Данная работа представляет собой описание маршрута экологической тропы.
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_tropa.doc | 555.5 КБ |
Оглавление.
II.1. Маршрут учебной экологической тропы стр.4- 6
II.2 Остановки экологической тропы стр.6-12
Батайск... Зеленые пенаты
Прозрачной тишины полны.
Камыш трепещет желтоватый.
Батайск, тебе душой верны –
I.1 Актуальность работы
Тема моей работы очень актуальна, ведь мы часто стремимся посетить другие города, забывая о том, что прекрасное и удивительное может оказаться рядом с нами. Стоит только присмотреться. Чтобы показать, насколько интересным может оказаться родной город, я решила создать экологическую тропу.
Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Чаще всего такие маршруты прокладывают в зонах городских рекреаций: в парках, лесопарках, зеленых зонах вблизи населенных пунктов.
Основные посетители тропы — организованные учеб ные группы от младших школьников до педагогов. Со ответственно и время движения по тропе колеблется от 30—40 минут до трех часов. Тропы бывают оборудованы информацион ными щитами на каждой точке-остановке, столбиками-указателями и совсем немаркированные на местности.
I.2. Цели и задачи учебной экологической тропы «Мои истоки»
Цель работы: приобщить учащихся моей школы к активному познанию своей «малой Родины»
Задачи: а) составить план исследования;
б) оценить и описать состояние объектов, включенных в экологическую тропу;
в) разработать схему экологической тропы.
Экологическая тропа может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: младшими школьниками (1-4 классы) – для уроков природоведения, первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего звена (5-8 классы) – для уроков ботаники, зоологии, экологии, а также для внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла; старшими школьниками (9-11 классы) – для уроков общей биологии, экологии, углубления знаний по ботанике и зоологии, индивидуальной исследовательской деятельности воспитанников биоэкологических объединений.
В воспитательных целях необходимо перед походом по тропе разъяснять детям правила поведения на природе, развивать в них экологическую сознательность. Дополнительно тропа может использоваться учителями - небиологами, например: преподавателями физической подготовки – для проведения кроссов по пересеченной местности, ОБЖ – для разъяснения принципов ориентирования на местности и оказания первой медицинской помощи в условиях похода, географии – для наглядного усвоения основ картографии, ИЗО – для уроков на открытом воздухе по рисованию пейзажей и отдельных природных объектов.
I.3. Разработка экологической тропы «Мои истоки».
Перед тем, как приступить к разработке маршрута, я тщательно изучила ряд материалов, которые имеются в сети Интернет по данной теме. В частности, оказался очень полезен сайт экологического центра «Экосистема», на котором изложена подробная инструкция по организации экологических троп. Так же с большим интересом я рассмотрела уже созданные ребятами из других городов маршруты, представленные на сайтах: www.botsad.ru , www.vevivi.ru/best, http://gp-info.forest.ru/polezno/tropa.htm и сайт города Батайска. Моя разработка маршрута экологической тропы включает в себя карту маршрута тропы (см. приложение №1), некоторые ее характеристики, список станций и перечень наиболее интересных объектов, которые можно встретить по ходу экскурсии.
II.1. Маршрут учебной экологической тропы
Маршрут учебной экологической тропы «Мои истоки» проходит по улицам 50 лет Октября, Первомайское кольцо и Калинина г. Батайска, представляющим интерес в биологическом и экологическом отношении. На большей протяженности маршрута весьма сильно проявляется негативное антропогенное воздействие, что тоже помогает вести занятия по экологии с учащимися, на примерах показывая им необходимость бережного отношения к природе. Разнообразие флоры и, в меньшей степени, фауны таково, что позволяет проводить тематические экскурсии практически по любым темам ботаники, зоологии, общей биологии и экологии школьной программы. Общая протяженность тропы довольно большая для проведения экскурсий среди учащихся младших классов, поэтому для таких экскурсий используется лишь часть тропы. Я считаю, что для уроков на открытом воздухе по определенным темам по ботанике, зоологии, экологии, общей биологии тоже нет необходимости проходить весь маршрут целиком – достаточно лишь выйти к той либо иной станции, которая наиболее полно иллюстрирует данную тему. Общая продолжительность экскурсии по данной экологической тропе приблизительно составляет 2.5-3 часа. Остановки маршрута помогут ребятам расширять кругозор, углублять знания в области естественнонаучных дисциплин. Они научатся не только видеть окружающий их мир, но и наблюдать, сравнивать, проводить собственные небольшие исследования, изучать природные явления, описывать и фиксировать натуральные объекты, определять их. И в результате большой работы они получат знания не только из книг, но и при прямом контакте с живой природой. Итак, я приглашаю вас на экскурсию по моей экологической тропе.
II.2 Остановки экологической тропы
Остановка №1 Батайский техникум информационных технологий и радиоэлектроники "Донинтех". Свое путешествие по экологической тропе мы начинаем из двора Батайского техникума информационных технологий.
На его территории мы можем провести такие исследовательские работы, как «Изучение влияния вытаптывания на рост и развитие антропогенной растительности», «Изучение антропогенного влияния на растительное сообщество окрестностей техникума», «Использование цветочно-декоративных растений в озеленении» и сравнить результаты с результатами, полученными при проведении аналогичных работ на остановке № 4»Зеленый наряд школы»
Остановка №2 «Историческая» Памятник и площадь Андрея Первозванного (см. приложение № 2)
Продолжая свое путешествие по тропе, мы не можем не обратить внимание на первый на Юге России памятник апостолу Андрею Первозванному, который был торжественно открыт 27 сентября 2003 года.
Его открытие, приуроченное к Дню города Батайска, вызвало широкий общественный резонанс.
Праздничный колокольный звон возвестил собравшихся о начале, и крестный ход двинулся в эпицентр события. Здесь на глазах тысяч собравшихся был совершен обряд освящения памятника Андрею Первозванному. Обряд провел сам Вла дыка Пантелеймон. Ребятам, живущим в нашем микрорайоне очень важно знать историю памятника, ведь земля рядом со строящимся храмом когда-то была церковным подворьем. И старики говорят, что чуть ли не с этого места пошел строиться Батайск. Поэтому площадь Андрея Первозванного можно считать и историческим, и культурным, и святым уголком нашего города. Для нас эта остановка особенная еще и потому, что в совсем недалеком прошлом отец Сергий дал благословение отряду юннатов нашей школы на уход за клумбами, которые украшают площадь Андрея Первозванного. Командиром «Зеленого патруля» был Пашков Артем. Сейчас его дочь Вика учится в параллельном классе. А руководила отрядом учитель биологии Зинаида Константиновна Тонкопеева, которая и поведала нам об этом при личной встрече. Получив такую интересную информацию, мы захотели возродить эту добрую традицию. Надеемся, что у нас это получится. (Текст экскурсии см. приложение № 3)
Остановка № 3 «Экология души» Храм Святой Троицы (см. приложение №4):
Рядом с памятником Андрею Первозванному находится третья наша остановка, на которой мы вспоминаем о таком понятии, как экология души. Если экология – это наука об условиях существования всего живого в окружающем мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души может являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души. Приходя в храм, мы находим успокоение, умиротворение. Можем побыть наедине со своими мыслями. Как и на первой остановке, мы можем совершить краткий экскурс в историю. (См. приложение № 5)
В этом приходе ни на один день не прекращается православная жизнь. Здесь служат молебны, по праздникам - торжественные литургии, крестят и венчают. В праздничные дни именно этот храм становится местом самого большого скопления прихожан. При храме работает воскресная школа, где учатся более 100 воспитанников, ведется большая благотворительная деятельность - прихожане помогают детским садам, приютам, домам младенца, часто бывают в военном госпитале, отправляют гостинцы военнослужащим в горячие точки страны.
Остановка № 4 «Зеленый наряд школы» (приложение № 6)
Путешествие по экологической тропе мы продолжаем на станции «Зеленый наряд школы». Пришкольный участок закладывался одновременно со строительством школьного здания. В 1962 году состоялась закладка аллеи «Они были первыми». Учащиеся школы сажали деревья вместе с учителями и директором школы – Новиковым А.А. Учащиеся вели посадку тополей вдоль Первомайского кольца и улицы Московской.
В 1965 году были посажены фруктовые деревья: вишни, яблони, сейчас на этом месте находится столовая. А со стороны Первомайского кольца находился пришкольный участок. Это было гордостью учащихся школы и учителей биологии – Ильхович Р.И. и Тонкопеевой З.К. Ребята под руководством учителей проводили опыты. Вдоль окон кабинета домоводства были разбиты цветники, виноградник. Все это частично сохранилось, так как жизнь вносила свои коррективы. Сейчас на месте деревьев, погибших из-за грунтовых вод, посажены ивы, более приспособленные для школьного двора.
