Актуальность и практическая значимость проекта состоит в том, что его материалы могут быть использованы для подготовки к экзамену по литературе, а также к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку и по литературе ,связанных с комплексным анализом текста, для при проведении внеклассных мероприятий во время недели русского языка и литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
ustarevshie_slova_v_poeme_nekrasova_komu_na_rusi_zhit_horosho.doc | 84 КБ |
Тема проекта: «Устаревшие слова в поэме Н.А Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо».
Вид проекта: исследовательский
Форма представления: презентация на научной конференции.
Подготовительный этап: составляется план проекта , проводится работа с информацией, источниками, словарями, специальной литературой.
Содержание проекта:,
1.Вступительная часть
2.Верхняя одежда крестьян : армяк, поддевка, кафтан, рубаха, сарафан..
3.Обувь народа: сапоги и лапти.
4.Головные уборы: кокошники, кички, повойники.. платки.
4.Одежда и обувь современной молодежи.
5.Выводы.
Актуальность и практическая значимость проекта:
Актуальность и практическая значимость проекта состоит в том, что его материалы могут быть использованы для подготовки к экзамену по литературе, а также к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку и по литературе ,связанных с комплексным анализом текста, для при проведении внеклассных мероприятий во время недели русского языка и литературы.
Цели проекта:
Задачи проекта:
-определить роль костюмов литературных персонажей
-пользоваться книгами по этнографии, лингвистическими и энциклопедическими словарями.
-вызвать интерес одежде былых времен.
В былые времена деревенская молодежь осенними и зимними вечерами ,когда полевые работы были закончены, собирались на посиделки. Занимались всяким рукоделием, пели, шутили ,вели разговоры о том, о сем. У Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» встречается много устаревших слов .Хотелось бы узнать о том, что они означают и как появились в русском языке .Вооружимся необходимой литературой: книгами по этнографии, энциклопедическими словарями, а также словарем В.И.Даля. Сегодня мы поговорим о костюмах литературных персонажей в «Кому на Руси жить хорошо». У .Н.А.Некрасова написано:
-Чтоб армяки мужицкие
Носились не сносилися!-
Потребовал Роман.
В некрасовские времена (поэма была написана в 1876 году) армяки носили только крестьяне. Это была повседневная осеннее- летняя одежда из толстого сукна ,сшитая просто : в виде халата ,без складок и сборок , без застежек(подпоясывался армяк кушаком, а то и просто веревкой).Сначала армяки шили из армяка…Все дело в том, что у названия « армяк» интереснейшая история. Пришло это слово к нам давно, еще до 16 столетия. , из тюрских языков и обозначало оно особую ткань-сукно из верблюжьей шерсти. Из этой ткани(из армяка) шили мужскую одежду, которую тоже называли армяком. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля у слова «армяк» первым отмечается такое значение…. «ткань верблюжьей шерсти(подшерстка, пуха), выделываемая большей частью татарами»; и только потом указывается другое значение : «сшитый из армячины крестьянский кафтан , халатом , без боров».Даль к слову «армяк» в значении «ткань» дает синоним «армячина» ; впоследствии именно это название закрепилось за сукном из верблюжьей шерсти, а армяками стали называть только одежду
.
Есть интересная книга И.Забелина ,которая называется «Домашний быт русских царей в 16 и 17 столетиях»; в ней упоминаются и армяк, и армячина . «Ферези армяшные ,иначе называемые армяком, шились из шерстяной верблюжьей ткани, толстой и тонкой ,которая носит и доселе название армячины. По имени ткани из ферезей явилась как бы новая небывалая одежда. армяк».
Ведь армяк –крестьянская одежда, а в книге говорится о царских ферезях. Какое отношение имели армяки к домашнему быту царей?
.
Ферязь-это «старинная русская распашная одежда(мужская и женская)без воротники перехвата талии»( такое объяснение дает Малый академический словарь). Ферязи из армячины назывались армяками, и носили их когда-то лица высокопоставленные : цари ,их окружение. Покрой у тех армяков был ,конечно, иной: это была комнатная мужская одежда с завязками(их было восемь-двенадцать) на боковых прорехах, на вороте, у подола; украшался армяк кружевами, образцами(нашивками).Такие армяки носили и Иван Грозный, и Борис Годунов. Цари жаловали армяки своим подчиненным в качестве подарка. Но время шло. Армяки начали шить проще, из более дешевой ткани, и стали они относиться « к разряду средней одежды» ,их носили уже люди всех сословий .Однако под давлением западноевропейской моды армяки постепенно исчезли из обихода дворянства, купечества и в конце концов превратились в « крестьянский кафтан».Значит, армяк можно назвать кафтаном». Кафтан в поэме Некрасова тоже упоминается.
