В 2012 году исполняется 200 лет Победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.
XIXвек оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую назвали Отечественной, исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.
Величественным памятником и немеркнущим свидетельством Победы в Отечественной войне 1812 года возвышается в центре Москвы Храм Христа Спасителя.
Сегодня нам, быть может, не так просто представить себе, почему Храм Христа Спасителя был так важен для церковной Москвы, для Русской Церкви и вообще для всех, кто чтил память своих предков, знал русскую историю, почему этот храм так любили и по какой причине он был так ненавистен советской власти.
Отсюда, актуальность нашей работы заключается в том, что мы не рассматриваем хронологический портрет Храма Христа Спасителя: годы и события; а мы старались дать оценку значимости Храма в духовной жизни нашей страны через приведённые факты и высказывания известных людей.
Вложение | Размер |
---|---|
hram_hrista_spasitelya._emirova_e._iskusstvo_mou_licey_no12.doc | 118 КБ |
Научно – практическая конференция школьников
Люберецкого муниципального района
«Здоровый город, здоровая страна, здоровая нация».
Научно – практическая конференция школьников
Люберецкого муниципального района
«Здоровый город, здоровая страна, здоровая нация».
Тема:
«Храм Христа Спасителя: прошлое и настоящее»
Автор:
Эмирова Эльвина Сеит-Меметовна
Люберецкий муниципальный район,
МОУ лицей № 12 класс 7 класс «б»
Научный руководитель:
Бочарова Анна Сергеевна,
учитель МХК, МОУ лицей №12
2012 год
План
Введение …………………………………………………………………………. 1-3
I часть. Что такое «духовно-культурное наследие»? ………………………...5
II часть. Прошлое Храма Христа Спасителя ..................................................6
2.1. «В сохранении вечной памяти того беспримерного усердия…»……………………………………………………………………..6-7
2.2.Храм-Памятник ………………………………………………….... 8-10 2.3.Общенациональное дело – строительство Храма Христа Спасителя...........................................................................................10-12
2.4. Жизнь Храма в жизни страны ...................................................13-15
III часть. Настоящее. Храм Христа Спасителя …………………..………..16-19
Заключение ……………………………………………………………………..20-21
Литература …………………………………………………………………………22
Приложения………………………………………………………………………..23
Введение
В 2012 году исполняется 200 лет Победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.
XIX век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую назвали Отечественной, исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.
Величественным памятником и немеркнущим свидетельством Победы в Отечественной войне 1812 года возвышается в центре Москвы Храм Христа Спасителя.
Сегодня нам, быть может, не так просто представить себе, почему Храм Христа Спасителя был так важен для церковной Москвы, для Русской Церкви и вообще для всех, кто чтил память своих предков, знал русскую историю, почему этот храм так любили и по какой причине он был так ненавистен советской власти.
Отсюда, актуальность нашей работы заключается в том, что мы не рассматриваем хронологический портрет Храма Христа Спасителя: годы и события; а мы старались дать оценку значимости Храма в духовной жизни нашей страны через приведённые факты и высказывания известных людей.
А также мы провели анкетирование (см. приложение №10), из которой следует вывод, что история Храма Христа Спасителя важна и интересна для учащихся.
Цель: Изучение духовно-культурного наследия России через знакомство с прошлым и настоящим Храма Христа Спасителя.
Задачи:
2. Познакомиться с историей Храма Христа Спасителя;
3. Посмотреть документальные фильмы, посвящённые истории Храма.
4. Рассмотреть стилевое разнообразие архитектуры.
5. Создать презентацию «Прошлое и настоящее Храма Христа Спасителя».
6. Составить вопросы-интервью к фильму «Истина и Костёр»
7. Провести анкетирование среди семиклассников.
Предмет исследования - духовная значимость Храма-памятника в течение его исторического пути для единения нашей страны.
Объект исследования - Кафедральный во имя Христа Спасителя Собор (Храм Христа Спасителя)
Гипотезы исследования:
В нашей работе мы использовали следующие методы исследования:
Научная новизна обусловлена материалом исследования – анализ литературных, энциклопедических, периодических изданий и документальных фильмов для доказательства духовно-нравственного наследия Храма Христа Спасителя.
