В работе рассматриваются вопросы о международном сотрудничестве между Россией и Францией на примере боевого братства авиаполка Нормандия-Неман
Вложение | Размер |
---|---|
my_za_pravoe_delo_dralis.doc | 226 КБ |
«Нормандия-Неман» - символ французско-российской дружбы
История, международные отношения
автор Тиняков Сергей Владимирович
руководитель работы Пономарева Галина Вячеславовна
ГБОУ СОШ №490 ЮВОУО район Южнопортовый
Москва 2012
«Нормандия-Неман» - символ французско-российской дружбы
Мы за правое дело дрались, камарад.
Нам война ненавистна иная:
Не поддайся обману, французский собрат,
Верность клятве своей сохраняя.
В небесах мы летели одних,
Мы теряли друзей боевых,
Ну, а тем, кому выпало жить,
Надо помнить о них и дружить.
В июле 2009 г. из Франции пришла печальная новость — в соответствии с планами реформирования Вооруженных сил Франции был расформирован авиаполк «Нормандия-Неман». Аналогичное сообщение в ноябре пришло из России — в городе Галенки Приморского края прошли прощания с расформированным 18-м гвардейским авиаполком, с 1992 г. носившим почетное наименование «Нормандия-Неман». Чуть позже стало известно, что с 2010 г. министерство вооруженных сил Франции прекращает субсидирование музея авиаполка в Лез Анделизе.
История Российско-Французских отношений
Со времен Петра I между Россией и Францией складывались союзные дружественные отношения, прерываемые только войной 1735 г. за польское наследство, 15-летним периодом Наполеоновских войн и Крымской войной. Тесный союз до и во время Первой мировой войны был прерван революцией. Франция наполнилась русскими эмигрантами, враждебно настроенными к новой власти в России, и вооруженным путем пыталась участвовать в Гражданской войне. Но затем в 1924 г. признала СССР и установила дипломатические отношения.
В 1932 г. русский эмигрант Павел Горгулов убил французского президента Поля Думера. Это вызвало обострение отношений, грозившее разрывом, и даже поговаривали о войне. Однако кризис Версальской системы в Европе, приход к власти в Германии реваншистов, попытка переворота в самой Франции в 1934 г. напомнили о необходимости союза. 2 мая 1935 г. Франция и СССР заключили пакт о взаимопомощи в случае агрессии со стороны третьих стран, который оказался кстати, поскольку в 1936 г. началась гражданская война в Испании.
Но тесного сотрудничества не получилось. Буржуазные круги Франции боялись роста влияния компартии в связи с кризисом и потери власти. События в СССР в 1937–1938 гг. тоже не способствовали укреплению авторитета Советского Союза. За восемь лет с 1932 по 1940 г. правительство во Франции сменилось 16 раз. Во власти находились представители диаметрально противоположных политических течений, как лебедь, рак и щука, тянувших страну в разные стороны. Подобная нестабильность не могла не сказаться отрицательно. В итоге метания европейской политики привели к Мюнхенскому пакту 1938 г. 6 декабря 1938 г. было подписано франко-германское соглашение Боннэ — Риббентропа, которое в СССР было воспринято как предлагающее Германии Восточную Европу в обмен на отказ от претензий на Эльзас и Лотарингию.
В 1939 г. новый посол Франции в СССР Поль-Эмиль Наджиар попытался разрядить напряженность в отношениях двух стран после Мюнхена. Но в марте 1939 г. Германия захватила Чехословакию и Мемель, а Италия — Албанию. В мае начались бои между СССР и Японией на Халхин-Голе. Англия и Франция выразили протест Германии и заявили о гарантиях Польше. СССР, опасаясь двусмысленности их политики, чтобы обезопасить себя, начал искать сближения с Германией. Французы пришли к пониманию того, что, даже если направить германскую агрессию на восток, она рано или поздно придет и на запад. Во Франции был принят закон о всеобщей воинской обязанности и начата мобилизация резервистов. Именно тогда началась военная служба для многих пилотов «Нормандии-Неман».
Новое правительство Франции, избранное 17 июня 1940 г. под руководством маршала Петена, было вынуждено покинуть оккупированный Париж и обосновалось в городе Виши. Название, под которым оно и вошло в историю. Как легитимное правительство Франции оно было признано 32 государствами, включая СССР и США. Еще 30 мая Франция, желая восстановить отношения с СССР, направила нового посла в Москву. Им стал Эрик Лабонн, бывший до этого Генеральным резидентом (наместником) Туниса. Выбор был не случаен. Франция активно искала дружбы с Советским Союзом и посылала лиц, знавших и любивших Россию и вызывающих доверие в Кремле. Эрик Лабонн в 1905 г. был военным корреспондентом в Маньчжурии. Затем работал во французских дипломатических миссиях в России. В Первую мировую войну был офицером связи французского командования при штабе Русского Экспедиционного Корпуса во Франции. После установления дипломатических отношений между Францией и СССР был советником посольства в Москве.
СССР не сразу, а только в ноябре 1940 г. тоже отправил своего представителя. И не в ранге посла, а всего лишь в ранге поверенного в делах во Франции. Им стал один из видных дипломатов, заведующий Западным отделом Наркомата иностранных дел Александр Богомолов. Главной задачей посольства стала репатриация польских пленных, ставших советскими гражданами, бойцов испанских интербригад и вопрос о золоте Прибалтийских республик, ставших советскими. Франция была заинтересована в возобновлении торговых отношений, в транзите в Индокитай и в покупке военных самолетов.
Замечательным примером дружбы и сотрудничества нашей страны и Франции называют боевое содружество полка "Нормандия–Неман", рождённое в годы Великой Отечественной войны.
Год 1942. После упорной обороны на Волге, героическая Советская Армия перешла в наступление. Взоры всех патриотов Франции, которые боролись против фашизма, были обращены к СССР. Растерзанной и растоптанной пала Франция к ногам фашистов. Французское правительство не оказало должного сопротивления и капитулировало. Но капитуляция Франции не означала, что покорился французский народ.
Французы не могли смириться с захватом их страны и организовали яростное сопротивление. В марте 1942 года Национальный комитет «Свободной Франции» обратился к правительству СССР с предложением направить в Советский Союз французских летчиков и механиков для участия в боевых действиях на советско-германском фронте.
25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. В декабре 1942 года первые французские добровольцы (их было14 летчиков и 58 механиков) прибыли в СССР. Формирование эскадрильи проходило на аэродроме в городе Иваново.
Первым командиром полка «Нормандия-Неман» был Жан Луи Тюлян. Французские летчики назвали свой полк «Нормандия». Почему? Нормандия – так называется северная провинция Франции. Она больше других областей Франции пострадала от фашистов, и французские летчики решили отомстить за поруганную и разрушенную Нормандию.
Первый командир полка «Нормандия-Неман» тогда сказал: «Пусть это название всегда будет напоминать нам о муках и страданиях наших жен и детей. Пусть оно переполняет наши сердца ненавистью к проклятому врагу и станет постоянным призывом к беспощадной борьбе»
Французские летчики решили отомстить за поруганную и разрушенную Нормандию. Эмблемой полка стала эмблема Нормандии. Львы на гербе обозначают силу, мужество, отвагу. И если немецкие летчики видели на фюзеляжах самолетов разукрашенных львов со стрелой, они знали, что в бой летят французские летчики. Гитлер издал специальный указ, в котором говорилось о том, что французские летчики не берутся в плен и не отправляются в концлагеря, а расстреливаются на месте точно так же, как и партизаны. Но это нисколько не пугало французских лётчиков и они вылетали на боевые задания, чтобы громить врага. По своему составу Нормандия была разнонациональной. Среди техников полка были представители 15 национальностей нашей страны, а среди летчиков были рабочие, служащие, виконты, маркизы, сыновья генералов.
У французских летчиков были свои знаки отличия. Но летали французские летчики на советских самолетах ЯКах: ЯК-1, ЯК-3, ЯК-9, ЯК-7, ЯК-9т. Днём французские летчики громили врага в небе, а ночью советские механики в любую погоду при свете керосиновых ламп проводили технический осмотр, ремонтировали самолеты. Главным инженером полка был Агавельян Сергей Давыдовича без его разрешения в воздух не взлетал ни один самолет.
Начало боевых действий
4 декабря 1942 года эскадрилья была включена в состав советских ВВС и начала тренировочные полеты на аэродроме в городе Иваново.
22 марта 1943 года после того, как французские летчики овладели самолетами Як, они вылетели на боевое задание. Эскадрилья «Нормандия» была направлена на западный фронт.
Западный фронт
(Багрямян И.Х.)
3-й Белорусский фонт
Первая Воздушная Армия
(Громов А.)
303 Смоленская Краснознаменная ордена Суворова дивизия
(генерал Захаров Георгий Нефедович)
18 гвардейскии истребительный авиационный Витебский дважды Краснознаменный ордена Суворова полк (А.Е.Голубов) | Авиаполк «Нормандия» (Жан Луи Тюлян, Пьер Пуйяд, Луи Дельфино). | 9-й гвардейский истребительный авиаполк (В.Лаврененков) | 523 истребительный авиаполк (генерал А.Пильщиков) |
5 июня 1943 года в жизни эскадрильи «Нормандия» произошло знаменательное событие. Эскадрилья была переформирована в авиаполк «Нормандия». Теперь в полку было 4 эскадрильи, которые носили названия французских городов и их эмблемы: Руан, Гавр, Шербур, Кан.
4 декабря 1942 года эскадрилья «Нормандия» была включена в состав ВВС нашей страны. После подготовки в городе Иваново, в марте 1943 года, «Нормандия» начинает боевые действия.
Все свои воздушные бои пилоты "Нормандии" провели на истребителях конструкции А. С. Яковлева. Их первой машиной стал Як-1Б ( фото слева )
К лету 1944 года, получив очередное пополнение и перевооружившись на новые Як-9, полк имел в своем составе уже 61 пилота и 55 самолетов, что по военным меркам соответствовало уже количественному составу почти 2-х истребительных авиаполков. "Нормандия" готовилась к новым боям...
Истребитель Як-9 Марселя Альбера, весна 1944 года.
Конец войны они закончили - уже на новейших Як-3.
Истребитель Як-3 на аэродроме в Праге, весна 1945 года.
15 Июня 1945 года полк на своих боевых машинах, подаренных им Советским правительством, взлетел с аэродрома Эльбинг и взял курс на Париж... Один из самолетов Як-3, на котором воевали летчики "Нормандии", в настоящее время хранится в Национальном Музее Авиации, в Ла Бурже.
На вооружение «Нормандии» были даны лучшие советские самолеты-истребители: ЯК-1, ЯК-3, ЯК-9, ЯК-7, ЯК-9т авиаконструктора Яковлева Александра Сергеевича. Самолет ЯК по своим техническим данным намного превосходил «Мессершмидты» и «Фокке-Вульфы». Преимущество самолетов типа ЯК состояло в том, что эти самолеты были меньше весом, была большая сила огня, машиной могли управлять летчики, имевшие небольшую подготовку.
Успехи французских летчиков были во многом обеспечены советскими самолетами. Только в октябре 1943 года «Нормандия» сбила 119 немецких самолетов, со своей же стороны французы имели только двух раненных летчиков. Именно в это время «Нормандия» была вооружена самолетами ЯК-3, а сбитыми немецкими самолётами в основном были «Мессершмитты-109г» и «Фокке-Вульфы-190». Почему же французские летчики одерживали победу на самолетах ЯК? Потому что это был самый легкий истребитель в мире, он мог легко маневрировать и лететь близко к земле. В то время как немецкие самолеты, преследуя ЯКи на такой высоте от земли, теряли скорость и разбивались. И ещё надо сказать что, например, вираж на высоте 1000 метров на ЯКе можно было выполнить за 18 секунд, а это означало, что французские летчики могли занять быстрее выгодное положение для атаки в воздушном бою. Вооружение самолета состояло из двух 20 мм пушек конструкции Березина.
Боевой путь авиаполка «Нормандия-Неман»
История 1-го отдельного истребительного авиационного полка сражающейся Франции "Нормандия - Неман" началась 4 Декабря 1942 года, когда эскадрилья "Нормандия", состоявшая из 15 французских добровольцев, была включена в состав Советских ВВС ( члены первой группы французских летчиков уже имели на своем счету 19 воздушных побед, одержанных в небе Франции, Англии, Средиземноморья и т.д. ).
22 Марта 1943 года эскадрилья прибыла на полевой аэродром Полотнянный Завод, где базировались советские бомбардировщики Пе-2. "Нормандия", тесно взаимодействуя с нашими летчиками, до 10 Апреля входила в состав 204-й БАД, а с середины Апреля и до конца войны - находилась в оперативном подчинении 303-й ИАД, которой командовал Генерал - Майор Авиации Г. Н. Захаров. 16 Апреля 1943 года эскадрилья "Нормандия" ( в составе 11 пилотов ), перебазировалась на полевой аэродром Васильевское, вместе с 20-м авиаполком той же дивизии.
В Августе 1943 года эскадрилья, приняв очередное пополнение, была переформирована в отдельный истребительный авиаполк. За период с 1 Апреля по 4 Сентября 1943 года летчики "Нормандии" одержали 75 безусловных и 4 возможные победы, 14 самолетов противника уничтожили на земле. За это время эскадрилья потеряла 17 пилотов - половину своего личного состава.
Большой путь прошли французские авиаторы крылом к крылу с советскими летчиками, много боев провели вместе. Этот путь, начавшись с Подмосковья, закончился в Восточной Пруссии. Они участвовали в освобождении Орла, Брянска, Смоленска, Белоруссии и Литвы, в овладении городами Гумбинен, Инстенбург, Кенигсберг и Пилау. За успешные бои и надежное прикрытие наземных войск при форсировании реки Неман, в Августе 1944 года, полку "Нормандия" было присвоено почетное наименование "Неманский".
К концу войны 96 летчиков полка совершили 5240 боевых вылетов, провели 869 воздушных боев, сбили 268 самолетов противника ( по данным штабных архивов 303-й ИАД или 273 - по данным французской инспекции ВВС ) и подбили еще 80 самолетов.
Судьба не баловала французских летчиков. Из первой группы - 15-ти человек - в живых осталось только трое: Марсель Альбер, Роллан де ля Пуап и Жозеф Риссо. Всего же, за время боевых действий, полк потерял 42 пилота: 35 в воздушных боях, 7 - при исполнении служебных обязанностей. Имена всех погибших золотом выбиты на мемориальной доске, установленной на доме N:29 по Кропоткинской набережной в Москве, где когда - то находилась французская военная миссия.
За совершенные подвиги Советское правительство наградило полк Орденами Красного Знамени и Александра Невского, а французское - Почетного легиона, Крестом войны с шестью пальмами, Крестом освобождения и Военной медалью. Многих советских орденов и медалей удостоились 83 французских летчика. Четверо из них - Марсель Лефевр ( 4.06.1945 года ), Марсель Альбер ( 27.11.1944 года ), Роллан де ля Пуап ( 27.11.1944 года ) и Жак Андре ( 4.06.1945 года ) стали Героями Советского Союза.
Полк «Нормандия – Неман», начав свой боевой путь в городе Иваново в марте 1943 года , прошел по территории Белоруссии, Украины, Прибалтики, участвуя в военных операциях:
Полк принял участие в освобождении Белоруссии и Литвы, а также в первой и второй Восточно-Прусской, Кенигсбергской операциях. Закончил свой боевой путь полк «Нормандия–Неман» в мае 1945 под городом Эльбингом (Восточная Пруссия). Когда «Нормандия-Неман» освобождала Литву, то очень жестокие бои шли за взятие реки Неман. По рассказам очевидцев -ветеранов войны «вода в реке была красной от крови людской», но враг был побежден. Река Неман была успешно форсирована. За участие в форсировании реки Неман полку было присвоено звание «Неман». И в 1945 году, когда закончилась война и полк полетел во Францию, в его названии было два слова: одно французское – «Нормандия», другое русское - «Неман».
Примеры боевой дружбы. Побратимы русского неба.
Все дома обойду, Там я найду,
Под землёю Мы продолжим былую беседу.
Весь город объеду,
В небесах мы летали одних,
Мы теряли друзей боевых,
Ну а тем, кому выпало жить,
Надо помнить о них и дружить.
Так пели ветераны полка «Нормандия-Неман», те, которые остались в жизненном строю. Крепкая дружба была между французскими летчиками и советскими механиками. Французские летчики очень ценили мастерство механиков, дорожили их дружбой. Вот что они говорили по этому поводу: «Советские механики своим героическим трудом в тяжелых фронтовых условиях обеспечивали высокую боевую готовность самолетов. Они неутомимые люди, кажется, что они вовсе не отдыхают. Зато, благодаря заботам технического состава, наши ЯКи всегда в отличном порядке. И, честно говоря, в победе над врагом в воздухе заслуга принадлежит не только нам, лётчикам, но и нашим друзьям – русским механикам»
Французские летчики удивлялись выносливости и сноровке техников и механиков. Они называли механиков «верными боевыми помощниками». Большое мастерство, самоотверженность, выносливость проявлял весь технический состав полка во главе с инженером – капитаном Агавельяном Сергеем Давыдовичем. Часто самолеты прилетали с боевого задания поврежденными, но техники и механики не давали им долго застаиваться. Одна бессонная ночь - и машины были готовы к вылету. Французских и советских солдат объединяла крепкая настоящая дружба, которая родилась в совместной борьбе против фашизма…
Французские лётчики навсегда стали побратимами русского неба. Надо сказать, что в истории совместной борьбы советского и французского народов против фашизма есть много примеров боевого содружества, боевой товарищеской выручки, поддержки.
30 июня 1944 г. погиб Бруно де Фальтан со своим механиком Сергеем Астаховым. Его самолет был поврежден во время боя. Пытаясь дотянуть до аэродрома, он был вынужден сесть в чистом поле. Жан де Панж вывез его в расположение на самолете У-2, а Бруно де Фальтан на спарке Як-7 с механиком вылетел к своему истребителю, чтобы попробовать его починить. Затея не удалась, и они стали возвращаться. Согласно воспоминаниям Жана де Панжа, Як-7 по какой-то причине тоже пришлось аварийно сажать на поле, и самолет попал колесами в окопы. Оба были тяжело ранены, но Бруно Фальтан еще успел позвать на помощь советских артиллеристов, которые и похоронили затем пилота со своим механиком в Дубровенском районе Витебской области. На могиле был установлен крест с именами офицеров и их фотографией. В 1967 году их перезахоронили в Москве на Введенском кладбище. В селе Рыленки Витебской области установлен памятник.
Бруно де Тьери де Фальтан единственный французский пилот, чей прах по решению родственников остался похороненным в России. Брат Бруно де Фальтана, Ги де Фальтан, провел почти шесть лет в немецком плену в Раве-Русской.
Могилы Бруно де Фальтана и Сергея Астахова на Введенском кладбище в Москве. (Фото В. Беляева)
15 июля при перелете на новый аэродром случилась поломка в самолете Мориса де Сейна. Пары бензина стали проникать в кабину, и летчик ослеп. В грузовом отсеке самолета находился механик де Сейна Владимир Белозуб, у которого не было парашюта, поэтому пилот отказался прыгать с парашютом, вернулся на прежний аэродром и попытался посадить самолет. На глазах у всех, кто находился на аэродроме, он несколько раз заходил на посадку, несмотря на отчаянно повторяемый Михаилом Шиком по радио приказ генерала Худякова прыгать. Французский аристократ разбился из-за русского крестьянина в своем багажнике.
Капитан Морис де Сейн — одна из наиболее знаменитых легенд «Нормандии-Неман». Ныне его именем названа военно-воздушная база французских ВВС в городе Оранж, на которой установлен памятник — взлетающие рядом Як и Мираж.
Морис де Сейн и Владимир Белозуб были похоронены в одной могиле в селе Дубровка. В 1953 г. останки Мориса де Сейна по просьбе его матери были перезахоронены в Париже.
По всей видимости, к гибели Мориса де Сейна и Марселя Лефевра привели конструктивные недостатки самолета Як-9, когда по каким-то причинам бензин начинал попадать в кабину. Схожий случай произошел с командиром 18-го авиаполка полковником Голубовым. Так же как Марсель Лефевр, он был вынужден вернуться в результате неисправности и был весь забрызган бензином. Не успевая посадить самолет, выпрыгнул из кабины летящего самолета. Кроме ожогов, получил множественные переломы, но остался жив. Его доставили в госпиталь в Москву и смогли вылечить.
Героический подвиг французского лётчика Морриса де Сейна и механика Владимира Белозуба, является символом нерушимой дружбы между французскими и советскими солдатами. Моррис де Сейн пытаясь спасти своего друга Владимира Белозуба, погиб, но не выпрыгнул с парашютом. В свою очередь Владимир Белозуб, отказался выпрыгнуть с парашютом с подбитого самолета, так как парашют был один на двоих. Вот как это было.
Ранней весной 1945 года самолёт французского летчика Франсуа де Жоффра был подбит над Балтийским морем, (залив Фриш Гав). Лётчик упал в нейтральные воды. Более 14 часов он проплавал в холодной воде, ухватившись за бревно. Когда стемнело, один советский солдат вызвался пойти в разведку. Рискуя жизнью, он спас французского лётчика. Имени этого солдата Франсуа де Жоффр не знал долгое время. Спустя 25 лет после окончания войны его имя стало известно. Это был рядовой советской армии Назарян. За этот подвиг он был представлен к французской награде. После войны Франсуа де Жоффр написал книгу "Нормандия-Неман или воспоминания французского лётчика"
Жизнь советского летчика Героя Советского Союза Николая Пинчука спас экипаж французского летчика Роллана де Ла Пуап. Вот что произошло с ним однажды. Его самолет был подбит, он был ранен и упал на территорию, занятую фашистами. Враги могли его окружить и расстрелять на месте. Экипаж Роллана де Ла Пуап увидел эту ситуацию с воздуха и начал обстреливать местность, куда упал Пинчук, до тех пор, пока не подоспела помощь. Французские летчики, рискуя своей жизнью, не давали фашистам окружить Пинчука. Экипаж Роллана де Ла Пуап пролетел над землёй на «бреющем полёте» и Николай Пинчук был подобран с земли - он был спасён.
На боевое задание советский лётчик Якубов Степан Филиппович часто вылетал с французскими летчиками. После войны он жил в городе Одессе. Во время войны он спас лётчик полка «Нормандия-Неман» Жанна Эмоне. Он сам был ранен, но вынес с поля боя раненного французского лётчика.
За свой героический поступок Степан Филиппович был награждён французским крестом, он имеет документ, который подтверждает эту награду. Долгое время после войны дружили эти два солдата французский и русский. Они были в гостях друг у друга. Степан Филиппович - во Франции, а Жанн Эмоне - в Одессе.
Возвращение на Родину. Послевоенное сотрудничество.
Весть о победе советского народа над фашистской Германией пришла в полк «Нормандия- Неман» утром 9 мая 1945 года.
Полк базировался под Кенигсбергом на территории Восточной Пруссии.
В тот день, 9 мая 1945 года советские и французские солдаты, прошедшие суровые годы войны, поклялись друг другу в том, что они сделают всё, чтобы хранить мир на Земле. Мир во имя светлого будущего детей.
Чуть позже в полк пришло известие от Главного маршала авиации Новикова А.А., в котором сообщалось, что домой во Францию, французские лётчики полетят на своих боевых «ЯКах», советское командование дарит 40 боевых машин, на которых воевали лётчики, в дар Франции.
Итоги боевой работы. Награды полка.
За время пребывания на советско-германском фронте, с 22 марта 1943 года по 9 мая 1945 года, полк прошёл славный боевой путь от Подмосковья до главного города Восточной Пруссии - Кенигсберга. Его лётчики в общей сложности совершили более 5000 боевых вылетов, провели 869 воздушных боёв, в которых сбили 268 и подбили 80 немецких самолётов. Кроме того, атакуя наземные объекты, они уничтожили большое количество живой силы и боевой техники врага. За всё время пребывания на советско-германском фронте полк потерял 42 лётчика.
96 лётчиков, проходивших службу в полку «Нормандия – Неман», были награждены 112 орденами и медалями Советского Союза. Как вы уже знаете, 4 лётчика были удостоены звания Героя Советского Союза, это:
Полк «Нормандия-Неман» награжден советскими и французскими орденами и медалями.
Французские награды:
Советские награды:
Полк получил почетное звание «Неман». Смелость, умение и отвага личного состава полка 7 раз отмечались в приказах Советского Верховного Главнокомандующего, 4 раза - в приказах по Французским Вооруженным силам.
Тридцать четыре пилота «Нормандии» погибли, восемь пропали без вести, девять получили тяжелые ранения. Четверым повезло вернуться из плена. Пятнадцать пилотов погибли уже после Второй мировой войны.
Для сравнения, авиагруппа № 1 «Эльзас», созданная на год раньше «Нормандии-Неман», за войну совершила 4500 боевых вылетов, сбив 32 самолета противника.
Великая Отечественная война, длившаяся долгих 5 лет, закончилась победой над фашизмом. Фашизм принес большие беды и разрушения. Погибло около 27 миллионов советских людей, тысячи людей были уничтожены в концлагерях, расстреляны и повешены. Ветераны войны стараются сделать все, для того чтобы рассказать молодому поколению о войне.
И вот в 1960 году в Париже выходит художественный французско-советский фильм «Нормандия-Неман» (автор сценария К. Симонов). На премьеру фильма по приглашению французских летчиков прибыли главный инженер полка Агавельян С.Д. и командир 18 гвардейского полка Голубов А.Е. Премьера фильма состоялась в кинотеатре города Парижа. А закончилась премьера фильма совсем необычно. Зрители восторженно приветствовали ветеранов полка и его командира Пьера Пуйяда. А затем состоялась премьера фильма в нашей стране. В Москву прибыла делегация французских летчиков во главе с героем Советского Союза Жаком Андре. Таким образом, дружеские связи между французскими и советскими ветеранами стали крепнуть и расширяться.
В 1964 году нашу страну посетила делегация французских ветеранов полка «Нормандия-Неман» во главе с генералом Луи Дельфино, Жаком Андре и Роллян де ля Пуап.
9 мая 1965 года советские ветераны встретились в Москве с делегацией французских ветеранов полка во главе с Пьером Пуйядом
Через 22 года после окончания войны французские летчики снова встретились у самолетаЯК-3 на выставке авиационной техники в Домодедово 8 июля 1967 года
В конце июня 1971 года в Советский Союз прибыла эскадрилья реактивных истребителей «Мираж».
Ответный визит наших летчиков состоялся в сентябре 1971 года на самолетах МИГ-21
Летом 1977 года на аэродроме Кубинка под Москвой встретились французские и советские летчики, которые сражались вместе против фашизма во время войны.
В августе 1979 года Советский Союз посетила группа ветеранов полка во главе с Жаком Андре, Героем Советского Союза. Авиаполк «Нормандия-Неман» — самое титулованное подразделение французских ВВС, награжденное французскими орденами Почетного Легиона, Военным крестом с пальмовой ветвью, Военной медалью и советскими орденами Красного Знамени и Александра Невского. 21 пилот и само подразделение были награждены орденом Освобождения — особой наградой де Голля, учрежденной в 1940 г.
6 авиабаз французских ВВС носят имена пилотов «Нормандии-Неман».
25 памятников и мемориальных знаков установлено во Франции. Улицы и площади носят имена пилотов «Нормандии-Неман».
В 1992 г. в честь 50-летия французского авиаполка, почетное наименование «Нормандия-Неман» было присвоено российскому 18-му гвардейскому авиаполку, который во время войны воевал бок о бок с французами.
В 2007 г. в честь 65-летия полка памятники «Нормандии» президентами России и Франции были установлены в Лe Бурже и в Москве. Всего в России и Белоруссии существует около 20 памятников «Нормандии-Неман».
После долгих попыток, начавшихся в 1974 г., по инициативе председателя совета ветеранов «Нормандии» майора Игоря Эйхенбаума, в 1992 г. в родном городе Марселя Лефевра Лез-Анделизе в Нормандии был открыт музей «Нормандии-Неман», перед которым установлен современный «Мираж» французского полка «Нормандия-Неман» и макет самолета Як-3 Марселя Лефевра. К сожалению, этот музей тоже не пережил пертурбаций последних лет и закрыт в 2010 году. Экспозиция должна быть перенесена в Ле Бурже, где ныне находится единственный сохранившийся подлинный Як-3 «Нормандии-Неман», и частично в другие музеи.
Кроме того, 11 действующих моделей Як в раскраске «Нормандии-Неман» ныне летают во Франции, 2 в Германии и 1 в США. Один из них, действующий и регулярно принимающий участие в различных фестивалях, находится в авиамузее авиабазы Ля-Фёрте-Але. Его можно увидеть в кинофильме «Рыцари Неба».
Единственный подлинный Як-3 находится в музее Ле Бурже. Согласно легенде, его уберег от отправки в металлолом тогдашний директор, бывший русский пилот «Нормандии-Неман» Константин Фельдзер. Он был выставлен в музее авиации в Медоне под Парижем с бортовым номером 18. После перевода музея в Ле Бурже в 1975 г. бортовой номер сменился на 4, под которым летал Герой Советского Союза Ролан де ля Пуап, оставивший в нем свой автограф на приборной доске.
Вопреки легенде известно, что этот самолет находился при музее авиатехники на авиабазе Оранж имени Мориса де Сейна, откуда был передан в дар музею в Медоне в 1967 году.
История «Нормандии-Неман» не заканчивается в 1945 г.
По возвращении во Францию полк на самолетах Як-3 располагался на авиабазе в Лe Бурже.
Заключение
Знаменитое и легендарное в России, но до сих пор малоизвестное широкой публике во Франции по истории Великой Отечественной войны подразделение. Пример братства по оружию между нашими странами, показывающий, что мы воевали вместе. В России всегда было особое отношение к Франции. Любовь, невзирая ни на что. Поэтому авиагруппа «Нормандия-Неман» не просто воинская часть, а нечто много большее. Отсюда и горечь, вызванная известиями о том, что она больше не существует.
Но музейная работа в школах, не смотря ни на что, продолжается. Учащиеся изучают участие французских летчиков авиаполка «Нормандия-Неман» в боевых действиях на территории СССР в составе рядов Советской Армии внесло вклад в разгром фашизма и способствовало становлению и укреплению дружбы и сотрудничества между СССР и Францией. Встречаются с ветеранами и военными представителями Французской Республики.
Наш школьный музей принимал активное участие в следующих совместных мероприятиях с Посольством Франции
Знакомство со страницами истории СССР и Франции способствует воспитанию у учащихся интернациональных и патриотических чувств, взглядов, убеждений.
Список литературы
Девчата
Рисуем зимние домики
Ёжикина Радость
Денис-изобретатель (отрывок)
А теперь — мультфильм