За всю свою историю существования люди практически не жили в мире, а воевали и воевали. Каких войн только не было. Локальные, общеевропейские и мировые, колониальные и империалистические, гражданские, холодная война. Безусловно, Вторая Мировая война является апогеем в данном перечне. Противоречия, вызванные территориальными спорами, захватнической политикой, идеологическим противостоянием, религиозными и национальными распрями уносили миллионы жизней. Чем выше был технический прогресс, тем больше были потери. Воевали мужчины, но страдало и мирное население. Самой же не защищённой категорией являлись дети.
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_voyna_-_dlya_sliyaniya.doc | 647.5 КБ |
Что такое война? Какого цвета война? О чём мечтают дети войны?
Выполнил: ученик 10.5 класса
МАОУ «Лицей № 36»
Фоченков Андрей
Научный руководитель:
учитель истории
Кондрашова А.Р
Саратов 2011г
Оглавление:
Введение_________________________________________________________3
Ι глава: Что такое война? Какого она цвета?_________________________7
II глава: Дети войны____________________________________________33
III глава: Цивилизация против войны._____________________________36
Список используемой литературы._________________________________41
Введение.
Человечество зародилось в Африке приблизительно 5 миллионов лет назад. С тех пор род людской распространился по всему миру. В начале люди жили в простых хижинах, питались дикими растениями, подбирали останки диких животных. Постепенно они стали управлять окружающей природой, сделались опытными охотниками и земледельцами. Возникли деревни и крупные поселения. А за ними - всё более сложные по структуре города и могущественные империи. Сегодня сфера человеческой деятельности охватывает не только Землю, но и космические просторы.
Однако, прогресс принёс не мало проблем. Человек, пытаясь расширить жизненное пространство, вступал в столкновение друг с другом, что выливалось в постоянные войны. За всю свою историю существования люди практически не жили в мире, а воевали и воевали. Каких войн только не было. Локальные, общеевропейские и мировые, колониальные и империалистические, гражданские, холодная война. Безусловно, Вторая Мировая война является апогеем в данном перечне. Противоречия, вызванные территориальными спорами, захватнической политикой, идеологическим противостоянием, религиозными и национальными распрями уносили миллионы жизней. Чем выше был технический прогресс, тем больше были потери. Воевали мужчины, но страдало и мирное население. Самой же не защищённой категорией являлись дети.
Уже в ΧΧ веке, когда было изобретено атомное оружие, становится понятным, что следующая мировая война может стать последней, прекратив само существование человека на Земле. Этот вопрос остаётся актуальным и сейчас. Угроза мировой войны является одной из глобальных проблем человечества. Задача международных организаций и правительств разных стран не допустить разжигание мировой воины, а следовательно, истребления всего человечества.
Цели данной работы выражены в самом названии.
- Что такое война?
- Какого она цвета?
- О чём мечтают дети войны?
В работе была сделана попытка ответить на эти вопросы.
Задачи работы заключаются в следующем: 1) Раскрыть понятие «война». 2)Проследить какой период времени людям всё же удавалось поддержать хрупкий, но всё же мир.3) Перечислить наиболее крупные, длительные и кровопролитные конфликты.4) Выяснить как с появлением новых видов оружия возрастали человеческие жертвы.5)Дать сравнительную характеристику Ι Мировой войны и ΙΙ Мировой войны. ( Ведь именно они стали главными трагедиями ΧΧ века.) 6) Показать судьбы детей, прошедших ад войны.7) Рассмотреть нормы Международного гуманитарного права, пытающегося придать войне «человеческое лицо».
Значительное место в работе отводится Великой Отечественной войне. В связи с этим работа строилась на использовании таких источников как воспоминания. В них рассказывается, как дети встретили Великую Отечественную войну, жили и работали в тылу, прошли оккупацию и концлагеря, прятались от пуль и бомбардировок. И всё- таки встретили эту долгожданную победу. Так же были использованы документы, которые показывали бесчинство немецких фашистов на территории нашей Родины.
Когда закончилась Великая Отечественная война, ΙΙ мировая война ещё продолжалась вплоть до 2 сентября 1945 года. 6 и 9 августа 1945 американские бомбардировщики сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. В работе использован материал, в котором содержатся описания, о чём думали, что чувствовали пилоты самолётов, направляющие смертельное орудие на эти два города. С другой стороны в работе сделано обращение к тому, как население Японии переживало это страшное для себя событие.
