Из плеяды великих русских ученых – лингвистов, которые проповедовали высокое назначение филологического труда в России, хотелось бы особо выделить Г.А.Богатову и рассказать о ней в нашей работе. Мы считаем, чтоеё жизнь и научная деятельность является ярким примером подвижнической работы учёного – филолога, и служит надежным пособием, своеобразным учебником жизни для исследователей и любителей русской словесности.
Вложение | Размер |
---|---|
mbou.doc | 93 КБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21»
«Императрица русской лексикографии». Доктор филологических наук Г.А.Богатова».
Выполнила ученица 10 А класса
Паскеева Ирина Эдуардовна
Учитель Глушкова Ольга Юрьевна
Рязань 2012
I. Введение.
Рязань… Широкие проспекты и кривые улочки. Холодный мрамор памятников и теплая душистая пена вишневых садов. Безликие башни многоэтажек и резные наличники деревянных домов, где каждая завитушка не похожа на другую. Рязань не только творческий исток всех рек Российских, не только благовест колокольный, вдохновенно плывущий над землей русской, но и родина великих ученых, тружеников-подвижников в самых различных областях. Много было великих людей, прославивших рязанскую землю: Евпатий Коловрат, Я.П. Полонский, С.А. Есенин, А.С.Пирогов, И.П. Павлов и, конечно же, И.И.Срезневский, один из родоначальников Российской славистики. Из плеяды великих русских ученых – лингвистов, которые проповедовали высокое назначение филологического труда в России, хотелось бы особо выделить Г.А.Богатову и рассказать о ней в нашей работе. Мы считаем, что её жизнь и научная деятельность является ярким примером подвижнической работы учёного – филолога, и служит надежным пособием, своеобразным учебником жизни для исследователей и любителей русской словесности.
Цели нашей работы:
1. Показать, в чем состоит подвижническая деятельность Г.А.Богатовой, значимость научных работ ученой, чья деятельность является приоритетной для отечественной науки в области истории и теории русской лексикографии.
2. Обозначить сферы деятельности Г.А.Богатовой, определить, какие черты характера формируют личность человека, добившегося высочайших результатов в своей научной деятельности.
Вопросы, направляющие проект:
1.Чем актуальны сегодня работы Г. А. Богатовой?
2.Что может дать современному школьнику изучение наследия ученого?
Методы исследования:
План проведения проекта:
I этап. Организационный. 1. Формулирование темы проекта с использование стартовой презентации. 2. Постановка цели и задач проекта.
II этап. Подготовительный. 1. Составление индивидуального плана работы. 2. Ознакомление с поставленными задачами.
III этап. Этап реализации проекта. 1. Самостоятельная поисковая работа. 2. Создание рабочей картотеки. 3. Изучение, анализ и систематизация полученной информации. 4. Оформление результатов проделанной работы в форме презентации. 5. Размещение продукта в сети.
IV этап. Заключительный. 1. Защита презентации на школьной научной конференции. 2. Оценивание итоговой работы.
Выполнение проекта:
На первом этапе мы знакомимся с целями и задачами проекта и получаем первичное представление о нём.
На втором этапе определяем круг произведений, которые могут представлять для нас интерес с точки зрения проекта, и составляем план работы. В связи с выполнением проекта нам предстоит работать над трудами Г. А. Богатовой, её биографией, с газетными изданиями.
На третьем этапе мы работаем непосредственно с научными трудами, занимаясь исследовательской работой: ищем сведения в библиотеках, на сайтах в Интернете, вписываем найденную информацию в рабочие карточки. Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации, исследуем заданную тему. Затем оформляем собранные материалы в виде статьи. Выполняем дизайн-анализ, определяя достоинства и недостатки альтернативных моделей и вариантов.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученный материал можно использовать на внеклассных мероприятиях и на факультативных занятиях по краеведению.
Актуальность темы обусловлена ее духовным и культурно – историческим значением.
Наша работа состоит из вступления, основной части и заключения.
II. Начало биографии. На земле Рязанской.
Г.А. Богатова родилась в Рязани 18 сентября 1930 года. Детство её проходило в тяжелое для страны время. Семья жила в тесной комнатушке, где всегда пахло масляной краской и примусами в коридоре. Интерес к учебе маленькой девочке привил её отец, А. М. Жуков. Когда началась Великая Отечественная война, Г.А. Богатовой было всего десять лет. На её детские плечи легла забота о младшей сестре, помощь матери по хозяйству. Её младшая сестра Алевтина вспоминала: «Галя сидит за столом, мелькают страницы учебника <…> Лицо у Гали серьезное, большие карие глаза тоже серьезные и не по-детски усталые <…> Она будто не замечала времени: читает, что-то разглядывает в книгах, пишет…». Трудные военные годы, перенесенный брюшной тиф миокардит подорвали здоровье девочки, но учебу Галина не бросила, она много читала и осенью за три дня сдала 14 экзаменов за восьмой класс и не отстала от своих одноклассников. В 1946 году Галина закончила девять классов и на лето пошла работать в конструкторское бюро. Становление личности проходило под воздействием чтения, искусства, вернувшегося с фронта отца.
В июне 1948 года, окончив школу с золотой медалью, Г.А. Богатова поступила на историко-филологический факультет Рязанского педагогического института. Переболев в детстве брюшным тифом и миокардитом, она была освобождена от школьных уроков физкультуры. Поступив в Рязанский педагогический институт, она решила преодолеть свои болезни и записалась в секцию спортивной гимнастики и даже стала чемпионкой города в этом виде спорта. Так была взята первая высота.
Свою педагогическую деятельность Г.А. Богатова начала в 4 мужской гимназии города Рязани в качестве практикантки. Леонид Чекурин вспоминал: «…Я почему-то вижу тот школьный день в цвете. Темно-каштановые волосы и неповторимые прекрасные карие глаза. С ребятами она держалась ровно и спокойно. Никаких волнений начинающего педагога. Она была очень ественна. Движения плавные, голос завораживающий». Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества: большие знания и большое сердце. Этими качествами в полной мере обладала Г. А. Богатова. Открывая мир литературы детям, она учила их жить в гармонии с собой и окружающими: умению дружить, сопереживать, радоваться не только собственным достижениям, но и успехам одноклассников. Вот почему многие из её учеников избрали гуманитарные вузы.
После института лучших студентов рекомендовали в аспирантуру Московского университета. Среди них была и Галина Богатова, которую направили на филологический факультет, где она блестяще защитила диссертацию на тему: «История склонения имен существительных с основой на согласную». Научным руководителем был известный языковед, основоположник хронологической школы, один из основателей московской фонологической школы, член-корреспондент АН СССР (1958), профессор МГУ (1937) Рубен Иванович Аванесов. Так началась научная деятельность Г.А.Богатовой.
III. Эволюционный путь. От редактора до главного редактора словаря. «Императрица русской лексикографии».
Успех от защиты диссертации, к сожалению, не принес Галине Александровне, то, о чем она мечтала – вакансию историка языка. Эти грезы поселились в сердце в тот день, когда научный руководитель Галины, Р.И.Аванесов привел ее в картотеку Института русского языка. Она представляла собой небольшой кабинет, где было очень много посвященных в этот титанический труд служащих. Из воспоминаний Г.А.Богатовой: «Я присела на краешек стула и с благоговением перебирала карточки в картотеке, которая впоследствии стала моей судьбой…» Но вакансий в этой сфере не предоставляли молодой девушке, о ней можно было только мечтать. И Галина Александровна не теряла веру и надежду, а продолжала работу на поприще преподавателя русского языка для иностранных студентов. Так прошло три года. Галина Александровна без сомнения стала бы прекрасным педагогом, но судьба ей уготовила совсем другую дорогу. Путь науки длиною в жизнь. Через некоторое время мечта осуществилась – её предложили место младшего научного сотрудника в Институте русского языка. К слову сказать, на менее оплачиваемую и низшую должность. Она, конечно, согласилась. Ученики поняли и приняли выбор талантливой преподавательницы.
Спустя некоторое время, Институт русского языка превратился не только в любимое рабочее место, но и в родной дом, где Г.А. Богатова проводит все свое время. Институтский полуподвал, в тишине слышно, как идет на глубине вагон метро, а дома любящие дочка и муж. Они знали и понимали, ждали и привыкали к такому распорядку дня – « там происходит что-то очень важное». Начиналась самая важная работа – составление «Словаря русского языка XI-XVII веков».
Путь к Словарю и путь Словаря был долгий и трудный. Сорок лет жизни отдано Словарю : от его становления , разработки инструкции для создателей и издателей, совершенствования словарно статьи, увеличивающей площадь информации, расширения словника за счет новейших изданий древнерусских памятников до создания Лексикографического семинара и Программы «Историческая память России».
А всё началось с того, что в 1960 году молодой кандидат наук Г.А.Богатова вошла в состав группы под руководством С.Г. Бархударова, которая занималась картотекой Древнерусского словаря. Условий для работы не было: не было помещения, группа учёных работала в неуютном институтском полуподвале, картотека была разложена на столе в одной из комнат ,а сотрудники группы работали в читальном зале библиотеки. Бархударов распределял обязанности между членами исследовательской группы, исследователи собирали необходимые материалы, оформляли в виде цитат, фрагментов текста. Так пополнялась картотека. С середины 60-х годов положение изменилось: группу преобразовали в сектор , выделили отдельное помещение, где и разместилась картотека. Была начата составительская работа. К концу 1960-годов картотека насчитывала около двух миллионов карточек.
Один из вариантов предполагаемого Словаря был предложен Бархударовым в конце 1960-х годов. Это была маленький по формату краткий словарик древнерусского языка, но многие сотрудники выступили против. Среди них была и Г.А. Богатова. По предложению Бархударова, Галина Александровна изложила свою концепцию для словаря. Суть её заключалась в том, что словарь должен использовать все имеющиеся в картотеке слова. Она считала также, что необходимо создать и редколлегию, в которую должны были входить не только лингвисты, но и историки, и археологи, и другие специалисты. Такая редколлегия была создана, а Г.А.Богатова стала учёным секретарём.
Для словаря предлагались различные названия. В результате дискуссий на заседании редколлегии было принято решение выпустить многотомный словарь под названием «Словарь русского языка XI-XVII вв.».
Решающей вехой стала проведенное в 1975 году в Москве Всесоюзное совещание «Проблемы славянской исторической лексикологии и лексикографии». «Если и имеет смысл в жизни что-то делать, так это писать словари», - говорила Г.А. Богатова. С 1975 г., с начала его издания, Г.А.Богатова – соредактор (титульный редактор), а с 15 по 26 тома – главный редактор «Словаря русского языка XI-XVII веков», описавшего уже более 80 тысяч древнерусских слов. А когда вышли в свет 24 тома этого словаря (причем семнадцать из них – под ее руководством), Галина Александровна передала дело в молодые надежные руки, а сама решила, как она говорит, посмотреть: а что там, за семнадцатым веком? И она принимает участие в подготовке к переизданию «Словаря Академии Российской 1789-1794 гг.».
Хочется ещё отметить, что Г.А.Богатова - инициатор и бессменный глава Лексикографического семинара "Славянский мир", созданного в 1985 г., куда приезжают на стажировку преподаватели разных регионов страны . Здесь также проходит апробация их докторских диссертаций, рецензирование учебных пособий и научных трудов.
Галина Александровна и члены Лексикографического семинара активно сотрудничают с профильными вузами. Так, в содружестве с Государственной Академией славянской культуры был создан ряд книг, в течение многих лет студенты под руководством Г.А.Богатовой участвуют в словарных трудах и обустройстве лексикографических музеев В.И.Даля в Москве, И.И.Срезневского в Рязани, Е.Р.Дашковой в Кременках и др. Для студентов ГАСК Галиной Александровной был создан спецкурс "История и теория лексикографии в Российской Академии наук".
Будучи главным научным сотрудником ИРЯ РАН и руководителем Лексикографического семинара в Отделе исторической лексикологии и лексикографии, Г.А.Богатова продолжает разработку темы "История и теория лексикографии в РАН в XVIII-XXI вв." через спецкурсы для высших учебных заведений и совместную с вузами деятельность по изданию русской лексикографической классики в качестве главного редактора. В октябре 2003г. на заседании Дашковского общества Г.А.Богатова была награждена Медалью им. Дашковой "За свободу и просвещение". Не забудется огромная работа Г.А. Богатовой по подготовке и изданию хрестоматии «Отечественные лексикографы».
«Державная служба словарей» - так обозначила Г.А. Богатова необходимую для любой великой державы систему государственного словарно-лингвистического обеспечения. Без неё невозможны ни образование, ни наука, ни литература, ни культура, ни правильная национальная политика. Галина Александровна много сделала для развития отечественной лексикологии и лексикографии. Создание Словарей — титанический труд. Вот почему её по праву называют «Императрицей русской лексикографии». Уникальность школы Богатовой в том, что она работает с русским словом, выполняющим и свою литургическую функцию (среди источников словаря много богослужебных книг), свою мирскую, гражданскую. Таинство слова — вот настоящий предмет занятий лексикографа Г.А. Богатовой.
VI. Основательница Срезневского движения в Рязани.
Как ни велика наша страна, мы всегда связываем свое чувство любви к ней с теми местами, где родились и выросли. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой. Связь с родной Рязанью у Галины Александровны не прекращалась никогда: ведь здесь похоронены близкие ей люди.
В 1973 году Г. А. Богатова приезжает в Срезнево, на могилу И.И.Срезневского. . Широко известный в позапрошлом веке ученый-славист, И.И.Срезневский, имевший родовые корни на рязанской земле, многие десятилетия был предан забвению. С помощью Галины Александровны, ею вдохновленные рязанские энтузиасты начали вновь возражать это славное имя. С этого времени начинается новый, срезневский период её деятельности. Благодаря подвижничеству учёного , для многих школьников, студентов, представителей интеллигенции И.И. Срезневский стал примером настоящего патриота России, достойного человека и семьянина, преданного своему делу ученого, чей главный труд – «Материалы к словарю древнерусского языка» имеет непреходящее значение.
Галина Александровна – великий энтузиаст. Она приобщила к исследованиям жизни Срезневского многих: и рязанского краеведа Ю.Дёгтева, и рязанскую учительницу литературы Н.В.Колггушкину. Талантливый пропагандист и популяризатор науки, она предложила организовать музей И.И.Срезневского в школе № 31. В 1992 она лично присутствовала на конференции в школе 31. Также в этот год школе было присвоено имя известного слависта. И существует музей ни много ни мало уже двадцать лет. Круглая, юбилейная дата. Мы побывали в школе № 31.
Музей представляет собой довольно большую и освещенную комнату. Много стендов, книг, газет, портретов, фотографий и даже рукописей самого И.И.Срезневского. За время существования здесь побывали не только Г.А.Богатова, О.Н.Трубачёв, родственники Срезневского, филологи и преподаватели РГУ, но сотни ребят, для которых и был создан этот музей. Как говорит нынешняя руководительница и «хранительница» музея, учительница истории Э.Н. Белолапоткова: «Музей в нашей школе выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций». Учеников разных образовательных учреждений вдохновляет и побуждает к общественной деятельности этот удивительно скромный, но наукоемкий музей. И этому есть практическое подтверждение. Ребята из школы 31 призеры городского фестиваля «Школьный музей» разных лет, победители конкурса визитных карточек «Бенефис одного экспоната», призеры конкурса юных экскурсоводов «Мой дом – моя Рязань». Кстати, ребята постарше сами проводят экскурсии по школьному музею, невзирая на сложности старославянских названий, да и вообще общения со сверстниками.
Школа №31 имени И.И.Срезневского не только отличается от других школ своим музеем, но активной городской и школьной деятельностью. Уже стало традицией мероприятие «Посвящение в «Срезневцы». Это праздник для первоклассников, подготовленный учителями начальных классов. Для маленьких людей так важно и незабываемо знакомство со знаменитым ученым – земляком по отцу и деду. Так традицией стало и ежегодное посещение села Срезнево. Такое паломничество духовно развивает и отвлекает от повседневных забот учеников. В мае в школе №31 проходит неделя «Славянской письменности и культуры». Это череда конференций и разных познавательных мероприятий. Часто в эти дни приглашают гостей из других школ и институтов. Юные журналисты публикуют свою газету «Человек жив памятью» о И.И.Срезневском и «Златоуст» о повседневных событиях школы.
Сколько нового, инициативного, познавательного и интересного принесла в жизнь современных школьников Г.А.Богатова. Во время компьютерной всепоглощающей глобализации человеческого сознания так важно вернутся к истокам, вспомнить о наших великих земляках. Ведь «Человек жив памятью».
Работа по сохранению памяти И.И.Срезневского, начавшаяся в школе №31, была продолжена в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина.
VII. Г.А. Богатова и О.Н.Трубачёв.
«Русский языковой союз – великое и достаточно уникальное культурное наследие.., в нём одна из гарантий сохранения единства страны и её культуры также в будущем» - эти слова принадлежат «рыцарю славистики» XX века О.Н.Трубачёву, супругу Г.А.Богатовой, «впряжённому с ней в один плуг». Значимость их подвижнической деятельности понимаешь особенно глубоко, когда ставишь эти имена рядом. Работу Г.А.Богатовой и О.Н.Трубачёва можно по праву назвать научным подвигом. Между супругами существовало что-то похожее на шутливое соперничество, продолжавшееся из года в год. Какой из словарей нынче обгонит другого: «Этимологический словарь славянских языков» О.Н.Трубачева или «Словарь русского языка XI-XVII веков» Г.А.Богатовой.
Много интересного рассказывает о подвижническом труде Трубачёва Галина Александровна Богатова, прошедшая с ним жизнь в науке: «На конференциях, в дискуссиях ещё в молодые годы стало чувствоваться лидерство Олега Николаевича. Его яркость, жизнелюбие, раннее восхождение, исходящее от него личностное влияние, убедительность и одновременно наивность не давали людям выразить восхищение в его адрес, чтобы не смутить его или не смутиться самим. Слушая выступления Олега Николаевича, они как бы не верили, что перед ними явление… а потом с молчаливым раздумьем в глазах подходили и шептали мне как-то сокрушённо: «Нет, Галина Александровна, он гений…» Таким его знал и любил весь славянский мир».
Он действительно был гением, но в то же время очень скромным человеком. Обладая академическими знаниями, он не любил, когда кто-то при нём говорил о его таланте. Настоящий полиглот, О.Н. Трубачёв знал много языков. Науковеды подсчитали, что в его трудах встречаются ссылки на публикации, написанные более чем на 50 языках мира.
Он был звездой первой величины. Часто Галина Александровна приносила его свеженаписанные статьи. Все восхищались не только новизной мысли, но и самой рукописью, которая была шедевром и по внешнему облику: писал он красивым каллиграфическим почерком – сразу набело практически без правки (порой во всей статье можно было найти только одно зачеркнутое слово). А вот что ещё вспоминает Г.А.Богатова: «Олег Николаевич во всём любил порядок, боялся потерять каждую минуту. И все привыкли, что на учёном совете он раскладывал свои листы и что-то писал, вычёркивал. Директор института Ф.П.Филин вёл совет экономно по времени, но нередко возникали дискуссии или разногласия. Сижу в зале в такие минуты с холодеющим сердцем: вот Федот Петрович подключает к дискуссии Олега Николаевича, углублённого в рукопись. Тот спокойно встаёт, не забыв отметить пальцем строку, на которой остановился, делает краткий обзор дискуссии, как будто он всё время внимательно слушал, и высказывает своё мнение, завершающее дискуссию, не отрывая от рукописи пальца, от той самой строки, на которой его прервали. Скажу, что в такие минуты в душе рождался не только вздох облегчения, но и гордость за то, что человек умеет так блестяще делать своё дело».
Труды О.Н. Трубачева по сравнительно-историческому языкознанию, этногенезу и культуре древнейших славян, исследования об индоарийских языковых реликтах Северного Причерноморья, гидронимии славянского мира получили мировую известность. Изучение научного наследства академика Трубачёва приводит к пониманию, что родословная каждого из нас - непрерывная многотысячелетняя эстафета поколений, где среди миллионов лиц так много похожих на моё и твоё - родичей наших, живших под именами хеттов, индов-синдов, скифов, венедов, славя ... И как же нужно беречь свою и чужую жизнь, если, по русской мудрости, вечность – позади и
вечность – впереди…
«Настоящий лингвист не покоряется предвзятым суждениям. Он подвергает их сомнению и часто находит подтверждение своим сомнениям»,-говорил О.Н.Трубачёв. Эти слова в полной мере можно отнести и к деятельности этого замечательного человека. Вот почему в настоящее время Г.А.Богатова делает всё, чтобы увековечить память, сохранить и систематизировать труды ушедшего из жизни академика Олега Николаевича Трубачёва. Галина Александровна собирает и переиздает работы мужа, ведь ей как никому другому доступны ключи к пониманию природы и сути личности О.Н. Трубачёва. Как вдова его она возглавила фонд имени О.Н.Трубачёва «Славянский мир». Несколько лет назад в одной из школ Волгограда, где родился О.Н.Трубачёв, был открыт его музей. Бог так устроил, что эти люди были вместе во всём. Они вдохновляли друг друга до последних часов жизни Олега Николаевича.
Заключение.
И.И.Срезневский говорил : « Ни себе, ни другим не простим нерадения к добру, память добра защищает от забвения всё истинно честное. Правда о зле необходима, но её одной мало, она ещё не влечёт к добру. Бог весть, истребляет ли зло? А правдивая память добра влечёт только к добру, возбуждает соревнование, развивает силы, вызывает на жертвы. Дай нам поболе, Бог, памяти добра и в нашем прошлом его много-много». Большой учёный, наделённый щедрой душой, Божьей искрой познания и огромным трудолюбием, необыкновенной интеллигентностью, Галина Александровна Богатова, позволила нам соприкоснуться с историей великого человека, который посвятил всю свою недолгую, но яркую жизнь исследованию славянства... И сделал для этого так много.
В нашей школе в рамках научного общества неоднократно проводились конференции, посвящённые отечественным лексикографам. А в этом году традиционный День науки совпал с Днём памяти И.И.Срезневского. Наиболее запоминающимися событиями для нас, учащихся, являются такие мероприятия, когда дети объединяются с учителями и все вместе занимаются общим делом. Именно таким мероприятием стала научно-практическая конференция. Ученики школы с увлечением делились своими находками и открытиями во всех видах научно-исследовательской, практической и творческой деятельности в разных областях знаний . Ребята продемонстрировали умение наблюдать и экспериментировать, прохождение всех этапов исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Можно было понять волнение и трепет юных исследователей: их работы оценивало компетентное жюри в составе Е.В. Архиповой - доктора пед. наук, Почетного работника высшего профессионального образования РФ, академика Академии педагогических и социальных наук (АПСН), профессора кафедры русского языка и методики его преподавания РГУ им. С.А. Есенина, руководителя Лаборатории лингводидактики
и инновационных технологий обучения русскому языку,
руководителя Центра славянской филологии и культуры им. И.И.Срезневского, учителей – срезневедов г. Рязани. Выступающие единодушно отметили необходимость продолжения работы по сохранению для потомков великого наследия И.И.Срезневского.
По инициативе наших учителей готовится проект музейной комнаты, посвящённой отечественным лексикографам.
Мороз Иванович
Знакомимся с плотностью жидкостей
Простые новогодние шары из бумаги
У меня в портфеле
Растрёпанный воробей