цель данной работы - изучить взаимосвязь занятий спортом и развития лидерских качеств в личности подростков.
Вложение | Размер |
---|---|
sport_kak_faktor_formirovaniya_liderskih_sposobnostey.doc | 129.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЮНХАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
671642, Республика Бурятия, с. Улюнхан, ул. Новая, 1., тел.: 91-5-74, 91-5-24
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Спорт как один из факторов формирования лидерских способностей подростков
Автор: Шобонов Булад,
учащийся 9 класса
Руководитель: Бадлуев А.Д.,
учитель физкультуры
2011-2012
Введение………………………………………………………………………1
Глава I. 1. Лидерские качества в структуре личности подростка…..…… 3
Глава I. 2. Спорт как один из факторов формирования лидерских способностей подростков……………………………………………………5
Глава II. Практическое исследование влияния спорта на развитие лидерских способностей подростков……………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………9
Список литературы………………………………………………………….10
Введение
Благополучно жить в современном мире – сложном, динамичном, быстро меняющемся - значит быть человеком, способным вписаться в этот своеобразный ритм. Одним из основных качеств, способствующих этому процессу, являются лидерские способности.
И чем раньше современный человек начнет развивать в себе такие качества, как активность, творчество, уверенность в себе и в своих силах, выносливость, решительность, оптимистичность, тем более гладко произойдет его включение в современное общество.
В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.
Среди специалистов до сих пор не завершена дискуссия о том, являются ли лидерские качества и способности врожденными или они приобретаются в процессе жизнедеятельности человека. Несмотря на отсутствие однозначного ответа на данный вопрос психологические проблемы лидерства, в том числе формирования и развития лидерских качеств личности привлекают внимание многих ученых. В их числе Г.К.Ашин, А.В.Петровский, А.П.Панкрухин, Б.Д.Парыгин, М.Мескон и др.
Факторы, которые могут оказывать влияние на формирование и развитие лидерских способностей:
-особенности семейного воспитания;
-специфика деятельности, в которую включен человек;
-специфика среды его общения;
-особенности его досуга и т. д.
Также, на мой взгляд, на формирование лидерских способностей у подростков могут воздействовать занятия физической культурой и спортом.
Таким образом, цель данной работы - изучить взаимосвязь занятий спортом и развития лидерских качеств в личности подростков.
Объектом исследования являются лидерские качества подростка. Предмет исследования – особенности влияния спорта на развитие лидерских качеств подростка.
Таким образом, гипотеза нашего исследования такова: существуют значимые различия в выраженности лидерских качеств у подростков, которые занимались спортом и у подростков, которые не занимались спортом. Подростки, которые занимаются или занимались спортом, имеют более сильную выраженность лидерских способностей, чем подростки, которые не занимались спортом.
Задачи:
Глава I. 1. Лидерские качества в структуре личности подростка
Подростковый возраст – важнейший период в жизни человека. Это период, когда в человеке закладываются уважение к себе, самооценка, способы взаимоотношений с окружающими людьми, манера взаимодействия с людьми того же и противоположного пола. От того, к чему будет подготовлен человек в подростковом возрасте, зависят его самореализация, его карьера, то, кем он станет в жизни, чего добьется и будет ли он в конечном итоге счастлив.
В современном мире гораздо проще самореализоваться человеку, обладающему такими качествами как, коммуникативные навыки, умение гармонично вливаться в коллектив и взаимодействовать в среде сверстников, способности быстро адаптироваться к сложным жизненным ситуациям и так далее. И, конечно, одними из таких качеств, на наш взгляд, являются лидерские качества. Так что же такое лидерство и кто такой лидер?
Лидер - это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы. Также лидер - это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответ ственность за выполнение групповых задач, чем все остальные, а лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью.
Таким образом, лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль не официального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели.
В организациях различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Поэтому у подростков официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами подростки, сколько взрослые. Поэтому вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером.
