Аннотация к исследовательскому проекту Таинственное чмсло "7"
В настоящее время наше общество нуждается в творческих, активных, интеллектуально развитых людях, имеющих гибкое нестандартное мышление. Математика является одной из главных школьных наук, развивающих смекалку, интелект человека, учит быстро принимать верное решение, анализировать, сравнивать.
Особый интерес вызывают натуральные числа, их история. А из всего натурального ряда чисел особо выделяется семёрка.
Обектом исследования данной работы является число 7.
Цели исследовательской работы:
Вложение | Размер |
---|---|
chislo_7_rabota.doc | 74.5 КБ |
prilozhenie_rabota.doc | 399 КБ |
tainstvennoe_chislo_7.ppt | 458.5 КБ |
Оглавление:
Стр.
I. Введение……………………………………………………………… 2
II. Основная часть
Глава 1. Магия числа 7……………………………………………….. 4 - 7
Глава 2. 7 чудес света………………………………………………… 8 - 10
Глава 3. Анкетирование учащихся и диагностика результатов по итогам
исследовательской работы ………………………………………. 11
III. Заключение ………………………………………………………… 12
IV. Список литературы ………………………………………………. 13
V. Приложение к научно-исследовательскому проекту.
I. Введение.
Актуальность темы: В настоящее время наше общество нуждается в творческих, активных, интеллектуально развитых людях, имеющих гибкое, нестандартное мышление. Математика является одной из главных школьных наук, развивающих смекалку, интеллект человека, учит быстро принимать верное решение, анализировать, сравнивать.
Как только я пришла в школу, математика сразу же стала моим любимым предметом. Особенно меня заинтересовали натуральные числа, их история. А из всего натурального ряда чисел особый интерес вызвала семёрка. И это не случайно. Ещё знаменитый Корнелиус Агриппа в своем труде «Оккультная философия» в 1533 году назвавший значения всех чисел охарактеризовал число 7 так: « 7 – символизирует тайну, так же изучение и знание как путь исследования неизвестного и невидимого».
Мне захотелось поподробнее разобраться, что же это за таинственное число, и где ещё мы с ним сталкиваемся.
Объектом моего исследования стала цифра 7.
Цели исследовательской работы:
Предполагаемая гипотеза: число 7 является магическим, оказывает влияние на человека. Полученная информация усилит интерес учащихся к математике, что повысит успеваемость по данному предмету, увлечёт их исследовательской деятельностью.
В процессе нашей работы над выбранной темой мы обращались к различным источникам: книгам И. Я. Депмана «Мир чисел», «Рассказы о математике», «Из истории математики», статьям в журнале «Начальная школа», энциклопедическим словарям. Особый интерес вызвала книга Сони Дьюси, в переводе Юрия Бондарева «Нумерология».
Перед началом исследовательской работы мы с нашим руководителем предложили ребятам нашего класса ответить на вопросы анкеты:
Результаты обработки анкет были представлены в виде таблиц и диаграмм. Таблицы и диаграммы полученных результатов можно увидеть в Приложении № I.
II. Основная часть.
Глава 1. Магия числа 7.
Побывав в детской библиотеке ДК «Нефтяник» и школьной библиотеках, я убедилась, что люди издревле поклоняются числу семь:
Пословицы связанные с числом семь:
7 - самое таинственное и сверхъестественное число, оно же является самым важным в магии.
Если спичками выложить суммы чисел как показано на рисунках, то можно увидеть, что число семь из них «выпадает». В первом результате получилось число шесть, а во втором – восемь. Число семь «перескочили». Можно сделать вывод, что число семь обладает какой-то тайной, магией. И действительно, в нумерологии число семь обозначает зарождение всего тайного, магического. Древнеармянский философ Давид Анахт писал, что «В отличие от других чисел семь не порождает никакое число из входящих в десятку и не порождается каким-нибудь числом».
По традиции, седьмой сын седьмого отца обладает магическими способностями. Семерку нельзя получить путем перемножения других чисел, и сама она при умножении не дает числа в пределах первого десятка (кроме умножения на 1). Этим она не похожа на другие числа (ибо 9=3х3, 8=2х4, 6=2х3, 5х2=10 и так далее) и потому считается отличной от них, чуждой им и одинокой, лишенной возможности контакта с ними. Из этого следует, что если ваше число 7, то вы одиноки, оторваны от других людей, не способны выразить себя и собственные мысли.
Однако таинственное значение "7" гораздо древнее и имеет куда как более глубокие корни, чем эти доводы. Великий шумерский царь Лугуланнемунду, правивший, вероятно, в 2500 году до н.э., выстроил в своем городе Адабе храм богине Нинту. Храм имел семь ворот и семь дверей, и когда он был завершен, его освятили семь раз, принеся в жертву семь откормленных быков и овец. В течение семи дней Иешуа с израильтянами обходил стены Иерихона с семью жрецами, которые несли семь труб, и на седьмой день они семь раз обошли город и на седьмой раз закричали, и стены рухнули, и они уничтожили город. "Откровение" - одна из самых популярных книг Библии - основано на числовом символизме и изобилует числом 7 (оно встречается в ней 54 раза) - семь печатей, семь труб, семь чаш гнева, семь громов, семь духов перед престолом, семь золотых подсвечников, семь голов Зверя.
Лунный цикл состоит из четырех фаз, каждая из которых делится на семь дней. Шумерийцы основывали на этом цикле свой календарь. Отсюда и возник месяц, состоящий из четырех недель по семь дней каждая; плюс дополнительные дни в конце каждого цикла, чтобы восполнить те дни, когда Луна на небе не видна. В Вавилоне каждый седьмой день, отмечающий конец определенной стадии лунного цикла, был посвящен Сину, богу Луны, и эти дни считались несчастливыми и опасными. Возможно, именно отсюда пошло понятие "субботы" - седьмого дня, в который надо отдыхать, ибо любые действия в этот день опасны.
Согласно Бытию, творение мира было осуществлено в течение семи дней, что, по сути, и было творением жизни. Господь трудился шесть дней и на седьмой отдыхал. Идея субботы, отдыха и размышлений после труда и самоотдачи, отражена в природе "7", как уход от мира, самосозерцание и медитация.
7 - число ученого, философа, мистика. "Семерки" - затворники от природы. Они любят удаляться от безумной мирской суеты и предпочитают одиночество.
Семь - для денег плохое, даже опасное число. Всё материальное любит стабильность, но не сюрпризы. А семерка создает такие ситуации в отношении жизни, имущества и денег, которые человеку не объяснимы и не подвластны. Семь - это потери и приобретения по причине столкновения наивных с нечистыми на руку. Компания из семи человек не годится для умножения капитала и мирного труда.
Для семерки деньги - презренный металл. Суммы в 70, 700, 7000 не храните, не давайте и не берите в долг, не кладите в банк. Они пропадут или принесут несчастья. Помните, "777" приносит доход лишь владельцам казино, а не его посетителям. Семь - это ещё нужда, бедность на грани безысходности.
Переходя на почву магии, можно сказать: в семерке заложено противодействие материальному миру. Обретения её не материальны, а духовны, а потери - сигнал для внутренних перемен и духовного развития.
Семерка - это превосходство духовного над материальным, веры над вещью, идеей над реальностью. Не бойтесь семерки, но уважайте её.
2. 7 чудес света.
Так называют прославленные в древности сооружения и статуи. Наверное, Филон Александрийский, живший в IV веке до н. э., и не подозревал, что его имя сохранится в веках по столь забавному поводу. Он, математик, механик, геодезист, составил первый вариант «Семи чудес света». Почему он выбрал именно 7 объектов, точно историки не знают. Самое распространенное объяснение: «семерка» считалась числом магическим, которое в своих наблюдениях за окружающим миром отметили еще древние египтяне. Это и семь цветов радуги, и семь небесных тел в Солнечной системе, видимых невооруженным глазом…(Приложение III).
В свой труд «Семь чудес света» Филон Александрийский включил: Египетские пирамиды, Висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды Эфесской, Статую Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. (Приложение IV). До нас, к сожалению, дошло лишь одно из этих прекрасных творений человеческого разума и умелых человеческих рук – пирамиды – гробницы древних египетских царей – фараонов.
От Каира, столицы Египта, далеко на юг тянется цепь остроконечных искусственных гор белого желтоватого цветов. Это пирамиды. Самая большая их них – пирамида фараона Хеопса – высотой около 147 м, построена в начале 27 в. до н.э. Лишь на 2 м ниже пирамида Хефрена. Этому фараону показалась недостаточной гробница величиной с гору, и он приказал поставить рядом с ней каменного стража, вытесанного из целой скалы. У стража лицо человека и туловище льва. Называется он Сфинксом. Образ Сфинкса, мудрого, как человек, и сильного, как лев, внушал суеверный ужас, и люди называли его отцом трепета.
Другое «чудо света» - висячие сады Семирамиды – находилось в самом большом и богатом городе Древнего Востока – Вавилоне. Они были созданы по приказу царя Навуходоносора ІІ в 6 в. до н.э. для своей жены – царицы Семирамиды. Навуходоносор построил свой дворец на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту шестиэтажного дома. К площадке уступами поднимались шесть рядов кирпичных арок – шесть аркад. На каждом уступе был насыпан слой земли и разведён цветущий сад. День и ночь сотни рабов вращали колоссальные колёса с кожаными вёдрами, подавая в висячие сады воду Евфрата.
Храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе, в Малой Азии, считался третьим «чудом света». Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, обнесённое со всех сторон двойной колоннадой из 127 колон. В 356 г. до н.э. некто Герострат, желая прославиться, пожёг храм. Его имя навеки стало символом бессмысленного варварства.
В северо-западной части Греции, в городе Олимпии, на родине Олимпийских игр, в 456г. до н.э. появился храм, посвящённый Зевсу – верховному богу древних греков. Храм украшала статуя бога, изваянная великим скульптором Фидием. Это четвёртое «чудо». Двенадцатиметровый Зевс восседал на троне из золота, слоновой кости, чёрного дерева и драгоценных камней. Голову его украшал золотой венок из оливковых ветвей – знак миролюбия грозного бога. Голова, плечи, руки, грудь были выточены из слоновой кости. Плащ, перекинутый через левое плечо, волосы и борода Зевса были изваяны из золота. Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его лицо, обрамлённое бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым. Казалось, что Зевс вот-вот улыбнётся, поднимется с трона и расправит могучие плечи.
В Малой Азии, в столице небольшого Карийского царства – Галикарнасе (ныне город Бодрум в Турции) находилось пятое «чудо» - великолепная гробница, построенная для царя Мавсола его вдовой – царицей Артемисией в середине 4 в. до н.э. Это было величественное сооружение из кирпича, облицованное изнутри и снаружи белым мрамором, высотой 60 м. Первый этаж, где покоилась урна с прахом, имел вид громадного куба. Второй этаж был обнесён снаружи мраморной колоннадой, а третий представлял собой многоступенчатую пирамиду. Её венчала четвёрка коней с колесницей, которой правили Мавсол и Артемисия (статуи Мавсола и Артемисии, а также другие украшения мавзолея хранятся сейчас в Британском музее в Лондоне). От имени Мавсола и произошло слово «мавзолей».
В 3 в. до н.э. на остров Родос напали войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета. Однако одолеть свободолюбивых родосцев Деметрию не удалось. В память об успешной обороне острова они решили поставить самую большую статую на свете. Это шестое «чудо», известное по именем Колосса Родосского.. Это было изображение бога солнца Гелиоса, которого жители острова считали своим покровителей.
На острове Фарос в устье реки Нила, рядом с городом Александрией, около 280 г. до н.э. был построен самый большой маяк древности. Высота этой трёхъярусной башни достигала 135 м. На её вершине в открытой каменной беседке пылал костёр, указывая путь кораблям.
3.Анкетирование учащихся и диагностика результатов по итогам исследовательской работы.
На классном часу, я знакомила учащихся с результатами исследовательской работы. Все факты вызывали большой интерес у моих товарищей. Многие подключились к моему исследованию и стали сами приносить литературу по данной теме.
После проведённого исследования мы снова предложили ребятам ответить на вопросы анкеты:
Результаты обработки анкет были представлены в виде таблиц и диаграмм. Таблицы и диаграммы полученных результатов можно увидеть в Приложении № I, II.
III. Заключение.
По итогам данной работы мы можем заметить, что число 7 играет важную роль в нашей жизни. Оно не только является составляющей окружающего мира, но и влияет на судьбу самого человека. Исследовательская деятельность по данной теме способствовала возрастанию интереса учащихся класса к математике. У многих ребят возникло желание самим заниматься исследовательской деятельностью. Таким образом, гипотеза, предполагаемая в начале исследования полностью нашла своё подтверждение.
Список литературы:
1. Волина И. А. Праздник числа. М. 1991.
2. Депман И. Я. Мир чисел. М. 1979.
3.Депман И. Я. Рассказы о математике. М. 1982.
4. Депман И. Я. Из истории математики. М. 1985.
5. Заболотных Т. А. «Использование исторического материала в обучении математике». Начальная школа, 1993 г., № 6.
6. Соня Дьюси, перевод Юрий Бондарев. Нумерология. Пособие для самостоятельной работы; Element Books 1998, Great Britain, Redwood Books.
7. Сухинина Т. К. «Беседа на уроках математики». Начальная школа, 1983 г., № 2.
8. Тихоненко В. А. «Использование элементов истории в обучении математике». Начальная школа, 1993 г., № 3.
9. Черняк В. З. Семь «чудес» и другие. Изд. «Знание», Москва, 1990.
10. Что такое, Кто такой. Том 3; изд. «Педагогика – Пресс», Москва, 1994.
11. Энциклопедический словарь юного историка. (Всеобщая история); изд. «Педагогика – Пресс», Москва, 1993
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение:
Приложение I.
Анкета «Таинственное число 7»
Приложение II.
Таблицы сравнения ответов на вопросы анкеты «Таинственное число 7»
Приложение III.
«Семь чудес света».
Приложение I.
Анкета «Таинственное число 7».
Знаете ли вы какие – либо интересные факты, связанные с числом 7?
Приложение II.
До исследования | После исследования |
1. Считаете ли вы какое – либо из натуральных чисел необычным, отличающимся от других? | |
2. Какое из чисел считаете необычным? | |
3.Кто верит, что 7 – особое число, обладающее магической силой? | |
4.Знаете ли вы какие – либо интересные факты, связанные с числом 7? | |
Хотели бы вы самостоятельно провести подобное исследование? | |
Приложение III.
Семь чудес света.
1. Египетские пирамиды 2. Висячие сады Семирамиды
3. Храм Артемиды Эфесской 4 . Статуя Зевса Олимпийского
5. Галикарнасский мавзолей 6. Колосс Родосский
7. Александрийский маяк
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Фокус-покус! Раз, два,три!
Как нарисовать китайскую розу
Неньютоновская жидкость