Итоги Второй Мировой войны заставили задуматься о многом . Генеральной Ассамблеей ООН были приняты такие документы как Всеобщая Декларация прав человека (1948), Декларация прав ребёнка (1959), Конвенция по правам ребёнка (1989). Если декларации носят рекомендательный характер, то страны подписавшие Конвенцию, обязаны её исполнять. Эти документы заставляют по новому взглянуть на сложившиеся проблемы, подчёркивают значимость каждой человеческой жизни.
Существует особая отрасль права - Международное гуманитарное право, которая регулирует вопросы, связанные с войной.
Международное гуманитарное право направлено на то, как бы смягчить на сколько это возможно все тяготы войны. Оно рассматривает положение захваченных в плен, потерпевших кораблекрушение, отношение к людям оказавшимся на оккупированных территориях, к раненным и больным, отношение к несовершеннолетним детям. Так же Международное гуманитарное право рассматривает наказание за военные преступления . Основными источниками Международного гуманитарного права являются 4 Женевских конвенций и дополнительные протоколы к ним. Одна из глав работы посвящена нормам Международного гуманитарного права.
Войны – это боль и страдание для людей. Но тема «войны» всегда вызывает интерес у историков. О каждой из войн написаны десятки, а может быть и сотни книг. Рассказать в работе подробно о каждой из войн не представляется возможным. Главный упор был сделан на сравнительный анализ и статистические данные. Для написания работы использовалась Всемирная энциклопедия в 24 томах. В ней рассматривается история человечества с момента возникновения и до современного периода.
Дмитрий Иванович Иловайский в своей книге « Древняя история. Средние века. Новая история », беря за основу только факты, показал жизнь людей разных столетий, не обошёл стороной и войны, которые их сопровождали.
А. Больных в «Морских битвах Первой Мировой войны» показал противостояние английского и немецкого линейных флотов накануне и в ходе Ι Мировой войны.
«Энциклопедия войн ΧΧ» века, написанная Чарльзом Мессенджером позволяет более глубоко остановиться на Ι и ΙΙ Мировой войне. Выяснить, как увеличился масштаб и размах военных действий.
Книга Данишевского И.М. «Война. Народ. Победа» начальному периоду Великой Отечественной войны, завершившемся поражением немецко-фашистских войск под Москвой.
Куманёв Г.А. в свое книге «1941-1945» показал год за годом подвиг советских людей в борьбе с фашизмом.
Максимова Е. написала книгу « Дети военной поры», где она рассказала о том, как война обрушилась на детей. О том, как они вели себя в тяжёлых ситуациях, как боролись с врагами, трудились в тылу.
Д. Хоскинг, Д. Боффа – эти западные историки популярные в 90- ые года ΧΧ века изложили свой взгляд на Великую Отечественную войну, справедливо замечая, что Советский Союз пострадал несравненно больше, чем какая- либо другая страна.
В последние годы было опубликованы работы, которые открывают ещё неизвестные страницы военной истории.
Эта тема была выбрана неслучайно. Война – это всегда трагедия, но с другой стороны мы можем увидеть героизм и мужество людей. Так же важно знать какие шаги предпринимаются человечеством, что бы ни допустить возникновения новой войны.
В 10-4 и в10-5 классах я провёл социологическое исследование, задав вопросы:
1) Объясните, как вы понимаете слово «война»?
2) С какими словами у вас ассоциируется слово «война»?
3) С каким явлением природы вы можете сравнить войну?
4) Нарисуйте, какой вы представляете себе войну?
5) С каким цветом у вас ассоциируется война?
Для обсуждения в классе были даны темы: « Война – всегда несправедливость», « Бывают войны справедливые и несправедливые, участие в справедливой войне – не преступление», « Можно и нужно вводить какие – то ограничения, договариваться о том, чтобы война была менее жестокой, если совсем невозможно отказаться от войн ». Результаты исследований приводятся в 1 главе.
