Цель работы:
Выяснить факторы, влияющие на ухудшение зрения обучающихся МОУ «СОШ №6»
Задачи:
1) Ознакомиться с дефектами зрения.
2) Выявить процентное соотношение учащихся с плохим и хорошим зрением в МОУ «СОШ №6».
3) Выяснить причины ухудшения зрения.
4) Узнать способы профилактики заболеваний глаз
Внутреннее несогласие с самим собой, ощущение себя “не от мира сего”, нежелание кого-то простить, состояние подавленности, застарелые обиды, неспособность с радостью смотреть вперед, боязнь заглянуть действительности в глаза и т. п. — все это скрытые психологические причины ухудшения зрения.
Строение глаза
Глаз- орган зрения животных и человека. Человеческий глаз - сложная оптическая система
Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающее глазное яблоко).
Аккомодация глаза
Аккомодация- способность глаза к изменению его оптической силы
При переводе взгляда на другой предмет, нарушается резкость изображения на сетчатке. Сигнал об этом поступает в мозг. Хрусталик сжимается, увеличивается его оптическая сила, пока вновь не получится четкое изображение предмета на сетчатке.
Обработка зрительной информации
По зрительному нерву информация поступает в ядра таламуса. После обработки в этих ядрах зрительная информация поступает в затылочную зрительную кору. Зрительные нервы из левого и правого глаза у основания гипоталамуса сходятся вместе, образуя частичный перекрест.
После перекреста аксоны клеток, расположенных в каждом глазу ближе к носу, переходят на противоположную сторону. В результате этого каждое полушарие мозга получает информацию от обоих глаз, но только о противоположной половине зрительной картинки
Зрение учащихся МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 6" ( см. диаграмма в перезентации)
Какие болезни глаз обнаружены у обучающихся МОУ «СОШ № 6»
Близорукость (миопия слабой, средней и высокой степени)- 32,2%
Астигматизм (9,7%)
Спазм аккомодации (47%)
Косоглазие(2,3%)
Катаракта (0,5%)
Дефекты зрения
Астигматизм- дефект зрения, связанный с несферичностью роговицы,
то есть её различной кривизной в разных плоскостях.(Человек четко видит горизонтальные линии, но размыто видит вертикальные линии, или наоборот)
Близорукость-глаз либо удлинён, либо имеет меньший радиус кривизны роговицы
по сравнению с нормальным глазом. Поэтому пучок параллельных лучей преломляется излишне, сходясь в точке перед сетчаткой
Дальнозоркость – меньшая длина дальнозоркого
глаза или
больший
радиус кривизны роговицы по сравнению с нормальным глазом.
Пучок лучей сходится за сетчаткой.
· Дальтонизм – нарушение цветоощущения
В работе были проведены исследования:
С какого времени начало портиться зрение у обучающихся?
Для чего учащиеся используют компьютер?
Сколько времени учащиеся проводят за компьютером?
На каком расстоянии учащиеся смотрят телепередачи?
Сколько времени учащиеся смотрят телепередачи?
Почему, если долго смотреть телевизор, портится зрение?
• 1) В норме фокусировка глаза постоянно спонтанно меняется с близкого на дальний взгляд и обратно, и, соответственно, изменяется кривизна хрусталика. При просмотре телевизора глаза лишены такой возможности и неподвижны, поскольку они постоянно сфокусированы на одной плоскости. В результате этого мышцы перенапрягаются. Аккомодация хрусталика теряет возможность быстро изменяться, что может привести к его искривлению.
• 2) Изображение на экране нестабильно, оно постоянно мигает и мерцает. Это приводит к перенапряжению как глаза, так и нервной системы, и как итог, к ухудшению зрения.
• 3) Изображение на экране состоит из точек, и поэтому взгляд не может нормально сфокусироваться. Поскольку глаз может различать гораздо более мелкие детали, а на телеэкране предъявляется нерезкое изображение, далекое от разрешающей способности глаза, то происходит деградация сетчатки.
• 4) В естественных условиях изменение яркости объектов составляет до 180 дБ. На экране телевизора, из-за особенностей возбуждения люминофора, диапазон изменения яркостей не более 60 дБ, что приводит к утомлению глаза.
Влияет ли наследственность на зрение учащихся?
Почему портится зрение
От депрессии
Из-за мучных продуктов
От неправильного положения рук
Слишком узкая одежда отрицательно влияет на зрение!
Профилактика нарушений зрения
1. Рабочее место
2. Режим работы
- через каждый час работы необходимо проводить короткую физкультурную паузу/
3. Лечебная физкультура и процедуры.
4 . Питание
Цель рационального питания - разумный и сбалансированный состав потребляемых продуктов.
Продукты, богатые витаминами А и С, обязательно должны присутствовать в рационе.
5. Лекарственные препараты.
Глазные капли.
Улучшают метаболизм и питание тканей глаза.
Витаминные препараты:
- Аскорбиновая кислота (вит. С) драже
- Ретинола ацетат (вит. А) капсулы
6. Тренировка глаз
Расстояние наилучшего зрения – расстояние от объекта до глаза, при котором угол зрения максимален, а глаз не устаёт при длительном наблюдении.
Для нормального глаза расстояние наилучшего зрения равно 25 см.
Свойства пищевых продуктов с точки зрения влияния на зрение.
Свекла.
Содержит: фосфор, натрий, марганец, йод, витамины С, В6 В2, РР, Е, U, фолиевую кислоту, каротиноиды.
В чём польза: снимает утомление глаз, очищает кровь.
Норма в день: 100 г.
Как есть: в свежем, варёном виде, можно делать сок.
Шиповник.
Содержит: витамины С, Р, В,, В2, А, К, Е, органические кислоты, натрий, кальций, марганец, железо.
В чём польза: обеспечивает прочность и эластичность сосудов глаз.
Норма в день: 1 стакан.
Как пить: в виде настоя.
Куриные яйца.
Содержат: белок, лютеин.
В чём польза: вещества препятствуют образованию катаракты, защищают глазной нерв, нейтрализуют вредное воздействие среды.
Норма в день: одно яйцо.
Как есть: в варёном и жареном виде.
Морковь.
Содержит: бета-каротин, йод, магний, железо, кальций, фосфор.
В чём польза: поддерживает процесс образования и роста клеток, улучшает функции зрения.
Норма в день: 1 средняя морковка.
Как есть: в свежем или тушёном виде, добавляя немного растительного масла или сметаны. Зимой, когда морковь уже не такая сочная, готовьте из неё свежевыжатый сок со сливками.
Вложение | Размер |
---|---|
zrenie.pptx | 1.9 МБ |
Слайд 1
Дефекты зрения Научно-исследовательская работа Автор: Пийрсалу Александра Ученица 1 1 А класса МОУ «СОШ №6» города Череповца Руководитель: Бурлова Ольга Николаевна Учитель физикиСлайд 2
Внутреннее несогласие с самим собой, ощущение себя “не от мира сего”, нежелание кого-то простить, состояние подавленности, застарелые обиды, неспособность с радостью смотреть вперед, боязнь заглянуть действительности в глаза и т. п. — все это скрытые психологические причины ухудшения зрения.
Слайд 3
Актуальность темы Зрение обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» (данные анкетирования)
Слайд 4
Какие болезни глаз и дефекты зрения обнаружены у обучающихся МОУ «СОШ № 6» Близорукость (миопия слабой, средней и высокой степени)- 32,2% Астигматизм (9,7%) Спазм аккомодации (47%) Косоглазие(2,3%) Катаракта (0,5%)
Слайд 5
Цель исследования Физическое объяснение дефектов зрения и болезней глаз. Исследование причин ухудшения зрения школьников МОУ «СОШ №6» Поиск путей решения проблемы улучшения качества зрения
Слайд 6
Задачи исследования изучение имеющейся литературы по вопросу «Глаз и зрение. Дефекты зрения» сбор информации о качестве зрения учащихся школы (результаты медицинского обследования, анкетирование обучающихся) поиск информации о способах улучшения зрения и коррекции зрения
Слайд 7
Основной объём информации об окружающем мире человек получает по оптическому каналу(глазу). Зрительный анализатор
Слайд 8
Глаз- орган зрения животных и человека. Человеческий глаз - сложная оптическая система Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающее глазное яблоко). Строение глаза
Слайд 9
Сетчатка глаза состоит из рецепторных клеток, имеющих форму палочек и колбочек. Палочки отвечают за, так называемое сумеречное зрение, с помощью которого различаются форма и размеры предметов, но не цвета. Цветовое зрение осуществляется с помощью колбочек. Палочки и колбочки
Слайд 10
Обработка зрительной информации
Слайд 11
Отраженные от предмета лучи света проходят через оптическую систему глаза и создают обратное и уменьшенное изображение на сетчатке ( мозг « переворачивает » обратное изображение , и оно воспринимается как прямое ). Механизм работы оптической системы глаза
Слайд 12
Эксперимент Дж. Стреттона В 1896 году американский психолог Стреттон провел над собой эксперимент: он надел специальные очки, благодаря которым изображение предметов на сетчатке глаза становилось не обратным, а прямым. Мир в восприятии Стреттона перевернулся. Из-за этого произошло рассогласование работы глаз с другими органами чувств. У учёного появились симптомы морской болезни. Лишь на пятый день Стреттон стал чувствовать себя также, как и до эксперимента. Мозг освоился к необычным условиям и Стреттон все предметы стал видеть нормально. Когда он снял очки, всё опять перевернулось, однако уже через 1,5 часа зрение восстановилось.
Слайд 13
Данные медицинского обследования учащихся
Слайд 14
Аккомодация - способность глаза к изменению его оптической силы При переводе взгляда на другой предмет, нарушается резкость изображения на сетчатке. Сигнал об этом поступает в мозг. Хрусталик сжимается, увеличивается его оптическая сила, пока вновь не получится четкое изображение предмета на сетчатке. Аккомодация глаза
Слайд 15
А к к о м о д а ц и я . Настройка на зрение вблизи и вдаль
Слайд 16
Наблюдение изменения диаметра зрачка при аккомодации При взгляде на темный предмет диаметр зрачка увеличивается, а на освещенный предмет диаметр зрачка уменьшается. Наблюдая одним глазом малое отверстие в черной бумаге, замечаем, что диаметр зрачка увеличивается. Закрыв глаз рукой, а через несколько секунд открыв, замечаем, что диаметр отверстия уменьшается.
Слайд 17
Изменение с возрастом оптической силы глаза Уменьшение с возрастом оптической силы глаза объясняется постепенным снижением сокращательной способности цилиарной мышцы и уменьшением эластичности хрусталика. Возраст, лет Оптическая Сила, дптр 10 73 14-17 70 18-35 67 35-40 64 40-50 62 50-60 60 60-70 58
Слайд 18
Спазм аккомодации (ложная близорукость) Это результат тяжёлого зрительного переутомления . Если аккомодационные мышцы не расслабляются, то человек начинает плохо видеть вдаль. При спазме нарушается работа глазной (цилиарной) мышцы , и глаз не способен поддерживать чёткое видение предметов, находящихся на разном расстоянии от человека.
Слайд 19
Спазм аккомодации Причины спазма: Зрительное утомление при работе на близком расстоянии Действие на глаз очень яркого света При контузиях, закрытых травмах черепа Последствия: если спазм не снимать, то он может перейти в истинную близорукость. Симптомы: Понижение остроты зрения при взгляде вдаль Боли в глазах, области лба, висков Быстрое утомление при зрительной работе на близком расстоянии.
Слайд 20
Астигматизм - дефект зрения, связанный с не сферичностью роговицы, то есть её различной кривизной в разных плоскостях.(Человек четко видит горизонтальные линии, но размыто видит вертикальные линии, или наоборот) Астигматизм
Слайд 21
Близорукость( миопия )- глаз либо удлинён, либо имеет меньший радиус кривизны роговицы по сравнению с нормальным глазом. Поэтому пучок параллельных лучей преломляется излишне, сходясь в точке перед сетчаткой Близорукость (миопия)
Слайд 22
Дальнозоркость( гиперметропия ) – меньшая длина дальнозоркого глаза или больший радиус кривизны роговицы по сравнению с нормальным глазом. Пучок лучей сходится за сетчаткой. Дальнозоркость
Слайд 23
Близорукость и дальнозоркость
Слайд 24
Примерно так видят человека люди с дефектами зрения (астигматизмом, близорукостью и дальнозоркостью).
Слайд 25
Болезни глаз Косоглазие Дальтонизм Катаракта Глаукома Катаракта – помутнение хрусталика глаза Причины: воздействие на хрусталик постоянного электромагнитного излучения травмы глаза Глаукома – сужение поля зрения глаза Причина: повышенное внутриглазное давление. Катаракта и глаукома приводят к полной слепоте.
Слайд 26
Дальтонизм - это нарушение цветоощущения глаза. Цветовая слепота зависит от отсутствия в сетчатке колбочек одного или нескольких типов, что связано с отсутствием гена, поэтому дальтонизм чаще всего передаётся по наследству. Дальтонизм.
Слайд 27
Глаз дальтоника Нормальный глаз Цветовое зрение
Слайд 28
Цветовое зрение. Нормальный глаз Глаз дальтоника
Слайд 29
Когда были впервые обнаружены дефекты зрения 49%
Слайд 30
Для чего учащиеся используют компьютер ?
Слайд 31
Сколько времени учащиеся проводят за компьютером ?
Слайд 32
Картинка экрана отличается от естественной тем, что она самосветящаяся, а не отраженная. Зрительная нагрузка существенно возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана монитора на клавиатуру и бумажный текст. Зачастую невозможность правильно и рационально организовать рабочее место (блики на экране монитора от внешних источников, неправильное расстояние от глаз до экрана, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость экрана) усугубляют ситуацию. Как влияет на зрение ПК
Слайд 33
Не пренебрегайте посещением офтальмолога, и не занимайтесь самолечением. ограничьте время работы за компьютером не более 4 часов в день(школьники – не более 3 часов) делайте обязательные паузы во время работы на близком расстоянии через каждые 20-30 минут выбрать правильно расстояние (не менее 60 см.) до монитора Освещение: должно изменяться так, чтобы устранить отражения, блики. Для этого можно использовать специальный козырек или фильтр. Чаще моргайте – это способствует увлажнению роговицы и массирует глазные яблоки. Полезные советы
Слайд 34
На каком расстоянии учащиеся смотрят телепередачи ?
Слайд 35
Сколько времени учащиеся смотрят телепередачи ? %
Слайд 36
Существует несколько объяснений: Глаза постоянно сфокусированы на одной плоскости, в результате чего мышцы перенапрягаются Не стабильное изображение на экране. На телеэкране предъявляется нерезкое изображение, далекое от разрешающей способности глаза. Диапазон изменения яркостей телеэкрана. Роль телевизора для зрения
Слайд 37
освещение в комнате, расстояние от зрителя до телевизора, качество изображения на экране, длительность просмотра телепередачи Для предупреждения зрительного утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия:
Слайд 38
Влияет ли наследственность на зрение учащихся ?
Слайд 39
Влияет ли наследственность на зрение учащихся ?
Слайд 40
о т депрессии и з-за мучных продуктов о т неправильного положения рук с лишком узкая одежда отрицательно влияет на зрение! Также зрение может портиться
Слайд 41
1. Рабочее место 2. Режим работы 3. Лечебная физкультура и процедуры. 4 . Питание (п родукты, богатые витаминами А и С) 5. Лекарственные препараты. Глазные капли. Улучшают метаболизм и питание тканей глаза. Витаминные препараты: - Аскорбиновая кислота (вит. С) драже - Ретинола ацетат (вит. А) капсулы Тренировка глазной мышцы Профилактика
Слайд 42
Свойства пищевых продуктов с точки зрения влияния на зрение. Свекла. Содержит: фосфор, натрий, марганец, йод, витамины С, В 6 В 2 , РР, Е, U , фолиевую кислоту, каротиноиды . В чём польза: снимает утомление глаз, очищает кровь. Норма в день: 100 г. Как есть: в свежем, варёном виде, можно делать сок.
Слайд 43
Шиповник. Содержит: витамины С, Р, В,, В 2 , А, К, Е, органические кислоты, натрий, кальций, марганец, железо. В чём польза: обеспечивает прочность и эластичность сосудов глаз. Норма в день: 1 стакан. Как пить: в виде настоя. Свойства пищевых продуктов с точки зрения влияния на зрение.
Слайд 44
Куриные яйца. Содержат: белок, лютеин . В чём польза : вещества препятствуют образованию катаракты, защищают глазной нерв, нейтрализуют вредное воздействие среды. Норма в день : одно яйцо. Как есть : в варёном и жареном виде. Свойства пищевых продуктов с точки зрения влияния на зрение.
Слайд 45
Морковь. Содержит: бета-каротин, йод, магний, железо, кальций, фосфор. В чём польза: поддерживает процесс образования и роста клеток, улучшает функции зрения. Норма в день: 1 средняя морковка. Как есть: в свежем или тушёном виде, добавляя немного растительного масла или сметаны. Зимой, когда морковь уже не такая сочная, готовьте из неё свежевыжатый сок со сливками. Свойства пищевых продуктов с точки зрения влияния на зрение.
Слайд 46
Упражнения для тела благотворно действуют и на глаза, но глазам никогда не бывает достаточно только этих упражнений - им необходимы еще и свои собственные .
Слайд 47
1 2 4
Слайд 48
5 6 7 8
Слайд 49
Проведенные исследования позволили выяснить, что 33,7% учащихся 6-й школы имеют нарушенное зрение, причем у 81%, из тех, у кого обнаружены дефекты, оно испортилось за время учебы. Выяснено что лишь 21 % учеников используют компьютер в познавательных целях и что 50% проводят за компьютером больше позволенного времени. Около 50% смотрят телепередачи ближе, чем предписано и 63% больше положенного времени. Выводы:
Слайд 50
Берегите себя и свои глаза!
А теперь — мультфильм
Чья проталина?
Знакомые следы
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Бабочка