Учебный проет, состоящий из двух частей.
В первой части краткий обзор истории коррупции в мире и способов борьбы с ней в нашей странк.
Вторая часть - исследовательская работа о возможности коррупционных проявлений в дотационных регионах.
Вложение | Размер |
---|---|
referat.doc | 126 КБ |
I.Аннотация
В газетах, журналах в телепередачах часто говорят о таком позорном явлении в жизни нашего общества, как коррупция.
Когда на уроке обществознании нам предложили более подробно изучить это явление, мне эта идея показалась интересной.
Проблема коррупции, без сомнения, актуально в нашей стране. Но является ли она актуальной и для нашего небольшого посёлка? Люди живут в глубинке, имеют скромные доходы. Значит и потребности их не так велики, и решать проблемы, давая взятки, они вряд ли имеют возможность. Изучением этой проблемы в разрезе нашего посёлка никто ещё не занимался. Я считаю, что это идея нова.
Объектом моего исследования будут исторические корни коррупции в стране и возможность коррупционных проявлений в нашей местности.
В ходе своего исследования я выясню, в каких областях повседневной жизни коррупция встречается чаще. А также, какие способы борьбы с коррупцией мои земляне считают наиболее эффективным. Это и будет предметом моего исследования.
Цель моего исследования: знакомство с историей коррупции в стране и выявления актуальности коррупционных проблем для нашей местности.
Задачи:
Можно предположить, что проблема коррупции для нашего, плохо развитого в экономическом плане, посёлка не стоит столь остро.
Но сложно представить, что коррупционные проявления совершенно незнакомы моим землякам.
Планируемыми результатами проекта можно считать теоретические выводы по результатам исследования, с которыми я познакомлю
- своих одноклассников (презентация-выступление на классном часе)
- учеников школы (заметки в школьную газету «Перемена», выступление на конкурсе школьных исследовательских проектов)
- жителей района (заметки в районную газету «Шабалинский край»)
План моих действий:
Для этого:
II.Теоретическая часть:
1. Понятие коррупции.
Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.
Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.
Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.
Согласно российскому законодательству, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
2. История коррупции.
Коррупция известна с глубокой древности. Упоминание об этом явлении встречается в сочинениях по искусству государственного управления, религиозной и юридической литературе Египта, Месопотамии, Иудеи, Индии и Китая - во всех центрах древневосточных цивилизаций.
Большое внимание уделяется социальным обличиям в древнейшем разделе Библии - Ветхом Завете: "Я знаю? как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правового, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот”.
Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.
При Петре I в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерным является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Буквально через три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова - того, кто изобличил Гагарина.
На протяжении всего царствования династии Романовых коррупция являлась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу Российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве "агента влияния") - 12 тысяч рублей.
В Российской империи коррупция была тесно переплетена с фаворитизмом. Известны многочисленные эпизоды коррупционной деятельности фаворита Петра I князя Александра Меньшикова, за что последний не раз наказывался царем.
Из последних предреволюционных эпизодов помимо Г.Распутина имеет смысл упомянуть балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны.
Смена государственного устройства и формы правления в октябре 1917 г. не устранила коррупцию как явление и необходимость борьбы с ней. Декретом СНК РСФСР "О взяточничестве" от 8 мая 1918 г. предусматривалась уголовная ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). В дальнейшем ответственность за взяточничество устанавливалась Уголовным кодексом РСФСР 1922 г., 1926 г., 1960 г. В этих законах регламентировалась ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки.
Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своём выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря).
3. Коррупция и борьба с ней в современной России.
Коррупция является одной из основных проблем современной России. Большинство россиян вынуждено давать взятки проверяющим или регистрирующим органам для ускорения оформления документов или избавления от их повышенного внимания.
По данным статистики, в 2009 году было зарегистрировано более 23 000 коррупционных преступлений, по мнению экспертов, количество преступлений, связанное с коррупционной деятельностью, в 2010 году значительно увеличится.
Лесные пожары, которые охватили территорию нашей страны летом 2010 года, выявили огромное количество должностных преступлений, которые связаны с коррумпированностью власти. По данным статистики, коррупционный оборот в России превышает половину валового внутреннего продукта. Несмотря на необходимость борьбы со взяточничеством чиновников, наказание коррумпированным лицам за последнее время не изменилось, максимальный тюремный срок, который может получить лицо, обвиненное в коррупции, составляет 5 лет.
Большинство работников органов МВД верят в статистические данные о коррупции, которые были опубликованы в 2010 году, по мнению же простых россиян коррупция проникла в экономику нашей страны гораздо глубже.
Наиболее коррумпированной сферой экономики является сфера предоставления государственных и муниципальных услуг, по данным статистики в 2010 году средний размер взятки составил 44 000 рублей, что в два с половиной раза выше, чем в 2008 году.
Большинство россиян просто не могут обойтись без взятки, многие водители предпочитают не выплачивать штраф, а «решить на месте» все вопросы с сотрудником ГИБДД, предложив ему взятку. По данным статистики, большинство россиян не проходят технический осмотр автомобиля, а покупает талончик у знакомых автоинспекторов.
Многие законодательные акты, которые принимаются Правительством Российской Федерации и местными органами самоуправления, только стимулируют развитие коррупции. Несмотря на все заявления Правительства, и органов внутренних дел, эффективность борьбы с коррупцией в Российской Федерации остается на очень низком уровне.
Проблема необходимости борьбы с коррупцией стала очевидной уже в начале 90-х гг. К этому времени были подготовлены и представлены в Верховный Совет СССР несколько проектов, направленных на борьбу с коррупцией. До принятия закона о борьбе с коррупцией Президентом РФ был издан Указ "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" № 361 от 4 апреля 1992 г. В этом Указе отмечались последствия, порождаемые этим негативным явлением, и определялся ряд мер, направленных на борьбу с коррупцией. Указ был шагом в правильном направлении, однако мало что решал и слабо исполнялся. Понятие коррупции в этом Указе не давалось.
20 июня 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ "О борьбе с коррупцией". Однако этот Закон не был подписан Президентом РФ и не вступил в действие. После роспуска Верховного Совета РФ Нижняя палата нового парламента - Государственная дума - продолжила работу над совершенствованием проекта Закона. Федеральный закон "О борьбе с коррупцией" в новой редакции дважды принимался Государственной думой РФ и в декабре 1995 г. был одобрен Верхней палатой - Советом Федераций РФ. Однако в конце декабря этого же года он был отклонен Президентом РФ.
В ноябре 1997 г. Государственная дума приняла в третьем чтении Федеральный закон "О борьбе с коррупцией". Однако из-за ряда юридических и технических недоработок этот нормативный акт не прошел остальные стадии законотворчества.
Хронология работы над подготовкой Закона "О борьбе с коррупцией" позволяет видеть, что в России в современных условиях сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, коррумпированность государственного аппарата и ряда негосударственных структур стала широко известным фактом, приобрела массовый характер и наносит обществу огромный ущерб. С другой стороны, совершенно очевидно, что принятие этого закона и формирование системы борьбы с коррупцией в целом в России откровенно сдерживается.
В настоящее время продолжается работа по подготовке Закона РФ "О борьбе с коррупцией". В статье 2 проекта Федерального закона "О борьбе с коррупцией" коррупция определяется как "непредусмотренное законом принятие материальных и иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, путем использования своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ".
В целях борьбы с коррупцией в России в июле 2008 г. Президентом РФ был утверждён Национальный план противодействия коррупции.
По данным общественной организации «Деловая Россия», наиболее коррумпированными регионами в России являются Москва, Московская, Омская, Волгоградская области и Алтайский край.
По индексу уровня коррупции стран мира Transparency International Россия в 2010 году заняла 154-е место из 178 возможных. В 2009 году Transparency International оценивала коррупционный рынок в России в 300 миллиардов долларов.
III. Практическая часть.
1. Результаты соцопроса.
С целью выяснить, имеют ли место коррупционные проявления в нашей местности, и какие способы борьбы с коррупцией мои земляки считают наиболее эффективными, мной был проведён социологический опрос .
В опросе приняли участие 80 человек. На вопросы анкеты отвечали совершеннолетние жители посёлка Ленинское. Опрос проводился на улицах посёлка, в магазинах, в здании ОВД, школы. Опрос анонимный. На вопросы 1,3,5 следовало дать по одному ответу. Вопросы 2 и 4 могли предполагать как один, так и несколько ответов.
А) Да Б) Нет
На этот вопрос положительно ответили 29 человек (36,25%), отрицательно – 51(63,75%)
А) среди чиновничества
Б) в правоохранительных органах
В) в образовании
Г) в здравоохранении
Д) ваш вариант
48 респондентов отметили, что коррупция встречается в среде государственных служащих, 39 – в правоохранительных органах, по 9 и 7 соответственно – образование и здравоохранение. Среди других вариантов встречались ответы «везде» (4), «в правительстве» (1)
в нашей стране полностью?
А) Да Б) Нет
По вопросу о возможности полной победы над коррупцией 13 человек оптимистично ответили «Да», а 69 – «Нет»
4. Какие меры, по вашему мнению, помогут в борьбе с коррупцией в эффективнее всего?
А) ужесточение наказаний, связанных с лишением свободы
Б) большая разъяснительная и просветительская работа
В) показательные судебные разбирательства
Г) многократное увеличение штрафов
Д) лишение должностей
Е) ваш вариант
Самой эффективной мерой наши респонденты посчитали ужесточение наказаний, связанное с лишением свободы (43). На втором месте лишение должностей(24) и показательные судебные разбирательства (21) . На третьем месте по эффективности многократное увеличение штрафов (11). Менее эффективной мерой респонденты считают разъяснительную и просветительскую работу (5).
5.По Вашему мнению, кто больше виноват:
А) тот, кто берёт взятки
Б) тот, кто даёт взятки
В) вина равнозначна
Г) ваш вариант
По вопросу о степени вины того, кто даёт и того, кто берёт взятки, большинство респондентов подчёркивают, что вина равнозначна (42). 28 человек – говорят, что больше виноват тот, кто берёт, а 10 – тот, кто берёт взятки.
2. Выводы:
Проанализировав данные социологического опроса, можно сделать следующие выводы:
IV. Заключение.
На основании вышеизложенного, можно признать гипотезу о том, что слаборазвитые в экономическом плане регионы менее подвержены проявлениям коррупции, несостоятельной.
Коррупционные проявления имеют место быть в нашей местности, как и повсюду в стране. Возможно, размеры средств, даваемых и получаемых в качестве взяток, не так велики, как в более благополучных в экономическом плане регионах, так как уровень жизни у нас оставляет желать лучше. Но это предмет другого исследования.
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Рисуем акварельное мороженое
Юрий Алексеевич Гагарин
Сказка на ночь про Снеговика
Снежная сказка