Данная творческая работа посвящена 1150-летию становления Российского государства. Она раскрывает один из факторов формирования российской государственности – крещение Руси и дальнейшую христианизацию. Тема раскрыта достаточно полно, использован материал исторических источников, краеведческий материал (процесс христианизации г.Мурома и Муромского края ). Изложение логически выдержано: имеется введение, где раскрывается актуальность темы, основная часть, заключение, содержащее выводы по теме.
Вложение | Размер |
---|---|
hristianizaciya_rusi_kak_odin_iz_faktorov_formirovaniya_rossiyskoy_gosudarstvennosti.docx | 20.76 КБ |
Христианизация Руси как один из факторов формирования российской государственности
Прикосновение к прошлому - это ключ к пониманию нами самих себя.
Нам небезразлично знать, кто мы есть и откуда пришли в этот мир и на эту землю, кто были наши предки, за что они боролись и умирали, во имя чего жили, трудились и любили. Поколения и поколения прошли до нас по той земле, которую мы именуем Русью. Если вдуматься в понятие «историческое время», то мы увидим, что это время представляет собой не что иное, как нетленную неразрывную связь поколений - «связь времен», о которой писал английский драматург Уильям Шекспир - есть связь между людьми, живущими ныне, ушедшими в лучший мир, а также теми, кто придет после. Это связь живая. Перерубите ее, и вы почувствуете боль и горечь утраты, как будто лишились кого-либо из близких вам людей и остались одни на этом свете, без корней, без представления о том, кто мы есть. Патриотизм и гражданственность - не пустые слова. Смысл их состоит в том, чтобы знать, кто мы, откуда, какими были наши предки - «Откуда есть пошла земля Русская».
Истоки российской государственности уходят своими корнями в далекое прошлое.
Изначально Великую Русскую равнину населяли угро-финские и славянские племена. Славянские племена, расселяясь, вступали в контакт с многочисленными угро-финскими народами - меря, мурома, весь, чудь, водь, сумь, корела, мещера, голядь. На эти племена так же оказывали свое влияние скандинавы – варяги, и народы Великой Степи - хазары, торки, печенеги.
Древнерусское государство складывается в виде племенных союзов восточных славян. До середины IX в., т. е. до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правле ния, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную бедными, разбросано жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришель цами из Скандинавии, варягами, около середины IX в. Известная карти на нравов восточных славян, как ее нарисовал составитель Повести о начале Русской земли, по-видимому, оправдывала этот взгляд. Здесь читаем, что восточные славяне до принятия христианства жили «зве ринским образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными один другому родами: «живяху кождо с своим родом и на своих местех, владеюще кождо родом своим».
При изображении нравов и обычаев славян, было замечено, что родовой быт обусловливал между ними вражду, на что указывает летопи сец: «как скоро, - говорит он, племена начали владеть сами собою, то не стало у них правды, то есть беспристрастного решения споров, не было у них устава, который бы все согласились исполнять, не было власти, которая принудила бы ослушников к исполнению принятого уста ва».
Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на непонимании воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил. Представления об этих силах соотносились с родоплеменным бытом, с особенностями местности, со специфическими занятиями населения, поэтому серьезные изменения в быту ставили под сомнение различные элементы верования, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить своих представлений о них, переселившись на равнину). Не удивительно, что наибольшую восприимчивость к перемене религии показывала самая активная часть общества: воины и купцы. Крещение отдельных влиятельных людей способствовало знакомству всего населения с христианством. Часто побуждением перехода в другую религию была победа христианского народа над язычниками.
Христианство как государственную религию на Руси, в конце X, ввел князь Владимир Святославич.
Согласно «Повести временных лет», в 988 году Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом, духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и Почайны. Крещение сопровождалось уничтожением старых богов. Видя разор старой веры, народ плакал, но сопротивляться, не смел. После принятия христианства началось строительство церквей и монастырей, при которых также создавались школы. События 988 года можно считать началом официальной истории Русской Церкви. Христианизация народов Российской империи была длительным процессом, продолжавшимся в течение девяти последующих веков.
Итак, в 988 году Киевская Русь приняла христианство как государственную религию. Жителям Муромской земли переход от язычества к христианству дался не просто. Первым русским князем, получившим во владение Муром, стал сын крестителя Киевской Руси святого Владимира князь Глеб. Он встретил здесь упорное сопротивление новой вере, поэтому вынужден был оставить город и поселиться в 12 верстах от Мурома на реке Ушне. Здесь же основал и первый монастырь. Впоследствии его назвали Борисоглебовским, как и само поселение, существующее и поныне. Христианство тогда только появилось на новой земле, но не в самом городе.
По «Повести о водворении христианства в Муроме» сын киевского князя Константин просил благословения на просвещение Муромских язычников, которые поклонялись << Моамефе>> .Вместе со своей семьей, епископом Василием, духовенством, чудотворной иконой Божьей Матери он прибыл в Муром. Его сопровождала большая свита из бояр, посадских людей, дружины и церковнослужителей во главе с епископом Василием. Муромцы не приняли Константина, так же, как и Глеба, и оказали сопротивление. Они убили сына князя - Михаила, который был послан для переговоров. Все же князь Константин приступом взял город и утвердился в нем. Здесь он воздвиг храм Благовещения, где поместил чудотворную икону, а рядом построил собор Бориса и Глеба. Но Муромляне противились новой вере. Они даже решили убить князя и однажды подступили к дому Константина с оружием в руках. Он не имел возможности дать серьёзный отпор. Тогда князь после долгого моления взял икону Богоматери и
бесстрашно вышел к неверным. И произошло чудо: на иконе словно солнце, воссиял лик Богоматери. Пораженная толпа мятежных жителей пала на колени и молила о крещении. Все желающие приняли Святое Крещение на берегу Оки рядом с заливом Кстово. Название Кстово произошло от слова «крестить» («кстить»). Теперь этого залива нет, а находился он недалеко от современной пристани. Чудотворная икона Богоматери после этого чудесного крещения муромцев получила название Муромской. Крещение жителей Мурома стало важным событием на Русской земле. И совсем не случайно в 1547 году князь Константин и его сыновья Михаил и Фёдор были причислены к лику святых. Константин правил Муромо- Рязанским княжеством 32 года. При нём на этой земле окончательно окрепла новая вера. Он заботился о людях, был справедлив и миролюбив.
Я считаю, что крещение Мурома было и добровольным, и принудительным, так как сначала народ оказывал сопротивление крестителю Константину, но затем смирился и принял крещение. С принятием христианства не только в Муроме, но и в других городах Руси, русский народ избавился от дикости и первобытности язычества. Христианство принесло с собой мир и любовь на русскую землю.
Основную роль в принятии христианства на Руси сыграло то, что мир вокруг Руси становился христианским: юг, запад и север верили в единого бога. Остаться язычниками, значило остаться без единомышленников. Также христианской была и Византия, на которую равнялась Русь.
В условиях христианизации усилилась тяга к единству, стремление подчиниться власти самого сильного князя, в котором видели заступника перед Богом, защитника земли и православной веры. Завершив создание единого государства, русские люди сохранили общий язык, правовые нормы, а главное - православную веру.
Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все, более осознавая себя русским православным.
Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков. Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.
На всех этапах истории религия была вовлечена в политику, поскольку она связана с воздействием и влиянием на человека и на общество. А это означает её связь с властью и авторитетом, ибо власть достигается и сохраняется или через принуждение, или через воздействие идеологии на общество, на внутренние убеждения человека.
Мост Леонардо
Рисуем белые грибы пастелью
Чья проталина?
Мальчик и колокольчики ландышей
Заповеди детства и юности