В данной работе проводится исследование свободного программного обеспечения на базе операционной системы Linux и с закрытым кодом Windows в учебном процессе. Показано изучение данной темы с точки зрения интересов учащихся 7-11 классов и учителей предметников.
Вложение | Размер |
---|---|
est_li_budushchee_u_linuksa_dlya_amgalana.doc | 272.5 КБ |
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее – 2012»
Тема:
Есть ли будущее у Linux в нашей школе?
Страна: Российская Федерация
Регион: Агинский Бурятский округ, Забайкальский край
Населенный пункт: село Кункур
Автор: Аюшиев Амгалан Бадмаевич
Школа: МБОУ «Кункурская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Пурбуева Дашидондок Цыденовича»
Класс: 8 класс
Руководитель: Амагаланова Цындыма Дармаевна
Учитель информатики Кункурской средней общеобразовательной школы
С.Кункур, 2011
Тема: Есть ли будущее у Linux в нашей школе?
Страна: Российская Федерация
Регион: Агинский Бурятский округ, Забайкальский край
Населенный пункт: село Кункур
Автор: Аюшиев Амгалан Бадмаевич
Школа: МБОУ «Кункурская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Пурбуева Дашидондок Цыденовича»
Класс: 8 класс
Краткая аннотация
В данной работе проводится исследование использования свободного программного обеспечения на базе операционной системе Linux и с закрытым кодом Windows в учебный процесс. Показано изучение данной темы с точки зрения интересов учащихся 7-11 классов и учителей предметников.
Тема: Есть ли будущее у Linux в нашей школе?
Страна: Российская Федерация
Регион: Агинский Бурятский округ, Забайкальский край
Населенный пункт: село Кункур
Автор: Аюшиев Амгалан Бадмаевич
Школа: МБОУ «Кункурская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Пурбуева Дашидондок Цыденовича»
Класс: 8 класс
Аннотация
Цель работы: изучение внедрения и использования свободного программного обеспечения на базе операционной системе Linux в нашей школе.
Задачи работы
Методы исследования:
Полученные данные:
Тема: Есть ли будущее у Linux в нашей школе?
Страна: Российская Федерация
Регион: Агинский Бурятский округ, Забайкальский край
Населенный пункт: село Кункур
Автор: Аюшиев Амгалан Бадмаевич
Школа: МБОУ «Кункурская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Пурбуева Дашидондок Цыденовича»
Класс: 8 класс
План исследований
Актуальность: Во все школы России в 2007 году в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образования» был получен базовый пакет с лицензионным программным обеспечением: «Первая помощь 1.0», со сроком действия электронных ключей до декабря 2010 года. Как выжить школам после декабря 2010 года? Ведется нешуточная борьба с пиратством. Парк компьютеров ежегодно увеличивается, а на один компьютер, если устанавливать лицензионную операционную систему, потребуется не менее 350$, а это только на 1 компьютер! Парк компьютеров ежегодно увеличивается и на сегодняшний день достигает 35 штук. Если подсчитать, то сумма будет не маленькой! А эти деньги можно использовать на более нужные для школы вещи. На помощь может прийти свободно распространяемая операционная система Linux, а также пользовательских приложений для неё.
Гипотеза: Возможно безболезненное внедрение свободного программного обеспечения на базе операционной системе Linux в учебный процесс школы.
Объектом нашего исследования является операционная система Linux.
Предмет исследования: использование операционной системы Linux в учебном процессе.
Практическая значимость работы в том, что результаты и материалы данной работы могут использоваться в практической деятельности учителей предметников и учащихся.
При исследовании первым шагом мы изучили достоинства и недостатки операционных систем Windows и Linux, и для этого обработали и проанализировали материалы в ресурсах Интернета и дополнительной литературы: «Информатика в школе» №1-2011. Рассмотрели программы, работающие под управлением ОС Линукс и используемые в учебном процессе школы. Проверили сравнительный анализ программного обеспечения ОС Linux и Windows.