На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера. Большинство авторов (А.П.Панкрухин, Е. Жариков, Е. Крушельницкий, Р. Столдилл, Р.Бейлс и другие) теорий лидерства предлагают рассматривать лидера, как человека, обладающего рядом определенных качеств.
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е.Жариков и Е.Крушельницкий, могут служить следующие проявления:
Фрэнк Карделл, в свою очередь, выявил такие черты характера и привычки, которые мешают и подростку, и взрослому человеку быть лидером. Ниже следует перечень этих качеств:
Широко распространено мнение о том, что не всех людей природа наделила лидерскими качествами. Но многие исследования доказывают, что эти качества можно приобрести. В настоящее время выделяется множество факторов, которые могут влиять на формирование и развитие лидерских качеств и способностей подростков. Одним из таких факторов является спорт.
Глава I. 2. Спорт как один из факторов развития лидерских способностей подростков
Физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности старших подростков, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Таким образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего развития личности. Установка на разностороннее развитие личности предполагает овладение старшими подростками, с одной стороны, основами физической культуры, слагаемыми, которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, знания и навыки в области физической культуры, а с другой - формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер старшего подростка, его эстетических представлений и потребностей.
Занятия спортом существенно влияют на интеллект, это влияние состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи.
Занятия спортом оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта старших подростков: внимания, наблюдательности, находчивости и быстроты соображения и мышления и т.д.
Также положительное влияние занятий спортом на развитие личности проявляется в приобретении волевых черт характера, и состоит в том, что эти занятия связаны с необходимостью проявления волевых усилий. В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера старших подростков - нагрузка. Упражнение следует рассматривать не только как метод, направленный на совершенствование в технике и тактике, обеспечение физической подготовленности, но и как средство развития воли. В ходе учебно-тренировочного процесса у старших подростков возникают определенные трудности, способствующие развитию волевых черт характера. Это необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования волевых качеств спортсмена.
В силу самой сущности физической культуры и спорта проявление в них негативных черт характера (трусости, безволия, грубости и т.д.) воспринимается как некрасивое, отрицательное в поведении и, наоборот, смелость, решительность, мужество - как пример для подражания. Тем самым учебно-тренировочные занятия способствуют формированию у старших подростков этически оправданных представлений о правильном поведении человека.
Также важное место в формировании личности подростка в процессе учебно-тренировочных занятий занимает и эстетическое воспитание
В формировании личности старших подростков, занимающихся спортом, следует указать на решающее значение личности преподавателя, направленности его действий. Морально-этические положения, которыми руководствуются старшие подростки, имеют прямую взаимосвязь с общественной сферой, в которой юный спортсмен живет, трудится, учится, и интеллектуальной атмосферой в ней.
Также глубокое влияние на процесс формирования личности старших подростков оказывает коллектив, в котором подросток тренируется. Содружественная деятельность, деловые межличностные отношения, взаимная помощь и ответственность - все это способствует воспитанию членов коллектива.
Таким образом, важнейшая задача занятий физической культурой и спортом - формирование личности. Это достигается путем проникновения воспитательных мер во все сферы деятельности преподавателя и путем самовоспитания занимающегося.
Анализ состояния проблемы по литературным источникам свидетельствует о наличии определенного педагогического опыта использования возможностей физической подготовки и спорта в решении тех или иных воспитательных задач. Именно поэтому в данном исследовании мы ставим перед собой цель экспериментально исследовать влияние спорта на формирование лидерских способностей подростков.
Лидерские способности, сформированные в подростковом возрасте, помогают в будущем в построении карьеры. Есть очень много случаев, когда спортсмены, закончив спортивную карьеру, нашли себя в тех сферах деятельности, где лидерские качества человека необходимы. Например, бывшие спортсмены – лидеры в бизнесе, политике, шоу-бизнесе: фигуристка И. Слуцкая, гимнастка Л. Утяшева – ведущие на ТВ, коньбежка С. Журова – политик, хоккеист В. Фетисов – Президент Федерации хоккея, мастер спорта по дзюдо В.Путин – председатель Правительства РФ и т.д.
Глава II. Практическое исследование влияния спорта на развитие лидерских качеств подростков
Исследовательская часть данной работы включает в себя следующие этапы:
Испытуемыми выступили учащиеся средних и старших классов МБОУ «Улюнханская СОШ». Всего 48 человека, в возрасте от 13 до 16 лет. Все испытуемые были распределены в две равные группы:
Группа I: подростки, которые занимались или занимаются спортом.
Группа II: подростки, которые не занимались и не занимаются спортом.
Для исследования выраженности лидерских способностей у подростков мы использовали методику под названием «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова и Е. Крушельницкого.
Результата анкетирования:
У подростков, которые занимались спортом, лидерские способности выражены слабо у 4%, средне – у 76%, сильно – у 20%.
У подростков, которые не занимались спортом, лидерские способности выражены слабо у 13%, средне – у 11%, сильно – 0%.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования о существовании значимых различий выраженности лидерских качеств у подростков, которые занимались спортом и у подростков, которые не занимались спортом, подтвердилась в данном исследовании.
В результате проделанной работы мы получили возможность изучить взаимосвязь занятий спортом и выраженности лидерских способностей в личности подростков. По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы:
На наш взгляд, одним из возможных путей усовершенствования данного исследования могло бы стать его проведение с привлечением большего количества испытуемых, что позволило бы дать более значимые и надежные результаты.
Проведенное нами исследование может стать достойной основой для дальнейшего, более глубокого изучения данной проблемы. Мы будем трудиться над нашей работой и в дальнейшем, потому что, на наш взгляд, существует реальная потребность в изучении факторов и способов формирования и развития лидерских качеств личности.
Приложение I
Результаты, полученные по методике диагностики лидерских способностей Е.Жарикова, Е.Крушельницкого в исследуемых группах.
Гр № I | Подростки, которые занимались спортом | Кол- во баллов | Выражен- ность лидерских способн. | Гр №II | Подростки, которые не занимались спортом | Кол- во баллов | Выражен- ность лидерских способн. |
1 | Базаров Тимур | 26 | средне | 1 | Базарова Зина | 24 | слабо |
2 | Будожапова Алт. | 34 | средне | 2 | Гомбоева Гэрэлма | 22 | слабо |
3 | Вандаев Эрдэм | 37 | сильно | 3 | Цыбикова Туяна | 14 | слабо |
4 | Раднаев Ринчин | 27 | средне | 4 | Пиртанов Рома | 27 | средне |
5 | Очиров Эрдэни | 26 | средне | 5 | Кардашин Миша | 20 | слабо |
6 | Цыденов Батор | 40 | сильно | 6 | Бадмаева Ирина | 29 | средне |
7 | Савватеева Настя | 27 | средне | 7 | Басанов Илья | 31 | средне |
8 | Раднаева Мэдэгма | 26 | средне | 8 | Нечкин Алеша | 27 | средне |
9 | Тыхеев Борис | 32 | средне | 9 | Ринчинов Дима | 22 | слабо |
10 | Чойропова Саша | 34 | средне | 10 | Бадмаев Витя | 22 | слабо |
11 | Чойропова Сэс. | 37 | сильно | 11 | Берельтуев Паша | 34 | средне |
12 | Минтасов Санга | 28 | средне | 12 | Берельтуева Марина | 30 | средне |
13 | Шобонов Булад | 28 | средне | 13 | Раднаев Эрдэни | 24 | слабо |
14 | Цыденов Булад | 26 | средне | 14 | Степанова Оля | 21 | слабо |
15 | Елбонова Света | 39 | сильно | 15 | Чойнжуров Алдар | 28 | средне |
16 | Раднаев Баир | 26 | средне | 16 | Атакин Тимур | 24 | слабо |
17 | Чойбонова Баярма | 33 | средне | 17 | Базарова Арюна | 23 | слабо |
18 | Чойропов Сергей | 30 | средне | 18 | Костяев Руслан | 26 | средне |
19 | Шадапов Агван | 30 | средне | 19 | Сороковиков Андрей | 20 | слабо |
20 | Ачитуев Булад | 26 | средне | 20 | Цыренов Салтан | 30 | средне |
21 | Бубеев Саша | 32 | средне | 21 | Атакина Вера | 23 | слабо |
22 | Сультимов Амг. | 32 | средне | 22 | Дамбинов Саян | 29 | средне |
23 | Сыжипов Бэликто | 37 | сильно | 23 | Дамбинова Арюна | 27 | средне |
24 | Бадмаев Стас | 19 | слабо | 24 | Хубанова Ксения | 22 | слабо |
Приложение II
Гистограмма 1. Процентное соотношение выраженности лидерских способностей в исследуемых группах
Группа 1: подростки, которые занимались спортом
Группа 2: подростки, которые не занимались спортом
Приложение III
Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
да;
нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
да;
нет.
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
да;
нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
да;
нет.
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?
да;
нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
да;
нет.
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
да;
нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
да;
нет.
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
да;
нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
да;
нет.
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
да;
нет.
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
да;
нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем?
да;
нет.
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
да;
нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?
да;
нет.
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
17. Какое из двух мнений вам ближе?
настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать?
с покорными людьми;
с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
да;
нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
да;
нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
да;
нет.
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?
предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;
просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
да;
нет.
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
да;
нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
да;
нет.
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
самый компетентный человек;
тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
да;
нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину?
да;
нет.
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
тот, который все решает сам;
тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
коллегиальный;
авторитарный.
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
да;
нет.
32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?
человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?
промолчите;
будете отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
да;
нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
да;
нет.
36. Что бы вы предпочли?
работать под руководством хорошего человека;
работать самостоятельно, без руководителей.
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?
согласен;
не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
да;
нет.
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
да;
нет.
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
опускаете руки;
появляется сильное желание их преодолеть.
41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?
да;
нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
да;
нет.
43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?
введу нужные изменения немедленно;
не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
да;
нет.
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
да;
нет.
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
да;
нет.
47. Кем бы вы предпочли стать?
художником, поэтом, композитором, ученым;
выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку вам приятнее слушать?
могучую и торжественную;
тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
да;
нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
да;
нет.
Ключ к тесту:
Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.
Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае – 0 баллов.
Интерпретация результатов теста
* Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.
* Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.
* Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.
* Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЮНХАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
671642, Республика Бурятия, с. Улюнхан, ул. Новая, 1., тел.: 91-5-74, 91-5-24
Рецензия
на исследовательскую работу
«Спорт как один из факторов
формирования лидерских способностей подростков»
Шобонова Булада, учащегося 9 класса МБОУ «Улюнханская СОШ»
Рецензируемая работа посвящена актуальной теме формирования лидерских способностей подростков. Булад сделал попытку изучить взаимосвязь занятий спортом и развития лидерских качеств в личности подростков.
Исследуемый материал ранее широко изучен учеными, подробно анализирован, но Булад проявил умение находить и систематизировать необходимый материал, обобщить его.
Данная тема, без сомнения, требует глубокого и длительного изучения. Более надежные и верные результаты дало бы проведение исследования с привлечением большего количества испытуемых.
Особые затруднения Булад испытал при оформлении работы, при выделении цели, задач, объекта исследования. Эта работа стала для него первым серьезным исследованием. Он проявил истинный интерес к изученной теме, степень самостоятельности ее изучения высока.
Данная работа может быть оценена положительно, т.к. учащийся цели своего исследования достиг.
Руководитель ______ А.Д. Бадлуев,
учитель физкультуры
Самый богатый воробей на свете
Просто так
Рождественский венок
Юрий Алексеевич Гагарин
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой