В работе мы сравнили символику цвета в психологии и в поэзии С.А.Есенина, проанализировали частотность употребления цвета в лирике поэта. Кроме того описали смысловые особенности наиболее употребляемых цветов в различные периоды творчества (до и после революции 1917 года). Нами составлена таблица, в которую внесены наиболее распространённые цвета в поэзии С.А.Есенина по мере убывания и цитаты из стихотворений поэта по годам написания.
Вложение | Размер |
---|---|
simvolika_cveta_v_poezii_s.esenina.zip | 1.15 МБ |
Символика цвета в поэзии С.Есенина. Панарина Мария
Краснодарский край, станица Азовская, МОУ Лицей, 10 класс
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Основная часть.
I. Символика цвета
1.1. Символика цвета в психологии
1.2. С.А.Есенин. Поэзия в цвете
II. Практическая работа
2.1. Частотность употребления цвета в лирике С.А.Есенина
2.2. Идейно-смысловой анализ цветописи в творчестве С.Есенина
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложение
Введение
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, различных религиозных и мистических учениях. Цветовые предпочтения человека во многом определяют его характер, настроение, отношение к действительности. По тому, на какой цвет мы обращаем внимание в тот или иной момент времени, каким цветом хотим окружить себя, можно многое рассказать о нас. Цветовые предпочтения зависят от многих причин. Среди них можно назвать возраст, пол, культурный уровень, образование, особенности темперамента и характера, настроение и др.
С.М. Соловьев различает два типа художников слова: 1) колористов (например, Державин, Капнист, Гоголь, Тютчев и др.), для которых «цвет был могучим орудием стиля» и которые «весьма щедро использовали цвет»; 2) «художники и писатели, крайне сдержанно использующие цвет» [2, 98]. С.А. Есенина следует отнести к первому типу художников. Лирика поэта поражает насыщенностью красок, тонкостью оттенков переживаний, задушевностью. Она не может оставить читателя равнодушным. Её оценит даже человек, мало восприимчивый к поэзии.
«Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими при горшнями сокровищ его души» [17,204]. Эти слова А. Н. Толсто го о Сергее Есенине можно поставить эпиграфом к твор честву выдающегося русского поэта XX века. И сам Есе нин признавался, что хотел бы «всю душу выплеснуть в слова» [7,14]. «Половодье чувств», затопившее его поэзию, в свою очередь, не может не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания.
Цель исследования: проанализировать цветовую символику в разные периоды творчества С.А.Есенина.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования – поэтический мир С.Есенина. Предмет исследования – цветовая гамма в поэзии С.Есенина.
Гипотеза: цветовая гамма в поэзии С.Есенина связана с изменением его мироощущения в разные периоды жизни, на которые влияли различные исторические события, происходящие в России. Мы предполагаем, что после изменения восприятия революции, в творчестве поэта изменилась и цветовая гамма.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, сопоставление цветовых ассоциаций.
Мы хотим проследить изменения цвета в творчестве С.Есенина, соотнести их с восприятием революции поэтом, определить частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина; провести идейно-смысловой анализ цветописи. Актуальность нашего исследования определяется низкой степенью изученности цветовой гаммы поэзии С.Есенина именно в связи в определенными историческими событиями, в частности с революцией 1917 года. Новизна исследования заключается в обращении к малоизученной стороне поэтического творчества поэта.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ходе исследования нами проведён сравнительный анализ символики цвета в психологии и в лирике С.Есенина, классифицированы цитаты из стихотворений поэта, распределённых в соответствии с цветом, проведены статистический идейно-смысловой анализ цветописи в творчестве С.Есенина, поэтому данная работа может быть использована при изучении поэзии С.Есенина для лучшего понимания внутреннего мира поэта.
Структура работы представлена введением, двумя главами, практической частью, заключением и списком использованной литературы.
Глава I. Символика цвета
Говоря о значении цвета, важно учитывать тот факт, что в различных обществах существуют разные точки зрения. Но с другой стороны, различные общества приписывают одному и тому же цвету схожие свойства. Это говорит о том, что каждому цвету присущи определённые качества, которые лежат глубоко в его природе.
Цвета в психологии имеют как позитивное, так и негативное значение.
Жёлтый и золотой, по мнению ряда психологов, являются символом духа, святости, с древности воспринимаются как застывший солнечный свет, означают богатство, мечту, смелость, добро, радость, юность. Это цвет осени, зрелых колосьев и увядающих листьев. Люшер считал, что жёлтый является «символом активности». Чаще всего этот цвет производит тёплое и приятное впечатление. Нередко жёлтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят жёлтую одежду с красным поясом.
По мнению Клессмана, этот цвет также олицетворяет «зависть и ревность, жадность и лживость» [8,73]. Негативная символика жёлтого и золота – грех, предательство, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь, смерть, потусторонний мир. Общеизвестны такие выражения, как жёлтая пресса, жёлтые профсоюзы, Жёлтый дом; «Йеллоу Джек» – флаг, который поднимали на кораблях в знак карантина. В средневековой Испании одевали в жёлтое еретиков, сжигаемых на кострах инквизиции. Иуду Искариота изображали в жёлтом плаще, как христопродавца. Во Франции жёлтый цвет был знаком обманутых мужей, рогоносцев. Ряд негативных значений жёлтого связан с цветом осенней умирающей листвы и грустным настроением по поводу конца лета. У славянских народов жёлтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «жёлтый глаз». Жёлтая карточка – недоверие, предупреждение; «жёлтая акация» в языке цветов означает «ушла любовь». «Жёлтый билет» – удостоверение личности продажных женщин. «В Англии ХIХ века – жёлтые шляпы несостоятельных должников, жёлтые кольца на плащах евреев из гетто» [4, 54].
Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, верность, доброту и честность, мудрость и открытость. По Э.Клессману, он выражает «покой, верность, однако может означать безумие» [8, 276]. Гегель считал, что «синий цвет соответствует кротости, уму и сентиментальности» [7, 204]. «В средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви; «синий чулок» – прозвище женщины, занимающейся наукой (возникло в Венеции в ХV веке)» [6,127]. В Англии, России ордена и награды подвешивали на синих лентах – «Орден Подвязки», награды на скачках, призы за скорость и т.д. (знаки доблести, превосходства). Знак высокого происхождения – «голубая кровь».
Кроме того, синий цвет близок к чёрному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте. Французы называют ужас «синим страхом». У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают чёрных и синих бесов.
Голубой цвет – цвет женственности, прочности семейных уз, душевного отдыха, но иногда может вызывать тревогу. Он притягивает нас к себе, настраивает на созерцательность. По мнению ряда психологов, этот цвет даёт ощущение простора, он немного печальный, но мудрый. По И.В.Гете, «он углубляет действительность и создает воздушную перспективу, как бы одухотворяя зримое». [6, 13]
Белый – духовный хранитель. Основным качеством белого цвета является равенство. В нём заключена вера, но не слепая. Это цвет добра, удачи, исцеления и очищения, невинности, радости и добродетели. Клессманн считал, что «белый символизирует чистоту, однако он может вызывать ассоциации с грустью, трауром» [8, 276]. Он никого не отталкивает, нравится людям разных характеров. «В христианстве белое обозначает родство с божеством» [7, 31]. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие. «Белые воротнички» – знак интеллигентности, белые костюмы, автомобили, интерьеры – знак принадлежности к обеспеченному классу.
Однако белый цвет может получать и противоположное значение: обозначать смерть, болезнь, зло, страдание. По своей природе он как бы поглощает все остальные цвета и соотносится с пустотой, ледяным молчанием и в конечном итоге – со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племён Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.
«В русской поэзии начала века белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращёнными в потусторонний мир» [1,123].
Красный цвет – цвет мудрости и власти, всего мистического, таинственного, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнём. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. По мнению Э. Клессманна «красный олицетворяет страсть и вдохновение, но также может вызывать агрессию и ненависть» [8, 276]. «Красный символизирует могущество, огонь и порыв, часто вызывает волнение, беспокойство» [5, 67]. Люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще всё красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.
Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. С точки зрения Андрея Белого, «красный цвет был эмблемой Россию губившего хаоса [1,54]. Интересно, что у многих племён Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови». Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки.
По большинству народных примет чёрный цвет ассоциировался с тёмной ночью, временем, когда властвуют силы зла. В Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении лицо и руки у жрецов были окрашены в чёрный цвет. Чёрные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В чёрное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. В русском народном языке слово «чёрный» обозначает нечто старое, грязное, лишённое блеска: чёрная старуха, чёрный ход, чёрный пол, черновик; а также мрачное и невеселое: чёрный юмор, «пить по-чёрному»…
Чёрное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и чёрные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву чёрных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в чёрное.
Зелёный цвет - цвет травы и листьев. У многих народов он символизировал юность и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. По Клессману зелёный олицетворяет «надежду и, напротив, болезнь» [8, 276]. Зелёный цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зелёной», а сам человек «зеленеет» от злости).
У иранцев зелёный цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зелёная нога», а о кладбище – «зелёный дом». В средневековой Европе шуты носили зелёную с жёлтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зелёные шапки.
С. Эйзенштейн пишет о символике зелёного: «…цвет возрождения души и мудрости, он одновременно означал моральное падение и безумие» [9, 15]. Шведский теософ Сведенборг описывает глаза безумцев, томящихся в аду, зелёными. Один из витражей Шартрского собора представляет искушение Христа; на нём сатана имеет зелёную кожу и громадные зелёные глаза…
Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит своё подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер (швейцарский психолог), И. Гете и другие психологи. Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (жёлтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (чёрный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и жёлтого и предпочтение серого и синего цветов. Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности.
В ходе психолингвистического анализа исследователи пришли к выводу, что все цвета по их свойствам и по их воздействию на читателя делятся на две группы. К первой группе относятся цвета, отличающиеся двойственным характером воздействия: красный, синий, жёлтый и зелёный. Это те цвета, которые могут выполнять либо мажорную, жизнеутверждающую, либо минорную, жизнеразрушающую функции в зависимости от словесного окружения цвета (например, красный может быть и цветом здоровья, молодости, веселья, и цветом крови, страданья, гибельного огня). Вторую группу образуют цвета голубой и розовый, которые указывают на явления только положительной красоты. Однако при употреблении этих цветов автор для достижения самого разнообразного психологического воздействия на читателя изменяет условия использования одного и того же цвета.
В этой главе мы дали негативные и позитивные характеристики цвета, показали соответствие цвета и доминирующего эмоционального состояния человека. Последовательность изложения обусловлена частотностью употребления данных цветов в лирике С.А.Есенина.
I.2. С.А.Есенин. Поэзия в цвете.
Использование цвета в поэзии является средством выражения чувств, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта. Однако ещё А.Блок писал в своей статье «Краски и слова» в 1905, что современные писатели «отупели к зрительным восприятиям» [1, 98] и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствия света и цвета. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.
Есенин, поэтическое сердце России, своим читателям оставил богатое наследие. Большой художник, Сергей Есенин привлекает яркоцветностью. Как справедливо заметил Сельвинский, «такого глаза наша поэтическая живопись ещё не знала» [5,43].
«Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму» [2, 4]. Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии. «Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи» [1, 141]. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные.
Наиболее употребляемые цвета, которыми поэт умело окрашивал своё поэтическое творчество, – жёлтый и золотой. В дореволюционных стихотворениях жёлтый и золотой – цвета осени: «жёлтая крапива» [3, 76], «жёлтые долы» [3, 41], «жёлтая трава» [3, 164], «золотистые ветки» [3, 342] . Когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив погибшей души, врывается жёлтый цвет: «Весной и солнце на лугу/ Обвита жёлтая дорога,/ И та, чьё имя берегу,/ Меня прогонит от порога» [3, 104]. «Жёлтая дорога » – дорога в никуда. В послереволюционных стихах преобладает негативная символика жёлтого – грех, предательство, увядание, грусть, отчаяние, болезнь, смерть: «жёлтая грусть» [3, 154], «жёлтый тлен» [3, 179], «жёлтый скелет» [3, 180].
До 1917 Есенин употреблял эти цвета соответственно 13–19 раз, после – 18–54. Количество значительно возросло. Возможно, это означает, что внутреннее состояние поэта изменилось, и он больше начинает задумываться о душе, святости, то есть видел в этом спасение от душевных переживаний, связанных с революцией. И тем самым добавлял в поэзию тот цвет, которого ему «не хватало» в реальности, ведь поэзия – это особый мир, в который уходит поэт и уводит за собой читателя: «золотая Русь» [3, 120], «златая тучка» [3, 82], «золотые звёзды» [3, 134], «золотые далёкие дали» [3, 171], «роща золотая» [3, 190], «золотые иконы» [3, 34], «златая земля» [3, 60], «золотые шапки гор» [3, 68], «луч золотой» [3, 296]… Пристрастие к жёлто-золотому психологи трактуют цвет как желание свободы, независимости от реальности, стремление к снятию напряжения.
«Любимые цвета поэта – синий и голубой» [7,103]. Они усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «синие горы» [3, 115], «синие затоны» [3, 68], «голубая Русь» [3, 131], «голубая ласковая страна» [3, 231], «голубой пруд» [3, 190], «голубая струя» [3, 228], «голубая пыль» [3, 276], «небеса уж голубые» [3, 303] «в прозрачном холоде заголубели долы» [3, 283] и т. п.), создают атмосферу светлой радости бытия («синий звон» [3, 33], «синее счастье» [3, 247], «вечером лунным, вечером синим», «синий плат небес» [3, 74], «предрассветное, синее, раннее»), выражают чувство нежности, любви («парень синеглазый», «синь во взорах» [3, 85] и т. п.). Впечатление голубизны Есенин создаёт настойчиво и последовательно. «Голубыми» у него становятся и руки, и рты, и даже огонь и душа («голубые руки» [3, 171], «голубые рты» [3, 76], «голубой огонь» [3, 226], «душа голубая» [3, 109]).
«Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое» [5,48]. Синее – это цвет неба, чистоты. Поэт даже саму Россию ассоциировал с этим цветом, говоря, что в имени «Русь» есть «синее что-то». Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. «Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью» [7,18].
До революции 1917 года синий встречается в стихах поэта 20 раз, а после – 34, а голубой цвет 17– 23 соответственно. Увеличение цвета, на наш взгляд, символизирует как негативные тенденции, так как синий соседствует с чёрным и, согласно славянской мифологии, ассоциируется с бесовским миром, так и то, что поэт СВОЮ особую реальность «раскрашивает» в синий, чтобы сбалансировать негатив объективной реальности, то есть добавляет в неё больше божественности, романтичности.
Белый – более простой земной цвет. Андрей Белый в статье «Священные цвета» говорит о том, что белый цвет, «соединяющий цвет неба – это символ богочеловечества, двуединства» [4, 172]. Главное его значение – божество, благо, полнота бытия: «белый перезвон» [3, 49], «белый храм» [3, 286], «белый ангел» [3, 119], «одежда празднично белая» [3, 132]. Для палитры Есенина характерно «пристрастие к белому цвету, который символизирует покой, мир, тишину, чистоту, сосредоточенность» [4, 74]. Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина – как «белоснежное перо» («белое поле» [3, 42], «дорога белая» [3, 81], «белых яблонь дым» [3, 149], «белый путь» [3, 313], «роза белая» [3, 170], «метель белая» [3, 255], «белая хата» [3, 289], «белый плач» [3, 384]. Образ белой берёзы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни. До революции белый мы встречаем в стихотворениях поэта 21 раз, а после – 24. Мы видим небольшое увеличение употребления этого цвета в творчестве С. Есенина после 1917 года. «Всплеск» использования цвета приходится на 1918 год, возможно, это связано с восторженным отношением поэта к революции.
Как только пейзаж становится чересчур однообразным, Есенин вводит красный цвет – цвет богатства, царственности, красоты: «красный вечер» [3, 81], «зорька красная» [3, 303], «красные крылья заката» [3, 289], «красный костёр» [3, 73], «красные врата» [3, 57], «зарево красных зарниц» [3, 312], «капли красные сжигают города» [3, 350], «вечера красный подол» [3, 291]. До 1917 поэт использует этот цвет 17 раз, после – 22. Есенин после революции употребляет красный в своих стихах немного чаще. Мы считаем, что для поэта этот цвет имеет двойной смысл. До 1917 года красный воспринимается Есениным как цвет красоты, власти, а после – нечто агрессивное, кровавое, беспокойное.
Использование контраста белого и чёрного было очень характерно для древнерусской литературы, где «чёрный» олицетворял силы зла. Символика этого цвета негативна. В чёрном небе, в глубине пещер, ям, в глубокой тени скрывается нечто опасное. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме Есенина «Чёрный человек», где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. До революции поэт употреблял этот цвет 13 раз, после – 16. В стихах 1910–1916 годов чёрный, на наш взгляд, не имеет отрицательной трактовки, обозначает просто цвет: «кудри чёрные» [3, 45], «чёрные косы» [3, 48], «чёрная глухарка» [3, 51], «чёрное покрывало» [3, 286]. В стихотворениях 1917-1925 годов это цвет гибели, мрачного восприятия и даже отрицания жизни: «чёрная жуть» [3, 140], «чёрная гибель» [3, 144], «чёрная судьба» [3, 304], «чёрный человек» [3, 288].
Есенин обладал взглядом, очень «тонко воспринимающим цветовые характеристики природы». Поэт «одел» Русь в «зелёную шаль». Поэт употребляет зелёный цвет как цвет растительности, весны, пробуждения, надежды: «зелень озёр» [3, 76], «приволь зелёных лех» [3, 64], «в траве зелёная вода» [3, 277], «зелёные пригорки» [3, 62], «полог зелёный» [3, 75], «трава зелёная» [3, 206], «зелёные ели» [3, 285], «зелёная верхушка» [3, 83], «зелёный лес» [3, 323], «горы зелёные» [3, 65]. До революции в стихах Есенина мы встречаем этот цвет 18 раз, после – 9.
«Есенин доказал, что цветовой образ … может быть «тучным», то есть вобравшим в себя сложное определение мысли, не переставая при этом быть образом, не превращаясь в абстракцию. С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения его души» [4, 298]. Действительно по палитре наиболее употребляемых цветов можно определить настроение С.А.Есенина в различные периоды жизни.
II. Практическая работа
2.1. Частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина
Взяв за основу стихотворения С.Есенина, написанные с 1910 по 1925 годы, мы посчитали количество слов, обозначающих цвет. Мы можем сделать вывод о частотности употребления цвета в поэзии С.Есенина.
Количество употреблений до революции 1917 года | Количество употреблений после революции 1917 года | Общее количество | |
Жёлтый+золотой | 19+13 | 54+18 | 104 |
Синий+голубой | 20+17 | 34+23 | 94 |
Белый | 21 | 24 | 45 |
Красный | 17 | 22 | 39 |
Чёрный | 13 | 16 | 29 |
Зелёный | 18 | 9 | 27 |
Попробуем охарактеризовать цветовую насыщенность анализируемых произведений С.А.Есенина определением цветовых чисел (С) по следующей формуле:
Число упоминаний цвета
С = -----------------------------------------------------
Число «цветных» четверостиший
Условно разделим творчество поэта на два периода: С = от 0,1 до 0,24, второй период (1917–1925): С = от 0,03 до 0,33.
Однако, на наш взгляд, данный статистический анализ не может дать полной картины, так как нельзя «отрывать» цвет от содержания, от конкретных фактов и явлений.
2.2. Идейно-смысловой анализ цветописи
Сочетание статистического анализа цветописи с идейно-смысловым анализом тех же образов в литературном произведении может дать новые дополнительные характеристики особенностей стиля поэта.
В 1910–14 годы наряду с белым и золотым цветом главенствующую роль в творчестве Есенина играет красный. На этом этапе красный цвет несёт мажорную трактовку: позитивного, привлекающего и радующего. Оптимистически-радостные красные и румяные тона – неотъемлемая часть пейзажных зарисовок и портретной изобразительности поэта, например: «Заря молитвенником красным /Пророчит благостную весть» [3, 67].
Наименее употребляемым цветом в общей палитре, как ни парадоксально, оказывается голубой, хотя уже к концу 1914 года мы видим значительное нарастание использования этого тона.
В 1915–16 годах преобладающими являются белый и синий цвет, символизирующие чистоту, непорочность, мудрость. Использование же красного цвета постепенно уменьшается, он уже не несёт на себе столь высокой смысловой нагрузки, как изначально. Именно в этот период в творчестве поэта возникает образ «жёлтой дороги», хотя сам цвет занимает самую низшую позицию в цветовой гамме.
В 1917–1923 годах объём стихотворений и использование цветов увеличивается. Главенствующим становится синий и голубой – они подчеркивают грусть поэта по родным местам. Но одновременно с этим возрастает и употребление жёлтого, усиливающего атмосферу нездоровья, расстройства и надрыва, болезненности, печали и подавленности.
В 1924–1925 годах вновь наблюдается всплеск в использовании цветовых тонов. Лидирующее положение у синего цвета, но его употребление претерпевает эволюцию, и он уже редко выступает как цвет ясного неба и чистой воды, появляется «синяя мгла» [3, 321], «вечер сине-хмурый» [3, 342].
Таким образом, мы попытались проанализировать цветопись на примере стихотворений С.А. Есенина, где имеются слова, обозначающие цветовые явления.
Заключение.
Проведя исследование цветовой гаммы в лирике С.А.Есенина, мы пришли к выводу, что использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать внутреннее самоощущение поэта.
Но дело не только в яркоцветности как таковой. Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, придала свежесть образам. Синее, голубое, алое, жёлтое и золотое переливаются в есенинских стихах.
Анализ цветовой гаммы в различные периоды жизни поэта показал, что выдвинутая нами гипотеза не нашла полного подтверждения, так как цвета, которые «должны были бы по логике» доминировать в творчестве С.Есенина после революции (чёрный, красный как символы смерти войны) преобладают лишь немного. Причины этого несоответствия мы попытались объяснить в основной части нашего исследования.
В работе мы сравнили символику цвета в психологии и в поэзии С.А.Есенина, проанализировали частотность употребления цвета в лирике поэта. Кроме того описали смысловые особенности наиболее употребляемых цветов в различные периоды творчества (до и после революции 1917 года). Нами составлена таблица, в которую внесены наиболее распространённые цвета в поэзии С.А.Есенина по мере убывания и цитаты из стихотворений поэта по годам написания.
Перспективу нашей работы мы видим в том, чтобы соотнести цветовую гамму не только с историческими событиями, но и с личной жизнью поэта, с его внутренним состоянием.
Список использования литературы и источников.
1. Бельская Л. Л. Песенное слово: поэтическое мастерство С. Есенина. – М.: Просвещение, 1990.
3. Есенин С.А. 1, 2 том. – М.: Правда, 1970.
4. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. М.: Сов.писатель, 1972.
5. Мусатов В.В. Поэтический мир Сергея Есенина // Литература в школе, 1995. № 6
6. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. – Вестн. Моск. ун-та –1988. – №3.
7. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: образ, стихи, эпоха. – М.: Сов. Россия, 1979.
8. Психологические тесты п/ред. Карелина А.А. – М.: Владос, 2001.
9. Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. – М.: Вако, 2008.
5 зимних аудиосказок
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Снежная книга
Фокус-покус! Раз, два,три!
Муравьиная кухня