В творческой работе "Художественное наследие М.В.Ломоносова" прослеживается взаимосвязь между научными знаниями ученого и решением его задач в изобразительном искусстве, также дается представление о вкладе М.В.ломоносова в развитие художественного мозаичного творчества в россии. При этом ученица изучила биографию Михаила Васильевича, познакомилась с историей мозаики, созданием стекла, показала актуальность мозаики в современном мире, создала собственную мозаичную работу - рамку для фотографии. Деятельность Ломоносова - яркий пример взаимосвязи искусства и науки.
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennoe_nasledie_m.v.lomonosova.doc | 114 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №4
Информационный проект
Художественное наследие М.В.Ломоносова
Выполнила: ученица 9б класса Попова Варвара
Руководитель: учитель химии Дерябина Л.В.
г. Чехов 2012г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………...…..3
Заключение ……………………………………………………………………..……..18
Литература …………………………………………………………………………….19
Введение
В 2011 году 19 ноября исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика М.В. Ломоносова. Юбилейной дате были посвящены различные мероприятия, телепередачи, конкурсы, викторины, выставки. Из этой информации я узнала о нем много нового и интересного.
М.В.ломоносов - необыкновенный человек. Это был один из образованнейших русских людей 18 века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Он заложил основы для развития физики, химии, астрономии, геологии, географии, литературы, педагогики, экономики и других наук, создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И.Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу.
Михаил Васильевич обладал незаурядными художественными способностями. Многие годы он посвятил изучению мозаичного искусства и возрождению ее в России. Это вызвало у меня особый интерес и уважение. Я решила познакомиться с этой стороной его жизни и деятельности более подробно.
Цель работы:
Сформировать представление о вкладе М.В.Ломоносова в развитие художественного мозаичного творчества в России.
Выяснить, существует ли взаимосвязь между научными знаниями Ломоносова и решением его творческих задач в изобразительном искусстве.
Задачи:
1. Краткие биографические сведения о М.В. Ломоносове
М.В. Ломоносов родился 8 ноября (19 - по новому стилю) 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Архангельской губернии.
Отец Ломоносова – Василий Дорофеевич был довольно зажиточным человеком. Мать будущего ученого – Елена Ивановна была дочерью дьякона. К сожалению, она очень рано умерла, оставив единственного сына сиротой. Весь уклад жизни северной поморской стороны наложил отпечаток на впечатлительного Ломоносова.
Жизнь среди поморов, поморские плавания с отцом, борьба с лишениями, суровыми природными условиями способствовали появлению в М.В.Ломоносове необычайных физических и нравственных сил, закалили его характер. В нем рано пробудился интерес к чтению, к познанию необычного, нового.
Грамоте Ломоносов обучился поздно к двенадцати годам. Учился он у соседа, крестьянина Шубного, а потом у местного дьяка Сабельникова. Ломоносов понимал, что для приобретения больших знаний необходимо выучить латинский, греческий и другие иностранные языки. Овладеть же этими языками можно было только в крупных городах. И вот зимой 1730 года Ломоносов отправился пешком с обозом в Москву с тремя рублями, занятыми у соседа, и связкою своих книг – грамматикой и арифметикой, составляющих тогда всю его библиотеку.
В январе 1731 года М.В.Ломоносов был зачислен в Славяно-греко-латинскую академию, в которой за пять лет постиг то, что иным не удавалось и за восемь.
Не довольствуясь поурочными заданиями, М.В.Ломоносов самостоятельно изучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов, знакомится в монастырской библиотеке с книгами по философии, физике, математике. К концу обучения в академии он становится человеком значительной учености. В особенности значительными были его познания в области истории, поэтики, риторики.
1 января 1736 года вместе с одиннадцатью учениками Спасских школ М.В.Ломоносов прибыл в Петербург. Начался новый очень важный этап в его жизни. Именно здесь окончательно определились его научные интересы и склонности.
В сентябре 1736 года Ломоносова как лучшего студента Академии вместе с другими двумя студентами направляют в Марбург (Германия) для изучения химии и горнорудного дела.
В июне 1741 года Ломоносов, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в академии наук. Он проработал в ней свыше двадцати лет.