Наследники построили
Кафтан ему : одел его,
И сделался Клим Яковлич
Из Климки бесшабашного
Бурмистр первейший сорт.
Кафтан- более общее название. Малый академический словарь показывает, что кафтанами называли старинную мужскую долгополую одежду. Кафтаны были разного покроя- об этом пишет Даль.
Армяк-это одна из разновидностей кафтана. А уж какой кафтан «соорудили» наследники Климу бесшабашному ,сказать трудно.
У Некрасова упоминается еще поддевка:
Гляди: поддевку новую
Ты в землю закопал!.
Поддевка- тоже простонародная одежда. В Словаре Даля о поддевке написано: то ,что надето «под другую одежду» ,» полукафтанье или безрукавный кафтанчик, поддеваемый под верхней кафтан». Но были поддевки и с рукавами. Малый академический словарь показывает, что поддевка-это верхняя мужская одежда ,род пальто в талию, с мелкими сборками. Скорее всего , у персонажа из поэмы Некрасова была именно такая поддевка, с рукавами. Поддевка тоже одежда крестьянская .Интересно, что интеллигенция 19 века, уходившая « в народ» ,подчеркивая свою близость к народу, носила поддевки ,русские рубахи, русские сапоги. У Некрасова есть такие строчки:
Какого роду ,звания,
Не знали мужики,
Однако звали «барином»,
Горазд он был балясничать,
Носил рубаху красную
Поддевочку суконную,
Смазные сапоги.
Красная рубаха – из кумача? .У Даля о кумаче написано, что это простая бумажная ткань, обычно алого, иногда и синего цвета. А Павлуша Веретенников мог носить рубаху из красного ситца или сатина. Наверное, это была русская рубаха- косоворотка с застежкой на левом плече. А из этимологического словаря можно почерпнуть такие сведения. Собственно русское название «рубаха» образовалось от слова «руб» -«ветхая одежда»,»грубая ткань» .И слово «руб» ,и более позднее «рубище» (ветхая одежда), и 2 рубашка « восходят к общественному глаголу «рубити». У К.Д.Ушинского есть рассказ «Как рубаха в поле выросла» Он о том, как сеяли, растили ,выдергивали лен; потом его сушили, обмолачивали и мочили в реке, придавив камнями; после этого лен просушивали ,мяли доской на гумне; затем его трепали, чесали железным гребнем; из шелковистых льняных волокон пряли нитки, а из ниток на старинных ткацких станках (кроснах) ткали холст. Холст морозили ,расстилая на снегу , а весной белили, разостлав на траве. Холст из серого становился белым. Вот из него и шили рубахи- детям и взрослым. Позже мужские холщовые рубахи стали считаться нижними, а дети и деревенские женщины продолжали их носить как верхнее платье. Вспомним описание сенокоса у Некрасова:
Народу тьма! Там белые
Рубахи баб, да пестрые
Рубахи мужиков,
Да голоса , да звяканье
Проворных кос.
И героини поэмы « Кому на Руси жить хорошо»- Матрена Тимофеевна –носила такую рубаху.:
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький ,
Да серп через плечо.
Белая рубаха и сарафан- вот летняя одежда крестьянок .У сарафана тоже любопытная история .Не удивляйтесь ,но сначала -вплоть до середины 17 века- сарафаном называли мужскую одежду в виде халата .Вы можете прочитать об этом ,например, в книге Р.М.Кирсановой «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок» .Потом сарафан стал преимущественно женской одеждой; носили его и в городе, и в деревне женщины разных сословий, только у богатых сарафаны были из дорогой материи. а у бедных –из дешевой. Надо сказать, что сарафаны различались и по ткани ,и по фасону. Они могли быть с рукавами и без рукавов. ,узкие и широкие ,прямые и клинчатые ,закрытые и с открытой грудью .О разнообразии русских сарафанов можно прочитать и в Словаре Даля, который не случайно называли энциклопедией народного быта того времени. Какой же сарафан был на Матрене Тимофеевне? Скорее всего ,без рукавов (видны рукава белой рубахи),широкий и недлинный (чтобы удобно было жать),из какой-то дешевой ткани( ведь сарафан-то не праздничный).Такие сарафаны можно увидеть на картинах художников, отражающих жизнь русской патриархальной деревни .Сарафан в 19 веке ,как одежда национальная ,был даже «опоэтизирован»: о нем слагались песни, романсы. Можно назвать много пословиц , в которых упоминаются слова «кафтан», «рубаха», «сарафан», «сапоги».:
По Ереме шапка, по Сеньке кафтан.
Те же кафтаны, да не те карманы.
Худая слава ,что без кафтана Савва.
Носи и сапоги ,да лапотки вперед береги,
Купил сапоги ,да не избыл босоты.
Каков женишишка ,таковы и его сапожки.
Велик сапог на ноге живет, а мал сапог под лавкой лежит.
По Ивашке рубашка.
Своя рубашка ближе к телу.
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Нету талану -не пришьешь к сарафану.
.
3.Обувь народа: сапоги и лапти.
Разговор о крестьянской обуви, и не только о сапогах, но прежде всего о лаптях. А у Некрасова есть такие строчки:
-Чтоб липовые лапотки
Служили ,не разбилися,-
Потребовал Демьян.
А лапти какие бывают? Разные : из бересты, из веревок…,их делают из липового лыка. Лыко- это подкорье у молодой липы или у другого лиственного дерева. Подкорье раздирают на узкие полоски: их тоже лыком называют. Из них плетут лапти. Конечно, роду мы незнатного ,да и прочности в нас такой, как в сапогах нет. Верно говорят: « В дорогу идти- пятеры лапти сплести» .Да зато и недорого стоим: пойди в лес ,надери лыка и плети себе новые лапти- хочешь простые ,хочешь с подковыркой. Было бы умение. Без умения и лапти не сплетешь.
И еще одна обувь русского крестьянства- это сапоги. А вот «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского ,В.В.Иванова ,Т.В.Шанской дает любопытные сведения: предполагают ,что название «сапог» произошло от той же основы ,что и глагол «сопеть».Рассудим сами: ведь и сегодня известно название дудочки- сопелки. Возможно ,сапоги так называли из-за их сходства с дудкой, трубой .Хотя и другие исследователи считают слово «сапог» заимствованным из древнетюрских языков. А лапти- это название связано со словом «лапа».В Даль о лаптях так и пишет : «короткая плетеная обувь на ножную лапу».
4.Головные уборы: кокошники, кички, повойники.
Хотим рассказать о головных уборах, какие носили наши прапрабабушки.
В старину головной убор играл большую роль в женском костюме .По форме головного убора ,по его цвету ,украшениям можно было судить не только о возрасте женщины ,но и о ее семейном и социальном положении и даже о месте, где она жила. Героиня поэмы –Матрена Тимофеевна –рассказывает
:
Против меня –кормилица,
Нарядная , в кокошнике,
С ребеночком сидит..
А как выглядел кокошник? Можно ли его сделать самим?. В Малом академическом словаре о кокошнике мы прочитаем: «Старинный женский головной убор с высоким расшитым полукруглым щитком» .О том, как изготовлялся кокошник, там ничего не сказано ; да и не обязан ,наверное, толковый словарь это объяснять: ведь его задача –раскрыть значение слова. Мы обратились к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля : в отличие от других толковых словарей в нем ,как в энциклопедиях, даются сведения о называемых предметах. Мы не ошиблись ;в Словаре Даля о кокошнике написано: «народный головной убор русских женщин, в виде опахала или округлого щита вокруг головы». Кика и сорока носятся только замужними ,делаются из лубка, кузовком, а кокошник носят девицы: это легонький веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосника, со спуском позади ленты». Попутно мы выяснили (тоже у Даля) ,что начельник- это девичья головная повязка. Лента с поднизями, а поднизь -жемчужная или бисерная сетка, « бахромка» ,на женском головном уборе. Волосник - род шапочки, иногда простеганной, надеваемой бабами под повой или платок, а слово донце («дно») понятно и без пояснений. Изготовление головного убора- дело непростое. Между прочим ,кокошники были разные и в каждой губернии носили свои, определенной формы, хотя иногда встречались и одинаковые в разных губерниях. Богатые шили кокошники из парчи, бархата ,шелка на твердом каркасе, на подкладке из холста, миткаля, байки; украшали жемчугом, каменьями, шитьем золотой и серебряной нитью; узор- ветки с цветами и листьями. При малом достатке семьи шили «бусовые» кокошники- с бисером, вставками цветного стекла, фольги. Виды красивых кокошников есть в книге» Крестьянская одежда населения европейской части России(19 –начало 20 века)». Кокошники еще есть на картине К.П.Брюллова «Гадающая Светлана». Светлана смотрится в зеркало, и кокошник на ее голове виден и спереди, и сзади. Для изготовления кокошника возьмем картон, кусок гладкоокрашенного шелка, бусы «под жемчуг» ,горсточку бисера. На широкую ленту нанижем бисерную «бахрому» ,сошьем волосник из толстой ткани; вырежем из картона щиток по форме кокошника, обтянем его шелковой материей, предварительно расшив «жемчугом». Интересно, почему кокошник так называется? Может, это как-то связано с курицей? Я знаю, что когда-то курица называлась «кокошь»…Действительно, название»кокошник» связано со словом «кокошь» ( курица, наседка).Значит, кокошники носили и девушки, и замужние женщины ..А кика и сорока-это головной убор замужних женщин. Ведь у Даля об этом прямо сказано.По Словарю Даля, кичка-«бабий головной убор, с рогами; род повойника(сорока без рогов, а кокошник с высоким передом)».Да, с рогами : они выражали идею плодородия. Кички и кокошники ,были разными, и рога у них могли быть направлены и вперед, и вверх!. Из чего же делали рога?. В Рязанской и Тульской губерниях верхнюю часть кички делали в виде острых рогов высотой в15-22 см, скатанных из пеньки и простеганных суровыми нитками .Необычное какое-то название у этого головного убора .Как оно возникло?. В этимологическом словаре русского языка М.Фасмера сказано, что слово «кичка» в древнерусском языке значило «волосы»!.Но Даль говорит, что кичка-«род повойника» Что такое повойник?. Как утверждает Даль, повой ,повойник (от глагола – «повивать»)-это женский головной убор, повязка, обвитая поверх волосника. Но это мог быть и сам волосник .Повойник- наиболее распространенный в 19 веке головной убор, представляющий собой шапочку с невысоким очельем (8-9 см) и плоским овальной формы верхом. Концы очелья завязывались сзади. Будничные повойники делались из ситца и кумача, праздничные –из шелка и парчи.
Интересно, откуда такое странное «птичье» название «сорока» Даль пишет ,что сорока,-«на челе пониже, а с боков повыше» ,что на нее иногда повязывается «шитая ширинка, и это сорока с повоем; а сорока сажена убрана шитьем, низаньем, даже каменьями либо жемчугом; крылатая или с крылом : волосы стягиваются сдерихой на затылке ,сорока прикрепляется сзади крыльями ,лопастями; иногда спереди жемчужная подвязь, на самой сороке».А «странность» названия объясняется просто: М.Фасмер утверждает ,что так назвали этот головной убор из-за сходства его с сорочьим хвостом и расцветкой перьев. Не случайно один из видов сорок называли крылатыми !.Правда ,есть другая версия происхождения названия «сорока» ,то есть сорока-это рубашка, одежда, для головы.
А вот откуда взялось слово «платок»?.
Мы узнали ,что головной убор ,представляющий собой кусок ткани, в 11-14 веках именовался по-разному : «повой», «увясло» , « покров», «плат», «убрус» ; позднее- «накидка» ,»повязка»,»платок»(17 век),»косынка»(18 век).Вот так например, говорится об убрусе в «Очерках домашней жизни и нравов великорусского народа в 17 и 18 столетиях «: У женщин «поверх волосника накладывался платок, обыкновенно белый, и подвязывался под подбородок ,его висячие концы густо усаживались жемчугом. Этот платок назывался убрусом .А слово «платок» ,кстати, очень древнее слово, образовано от «плат» (кусок ткани) .Между прочим ,слово «платье « содержит тот же самый корень .В Словаре Даля о платке читаем: « Плат, платок, платочек…Лоскут равносторонний, шелковый, бумажный ,шерстяной, холщовый, какими женщины повязывают голову, мужчины шею, а первые и накидывают на шею ,и все носят в руках или в кармане.».Владимир Иванович Даль неслучайно перечисляет названия тканей ,которые шли на платки, среди них есть дешевые и дорогие .Платки носили женщины разных сословий , и по ткани, из которой платок был изготовлен, можно было судить о степени зажиточности и социальном положении его хозяйки. Было время, когда женщины «простого сословия» не имели права носить шелковых платков.
5. Одежда и обувь современной молодежи.
В настоящее время современная молодежь носит разные головные уборы.
Бейсболка .Бейсболка -легкая кепка с длинным козырьком. В конце 20 века необычно популярна у молодежи.
Картуз. Фуражка с козырьком. Помимо военных ,картузы носят и штатские люди. Это достаточно стильный головной убор, поэтому он требует соответствующей одежды.
Панама- первоначально головной убор преимущественно взрослых людей .Ее придумали жители одной из стран Центральной Америки. Сначала панаму плели из волокон пальмы. Сейчас панамой называют легкую шляпу с мягкими полями, которые могут быть отстрочены и опущены вниз.
Соломенная шляпа была известна уже в средние века. Соломенную шляпу носили в Германии и Франции, преимущественно крестьяне ,для защиты от солнца вплоть до 16 века . Только в 18 веке она становится модной. Классическими соломенными шляпами стали флорентийская шляпа, панама и канотье.
Шапка .С 1976 года в международной моде так называется женский головной убор типа русской ушанки, сшитый из натурального пушистого меха.
Верхнюю одежду современной молодежи не сравнишь одеждой некрасовских героев.
Плащи бывают короткими и длинными. Их носят весной и осенью в не очень теплую погоду.
Пальто -тоже сезонная одежда ,их носят молодые и взрослые женщины.
Шуба. В последние годы шуба стало более популярной , чем пальто .Шубы бывают из разных мехов: норковые, нутриевые, мутоновые, песцовые ,заячьи , лисьи. Есть очень модные и простые модели. Шубы носят и дети, молодежь и старшее поколение .Шубы удобные особенно в холодную погоду.
Куртки. Куртка- сезонная одежда. Куртки носит молодежь и весной, и осенью, и зимой. ,они очень удобны в любую погоду.
Мужской верхней одеждой в настоящее время считаются : кожаные куртки, куртки-пуховики .Они удобны в любую погоду .Свитера тоже считаются мужской одеждой: есть вязаные и фабричные.
В отличие от времен Некрасова, какую только обувь не носит молодежь, дети, наши бабушки и дедушки .Кроссовки считаются ,как спортивная обувь, но их носит молодежь иногда и повседневно. Туфли и ботинки носят и повседневно и по праздникам .Сапоги резиновые носят и осенью, и весной, во время полевых работ, в дождевую погоду
6.Вывод.
В наше время трудно определить по одежде, кто это: рабочий или фермер, инженер или банковский служащий. А во времена Некрасова костюм имел социальную значимость. В настоящее время современная молодежь носит разные костюмы, футболки, бесболки, топики , их не сравнишь некрасовскими героями, потому что у каждого поколения своя одежда ,а обычаи одни.
РТ Мамадышский муниципальный район.
МБОУ «Среднекирменская СОШ»
Районный конкурс научно-исследовательских работ и проектов среди учащихся образовательных учреждений Мамадышского муниципального района
«Мой след в науке»
Номинация: «Гуманитарно-филологичкеская».
Исследовательская (проектная )работа на тему:
Устаревшие слова в поэме
Н.А.Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»
Выполнила : ученица 11 класса Гиздатуллина Фируза МБОУ «Среднекирменская СОШ» Мамадышского муниципального района РТ.
Научный руководитель :
учитель русского языка и литературы Марданова А.Ш.
Мамадыш, 2012 .
Используемая литература, при подготовке к проектной работе.
1.Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
2.Иллюстрации к поэме «Кому на Руси жить Руси жить хорошо»
3.Методическое пособие. Русская литература 1 и 2 половины 19 века
10 класс. Москва. Дрофа .2009 год.
4.Интернет-ресурсы.
5. Уроки литературы в 10 классе. В.А.Чалмаев. Москва. Экзамен .2008г.
6.Сборник сочинений.Литература.10 класс. Москва. Олимп 2008 г.
Любили тебя без особых причин...
Лиса Лариска и белка Ленка
"Разделите так, как делили работу..."
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Хризантема и Луковица