Группа старшеклассников решила организовать для подростков города дискотеку. Делали всё сами: от методики организации мероприятия до его проведения
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 153.5 КБ |
Проект.
Проект - это специальное задание.
Проект - это совокупность определенных действий, замысел для создания реального объекта, предмета или иного продукта. Проект существует для того, чтобы создавать что-то новое. Как только это новое становится реальностью, проект прекращает свое существование. Проекты выполняются в различных сферах жизне деятельности человека.
Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за опреде ленный промежуток времени.
Метод проектов целесообразно применять в учебном процессе, если:
- существует значимая проблема, требующая решения;
- есть значимость результата (теоретическая или практиче ская);
- предполагается самостоятельная деятельность уч-ся;
- используются исследовательские методы:
• формулировка задач;
• выдвижение гипотез их решения;
• обсуждение методов исследования;
• обсуждение способов представления результатов;
• сбор данных, их систематизация и анализ;
• выводы.
Метод проектов нужен в системе образовательного процесса, для того чтобы научить учащихся:
- самостоятельному, критическому мышлению;
- ориентироваться в информационном пространстве;
-делать обоснованные выводы и принимать самостоятельные аргументированные решения;
- работать в команде;
- деятельности.
Проекты бывают разные по содержанию, доминирующей в ней деятельности, продолжительности разработки, количеству участ ников и т. д.
«Типология проектов»
Основание типологизации | Виды проектов в данном типе |
Доминирующая в проек те деятельность (иссле довательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная) | - исследовательские; - информационные; - творческие; - ролевые (игровые); - практико-ориентированные |
Предметно-содержа тельная область | - монопроект (в рамках одной области знаний); - межпредметный (в двух и более областях знаний); - надпредметный |
Характер координации проекта | - открытая; - скрытая |
Характер контактов | - внутришкольный; - региональный; -международный |
Количество участников проекта | - индивидуальные; - парные; - групповые |
Продолжительность вы полнения | - краткосрочные; - средней продолжительности; - долгосрочные |
Структура образовательного проекта.
1. Название.
2. Цитата (лозунг).
3. Аннотация.
4. Цели и задачи.
5. Участники.
6. Сроки реализации проекта.
7. Этапы проведения проекта.
8. Условия участия.
9. Виды деятельности.
10. Критерии оценивания результатов.
11. Результаты.
12. Возможное продолжение проекта.
13. Авторы, координаторы, организаторы.
Этапы проведения проекта.
1. Представление проблемной ситуации. Определение темы, цели, задач.
2. Разработка сценария. Выдвижение гипотез и планирование деятельности.
3. Проведение практической работы: сбор информации, анали тическая работа. Самостоятельная научно-исследовательская дея тельность учащихся в соответствии со своим заданием.
4. Предварительная защита (промежуточное обсуждение).
5. Оформление результатов проектной деятельности.
6. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
7. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
8. Самооценка, внешняя оценка.
Учебный проект начинается с проблемы. Формулирование проблемных вопросов и основного вопроса проекта – важный этап работы над проектом. От правильно определенной проблемы непосредственно зависит исход проведения проекта.
Характеристики основного (главного) вопроса проекта | Характеристика проблемных вопросов проекта |
- находятся в глубине учебной темы; - возникают снова и снова в про цессе обучения | - являются конкретными пред метными предпосылками к отве там на основной вопрос; - не имеют однозначного пра вильного ответа |
Интересной формой работы в проекте может стать «визитная карточка» проекта, которую можно оформить следующим об разом:
1. Автор проекта.
2. Тема проекта.
3. Дидактические (обучающие) цели проекта.
4. Формируемые компетентности.
5. Методические задачи (т. е. задачи, связанные с формирова нием у учащихся определенных ЗУН).
6. Основной вопрос (проблема) и вопросы учебной темы.
7. Темы самостоятельных исследований учащихся в проекте.
8. Предметная (межпредметная, надпредметная) область, в рам ках которой будет проводиться проект.
9. Возрастная категория учащихся.
10. Форма оформления результатов проекта.
11. Аннотация проекта.
12. Время выполнения проекта.
13. Условия проведения контроля и оценка деятельности уча щихся.
Визитная карточка может быть предъявлена в форме публично го выступления, в виде видеоряда или через компьютерную пре зентацию перед заинтересованной аудиторией как приглашение к работе в проекте. Учителю необходимо соста вить лист планирования содержания и этапов проекта, включаю щий следующие позиции:
• Продумывание темы проекта.
• Выбор возрастной группы учащихся.
• Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.
• Формулирование дидактических целей проекта.
• Формулирование методических задач.
• Формулирование проблемы (выбор тем индивидуальных ис следований учащихся).
• Выдвижение гипотез решения проблем.
• Определение творческого названия проекта.
• Формирование групп для проведения исследований и опреде ление формы представления результатов.
• Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.
• Обсуждение с учащимися возможных источников информа ции, вопросов защиты авторских прав.
• Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение за дания каждого в группе.
• Самостоятельная работа групп.
• Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе.
• Защита полученных результатов и выводов.
• Оценивание результатов проекта учащимися и учителями.
При разработке проекта целесообразно учитывать следующие требования к его содержанию и организации про ведения:
- связь с программой и учебным планом;
- содержание проекта;
- оригинальность;
- мультимедийные средства;
- графический дизайн;
- организация применения проекта в ОУ.
Алгоритм реализации проекта
1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП. (Определяю тему и цели.)
• Выберите тему проекта, сформулируйте его цель.
• Выделите ключевые составляющие темы, разбейте на этапы её изучение.
• Определите необходимые источники информации.
• Подберите рабочую группу.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Выбираю средства и собираю информацию.)
• Обсудите задание в группе.
• Уточните задачи и цель проекта (выделите и оставьте сущест венные сопоставимые задачи, отбросив несущественные).
• Определите коллективные средства достижения цели и источ ники информации (решите вопрос о справочной, дополнительной литературе и иллюстрациях, музыкальном сопровождении и т. д.).
• Обоснуйте свои критерии успеха.
• Распределите роли в команде.
3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ И СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ПРОЕК ТА. (Составляю план своей работы.)
• Систематизируйте собранную информацию.
• Проведите анализ и синтез идей (прослушайте и оцените со общения всех членов команды, отберите действительно яркий ма териал).
• Выберите оптимальный вариант деятельности рабочей группы (отдайте предпочтение той форме проекта, которая покажется це лесообразной всем членам команды)-
• Перераспределите роли (если это необходимо).
• Составьте и уточните план деятельности каждого члена ко манды, сообразно общим целям.
4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА. (Выполняю свою часть работы. Репетируем вместе.)
• Выполните намеченное исследование по своему индивиду альному плану (внимательно изучите свою часть задания, выделите его ключевые положения; соотнесите сделанное с общими задача ми и целью проекта; сопоставьте результат своей работы с дея тельностью других членов команды).
• Проведите работу над проектом.
• Оформите проект, завершая своё выступление четко сформу лированными выводами.
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. (Справился ли я? Исправляем ошибки.)
• Проанализируйте свою работу, оценивая её сильные и слабые стороны.
• Определите научный уровень проекта.
• Ответьте на вопрос: удалось ли показать связь проблемы/идеи проекта с изучаемой темой.
• Покажите уровень самостоятельности группы при раскрытии темы.
• Подтвердите актуальность проекта.
• Внесите коррективы в проект.
6. ЗАЩИТА ПРОЕКТА. (Мы выступаем!)
• Представьте проект аудитории.
• Проведите самоанализ выступления.
• Оцените проект (устные и письменные рецензии-эссе).
Алгоритм действий учителя в ходе реализации проекта
1. Определите тему урока-обобщения.
2. Наметьте проблемы, которые должны быть раскрыты уча щимися в проектах, подберите примерные темы проектов.
3. Обозначьте задачи, цели и планируемый результат урока-обобщения.
4. Организуйте начало работы над проектами.
5. Проведите индивидуальные консультации в группах, окажите (методическую помощь учащимся в подборе литературы, музыки и т. д.)
6. Присутствуйте на всех этапах работы над проектами как наблюдатель - консультант.
7. Помогите учащимся в выборе формы проекта, организации репетиций, выборе рецензента.
Л. Нечаев. Яма
Ночная стрельба
Хризантема и Луковица
Рисуем лошадь акварелью
Дымковский петушок