В 1745 году ему было присвоено звание профессора химии. Умер М.В.Ломоносов 15 апреля 1765 года.
2. История мозаики
Мозаик в переводе (фр. mosaigue,от лат. musiyum,буквально – посвященное музам). Как много чувства, красрты и грации в этом слове. Мозаикой называется узор, выложенный на различных поверхностях (стенах, полу, потолке). Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так вечны должны были и эти картины. Поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного глушенного (непрозрачного) стекла – смальты. Материалом мозаики может служить, как керамика и стекло, так и дерево, простые камни и т.д.
2.1. Древний Восток
Мозаика зародилась еще на древнем Востоке. Ее история восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э. — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду. Из творений мастеров до нас дошли великолепные персидские шкатулки.
Первая мозаика выкладывалась на полу и имела сугубо практическое предназначение, делая поверхность пола гладкой и ровной. Позднее, когда люди оценили прекрасные защитные свойства мозаичных покрытий, а также ее огромные декоративные возможности, сфера применения мозаики расширилась: ею стали украшать музыкальные инструменты, мебель, посуду и даже стены храмов.
Шумеры инкрустировали деревянные и глиняные изделия ракушками, слоновой костью, ляпис-лазурью и другими материалами, приклеивая их смолой.
Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг.
Ранним примером техники инкрустации или получившей в античности название мозаичной техники opus sectile впоследствии развившейся в технику флорентийской мозаики можно считать артефакт, условно называемый «Штандартом из Ура» (2600—2400 гг. до н. э.).
Тематика мозаичных работ древних шумеров была разнообразной – от военных сюжетов до мифологических и фантастических сцен. Среди сохранившихся произведений мозаичного искусства того времени: шкатулка «Штандарт Ура» (Лондон, Британский музей) и арфа царицы Шубад из погребения в Уре (Багдад, Иракский музей), украшенные перламутром, ляпис-лазурью и золотом. Среди не сохранившихся: мозаики дворцов фараонов Сети и Рамсесов, знаменитый «Мозаичный дворец», стены которого были покрыты ромбовидной мозаикой. Даже в те далекие времена мозаика расценивалась не только как прекрасная защита поверхностей, но и имела огромное эстетическое значение.
К 8 в. до н. э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излете пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (восточная Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона (Анатолия).
2.2 Античность
Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи. Подобные образцы 4 в. до н. э. найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках Пеллы (кон. 4 в. до н. э.)
Но наибольшего расцвета мозаика достигла в Древней Греции в эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (3в. до н. э.).
Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук, развитию новых отраслей знаний. Это способствовало расцвету мозаичного искусства: в столицах эллинистических государств возводятся о постройки, в которых широко используются мозаичные покрытия интерьеров и полов внутренних двориков.
Своего расцвета мозаика достигла во времена римской империи, ей выкладывались стены и полы вилл, дворцов, термы ( общественные бани). Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки, мрамор.
Самыми выдающимися творениями этой эпохи были сохранившиеся мозаики с изображением Помпеи, «Битва при Иссе». Последняя выложена из полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.
Наиболее известные образцы древнеримской мозаики 1-4 вв.н.э.: «Битва Александра с Дарием» и «Уличные музыканты» (Неаполь), колоссальная работа «Пол из Пренесты» и т.д. Сегодня крупнейшая в мире коллекция римских мозаик 1-3 вв. н.э. находится в Тунисе (музей Бардо, музей Сусса), где господство римлян длилось более 4-х с половиной веков.
2.3 Ранние христиане и Византия
Высочайшим расцветом мозаичного искусства является эпоха византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым, хотя многим «полотнам» характерны зеленые и белые тона. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что придавало им большую глубину цвета. Они добивались, причем очень успешно, оптического эффекта расширения помещения.
Византийцам принадлежит идея «поднять « мозаику с пола на потолок, они же были первооткрывателями особого сплава непрозрачного цветного стекла, которое получило название «смальта».
Запрещение в Византии 8-9 вв. иконописи повлекло за собой и изменение сюжетов живописных и мозаичных картин: в храмовых росписях изображаются птицы, животные, архитектурные мотивы, в светских зданиях мозаичные росписи прославляют победы императоров или придворные церемонии.
