Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.55 КБ |
![]() | 2.95 МБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Бор Афанасьевского района Кировской области
Районная конференция
«Духовно-ценностная ориентация как процесс и результат творческой деятельности обучающихся и воспитанников образовательного учреждения»
Номинация: «Семья»
Исследовательская работа по
теме: «Моя родословная»
Автор: Сапегина Кристина, ученица 2 класса
МКОУ СОШ п.Бор
Руководитель: Сапегина Светлана Пименовна,
учитель начальных классов, высшая категория, педагогический стаж 19 лет
2012 г.
п. Бор
Оглавление
2.1 Исследовательская работа
2.2 Глава 1. Моя семья.
1.1. Немного о себе.
1.2. Моя семья.
2.3 Глава 2. Откуда мы родом и где наши корни?
2.1. Мои бабушки и дедушки
2.2. Мои прабабушки и прадедушки.
2.3. Далёкие предки
1. Введение
В старину родственные связи берегли,
ценили, гордились ими и говорили:
«Кто своего родства не знает, тот сам
себя не уважает, а кто родни своей
стыдится, тот через это сам срамиться»
Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.
Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена. Бурятский народ всегда с особым почтением относился к своим предкам. По традиции каждый бурят должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого. А я проследил по линии папы и мамы 3 поколения.
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол - это семья. Земля - это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решила раскрыть некоторые моменты истории моей семьи.
В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.
Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.
Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.
Передо мной стояли следующие задачи:
1) составить генеалогическое древо моей семьи
2) собрать исторический материал и написать о некоторых моих предках с интересной биографией.
Объектом моей работы является родословная.
Предметом – моя родословная.
База исследования – это документы, рассказы и воспоминания живых родственников, сохранившиеся письма, дневники и вырезки газет.
Научная новизна работы в том, чтобы продолжить эту кропотливую работу - составление родословной моей семьи.
Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранительницей истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться и не будем «Иванами, не помнящими родства».
При разработке данного проекта были использованы мультимедийные технологии
Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.
Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня и мои бабушки и дедушки, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.
Исследования.
Чтобы выяснить, историю своего рода провел поисковую работу:это беседы, опросы родителей и родных, анкетирование среди жителей
2. Основная часть
2.1. Исследовательская работа
Правильно составить свою родословную достаточно сложно, а без соответствующих знаний практически невозможно. Поэтому моя работа предусматривала несколько этапов:
Первый этап – теоретический - заключался в изучении литературы для расширения историко-культурного кругозора, необходимого для грамотного выполнении работы.
Для закрепления полученных знаний я пользовалась словарем терминов, который составила самостоятельно (Приложение №1). Он служит хорошим ориентиром.
Второй этап – практический - заключался в составлении картотеки своих родственников – я составлял отдельную карточку (Приложение №2), где записывал основные сведения о его жизни (Приложение №3).
Есть различные варианты составления родословной: от предка к потомку или от потомка к предку. Я выбрал смешанную восходящую родословную. Смешанная потому что в ней записываются родственники по линии отца и матери, восходящая потому что запись восходит к все более отдаленным поколениям.
Для графического изображения родословной, я выбрал данную схему (Приложение №4) , она мне, казалась, простой и наглядной. Но моя работа вызвала большой интерес в семье, и в графическом изображении родословной отразилось все совместное творчество.
Моя родословная пока небольшая, но здесь я расположил родственников, о которых собрал сведения. С этими людьми я состою в кровном родстве.
Я планирую собрать больше сведений о своей семье, узнать о родственниках до седьмого поколения, изучить дополнительную литературу, записать рассказы живых родственников, побывать в архиве и написать историю моей семьи, которую я люблю и горжусь.
2.2 Глава 1. Моя семья.
1.1. Немного о себе.
Слайд
Меня зовут Сапегина Кристина Витальевна. Я родилась 2 октября 2002 года в посёлке Бор Афанасьевского района Кировской области. Мне 9 лет. Я учусь во 2-ом классе МКОУ СОШ п.Бор.
Имя Кристина дал мне папа, так как старшего брата назвала мама. Оно в переводе с греческого означает «христианка».
По гороскопу я подвижная, сообразительная, жизнелюбивая девочка, обладаю прекрасной памятью. В компании веду себя раскрепощенно и быстро схожусь с незнакомыми людьми.
