описание особенностей коррупции в современном российском обществе
Вложение | Размер |
---|---|
korrupciya_krasnyy_oktyabr.doc | 87 КБ |
МОУ «Краснооктяборьская СОШ им. А.Ф.Пономарева»
КОРРУПЦИЯ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ -ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИЛИ ЧАСТИ НЕДЕЛИМОГО ЦЕЛОГО
(реферат)
Выполнила: ученица 10 класса
Сысоева Наталья
Руководитель: Магомедрахимова
Екатерина Александровна,
учитель обществознания
с. Красный Октябрь, 2011 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
История коррупции в России…………………………………………………4
Гражданское общество и его организации…………………………………..6
Введение
Коррупция присуща всем государствам и народам и имеет глубокие, многовековые корни. Что же касается современной России, то последнее десятилетие можно отметить взрывом интереса к коррупции. Сегодня сущность коррупции, ее причины и последствия, антикоррупционные меры являются предметом не утихающих споров.
Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день проблема коррупции и борьбы с ней занимает приоритетное направление и в госу дарственной политике России. С этой целью разработан и утвержден Национальный план противодействия коррупции, принят пакет антикоррупционных законов, подписан Президентом РФ ряд указов, которые рас ширяют контроль за деятельностью и государственных, и муниципальных служащих, руководителей госу дарственных корпораций.
Целью работы является рассмотрение вопроса о соотношении граданского общества и коррупции в России.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение исторических предпосылок формирования коррупции
- исследование роли гражданского общества в борьбе с коррупцией
- изучить методы изучения коррупции и рассмотреть основные показатели.
При написании данной работы использовалась печатная литература и электронные ресурсы.
История коррупции в России
Термин «коррупция», раскрываемый в различных словарях, несмотря на свое общее латинское происхо ждение corruptio - разложение, подкуп, тем ни менее трактуется не одинаково. К примеру, в большом юри дическом словаре, коррупция (от лат. corruptio - разложение, подкуп) - общественно опасное явление сфере политики или гос. управления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти. А в экономическом словаре, коррупция (от лат. corruptio - подкуп) - ис пользование должностными лицами, чиновниками своих прав и полномочий в целях личного обогащения, выгод; подкуп, взяточничество. По словарю Ушакова, коррупция (латин. corruptio - порча). Подкуп, соблаз нение, развращение взятками (должностных лиц).
В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дано следую щее определение коррупции: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях полу чения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных иму щественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юри дического лица».
Организация Объединенных наций рассматривает коррупцию как «сложное социальное, культурное и экономическое явление, затрагивающее все страны».
Таким образом, учитывая многогранность и сложность коррупции, а также всеобъемлющее ее воздейст вие практически на все сферы общественной и государственной деятельности очень затруднительно дать четкое определение этому социальному явлению.
Что такое взятка знают все. Более того, она стала неотъемлемой частью нашей жизни. А вот как бороться с этим явлением до сих пор не решили. «Надо что-то делать. Хватит ждать. Коррупция превратилась в системную проблему и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ», - заявил президент РФ Дмитрий Медведев. И был прав, ведь как показывают история и опыт предыдущих правителей-«взяткоборцев», отдельными мерами или тем более полумерами делу не поможешь. Ни кнут, ни пряник, ни указующий на злодеяния перст общественного мнения, ни даже смена самой системы, сей порок порождающей, с коррупцией так и не справились. На Руси бытовало мнение, что легче и дешевле чиновника накормить за счет народа, чем за счет царской казны. Действительно до 18 века чиновники на Руси жили благодаря так называемым «кормлениям», то есть оклада как такового у них не было, зато они получали подношения от заинтересованных в их деятельности лиц. Одаривали их не только деньгами, но и «натурой»: мясом, рыбой, пирогами и пр. Зарплата была в то время только у московских чиновников, но и им «кормление от дел» не воспрещалось.
Только при Петре I все «слуги государевы» стали получать фиксированную ежемесячную плату, а взятки (подношения) в любой форме начали считаться преступлением. Но из-за частых войн казна истощилась и не всегда могла выплачивать жалованье вовремя и в надлежащем размере. Лишившись главного и единственного на ту пору средства к существованию, многие чиновники вынуждены были возобновить традицию «кормлений». Несмотря на это, в положение обедневших канцелярских служащих никто не вошел, и взяточничество не перестали считать тяжким преступлением.
В 19 веке коррупция фактически превратилась в механизм государственного управления. Особенно же она ужесточилась при Николае I. Так, доподлинно известно, что помещики всех губерний Правобережной Украины ежегодно собирали для полицейских немалую сумму. Киевский губернатор И. И. Фундуклей объяснял это тем, что если помещики не будут выделять средства на содержание чиновников полиции, «то средства эти они получат от воров».
Советское государство, дабы перестроить все сферы жизни на свой манер, наплодило большое количество чиновников, призванных перестройку эту контролировать. Наделенные чрезвычайными полномочиями, товарищи госслужащие довольно часто их превышали, извлекая из этого немалую выгоду. Хотя большевики и не любили наказывать своих однопартийцев, в мае 1918 года Совету народных комиссаров все же пришлось издать декрет о взяточничестве, предусматривающий тюремное заключение за взятки сроком пять лет, а также конфискацию имущества. А уже в 1922 году по Уголовному кодексу за это преступление предусматривался расстрел.
Гражданское общество и его организации
При анализе нашего гражданского общества волей-неволей приходится решать разноуровневые задачи: применять понятийный аппарат стандартной теории к описанию далеких от «стандарта» отношений между людьми, институтами и организациями в российской социально-политической системе и одновременно фиксировать те феномены, которые или ускользают из описания в терминах этой теории, или описываются явно неадекватно. В политических дискуссиях о проблемах гражданского общества в России доминирует один мотив: в России слишком громоздкое государство и слишком слабое гражданское общество. Без сильного гражданского общества не может быть реально сильного государства. Поэтому для процветания страны надо укреплять государство, делать его более компактным (строить вертикали власти), а наше гражданское общество надо развивать по примеру тех стран, где гражданственность сильнее. В качестве образца для подражания берутся европейско-американские гражданские общества, в которых есть сильные организации гражданского общества, решающие проблемы граждан силами самих граждан — без участия государства или с его минимальным участием.
Развитие гражданского общества в России, согласно доминирующему мнению, невозможно без импорта его образцов, осуществляемого сейчас иностранными организациями гражданского общества (в том числе оказывающими финансовую и организационную поддержку собственно российским организациям). Но в нашей стране, как считают политики и чиновники, нужно создавать отечественные образцы гражданских взаимодействий, в частности, как воплощений «национальной идеи» (которая много лет, оказывается, скрывалась от агрессивного государства в русском языке, в традициях, или, по версии некоторых идеологов, в «зонах»). Для этого в бюджете России в 2006 году выделяется 500 млн рублей.
Однако почти двадцатилетний опыт импорта и самопальной разработки гражданско-правовых отношений показал, что организации гражданского общества, созданные государством или сделанные по внешнему образцу, выживают только при постоянной внешней же финансовой и организационной подпитке, не врастают в наш быт.
Но нельзя сказать, что их существование совсем уж никчемно. Наши граждане научились использовать отечественных и зарубежных благодетелей «конкретно», обращая разного рода помощь в свою пользу. Они прибедняются перед иноземными и отечественными организациями гражданского общества — точно так же, как прибедняются перед чиновниками, чтобы получить какое-то благо: грант, связи, юридическую помощь, — которым может наделить благодетель. И естественно, они хотят, чтобы халявы было побольше, а выбор побогаче.
За последние десятилетия государством зарегистрированы сотни тысяч разного рода общественных организаций. Часть из них выполняет функции, которые нормативно приписываются организациям гражданского общества. Это организации, может быть, и не всегда зарегистрированные, но вполне действенные и не публичные. И уж совсем не политизированные. Другие организации даже возникнув самочинно, вскоре превращаются в аналоги подразделений государственного аппарата с их формальной иерархией, выполняющие прописанные государством функции. Если организация гражданского общества учреждается государством, ее превращение в госконтору происходит в момент организации, что усиливает сетования организаторов на слабость гражданского общества и стимулирует еще бoльшие государственные усилия по его развитию. Заклинания на тему необходимости и важности развития гражданского общества стали общим местом публичных выступлений политиков и чиновников.
Показательно, что российский бизнес практически незаметен в финансировании имитационных организаций гражданского общества, хотя в частном порядке предприниматели весьма охотно и обильно финансируют разного рода гражданские инициативы. Предприниматели научены опытом Ходорковского, следовавшего импортным стереотипам не только в организации своего бизнеса, но и в выстраивании отношений с организациями гражданского общества.
Тем не менее, нефункциональность построенных по внешнему образцу организаций гражданского общества вовсе не равносильна отсутствию собственно гражданского общества. Вполне вероятно, что наше гражданское общество так устроено, что отторгает чужеродные организационные формы.
Существующие методы изучения коррупции исходят из ее понимания как функции «плохого государственного устройства» и основаны по большей части на опросах чиновников и населения. Обычно описание коррупции сводится к выяснению того, кто, где, сколько и в каких формах берет. Однако такое знание мало дает для понимания места коррупции в жизни страны и ее значения для социальной динамики.
Описание гражданского общества — это описание способов преодоления государственных ограничений — запретов, не позволяющих получить то, чего людям надо, привычным образом. Ведь обходные пути, блат, институт знакомств и связей, кумовство, корпоративность, землячества описаны в основном публицистически или криминологически, но не социологически. Не описаны институты гражданского общества: рестораны и бани, клубы и приходы, гаражные сообщества и товарищества собственников жилья, а также многое другое, существование чего и представить, живя в Москве, невозможно.
Особый интерес, с моей точки зрения, представляет изучение экономики и финансовой системы отечественного гражданского общества. Не так давно общественно-гражданской альтернативой рублю была «бутылка». В постсоветском гражданском обществе альтернативой рублю стала «у. е». Отношения между рублем и «у. е.» (в чем люди хранят сбережения — рублях или долларах, какие сделки осуществляют в рублях и в «у. е», и т. п.) можно рассматривать как индикатор степени проникновения общественно-гражданских отношений в государство. Об уровне коррупции, например, можно судить хотя бы по тому, как часто чиновники в своих публичных выступлениях и официальных текстах используют для оценки состояния отечественной экономики «у. е.».
Есть, с моей точки зрения, параллелизм между импортом реформистских идей и импортом исследовательских методов, концепций и интерпретационных схем. Заимствование очередной реформаторской идеи — чаще всего по инициативе какой-нибудь богатой международной организации вроде МВФ и Мирового банка, поддержанной правительственными реформаторами — и попытка ее реализовать заканчивается обычно «распилом» соответствующего бюджета. Параллельно с идеей заимствуются и теории, в рамках которых оценивается ход реформирования, и формируется пул соответствующих экспертов. Реформаторская идея вместе с статусными реформаторами и бюджетными деньгами рано или поздно уходит в небытие, а импортная теория остается — вместе с экспертами-специалистами по ней, не имеющими в нашей стране предмета. Большая часть политологического и социологического знания состоит из таких заимствованных фрагментов теорий, отрубленных, но еще шевелящихся хвостов неудачных экспериментов по построению социализма и капитализма.
Сформировано уже четвертое, наверное, поколение российских социологов и политологов, специалистов по предметам несостоявшихся реформ. Их научные труды нужны, вероятно, только для демонстрации того, что «у нас» все не так, как «у них», все плохо. И наши бедные беднее их бедных, и наши богатые просто бандиты и «новые русские», и политические партии у нас не тем концом делаются, и экономика совсем даже не экономика, а недоразумение. И вообще, к востоку от Брянска настоящей жизни — такой, как в местах, откуда импортированы теории, нет. Импорт исследовательских онтологий стандартов и техник исследования, воспроизводство на отечественном материале интерпретационных схем, разработанных какими-нибудь «экспертами мирового банка», плодит социологический шум, такой как результаты политически акцентуированных исследований коррупции.
Таблица 1 позволяет удостовериться в принципиальном единстве мнений среди граждан и предпринимателей. Однако три института они оценили по-разному. В большинстве своем это объясняется разностью их социальных ролей. С этой точки зрения естественно, что оценка гражданами частного предпринимательства гораздо более категорична, чем самими предпринимателями. То же касается различий в оценке профсоюзов и СМИ.
Однако интереснее другое. Обе группы респондентов относят к числу самых коррумпированных политические партии, Государственную Думу и дорожную автоинспекцию. Нетрудно убедиться, во-первых, что все три института являются любимым объектом критики и насмешек со стороны прессы. Недоверие к партиям - устойчивое наследство советского периода. Во-вторых, данные измерения коррупционной практики показывают, в частности, что исполнительная власть несопоставимо более коррумпирована, чем законодательная (и судебная). Но более открытый характер работы законодательной власти сосредотачивает на ней общественные негативные оценки.
Заключение
Что же касается современной России, то последнее десятилетие можно отметить взрывом интереса к коррупции. Сегодня сущность коррупции, ее причины и последствия, антикоррупционные меры являются предметом не утихающих споров.
Внимание исследователей к коррупции стимулируются скорее общественным интересом к реформам, их подготовке и проведению, нежели к самому предмету исследования. Действительно, периоды реформ отли чает повышенный общественный интерес к коррупции. Ведь каждый российский реформатор ставит своей целью процветание и всестороннее развитие нашего государства и на пути к этой великой цели непреодо лимой преградой выступает - коррупция.
Интерес может возникать как в самих социальных науках, когда коррупция оказывается в поле зрения ученых, как атрибут основного предмета исследования, так и находит отклик в высших эшелонах власти го сударства, когда последняя провозглашает масштабные антикоррупционные меры, путем издания различ ных нормативно-правовых актовКоррупция в России - система действий всех членов гражданского общества, которая позволяет им до биваться своих личных целей вопреки установленным нормам, правилам и законам и использующая при этом сотрудников государственной службы. При этом необходимо отметить, что государственные люди та кие же члены гражданского общества, как и простые граждане, соответственно в полной мере используют его возможности для удовлетворения своих потребностей.
Государство пытается нейтрализовать коррупцию. С этой целью в России созданы и благополучно суще ствуют различные общественные объединения, неправительственные организации, общественные антикор рупционные комитеты; выделяются денежные средства из Федерального бюджета на государственную фи нансовую поддержку некоммерческих организаций. Однако, такие организации, если с их помощью можно решить личные насущные проблемы, очень быстро трансформируются из антикоррупционных организаций в коррупционные. Борьба с коррупцией - это, по сути, борьба с «ветреными мельницами», практически без успешна. Ведь государство борется с самим гражданским обществом. А, поддерживая организации граж данского общества, государство преумножает коррупцию.
Таким образом, гражданское общество в России на данном этапе исторического развития вряд ли суще ственно может противостоять коррупции. Поскольку коррупция существует именно в том обществе, в кото ром мы живем, каким бы оно ни было: «сильным гражданским обществом» или «неорганизованным граж данским обществом». По существу коррупция и гражданское общество - это части целого, которые не могут существовать по отдельности.
В первую очередь, для успешной борьбы с коррупцией необходима адекватная оценка исследуемых со циальных явлений: «коррупции» и «гражданского общества», их сущности, внутренние связи и взаимодей ствие друг с другом.
Кроме того, чтобы антикоррупционные законы возымели действие - должен быть проработан четкий механизм внедрения правоприменительной практики во всех сферах общественной и государственной дея тельности.
Приложения
Таблица 1. Индекс оценки коррумпированности органов власти и других общественных институтов (ранговые показатели - чем меньше ранг, тем меньше коррумпированность)
Организация | Предпри ниматели | Граждане |
Администрация и учителя средних школ, училищ, техникумов | 1 | 1 |
Другие общественные организации вроде женских, ветеранских, детских, юношеских | 2 | 2 |
Общественные организации по охране окружающей среды | 3 | 3 |
Церковь, религиозные организации | 4 | 4 |
Правозащитные организации | 5 | 6 |
Администрация и сотрудники поликлиник и больниц | 6 | 9 |
Администрация и сотрудники собесов, служб занятости, других социальных учреждений | 7 | 7 |
Государственные Банки (Госбанк, Сбербанк) | 8 | 10 |
Государственные предприятия | 9 | 11 |
Высшие Суды (Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд) | 10 | 12 |
Органы национальной безопасности (ФСБ, СВР, ФАПСИ) | 11 | 8 |
Профсоюзы | 12 | 5 |
Частное предпринимательство | 13 | 25 |
Администрация и преподаватели высших учебных заведений | 14 | 15 |
Армия | 15 | 14 |
Администрация Президента РФ | 16 | 13 |
Правительство РФ (Кабинет министров) | 17 | 13 |
Законодательный орган вашей республики, области, края, округа | 18 | 18 |
Администрация (мэрия) вашего города, района, поселка, села | 19 | 20 |
Местный представительный орган (совет, дума, законодательное собрание) вашего города, района, поселка | 20 | 21 |
Коммунальные службы (ЖЭКи, ДЭЗы, | 21 | 23 |
Список использованной литературы и источников
Два петушка
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Снеговик
Ласточка. Корейская народная сказка
"Не жалею, не зову, не плачу…"