В эпоху «Македонского возрождения» (Византия, 9-11 вв.) появляется новый тип храмовой архитектуры, в которой значительно увеличивается художественная выразительность здания благодаря внешнему декору. Впервые новый тип храма был воплощен в базилике «Новая церковь», который был украшен, как невеста. Храм имел пять куполов и белую колоннаду снаружи, был украшен мозаиками, которые располагались по строго определенному церковному плану, отражая тему иерархии феодального общества. Эта базилика не сохранилась, но ее повторения получили распространение по всему византийскому миру.
Со времен правления императора Юстиниана (482-565г.), когда искусство Византии достигло наивысшего расцвета, сохранился выдающийся памятник архитектуры – усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Верхняя часть стен усыпальницы сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом – мозаика с изображением Христа в образе пастуха среди овец на фоне пейзажа. В середине 5 века мозаика становится излюбленной техникой стенной живописи Византии.
2.4 Средневековая Европа
На раннем этапе средневековья (6-8 вв.) своими мозаиками славился итальянский город Равенна, ей украшали многочисленные дворцы и храмы. Сегодня Равенна вполне заслуженно считается одной из мозаичных столиц мира.
В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры. В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало. В Германии с этим материалом в 1750—1770 гг. работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например, столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактура находятся в музеях Германии. Есть один столик производства этой мануфактуры в Музее-заповеднике Архангельское.
2.5 Ислам
Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Если не было бы других древних сооружений Азербайджана, то было бы достаточным показать всему миру только Дворец шекинских ханов.
Дворец шекинских ханов, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в свое время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъемные решетчатые рамы с набором шебеке — разноцветными мелкими стеклами. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.
Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живопись, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являющейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из дворца шекинских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившие своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы), гениального азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и т. д. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, желтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время. Дворец шекинских ханов.
2.6 Мозаика в России
2.6.1 Древнерусские мозаики
На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).
2.6.2 Мозаика в России Нового времени
Возрождением мозаики в России занимался М. В. Ломоносов. Однако, мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.
Поэтому, в 1840-е годы, когда стал вопрос о переводе живописных икон для Исаакиевского собора в мозаику, русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств в Рим — учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальт были приглашены технологи-стекловары.
В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.
Несмотря на то, что мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.
Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно трудоемок по времени и, соответственно, дорог.
Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого, в 1888 г. она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».
Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове, становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства. Даже в тяжелые блокадные дни здесь продолжалась работа.
С середины 1930-х годов в мозаичной мастерской Академии художеств развернулась планомерная работа по созданию смальтовой мозаики в новых сооружениях. Большого подъема это вид мозаики достиг после Великой отечественной войны 1941-1945 годов. Мозаикой был украшен памятник воинам Советской Армии в Берлине (1949г.). Станции метро были превращены в музейные экспозиции. Мозаики создаются на станциях Московского метрополитена «Бауманская» (1948г.) и «Павелецкая» (1950г.). Наши выдающиеся художники А.А.Дайнека и П.Д. Корин украсили мозаичными панно станции «Маяковская», «Комсомольская - кольцевая» и другие. Широкое применение мозаика нашла при строительстве метрополитена в Ленинграде и других крупных городах России. Последней крупномасштабной мозаикой метрополитена Ленинграда, осуществленной непосредственно перед распадом СССР, стало панно «Александр Невский» (60 кв.м.). Последний крупный заказ Мозаичной мастерской Академии художеств СССР - мозаики станции «Спортивная». Впервые в отечественном искусстве тема спорта решалась в рамках сюжетов античности.
Сегодня мозаика используется для отделки помещений медицинского, спортивного, культурного профилей. Она украшает стены и фасады театров, кафе, ресторанов, домов отдыха, частных загородных домов. Глазурованная плитка мозаика идеально подходит для отделки бассейнов, саун, кухонь. Не глазурованная – способна украсить любой интерьер.
2.7 Современное искусство
2.7.1 Мозаика племени Уичоли (Huichol)
В настоящее время развивается такой вид автохтонного искусства как мозаика племени учоли. Она представляет собой редкую разновидность мозаики по применяемому материалу — в этой технике для укладки применяется бисер. Есть примеры другой укладки бисера — отверстием вверх.
3. Вклад М.В. Ломоносова в мозаичное искусство
3.1 Возникновение у М.В. Ломоносова интереса к мозаичному искусству
Восход искусства мозаики в России связан с гением М.В. Ломоносова. В его время в области мозаичного искусства в мире господствовали итальянские мастера много веков сохранявшие и развивавшие античное и византийское наследие. Для мозаики итальянцы использовали непрозрачное цветное стекло – смальту, технологию производства которой хранили в строгой тайне.
Ломоносова - химика привлекла идея раскрыть этот секрет и разработать рецептуру для получения смальт.
Еще в период обучения в Германии Михаилу Васильевичу и его товарищам были предписаны занятия рисованием. В течение двух лет Ломоносов систематически упражнялся в рисовании, заложив тем самым прочную основу для дальнейшего развития своих способностей в изобразительном искусстве. Он обладал незаурядными художественными способностями. Подлинный талант Ломоносова – художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования. Об этом свидетельствуют его известные мозаичные картины портреты и картины, которые являются непревзойденными образцами русского мозаичного искусства 18 века.
Интерес к мозаичному искусству возник у Ломоносова, когда он увидел несколько мозаичных работ, привезенных в 1746 году из Рима графом Михаилом Илларионовичем Воронцовым, в доме которого часто бывал Михаил Васильевич. Его поразила искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую «палитру» до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, но способ ее изготовления оказался утерянным. И он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в России, но и снабдить его новым, совершенным материалом.
3.2 Мастерская Ломоносова
Живой, художественный и практический интерес к мозаике, овладевший Ломоносовым, сочетался с давно волновавшими его вопросами теоретической физики и химии. Он решает сам заняться производством смальты. Еще в 1742 г. начинает хлопотать о создании химической лаборатории. К 1746 г. получает положительное решение Сената об ее строительстве, а в 1748 году в ней начались большие работы по химии и технологии силикатов и теории цветов.
Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из своего понимания физической природы света. Он полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов – красного, желтого и голубого. Он стал на эту точку зрения, ибо не мог и не хотел создавать громоздкой теории эфира для семи цветов, и потому, что хорошо видел, что на практике можно получать все бесконечное разнообразие цветов, исходя из трех основных.
Ломоносовская теория трех цветов хорошо увязывалась с тогдашними химическими представлениями о соляной, серной и ртутной «материях», с которыми сопрягает Ломоносов частицы эфира. Он полагает, что от «совмещении» с соляной материей происходит красный цвет, с серной - желтый, а с ртутной – голубой. Волновое движение эфира приводит в движение «частицы первоначальных материй, тела составляющих».
Это и является, по мнению Ломоносова, физической основой дальнейшего цветового эффекта. Таким образом, Ломоносов искал зависимость между составом вещества и цветовым эффектом от него. Разрабатываемая Ломоносовым теория «трех цветов» имела, несомненно, значение для развития цветоведения. Установив трехмерность многообразия цветов, Ломоносов указывал пути решения практических задач цветотехники, нашедшей в наше время такое широкое применение в цветной фотографии, печати, кино. Он трудится над созданием приборов для получения любых цветов через сложение или вычитание трех основных.
Ему удалось в результате больших усилий создать рецептуру смальт и наладить их производство, а также производство стекляруса и бисера.
Ломоносов открыл ряд новых составов цветных стекол, в том числе, так называемый «золотой рубин» - винно - красное стекло, получаемое на основе добавления в стекольную массу соединений золота. «Золотой рубин» нередко использовался для подделки натуральных рубинов и гранатов. Впервые этот состав был открыт одним из европейских алхимиков, и его держали в большом секрете, используя для изготовления дорогих ювелирных украшений.
Увлеченный мозаичным искусством, Ломоносов разработал методы отливки и шлифовки смальт, отыскал лучшие рецепты мастики, с помощью которой смальта крепилась на медном подносе.