Далее проводилось анкетирование всех участников образовательного процесса с целью изучения отношения учителей и учащихся к внедрению и использованию ОС Linux в учебном процессе.
Тема: Есть ли будущее у Linux в нашей школе?
Страна: Российская Федерация
Регион: Агинский Бурятский округ, Забайкальский край
Населенный пункт: село Кункур
Автор: Аюшиев Амгалан Бадмаевич
Школа: МБОУ «Кункурская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Пурбуева Дашидондок Цыденовича»
Класс: 8 класс
Научная статья
Введение
Операционная система Linux, как система с открытыми исходными текстами представляет из себя идеальную платформу для обучения будущих специалистов по информационным технологиям, так как дает им возможность понять основы своего функционирования. Более того, эта бурно развивающаяся система уже предлагает полные решения для построения ИТ-инфраструктуры образовательных учреждений и широко используется в этой среде.
Linux распространяется свободно, поэтому позволяет учебным заведениям сократить расходы на покупку программного обеспечения, более того, при квалифицированном использовании Linux могут значительно сократиться и расходы на обслуживание и поддержку информационной системы.
Программное обеспечение с закрытым кодом (таких как Windows) не может гарантировать безопасность в случае его применения в государственных учреждениях. Разработчики такого программного обеспечения находятся за рубежом, соответственно, покупая их продукцию, мы, фактически, кормим иностранного производителя. Вдобавок к этому, нам неизвестно, что он прописывает в исходных кодах своего софта. Открытое программное обеспечение полезно и выгодно, однако перейти на него полностью удастся вряд ли. Кроме того, одним из недостатков открытого программного обеспечения является недостаточное количество специалистов, работающих с этим типом программного обеспечения. И поэтому задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы дать основы работы в операционной системе открытого типа – Linux.
Глава I. Обзор операционных систем семейства Windows
В ноябре 1992 года фирма Microsoft выпустила первую операционную систему Windows, включающую в свой состав сетевые сред ства. Данная система позволяет соединить в единую сеть от дельные компьютеры.
В августе 1995 года в продажу поступила новая опе рационная система Windows 95. Пользователи теперь получили теперь преимущества объектно-ориентированного интерфейса, включая настоящий «рабочий стол» и пиктограммы, копирова ние и удаление техникой перетаскивания (drag-and-drop), вложенные папки и легко доступный диалог для задания свойств. Файловая система распознает длинные имена файлов и хорошо соответствует ме тафоре «рабочего стола».
На практике устойчивость системы оказывается лучше, чем у предыдущего аналога. Производительность же Windows 95 на удивление высока. На медленных системах, оснащен ных ОЗУ не более 4 Мбайт, ее показатели почти такие же, а иногда и лучше результатов Windows 3.1х, в за висимости от выполняемой операции. На более быст родействующих системах с большей памятью она остается весьма конкурентоспособной в однозадачном и многозадачном режимах работы.
В 1998 году выходит новая версия ОС Windows 98, которая имеет "браузерный" интерфейс, стираю щий грань между перемещениями в пределах Рабо чего стола и по компьютерным сетям и содержащий как новые технологии, так и, в преобразованном виде, привычные возможности. В Windows 98 введена переработанная файловая система - FAT32, более экономно использующая дисковое пространство и поддерживающая жесткие диски объемом до 2 Тбайт (правда, производительность некоторых программ с переходом на новую файловую систему может слегка снизиться).
Windows 2000 - новая операционная система (ОС) Microsoft, основанная на технологии Windows NT.
Операционная система Windows ХР появилась в 2002 году. Она предназначена, в первую очередь, для установки на новые современные компьютеры, а также для замены предыдущих графических операционных система компании Microsoft рас считанных на-рядового пользователя (Windows 98/Ме/2000). Windows ХР — это первая операционная система линии NТ, рассчитанная на массовое применение. Она имеет полнос тью обновленное внутреннее ядро, обеспечивающее значи тельно более высокую надежность, чем предыдущие операци онные системы семейства Windows. Существенные изменения внесены в интерфейс пользо вателя. В новой операционной системе окна выглядят более «живыми» — работать становится приятнее.
