Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86.5 КБ |
Автор: Белик Екатерина,
Руководитель: учитель математики Белик О.И.
Исследовательская карта по теме «Отрезки»
1. Задача
На прямой (рис. 1) отметили точки А, В, С и D.
Сколько отрезков изображено на этой прямой?
2. Проблема
Как зависит количество отрезков на прямой от числа точек, отмеченных на ней?
3. Пробы
1 __________А____________ (0)
2 ___А___________В_________ (1)
3 ___А_______В_______С______ (3)
4 ____А______В______С_____D__ (6)
5 __А_____В______С____D____Е___ (10)
Рис. 2
4. Таблица результатов
Пробы | I | II | III | IV | V |
Число точек (п) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Число отрезков (хп) | 0 | 1 | 3 | 6 | 10 |
5. Гипотезы
I. Каждое следующее число хn, равняется предыду щему хn-1, сложенному с числом точек, соответст вующих ему:
1=0+1; 3=1+2; 6 = 3 + 3; 10=6 + 4. Значит, хn = хn-1 + (n — 1).
II. Каждое следующее число хn равняется полови не произведения соответствующего ему числа n и предыдущего числа n— 1 точек:
1 = 2•1/2; 3 = 3•.2/2; 6 = 4•3/2; 10 = 5 •4/2.
Значит, хn=(n-1)/2
III. Каждое следующее число хп равняется сумме всех натуральных чисел, предшествующих числу п:
1 = 1; 3=1+2; 6=1+2 + 3; 10 =1+2 + 3 +4.
Значит, хп = 1 + 2 + 3 + ... + (n - 1).
IV. Каждое следующее число хn, начиная с чет вертого, получается путем последовательного удво ения нечетных чисел натурального ряда 3, 5, ... :
6 = 2-3; 10 = 2 • 5. Значит, хn+3 = 2(2n + 1).
6. Проверка гипотез
Пусть п = 6 (рис. 3). Тогда:
а) фактическое число отрезков х6 = 15;
15
Рис. 3
б) число отрезков согласно гипотезы:
I. х6 = х5 + (6 - 1) = 10 + 5 = 15;
II. х6 = 5•.6/2 = 15
7. Доказательство (опровержение) гипотез
1) Гипотеза I равносильна гипотезе III.
Действительно,
хn = хn-1 + (n — 1) = хn-2 + (n — 2) + (n — 1) =
= хn-3 + (n — 3) +(n — 2) + (n — 1) = … =
= хn-(n-1) + (n — (n - 1) + …. + (n — 3) +(n — 2) + (n — 1) =
= х1 + 1 +2 +3 +…+ (n – 1)
2) Гипотеза II равносильна гипотезе III.
Действительно,
1 + 2 + 3 +…+ (n -1) = n(n-1)/2
3) Докажем гипотезу III.
Рис.4
Пусть на прямой отмечено п точек: А1, А2, А3,..., Аn-1,Аn (рис. 4). Тогда число всех отрезков, левый коней, которых находится в 1 -ой точке, равно
n - 1, во 2-й точке - n - 2, в 3-й? n - 3 и т.д., в (n - 1)-й точке n - 1. Значит, число всех отрезков, образующихся на прямой при выделении на ней n то чек, будет равняться сумме последовательных нату ральных чисел от 1 до (n — 1), т.е.
хn = 1 + 2 + 3 + ... + (n - 1), что и требовалось доказать.
Поскольку гипотезы I—III равносильны, то все их можно считать доказанными.
Учебно-исследовательская карта поможет усво ить учащимся процедуру исследования. Эффектив ность всей работы напрямую зависит от той ин формации, которая содержится в карте. Заметим, что в приведенной выше карте текст, набранный обычным шрифтом, присутствует изначально, а курсивом дан тот текст, который записывает сам ученик. В зависимости от возможностей ученика, соотношение объемов этих текстов может сущест венно варьироваться. Тем самым будет обеспечен дифференцированный подход к учащимся.
Заметим также, во многих случаях полезны до полнительные фрагменты учебно-исследователь ской карты, связанные с развитием темы исходной задачи, а стало быть, и с постановкой и исследова нием новых проблем. Так, в рассмотренном выше примере исходную задачу можно сформулировать для луча, отрезка, лесенки, стенки и т.п. (рис. 5).
Рис. 5
Наконец, важно подчеркнуть, что по мере обре тения опыта работы с учебно-исследовательскими картами у школьников формируется особый подход к решению нестандартных задач: они начинают ис кать решение, применяя процедуру исследования.
Приведем еще ряд задач, которые можно поме стить в соответствующую учебно-исследователь скую карту.
1. Из вершины развернутого угла провели луч, делящий его пополам, затем еще два луча, делящие пополам получившиеся углы (рис. 6). Сколько все го получилось тупых углов?
с каждым по одной партии. Сколь ко всего партий было сыграно?
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Снеговик
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Сочные помидорки
Вода может клеить?