы, где микробы могут жить и размножаться, в воздухе они только сохраняются некоторое время, а затем гибнут под влиянием ряда неблагоприятных факторов: высыхания, действия солнечной радиации, смены температуры, отсутствия питательных веществ и др. Наиболее устойчивые микроорганизмы могут долго сохраняться в воздухе и обнаруживаться там с большим постоянством. К такой постоянной микрофлоре воздуха относятся споры грибов и бактерий.
Количество микроорганизмов в воздухе колеблется в значительных пределах и зависит от условий, расстояния от поверхности земли, от близости населенных пунктов и т. д. Наибольшее количество микробов содержит воздух промышленных городов, наименьшее – воздух лесов, гор [1]. Много бактерий находится в воздухе помещений, где неизбежно массовое хождение людей (кинотеатры, театры, школы, вокзалы и т. д.), сопровождающееся поднятием в воздух пыли [2].
Всем известно, что здоровье человека зависит от качества окружающей среды: воды, воздуха и других факторов. Школа – это такое место, где постоянно находится много людей. На своей одежде, обуви, внутри своего организма они приносят в школу много разных микробов, бактерий и других микроорганизмов.
Цель: на основе исследований определить степень загрязнения воздуха закрытых школьных помещений.
Задачи:
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Наиболее старым методом микробиологического анализа воздуха является седиментационный метод (метод оседания Коха). Его используют только при исследовании воздуха закрытых помещений. Для этого чашки Петри с питательной средой при исследовании общей бактериальной загрязненности воздуха оставляют открытыми в местах отбора проб в течение 5-10 минут. По окончании экспозиции чашки закрывают и помещают в термостат при 370С на 24 ч, а затем при комнатной температуре выдерживают еще сутки. О степени загрязненности воздуха судят по количеству выросших колоний. Данный метод пригоден для сравнительных оценок чистоты воздуха [6].
Учет посева бактерий из воздуха производят путем подсчета выросших колоний бактерий отдельно. Зная площадь чашки Петри, можно определить количество микроорганизмов в 1м3 воздуха. Для этого: 1) определяется площадь питательной среды в чашке Петри по формуле рr2; 2) вычисляют количество колоний на площади 1 дм2 ; 3) пересчитывают количество бактерий на 1м3 воздуха [5].
Примерный расчет. В чашке Петри диаметром в10 см выросло 25 колоний.
2) вычисляют количество колоний на площади 1 дм, равного 100 см2
25колоний – 78,5 см2
х колоний – 100 мм2
х=25*100/78,5=32 колоний
т. е. на площади 1 дм2 имеется 32 колонии.
3) пересчитывают количество бактерий на 1м3воздуха, который равен 1000л. Содержащиеся 32 колоний бактерий на площади 1 дм2соответствуют объему 10л воздуха. Чтобы узнать количество в1м3 воздуха, составляют пропорцию:
32 – 10
х – 1000
х=32*1000/10=3200
Следовательно, в1м3воздуха содержится 3200 бактериальных телец.
Таблица 1. Критерии для оценки загрязненности помещений по числу микроорганизмов в 1м3 воздуха
Оценка воздуха | Летний режим | Зимний режим | ||
Всего микроорганизмов | Санитарно-показательных микробов | Всего микроорганизмов | Санитарно-показательных микроорганизмов | |
Чистый | 1500 | 16 | 4500 | 36 |
Грязный | 2500 | 36 | 7000 | 124 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследований для каждой микробиологической оценки использовалось по три чашки Петри. На основании подсчета колоний, выросших в чашках Петри, была проведена оценка содержания микроорганизмов, которые содержатся в воздухе различных помещений в разные периоды учебного дня.
Таблица 3. Количество микроорганизмов, содержащееся в 1м3 воздуха школьных помещений
Помещение | 1-ая чашка | 2-ая чашка | 3-я чашка | Среднее |
Класс | 1910 | 637 | 2165 | 1571 |
Коридор | 3949 | 3439 | 1371 | 2920 |
Столовая | 5222 | 2929 | 5605 | 4585 |
Спортзал | 23439 | 8407 | 16814 | 16220 |
На втором этапе исследований был проведен сравнительный анализ загрязнения воздуха в одном и том же помещении, но в разные периоды учебного дня. Объектом для данного исследования был выбран коридор.
Содержание микроорганизмов в воздухе постепенно увеличивается в течение учебного дня. Таким образом, можно говорить о тенденции к возрастанию численности микроорганизмов в течение учебного дня.