Система Windows ХР обеспечивает полноценную поддержку работы на одном компьютере нескольких пользователей. Каждый пользователь может иметь полностью независимые настройки и создавать файлы и папки, недоступные для дру гих пользователей. Расширены средства поддержки небольших сетей (например, домашних).
Windows Vista была выпущена в 2007 году, где был изменён интерфейс, улучшена система безопасности, усовершенствование инструмента поиска информации.
Вывод:
Преимущества ОС Windows: Удобный пользовательский интерфейс, на все периферийные устройства имеются драйвера, разработано много пользовательских приложений под данную ОС.
Недостатки ОС Windows: все операционные системы семейства Windows имеют 1 большой недостаток для образовательных учреждений – стоимость. В среднем стоимость 1 клиентской лицензии составляет около $30. Следующим недостатком ОС является подверженность вирусным атакам (написано огромное количество вирусов под эту ОС).
Глава II.Операционные системы семейства Linux
Linux – многозадачная и многопользовательская операционная система для образования, бизнеса, индивидуального программирования. Она принадлежит к семейству UNIX-подобных операционных систем.
Linux изначально был написан Линусом Торвальдсом, а затем улучшался бесчисленным количеством народа во всем мире.
Linux поддерживает большую часть популярного Unix'овского программного обеспечения, включая графическую систему X Window, - а это огромное количество программ, но стоит подчеркнуть, что Linux поставляется абсолютно бесплатно. Максимум, за что приходится платить, так это за упаковку и CD, на которых записан дистрибутив Linux.
Дистрибутив – это сама ОС + набор пакетов программ для Linux. Стоит также упомянуть, что все это поставляется с исходными текстами, и любую программу, написанную под Linux, можно переделать под себя.
Кроме вышеописанного, Linux – очень мощная и стабильная ОС. Использование его в Сети оправдывает себя, да и взломать его не так уж и легко.
Linux нет разделения на диски С:\ и D:\ и процесс общения с устройствами очень удобен. Все устройства имеют собственный системный файл, все диски подключаются к одной файловой системе и выглядит это все как бы монолитно, едино. Четкая структура каталогов позволяет находить любую информацию мгновенно. Для файлов библиотек – свой каталог, для запускаемых файлов – свой, для файлов с настройками – свой, для файлов устройств – свой, и так далее.
Модульность ядра позволяет подключать любые сервисы ОС без перезагрузки компьютера. Кроме того, вы можете переделать само ядро ОС, благо исходные тексты ядра также имеются в любом дистрибутиве.
В ОС Linux очень умело, если так можно выразиться, используется идея многозадачности, т.е. любые процессы в системе выполняются одновременно.
Но, не все так просто. Linux чуть более сложен, чем Windows, и не всем так просто перейти на него после использования окошек. На первый взгляд, может даже показаться, что он очень неудобен и труднонастраиваем. Но это не так. Вся изюминка Linux’a в том, что его можно настроить под себя, настроить так, что от пользования этой ОС вы будете испытывать огромное удовлетворение. Огромное количество настроек позволяет изменить внешний (да и внутренний) вид ОС, причем ни одна Linux-система не будет похожа на вашу. В Linux у вас есть выбор в использовании графической оболочки, есть несколько офисных пакетов, программы-серверы, файерволы… Просто целая куча разнообразных программ на любой вкус.