Великая Отечественная война не прошла стороной и мимо моей семьи. Моя прабабушка, Маслова Валентина Григорьевна была подростком, когда она началась, ей приходилось много работать, рыть окопы под Сталинградом. Её рассказ был так же заложен в мою работу.
Много о войне я узнал от своего прадеда, Смотрина Павла Семёновича.
Когда наш класс принимал участие в конкурсе « Лучший класс», мы часто встречались с ветеранами войны, они рассказывали о событиях минувшей войны.
Дж. Б.Пристли сказал: « Война – это незаживающая рана, которую получил мир». Как хотелось, что бы таких ран было как можно меньше.
Глава Ι: Что такое война ? Какого она цвета?
В.И. Даль даёт очень подробное объяснение слову «война».
Война – раздор и ратный бой между государствами; международная брань.
Наступательная война – когда ведут войско на чужое государство.
Оборонительная война – когда встречают это войско для защиты своего.
Война междоусобная – усобица, когда один и тот же народ, раздвоившись в смутах, враждует между собой оружием.
Война сухопутная, морская – битва на материке, на море.
Война подземная – подкопы разного рода при осаде, с той и с другой стороны.
Малая война – аванпостная служба, занятия и обязанность сторожевой части войска.
Партизанская война – действия отдельных мелких частей войска с крыльев и тыла неприятеля, для отрезки ему средств общения и подвоза.
Народная война – в которой весь народ принимает, по сочувствию к поводу раздора, живое участие.[1]
О том, что такое война рассуждали многие выдающиеся люди.
Люди созданы, чтобы быть мужьями, отцами, людьми, а не зверьми, которые друг друга ненавидят, травят, режут. ( А. Барбюс)
Война для народов – это слёзы и кровь, это вдовы и беспризорные, это раскиданное гнездо, погибшая молодость и оскорблённая старость.
( И. Эренбург)
Война в одинаковой мере облагает данью мужчин, женщин и детей; но только с первых взимает кровь, со – вторых слёзы, а с третьих – слёзы и кровь. ( У. Теккерей)
Почему бы не судить правительства за каждое объявление войны? Если бы народы поняли бы это… Если бы они не позволили убивать себя без всяких причин, если бы они воспользовались оружием, чтобы обратить его против тех, кто им дал его для избиения,- в тот война умерла бы. ( Г. Мопассан)
Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что с тех пор как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие « мир вам».
( Л.Н. Толстой )
О войне разными народами было сложено не мало пословиц и поговорок:
-Худой мир – лучше доброй брани.
- Мир – дело великое.
- Мир строит, а война разрушает.
- Вражда не делает добра.
- Войной, да огнём не шутят.
- Войну хорошо видеть, да не слышать.
- Война кровь любит.
- На смерть детей не нарожаешь.
Народная мудрость осуждает войну. Рождение человека – это великое чудо. Каждый человек уникален и не повторим. Жизнь каждого человека имеет огромную ценность. Человек рождается для того, что бы быть счастливым.
Имеют ли право войны нарушить человеческое счастье, оборвать жизнь и покой?
Для того, что бы понять, что думают о войне мои сверстники, я задал им этот вопрос, « Что такое война?» В качестве примера я хочу привести следующие высказывания:
- Война – это столкновение разных стран.
- Война – это противостояние враждующих сторон.
- Война – агрессия, нападение.
- Война – это уничтожение противника.
Так же учащиеся должны были сказать, с какими словами ассоциируется «война». Ответы были следующие: война – гибель, ужас, страдания, трагедия, слёзы, кровь, боль, страх, смерть.
Из диаграммы можно увидеть, что, говоря о войне, ребята чаще упоминают такие слова как; страдания и смерть (10 человек ); боль –( 8 человек).
Сравнивая войну со стихийными бедствиями, ребята назвали: пожар, смерч, ураган, извержение вулкана, землетрясение, наводнение. Наверное, не случайно были даны такие ответы. Ведь зачастую эти стихийные бедствия, как и война, начинаются внезапно и уносят тысячи жизней.
Назван и цвет войны: красный – кровь, чёрный – смерть и траур.
Обратимся к истории войн. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 миллиардов человеческих жизней погибло в пламени войны. Даже в Антарктиде на глубине 100 метров бур наткнулся на пепел – может быть, это тоже пепел войны.