К юбилеям победы в Великой Отечественной войне выпускниками школы были посажены аллеи деревьев.
В 1965 г. К 20-летию победы в Великой Отечественной войне была посажена аллея черемухи.
1975 г. К 30-летию Великой Победы были посажены липы.
1982 г. Посажена аллея тополей с южной стороны школы.
1983 г. Под руководством директора школы-Татаурова Е.К. и учителя биологии – Тонкопеевой З.К. была посажена аллея под названием «Выпускница».
1985 г. – посажена аллея, посвященная 40-летию Победы и аллея Матери. При закладке зеленых насаждений на пришкольном участке принимались во внимание газопоглотительные и очистительные свойства различных видов деревьев и кустарников. Территория школы по внешнему периметру защищена полосой из деревьев и кустарников, которые очищают воздух от пыли, закрывают школьную территорию от ветра, снижают уровень шума, что создает учащимся условия для игр, отдыха и занятий физкультурой»
2 марта 1988 г. Директором школы Татауровым Е.К. был издан приказ об организации экоцентра на базе школы из числа учащихся. Ответственность за организацию и работу школьного экоцентра возложили на Тонкопееву З.К.
И сейчас пришкольный участок – это зеленая лаборатория под открытым небом, где учащиеся могут познакомиться с особенностями различных древесно-кустарниковых и цветочных растений, используя их как наглядный материал для занятий на уроках ботаники. Роскошные тополя, кудрявые березы, изящные ивы были посажены ребятами вместе с учителями. Очень украшают участок хвойные кустарники. Они насажены у парадного входа школы. Это туи, можжевельник, которые круглый год насыщают воздух фитонцидами, убивающими бактерии.
Зеленый наряд школы достаточно разнообразен, он представлен 45 видами деревьев и кустарников, множеством травянистых растений. На территории школы можно проводить ряд исследовательских работ. Например:
1 объект - «Липа»
Оборудование: дневник наблюдений, карточка с таблицей «Признаки повреждения растений под влиянием химических веществ»
Одним из методов определения состояния окружающей среды является биоиндикация. Под влиянием ухудшения состава воздуха у растений отмечаются различные изменения (необычная окраска листьев, некрозы, опадение листьев, изменение формы роста и ветвления и т.д.), наблюдая которые можно констатировать избыточное присутствие в атмосфере какого-либо газа. Метод биоиндикации (Приложение № 7)
2 объект – «Цветник»
Земля, а именно почва – одно из важнейших богатств планеты. На участке можно определить кислотность земли. (Приложение № 8)
Кого удивишь березой? Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. С его помощью мы познакомимся с методом отпечатков и сможем выяснить степень загрязнения воздуха пылевыми загрязнениями на протяжении всей тропы. Для получения точных данных как правило поводится комплексное изучение природных объектов. (Приложение №9)
Остановка № 5 «Не делайте природе больно». Пустырь, несанкционированная свалка (приложение № 10)
Наш маршрут включает в себя остановку, на которой находиться не очень приятно, но и равнодушно пройти мимо нельзя. Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь их скапливается очень много. И как человек поступит с ним – зависит от его культуры и воспитанности. Или он сбросит его здесь или – в отведенное для мусора место. Твердые бытовые отходы, скапливающиеся на таких несанкционированных свалках состоят из:
- Бумаги – 41% Стекла – 12% Пластмассы – 5%
- Резины и кожи – 3% Пищевых отходов – 21%
- Железа – 10% Древесины – 5% Текстиля – 2%
В результате этого нарушается один из основных экологических законов – круговорот вещества в природе, т. к. человечество на протяжении многих лет беззастенчиво изымало из природы и внедряло в природу чуждые ей вещества. В настоящее время количество выбрасываемого городом мусора является показателем его культурного развития. Что можно сказать об уровне экологической культуры жителей нашего микрорайона? Эта свалка на пустыре – одна из самых больших. Какого только мусора здесь нет! На этой станции можно провести исследовательскую работу «Состав бытовых отходов» Цель: Изучение состава бытовых отходов и разработка рекомендаций по устройству свалок.
Остановка № 6. Река Малый Койсуг. (Приложение № 11,12) Первые следы человека, обнаруженные археологами на территории нашего города, относятся к IV тысячелетию до нашей эры. Как показали раскопки сотрудников Азовского краеведческого музея, между центральной и западной частями Батайска, на берегу реки Широкой уже в те далекие времена располагалось поселение позднего бронзового века.
И сейчас значение реки для города огромно. Её следует отнести к малым рекам. И хотя они и малые, трудно переоценить значение их в жизни и хозяйственной деятельности человека. Водные ресурсы при их умелом использовании будут долгие годы приносить огромную пользу людям. Поэтому охрана водных ресурсов становится одним из факторов выживания человечества. К сожалению, картина, запечатленная на фотоснимках, предстала перед нами, когда мы спустились к реке Малый Койсуг в районе «кручи» улиц Половинко, Ленинградской. Берег реки превратился в огромную свалку. А 25 июля жители улицы Калинина обнаружили на берегу сотни мертвых рыб. Во время интенсивного роста города радикально менялся гидрорежим реки. Строительство автомобильных трасс и железных дорог привело к тому, что река изменила направление. Влияло на реку и то, что на побережье шло расселение и строительство жилых массивов, карьеров. По словам местных жителей, как только первые стоки попали в Малый Койсуг, состояние экологии местности резко ухудшилось. В водоеме начала дохнуть рыба, в этом месте стало опасно купаться... Да что там купаться - неприятно даже просто находиться на берегу. Сегодня канава капитально засорена, берега озерца окаймляет мусор. Часть стоков попадает в водоем через открытую канаву, часть - по проложенной в земле трубе. А грязь все равно всплывает на поверхность. И самое печальное, что все это происходит практически на самом въезде в Батайск, одном из самых живописных мест города, которое предки батайчан заселили первым… Учащиеся нашей школы не остались равнодушными к проблемам реки, организовав «Голубой патруль» под руководством классного руководителя Г. А. Селиверстовой, за что были награждены сертификатом участников городской акции. (Приложение № 13,14)
Остановка № 7. «Солнечная» Луг. (Приложение № 15) На этой остановке можно отдохнуть, познакомиться с основными растениями луга, их особенностями. Отрабатывать умение работать с определителями. Выполнить творческое задание. Например: «Письмо с экологической тропы» (Приложение № 17)
Я считаю, что все поставленные мною в начале работы задачи реализованы. Я составила план работы, который состоит из нескольких этапов. Первый этап — поисковый. Я занималась исследованием местности, прокладкой маршрута, выявлением экскурсионных объектов. Затем я определила объем содержания познавательных экскурсий, составляющие его сюжеты, составила перечень объектов, расположенных в зоне тропы. На втором этап я составила примерную тематику научных и художественных текстов, призывов и обращений к посетителям парка, которые надо развесить на стендах и установить вдоль маршрута. Третий этап — оформление. К этому этапу я решила привлечь одноклассников. На досках, стендах, знаках они должны выполнить рисунки, написать тексты каран дашом. Затем ребята должны выжечь буквы, схемы, рисунки, ор намент. Четвертый этап — организация экскурсий. Экскурсоводом по тропе буду не только я сама, мне вызвались помочь мои одноклассники.
Основная цель работы также была достигнута. Разработанная мной экологическая тропа вызвала живой интерес у учащихся нашей школы. Работа по оформлению тропы может приобрести массо вый характер. Это очень важно, так как в больших коллективах и малых группах, занятых общим делом, школьники привыкают к делово му общению и взаимопомощи, приобретают умение рас пределять и рационально использовать время.
IV. Заключение. Конечно, я еще только в самом начале пути. Еще очень много предстоит сделать. Необходимо закончить работу по оформлению тропы, создать примерные тексты экскурсий, рассчитанные на разные возрастные контингенты учащихся: младший, где дети получают первые знания по природоведению и экологии родного края; средний, где упор делается на закрепление знаний школьной программы по экологии, ботанике и зоологии; старший, где, помимо расширения школьных знаний, важной задачей является самостоятельная исследовательская работа школьников, разработка ими проектов по экологии и биологии. Но начало работы положено: данная тропа уже может использоваться для прохождения маршрута с педагогами дополнительного образования и школьными учителями в целях методической помощи им по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе, знакомства с наиболее интересными представителями флоры и фауны нашего микрорайона, наглядной демонстрации принципов исследовательской работы с учащимися, помощи в выборе тем проектов. Тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников, галлов и беспозвоночных. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок. Именно на маршруте непринужденно усваивается информация, ценностные ориентации и идеалы норм поведения в природном окружении.
Список использованной литературы.
Приложение 1. Схема маршрута экологической тропы «Мои истоки»
Приложение № 2. Остановка «Историческая».
Памятник Андрею Первозванному
Приложение № 3. Небольшой экскурс в историю христианства. Рыбак по имени Андрей стал первым из учеников, кого позвал к себе Господь (отсюда Первозванный). Пропагандируя учение Божие, Андрей Первозванный прошел всю Грузию и Черноморское побережье Кавказа, берегами Днепра дошел до границ нынешнего Киева, где предрек, что здесь будет великий град, насажденный многими церквами, отсюда пошла Киевская Русь. А еще он предрек Руси великое будущее. Со своим учением Апостол Андрей Первозванный дошел до Новгорода и вернулся в Грецию, где принял мученическую смерть на кресте.
Его благие деяния и нетленные мощи были канонизированы, сам он возведен в лик святых и считается покровителем моряков. Не случайно наш флот ходит под Андреевским флагом. А еще имя святого носят знаменитый Андреевский спуск и церковь в Киеве, кафедральный собор в Ставрополе, зал в Кремле, высшей наградой церкви и государства является орден Апостола Андрея Первозванного.
...Прошло около двух тысяч лет, и вот апостол Андрей вновь у донских берегов, в тех местах, откуда понес он учение Христово по обширным просторам прекрасной земли, которая через века стала именоваться Россией.
Идея создания площади и памятника в нашем городе принадлежит настоятелю Свято-Троицкой церкви отцу Сергию. Место выбрано не случайно. Несколько слов о памятнике. Его автором и исполнителем стал заслуженный художник России Сергей Исаков, которому близка и знакома тема христианства. За основу нашего монумента была взята каноническая икона Андрея Первозванного. Кстати, проект памятника согласовывался с владыкой Пантелеймоном и Министерством культуры Ростовской области. Около месяца шла работа по изготовлению скульптуры.
Старт строительству площади и памятника дали прихожане Свято-Троицкого прихода. На пожертвования батайчан удалось изготовить проектную документацию и эскиз памятника. А дальше идеей заинтересовался Московский благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца. Его директор А.Ю.Быков нашел возможность выделить средства на воплощение задуманного. Площадь почти полторы тысячи квадратных метров выложена плиткой под дикий камень и брусчатку. Смотрится очень оригинально. Сама скульптура вместе с гранитным постаментом 5,8 метра высотой. А вместе со ступеньками еще на метр выше. На постаменте с четырех сторон высечены надписи. На одной из них есть слова: «Моли Бога за нас».
Приложение №4. Остановка «Экология души»
«Свято-Троицкий храм»
Приложение № 5. История храма Святой Троицы. В 1854 году на территории Батайска на улице Азовской (ныне ул. 50 лет Октября) возвышался величественный Одигитриевский храм. По своим масштабам он не уступал современному Ростовскому кафедральному собору. На большом церковном подворье располагались две школы, богадельня, трапезная. 83 года храм нес прихожанам веру. Пока в 1937 году его не разрушили...
Очевидцы вспоминают, как это было. Ночью с факелами комсомольские активисты большой группой пришли к дверям церкви. Верующие уже знали, что храм будут сносить, оказывать сопротивление было бесполезно. Люди молча наблюдали за происходящим
Одигитриевский храм оказался настолько прочным, что разрушить его оказалось не так-то просто. Говорят, раствор был замешан на яйцах. Огромные столбы колокольни сначала обставляли шпалами, потом их выжигали, и уж затем рушили. Верующие тайно выносили намоленные кирпичи старого храма и прятали их дома. Словно знали, что наступят лучшие времена и этим камням еще предстоит сыграть свою роль.
На месте разрушенного храма строили другую, советскую жизнь. То здание, которое сейчас является Свято-Троицким храмом, в начале прошлого века было городской управой, в годы войны здесь молились за победу, за здоровье тех, кто был на фронтах, за упокой погибших. Во время оккупации на территории церковного подворья находился лагерь военнопленных. Старожилы помнят, как подкармливали наших солдатиков, передавая им хлеб и картошку. А еще говорят, что где-то здесь неподалеку гитлеровцы зарыли расстрелянных военнопленных в одной общей могиле. Совсем недавно на территории при проведении земляных работ была найдена ржавая военная каска.
После войны молебны запретили, а помещение переделали в кинотеатр. Ему дали символичное название «Победа». Несколько десятилетий люди ходили сюда смотреть кино. А в конце 80-х, когда началась оттепель в отношении церквей, решили вернуть историческое предназначение церковной территории. Верующие батайчане и старожилы микрорайона обратились к городским властям с просьбой отдать кинотеатр под православный храм. Некоторое время длилась дискуссия. И только в 1991 году вопрос решился в пользу веры.
Помещение кинотеатра переделали под храм, который назвали Свято-Троицким, сохранив историческое название в одном из престолов, который назвали Одигитриевским. С этот времени приход получил новую жизнь. Многие помнят, как радовались люди, когда над бывшим кинотеатром подняли крест, когда коньки крыши были украшены иконами из мозаики.
Но старое ветхое здание было, мягко говоря, неприспособленным для богослужений, да и не вмещало всех желающих идти к Богу.
Поэтому настоятель Троицкого прихода отец Сергий от имени своих прихожан и с благословения Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеймона вышел с предложением построить новый большой храм. Его поддержали, и вскоре строительство Свято-Троицкого храма стало общегородским делом.
В сентябре 2000 года начались работы. Строится храм с Божьей помощью и, как говорится, всем миром. Кстати, когда началось строительство, верующие батайчане вспомнили о тех камнях с разрушенной Одигитриевской церкви, которые более 60 лет хранили у себя дома. Намоленные кирпичи были заложены в алтаре нового строящегося храма.
Величественные очертания русско-византийского стиля, золоченые купола, башенные часы уже вызывают восторг у каждого, въезжающего в наш город. По сути, еще недостроенный храм уже сегодня стал главной достопримечательностью города. А построенная в 2004 году площадь Андрея Первозванного и сам памятник святому, выполненный известным скульптором С.Исаевым, как нельзя лучше дополняют комплекс.
Приложение № 6 Остановка «Зеленый наряд школы»
Приложение № 7 Признаки повреждений растений под влиянием химических веществ
Воздействующий газ | Растения | Внешние признаки поврежденных растений |
Диоксид серы | Сосна обыкновенная, Ель европейская, Ясень американский | Побурение кончиков хвоинок Хвоя буреет и опадает Обширное межжилковое обесцвечивание листьев. |
Фтористый водород | Гладиолус | Некротическая ткань появляется на вершине листа, а затем распространяется по всей ширине листа. |
Озон | Картофель | Погибает при избытке озона, серые металлического оттенка пятна на верхней стороне листьев |
Томаты | Появление белых пятен и бело-серых точек на листьях. | |
Аммиак | Липа | На нижней части листьев появляется глянцевость или серебристость, при значительной концентрации листья становятся тускло-зелеными, затем буреют и чернеют. |
Приложение № 8. Определение кислотности почвы.
Оборудование: банки, фильтровальная бумага, вода, индикаторная бумага, стеклянная палочка.
Приложение № 9. Изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории. Оборудование: дневник наблюдения, липкая лента.
Для исследования собрали из этих мест листья клена, березы, бересклета, шиповника и других и приложили к их поверхности клеящуюся прозрачную пленку. Затем сняли пленку и той стороной, где остался контур листа вместе со слоем пыли прикрепили на лист белой бумаги.
По состоянию пленки можно сделать вывод о степени запыленности растений.
Приложение № 10. Остановка № 5 «Не делайте природе больно».
Приложение № 11. Остановка № 6 Река Малый Койсуг.
Приложение № 12 «Экологическая катастрофа на реке»
Приложение № 13 «Голубой патруль»
Приложение № 14 «Сертификат участников городской акции»
Приложение № 15 Остановка № 7. «Солнечная» Луг.
Приложение № 16 «Письмо с экологической тропинки»
Цель: Учиться выражать свои чувства и мысли; развивать воображение и творческие способности; воспитывать чувства доброты к окружающей природе.
Алгоритм работы.
- Остановись… , прислушайся.
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Цветение вишни в лунную ночь
Философские стихи Кристины Россетти
Четыре художника. Осень
Зимняя сказка