Учусь я охотно, люблю математику, рисование и физкультуру. Увлекаюсь чтением сказок и современными танцами. Активно участвую во всех внеклассных мероприятиях.
Мой любимая поэтесса А.Л.Барто. Многие стихи Барто я знаю наизусть.
Любимое время года – зима. Потому что зима – это сказочно красивая природа, это встреча Нового года с нарядной ёлкой, добрым таинственным Дедом Морозом и самыми вкусными подарками.
Люблю смотреть приключенческие фильмы. Один из самых любимых фильмов – это «Один дома». Главный герой этого фильма привлекает меня своим умом, сообразительностью и умением находить вход из любого трудного положения.
А мне ещё нравится в людях доброта, отзывчивость, трудолюбие и готовность помочь другим. Эти качества я вижу в своих родителях и поэтому в жизни хочу быть похожей на них.
Моя главная мечта – успешно закончить школу, институт и стать доктором. Потому что я очень люблю лечить свои игрушки, мне нравится заботиться о ком-то и помогать им в трудную ситуацию.
1.2. Моя семья.
Семья – это, что с тобой всегда
Слайд
Вот она, моя семья:
Папа, мама, брат и я!
Самый старший в нашей семье – это мой брат Никита. Ему 18 лет. Он родился 11 января 1994 года. Так его назвала мама. Не зная ещё о том, кто находится в животике. Он очень хороший брат, добрый, вежливый, никогда не обижает других. Имя Никита означает «победитель». Он очень спокойный. Трудолюбив, свои планы продумывает до мелочей. Не терпит долгих разговоров по телефону.
Я его очень люблю. Никита учится в Кировском лесопромышленном техникуме на автомеханика.
Мой папа, Сапегин Виталий Игоревич, родился 20 марта 1972 года в посёлке Бор. Имя Виталий означает «жизненный». Закончил Борскую среднюю школу. Был хорошим спортсменом. Поступил в лесотехшколу города Кирова и получил права водителя. В 1993 году папа женился на маме. Сейчас он работает вахтовым методом водителем на Крайнем Севере. Любит свою работу и как говорят «техника его слушается». Приезжая с вахты, он всегда привозит мне подарочки, а самое главное видеозаписи и фотографии, на которых я вижу природу и животных этой природной зоны.
Мой папа трудолюбивый. У него золотые руки в том плане, что все он делает аккуратно, надежно и долговечно. Он может и корову подоить, и вкусный обед нам приготовить.
Моя мама, Сапегина Светлана Пименовна, родилась 26 мая 1973 года в посёлке Сюзьва. Девичья фамилия Русских. После окончания Борской средней школы она поступила в Омутнинское педагогическое училище и стала учительницей начальных классов. Затем заочно получила высшее образование в ВГГУ г.Кирова. По образованию она учитель-филолог, но учит маленьких детей.
Вот уже 20 лет она работает в своей родной школе. Моя мама добрая и отзывчивая, в то же время строгая и требовательная. Её очень любят дети, всегда тепло о ней отзываются. Наверное, её уроки самые интересные. Она очень много трудится, всегда в поиске чего-то нового. А ещё она завуч школы по учебной работе. Это очень трудная и ответственная работа. В школе её все уважают. Она оптимист по жизни.
Дома мама неустанно заботится о нас. Она помогает мне готовить уроки. Вместе с папой помогают по хозяйству бабушке и дедушке. А хозяйство у них не маленькое. Они держат много скота. В доме у нас всегда чисто и уютно. Мама очень аккуратная и нас приучает к этому. А ещё она умеет вкусно готовить. Все, кого мама угощает своими приготовлениями, хвалят её. Словом, она у нас настоящая хозяйка.
Я горжусь своими родителями.
Дом, в котором мы живём,
Самый лучший в мире дом.
Память добрую о нём
Мы всю жизнь в сердцах несём.
Пусть тепло и добрый свет
Будут в нём на тысячу лет!
2.3 Глава 2. Откуда мы родом и где наши корни?
2.1. Мои бабушки и дедушки
Слайд
А сейчас я хочу рассказать о своих любимых бабушках и дедушках.
Лучше друга не найти - обойди весь свет.
Лучше бабушки моей в целом мире нет.
Ярче солнышка она улыбается
И печали все мои забываются.