Linux был изначально ориентирован на то, что одним компьютером могут пользоваться одновременно несколько человек. Но даже если компьютером обычно пользуется только один человек, такой подход все равно помогает разделить пользовательские настройки от системных, т.е. тех, которые относятся ко всем пользователям и к системе в целом. Такое разделение положительно сказывается на устойчивости и безопасности системы. Приложения изначально пишутся с учетом того, что ими может пользоваться несколько пользователей сразу и, как правило, не требуют прав записи в системные каталоги. Все настройки они сохраняют в собственном, т.н. "домашнем" каталоге пользователя. Каждый пользователь может настроить систему в соответствии со своими предпочтениями и это не вызовет проблем у других пользователей. Обычно работа ведется под пользователем, у которого нет прав испортить что-то за пределами своего каталога, а настройка системы производится под суперпользователем по мере необходимости. Многопользовательский режим позволяет производить настройку системы не прерывая работы пользователей.
В Linux, как и во всем созданном людьми, иногда проявляются ошибки, но они крайне редко приводят с серьезному сбою системы и, благодаря доступности исходных текстов, довольно быстро исправляются. Это же относится и к проблемам безопасности, которые часто исправляются в течение нескольких часов после их обнаружения.
Различия между дистрибутивами Linux создает трудности при поддержке. Стандартизация необходима, но дистрибутивы различаются и будут различаться программами установки, процедурами установки ПО. К тому же производители ПО нередко тестируют свои продукты только на одном дистрибутиве Linux - на самом распространенном. Дистрибутивы, конечно, все совместимы между собой, но иногда бывают трудности, связанные с тем, что различаются версии библиотек, ядра, процедура начальной загрузки, а иногда даже пути к каким-либо ключевым файлам. Все эти проблемы решаемые, но лучше бы их не было.
Вывод:
Преимущества ОС Linux: Хорошая защищенность от вирусов и от взломов, распространяется свободно, имеет открытый программный код для настройки под себя, имеются «Видоувские» аналоги пользовательских приложений, имеются различные дистрибутивы среди которых можно выбрать наиболее оптимальный для себя, практически все программное обеспечение, которое может понадобится во время образовательного процесса, входит в состав дистрибутива. Все остальное можно бесплатно загрузить из Internet.
Недостатки OC Linux: ОС для слабых машин имеют интерфейс командной строки, что затрудняют работу обычному пользователю, нет драйверов на новые периферийные устройства, учебные диски по отдельным предметам школьной программы разработаны под ОС Windows.
Глава III. Программы, работающие под управлением ОС Линукс и используемые в учебном процессе школы
Вот такое программное обеспечение используется в образовательном процессе:
Windows, достоинством которой является простота и графический интерфейс, меняем на Linux с интерфейсом KDE (ближе к стандартному интерфейсу Windows) или Gnome.
Графические редакторы заменяют редактор векторной графики OpenOffice.Org Draw (аналог Corel Draw). Редактор растровой графики Gimp (аналог Adobe Photoshop).
Кроме стандартных приложений, которые входят в состав дистрибутива в Internet можно найти очень много обучающих программ и приложений для организации образовательного процесса. Поиск этого программного обеспечения можно начать с сайта SchoolForge. На нем можно найти различные виды программ обучающих программ для ученических классов, специальных программ для преподавателей, различные почтовые клиенты и браузеры. На этом сайте можно найти множество бесплатных (правда, не всегда - некоторые программы являются коммерческими) программ. Единственный недостаток – англоязычный интерфейс. Если английский язык не так критичен в математике, где практически все обозначается символами, то в географии или религии русский язык просто необходим.
Таблица № 1. Сравнение программного обеспечения ОС Linux и Windows
Программное обеспечение | Windows | Linux |
Электронный калькулятор | NumLock Calculator | KCalc |
Файловый менеджер | Total Commander | Krusader |
Архиватор | WinRAR | Ark |
Антивирусные программы | NOD 32 | Dr.Web |
Редактор текстов | Word | Writer |
Электронные таблицы | Excel | Calc |
Графический редактор | Draw | Gimp |
Браузер | Explorer | Mozila |
Благодаря распространенности ОС Windows на сегодняшнем рынке очень многочисленные приложения, разработанные для этой платформы. Однако зависимость коммерческого приложения от определенной платформы (ОС) может быть не всегда удобной или выгодной. На этот случай существуют средства, позволяющие программам, разработанным для ОС Windows, работать в другой операционной системе. Одним из наиболее развитых среди подобных средств являются Wine. Wine - это среда для запуска win-приложений.
Для получения реальной оценки применения операционной системы Linux в учебном процессе были опрошены учащиеся 8-11 классов в количестве 32 человек и 15 учителей нашей школы. Они отвечали на такие простые вопросы, как:
________________________________________________
________________________________________________
В результате этого опроса получены следующие результаты:
Таблица №1. Переход образовательных учреждений на ОС Linux
Участники | Одобряет | Не одобряет | Без разницы |
Учителя | 20,0% | 33,3% | 46,6% |
Учащиеся | 56,3% | 15,6% | 28,1% |
Таблица №2. Желаете ли работать в ОС Линукс
Участники | Да | Нет | Не знаю |
Учителя | 33,3% | 33,3% | 33,3% |
Учащиеся | 31% | 16% | 53% |
Таблица №3. Достоинства Linux
Участники | Необязателен антивирус | Все на одном диске | Имеет Root | Офисный пакет |
Учителя | 66,6% | 80,0% | 40,0% | 26,6% |
Учащиеся | 78% | 25% |
Таблица №4. Недостатки
Участники | Электронные учебники | Установка периферийных устройств | Не знаю |
Учителя | 100% | 26,6 | 13,3% |
Учащиеся | 31% | 16% |
Таблица №5. Какую операционную систему вы выбрали бы?
Участники | Linux | Windows |
Учителя | 53,3 | 46,6 |
Учащиеся | 25 | 75 |
Итого по школе | 39 | 61 |
Выводы:
Сегодня открытая операционная система Linux и приложение Open Office – это не аналог Microsoft'а. Это оттестированное, свободно тиражируемое решение, которое позволяет до 50% сэкономить государственные средства. Позволяет реализовывать образовательные цели развития общеучебных умений и навыков и вполне подходит для использования в учебных целях образовательного учреждения.
От Windows тоже не стоит отказываться. В ближайшее время исключение Windows из образовательного процесса, мягко говоря, будет глупым решением, так как на подавляющем числе предприятий установлена именно Windows.
В данное время по результатам тестирования в нашей школе выявлено, что предпочтение Windows и Linux находятся в процентном соотношении приблизительно «61/39». 75% учителей отдают предпочтение установить Linux, а 25% – Windows и в этом случае можно сказать, что наша школа по инициативе учителя-предметника может перейти на Linux и безболезненно адаптировать учащихся в учебном процессе на новую операционную систему. Возможно, лет через 5-10, это соотношение изменится 95/5.
Литература
Руководство по установке и начальной настройке ОС Linux, поступившее в рамках проекта «Разработка и апробация Пакета свободного программного обеспечения для образовательных учреждений Российской Федерации»
Ресурсы сети Интернет
http://www.pro-spo.ru/
http://www.coolreferat.com/
http://www.mobi.ru/Articles/4024/OpenOfficeorg
http://tatinfomat2010.narod.ru/interest.htm
Защитная речь
Здравствуйте, я Аюшиев Амгалан ученик 8 класса Кункурской средней общеобразовательной школы имени Пурбуева Дашидондок Цыденовича.
К вашему вниманию предоставляется исследовательская работа на тему «Есть ли будущее у Linux?».
Во все школы России в 2007 году в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образования» был получен базовый пакет с лицензионным программным обеспечением: «Первая помощь 1.0», со сроком действия электронных ключей до декабря 2010 года. Как выжить школам после декабря 2010 года? Ведется нешуточная борьба с пиратством. Парк компьютеров ежегодно увеличивается, а на один компьютер, если устанавливать лицензионную операционную систему, потребуется не менее 350$, а это только на 1 компьютер! Парк компьютеров ежегодно увеличивается и на сегодняшний день достигает 35 штук в нашей школе. Если подсчитать, то сумма будет не маленькой! А эти деньги можно использовать на более нужные для школы вещи. На помощь может прийти свободно распространяемая операционная система Linux, а также пользовательских приложений для неё.
Целью нашей работы является изучение внедрения и использования свободного программного обеспечения на базе операционной системе Linux в нашей школе.
Задачи работы
Гипотеза: Возможно ли безболезненное внедрение свободного программного обеспечения на базе операционной системе Linux в учебный процесс школы.
Объектом нашего исследования является операционная система Linux.
Предмет исследование: использование операционной системе Linux в учебном процессе.
Практическая значимость работы в том, что результаты и материалы данной работы могут использоваться в практической деятельности учителей предметников и учащихся.
Использовались следующие методы исследования:
При исследовании первым шагом мы изучили достоинства и недостатки операционных систем Windows и Linux, и для этого обработали и проанализировали материалы в ресурсах Интернета и дополнительной литературы. Проверили сравнительный анализ программного обеспечения ОС Linux и Windows.
Вывод:
Преимущества ОС Windows: Удобный пользовательский интерфейс, на все периферийные устройства имеются драйвера, разработано много пользовательских приложений под данную ОС.
Недостатки ОС Windows: все операционные системы семейства Windows имеют 1 большой недостаток для образовательных учреждений – стоимость. В среднем стоимость 1 клиентской лицензии составляет около $30. Следующим недостатком ОС является подверженность вирусным атакам (написано огромное количество вирусов под эту ОС).
Вывод:
Преимущества ОС Linux: Хорошая защищенность от вирусов и от взломов, распространяется свободно, имеет открытый программный код для настройки под себя, имеются «Видоувские» аналоги пользовательских приложений, имеются различные дистрибутивы среди которых можно выбрать наиболее оптимальный для себя, практически все программное обеспечение, которое может понадобится во время образовательного процесса, входит в состав дистрибутива. Все остальное можно бесплатно загрузить из Internet.
Недостатки OC Linux: ОС для слабых машин имеют интерфейс командной строки, что затрудняют работу обычному пользователю, нет драйверов на новые периферийные устройства, учебные диски по отдельным предметам школьной программы разработаны под ОС Windows.
А также на слайдах вы увидели рассмотренные нами программы, работающие под управлением ОС Линукс и используемые в учебном процессе школы.
Далее проводилось анкетирование всех участников образовательного процесса с целью изучения отношения учителей и учащихся к внедрению и использованию ОС Linux в учебном процессе. В результате чего были получены следующие данные по анкетированию:
Таблица №1. Переход образовательных учреждений на ОС Linux
Участники | Одобряет | Не одобряет | Без разницы |
Учителя | 20,0% | 33,3% | 46,6% |
Учащиеся | 56,3% | 15,6% | 28,1% |
Таблица №2. Желаете ли работать в ОС Линукс
Участники | Да | Нет | Не знаю |
Учителя | 33,3% | 33,3% | 33,3% |
Учащиеся | 31% | 16% | 53% |
Таблица №3. Достоинства Linux
Участники | Необязателен антивирус | Все на одном диске | Имеет Root | Офисный пакет |
Учителя | 66,6% | 80,0% | 40,0% | 26,6% |
Учащиеся | 78% | 25% |
Таблица №4. Недостатки
Участники | Электронные учебники | Установка периферийных устройств | Не знаю |
Учителя | 100% | 26,6 | 13,3% |
Учащиеся | 31% | 16% |
Таблица №5. Какую операционную систему вы выбрали бы?
Участники | Linux | Windows |
Учителя | 53,3 | 46,6 |
Учащиеся | 25 | 75 |
Итого по школе | 39 | 61 |
По окончании работы мы сделали следующие выводы, что
3 загадки Солнечной системы
Рукавичка
За чашкой чая
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Учимся ткать миленький коврик