Теоретическая значимость состоит в том, что материал работы может быть использован для ознакомления с темой «Искусство и культура XIX века», «Отечественная война 1812 года».
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы на уроках истории и уроках истории русской культуры, классных часах; внеурочных мероприятиях и КТД.
Объём и структура работы: наша работа состоит из введения, основной части, стоящей из трёх частей, выводов по I и II частям, заключения, списка литературы и приложений.
Глава I. Что такое «духовно-культурное наследие»?
Культурное наследие – это духовный потенциал нации, предмет гордости любого гражданина страны.
Цель нашей работы раскрыть смыл духовно-культурного наследия Храма Христа Спасителя. Мы, прежде всего, должны определить что же такое «духовно культурное наследие?»
Утвердительного определения понятия «духовно-культурного наследия» мы не нашли. Определяя отдельно понятия «духовное наследие» и «культурное наследие», мы пришли к выводу, что каждое из них взаимо- дополняет друг друга, поэтому, работая с различными источниками, мы попытались раскрыть смысл данного понятия самостоятельно, выбирая наиболее понятные для возраста семиклассника формулировки. Для этого мы провели социологический опрос и предлагаем в работе те определения, которые получили наибольший выбор (см. приложение №14; см. приложение №15; приложение 16).
Итак: Возвращение к своим историческим корням, традициям, вере отцов – это бесценное духовное наследие, завещанное предыдущими поколениями.
Что такое культурное наследие? В это понятие входит большой срез жизни — музыкальное, изобразительное, архитектурное, духовное наследие. Но, прежде всего это память.
На основе выбранных учащимися высказываний мы составили общее определение понятию «духовно-культурное наследие» - возвращение к своим историческим корням, традициям, вере отцов, которое составляет большой срез жизни через музыкальное, литературное, изобразительное, архитектурное искусство, живущее в памяти людей.
Отсюда определился проблемный вопрос нашей работы: можно ли сказать, что Храм Христа Спасителя является духовно-культурным наследием нашей страны? Можно ли это доказать изучая историю создания Храма?
Глава II. Прошлое Храма Христа Спасителя
С незапамятных времён на Руси соблюдается святой обычай: в знак благодарности Богу за избавление русского народа от порабощения иноземцами, а также ради постоянного молитвенного поминовения героев, защищавших своё отечество, воздвигать храмы-памятники.
Храм Христа Спасителя посвящён Рождеству Христову, потому что именно в праздник Рождества Христова - 25 декабря 1812 года – последний солдат армии Наполеона был изгнан из России. В этот памятный день главнокомандующий русской армией фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов обратился к своим солдатам со словами: «Каждый из вас – спаситель Отечества! Россия приветствует вас сим именем!»
Император Александр I в тот же день издал Манифест: «В сохранении вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к вере и Отечеству, какими преподнёс себя народ Российский, и в ознаменовании благодарности Нашей к промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…»
Строился Храм Христа Спасителя более сорока лет. Торжественное его освящение состоялось 26 мая 1883 года.
Когда только Храм вознёсся гордо над Москвой и страной в мае 1883 года, у граждан России, видевших завершение строительства Храма Христа Спасителя, он вызывал самые возвышенные чувства. Вот пример такого отзыва о Храме-Памятнике:
«Если спросит у тебя сын твой или внук твой, что значит этот благолепный и величественный златоглавый Храм, красующийся на берегу реки древней столицы русской, то скажи сыну твоему и внуку твоему: был некогда великий и ненасытный завоеватель, напоминающий собою древних завоевателей-разрушителей. Покорив себе почти всю Европу, он захотел наложить свое железное иго на Святую Русь. Но Бог на глазах всего света явил Свои великие знамения, чудеса и казни над этим новым фараоном и над войском его, — и Святая Русь не только сама избавилась от постыдного рабства, но избавила от рабства и тех, которые уже были рабами ненасытного честолюбца. Иди в этот Храм — живую летопись приснопамятной борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, — возблагодари Бога Спасителя за Его великие милости к нашему Отечеству и помолись за доблестных предков, чрез которых Бог явил спасение Своему верному народу: имена этих незабвенных героев начертаны на стенах Храма — достойного живого памятника приснопамятного 1812 года». Такие мысли и чувства разделяли все патриоты России.
Первозданный Храм строился на века. Но ему было не суждено простоять и века…Движимые богоборчеством революционеры-большевики, уничтожая православную культуру России, решили стереть с лица и величайший Храм-памятник воинской славы России. 5 декабря 1931 года Храм Христа Спасителя был взорван и полностью разрушен.
Казалось, насмерть, словно в бою был повержен Храм-богатырь. Но, как гласит народная мудрость: «Бог поругаем не бывает».
В храмах-памятниках нашло выражение одно из главных правил православной духовной жизни — благодарность Богу и людям, благодарность воинам, пострадавшим за свой народ и за свою Родину. Например, храм-памятник в честь преподобного Сергия Радонежского был воздвигнут на Куликовом поле. Казанский собор (в честь Казанской иконы Божией Матери) на Красной площади был построен в память об освобождении России от польско-литовского нашествия. В конце XX века в Москве на Поклонной горе был сооружен храм Святого великомученика Георгия Победоносца — в честь победы России над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
В русской исторической и художественной литературе эпоха Отечественной войны 1812 года стала временем невиданного духовного подъема и патриотического воодушевления в обществе. Это было время единения всех граждан России, несмотря на сословные и другие различия между ними. Увенчать этот подъем народного духа должен был невиданный дотоле Храм — как знак благодарности всего народа и в память для потомков.
День праздника Рождества Христова (приложение №4), когда было объявлено об окончательном изгнании французов, становится с 1812 года, по сути, всероссийским Днем Победы. В этот день по всем храмам России стали совершаться благодарственные молебны за «избавление России от нашествия галлов (т.е. французов) и с ними двадесяти языков (двадцати народов)». В 1912 году к столетию победы талантливым русским композитором священником Василием Зиновьевым на основе церковного рождественского песнопения «С нами Бог!» было создано торжественное музыкальное произведение, которое стало звучать по всем храмам как гимн спасению России: «Разумейте, языцы (т.е. народы), и покаряйтеся, яко с нами Бог!». Эти слова пророка Исайи, жившего за 8 столетий до Рождества Христова и предсказавшего пришествие в мир Христа Спасителя, напоминали о явной помощи Божией русскому народу в избавлении от нашествия.
Автором идеи увековечить память о спасении Отечества традиционным для православной России путем — возведением Храма — стал участник Бородинской битвы генерал Михаил Ардалионович Кикин. Предложенная им идея строительства Храма нашла выражение в манифесте императора Александра I, получившем поистине всенародную поддержку.
Будущий Храм-памятник должен был соответствовать масштабам воспоминаемого события — планировался грандиозный, поражающий своими размерами архитектурный ансамбль.
Император Александр I не успел осуществить постройку Храма-памятника. Обещание, данное им от лица нации, исполнялось уже при его наследниках. При императоре Николае I сменились архитектор и архитектурный проект Храма, а также место его постройки. Но долг — воздвигнуть Храм, посвященный Христу Спасителю, — забыт не был.
Новым зодчим Храма стал Константин Андреевич Тон, известный как автор многих шедевров архитектуры XIX века (приложение №5). Однако самым выдающимся творением архитектора, прославившим его имя, стал именно Храм Христа Спасителя.
Для постройки столь значимого для России памятника К.А. Тон выбрал традиционные древнерусские архитектурные формы (см. приложение №1). Строящийся пятиглавый храм с куполами - «луковками», с похожими на шлемы завершениями крыши — «кокошниками» — и высокими узкими окнами живо напоминал и знаменитый пятиглавый Успенский собор XII века во Владимире. Иконостас Храма был выполнен в необычной манере, воспроизводя собой облик «шатрового» храма, знакомого всем по собору Василия Блаженного на Красной площади в Москве. (см. приложение №2)
Более величественной постройки Москва, да и вся Россия, еще не знала. Возвышающийся более чем на сто метров — одно из самых высоких строений в мире — Храм Христа Спасителя как бы плыл над Москвой. Золотая громада купола Храма была видна на многие километры. Десятилетиями она служила архитектурной доминантой — центральной, самой высокой точкой в градостроительном облике Москвы.
«Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал» /В.Высоцкий/
Храм появился именно в Москве - она приняла на себя основную тяжесть нашествия французской армии и стала огненной могилой Наполеона.
Храм Христа Спасителя стал и памятником подвига русского народа, а само его строительство - общенациональным делом:
Поистине вся Россия любовно вкладывала в него душу. Даже в самых бедных крестьянских семьях откладывали «копеечку» в кружку для сбора пожертвований на строительство общерусского храма. А такая кружка находилась при каждой церкви. На ней было написано «На построение храма Спасителю Христу в Москве».
По мнению исследователя А.Буторова, предложившего эту версию, часовня повторяла форму церкви Вознесения в Коломенском и храма Покрова Божией Матери на Красной площади. Огромное внутреннее пространства храма символизировало Красную площадь, а его иконостас - Покровский собор, что воскрешало в народном сознании величественную и священную историю России.
В обходной галерее помещались 177 мраморных плит с именами Георгиевских кавалеров и с описанием главнейших сражений 1812 года - храм стал настоящим музеем Отечественной войны и его недаром называли «хранителем русской славы».
Храм Христа Спасителя был создан всей Россией .
13 декабря 1880 года новому Храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта.
26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III, и таким образом оно стало национальным праздником.
В этот день из Успенского собора Московского Кремля к храму Христа Спасителя направился крестный ход, во время которого исполнялась увертюра П.И.Чайковского «1812 год», специально написанная композитором к освящению храма.
12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения.
С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков.
Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова.
Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году).
В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник - Рождество Христово - до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.
Благодаря тому, что в штат Храма принимались опытные вероучители и проповедники, в общественной жизни страны он очень скоро превратился в центр просвещения:
В Храме были изображения святых, на дни памяти, которых по календарю приходились наиболее важные события освободительной кампании.
В годы первой мировой войны рядом с этими мемориальными досками стали появляться новые имена погибших русских воинов. Надписи делал простой народ, и никто этому не препятствовал. Так по-особенному отражался православный обычай — поименно вспоминать на богослужении «воинов, на поле брани живот свой положивших и от ран скончавшихся».
Таким образом, Храм, построенный в память героев войны 1812 года, стал памятником всем почившим защитникам России.
После революции судьба Храма сложилась трагично — сначала он был захвачен «обновленцами», отделившимися от Русской Православной Церкви, а затем его стали готовить к уничтожению.
В декабре 1931 года Храм Христа Спасителя был взорван. Одним из оснований для этого послужила резолюция Комитета по делам культуры при Президиуме ВЦИК. (приложение №8)
Николай Владимирович Арнольд, потомок С.Т. Аксакова, написал стихотворение «Храм Христа Спасителя». Москвичи, все те, кому дорога была эта русская святыня, переписывали его от руки, передавая друг другу (см. приложение№3).
Как строительство всероссийской святыни, так и ее разрушение имело глубокое символическое значение. Вместо выдающегося памятника отечественной истории над Москвой должен был вознестись Дворец Советов - гигантское строение высотой более 400 м. Но этот проект осуществить не удалось. На месте котлована для будущего Дворца Советов был устроен открытый бассейн «Москва», а упоминания о Храме Христа Спасителя надолго исчезли из справочников и путеводителей по столице.
Вывод:
Во второй части работы мы доказали, что Храм Христа Спасителя явился народу России олицетворением праведности, единением нации, духовной близостью человека и Бога. За 44 года жизни Храма он стал духовным центром России, прославляющим Победу русского народа над хаосом и угнетением.
Вспоминая слова Манифеста Александра I: «В сохранении вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к вере и Отечеству…», - отвечаем на проблемный вопрос нашей работы, что Храм Христа Спасителя является духовно-культурным наследием нашего народа и страны.