Таблица 4. Количество микроорганизмов, содержащееся в 1м3 воздуха школьного коридора в разные периоды времени
Коридор: | 1-ая чашка | 2-ая чашка | 3-я чашка | среднее |
До 1 урока | 1146 | 1371 | 1371 | 1296 |
1 перемена | 1783 | 1529 | 2166 | 1826 |
5 перемена | 3949 | 3949 | 1371 | 2920 |
На третьем этапе был также проведен анализ изменения содержания микроорганизмов в воздухе в одном помещении (класс химии), но при наличии двух дополнительных факторов: 1) проветриваемость помещения, 2) количество людей и интенсивность их передвижения.
В классе в течение всего дня были открыты форточки, что способствовало проветриванию помещения. Однако наблюдается резкое увеличение количества микроорганизмов во время 1 перемены, когда происходила смена различных классов. Таким образом, резкий скачок количества микроорганизмов, по-видимому, объясняется увеличением количества людей в помещении. При этом, проветриваемость помещения не оказывает существенного влияния на содержание микроорганизмов в воздухе в это время.
Однако на 5 перемене люди в классной комнате отсутствовали и это привело к снижению численности микроорганизмов в воздухе. Все это говорит о первостепенном влиянии именно такого фактора, как количество людей и интенсивность передвижения на степень загрязненеия воздуха микроорганизмами. Проветриваемость же помещений возможно оказывает свое влияние на общее количество микроорганизмов, но не на динамику их содержания.
Таблица 5. Количество микроорганизмов, содержащееся в 1м3 воздуха классного помещения в разные периоды времени
Класс: | 1-ая чашка | 2-ая чашка | 3-я чашка | Среднее |
До урока | 509 | 637 | 254 | 467 |
1 урок | 127 | 382 | 509 | 339 |
1 перемена | 4713 | 2420 | 2930 | 3354 |
5 перемена | 1910 | 637 | 2165 | 1571 |
6 урок | 509 | 509 | 891 | 636 |
На четвертом этапе был проведен сравнительный анализ классного кабинета и коридора в течение всего учебного дня.
Таблица 6. Количество микроорганизмов, содержащееся в 1м3 воздуха классного помещения
класс | 1-ая чашка | 2-ая чашка | 3-я чашка | Среднее |
До урока | 127 | 126 | 254 | 169 |
1 урок | 382 | 254 | 764 | 467 |
1 перемена | 254 | 891 | 127 | 424 |
2 урок | 254 | 254 | 509 | 340 |
2 перемена | 509 | 509 | 893 | 637 |
3 урок | 254 | 382 | 382 | 340 |
3 перемена | 127 | 382 | 893 | 467 |
4 урок | 254 | 127 | 127 | 170 |
4 перемена | 5350 | 3694 | 1273 | 3440 |
5 урок | 127 | 254 | 509 | 297 |
5 перемена | 893 | 127 | 764 | 595 |
6 урок | 254 | 891 | 127 | 424 |
После уроков | 891 | 1146 | 1401 | 1146 |
Таблица 7. Количество микроорганизмов, содержащееся в 1м3 воздуха коридора
коридор | 1-ая чашка | 2-ая чашка | 3-я чашка | Среднее |
До урока | 464 | 1 | 206 | 224 |
1 перемена | 127 | 637 | 1019 | 722 |
2 перемена | 893 | 893 | 382 | 723 |
3 перемена | 509 | 637 | 1655 | 934 |
4 перемена | 3694 | 1528 | 2038 | 2420 |
5 перемена | 1146 | 1019 | 1146 | 1104 |
После уроков | 509 | 509 | 127 | 382 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Федоров М.В. Микробиология. – М.: Гос. Изд-во сельхозлитературы,1960.– 350 с.
2 Бакулина Н.А., Краева Э.Л. Микробиология.– М.: Медицина, 1980.– 338 с.
3 Павлович С.А., Пяткин К.Д. Медицинская микробиология. – Минск: Высшая школа, 1993. – 200 с.
4 Лабинская А.С. Микробиология с техникой микробиологических методов исследования.– М.: Медицина, 1968.– 392 с.
5 Черемисинов Н.А., Боева Л.И., Семихатова О.А. Практикум по микробиологии.– М.: Высшая школа, 1967.– 168 с.
6 Шлегель Г.Х. Общая микробиология.– М.: Мир, 1987.– 566 с.
Сладость для сердца
Самый богатый воробей на свете
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца