Работа посвящена изучению восприятия старшеклассниками имиджа учителя. В работе рассматриваются понятие имиджа и профессионального имиджа учителя, виды имиджа, изменения образа учителя на протяжении ХХ века, изучается восприятие старшеклассниками габаритного и вербального имиджа учителя, дается характеристика портрета «идеального» учителя с точки зрения старшеклассников школы.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota_po_imidzhu.doc | 139.5 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХОРОГОЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
На тему: ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ГЛАЗАМИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Исполнитель: ученица 9 класса ___________ Григичева Тамара
Руководитель:
педагог дополнительного образования: _____________ Т.В.Костишина
п. Хорогочи
2010 год
АННОТАЦИЯ
Работа содержит 24 страницы печатного текста, 11 источников, 2 приложения, 1 мультимедийная презентация при защите работы.
Работа посвящена изучению восприятия старшеклассниками имиджа учителя. В работе рассматриваются понятие имиджа и профессионального имиджа учителя, виды имиджа, изменения образа учителя на протяжении ХХ века, изучается восприятие старшеклассниками габаритного и вербального имиджа учителя, дается характеристика портрета «идеального» учителя с точки зрения старшеклассников школы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Понятие имиджа 6
1.2. Понятие имиджа учителя 7
1.3. Структура имиджа учителя 8
1.4. Классификация имиджа 9
1.5. Анализ изменений образа учителя в ХХ веке 10
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА
СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ 13
2.1. Исследование габаритного имиджа учителя 13
2.2. Исследование вербального имиджа учителя 16
2.3. Исследование характеристик «портрета идеального
учителя» с точки зрения старшеклассников 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 21
ПРИЛОЖЕНИЯ 22
Приложение 1. Зависимость восприятия личных
и профессиональных качеств учителя от стиля его одежды 23
Приложение 2. Памятки учителям по формированию имиджа 24
ВВЕДЕНИЕ
В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?
Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
Имидж всегда имеет адресность, то есть всегда адресован той социальной группе, с которой планируется работа. Поскольку педагог имеет дело не только с учениками, но также с их родителями и коллегами, следовательно, имидж педагога носит массовый характер. По персональному имиджу отдельных учителей судят об имидже и даже конкурентоспособности образовательного учреждения. Этим и обоснована актуальность и выбор темы исследования.
Цель работы – изучить, как старшеклассники нашей школы воспринимают имидж учителя.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ литературы;
2. Изучение восприятия старшеклассниками габаритного и вербального имиджа учителя;
3. Изучение образа «идеального» учителя с точки зрения старшеклассников.
Гипотеза исследования: предположить, что внешние и внутренние составляющие имиджа учителя оказывают влияние на восприятие старшеклассниками профессионально важных качеств учителя.
Объект исследования – имидж учителя.
Предмет исследования - имидж учителя с точки зрения старшеклассников.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы;
2. Эмпирические: наблюдение, опрос и анкетирование старшеклассников.
Исследование проходило на базе МОУ «Хорогочинская СОШ». В исследовании приняли участие 15 учащихся 7-10-х классов.
Работа имеет практический выход: познакомить учителей с результатами исследования и на их основании дать практические рекомендации для повышения их персонального имиджа и престижа профессии.
1.1.Понятие имиджа
Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж? Многие справочные издания раскрывают содержание понятия «имидж», трактуя его как «целенаправленно формируемый образ»; как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ»; как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью»; или как «мысленное представление чего-то ранее видимого ...конкретного или абстрактного, сильно напоминающего... в представлении о другом».
Таким образом, чаще всего понятие «имидж» расшифровывается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.
В России понятие «имидж» стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Л.Ю.Фалько, Ф.М.Пармон, Сестры Сорины, Т.О.Бердник, В.М. Шепель и др.). Вышедшее в свет в 1994 г. первое издание книги В.М. Шепеля «Имиджеология: Секреты личного обаяния» обозначило не только обоснование нового для российского менталитета понятия «имидж», но и формирование новой области научного исследования — имиджеологии, а в профессиональной сфере формирование новой специальности – имиджмейкер /11, С. 14-16/.
Имидж — понятие, применимое: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж педагога), образованию (имидж выпускника Гарвардского университета) и, наконец... к вещам (мерседес — не просто машина!).
В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.
1.2. Понятие имиджа учителя
«Существует ли специфический имидж учителя?» — задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: «Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро». Причину подобного автор видит в том, что «...большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность...» /11, С. 76/.
Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как «маску». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.
Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.
Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей /11, С. 84/.
Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие. В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.
1.3. Структура имиджа учителя
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты /11, С. 105-110/.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.
Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. «Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий...», способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения.
Возможно, говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа. В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.
«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», — пишет В.М. Шепель /11, С. 123/.
1.4. Классификация имиджа
В имиджеологии выделяют несколько классификаций имиджа:
1. По знаку: различают положительный и отрицательный имидж;
2. По виду деятельности: выделяют личностный (характер, темперамент, наклонности, самооценка, жизненные ценности) и процессуальный имидж (стиль руководства, манера поведения в трудовом коллективе);
3. В зависимости от того, на что направлен, ориентирован имидж: на восприятие другими (что обо мне скажут другие) или на самоощущения (чтобы мне было бы хорошо, приятно и удобно).
Далее мы подробнее рассмотрим имидж с точки зрения образующих факторов:
Все перечисленные виды имиджа делают человека узнаваемым, могут охарактеризовать многие его личностные и профессионально важные качества.
В нашем исследовании мы брали для подробного изучения только два вида имиджа учителя: габаритный и вербальный.
1.5. Анализ изменений образа учителя в ХХ веке
Кроме общего имиджа, существуют и более дифференцированные образы, связанные с уровнем оценки профессионализма педагога. Характеристики этих имиджей складываются в обыденном сознании постепенно и меняются со временем. В этой связи нам представляется интересным проанализировать их изменения с 30-х по 90-е годы XX столетия /11, С. 156-170/:
Что такое хороший учитель? В разные годы, начиная с 30-х годов, в нашей стране изучался этот вопрос. Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему: «Мой учитель». Ученики 30-х годов, по данным Г.С. Прозорова, включали в портрет «хорошего» учителя:
1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид.
Образ «плохого» педагога в глазах учеников выглядел соответственно:
1. Слабое владение предметом. 2. Плохой подход к учащимся. 3. Неумение создать дисциплину. 4. Неправильная оценка знаний учащихся. 5. Внешний вид.
Более поздние исследования показали, что в 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость.
Среди черт, характеризующих «идеального» учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе ( Ф. Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина и др.).
В 70-е годы после проведения аналогичного исследования, по данным Ж. Лендел, портрет «хорошего» учителя описывался детьми набором следующих качеств: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет.
О результатах аналогичного исследования, проведенного в 1986 г., Д.В.Колесов и И.Ф. Мягков писали, что «пятиклассникам импонировали в личности учителя сочетание строгости с душевностью, добротой и уважением к ученикам. Шестиклассники наряду со строгостью ценят справедливость, доброту, эрудицию, взаимопонимание, аккуратность». И далее добавляли, что «основой для формирования отрицательного отношения к учителям... пятиклассников были: невнимание, нечестность, равнодушие, склонность к нравоучениям. Шестиклассники акцентировали внимание на таких качествах учителя, как несправедливость, грубость, отсутствие индивидуального подхода, несдержанность».
Данные исследования, проведенного Г.И. Михалевской в 1996 г., в котором школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по степени их важности для ученика, показывают, что первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту.
Данные, полученные В.М. Шепелем в результате анкетирования школьных учителей и учеников, которым предлагалось создать образ учителя, ранжируя 58 качеств, примечательны тем, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых, а педагоги — 28-е место. «Первый же десяток качеств — это обычный набор клише: творческое отношение к делу, знание предмета и т.д.».
Интересным представляется факт «схожести» обобщенного портрета «хорошего» учителя, представленного в отечественных исследованиях, и полученного портрета «хорошего» учителя американской школы. Идеал, к которому стремится американский учитель, гуманен, справедлив, демократичен, способен на эмпатию, легко налаживает контакт с классом и отдельными учениками. Гибок, скорее неформален, чем официален, в общении с учениками проявляет рефлексирующее отношение к ним. Для него характерна положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя. Склонен к положительному восприятию других /10, С. 56/.
Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.
Имидж «среднего» представлен для всех испытуемых преимущественно средними личностными качествами, тогда как «плохой» универсально характеризуется как антипод «хорошего» /11, С. 142/.
.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА
СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Для подробного изучения я взяла два вида имиджа учителя – габаритный и вербальный как наиболее поддающиеся исследованию.
Кроме этого постаралась выявить портрет «идеального» учителя с точки зрения старшеклассников (в связи с малокомплекностью школы, в число старшеклассников включила учащихся 7-10 классов), который включает в себя личностные и профессиональные качества.
Перейдем к описанию результатов исследования.
2.1. Исследование габаритного имиджа учителя
Если речь учителя (вербальный имидж) поддается анализу со стороны учащихся, то визуально воспринимаемая информация (габаритный имидж) часто остается на периферии сознания. Поэтому рассмотрим подробнее роль внешнего облика учителя в формировании его имиджа.
В имиджеологии образ учителя сравнивают с образом политического деятеля и руководителя, поскольку учитель, как и политик, находится всегда на виду, он узнаваем в общественных местах и в своей повседневной деятельности решает многие важные вопросы, ко всему вышеперечисленному учитель руководит ученическими коллективами, к тому же внешний вид и поведение учителя являются образцом для его учеников.
В литературе по имиджеологии мы выявили, что учителям, как руководителям и политикам, рекомендуется деловая одежда следующих стилей /2, С. 247/:
1. Классического стиля;
2. Романтического стиля;
3. Классический стиль с элементами спортивного стиля.
Классический стиль характеризуется как строгая элегантность, романтический стиль – как женственность, классический стиль с элементами спортивного стиля, как – элегантность + удобство.
Во время наблюдения выяснила, что большинство наших учителей предпочитают деловую одежду классического стиля, а также – романтического и классического стиля с элементами спортивного, реже - одежду в стиле «casual».
Классический стиль деловой одежды характеризуется строгим покроем жакета, юбки или брюк, прямым силуэтом, использование плотных тканей.
Романтический стиль деловой одежды предполагает наличие рюш, оборок, бантов, различных воланов, использование легко драпирующихся тканей.
Классический стиль с элементами спортивного стиля деловой одежды характеризуется использованием различных ремешков, клапанов, молний, кулисок, больших клепок.
В результате своего исследования выявила, что в зависимости от того, какой стиль деловой одежды предпочитает учителя, он по-разному воспринимается своими учениками.
В исследовании приняли участие 15 учащихся 7-10-х классов.
В первой части исследования им предлагалось соотнести личностные и профессиональные качества из предложенного списка со стилем одежды учителя. Из полученных данных просчитала процент встречаемости одинаковых характеристик и во внимание взяла только те качества, которые получили от 40% и выше.
В результате исследования выяснила что, если учитель предпочитает классический стиль одежды, он воспринимается учениками как:
1. Умная – 68%.
2. Строгая – 62%.
3.Требовательная – 61%.
4. Справедливая – 49%.
5. Честная - 45%.
6. Высоконравственная – 44%.
Учителю, предпочитающему романтический стиль одежды, старшеклассники приписывают такие качества, как:
1. Приятная – 58%.
2. Доброжелательная - 57%.
3. Сострадательная – 56%.
4. Бесконфликтная – 47%.
Учитель, одетый в спортивный стиль одежды, воспринимается старшеклассниками, как:
1. Веселая – 47%.
2. Современная – 42%.
Таким образом, выяснила, что восприятие старшеклассниками образа учителя зависит от стиля одежды, который он предпочитает.
Для дальнейшего анализа габаритного имиджа учителя изучила восприятие старшеклассниками цветовой гаммы одежды.
В результате анализа литературы /5, С. 126-130/ по данной проблеме выяснила, что самой деловой цветовой гаммой являются следующая:
1. Синяя гамма – поскольку ассоциируется в нашем подсознании со цветом одежды представителей правоохранительных органов и должностных лиц государственных органов исполнительной власти, ведь их форменная одежда имеет различные оттенки синего цвета: милиционеры, прокуроры и др.;
2. Ахроматическая гамма (черный, белый, серый цвета);
3. Натуральная гамма с преобладанием светлых и пастельных цветов;
4. Коричневая гама с оттенком ржавчины (шоколад, охра, кирпич);
5. Темно-бордовая
6. Темно-фиолетовая
7. Темно-зеленая
8. Цвет морской волны.
Последние четыре гаммы считаются допустимыми цветами деловой одежды.
Самыми деловыми цветовыми сочетаниями являются следующие:
Понижают рейтинг деловых качеств яркие и ядовитые цвета в одежде: ярко-розовый и ярко-желтый, поскольку человек, использующий в одежде эти оттенки воспринимается как несерьезный, легкомысленный и даже инфантильный. Ярко-красный цвет с использованием черного усиливает восприятие агрессивности.
Снижает рейтинг деловых качеств и пестрый рисунок в одежде / 6, С. 39/.
Однако, данные, полученные из литературы по имиджеологии немного не совпадают с данными моего исследования, так из десяти предложенных вариантов цветов деловой одежды:
Резюмируя данные исследования и данные анализа литературы по этому вопросу, можно прийти к выводу, что самыми деловыми цветами в одежде являются: черный, синий, коричневый, серый, светлые тона.
2.2. Исследование вербального имиджа учителя
Коммуникативный имидж объединяет все вербальные и невербальные особенности общения учителя. Однако если речь педагога является предметом его постоянного анализа, то постоянно анализировать то, как воспринимают старшеклассники особенности его общения с ним, представляется достаточно сложным.
Поэтому, при изучении вербального имиджа учителя оценивались те особенности учителей, которые затрудняют общение старшеклассников с ними. Опрос проходил в форме свободных ответов. Учитывая большой разброс мнений по этому вопросу (в результате мы получили 9 таких характеристик), во внимание брались только те из них, которые набрали не менее 20% ответов. Среди таких характеристик старшеклассники выделили следующие:
Среди качеств, встретившихся в ответах старшеклассников менее 20%, следующие: привычка перебивать во время ответа, безразличное отношение к учащимся, особенности характера и самоуверенность учителя, неопрятный внешний вид и недостаток опыта.
2.3. Исследование характеристик «портрета идеального
учителя» с точки зрения старшеклассников
В разные годы изучался образ учителя, так, из анализа литературы по данному вопросу мы выяснили, что ученики 30-40-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность, а в конце 90-х годов на первом месте оказались такие личностные качества учителя, как доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться и отстаивать свою точку зрения.
В результате моего исследования выявила характеристики, составляющие портрет «идеального» учителя с точки зрения старшеклассников нашей школы. Он оказался следующим:
1. Доброжелательный
2. Понимающий
3. Справедливый
4. Умный
5. С чувством юмора
6. Стильный
7. Красивый, приятный
8. Строгий
9. Любящий свою работу
10. Спокойный
На мой взгляд, качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала. При этом никто не призывает учителя к некритическому следованию образцу (идеальной модели), несовместимому с его конкретным индивидуально-психологическим складом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный образ учителя определяется, на мой взгляд, не только набором черт, качеств «идеальной» модели учителя в сознании ученика, но и новым имиджем школьного образования в целом, который складывается в современной России. В своем послании Федеральному собранию Российской Федерации в 2009 году президент России Медведев Д.А. заявил: «Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. И хотел бы подчеркнуть - мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе».
Отдельный компонент внешнего облика учителя несет в восприятии учащихся свою смысловую нагрузку, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть важным или малозначительным. В одном случае для ребенка важна мимика, в другом - жест, в третьем — костюм учителя.
Но, формируя стратегию и тактику самоподачи, учителю необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова) /11, С. 47/. Однако, согласно опроса, проводимого нами среди учителей школы, только 30% из них удовлетворены своим внешним видом.
Справиться с этой проблемой могут памятки, разработанные старшеклассниками Хорогочинской школы для наших учителей. В этих памятках отражены результаты исследования и даны рекомендации по формированию позитивного имиджа.
Резюмируя данные исследования, я пришла к выводу, что гипотеза в отношении того, что внешние и внутренние составляющие имиджа учителя оказывают влияние на восприятие старшеклассниками его профессионально важных качеств, подтвердилась.
Мне удалось доказать, что в зависимости от того, какого стиля и цвета учитель предпочитает костюм, во многом зависит то, как он воспринимается своими учениками.
Также выяснила, какие особенности учителей затрудняют общение старшеклассниками с ними и какие характеристики вкладывают современные школьники в понятие «идеальный» учитель.
Закончить данную работу хотелось бы так: на учителя смотрят внимательно... Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером этому могут служить ваши собственные школьные воспоминания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Зависимость восприятия личных и профессиональных качеств учителя
от стиля его одежды
№ | Профессиональные и личностные качества учителя | Стиль одежды учителя | ||
Классический стиль | Романтический стиль | Классический с элементами спортивного стиля | ||
1 | Умная | 68% | 3% | 1% |
2 | Современная | 12% | 30% | 42% |
3 | Веселая | 1% | 27% | 47% |
4 | Приятная | 16% | 58% | 7% |
5 | Честная | 45% | 24% | 13% |
6 | Требовательная | 61% | 4% | 9% |
7 | Справедливая | 49% | 20% | 16% |
8 | Строгая | 62% | 3% | 12% |
9 | Доброжелательная | 11% | 57% | 15% |
10 | Сострадательная | 16% | 56% | 10% |
11 | Бесконфликтная | 11% | 47% | 22% |
12 | Высоконравственная | 44% | 10% | 21% |
Приложение 2.
Памятки учителям по формированию имиджа
1. Доброжелательный
2. Понимающий
3. Справедливый
4. Умный
5. С чувством юмора
6. Стильный
7. Красивый, приятный
8. Строгий
9. Любящий свою работу
10. Спокойный.
Смекалка против Змея-Горыныча
Просто так
Городецкая роспись
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"