В исследовательской работе представлена династия педагогов трех поколений, насчитывающая 850 летний стаж.
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya_-dinastiya.doc | 107.5 КБ |
Вахитова Г.И., ученица 11 класса МОУ «Гимназия №2»
Научный руководитель: Закирова Р.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Исследовательская работа
Педагогические династии на чистопольской земле
Введение
В последнее время в системе просвещения происходят глубокие перемены, реформы, направленные на повышение качества образования, на поднятие престижа учителя в обществе. Это веление Времени. Ведь в воспитании и образовании молодого поколения, в обеспечении развития и продвижения нашего общества велика роль учителя. Не зря и величайшие умы, и бесстрашные герои, и известные всему миру своими открытиями ученые, и деятели литературы и искусства, имена которых золотыми буквами высечены в истории народов, в своих успехах, прежде всего, благодарят учителей, кто научил их читать и писать, кто вывел их на большую дорогу жизни.
Невозможно представить развитие общества без ежедневного героического труда учителя. И успехи страны в области науки, техники и т.д. определяются в оценке состояния просвещения.
2010 год объявлен Годом Учителя. Эта дата заставляет меня внимательнее относиться к учителям, к профессии учителя. Ведь в течение всей нашей школьной жизни некоторые учителя становятся нам очень близкими, родными, хотя о них, порой, мы знаем очень мало.
В нашем городе есть много учительских династий, которые свое мастерство передают из поколения в поколение. Представители таких династий работают и в нашей гимназии. Это учителя русского языка и литературы Рушания Вахитовна Закирова и Рузалия Вахитовна Мударисова. Я знаю, что эти учителя являются третьим поколением своей династии. Кто стоял на истоках? Что известно о них? Каково было их влияние на выбор профессии моих учителей? В связи с этим целью моей работы является исследование трех поколений учителей:
- династии Зяббаровых, Тимбиковых;
- Хайруллиных;
-Ислямовых, Закировых, Мударисовых.
Для реализации этой цели я поставила следующие задачи:
В своей исследовательской работе я использовала такие методы и приемы, как беседа, интервью с представителями династии, поиск материала о династии в художественной и публицистической литературе, в образовательном портале МО и Н в интернете, исследование педагогической деятельности трех поколений, систематизация подобранного материала, подведение итогов, составление педагогического дерева династии.
4
Глава 1.
1.1.Славный род Зяббаровых
Учителя гимназии Закирова Р.В и Мударисова Р.В. являются третьим поколением учительской династии, истоки которой начинаются со славного рода Зяббаровых, учительствовавших долгое время в селе Каргали Чистопольского района.
В книге М. Ахметзянова «По следам отцов» есть очерк «Дорога для внуков»1, где подробно описывается деятельность династии Зяббаровых – Тимбиковых. Я узнала много интересного об этой династии. Оказывается, еще до социалистической революции 1917 года, несмотря на тяжелые условия жизни, обычный крестьянин села Каргали Зиганша выучил и воспитал своих троих детей – сына Мирсияф и дочерей Сагъдию и Санию – учителями. Если учитывать то, что за учительскую работу в сельской татарской школе не платили ни копейки и учитель лишь сам ставил перед собой задачу просвещения деревенских детей, можно себе представить мужество крестьянина Зиганши, подготовившего своих детей делу самоотверженного служения образованию.
Также я узнала о том, что к открытию советской школы в селе Каргали
дети Зиганши уже стали подготовленными учителями. Особенно отличалась Сания, которая всегда была в числе первых: то она занималась ликвидацией безграмотности среди взрослого населения, то участвовала на спектакле в сельском клубе, то вела беседы об организации колхозов. Это все делалось после основного рабочего времени!
Директором четырехлетней школы села Каргали был назначен Мирсияф Зяббаров.
________________
1. Ахметзянов М. По следам отцов. Казань, Тат.книжное издательство,
1979. стр. 34-42.
5
В поисках материала об этой учительской династии я обратилась с интересующими меня вопросами к Чачак Закировне Хайруллиной, проживающей в городе Чистополе, представителю второго поколения педагогов данной династии. И вот что я выяснила:
«Основателем и руководителем Каргалинской школы был старейшина учительского рода Зяббаровых – Мирсияф Зиганшиевич. Долгое время он был директором школы и учителем татарского языка. Это был человек ответственный, настоящий хозяин своего слова, мудрый и опытный педагог. Будучи родным братом моей мамы, часто приходилось встречаться с ним, с его семьей. Предметом разговора старших, конечно, всегда была школа. Двое его детей унаследовали от отца профессию учителя: сын Шаукат стал доцентом КАИ, дочь – учитель татарского языка – долгое время возглавляла дом-интернат в станции Займищево. Двое сыновей Мирсияфа абый погибли во время Великой Отечественной войны».
Материал о династии Зяббаровых я также нашла в образовательном портале МО и Н. Один из представителей этого рода Рой Вафинович Гатауллин, доцент ТГГПУ, ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы, вспоминая о своей поездке в родные края, пишет: «В Каргалинской школе, как и в любой другой школе с многолетней историей, сложились учительские династии. Одним из основателей школы был директор школы Мирсияф Зиганшиевич Зяббаров (затем он многие годы возглавлял ряд школ Рыбнослободского района).
Это был опытный наставник, мудрый педагог. Свое чувство неизбывной доброты к детям он выражал словом «хуш» («будь добр», которое пристало к нему, как прозвище: мы, школьники, а иногда и родители, добродушно звали его между собой «Хушем». На выбор его детьми профессии учителя повлияло, наверное, и то обстоятельство, что сельскими учителями были и две сестры Мирсияфа Зиганшиевича – Сания Тимбикова и Сагъдия Хасаншина - и, несомненно, то, что все они трое за заслуги в области просвещения были
6
удостоены высшей награды тех времен – ордена Ленина»1.
Родная сестра Мирсияфа Зяббарова Сагъдия Хасаншина со своим мужем Харрасом долгое время работали учителями в селе Чертуши Чистопольского района. А их дочь Ирка Харрасовна работала учителем математики в школах г.Казани.
Также я выяснила, что к этому славному роду педагогов относится и дочь еще одной сестры Мирсияфа – Марзии – Хилялия Гатауллина, также считавшаяся учителем первого поколения педагогов Каргалинской школы, наряду с другими педагогами закамской зоны оставившая глубокий след в просвещении.
Продолжателем славного дела династии является сын Хилялии или внук сестры Мирсияфа Рой Вафинович Гатауллин. Участник Сталинградской битвы, инвалид войны, Заслуженный работник культуры РТ, он более полувека проработал в качестве преподавателя истории, доцента КГПИ, ТГППУ, посвящая свою жизнь подготовке молодежи, избравшей профессию школьного учителя.
В образовательном портале МО и Н в интернете я также нашла материал о том, что Р. В. Гатауллин наряду с остальными видными людьми, заслуженными выходцами из города и района, является членом нашего Землячества, члены которого, посещая родные места и школы, через печать знакомят молодежь с героическим прошлым, забытыми страницами истории края.
В нашей гимназии клубом «Патриот» уже несколько лет ведется переписка с Гатауллиным Р.В.
Конечно, было очень интересно узнать о том, что человек, с которым мы
_____________
1.Гатауллин Р.В. «Слово о сельском учителе», образовательный портал
МО и Н, 25.07.2006.
7
переписываемся уже давно, своими корнями уходит в династию учителей Зяббаровых.
Действительно, я убедилась в том, что династия Зяббаровых – одна из славных династий на нашей чистопольской земле и в нашей республике.
8
1.2.Тимбиковы - подвижники просвещения закамской зоны нашей республики
В своей исследовательской работе я нашла много материала о жизни и деятельности еще одной сестры Мирсияфа Зяббарова – Сании. Со своим мужем Закиром Тимбиковым они стали настоящими друзьями многих односельчан, помогая советами, мудростью в их нелегкой судьбе, оставив яркий и неизгладимый след в деле воспитания и просвещения нескольких поколений детей закамской зоны.
При исследовании педагогической деятельности Тимбиковых я просмотрела множество фотографий из семейного архива, перечитала научно-методическую, научно – популярную и художественную литературу, побеседовала с некоторыми родственниками и людьми, знавшими этих учителей лично.
Было интересно узнать о том, что Сания Зяббарова училась в Чистопольском медресе Нажиб. Фотографии из семейного архива 1915 года, сохранившиеся у родственников, говорят об этом.
В исследовательской работе семьи Тимбиковых мне помог сборник очерков М.Ахметзянова «По следам отцов», Казань, Тат.книжное издательство,1979. Автор в своем очерке «Дорога для внуков» рассказывает о семье учителей Тимбиковых, которые на протяжении многих десятилетий стали подвижниками просвещения в закамской зоне.
Удивительно теплые воспоминания об этих учителях сохранились у Сафиной Розы, проживающей по адресу: г.Чистополь, улица Хамзина,121: «В 1937 году мы с мамой и братом переехали из села Кыерлы Мамадышского района в деревню Нарат-Елга Чистопольского района. Моего отца признали врагом народа, поэтому моей маме в колхозе не дали работы. В этом году многие переезжали в чистопольский район, так как здесь собрали хороший
урожай хлеба. Нас поселили в одну из школьных комнат. Не было ни еды, ни
9
одежды. Нашими учителями были Закир абый и Сания апа. Оба были красивы, очень любили детей. Однажды Закир абый спрашивает у моей мамы о том, почему ее дети печальны. Узнав об их постоянном голоде, Закир абый с моим братом отправляет записку жене. Там латинскими буквами было написано: « Сания, накорми этих детей хлебом и молоком, они голодны». И после этого они постоянно поддерживали нашу семью. Это были люди с открытой душой. Истинные учителя» 1 .
В личной беседе с родственниками Тимбиковых я узнала, что в этой семье выросли и воспитались четверо детей: Азат, Энзе, Чачак и Кояш. Впоследствии трое из них – Азат, Энзе и Чачак – стали учителями, а младшая Кояш – писателем. Азат Закирович Тимбиков, участник Великой Отечественной войны, за боевые заслуги награжденный орденами и медалями, учитель математики, со своей женой Бану Сафиулловной, тоже учителем, более 40 лет проработал сначала в школах чистопольского района,
позже в школе-интернате ст.Васильево Зеленодольского района.
Их дочь Энзе Закировна около полувека своей жизни отдавала любимому делу: учила детей родному языку и литературе в школах г. Сабы, г. Ленинграда, Саратовской области, г. Казани, ветеран педагогического труда.
Очень приятно было узнать о том, что удивительно интересной сложилась жизнь и третьей дочери Тимбиковых - Чачак Закировны. Она также более 40 лет проработала учителем физики в деревне Тат.Елтань чистопольского района. Они вместе с мужем Вахитом Мубаракшиновичем за долгие годы своего учительства становятся самыми близкими людьми для односельчан, став надежным другом и мудрым советчиком не только для деревенских мальчишек и девчонок многих поколений, но и для их родителей. ____________
1.Набиуллина Г.Ш. Урок-защита проекта по творчеству К.Тимбиковой,
« Магариф», общественно-политический и научно-литературный
журнал, Казань, 2008. №5.
10
На долю младшей дочери Тимбиковых Кояш Закировны, писателя, члена Союза Журналистов Республики Татарстан, выпала честь посвящать свои произведения великому труду своих родителей, сестер и брата. Например, ее повесть «Дочь волны», где автор через судьбу маленькой девочки размышляет о судьбе крымских татар в империи СССР, посвящается светлой памяти родителей, сыгравших огромную роль в воспитании доброты, искренности, милосердия, истинных человеческих отношений в своих детях и учениках. Также в своем рассказе « Дайте силы нашей страсти!» в книге «Любовь на троих» К.Тимбикова вспоминает свою маму, Санию Тимбикову, школьный дом села Старое Ромашкино, где семья писательницы жила в то время. Описывая внешнюю красоту своей мамы, Кояш Тимбикова приводит строки из стихов поэта Дарземанда, подчеркивает и ее внутреннюю красоту, достойную кисти художника: ее умение готовить обед, скромность, терпеливость, мудрость жизни. Или в ее рассказе «Когда рождается новая песня» данного же сборника, повествуя о песне «Идел», автор мыслями уходит в свое далекое прошлое, когда всей семьей провожала брата в годы Великой Отечественной войны на фронт. Здесь она упоминает город Чистополь и находящееся в десяти-двенадцати километрах от него село Нарат- Елга и вспоминает, как ее мама три дня подряд отправляла суп для своего сына, задержавшегося с остальными солдатами на пристани в ожидании своей отправки на фронт. С тех пор песня «Идел» осталась в памяти писательницы как напоминание о дне разлуки матерей со своими сыновьями.
Материал об этой династии я также прочитала в образовательном портале МО и Н от 16.04. 2005. в статье «Чистопольское землячество в Казани», где говорится о том, что наряду с другими династиями, Тимбиковы оставили глубокий след в педагогическом поприще чистопольской земли.
Действительно, я убедилась, что династия Тимбиковых, действительно, была достойной педагогической династией нашего чистопольского края.
11
Глава II.
1.1.Педагогическая деятельность Хайруллиных в сельских школах Чистопольского района
О жизни и педагогической деятельности династии Хайруллиных я попросила рассказать их дочери, моего учителя по русскому языку Закирову Рушанию Вахитовну. От нее я узнала многое.
« Вахит Мубаракшинович Хайруллин, учитель истории, был и директором, и зам.директора Тат. Елтанской средней школы, своими руками помог заложить фундамент школы. В годы Великой Отечественной войны 7 лет своей жизни отдал Морскому флоту в Болгарии, своим неимоверным трудом помог приблизить час Победы, награжден медалями. После войны, получив высшее образование и приглашение на работу в Пермский педагогический институт в качестве преподавателя истории, выбирает местом своей профессиональной деятельности сельскую школу и направляется туда, где он был тогда нужнее всего. Сначала он преподавал историю и немецкий язык в Каргалинской, затем в Тат. Елтанской средней школе Чистопольского района.
Чачак Закировна Хайруллина, учитель физики по образованию, стала любимым классным руководителем деревенских детей многих поколений. Очень часто проводила внеклассные мероприятия по своему предмету. Однажды старшеклассники - мальчишки, члены кружка «Юный физик», построили макет трамвайной линии, по которой был пущен настоящий трамвай из фанеры, даже видно было в окно «водителя», сидящего за рулем.
Настоящий трамвай, настоящие рельсы, настоящий водитель, настоящий светофор! А ведь это было сделано руками тех мальчишек, которые никогда в жизни не видели настоящего трамвая! Просто все было так хорошо преподнесено, разъяснено учителем. Старшеклассники гурьбой ходили за
12
этими кружковцами по коридорам школы с единственной целью увидеть это чудо. Умела учитель зажигать детей! А какие интересные КВН проводила, вечера «Физика и музыка» и.т.д.!!!»
Рука об руку родители Рушании Вахитовны вкладывали всю свою душу в дело просвещения и воспитания подрастающего поколения, чтобы жизнь сельских жителей стала интересней, разнообразней. Это и агитбригады на ферму, это и вечерняя школа, и политучеба, работа на совхозных полях, это и экскурсии в различные города, и родительские собрания…Да разве все перечислишь?!
Материал об этих педагогах я также нашла в сайте Всероссийского Фестиваля творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио» за 2005-2006 уч. год. Здесь было размещено сочинение ученицы нашей гимназии Закировой Дильбар «Мои истоки», юную душу которой « переполняет чувство гордости своими истоками»1, описывая о жизнедеятельности своих дедушки и бабушки – деревенских учителей.
Родной брат Вахита Мубаракшиновича, Накип Мубаракшинович, 34 года преподавал историю в Каргалинской средней школе, был директором
школы, ветеран педагогического труда, ветеран Великой Отечественной войны,
участвовал в боях за освобождение Белоруссии, Украины, Польши, Германии, награжден 3 орденами «Отечественной войны 2 степени» и медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и др. Он также со своей женой Закией Давлеевной, учителем русского языка и литературы, более 30 лет просвещали детей и их родителей, помогали им во многих жизненных ситуациях».
Мне удалось найти в семейном архиве семьи Хайруллиных письмо Закии Давлеевной, адресованное Кояш Тимбиковой, своей ученице. В этом письме
__________
1. Закирова Д. «Мои истоки», статья Фестиваля творческих работ учащихся «Портфолио», раздел «Краеведение». М., 2005.
13
Закия Давлеевна благодарит за то, что в одном из номеров газеты «Ленинский
путь» (от 03.031968 г.) Кояш Тимбикова написала добрые слова о своем учи-
теле русского языка и литературы, классном руководителе, о ее роли в воспитании подрастающего поколения.
Моя исследовательская работа пополнилась еще одной важной информацией. Оказывается, у Закии Давлеевны Хайруллиной была сестра Лидия Давлеевна Муратова, Заслуженный учитель Республики Татарстан. Она вместе с мужем, Булатом Маннановичем Муратовым, учителем физического воспитания, около 40 лет проработала в школе, преподавая математику в деревне Тат.Елтань Чистопольского района.
Значит, династия Хайруллиных, действительно, была известной прекрасными учителями династией, на счету которой около 200 лет педагогического стажа.
14
1.2. Династия педагогов в третьем поколении
Яркую страницу моей исследовательской работы составляет деятельность третьего поколения династии педагогов – дочерей Хайруллиных – Наили, Рушании и Рузалии Вахитовных. Их общий педагогический стаж переваливает за 80 лет. Побеседовав с ними, я узнала много интересного из жизни педагогов.
Наиля Вахитовна, филолог по образованию, педагогическую работу начала в дер. Тат.Елтань в качестве учителя русского языка и литературы и истории. Затем в городе Чистополе заведовала детским садом № 9, ныне является директором детского центра «Светлый мир», всю свою энергию и творчество отдает делу воспитания дошкольников, награждена нагрудным знаком «За заслуги в образовании Республики Татарстан».
Рушания Вахитовна, учитель русского языка и литературы, более 15 лет работает заместителем директора по учебной работе в муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия №2». Рузалия Вахитовна более 12 лет работает также учителем русского языка и литературы в гимназии №2.
Деятельность этих педагогов гимназии №2 объединяет не только их специальность, но и постоянное использование в своей педагогической деятельности воспитательных возможностей местного материала, этнокультурного компонента.
Так, они обе являются одними из авторов дидактического пособия по русскому языку «Наш город Чистополь и люди, творящие в нем» (Казань, ИРО РТ, 2005), программы «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (Казань, ИРО РТ, 2008). На профессиональных конкурсах авторских программ и научно – методических пособий «50 инновационных идей в образовательном процессе» наши педагоги вместе с другими авторами были удостоены Дипломов 1 и 2 степеней соответственно за методическое пособие
15
и авторскую программу. А разработки их уроков с использованием этнокультурного компонента вошли в коллективный сборник 27 педагогов «Конкурентоспособные знания как условие успешности выпускников гимназии», Москва – Казань, ИРО РТ, 2008.
Так же оба педагога являются победителями конкурса «Лучшие учителя Российской Федерации» в национальном проекте «Образование» в 2008 и 2009 годах.
Таким образом, я еще раз убедилась в том, что третье поколение учительской династии было достойным тех, кто стоял на ее истоках.
16
Глава III.
Исследовав деятельность трех поколений педагогов, я решила создать педагогическое дерево, на котором можно было бы показать всех учителей трех поколений династии и их общий педагогический стаж.
Оказалось, что мое педагогическое дерево состоит из 26 педагогов трех поколений династий. Их педагогическая деятельность началась в 1910 годы 20 века и продолжается по настоящее время.
Династия Зяббаровых имеет около 250 лет стажа на 9 педагогов: Мирсияф, Сагъдию, Харрас, Санию, Хилялию, Рой, Миляушу, Шаукат, Ирку. У Тимбиковых также 9 педагогов: Сания, Закир, Азат, Бану, Энзе, Чачак, Разия, Фануза, Альфия. Их педагогический стаж также составляет около 250 лет.
Династия Хайруллиных состоит из 5 педагогов: Вахит, Чачак, Альфия, Накип, Закия, у которых около 190 лет педагогического стажа.
Династия третьего поколения состоит из трех педагогов - Наили, Рушании, Рузалии – и насчитывает 80 лет педагогического стажа.
Таким образом, педагогическое дерево трех поколений имеет более 750 лет стажа на 26 человек.
Значит, 26 педагогов чистопольской земли на протяжении века сеяли «разумное, доброе, вечное», насчитывая общий педагогический стаж более 750 лет.
17
Заключение
Исследовав педагогическую деятельность трех поколений, я пришла к выводу, что педагоги каждого поколения свое мастерство в деле воспитания и образования передавали из поколения в поколение, тем самым имея влияние на выбор своей будущей профессии младшим поколением.
Изучив научно – методическую литературу об учительских династиях, также можно отметить, что деятельность данной династии была весьма популярна и пользовалась большим авторитетом на чистопольской земле. Кроме своей основной педагогической деятельности, представители этой династии, являясь членами Землячества, посещая родные места и школы, через печать знакомили молодежь с героическим прошлым, забытыми страницами истории края.
Об этом можно было прочитать даже на сайте портала Министерства образования РТ.
Также просмотрев материалы о династии трех поколений, я выяснила, что для педагогов всех поколений общим является их бесконечная любовь к нашей чистопольской земле, их безвозмездный и неустанный труд во имя образования и просвещения людей своего родного края.
18
Использованная литература
1. Ахметзянов М. По следам отцов. Казань, Тат.книжное издатель-
ство, 1979. стр.
2. Гатауллин Р.В. Чистопольское землячество в Казани, образовательный
портал МО и Н, 16.09.2005.
3. Гатауллин Р.В. «Слово о сельском учителе», образовательный портал
МО и Н, 25.07.2006.
4. Гатауллин Р.В. «Слово о сельском учителе» в газете
«Социалистический Татарстан» от 25.07.2006.
политический и научно-литературный журнал. Казань, 2006, №7.
« Магариф», общественно-политический и научно-литературный
журнал, Казань, 2008. №5.
9. Тимбикова К. Любовь на троих,Казань, Тат.книжное издательство,
2003 , 110 стр.
10. Тимбикова К. Дочь волны.Казань, Тат.книжное издательство,
1997, 78 стр.
.
19
10 осенних мастер-классов для детей
Красочные картины Джастина Геффри
На берегу Байкала
Медведь и солнце
Круговорот воды в пакете