Исследовательская работа по этнографии "Традиция празднования Масленицы в с. Абашево. Воспоминания односельчан, фотографии.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_egorovoy_m..docx | 558.55 КБ |
Областные Головкинские чтения
ТРАДИЦИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ МАСЛЕНИЦЫ
В СЕЛЕ АБАШЕВО
Егорова Мария, ученица 7 класса ГБОУ ООШ с. Абашево
муниципального района Хворостянский
Самарской области
Научный руководитель Борисова Елена Александровна,
учитель географии
2012 год.
Содержание:
______________________________________________________с. 3 - 5
Почему важно знать и помнить традиции своей Родины?
Для своей исследовательской работы я выбрала тему «Традиция
празднования МАСЛЕНИЦЫ в селе Абашево. Я считаю, что каждому человеку нужно знать традиции своего народа, помнить историю и продолжать эти традиции дальше, передавая их из поколения в поколение. Человек без исторических корней – Иван, родства не помнящий, перекати-поле.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Сохранить в памяти односельчан традиции празднования Масленицы.
ЗАДАЧИ:
Методы, использованные в ходе исследовательской деятельности:
- социологический опрос населения;
- анализ собранных воспоминаний;
- анализ архивных фотографий жителей села.
Новизна работы:
Попытка собрать и сохранить воспоминания односельчан о традиции празднования Масленицы в селе Абашево, пропагандировать полученный материал через средства массовой коммуникации.
Практическая ценность проделанной работы:
Тема сохранения традиций нашего народа очень значима для меня, так как я хочу сохранить память о праздниках и обычаях, и поделиться находками со своими ровесниками.
На первом этапе работы я встречалась с жителями села:
Балакиревы Татьяна Прокопьевна и Анатолий Михайлович
31.01.2012 с.Абашево, ул.Школьная, д. 3а
Сакин Владимир Артемьевич 31.01.2012 с.Абашево, ул. Набережная, д.35
Погорелова Тамара Николаевна 30.09.2011 с.Абашево, ул. Орловская, д.1
Батюшка нашего храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Олег Андреевич Ребишунг. 30.09.2011 с.Абашево, ул.Степная, д.1
2. Основная часть.
Особенности празднования МАСЛЕНИЦЫ в селе Абашево.
В процессе работы я выяснила, что Масленица — самый веселый, очень шумный и народный праздник. Народ во все времена, как только мог, так и старался отпраздновать ее веселее, сытнее, богаче. Считалось, что если так отпразднуешь масленицу, тогда и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым. Вся крещеная Русь в это время предавалась всевозможным потехам, которые повторялись из года в год, практически не изменяясь. Существовало также и поверье, что не потешаться во время широкой Масленицы — значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить».
Батюшка отец Олег рассказал, что Масленицу называют сырной седмицей. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост.
Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья. Блины, блинчики, оладьи на Руси пекли весь год, но все же именно они стали основным угощением и символом праздника Масленицы. Скорее всего, потому, что круглый румяный блин очень похож на жаркое летнее солнце, которого все люди ждали зимой.
Последний день Масленицы — Прощёное воскресенье. Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощеное воскресенье поминали усопших. В этот день ходили в баню. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы. В храме на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы.
В годы советской власти церковь в селе Абашево была закрыта. Здание церкви использовалось для хранения зерна. Власти разрешали увеселительные мероприятия по строго проверенным сценариям. Обязательное требование: никакого упоминания о религиозном значении праздника. Конечно, было очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь масленичная неделя у нас сегодня это не выходные, а обычная рабочая неделя. А вот в воскресенье на главной площади села устанавливали и сжигали чучело МАСЛЕНИЦЫ, устаивали ярмарку, угощение блинами, горячим чаем, катания на лошадях, конкурсы ( снять со столба приз, поднять рекордное количество раз пудовую гирю – один раз победителю вручили в качестве приза живого поросёнка; бой мешками на перекладине, перетягивание каната). На импровизированной сцене выступали артисты местного клуба, а при желании мог выйти любой житель села и спеть свою песню или частушку.
Балакирева Татьяна Прокопьевна вспоминает:
«Масленицу праздновали всегда. Веселились от души весь день. С вечера напечём блинов, пирогов. А утром, после утренней дойки запрягали лошадь, на сани ставили самовар, щепок в него накладём, дымится. Блины с собой, пироги – и поехали по селу. Кого встретим – угощаем. Песни поём. Всегда пели. И сытые пели и голодные, всё равно пели песни. Наряжались по-разному, изображали рукоделие: на сани брали пряху, спицы с вязанием. А вот помню, после войны лошадей не было, так Сафронова Полина Ивановна сшила маленький хомутик и запрягла свою козу в санки. На санки поставили самовар, тазик для пирогов и подарков. Идут за козой, песни поют, муж её на саратовской гармошке играет, а мы, ребятишки, гурьбой за ними бегали из конца села в конец».
Из воспоминаний Балакирева Анатолия Михайловича: «Вечером, как стемнеет, молодёжь собирала по селу старые покрышки от колёс, наваливали их в кучу на реке и поджигали. Как только огонь станет поменьше, прыгали через костёр. Считалось позорным для того, кто не прыгнет. Одежда покрывалась сажей от горящей резины, пахла дымом, а мы нарочно девчонок сажей мазали, и эта традиция повторялась из года в год».
Сакин Владимир Артемьевич вспоминает:
« Лошадей для катания запрягали и по одной в упряжку и по три. Главный конюх, Кузьмичёв Всеволод Иванович, всегда запрягал тройку лошадей. Дугу на коренной лошади украшал лентами и колокольчиками. Далеко было слышно, как едут сани. А в сани набивались ребятишки по 7-10 человек, взрослых по 7-8 человек. Взрослые часто с гармошкой, песни пели. Обычно делали круг вокруг центральной части села».
2.3.Современная Масленица.
Погорелова Тамара Николаевна, директор сельского дома культуры рассказала о праздновании Масленицы в наши дни.
В последние годы празднование масленицы стало не таким широким и раздольным. Однако в Прощеное Воскресенье, народ собирается на центральной площади села, где вовсю кипят самовары, дымятся шашлыки, дразнят запахом блины. Главный сценарий проводов Масленицы проходит на сцене сельского дома культуры. Здесь и конкурсы, и прибаутки, и частушки, и концерт. В 2011 году в фойе дома культуры была организована ярмарка кулинарных шедевров. От каждой организации были представлены праздничные блюда. От школы:
От дома культуры:
От администрации:
На сцене в это время зрители могли посмотреть концерт:
Ну и кульминация праздника – сжигание чучела МАСЛЕНИЦЫ:
Конечно, современное празднование Масленицы здорово отличается от празднования в годы советской власти или в старину, значит, часть традиций уже теряется, многие молодые люди могут и не знать о них.
«Кто владеет прошлым, тот владеет настоящим,
кто владеет настоящим, тот владеет будущим»
Л.Н. Гумилёв
Главный результат моей работы – собраны воспоминания о традициях празднования масленицы в нашем селе. Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря их невосполнима. Они нуждаются, как и наша земля, в защите и восстановлении. Уходят из жизни люди старшего поколения. Уходят из жизни традиции и обычаи народа. Так может уйти из жизни и память поколений, и Родина станет уже чужой, не нашей. Пока живы традиции и обычаи русские, жива будет и душа русского народа, жива будет наша Родина – Россия! Результаты своей работы я собираюсь поместить на сайт нашей школы: www.abaschevo.ru , а также оформить альбом по теме моего исследования.
Почта
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Тупое - острое
Мост из бумаги для Киры и Вики
Композитор Алексей Рыбников