К 1750 году были получены первые российские смальты, а к 1752 году, проведя почти 3 тысячи опытов по созданию смальт разных оттенков, Ломоносов был готов к созданию мозаичных панно и получает от Академии наук двух помощников – Матвея Васильева и Ефима Мельникова. Уже в марте 1752 года он закончил первую художественную мозаичную картину – образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены «Мадонна».
Свое мастерство Ломоносов – художник стремился передать ученикам, которых он отбирал из Рисовальной палаты академии и из других учреждений Петербурга. Вместе с учениками он создает высокохудожественные мозаичные портреты, в том числе несколько изображений Петра I.
Желание Ломоносова освободить страну от экспорта ряда изделий из стекла и наладить производство этих предметов заставляет его построить специальную фабрику. В 1752 году он добился от сената разрешения на ее сооружение и весной 1753 года близ деревни Усть-Рудицы началось строительство фабрики, которое было в основном завершено к лету будущего года.
Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики, Ломоносов одновременно создал и собственную технику мозаичного набора. В отличие от западноевропейских мастеров, набиравших мозаики преимущественно тонкими пластинками смальты, ломоносов разработал методику набора мозаичных картин четырехгранными брусками (палочками) различного сечения, длина которых в несколько раз превышала размер бруска. Это обеспечивало прочность набора. Ломоносову пришлось заниматься не только строительством фабрики и ее оснащением, но и заботиться о подготовке специалистов. Крестьяне, которые были приписаны к фабрике, совсем не знали производства, а отсутствие опытных мастеров тормозило развертывание работ. Немало талантливых крестьянских юношей благодаря заботам Ломоносова получили специальности. Иногда Ломоносову приходилось приглашать специалистов с других заводов. Однако основную часть рабочих составляли усть-рудицкие крестьяне. Они принимали участие в изготовлении смальт и изделий из цветного стекла, набирали мозаичные картины. Исполняли подсобные работы на фабрике, а с начала 60-х годов и в мозаичной мастерской, возведенной около дома Ломоносова на набережной Мойки.
Но уже к 1757 г. фабрика оказалась в тяжелом финансовом положении. Ломоносов, не имея опыта и коммерческих способностей, терпел убытки. Продукция не находила сбыта, расходы покрывать было нечем, а кредиторы требовали возврата выданной ссуды. Фабрика была удалена от Петербурга, и это затрудняло реализацию готовой продукции. Поэтому Ломоносов решил открыть в Петербурге лавку для продажи изделий из цветного стекла. Но разрешения не получил. Тогда обратился в Сенат с просьбой обеспечить фабрику гос.заказами. Ученый подчеркивал, что теперь может делать мозаичные картины для украшения церквей и других публичных зданий. Сенат предписал всем учреждениям и ведомствам, занимающимся возведением публичных зданий, предоставлять Ломоносову заказы. Ломоносов рассчитывал на большие государственные заказы, надеялся широко развернуть мозаичное искусство, готовить монуметальные памятники, которые бы прославляли величие России, боевые подвиги и исторические свершения русского народа. Прошел год, за ним другой, но никаких заказов Ломоносов не получил. Чтобы расплатиться с долгами ученому даже пришлось торговать дровами.
3.3 Мозаики М.В.Ломоносова
Первая пробная мозаика Ломоносова очень декоративна и неловка. Это мозаика «Нерукотворный Спас», которая довольно проста по исполнению. Она хранится в Москве в Историческом Музее. Но затем мозаики Ломоносова становятся более красочными и богатыми.
Увеличение палитры дало ему возможность создать мозаики, которые по силе впечатления не уступали живописи, а из-за своего декоративного языка чаще и превосходили и усиливали впечатление.
Как уже упоминалось, первую художественную работу – мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены Ломоносов закончил летом 1752 года. Четвертого сентября того же года он подносит его Елизавете Петровне. Образ был принят ею с удовольствием. В особом рапорте, предоставленном по сему случаю академической канцелярии, ломоносов сообщал, что для выполнения этой небольшой мозаичной картины (размер ее 2 фунта на 19 дюймов) «всех составных кусков поставлено больше 4000, все его руками, а для изобретения составов сделано 2184 опыта в стеклянной печи». Местонахождение картины в настоящее время неизвесно.
В 1757 году из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого. М.В.Ломоносова всегда привлекала личность Петра I, ученый преклонялся перед ним. На портрете Петр I в лентах, с накинутой на плечи горностаевой мантией, крытой золотой парчой. Полное жизни и силы лицо выступает в раме черных волос на многокрасочном темном фоне. Вся мозаика кажется набранной не смальтами, а камнями-самоцветами – так сильны сверкающие краски мозаики при общем темном колорите портрета. Этот портрет – высокий образец монументальной мозаики, в него Ломоносов вложил пафос своего восхищения Петром Великим. В этом вдохновенном произведении Ломоносову удалось создать самый выразительный и одухотворенный образ Петра I. Портрет находится в Эрмитаже.
Мозаика собственноручного набора Ломоносова «Петр I» или «Портрет Елизаветы Петровны» должны были поддержать и пропагандировать новое, трудоемкое и потому дорогое производство мозаичных картин. Живописец Ф.Рокотов изготовил картон под мозаичный портрет Елизаветы Петровны. Ломоносов делает портрет Елизаветы поколенным, вписывает его в овал и переводит в веселый, народный по интенсивности звучания, красочный строй.
В Петербурге, в Музее М.В.Ломоносова находятся три мозаичных портрета, выполненных в Ломоносовской мастерской: Анны Петровны – дочери Петра I, 1756-1757г.г., мозаика набрана мелкими кусками смальт; портрет Александра Невского, 1757-1758 г.г.. Невский в княжеской шапке с красным верхом, на плечах – красная горностаевая мантия, красные смальты передают бархат мантии; мозаика изготовлена в Усть-Рудице в годы расцвета мозаичной мастерской; портрет Григория Григорьевича Орлова, фаворита Екатерины II и почитателя Михаила Васильевича. Это одна из лучших мозаик, как по утонченности в технике набора, так и в живописном отношении. Исполнена его учеником Матвеем Васильевым с товарищами в последние годы жизни М.В.Ломоносова в 1764 году.
Мастерски набранный – гораздо более мелким, чем раньше, набором – мозаичный портрет Петра Ивановича Шувалова, именовался в фабричных ведомостях портретом «некоторой знатной особы». Его прототипом послужил холст, находящийся в запасе Русского музея. Интересно, что Ломоносов избирает в качестве оригинала для своей мозаики именно этот портрет, наиболее простой и жизненно убедительный. Для придания большей объемности голове Ломоносов обводит контур лица узкой полоской голубовато-серой смальты, издали не заметной и образующей как бы слой воздуха, окутывающий фигуру.
Мозаикой Ломоносовской мастерской является портрет «Великий князь Петр Федорович», сделанный с портрета работы Ф.Рокотова, который выиграл при переводе в мозаику. Очень тонко проработанное лицо рельефно выступает на многоцветовом зеленовато-коричневом фоне. Виртуозно переданы в мозаике цветные рефлексы на затененной щеке, мягкие переливы голубого муара ленты, насыщенный тон красного кафтана с лилово-синими отворотами, белизна ворота, оттененного черной лентой. Несмотря на детальность передачи живописного оригинала и сохранение его объемности, большая интенсивность красок делает мозаичный портрет Петра Федоровича в высшей степени декоративным.
Основой для создания мозаичного портрета Екатерины Великой также стал портрет работы Ф.Рокотова.
Работая со своими учениками, Ломоносов не идет проторенными путями. Он развивает и совершенствует мозаичное искусство.
Помимо больших мозаичных картин Ломоносов изготавливал и мозаичные миниатюры, к сожалению не дошедшие до наших дней.
Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. Все материалы имели такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливались на сильном огне.
В начале 1758 года ломоносов разработал проект грандиозного мозаичного монумента в честь Петра I, который предлагал воздвигнуть в Петропавловском соборе. Правда, вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешевый. В нем по-прежнему сохранялась идея украсить стены собора мозаичным панно на темы, отражающие различные этапы жизни и деятельности Петра.
В июне 1761 года после долгих проволочек Сенат окончательно утвердил предложенный проект о сооружении монумента в Петропавловском соборе. Однако двухлетняя задержка оказалось роковой. В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762 года сошли с политической арены покровители Ломоносова И.И. Шувалов и М.И. Воронцов. Все это усложнило работу ученого, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762 года Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией». В декабре 1764 года мозаика была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена в раму.
«Полтавская баталия» - яркое патриотическое произведение, где не только даны портреты Петра I, Бориса Петровича Шереметева, Якова Вилимовича Брюса, Михаила Михайловича Голицына, но и передан героизм рядовых русских солдат. Картина размером 4,81 м* 6,44 м находится в главном здании Академии наук в Петербурге. «Полтавская баталия» является замечательным памятником монументальной мозаики, которую начал возрождать в России М.В.Ломоносов. Его композиция ясна и лаконична, а синие, зеленые и красные смальты неувядаемо красивы. Высоки и технические достоинства ее: картина дошла до нас, не рассыпалась на сотни тысяч своих частиц при тех условиях хранения, в которых она находилась. В 1925 г., к празднованию 200-летия Академии наук, «Полтавская баталия» была установлена на нынешнее, последнее ее место.
«Полтавская баталия» - последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Замысел ученого изготовить другую картину, этой же серии – «Азовское взятие» остался неосуществленным.
За время с 1751 по 1769 г. Ломоносов вместе с учениками создал 40 мозаичных картин, из которых до нас дошла 21 мозаика: две – в Историческом Музее, восемь – в Государственном Русском Музее, пять – в Эрмитаже, две – в Академии Наук Российской Федерации (Петербург). Три – в музее Ломоносова, одна – в г. Пушкине.
После смерти Михаила Васильевича Ломоносова мозаичное художество, вызванное к жизни необыкновенной энергией ученого, не привлекло внимания правительства. Распались группы художников-мозаичистов, в 1766 г. фабрика в Усть-Рудице была закрыта. Последняя дата на русских мозаиках 18 век -1769 г., деятельность Ломоносовской мастерской совсем обрывается к 1770году.
Заключение
Художественное наследие М.В.Ломоносова в области изобразительного искусства имеет большое значение для истории, как русского искусства, так и русской промышленности.
М.В. Ломоносов был патриотом своей страны, сделал все возможное, чтобы освободить страну от экспорта ряда изделий из стекла и наладить производство этих предметов в России. Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее культурным развитием, направлена на ее процветание. Великому русскому ученому принадлежит заслуга в возрождении изготовления мозаичных смальт в России, бесспорный приоритет воссоздания в нашей стране мозаичного искусства. Еще при жизни ученого это было отмечено в тогдашней Мекке мозаичного искусства – Италии. Ломоносов разрабатывал широчайшую программу исследований по получению различных сплавов прозрачных и цветных стекол, отличающихся по технологии изготовления и многоцелевых по практическому применению.
М.В.Ломоносов, прожив яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил глубокий след в искусстве. Он обладал незаурядными художественными способностями. Об этом свидетельствуют его известные мозаичные портреты и картины.
Все выполненные при жизни Ломоносова в его мастерской мозаики отличаются от живописных оригиналов сознательным переводом на язык более обобщенной и лаконичной техники, рассчитанной на рассмотрение издалека, на выразительный силуэт и интенсивное цветовое пятно. Детали в его картинах никогда не заслоняют общего впечатления, не переходят в мелочную деталировку. С.И.Вавилов писал: «В мозаичных портретах и картинах, можно сказать, синтезировался весь Ломоносов с его глубокими и конкретными химическими знаниями, техническим уменьем, гипотезами о свете, оптической и художественной зоркостью к цвету…».(1)
Основным жанром созданных Ломоносовым мозаик был портрет. Ни одна мозаичная европейская мастерская не выполнила столько портретов в трудной, непривычной технике. Декоративная яркость официальных мозаичных портретов сочеталась с достаточно точной психологической характеристикой портретируемого.
Таким образом, мозаичные картины, выполненные в мастерской Ломоносова стали яркой страницей в истории русского искусства.
Отдавая дань художественному творчеству Ломоносова, высоко оценивая созданные им произведения, Академия художеств 10 октября 1763 года избрала его почетным членом.
Литература
Северное сияние
Снегири и коты
Золотая хохлома
Два Мороза
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши