Исследовательская работа по экологии
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 240 КБ |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СУДОГОДСКОГО РАЙОНА
МОУ «СУДОГОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
Исследовательский проект
в номинации
«Экология воздушного бассейна»
Тема:
«Анализ загрязнения воздуха
выхлопными газами в черте
города Судогда»
Выполнили:
Степанова Ирина (8 класс)
Лункина Анастасия (10 класс)
Руководители работы:
Сашина Э.Л.,
Любезнова И.Е.
2008 г.
Степанова Ирина Александровна, ученица 8а класса
Лункина Анастасия Валентиновна, ученица 10а класса
Сашина Элла Леонидовна, учитель биологии МОУ «Судогодская средняя общеобразовательная школа №1», 601235 Владимирская область, г. Судогда,
ул. Октябрьская, д.25, Тел.2-28-03.
Любезнова Ирина Евгеньевна, учитель географии МОУ «Судогодская средняя общеобразовательная школа №1», 601235 Владимирская область, г. Судогда,
ул. К.Маркса, д.80. Тел. 8-910-187-97-92
Над темой «Город, в котором я живу» мы работаем второй год. Тема прошлогоднего исследования - «Город и бытовые отходы» не оставила нас равнодушными и мы решили продолжить исследование тех современных явлений и процессов, которые оказывают наибольшее влияние на экологическое состояние нашего города.
Экологическая ситуация в городе Судогда, Владимирской области вызывает серьезную озабоченность общественности, т.к. за период с 2000 по 2006 год в городе открылось ряд предприятий, которые представляют серьезную угрозу для экологической обстановки города.
Для принятия необходимых мер по оздоровлению экологической обстановки нужна информация от населения, подтверждающая или опровергающая глубину и серьезность данной проблемы.
Школьники могут принять активное участие в сборе подобной информации, используя соцопросы, анкетирование, а также проводя практические занятия.
В работе участвовали учащиеся 6-7-х классов, проявляющие интерес к биологии, географии и проблемам охраны окружающей среды и будущего нашего города.
Роль атмосферы в природных процессах очень важна.
В своей работе мы попытались определить, какую роль в загрязнении атмосферного воздуха играет автомобильный транспорт, используя методику учета проезжающих автомобилей по основным дорогам города в течение одного часа.
Были выбраны пять участков автодорог в городе Судогда, и подсчитано, какое количество автомобилей проехало за 1 час по данному участку дороги.
Автомобиль в городе: анкета для владельцев легковых автомобилей.
В результате исследования было опрошено 30 владельцев автомобилей.
Различные ландшафты, в том числе и городские, вызывают у человека целую гамму чувств и эмоций.
В науке существует целое направление, изучающее организацию среды обитания человека в городе; восприятие человеком отдельных элементов городского ландшафта, города, страны; самоощущения человека в различных пространствах мегаполиса.
Как воспринимают различные городские районы жители нашего города?
Ответить на этот вопрос поможет анкетирование жителей города.
В анкетировании приняли участие 44 лица мужского пола и 45 лиц женского пола.
Тема: «Анализ загрязнения воздуха выхлопными газами в черте города Судогда»
Цель экологического проекта «Город, в котором я живу» заключается в изучении экологического состояния города (воздуха и воды) Судогда и продолжает исследование, начатое в прошлом учебном году.
Задачи:
Пояснительная записка
Экологическая ситуация в городе Судогда, Владимирской области вызывает серьезную озабоченность общественности, т.к. за период с 2000 по 2006 год в городе открылось ряд предприятий, которые представляют серьезную угрозу для экологической обстановки города.
В местной печати неоднократно поднимался вопрос о выбросах, которые делает предприятие в черте микрорайона «Красный Химик» «Лауша Файбер».
Но не только выбросы в атмосферу вредных для здоровья жителей веществ вызывает тревогу и озабоченность, но и элементарная грязь и замусоренность наших улиц, реки, дворов.
Почему это происходит? От кого зависит чистота в нашем городе? Какую характеристику состояния нашего города дают его жители. Что можно предпринять каждому из нас, чтобы наш город стал лучше.
На все эти вопросы мы и попытались ответить на эти вопросы в нашем исследовании,
Для принятия необходимых мер по оздоровлению экологической обстановки нужна информация от населения, подтверждающая или опровергающая глубину и серьезность данной проблемы.
Школьники могут принять активное участие в сборе подобной информации, используя соцопросы, анкетирование, а также проводя практические занятия.
В работе участвовали учащиеся 8-10-х классов, проявляющие интерес к биологии, географии и проблемам охраны окружающей среды и будущего нашего города.
План исследования:
I. Роль атмосферы в природных процессах очень важна. Чистый воздух необходим для жизни человека, животных, растений. Последнее время очень многие говорят о загрязнении воздуха, ведь это отражается, прежде всего, на нашем здоровье. Но как исследовать состояние воздуха. Это очень трудоемкий и требующий сложной техники процесс.
Основные источники загрязнения воздуха в черте города – это выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания в автомобилях и промышленные выбросы предприятий. В своей работе мы попытались определить, какую роль в загрязнении атмосферного воздуха играет автомобильный транспорт, используя методику учета проезжающих автомобилей по основным дорогам города в течение одного часа.
Были выбраны пять участков автодорог в городе Судогда, и подсчитано, какое количество автомобилей проехало за 1 час по данному участку дороги. Для подсчета количества выхлопных газов использована таблица (см. приложение 1). Используя данные таблицы, определили количество выхлопных газов в среднем, поступающих в атмосферу за 1 час на этом участке дороги.
Название улицы | Количество автомобилей | ||
легковых | грузовых | автобусов | |
Карла Маркса, д.80. | 50 | 3 | 2 |
Октябрьская, д.25. | 28 | 5 | - |
Ленина, д.75. | 62 | 1 | 12 |
Халтурина, лесничество | 76 | 10 | 10 |
Первомайская, д. 36 . | 3 | 1 | - |
Итого | 219 | 21 | 24 |
Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу автомобилями
в течение суток (в г.)
Улица | Соединения | Легковые | Грузовые | автобусы | Итого |
Карла Маркса | СО | 11290 | 1506,6 | 455,8 | 113252,4 |
NO2 | 2190 | 211,1 | 35,4 | 2436,5 | |
C | - | 57,9 | 6 | 63,9 | |
SO2 | - | 13,5 | 1,4 | 34,9 | |
Pb | 13,5 | 0,6 | 0,2 | 14.3 | |
Октябрьская | СО | 6322,4 | 2511 | - | 8833,4 |
NO2 | 1226,4 | 352 | - | 1578,4 | |
C | - | 96,5 | - | 96,5 | |
SO2 | - | 22,5 | - | 22,5 | |
Pb | 7,56 | 1 | - | 8,56 | |
Ленина | СО | 13999,6 | 502,2 | 2734,8 | 17236,6 |
NO2 | 2715,6 | 70,4 | 212,4 | 2998,4 | |
C | - | 19,3 | 36 | 55,3 | |
SO2 | - | 4,5 | 8,4 | 12,9 | |
Pb | 16,7 | 0,2 | 0,9 | 17,8 | |
Халтурина | СО | 17160,8 | 5022 | 2279 | 24461,8 |
NO2 | 3328,8 | 704 | 177 | 4209,8 | |
C | - | 193 | 30 | 223 | |
SO2 | - | 45 | 7 | 52 | |
Pb | 20,5 | 2 | 0,8 | 23,3 | |
Первомайская | СО | 677,4 | 502,2 | - | 1179,6 |
NO2 | 131,4 | 70,4 | - | 201,8 | |
C | - | 19.3 | - | 19,3 | |
SO2 | - | 4,5 | - | 4,5 | |
Pb | 0,8 | 0,2 | - | 1 | |
Итого | СО | 49450,2 | 10546,2 | 5469,6 | 65466 |
NO2 | 9592,2 | 1478,4 | 424,8 | 11495,4 | |
C | - | 405,3 | 72 | 477,3 | |
SO2 | - | 94,5 | 16,8 | 111,3 | |
Pb | 59,1 | 4,2 | 1,9 | 64,2 |
Количество вредных веществ в сумме
поступающих в атмосферу в течение суток на пяти участках дороги
Соединения | Количество в граммах |
СО | 65466 |
NO2 | 11495,4 |
C | 477,3 |
SO2 | 111,3 |
Pb | 64,2 |
Вывод:
Анализ данных таблицы показывает, что больше всего в атмосферу за сутки поступает соединений оксида азота (IV) и угарного газа. Известно, что оксид азота соединяясь в атмосферном воздухе с парами воды и кислорода, образует азотную кислоту, которая выпадает на землю в виде кислотных дождей.
Повышение содержания угарного газа в воздухе отрицательно влияет на самочувствие людей.
Количество автобусов (24) позволяет подсчитать, что они потребляют кислорода за 1 час работы столько, сколько за сутки 24000 человек.
II. Автомобиль в городе: анкета для владельцев легковых автомобилей.
Предлагаемая анкета (приложение 2) предназначена для владельцев автомобилей.
В результате исследования было опрошено 30 владельцев автомобилей.
Результаты опроса приведены в таблице:
№ вопроса | Варианты ответа | |||
А | Б | В | Г | |
1 | 3 | 15 | 12 | - |
2 | 24 | - | 6 | Нет варианта ответа |
3 | 21 | - | 9 | Нет варианта ответа |
4 | 12 | - | 18 | Нет варианта ответа |
5 | 27 | - | 3 | Нет варианта ответа |
6 | 6 | 12 | 12 | Нет варианта ответа |
7 | 9 | 15 | 6 | Нет варианта ответа |
8 | 21 | 6 | 3 | Нет варианта ответа |
9 | 9 | 6 | 15 | - |
10 | 9 | 12 | 9 | Нет варианта ответа |
Вывод:
На основании анкетирования установлено, что:
Поэтому, мы считаем, что если бы в городе были созданы оборудованные автомойки, количество автовладельцев (1/5 часть) моющих свои автомобили у реки значительно сократилось бы.
Подробные результаты опроса указаны в приложении 3.
III. Различные ландшафты, в том числе и городские, вызывают у человека целую гамму чувств и эмоций. Существует термин, определяющий настроение, которое испытывает человек, пребывая и созерцая приятное ему место, - топофилия.
Но ландшафты могут вызывать и чувство страха, страдания, одиночества – топофобные образы. К ним, в первую очередь, относятся территории, преобразованные деятельностью людей, особенно под влиянием промышленных производств, добычи полезных ископаемых, хищнического истребления лесов и т.д.
В науке существует целое направление, изучающее организацию среды обитания человека в городе; восприятие человеком отдельных элементов городского ландшафта, города, страны; самоощущения человека в различных пространствах мегаполиса.
Как воспринимают различные городские районы жители нашего города?
Ответить на этот вопрос поможет анкетирование жителей города с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных.
В результате исследования были проанкетированы 85 жителей нашего города по специальной анкете (приложение 4).
Результаты анкетирования:
В анкетировании приняли участие 44 лица мужского пола и 45 лиц женского пола.
Возрастные группы опрошенных лиц следующие:
7-12 лет – 29 человек;
13-17лет – 31 человека;
18-25 лет – 6 человек;
26-35 лет – 4 человека;
36-50 лет - 6 человек;
старше 50 лет – 9 человек
Социальная категория опрошенных лиц:
учащийся - 60
рабочий – 5
служащий – 15
пенсионер – 5
Количественный выбор предложенных признаков следующий:
№№ Пары признаков | Предложенные признаки | Количество опрошенных лиц выбравших данный признак | Процентная доля опрошенных лиц |
1 | Красивый | 57 | 67 % |
Уродливый | 28 | 33 % | |
2 | Чистый | 16 | 19 % |
Замусоренный | 69 | 81 % | |
3 | Привлекательный | 43 | 51 % |
Отталкивающий | 42 | 49 % | |
4 | Интересный | 22 | 26 % |
Скучный | 63 | 74 % | |
5 | Криминальный | 19 | 22 % |
Спокойный | 66 | 78 % | |
6 | Преуспевающий | 35 | 41 % |
Бедный | 50 | 59 % | |
7 | Ухоженный | 31 | 36 % |
Запущенный | 54 | 64 % | |
8 | Выразительный | 39 | 46 % |
Безликий | 46 | 54 % | |
9 | Тихий | 62 | 73 % |
Шумный | 23 | 27 % | |
10 | Зеленый | 60 | 71 % |
Зелени мало | 25 | 29 % |
Вывод: На основании проведенного анкетирования, что большинство опрошенных лиц считают наш город:
Замусоренным город назвали жители не улицы Ленина, а жители улиц расположенных вдали от центра города.
