В работе раскрыта история создания ученической производственной бригады школы, участие членов УПБ в районных и краевых слетах УПБ.
Учащаяся школы рассказала о значимых достижениях членов УПБ по годам, провела анализ влияния УПБ на выбор профессии выпускников школы.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_upb_mou_sosh_no_22.doc | 365.5 КБ |
История детского движения
Тема: «История УПБ (трудового объединения школьников «РОСТок») МОУ СОШ №22»
Автор:
Исраилова Сабина
ученица 11 класса
МОУ СОШ №22
х.Зайцев
Руководитель:
Жулина Галина Васильевна
учитель биологии МОУ СОШ №22
высшей квалификационной категории
Адрес:
357853, Ставропольский край
Курской район, х.Зайцев
ул. Речная ,29
х.Зайцев, 2012г
Содержание
Стр. | ||
Введение ………………………………………………………………. | 3 | |
1. | История создания УПБ (трудового объединения школьников «РОСТок»)………………………………………………. | 3 |
2. | Опытническая работа……………………………………………. | 7 |
3. | Исследовательская деятельность………………………………. | 8 |
4. | Влияние УПБ на выбор профессии сельских школьников………… | 8-10 |
5. | Выводы…………………………………………………………………. | 10 |
6. | Используемые источники…………………………………………… | 10 |
Приложения …………………………………………………………… |
Введение
Изучение истории России невозможно без обращения к краеведению. В последние годы наблюдается большой интерес к истории родного края. Лишь через судьбу малой Родины можно прикоснуться к своим корням, к своим истокам. На селе центром жизни является школа. Нашей школе в этом году исполнилось 14 лет. За эти годы в истории школы произошло много разных событий. Рождались и укреплялись ее традиции. А многие традиции УПБ вполне применимы к сегодняшнему дню, они позволят сделать жизнь сельских школьников более насыщенной, полезной и увлекательной.
Цель работы:
Изучить историю возникновения и деятельности ученической производственной бригады (трудового объединения школьников «РОСТок») с целью повышения значимости УПБ в формировании профессионального самоопределения и трудового воспитания учащихся школы.
Основными задачами исследования являются:
-Изучение истории создания ученической производственной бригады ;
-определение направлений работы трудового объединения «РОСТок»;
-Развитие школьных традиций, их сохранение, изменение;
-Анализ влияния УПБ на выбор профессии выпускников школы.
Объект исследования.
Ученическая производственная бригада (трудового объединения школьников «РОСТок») – как одна из форм внеурочной деятельности сельских школьников.
Методы исследования:
-Теоретическое исследование проблемы на основе анализа педагогической литературы;
-Социологические исследования (интервью, собеседование);
-Анализ документов;
-Систематизация полученных данных.
Практическая значимость работы:
Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при оформлении одной из экспозиций музея истории школы, при проведении уроков краеведения, для организации встреч с выпускниками школы.
1.История создания УПБ (трудового объединения школьников «РОСТок»)
Ученическая производственная бригада в МОУ СОШ №22 была создана 1 апреля 2003 года с целью формирования активной жизненной позиции обучающихся, способной ориентироваться в современных социально- экономических условиях путем совершенствования знаний и умений в сфере сельскохозяйственного производства. Основные направления в работе трудового объединения - это привлечение учащихся к производительному труду, основанному на личной и общественной мотивации; обучение школьников основам опытнической и исследовательской деятельности, научным методам и технологиям выращивания сельскохозяйственных культур; участие учащихся с результатами исследований и опытнической работы в олимпиадах, конференциях и конкурсах.Проведя социологические исследования среди учащихся, выпускников, педагогов школы и собрав фотоматериалы, нам удалось восстановить хронологию событий развития УПБ (трудового объединения школьников «РОСТок») в нашей школе.
Рис.1 Участник краевого слета в конкурсе пахарей Лисицын Н.
2002 год УПБ (трудовое объединение школьников «РОСТок») МОУ СОШ №22 впервые принимала участие в 4-ом районном слете ученических производственных бригад на базе Мирненской школы и в результате заняла 4 место в общекомандном зачете. Ученик нашей школы Лисицын Николай (Рис.1) в конкурсе пахарей занял первое место и принял участие в краевом слете УПБ от нашей школы, 3 место в номинации «Юный эколог» заняла Сухова Юлия. Рис.2 Участники 5 слета УПБ
2003 год Слет- это всегда незабываемый праздник для ребят, а если к тому же он проходит на базе нашей школы, то это праздник вдвойне. 17 мая 2003 года состоялось торжественное открытие 5-го слета УПБ Курского района, который проходил на базе МОУ СОШ № 22 х.Зайцева (Рис.2). На слет съехались 16 команд нашего района и много почетных гостей во главе с начальником сельхозуправления Поповым В.С. Виктор Степанович отметил, что движение школьных ученических бригад зарекомендовало себя «кузницей» кадров сельских профессий, а благодатный огонь этих традиций горит и поддерживается добрыми людьми труда, живущими и работающими на благодатных нивах Ставрополья. Рис.3 Выпускница КЭШ Берюмова Т.
Любовь к труду должна воспитываться с ранних лет, как говорится с босоногого детства. Что такое трактор, В. Берюмов знал тогда, когда еще не мог ходить, ведь он родился в семье потомственных механизаторов. И поэтому по праву на районном слете в конкурсе механизаторов занял 2 место. В конкурсе бригадиров – ученик 11 класса Марценюк Виктор занял 3-е место. Жулина Евгения второй год подряд участвовала в конкурсе лесоводов и заняла 3 место. У экологов ученице 11 класса Берюмовой Татьяне, человеку с высоким уровнем экологической культуры, экологическим типом мышления, не было равных. На районном конкурсе Татьяна (Рис.3) заняла 1-ое место и стала участницей краевого слета ученических производственных бригад. По его результатам была Берюмовой Т. зачислена в Краевую заочную экологическую школу, которую закончила на отлично. По итогам конкурсов УПБ (трудовое объединение школьников «РОСТок») заняла 3 общебригадное место.2003 год
Краевой слет ученических производственных бригад в Изобильненском районе в с.Рыздвяный. Из 32 участников в конурсе экологов Берюмова Т. вошла в десятку лучших и заняла 10-ое место (Рис.4).
Рис.4 Краевой слет УПБ в с.Рыздвяный
2004 год Районный слет УПБ, посвященный 50- летию УПБ проходит в СОШ № 2 ст.Курской. В номинации «Юный эколог» 1 место заняла Берюмова Татьяна (Рис.5).
Рис.5 На слете в ст.Курской
2005 год 1- место в конкурсе «Юный эколог» (Жулина Ж.)
2-е место в конкурсе «Юный пахарь» (Берюмов В),
2-е место«Юный лесовод» (Жулина Е)
3-е место в конкурсе бригадиров (Назаров Г.)
Рис.6 Жулина Е. на краевом слете УПБ
3-е место - в конкурсе полеводов – Сухов К
2005год. В краевом слете ученических производственных бригад Жулина Е. (Рис.6) в конурсе экологов вошла в десятку лучших и заняла 5 место Рис.7 Открытие УПБ в х.Графский
1-2-ое место - в конкурсе экологов Жулина Е.
3-е место - в конкурсе полеводов – Сухов К
2006 год Районный слет УПБ в средней общеобразовательной школе х. Графский (Рис.7). В целях возрождения и дальнейшего развития УПБ Курского района и сохранения уникального опыта трудового обучения и воспитания школьников 19 мая 2006 года на 8-ой районный слет УПБ прибыла наша команда в составе 9 человек. По итогам слета, члены бригады заняли 3 призовых места: 1- в конкурсе экологов и 2-ое место - Жулина Евгения, Сухов Костя 3-е место - в конкурсе полеводов.
2007 год 11 мая на базе школы ст. Стодеревской прошел 9 районный слет УПБ. Победителем (1-ое место) в конкурсе экологов и призером (2-ое место) в конкурсе лесоводов стала Жулина Е.
Рис.8 На краевом слете УПБ
3-е место - в конкурсе полеводов – Сухов К
2007 год на базе о/л «Солнечный» в г.Пятигорске с 25 по 28 июня состоялся 39 краевой слет УПБ. Ученица краевой экологической школы Жулина Ж. неоднократно становилась призерами многих конференций по экологии, защищая честь школы и края на мероприятиях различных уровней.В конкурсе экологов на краевом слете она заняла 3-е почетное место и получила сертификат - приглашение в сельскохозяйственный аграрный университет г.Ставрополя.
Рис.9 Трудовое объединение «РОСТок»
3-е место - в конкурсе полеводов – Сухов К
2008г. Призером в номинации «Юный животновод» (3-е место) стала ученица 11 класса Егорова Анастасия в с. Эдиссия на 10 районном слете ученических производственных бригад (Рис.9).2009г Открытие районного 11 слета УПБ в МОУ СОШ № 6 с.Полтавского. По итогам проведенного слета команда школы заняла 6 место из 20 команд, призерами в номинациях «Юный садовод» и «Юный бригадир» стали Егорова Н.и Богаевский Петр (Рис.10).
Рис.10 11 слет УПБ
3-е место - в конкурсе полеводов – Сухов К
2010г. Победителем в номинации «Юный эколог» на 12 слете УПБ в ст. Галюгаевской стал ученик 11 класса Лебединский А. (Рис.11). Ученик 8 класса Земцов Илья представлял нашу школу на 42 краевом слете в номинации «Юный эколог». Рис.11 Победители и призеры слета УПБ
3-е место - в конкурсе полеводов – Сухов К
В сентябре 2010 года команда УПБ и трудового объединения школьников «РОСТок» представляла Курский район на краевом мероприятии «День урожая» как одна из лучших УПБ 2010 г., который проходил в драматическом театре М.Ю.Лермонтова в г.Ставрополе.2011г.
1-ое место в номинации «Юный животновод» Козлова Е, 2-ое место в номинации «Юный лесовод» - Рябцева К. и в номинации экологов Земцов Илья.
Рис.12 «День урожая» в г.Ставрополе
3-е место - в конкурсе полеводов – Сухов К
Честь района в крае защищала среди животноводов Козлова Евгения.2.Опытническая работа
Опытническая работа проводится на учебно-опытном участке, расположенном на территории школы в юго-восточной части пришкольного участка площадью 0,5 га. На участке преобладают темно- каштановые почвы, которые характеризуются слабой гумусированностью. По механическому составу почвы в основном суглинистые. Учебно- опытный участок создан для проведения учебных и внеклассных занятий с целью формирования интеллектуальных и практических умений по выращиванию растений, проведению опытов и наблюдений с оценкой состояния окружающей среды с проектированием мер по благоустройству территории школы.
Учебно-опытный участок-это база опытнической работы учащихся. Здесь на уроках технологии под руководством учителей технологии Богдашкиной Т.А. и Воронкова А.Д, учителя биологии Жулиной Г.В.учащиеся расширяют и углубляют знания основ сельского хозяйства, знания по биологии, полученные в классе, познают растительные организмы, овладевают методами управления, ростом и развитием растений, учатся беречь и охранять природу, приобщаются к коллективному труду.
Работа на учебно-опытном участке включает в себя познавательное и воспитывающее значение. Увлеченные работой на земле, учащиеся работают по трём заповедям известного ученого-земледельца Т. Мальцева:
I заповедь - надо знать. В нашей стране есть условия для получения образования и профессии – только не ленись, учись, познавай.
II заповедь – надо уметь. Однако умение не приходит само по себе, а постигается оно в процессе самостоятельной работы.
III заповедь – надо страстно, всей жизнью стремиться к достижению поставленной цели, надо сильно желать и действовать.
К организации участка и подготовке работы на нем привлекаются учителя географии, биологии, экологии, а также ученический коллектив школы, родители.
Как известно, в сельском хозяйстве предметом труда являются растения и животные. Поэтому сельскохозяйственное производство отличается от промышленного тем, что технология возделывания культур на протяжении весенне-летнего и осеннего периодов несколько раз меняется. Отсюда многие сельскохозяйственные работы характеризуются сезонностью (Рис. 13). Следовательно, понять сущность земледельческого труда можно лишь в том случае, если уже имеются знания о почве и её плодородии, о причинах продуктивности культурного поля. При этом необходимо знать, что сельскохозяйственная техника облегчает труд земледельца. Все эти стороны сельскохозяйственной науки и практики в элементарном плане заложены в темы проектов учащихся:
- « Влияние окучивания на развитие клубней и урожая картофеля »;
- « Влияние разных видов окучивания на развитие клубней и урожай картофеля»;
- «Влияние прищипки главного побега у цветочно- декоративных растений на появление боковых побегов и продолжительности сроков цветения»
Рис.13 Работа на опытном участке
3-е место - в конкурсе полеводов – Сухов К
– «Испытание разных сортов моркови»Ежегодно коллектив трудового объединения учащихся «РОСТок» принимает участие в районном конкурсе-смотре учебно-опытных участков. В 2009 году в этом конкурсе школа стала победителем и приняла участие в краевом этапе этого конкурса.
В 2008 году в краевом смотре-конкурсе учебно-опытных участков МОУ СОШ № 22 заняла 1-ое место, а учащаяся школы Рябцева К. стала победителем конкурса исследовательских работ по сортоиспытанию моркови, проводимых на пришкольном участке. По итогам конкурса она была приглашена на финал биологической олимпиады в г.Москву, заняв там 4 место.
3. Исследовательская деятельность учащихся.
Ученическая производственная бригада в сельской школе - это ступенька роста для замечательных тружеников села и будущих великих учёных. Именно здесь ребята пробуют свои силы в нелёгком крестьянском труде и именно здесь задумываются об улучшении жизни своих родных. Работа школы по проектно-исследовательской деятельности позволила нашим учащимся выполнить немало интересных и познавательных работ в рамках УПБ. Хотя этот путь всегда долгий, на нём бывают взлёты и падения, радости и удачи. Но все, же больше побед, сначала робких, а потом уверенных, весомых.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный труд ребят, который должен быть где-то представлен. Каждому учащемуся школы предоставляется возможность рассказать о своей работе, попробовать свои силы сначала на различных секциях школьной конференции, а затем лучшие работы учащиеся представляют на школьной ежегодной научно-практической конференции «Открытие».
Но какие бы исследовательские работы, проекты не выполняли ребята, красной нитью проходит тесная связь со своей малой Родиной, с краеведением.
Современная жизнь сегодня стала намного интересней, появилось больше возможностей попробовать свои силы, побывать во многих местах, встретиться с интересными людьми.
Со своими исследовательскими работами учащиеся выступают на различных конкурсах и конференциях разного уровня:
- ежегодно принимают участие в научно-практической краевой конференции «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья»
- во Всероссийской ученической Интернет-конференции (в 2009 году 3-е место в номинации «Биология» (Жулина Ю.)
- в Балтийском научно-инженерном конкурсе исследовательских работ в г.Санкт-Петербурге в самой многочисленной номинации «Биология». (2 финалиста 2009 и 2010 гг.– Рябцева Кристина и Лебединский Антон);
- в краевом конкурсе «Подрост» (3-е место – Егорова Н., Жулина Е., Воронкова А.)
- во Всероссийской Олимпиаде научно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек – Земля – Космос (Олимпиада «Созвездие»);
- в краевом конкурсе «Моя малая Родина»;
Рис.14 Участники конференции «Открытый мир. Старт в науку»
- в научно-технической конференции «Открытый мир. Старт в науку» РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева(Рис.14) (ежегодно учащиеся школы становятся победителями и призерами); - в III-ем Всероссийском конкурсе научно- инновационных проектов «Чистая планета для нашего будущего», организованном международной организацией «Сименс»;
- в региональной вузовской научно-практической конференции школьников «В науку первые шаги» Сев-Кав.ГТУ в г.Ставрополе;
- в Ставропольской краевой открытой научной конференции школьников Малой академии наук и др.
С 2004 года от 5 до 8 учащихся 8-11 классов, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью, ежегодно обучаются в Краевой Экологической школе.
Администрация школы старается поддержать ребят из трудового объединения «РОСТок» через:
Результаты работ учащихся размещаются в СМИ или сборниках по материалам «Эколого-краеведческой конференции Ставрополья», в сборниках по итогам всероссийского фестиваля исследовательских работ учащихся «Портфолио». (Приложение 1). В этих сборниках собраны работы учащихся, выполненные за несколько лет в сотрудничестве со специалистами СПК колхоза «Кановский», учёными РГАУ- МСХА им. К.А.Тимирязева и другими организациями. Каждая из работ несет большое практическое значение. Об успехах свидетельствуют многочисленные грамоты (Приложение 2).
4. Влияние УПБ на выбор профессии сельских школьников.
Школьные годы – самая трудная и ответственная пора становления человеческой личности во всем ее многообразии. И в этом помогала УПБ – одна из первых ступенек приобщения молодого человека к сельскому труду, к жизни. Здесь школьники не только трудятся, здесь они осознают свое место в обществе. Многим дала путевку в жизнь ученическая производственная бригада. Стали агрономами, инженерами, механизаторами и просто добрыми трудолюбивыми людьми ребята из трудового объединения школьников «РОСТок». Для многих ребят участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях стало стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути. Можно сказать, что конкурсные состязания утвердили профессиональный выбор его участников и победителей.
2002 год Соловьева Людмила – призер районного слета УПБ в номинации «Юный животновод». Окончила в 2007 году ССХА ветеринарный факультет.
2004 год Берюмова Татьяна – призер районной олимпиады по экологии, победитель районных слётов УПБ -2003, 2004 гг в номинации «Юный эколог», участница краевых слетов УПБ, неоднократный победитель краеведческих конференций, конференции КЭШ, победитель краевого и участник всероссийского конкурса «Воды России». Награждена юбилейным нагрудным знаком «50 лет ученическим производственным бригадам Ставрополья». Выпускница Краевой экологической школы. Окончила РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева - Московскую сельскохозяйственную академии имени К.А.Тимирязева, факультет зооинженерный.
Лебединский Артем, победитель районного слета УПБ в номинации «Юный полевод». Награжден юбилейным нагрудным знаком «50 лет ученическим производственным бригадам Ставрополья». Окончил в 2008 году ССХА, факультет агрономический.
2007 год Жулина Евгения – победитель районной, краевой и участник всероссийской олимпиады по экологии в г.Сочи; победитель и призер в районном и краевом слете УПБ в номинации «Юный эколог», неоднократная победительница всероссийской конференции «Открытый мир. Старт в науку». Получила 3 сертификата на бесплатное обучение в СГУ, ССХА и РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева. Выпускница Краевой экологической школы. Сегодня она студентка Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева и свою будущую профессию связала с экологией.
Воронкова Анастасия – призер районного слета УПБ в номинации полеводство, всероссийской конференции «Открытый мир. Старт в науку» Выпускница Краевой экологической школы. Сегодня она студентка Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева и свою будущую профессию связала с зоологией.
2009 год Егорова Надежда - участник районного слета УПБ в номинации «Юный садовод»,призер краевого конкурса «Подрост». Выпускница Краевой экологической школы. Егорова Н. - студентка Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева, факультет зооинженерный.
2010 год- Лебединский Антон – победитель конкурса «Юный эколог» на районном слете ученических производственных бригад, призер Ставропольской научно-исследовательской конференции «Экологические проблемы Ставрополья», победитель 1-го и 2-го этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2009-2010 уч.году и вошел в десятку лучших среди учащихся школ края на краевом этапе предметных олимпиад, призер (3-е место) Балтийского научно-инженерного конкурса - всероссийского научного турнира школьников (биология и экология) – в г.Санкт-Петербурге.
Рис.15 Победитель грантовского конкурса Лебединский А.
В марте 2010 года он стал победителем грантовского конкурса «Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды», проходивший в г.Москве. Победитель научно-технического конкурса школьников Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева в 2010 г и призер этого конкурса в 2009 году, г.Москва. Антон – выпускник Краевой экологической школы 2010 г. В 2011 году внесен в полосную статью Энциклопедии «Одаренные дети – будущее России» (Рис.15).2011 год Козлова Евгения – победитель в районном слете и участник краевого слета УПБ в номинации «Юный животновод». Выпускница Краевой экологической школы.Студентка Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева, факультет «Зооинженерный».
Рябцева Кристина – участник районного слета УПБ в номинации «Юный лесовод»,
Выпускница Краевой экологической школы. Студентка Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева, факультет – «Агрономический »
Успешность работы школы по трудовому и патриотическому направлению определяется по тому, насколько достигнуты запланированные результаты. Но важным становятся индивидуальные достижения каждого участника: личностные изменения и приобретенный опыт.
5. Заключение и выводы
1. Педагогический коллектив школы создал и совершенствует в соответствии с требованиями времени такую модель сельской школы, в основе которой лежит труд на земле, связь с окружающей природой, умение беречь ее, чувствовать, жить с ней в согласии. Задача школы – вырастить грамотного землепользователя, который сможет на научной основе вести хозяйство и не вредить земле, окружающей природе, сохранить свою родину – село.
2. Трудовая подготовка молодежи – один из основных приоритетов в образовательной стратегии любой страны, во всех временных эпохах, независимо от экономической и политической ориентации.
3. На примере истории УПБ мы в очередной раз убеждаемся в том, что труд неразрывно связан с процессом становления личности и поэтому выполняет колоссальные социальные функции. Сегодня, как никогда, вопросы трудового обучения и воспитания подрастающего поколения весьма актуальны. От их решения во многом зависит не только будущее сегодняшнего школьника, но и будущее села, России в целом.
4. Ученическая производственная бригада (трудовое объединение школьников «РОСТок») играет решающую роль в повышении уровня знаний учащихся, формировании трудовых навыков, развитии творческих, исследовательских, личностных качеств школьников.
5. Сейчас многие сельские школы утратили свое основное качество - тесную связь с землей. Происходит разрыв между поколениями: дети не хотят наследовать дело родителей, а современному обществу нужны сегодня нравственные, инициативные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, наделенные чувством ответственности за судьбы страны. Все эти вопросы и решает ученическая производственная бригада (трудовое объединение школьников «РОСТок»).
Используемые источники.
Приложение 2.
Как Снегурочке раскатать тесто?
Лиса и волк
У меня в портфеле
3 загадки Солнечной системы
Три загадки Солнца