Война – это феномен человеческого существования. Войну восхваляли, войну проклинали. Попытки облагородить войну приводят к тому, что с одной стороны мы имеем кодексы рыцарской чести, самурайские идеалы, с другой стороны огромное число убитых, покалеченных, обездоленных.
Перечислим наиболее крупные военные конфликты в хронологическом порядке:
- Греко- персидские войны ( 490- 449 г. до н. э.)
- Столетняя война (1337- 1453гг.)
-Тридцатилетняя война (1618- 1648 гг.)
- Северная война (1700- 1721)
-Первая Мировая война (1914- 1918 гг.)
- Вторая Мировая война (1939 – 1945гг.)
Наша страна постоянно была втянута в войны. Приведём только один пример: войны Северо – Восточной Руси 1228-1462 гг.
Внутренние войны:
- Всего – 90
- Битвы – 20 ( 15 в 1425 – 1453)
- Взятие городов – 35
- Неудачные осады – 5
Внешние войны:
- Всего 160, в том числе:
со шведами и волжскими болгарами – 44
с литовцами – 41
с ливонцами -30
с монголо-татарами – 45
- Битвы – 50 (в 30 русские одержали победу )
- Взятие русских городов – 70
- Взятие русскими городов – 15
- Неудачные осады – 7
- Отражение штурмов противника – 17.
Если мы суммируем внешние и внутренние войны Северо – Восточной Руси 1228- 1462 годов, то мы увидим, что за 234 года она воевала 250 раз. В течении одного года было несколько военных конфликтов.
Обратимся к истории США.
Участие США в войнах (1770-е года - конец ΧΙΧвека)
Годы | Название | Участвовало | Погибло | Ранено |
1775-1783 | Война за независимость | Нет данных | 4435 | 6188 |
1812-1815 | Война с Англией | 226730 | 2260 | 4405 |
1846-1848 | Мексиканская война | 78705 | 13283 | 4152 |
1861-1865 | Гражданская война | 2213363 | 364511 | 281881 |
1898 | Испано-американская война | 306760 | 2446 | 1162 |
Выгодное геополитическое положение способствовало развитию США. Находясь вдали от европейских проблем США, за 123 года воевали всего 5 раз. Численные потери были сравнительно невысоки: 386 933. США не повергались такой агрессии как наша страна и многие другие страны Европы. США не нужно было содержать огромную армию, так как у неё не было опасных соседей. Этот фактор будет способствовать стабильности США. Внешняя политика во многом определяет внутреннее состояние государства.
- Рассмотрим количество погибших в войнах людей по векам.
XVII век – на войне убито 3 миллиона
XVIII век – убито 5 миллионов 200 тысяч
XIX век - убито 5 миллионов 500 тысяч
XX век – Вторая мировая война унесла 64 миллионов человеческих жизней. Ранено и искалечено 110 миллионов, сиротами стали 42 миллиона. Если сначала войны носили локальный характер, то на смену им пришли общеевропейские и мировые. Менялся не только масштаб, но и разрушительная сила. Но даже после Второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны.
В истории известны такие завоеватели, как: А. Македонский, Гай Юлий Цезарь, Аттила, Вильгельм Завоеватель, Чингисхан, Батый, Тамерлан, Наполеон, Гитлер. Кто- то из них покрыл себя славой великого полководца, а кто-то приобрёл имя величайшего зла.
Великий английский поэт сказал:«Да будет свет!» - господь провозгласил,
«Да будет кровь» - провозгласили люди…
Война вредит и кронам, и корням».
Какими бы целями не прикрывались разжигатели войны, война – это всегда бедствие для народа. Она не щадит ни стариков, ни женщин, ни детей. Такие потери не может оправдать ни что.
Глава II : Дети войны.
Многие люди вспоминают детство своё как счастливую пору. Перед ними возникают картины семейных и школьных праздников, заботливые родители, лица любимых учителей. Но бывает и другое детство, когда жизнь и здоровье ребёнка подвергаются реальной опасности. Кто возвратит детство ребёнку, прошедшему ужас войны? Что он может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас где – то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов дома.
Можно спросить: что героического в том, чтобы в 5, 10, 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!
Что помнят они о матери? Об отце? Только их смерть. Дети войны вспоминали, что единственное, что осталось от матери – это пуговица от её кофты. Дети вспоминают, как на их глазах немецкая овчарка разрывала отца. Что может быть страшнее такой памяти.
Дети военной поры могут рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило 1 сентября 1941года, и не надо было идти в школу. Как в 10 – 12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому, что за 4 года войны забыли, что такое белый хлеб. Многие из детей набавляли себе года и уходили на фронт.
Леонид Голиков уничтожил 78 фашистских солдат, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных дорог, 8 автомашин с боеприпасами.
Валентин Котик с товарищами подорвал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Был награждён орден Отечественной войны I степени, медалью « Партизану Отечественной войны». А сколько было таких детей, которые в годы Великой Отечественной войны сражались, как взрослые?
Но самое страшное - это жизнь детей, оказавшихся в концлагерях. Гитлер говорил следующие слова: «Я просто приму меры к естественной приостановке естественного прироста этого населения» (имеются в виду нежелательные для немцев народы). В этом высказывании и открывается истинная цель убийства детей на оккупированных территориях.
Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребёнка до 16 лет истребили немцы в лагерях. Как правило, прибывших в эшелонах детей немцы сразу же направляли в газовые камеры. Только небольшую часть здоровых подростков оставляли для лагерных работ.
Детей в возрасте от 8 до 16 лет немцы наравне со взрослыми изнуряли на тяжёлых непосильных работах. Истязания и побои быстро доводили каждого ребёнка до полного истощения, и тогда его убивали.
Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и убивали. При выявлении у прибывших женщин беременности, их немедленно выделяли в особый барак, где вызывали у них преждевременные роды.
На детей немцы не считали нужным тратить боеприпасы, их убивали ударом по голове тупым предметом.
Весной 1944 года в лагере Биркенау был организован блок для близнецов. У детей брали кровь. Проводили эксперименты над ними.
На весь мир стал известен дневник Тани Савичевой, двенадцатилетняя ленинградка писала об ужасах фашизма, но так и не дожила до Победы.
«Дневник Тани Савичевой» всего из 7 страшных записей о гибели большой семьи в блокадном Ленинграде.
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все». «Осталась одна Таня»
Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом - стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».
Сегодня «Дневник Тани Савичевой» выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.
Войны начинаются без учёта интереса народа, детей в том числе. Но жертвами становятся именно они. Дети остаются без родителей, не учатся, лишаются условий для развития. Тысячи детей гибнут: в бомбёжках, концлагерях, от болезней и голода.
Во время II Мировой войны на Земле погибло 13 миллионов детей.
Что есть дороже у любого народа?
Что у любой матери?
Что у любого отца?
Это дети.
Дети мирных дней могут мечтать только о мире, о том, что бы никогда больше не лилась кровь. Дети должны рождаться, чтобы счастливо жить, а не страдать и умирать.
Глава III : Цивилизация против войны.
Во все исторические времена принимались попытки уменьшить бедствия, причиняемые вооружёнными конфликтами. Ещё в глубокой древности военачальники, следуя обычаю, не позволяли своим подчинённым казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Эти обычаи оформились со временем в нормы обычного права. В ряде случаев воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником. Но до II половины XIX века такие соглашения не носили всеобщего характера и, как правило, действовали во время одного сражения или войны. Первым письменным многосторонним соглашением стала Женевская конвенция 1864 года. Она кодифицировала неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны об отношении к раненным воинам. Отныне государства, присоединившиеся к конвенции, брали на себя обязательство относиться к раненным на поле боя с уважением и оказывать им помощь , даже если они принадлежат к стороне противника. Эта конвенция положила начало современному гуманитарному праву. На международных конференциях в Санкт – Петербурге ( 1868 год ), и Гааге ( 1899 и 1907 годах ), в подготовке и проведении которых деятельное участие принимали и Россия, был достигнут ряд соглашений об ограничении применения средств и методов войны. В настоящее время нормы международного гуманитарного права воплощены в более чем 80 международных соглашениях.
Международное гуманитарное право является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.
Основными источниками международного гуманитарного права являются 4 Женевские конвенции 1949 года и 2 Дополнительных протокола к ним 1977 года. Каждая из 4 конвенций включает положения, предоставляющие правовую защиту конкретной категории жертв вооружённых конфликтов.
Первая Женевская конвенция обеспечивает правовую защиту больных и раненных в действующих армиях. Вторая конвенция раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море.
Третья – военнопленных, Четвёртая – гражданского населения во время войны.
Дополнительные протоколы были приняты с учётом вооружённых конфликтов после 1949 года.
Международное гуманитарное право:
- защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненных, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных).
Статья 12 гласит: « Личный состав вооружённых сил, в случае их ранения или болезни должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах. Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, запрещается их добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты…»
Статья 13: « С военнопленными следует всегда обращаться гуманно… Военнопленные равным образом должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы».
Статья 14: « При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести»…
Статья 15: « Ни один военнопленный не может быть использован на работах, угрожающих здоровью…»
- предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях (гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу).
Статья 27: « Покровительствуемые лица (в данной конвенции гражданские лица) имеют право при любых обстоятельствах на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям. С ними всегда будут обращаться гуманно…»
Статья 31: « Никакие меры принуждения ни физического, ни морального порядка не должны применяться к покровительствуемым лицам, в частности с целью получения от них или от третьих лиц сведений». [2]
- защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям
( жилые дома, школы, места отправления культа)
- запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами, наносят серьёзный ущерб природной среде.
Таким образом, международное гуманитарное право устанавливает определённые правила поведения сторон, участвующих в вооружённом конфликте ,ограничивает насилии и обеспечивает защиту жертв войны. Оно определяет конкретные категории, на которых распространяется правовая защита в условиях вооружённого конфликта: это раненные, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные и гражданское население.
Международное гуманитарное право предусматривает различие между международными и немеждународными вооружёнными конфликтами. Под международным вооружённым конфликтом (войной) понимается вооружённое противостояние между двумя или несколькими государствами. В этом случае применяются многочисленные нормы международного гуманитарного права, содержащиеся в 4 Женевских конвенциях и Дополнительном протоколе I 1977 года. Они вступают в силу с момента начала вооружённого конфликта независимо от причин его начала и характера.
Немеждународный вооружённый конфликт - это вооружённое противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами. Государств обладает правом самостоятельно решать свои внутренние проблемы, в том числе применять силу для восстановления законности и порядка на своей территории. Однако, в своих действиях оно всё равно связано с нормами международного гуманитарного права. Соблюдение гуманитарных правил обязательно не только для правительственных вооружённых сил, но для вооружённых отрядов, противостоящих правительству. Нормы применимые к немеждународному конфликту излагаются в общей для всех 4 Женевских конвенций статье № 3 и Дополнительном протоколе II.
Таким образом, как в случае международного, так и немеждународного конфликта необходимо вести военные действия, соблюдая принципы гуманности.
Почти все страны мира являются участниками Женевских конвенций. СССР присоединился к Женевским конвенциям в 1954 году, к Дополнительным протоколам в 1989году. Российская Федерация является правопреемницей СССР в отношении этих договоров. В соответствии с действующей Конституцией (часть 4, статья 15) нормы международного права и международные договоры России являются частью её правовой системы.
Независимая организация Международный Комитет Красного Креста
(МККК) следит за тем, чтобы международное гуманитарное право соответствовало требованиям времени. МККК ведёт работу о распространении знаний о международном гуманитарном праве. МККК содействует соблюдению международного гуманитарного права и обладает полномочиями контролировать применение этого права сторонами конфликта. В настоящее время МККК осуществляет свою деятельность более чем в 50 странах мира.
Международное гуманитарное право особое внимание уделяет детям. В условиях вооружённого конфликта на них распространяются два вида защиты: общая и особая.
Общая предполагает, что дети как часть гражданского населения имеют право на гуманное обращение. В отношении их запрещаются посягательство на жизнь, жестокое обращение, взятие заложников, оскорбительное и унижающее обращение.
Особая защита обусловлена тем, что в силу возраста они относятся к наиболее уязвимой категории гражданского населения. Во время войны они должны быть защищены утраты связи с семьёй, голода, беспризорничества. Поэтому в условиях вооружённого конфликта им дополнительно предоставляется ряд прав:
- в целях защиты от последствий военных действий дети должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны;
- при эвакуации фиксируется информация о ребёнке, что должно облегчить восстановление с родственниками ребёнка;
- детям до 15 лет, осиротевшим или разлучённым со своими родителями обеспечивается содержание, обучение, воспитание;
- не достигшие ё8 лет дети не должны направляться на принудительные работы.
Во время немеждународных конфликтов дети также имеют право на гуманное обращение, и им обеспечивают необходимую защита и помощь.
Даже в условиях вооружённого конфликта дети пользуются особым уважением в силу возраста.
Человек, нарушивший нормы международного гуманитарного права несёт ответственность. В международном гуманитарном праве есть личная уголовная ответственность, она предусматривается за особые серьёзные правонарушения, совершённые во время международного конфликта, которые называются военными преступлениями. Приведём их примеры:
Преднамеренное убийство, бесчеловечное обращение, пытки, нанесение вреда здоровью лиц, пользующихся защитой международного гуманитарного права, взятие заложников, незаконное перемещение гражданских лиц.
Совершивший военное преступление должен быть судим на основе международного гуманитарного права. После II мировой войны Нюрнбергский трибунал приговорил 12 главных обвиняемых к смертной казни, остальных к различным срокам заключения. В 1990 – ые года были учреждены международные трибуналы в Югославии и Руанде.
Сущность Международного гуманитарного права отражают слова Ж. Пикте: « Старый девиз войны: « Причини неприятелю весь возможный ущерб» уступил место новому закону: « Не причиняй неприятелю больший ущерб, чем того требует цель войны».
Непросто следовать нормам международного гуманитарного права. Это требует от человека больших усилий над собой. Он должен увидеть ценность человеческой жизни, помнить, что в условиях вооружённого конфликта безоружному человеку предоставляется определённый минимум гуманитарных прав. Понимание необходимости соблюдения норм международного гуманитарного права приходит тогда, когда человек осознаёт, что любой может оказаться во власти противника. В этой ситуации каждый предпочтёт правовую защиту произволу и беззаконию.
XX век стал историей. Человечество начинает жить в новом столетии. Каким оно будет? Это во многом зависит от умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно в условиях самого жестокого противостояния.
Заключение:
Человечество оказалось не всегда готовым к тому, чтобы решать свои проблемы мирным путём, и языки военного пламени, затухая в одном месте, с чудовищной неумолимостью вспыхивали в другом. Всё последнее столетие, завершающее очередной тысячелетний отрезок истории, нашу Землю сотрясали вооружённые конфликты.
Войны принято делить на справедливые и несправедливые. Часто это деление не вызывает сомнений: отражение нападения вероломного агрессора, движимого алчностью, всегда было и будет деянием справедливым. Но случается, что определить правого и виноватого не так просто, а иногда (как в случае значительной части религиозных и этнических конфликтов) невозможно. Жестокость приводит к ответной жестокости, зло порождает новое зло.
Недавние союзники в одной войне скоро оказываются противниками в другой, непримиримые враги через некоторые враги через некоторое время оказываются в одном стане, создаются и распадаются военно-политические союзы. Рушатся империи, просуществовавшие века, и вчерашние сограждане, а ныне подданные разных государств начинают смотреть друг на друга сквозь прицел автомата. И не видно этому конца…
Безумию должен быть положен конец. Война не имеет права на существование, иначе рано или поздно встанет вопрос о будущем человечества. Всем нам необходимо усвоить эту мысль и передавать её тем, кому предстоит жить в XXI веке.
Список используемой литературы:
Приложение I. Краткая история оружия от древности до современности.
Древковое оружие.
Булава.
БМ-13. « Катюша».
Крупнокалиберная зенитка Второй мировой войны.
Самолёт Первой мировой войны. Таубе.
Военный самолёт МИГ-29.
«Атомный гриб».
[1] Даль В. И. Толковый словарь Великорусского языка. М., 2005. С. 122
[2] Международное гуманитарное право. М., 2006.С.81-83.
Бабочка
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Попробуем на вкус солёность моря?
Медведь и солнце
Золотая хохлома