Глава III. Настоящее Храм Христа Спасителя
Прошли годы, стала возрождаться в России православная вера и культура. И вот восстал в первозданной красоте Храм Христа Спасителя! Освещение возрождённого Храма – Памятника Победы России над Наполеоном состоялось в августе 2000 года.
Вершиной празднования 2000-летия Рождества Христова в России стало полное освящение в августе 2000 года воссозданного Храма Христа Спасителя — Храма в честь Христова Рождества. Освящение Храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Так Россия возродила одну из главных своих святынь — величайший памятник отечественной истории и культуры. (см. приложение №7)
«Воссоздание этого храма – символ Воскресения Руси, знамение надежны на лучшие времена для народов, оставивших Бога, но ныне к Нему возвращающихся, - сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на освещении воссозданного храма.
В настоящее время, после сноса памятника о нём долгое время молчали. Стирали память о памяти.
Среди тех, кто особенно скорбел о разрушении этого славного Храма, был замечательный русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997). В 1966 году он выпустил в свет книгу «Письма из Русского музея». В ней В.А. Солоухин впервые во всеуслышание напомнил русскому народу об утрате величайшего на Руси Храма-Памятника (ведь многие уже забыли, а большинство граждан СССР и не знало, что был в Москве такой памятник Победы над Наполеоном). «Сорок лет строилось на народные деньги, на сбор пожертвований, грандиозное архитектурное сооружение — Храм Христа Спасителя. Он строился как памятник знаменитому московскому пожару, как памятник непокоренности московской перед сильным врагом, как памятник Победы над Наполеоном. Великий русский художник Василий Суриков расписывал его стены и своды. Это было самое высокое и самое величественное здание в Москве. Его было видно с любого конца города. Здание не древнее, но оно организовывало, наряду с ансамблем Кремля, архитектурный центр нашей столицы. Сломали… Построили плавательный бассейн. Таких бассейнов в одном Будапеште, я думаю, не меньше пятидесяти штук, при том что не испорчен ни один архитектурный памятник. Кроме того, разрушая старину, всегда обрываем корни».
Здесь писатель говорит о духовных корнях, без которых не может выстоять и выжить величественное древо многовековой российской культуры.
А вот что было написано в журнале «Первопоходник», который вышел в свет в 1976 году (издательство Калифорнийского общества участников 1-го Кубанского генерала Корнилова похода 17 января 1932 г.): «Этот великий памятник русской души, русской истории и русского зодчества - ныне уничтожен!
Мир, ушедший далеко от Бога, молчит пред этим новым злодеянием.
Молчим и мы, русские, лишенные здесь, за рубежом, и там, в сердце России, Москве, одинаково своей родины и собственного свободного голоса.
Но это вынужденное молчание, когда душа переполнена страданием и горечью, не могущими найти себе выхода, уходит в самые глубины нашего сердца, и в нем, в его ни для кого неслышных и незримых биениях и болях, зреют великие семена религиозного развития и духовного просветления, которых значения никто еще не в состоянии учесть...
Но дивный, исторический Храм Христа Спасителя нашего - не разрушен! Нет, - с тем большей силой нашего чувства и молитвенного воображения он продолжает жить в нас - весь белый, весь воздушный, весь бестелесный, вечный и прекрасный, громко вещая нам своими незримыми более и неслышными для телесного уха колоколами о былом величии России и о ее грядущем святом Воскресении, требуя от нас новых подвигов и новой любви на жертвенник нашей Родины».
Уже наш современник писатель А.В. Буторов в своей книге «Храм Христа Спасителя. История строительства и разрушения» пишет: «Всем народом создавался этот Храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года, в память воинов, погибших за свободу и независимость России. На века, для памяти и назидания был создан собор, но через полвека был взорван вместе с тысячами других церквей, дворцов и архитектурных ансамблей. Время пришло собирать камни, собирая народы. <…> Возродим в Москве, собирательнице земель русских, Храм Христа Спасителя — Храм ратной славы и национальной духовности!»
В документальном фильме (1991 год) «Истина и костёр. Храм Христа Спасителя» мы слышим такие слова: «Храм представлял будущим поколениям ту степень духовной зрелости, которую достигло искусство тех лет в России и более того, его высшим содержанием стал мир церкви небесной, собор всех святых, объединяющий и ангелов, и людей, и всякое дыхание земли. В нём словно оживал, ушедший под воду сказочный град Китеж. Сама красота храма естественно располагала к прославлению творца. Храм сий, казалось, благодарил от лица всей Руси её великого заступника. Снежно-белые одежды храма, словно ризы Господа были опоясаны мраморным горельефным поясом с изображением библейских сюжетов из сцены русской истории. Сегодня Храм Христа Спасителя снова стоит памятником славной эпохе российской истории, воплощая дух наших предков, дух той эпохи».
В 1997 году, в дни празднования 850-летия Москвы, «в оригинале» — под стенами возрожденного Храма, с торжественным салютом, в исполнении сводного оркестра — вновь прозвучала увертюра П.И. Чайковского «1812 год». Как и тогда, в наши дни в Храме Христа Спасителя снова совершаются богослужения, а сам Храм, говоря словами известной молитвы, хранит «вечную память» о «воинах, жизнь свою за Веру и Отечество положивших».
В.А. Виноградов, главный архитектор Института по реставрации памятников истории и культуры России сказал: «Есть в истории России явления особенные, бессмертные. Ими когда-то создавалось, укреплялось и ныне стоит Отечество наше. Одно из них — Храм Христа Спасителя. Заложенный в честь победы над французами в Отечественной войне 1812 года, он стал мемориалом русской воинской славы, памятником всем, кто за Отчизну «положил животы своя».
Вывод: По словам патриарха Московского и всея Руси Алексия II, освящавшего собор, «через новое обращение к вере, покаяние и второе Крещение Руси пролегает путь к ее возрождению». И в этом смысле новый храм Христа Спасителя стал «местом исправления исторических судеб страны и народа».
А значит, и в третьей части мы вновь доказали, что Храм Христа Спасителя и в настоящее время является духовным и культурным наследием нашей страны, нашего народа.
Заключение
В ходе нашей работы мы определили, что Храм Христа Спасителя единственный Храм-Памятник, посвящённый Отечественной войне 1812 года, что соответствует подтверждению гипотезы №1.
Мы опровергли гипотезу №2. Как оказалось, что литературы по данной теме не очень много. В большинстве - это энциклопедические издания. Интернет-ресурсы – это информация, которая строится на основе системы: даты – события.
Более интересный и полный образ помогли воссоздать книги: «Храм Христа Спасителя. История строительства и разрушения» Буторова А.В.; «Храм» Молевой Н. А также стихотворения Н.В. Арнольда и С. Бехтеева.
Для III части работы мы использовали материалы документальных фильмов: «Истина и костёр, Храм Христа Спасителя» (реж. Виктор Рыжко; 1991 год; Православный исторический фильм. Храм Христа Спасителя: его история создания, разрушения и воссоздания.); «Великий храм России» (студия «КВАРТ» 1997 год); «Александр Витберг – Храм Христа Спасителя. Библейский сюжет.( Студия «НЕОФИТ» 2009 год.), что несомненно помогло раскрыть и доказать духовно-культурное наследие Храма Христа Спасителя, что подтвердило правдивость гипотезы №3.
В ходе работы мы изучили такие темы предмета «История русской культуры»: «Искусство и культура XIX века», «Архитектурные стили».
Мы провели социологический опрос, анкетирование, а также творческую работу среди учеников 7 классов. Все результаты социологических исследований доказали, что материал нашей работы важен и интересен ученикам седьмых классов..
В ходе работы над темой мы определи, что исследуемый материал может быть полезен при проведении классных часов. Общешкольных мероприятий и КТД. А также исследование по теме «Искусство и культура XIX века» имеет своё продолжение, чем и ценна эта работа для нас.
Знаменитый исследователь русской литературы и культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу… Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство».
Литература
Интернет-ресурсы
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Весёлая кукушка
Как нарисовать черёмуху
Как я избавился от обидчивости
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев