Объектом исследования стала устная речь учащихся 8-11 классов.
По нашей гипотезе часто употребляемой лексикой молодежи являются сленг и жаргонизмы. Уровень культуры речи у молодежи в 16-17 лет выше, чем у ребят в возрасте 14 лет. Чтобы подтвердить или опровергнуть свою гипотезу, нам предстояло выявить причины изменения норм этикета в общественной жизни, изучить лексикон учащихся, определить пути пополнения словарного запаса школьников. С этой целью мы провели социологическое исследование среди сверстников, результаты опроса обработали в виде диаграмм, таблиц.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: часто употребляемой лексикой молодежи являются сленг и жаргонизмы. Уровень культуры речи у молодежи в 16-17 лет выше, чем у ребят в возрасте 14 лет.
В результате исследования мы пришли к выводу:
Речевому этикету нужно учить с раннего детства, в семье, в детском саду, в школе да и в вузе.
На следующий год планируем составить учебное пособие по обучению речевому этикету.
Помните
Речь - это игра говорящего и слушающего.
Поэтому слушайте и стремитесь понять друг друга!
Речь человека похожа на коробку спичек:
обращаться с ней серьезно - очень важно, несерьезно - опасно.
Жаль, но пришлось "резать" презентацию, чтобы вместить в размер 3 МБ
Вложение | Размер |
---|---|
ansvet_.rar | 2.92 МБ |
zashchita.rar | 15.03 КБ |
По нашей гипотезе часто употребляемой лексикой молодежи являются сленг и жаргонизмы. Уровень культуры речи у молодежи в 16-17 лет выше, чем у ребят в возрасте 14 лет. Чтобы подтвердить или опровергнуть свою гипотезу, нам предстояло выявить причины изменения норм этикета в общественной жизни, изучить лексикон учащихся, определить пути пополнения словарного запаса школьников. С этой целью мы провели социологическое исследование среди сверстников, результаты опроса обработали и представили в виде диаграмм, таблиц.
В разное время этикетные требования были различными. А в наше время остро стоит вопрос не только об утрате норм этикета, но и об общем снижении культуры общения. Словарный запас учащихся нередко низок. Тают на глазах запасы нормативной лексики. Нравственно-речевая глухота дорого оборачивается обществу.
Нас возмущает, когда продавец обратился к покупателю на «ты», знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодари ли за услугу, не извинились за проступок. Как правило, это оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе.
В чем же «волшебная сила» выражения речевого этикета? Почему их соблюдение приносит людям удовлетворение, а нарушение приводит к обиде?
Первый признак связан с неписаным требованием общества к употреблению знаков этикета. Хочешь быть «своим» в данной группе —ис полняй соответствующие ритуалы поведения и общения.
Второй признак связан с тем, что исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное «поглаживание». Объясним это на примере из области биологии. В одном из экс периментов ученые хотели выяснить, являются ли в животном сообществе прикосновения, вылизывания, выискивания лишь гигиенической необходимостью или это «социальная» по требность животных в контактах. Были взяты две группы кры сят, одну из которых сотрудники лаборатории постоянно погла живали. Эти крысята выросли более умными, крупными, устой чивыми к заболеваниям животными, чем те, которых не гладили, не ласкали. Исследователи сделали вывод, что потребность в прикосновении, в ласке у животных столь же значима, как и другие жизненно важные потребности. Еще более развита эта потребность у человека. Психологи, педагоги знают, как важно одобрить, вовремя погладить ребенка, да и взрослого! Над этим задумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность и создал систему словесных «поглажива ний» — речевой этикет: «здравствуйте» означает «будьте здоровы»; благо дарю — «благо дарю»; спасибо —«спаси вас Бог за доброе слово»...
Третий признак касается самой структуры высказываний, в которых открытыми оказываются «я» и «ты»: я благодарю Вас; извините меня и т. п.
Четвертый признак связан с категорией вежливости. Вежли вость нужно выражать, демонстрировать при общении.
Пятый признак связан с тем, что речевой этикет - важный элемент культуры народа, продукт культурной деятельности. Например, покорнейше благодарю. Ваш покорный слуга...
Русский молодёжный сленг - это слова, которые живут в современном языке полноценной жизнью, но нежелательно их употреблять в литературном языке. Молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
Молодежный сленг | Что означает |
Чувак | Парень |
Балдеж | Веселье, отдых |
Слинять, свалить | Уйти, уехать |
Гасить | Бить |
Верняк | Верное дело |
Здорово | Здравствуй |
Бабло | Деньги |
Краб | Рука |
Перцы | Юноши, ребята |
Деpево | Тупой человек |
Дубак, дубарь | Холод |
Стрёмно | Плохо, страшно |
На основе изучения лексикона учащихся 8-11 классов представляем таблицу часто употребляемого сленга
На первое место выходят
На втором месте - бабло (деньги), краб (рука), перцы – юноши, верняк (верное дело)
На третьем месте - деpево - тупой человек, дубак, дубарь – холод, стрёмно – плохо, страшно.
Результаты наблюдения за лексиконом молодежи позволяют сделать
вывод: сленг употребляется часто
А вот молодежный жаргон имеет парольное значение.
Это выражение возрастной солидарности, средство под черкнуть единство своей группы по интересам, занятиям, принадлежность к ней тех, кто общается с помощью жаргона.
Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие. (+Диалог 2-х молодых людей в социальной сети)
Источники образования жаргонной лексики различны.
-Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переос мысления значений слов, например: показуха, спокуха, страшилки, стрелялки
-Жаргонная лексика пополняется также путем заимствова ний. Для нее типичны сокращения. Например: thank you (спасибо) – сенька; parents (родители) - пэренты, прэнты
-Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически ис каженные или полностью переосмысленные слова. Например: комп – компьютер.
Жаргонная лексика | Что означает |
Баксы, кусок, лимон | Деньги |
Клёво, круто | Хорошо |
Башка, тыква | Голова |
Спокуха | Спокойствие |
Домашка | Домашняя работа |
Комп | Компьютер |
Мобила | Мобильный телефон |
Музон | Музыка |
Училка | Учительница |
Тачка | Машина |
Предки | Родители |
Смыться | Удрать |
-Образование слов на основе звукового подобия: к примеру, лимон вместо миллион
Повседневная бытовая речь школьников на сыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подрост ков практически невозможно.
Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.
Интересный факт.
Слово «хорошо» все называют по-разному: в лексиконе детей 7-10 лет слышим «классно, супер», 10-13 лет - «круто, обалденно», 14-17 лет – «кульно». И только в возрасте до 7 лет они называют его в истинном значении «хорошо».
Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Раскованный, непринужденный молодежный жаргон стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей. Они говорят: Хорошо! А мы: Клёво! Классно! Прикол! Они: Вот незадача! Мы: Ну и облом! Они: Это слишком сложно! Мы: Не грузи меня! Они восхищаются, мы торчим и тащимся (Диалог разыгрывают).
1) Нужен ли речевой этикет?
2) Смущает ли вас то, что дикторы, политические деятели, известные всей стране люди нару шают орфоэпические нормы?
3) Допустима ли ненормативная лексика?
4) Необходима ли цензура в периодических изданиях?
Из анализа круговой диаграммы видно:
80% учащихся 8-11 классов считают, что речевой этикет нужен;
50% смущает неграмотная речь, которую они слышат по радио и телевидению;
10% школьников согласны на употребление ненормативной лексики;
60% высказали мнение за необходимость цензуры в периодических изданиях
На вопрос 1-ой анкеты: « Что для вас значит «некрасивый, неправильный русский язык?» Ребята в возрасте 14-15 лет ответили «не знаю» около 50 % «мат» - 40 % и «сленг» - 10-20%. Молодежь в 16-17 лет понимает, что стать красивым языку мешает сленг, и в то же время осознают, что устранить эти слова из своей речи не могут.
На вопрос 2-ой анкеты: «Что нужно, на ваш взгляд, для того, чтобы все говорили правильно, грамотно, красиво» учащиеся предложили больше читать, следить за речью, ввести предмет, например, «Культура речи», «Риторика».
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: часто употребляемой лексикой молодежи являются сленг и жаргонизмы. Уровень культуры речи у молодежи в 16-17 лет выше, чем у ребят в возрасте 14 лет.
В результате исследования мы пришли к выводу:
Речевому этикету нужно учить с раннего детства, в семье, в детском саду, в школе да и в вузе.
На следующий год планируем составить учебное пособие по обучению речевому этикету.
Помните
Речь - это игра говоря щего и слушающего.
Поэтому слушайте и стремитесь понять друг друга!
Речь человека похожа на коробку спичек:
обращаться с ней серьезно - очень важно, несерьезно - опасно.
Сорняки
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Рисуем "Осенний дождь"
Тупое - острое
Ель