проект
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_roldugin_i_vladimirov.pptx | 284.84 КБ |
proet_roldugina_i_vladimirova.docx | 33.58 КБ |
Слайд 1
Презентация по теме: «Молодежный жаргонизм и его функции» Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. К. ПаустовскийСлайд 2
Ребята! Давайте попытаемся найти ответы на вопросы, интересующие многие поколения! Что такое стили языка? Функции разговорного стиля. Что значит общение. Каков язык общения? Какова функция жаргонизмов? Жаргонизмы, плохо это или хорошо?
Слайд 3
Чтобы начать работу нал проектом, вы должны разделиться на группы по интересам и распределить обязанности . Мы предлагаем выбрать свою роль в проекте Исследовательские группы
Слайд 4
План работы группы историков Изучить историю возникновения слов – жаргонизмов. Каково исконное значение этого слова? Когда жаргон появился в России? Люди какой социальной группы употребляли жаргоны? Употребление жаргонов в России в XIX начале XX вв. Изучить словарь жаргонизмов названного периода. Провести синтез изученного материала, сделать вывод.
Слайд 5
План работы группы языковедов Изучить словари жаргонизмов Выяснить, каково происхождение жаргонизмов, профессиональных, детских, молодежных жаргонов. Провести эксперимент, опрос, изучить молодежную лексику, составить словарь, провести синтез, классификацию, дать комментарий.
Слайд 6
План работы группы психологов Как влияют социум, условия, потребности на развитие языка личности? Можно ли согласиться с мнением некоторых людей, что «язык мой – враг мой»? Чем мотивированы стремления молодых людей в употреблении жаргонной лексики? Можно ли утверждать, что язык – визитная карточка личности в его деятельности?
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Николаевка» Наримановского района
Учебный проект по русскому языку на тему:
«Молодежный жаргон и его функции»
Авторы: ученики 10 класса МОУ «СОШ с. Николаевка» Ролдугин Александр и Владимиров Владимир
Научный руководитель: учитель русского языка МОУ «СОШ с. Николаевка» Нажметдинова А.Д.
Астрахань 2010
Визитная карточка проекта
Описание проекта: «Молодежный жаргон и его функции»
Краткое содержание проекта
Речь современного человека значительно отличается от речи его предшественников. Она более экспрессивная, эмоциональная, зачастую не нормативная, к тому же загрязненная всевозможными жаргонными словами. Естественно хочется понять, почему так разительно изменилась наша речь. Чтобы ответить на этот вопрос, было проведено небольшое исследование, был исследован молодежный жаргон и его функции.
Актуальность проекта: исследование обращает внимание на проблему загрязнения родного языка, на проблему общения людей разного поколения.
Цель: изучение особенностей молодежного языка
Задачи исследовательской работы:
Объект исследования – молодежный жаргон
Предмет исследования – функции молодежного жаргона
Основные методы исследования: сбор языкового материала, анкетирование, статистические методы обработки получения результатов, семантико-стилистический анализ, классификация и синтез собранного материала, презентация.
Предметы: русский язык, обществознание, психология
Классы: 8-11
Продолжительность проекта:4 часа
Ожидаемый результат: полученные результаты позволяют увидеть особенности молодежного общения, объяснить их, а также, надеемся, помочь найти взаимопонимание людям разных поколений. К тому же этот материал можно использовать на уроках русского языка при изучении лексики.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос | Проблемный вопрос | Учебный вопрос |
Как мы общаемся в социуме? Каков наш язык? | Что значит молодежный жаргон в современной лексике? | Какие слова называются жаргонизмами |
Ход исследования
Первый этап – подготовка к исследованию
Словообразовательный анализ
Семантический анализ
Стилистический анализ
Лингвистический анализ художественного текста
Сравнительно- исторический метод
Экспериментальный метод
Второй этап- подготовка и проведение исследования:
Создание исследовательской группы
Сбор материала, создание толкового словаря молодежного жаргонизма (Приложение 1)
Обработка полученного материала
Формулирование выводов
Написание основной части работы, её введения и заключения
Третий этап – оформление презентации проекта
Четвертый этап – защита работы
Исследовательская группа
Историки
Проект
психологи
Языковеды
План действий
Жаргон - речь какой-нибудь социальной группы, объединённой общими интересами отличающаяся от общенародного языка словами, выражениями преимущественно искусственного образования
Это слово возникло во французском языке в XII веке и первоначально означал о «чириканье». Затем он стало означать «непонятный язык», а ещё позже - «испорченный язык».
В России жаргоны также существовали издавна. Они возникли ещё в феодальной Руси на основе русского языка в особых исторических и социальных условиях. На них говорили люди, принадлежавшие к какой-либо социальной группе и ставившие своей целью скрыть что-либо от окружающих, например, профессиональные секреты. К ним можно отнести лошадиных барышников, портных, Шаповалов, жестянщиков, условные языки которых сохранялись и в конце XIX века, и даже в начале XX века. Ярким примером этому явлению будет жаргон офеней - мелких торговцев, который состоял из исковерканных до неузнаваемости форм слов литературного русского языка. Таким способом офени обменивались информацией, не предназначенной для чужих ушей. Другая причина появления жаргона - скрыть, замаскировать преступный характер своих замыслов и действий (такова речь преступников).
От обычной речи всех говорящих по-русски жаргон отличается, главным образом, своим словарным: составом - лексикой.
Сфер употребления жаргонов очень много. И каждая сфера употребления своеобразна, в каждой есть жаргонизму не употребляемые в других.
Основной принцип различения жаргонов - это профессиональная деятельность людей. В этой сфере употребляются профессионализмы как разновидность жаргона. Свой жаргон у студентов, у врачей, у учителей, милиционеров, у военных и у многих других групп людей, объединённых по профессиональному признаку. Употребляя жаргонизмы свойственные их профессии, представители данных социальных групп не ставят своей целью зашифровать свою информацию, а стремятся облегчить взаимопонимание и ускорить обмен информацией
Вот некоторые примеры профессиональных жаргонизмов:
Употребляется жаргон не только среди людей определённой профессии. Распространяется он и среди делённых слоев населения
Особенный жаргон в криминальном мире. В нём жаргонные слова употребляются как раз для того, чтоб обособиться от других социальных групп, сделать свой язык как можно более непонятным для окружающих
Не менее интересен в этом плане и молодёжный жаргон, который стремится к тому же, но не с целью 1ть какие-то противоправные деяния, а с целью обрести свободу выражения
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что основными сферами употребления жаргонизмов являются профессиональные объединения и социальные группы общества
Вопросы | Ответы учащихся |
1. Почему изучают раздел «Лексика» на уроках русского языка. 2. Необходим ли он для современного школьника | 1. Мы должны знать лексическое значение слова, правильно, осознанно, уместно применять в своей речи те или иные слова, лексиконы, выражения. 2. Правильная грамматическая речь необходима для общения |
|
|
1.Что мы знаем о жаргонизмах? 2.Как жаргон усваивается в языке? |
Главной целью нашей работы стало изучение особенностей молодёжного общения. Основной задачей - выяснение того, что такое молодёжный жаргон и каковы его функции.
Мы выяснили, что молодёжный жаргон - это особый язык молодого поколения. Нами был составлен краткий словарь молодёжного сленга, который позволил нам сделать вывод об экспрессивности молодёжной лексики.
Также мы выявили сферы употребления молодёжного жаргона. Определённый сленг присущ любому профессиональному объединению и некоторым социальным группам общества
Установлены причины употребления молодёжного жаргона: во-первых, все так говорят, во-вторых, так проще и удобнее, в-третьих, просто нравится, в-четвёртых, по привычке, в-пятых, окружение обязывает.
И, наконец, выявлены функции молодёжного языка. В первую очередь, это экспрессивная функция. Все слова и выражения используемые носителями молодёжного жаргона, имеют экспрессивную окраску, то есть передают определённые чувства говорящих Весьма важна для молодёжного сленга и фактическая функция, цел которой установление контакта с собеседником Коммуникативная функция тоже присуща молодёжному жаргон
Каков же прогноз на будущее для молодёжного жаргона? Социологический опрос, проведённый нами, позволил сделать следующие выводы: 14-15-летние подростки активно употребляют молодёжный жаргон, подростки 16-17 лет также являются его носителями, но только малая часть подростков этого возраста считают молодёжный жаргон модным. Большая их часть пользуется им по привычке, а ещё часть подростков вынуждена так говорить, потому что этого требует их окружение.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: чем старше становится
подросток, тем меньше у него желание употреблять молодёжный сленг. Ведь одиннадцатиклассники не только называют причины, по которым они употребляют жаргонизм, но и вместе с тем объясняют; почему они не могут не употреблять их. Как только изменится их окружение, изменятся условия их существования, отпадёт и надобность в употреблении жаргонизмов
В известной книге о русском языке «Живой как жизнь» К.И.Чуковский писал о том, что существовании молодёжного жаргона в целом довольно правомерно, плохо лишь то, что это дурной жаргон. Однако, полагал писатель, особенно горевать на этот счёт не стоит молодёжный жаргон, во-первых, «болезнь роста», им надо переболеть, как корью; во-вторых, он недолговечен и быстро выходите тираж, постоянно обновляясь; в-третьих, он почти не влияет на общелитературный язык.
Приложение 1.
Существительные
Баклан - глупец; человек, вызывающий отрицательные эмоции, раздражение
Блатной - человек, который любит себя показать
Кошёлка - немолодая женщина
Перец - человек, у которого всё отлично
Предки - родители
Расклад - ситуация дело
Родоки - родители
Чел - человек
Чувак - хороший человек
Шнурки – родители
Глаголы
Базарить- разговаривать
Балаболить - разговаривать
Вкурить - понять
Всосать- понять
Втереть - ударить
Выпендриваться - показать себя
Допереть - понять
Допетрить - сообразить
Забить- забыть
Завернуться- замолчать
Залететь - попасть в плохую ситуацию
Запалить - увидеть кого-нибудь
Засечь - увидеть кого-нибудь
Звякнуть - позвонить
Зырить - смотреть
Зыркать - смотреть
Клубиться - быть в клубе
Колошматить - трясти
Крутоваться - себя показать
Метнуться- сходить туда и обратно
Морить - смешить
Намылиться- собраться
Нарисоваться- появиться
Обломаться- обмануться
Омозговать- обдумать
Опускать- унижать
Палить - смотреть
Потянуть- смочь что-либо
Попереть - пойти
Припереться - прийти
Проехать- забыть
Прокапать- получиться
Рассосаться- разойтись
Растащиться - размечтаться
Стучать - предать кого-то
Трындеть - разговаривать
Усечь - понять
Уяснить- понять
Ушуршать - уйти
Шуровать- идти
Слова состояния
Колбасит
Все четыре слова выражают одно и то же значение
«физическое или душевное недомогание»
Плющит Таращит
Колошматит
Наречия
Вез поняток - непонятно
До лампочки - всё равно
Классно- замечательно(потрясающе, фантастично)
Круто - замечательно(потрясающе, фантастично)
Не резон - невыгодно
От балды - наугад, просто так
По барабану - всё равно
Прикольно - смешно
Слабо - трудно, невозможно
Супер (суперски) – замечательно (потрясающе, фантастично)
Стопудово - точно
Фиолетово - всё равно
Устойчивые выражения
Борзометр на зашкале - в ситуации, когда никого и ничего не боишься
Бегу и тапочки теряю - в ситуации, когда отказываешься выполнять просьбу (приказ)
Греби ушами в камыши, оглобля бородатая - иди отсюда
Ежу понятно - об информации, понятной для каждого
Зазвенел, свинья-копилка - начал всё заново
Закрыли тему - не будем больше говорить об этом
Кишка тонка - не способен на что-либо
Мышей ловишь- понимаешь
Началось в колхозе утро - о ситуации, когда всё начинается сначала
Не кукурузу охраняли - чем-то важным занимались
Поздняк метаться - поздно что-то делать
Поезд ушёл - того, что случилось, уже не изменишь
Пролетели, как фанера над Парижем - проиграли
Пургу гонишь - обманываешь
Раздайся, брага, спирт течёт - разойдись, расступись
Раскинь мозгами - подумай
Рот закрой - диафрагму простудишь - замолчи
С какого перепугу? - в честь чего?
Сквозняк нарисуй - уйди
Суши вёсла - сдавайся
Уши греть – подслушивать
Междометия
Бау! - передаёт чувство восхищения
В реале? - передаёт чувство сомнения
Замётано- выражает согласие
Хорош - выражает побуждение к окончанию действия
В чём прикол? - выражает чувство непонимания
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Мальчик и колокольчики ландышей
Снегири и коты