Скучным город считают дети в возрасте 10-15 лет, свой ответ поясняют так, что и РДК и ЦВР и спортивная школа находятся в микрорайоне «Красный Химик».
Работая над проектом «Город, в котором я живу» второй год и, анализируя данные исследований, мы хотим продолжить эту работу и в следующем году и ставим своей задачей исследовать экологическое состояние зеленых зон города. Это решение мы приняли после того, как увидели, что большинство опрошенных жителей города считают Судогду «зелёным» и «красивым».
Список использованной литературы:
Приложение 1
Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу одним автомобилем в течение суток (в гр.)
Хим. соединения | Грузовики | Легковые | Автобусы (дизели) |
СО | 502,2 | 225,8 | 227,9 |
NO2 | 70,4 | 43,8 | 17,7 |
C | 19,3 | - | 3 |
SO2 | 4,5 | - | 0,? |
Pb | 0,2 | 0,27 | 0,08 |
Примечание: машины, работающие на дизельном топливе, потребляют за 1 час работы столько кислорода, сколько 1000 человек за 1 сутки.
Приложение 2
АНКЕТА
для владельцев автомобилей
Мы собираем информацию о влиянии автомобильного транспорта на окружающую среду нашего города. Будем вам благодарны, если вы ответите на несколько вопросов, свя занных с этой проблемой.
1. Какой критерий был для вас основным при покупке автомобиля?
A. Престижность марки.
Б. Экономичность в эксплуатации.
B. Потребности семьи.
Г. Минимальная цена автомобиля.
2. Пользуетесь ли вы общественным транспортом?
А. Да. Б. Нет. В. В исключительных случаях.
А. Да. Б. Нет. В. Не всегда.
А. Да. Б. Нет. В. Иногда.
5. Регулярно ли вы проводите профилактику, держите в исправности воздушные и масляные фильтры?
А. Да. Б. Нет. В. Не всегда.
6. Моете ли вы в летнее время машину в реке или пруду?
А. Да, часто. Б. Нет. В. Никогда.
7. Какая из причин, заставляющих вас следить за уровнем СО в автомобильных выхло -
пах, является для вас наиболее веской?
A. Вероятность быть оштрафованным ГАИ.
Б. Ответственность за состояние воздуха в нашем городе.
B. Иные причины.
8. Известно ли вам, что автомобильный транспорт — основной источник загрязнения
воздуха в городе?
А. Да. Б. Нет. В. Для меня этот факт не имеет значения.
9. Приходилось ли вам испытывать недомогание из-за высокого уровня загазованно -
сти воздуха в городе (головная боль, резь в глазах, кашель, тошнота и т.п.)?
А. Часто. Б. Очень редко. В. Никогда. Г. Затрудняюсь ответить.
10. Согласились бы вы поменять свой автомобиль на менее престижный, но экологи -
чески более чистый, не загрязняющий окружающую среду?
А. Да; Б. Нет; В. Затрудняюсь ответить.
Благодарим вас за участие в опросе!
Опрос провел
Дата проведения опроса
Приложение 3
Результаты анкетирования
Приложение 4
Опросный лист на тему
«Восприятие нашего города»
Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе, поставив знак «+» в соответствующих пунктах:
Пол: __________ Муж. ___________Жен.
Возрастная группа:_________ 7-12 лет_________13-17 лет_________ 18-25 лет
_________ 26-25 лет________ 36-50 лет_________ старше 50 лет
Социальная категория: _________ учащийся________ рабочий
________ служащий_______ пенсионер
Приведенные ниже пары альтернативных признаков описывают качественные и эмоциональные характеристики городского ландшафта. Отметьте в каждой пае знаком «+» тот признак, который соответствует вашему восприятию города.
Оценочная шкала городского ландшафта
Положительные признаки | Отрицательные признаки |
Красивый | Уродливый |
Преуспевающий | Бедный |
Чистый | Замусоренный |
Ухоженный | Запущенный |
Привлекательный | Отталкивающий |
Выразительный | Безликий |
Интересный | Скучный |
Тихий | Шумный |
Криминальный | Спокойный |
Зеленый | Зелени мало |
Благодарим за участие в опросе
Опрос провел____________
Дата проведения опроса __________
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Отчего синичка развеселилась
Кто самый сильный?
Осенняя паутина
Весёлые польки для детей