Моя бабушка, Сапегина Светлана Сергеевна родилась 27 ноября 1951 года в деревне Захаровская Афанасьевского района Кировской области. Сейчас она живёт с дедушкой в п. Бор. Училась в Бисеровской средней школе. Окончила одиннадцатилетку. Поступила в Кировское кулинарное училище. По направлению попала в Бисеровский ЛПХз. Проработала 25 лет в Бисеровском ОРСе в центральной столовой (от кондитера до заведующей производством). После реорганизации перешла работать в Бисеровский ЛПХз – рабочей. За добросовестный труд награждена почетной грамотой. В этом году бабушка праздновала юбилейную дату – 60-летие. Она на пенсии.
Бабушку все уважают и любят. Она замечательная бабушка. Без дела она не сидит ни минуты. В доме у неё всегда чисто и уютно. И хотя ей исполнилось 60 лет, она выглядит молодой и красивой.
Мой дедушка, Сапегин Игорь Аркадьевич, родился 02.06.1947 года в д. Вышка Афанасьевского района Кировской области. Учился в Георгиевской и Головинской начальных школах, затем в Борской средней школе. После 7 класса ушёл в СПТУ г. Троицк Челябинской области. По окончании был направлен в Октябрьский район Челябинской области. В 1966-69г.г. – служба в армии. Учебка прошла в г. Вентспилсе Латвия в танковых войсках, был заместителем командира роты по технической части. 22 августа 1968г. во время переворота в Чехословакии попадает туда в гущу военных событий на четыре месяца, ранен в ногу. Вернулся в Германию на Магдебурский полигон. За отличное обслуживание и содержание боевой техники награжден благодарственной грамотой. После армии в 1971 году женился в родном поселке. Проработал в Бисеровском ЛПХзе 36 лет. С 2002 года вышел на пенсию.
Бабушка с дедушкой воспитали и вырастили двоих детей: Виталия (моего папу) и Наталью (мою тётю-крёстную). Тётя Наташа с мужем живёт в г. Москве. Для меня они очень дорогие люди.
Моя вторая бабушка, Русских Галина Михайловна, родилась в г. Малмыже Кировской области. Закончила Савальскую среднюю школу. Поступила в Уржумское медучилище. По распределению попала в Афанасьевский район п. Бор. Здесь и вышла замуж. Проработала 40 лет в медицине - сельским фельдшером. Была уважаемым человеком на посёлке. В любую минуту шла на помощь тем, кто нуждался в этом.
Дедушка, Русских Пимен Сергеевич, родился 01.05.1945 года в многодетной семье в деревне Новый Поселок Афанасьевского района Кировской области. Учился в Борской средней школе. Закончил Чернохолуницкое ПТУ, получил профессию водителя. С 1964-1967г.г. служба в армии г. Ленинграде. Всю трудовую жизнь прорабатал в Бисеровском ЛПХзе водителем.
Бабушка с дедушкой воспитали и вырастили троих детей: Людмилу (мою тётю), Светлану (мою маму) и Павла (моего дядю).
Мои дедушка и бабушка, всю жизнь прожили в родном посёлке. Труд в их семье считался основой всего. Они с малых лет приучали детей к труду. Моя бабушка была терпеливая и сильная духом. Бабушка всегда всё успевала, очень долго работала на двух работах - в яслях и на медпункте. Она очень хорошо умела вязать.
Дедушка тоже всю жизнь работал в колхозе. Он мастер на все руки. Мог умело перекатать валенки. Своё умение к трудолюбию он передал сыну. Дядя Паша со своей семьёй живёт в п. Афанасьево. Вместе с женой Светланой растят двоих детей: Игоря и Аннушка, которая родилась год назад. Тётя Люда с мужем уже воспитывают внуков.
Сейчас нашей бабушки нет. Она умерла. Но мы её всегда будем помнить и любить. Будем помнить, как она любил баловать нас сладостями, как она учил нас быть честными и правдивыми.
2.2. Мои прабабушки и прадедушки.
Слайд
На снимке мои прабабушка и прадедушка: Белоусова Лидия Львовна и Белоусов Михаил Аверьянович.
Четвёртое поколение – это поколение моих прабабушек и прадедушек. Как и у каждого человека у меня было 4 прабабушки и 4 прадедушки. Очень жаль, но большинство из них я не застала в живых. Они задолго до моего рождения ушли из жизни.
Моя прабабушка (по матери) Лидия Львовна Белоусова. Родилась в д. В-Шишкино Уржумского района Большеройского с/с. Закончила Большеройскую среднюю школу. Поступила в Малмыжское педагогическое училище, куда за 60 км ходила пешком на учебу. С 1956 года работала учителем начальных классов Савальской школы. Была «Отличником народного образования». Она всю жизнь, 40 лет проработала в школе. Она была авторитетной, уважаемой учениками и родителями учительницей. Вот откуда начинается династия учителей в нашем роду.
Семья вырастила троих детей: Валерий – преподавателем Савальского техникума, а другие две – Галина и Любовь – фельдшерами.
Моя прабабушка из знаменитого рода Максимовых.
А чем прославился житель Вятки Макар Максимов? В середине XIX века он был участником двух сельскохозяйственных выставок, организованных в городе Вятка Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным, и получил грамоту за разведение картофеля. И это в тот период, когда вятские крестьяне толком и не знали, что за “фрукт” такой картофель и с чем его едят. Вятку сотрясали картофельные бунты...
В Кировском областном краеведческом музее работает выставка “Семейные предания”. Среди экспонатов подлинные живописные полотна и рисунки, фотографии и фотоальбомы, документы и личные вещи людей, оставивших добрый след в истории Вятского края.
В центре внимания краеведов на сей раз оказались три вятские семьи – среди них Максимовы. (Сообщает газета «Вятский край» 17 января 2009г.)
Мой прадедушка, Белоусов Михаил Аверьянович. Он отличался своим внешним видом: был высокого роста, широк в плечах. Был шофером. Прошёл всю Великую Отечественную войну. Служба в Армии началась в 1938 году на Дальнем Востоке. Отслужив три года, не успел вернуться домой, началась Великая Отечественная война. По приказу верховного главнокомандующего остается на фронте там же на Дальнем Востоке. Затем воевал на Харпинском направлении (Китайская граница). Дошёл до Японии. Всю войну крутил баранку машины. Вернулся домой в 1945 году. Имел ордена и медали. В 1945г. на пароходе, плывшем по р. Вятка познакомился с будущей женой. Поженились и жили в п. Вознесенском, затем п. Гоньба и с 1955г. с. Савали Малмыжского района.
Слайд
Фотографий прадедушки и прабабушки Русских Сергея Павловича и Русских Ирины Григорьевны не сохранилось.
Русских Ирину Григорьевну я знаю по рассказам моего дедушки. Он часто и с большой теплотой вспоминает о ней. Моя прабабушка была такой, про которую говорят: коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт. Она была добродушной, весёлой, никогда не унывающей женщиной, любила шутить. Прабабушка была очень работящая. Ей было всё под силу. А ещё она была очень красивой.
Позднее прабабушка вышла замуж за Русских Сергея Павловича (моего прадедушку). Родился он в деревне Новый Поселок на берегу р. Кама. Всю жизнь проработал в колхозе им. Короленко. Был знаменитым рыболовом. Любил рассказывать небылицы. Всё умел делать по хозяйству, а особенно плести лапти. Но вскоре началась война. Прадедушка ушёл на фронт. Во время Великой Отечественной войны был несколько раз ранен. Вернулся с фронта инвалидом.
Прабабушка и прадедушка воспитали четверых детей из них Пимен (мой дедушка). Она всю жизнь работала в колхозе. У неё есть медали «За доблестный труд». Заслужила любовь и уважение односельчан за своё трудолюбие и доброжелательный характер.
Слайд
Сапегина Мария Игнатьевна, прабабушка (по папиной стороне) родилась в деревне Вышка Афанасьевского района. В школу не ходила, читать и писать научилась самостоятельно. До войны работала в Георгиевском совхозе. Затем переехала в поселок Бор. Очень долго работала на почте. Одна воспитала сына Игоря (моего деда). Эта прабабушка успела понянчиться не только с моим братом, но и со мной. Но помню я её плохо.
Слайд
Вотинова Лидия Кузьмовна, ещё одна прабабушка (по папиной стороне), родилась в деревне Захаровская Омутнинского уезда Бисеровской волости Вятской губернии в семье служащих: мать-пекарь, отец – бухгалтер. Окончила среднюю школу с. Захаровское. В годы Великой Отечественной войны работала в Георгиевском колхозе: собирали колоски, сенокосили. После школы получила профессию бухгалтера в г.Зуевка. В 28 лет вышла замуж. Семьёй жили в с.Бисерово с 1950г. Родила двоих дочерей: Светлану (мою бабушку) и Надежду. Была тружеником тыла и ветераном труда. Последние годы своей жизни она жила вместе с бабушкой Светой, т.к. она инвалид и нуждалась в уходе.
2.3. Далёкие предки
Как мы увидели первые три поколения в основном крестьяне, простые рабочие. Они жили недалеко друг от друга, занимались земледелием. Имели добротные избы и постройки, в подворье держали лошадей, коров и домашних птиц. Но родные со стороны мамы жили в другом районе и этот род по рассказам мамы берёт начало с 18 века, и что интересно, её родословную уже собрали по крупинкам, а основные материалы можно найти в библиотеке им. Герцена г. Кирова. родословной семьи Максимовых занимался кандидат наук Черных.
3. Заключение.
Итак, с помощью родителей, бабушек и дедушек, мы, насколько это возможно, восстановили родословную своей семьи. И даже придумали герб и девиз семьи. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых.
Как и во многих других семьях, война оставила глубокий след в истории моей семьи. Из четверых прадедушек трое воевали: один вернулся героем.
Много узнали о профессиях наших родственников, составили календарь дней рождения. Теперь не забудем вовремя поздравить своих родных и близких.
Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать.
На примере моей семьи я поняла, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!
Семья обеспечивает продолжение человеческого рода, берёт на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закреплённые в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребёнка, а также на взрослых членов семьи. Она удовлетворяет потребности человека в любви, духовном общении, в моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха. Семья играет важную роль в ведении домашнего хозяйства. Она заботится о малолетних и престарелых членах семьи, придаёт устойчивость и стабильность обществу.
В Указе Президента Российской Федерации В.В.Путина от 14 июня 2007 г. N 761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» обозначена важная роль семьи в развитии государства и общества. Рекомендовано уделить особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, укреплению авторитета семьи, базовых семейных ценностей
Я накопила определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.
Пролистав все семейные альбомы я составила презентацию «Моя родословная». (Приложение)
Славная вещь – родословное древо! Но если присмотреться к нему, то можно заметить, будто из меня вырастают папа с мамой, а из них бабушка с дедушкой и т.д. Странная картина получается. Если перевернуть рисунок, то воображаемая крона станет корнем, в большом разветвлении которого выросла я.
Я узнала много интересного о своей родословной и хочу продолжить ее изучение.
Я много узнал о своих корнях, многое для меня было ново. И я теперь понимаю, что мой род зарекомендовал себя только с хорошей стороны, и я обязательно должна сохранить и преумножить заслуги моего рода. Первоочередно познакомлюсь и узнаю все о роде Максимовых.
Я думаю, что человек незнающий истории своей страны, не знающий своих предков - это невежественный и неблагодарный человек. Каждый из нас должен уважать и преклоняться перед старшими.
Благодарю за внимание!
4. Список использованной литературы
1. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».
2. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., номер 6
3. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., номер 3.
4. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова Улан-Удэ, 2005
5. Интернет ресурсы. Словарь русских имен.
6. Король М.В. Витражи мудрости. - Минск: Полымя,1991г. – 414с.
7. Леонов А. История происхождения и развития личных имен Евангелия // Русский язык в школе и дома. – 2005. - №3 – 28-30.
8. Никонов В.А. География личных имен. – Москва: Наука, 1988г. – 192с.
9. Ответ на вопрос в журнале «Пионер» №4. 2005г. -32.
10. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – Москва: Русский язык, 1980г. – 384с.
11. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- Москва: Просвещение, 1975г.-160с.
12. Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003г. – 512с.
13. Звезды и судьбы Л.В. Гумун, Н.Г. Наумкина, И.Н. Деревягина
14. Детская энциклопедия: Папа, мама, ты и я.
Приложение.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья это летом поездки на дачу
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Приложение №2
Карточка родственника
Приложение №4
Вариант родословной
Кактусы из сада камней
Муравьиная кухня
Заколдованная буква
Финист - Ясный сокол
Загадка старого пирата или водолазный колокол