Реферат по обществознанию.
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_zhivet_v_obshchestve.doc | 68 КБ |
Человек живет в обществе. Здесь с ранних лет он воспитывается и учится под влиянием людей и множества других факторов. Поэтому задача моей работы является проанализировать воспитательное влияние средств визуальной коммуникации на нравственное сознание и поведение подростка; изучить и обобщить позитивные и негативные тенденции воспитательного воздействия СМИ и на подростков; рассмотреть положительное воздействие средств визуальной коммуникации на учебную деятельность и поведение подростков.
Поэтому целью моей работы является анализ воспитательного воздействия средств визуальной коммуникации на нравственное сознание и поведение подростков в данный, конкретный возрастной период.
Эта тема является сейчас для меня очень актуальной, так как именно сейчас мы задумываемся о своем будущем, строим планы, мечтаем, берем примеры поведения, то есть формируемся как индивидуальности и личности. А что это такое?
На уроке обществознания мы изучали тему «Личность». Я поняла, что личность – это проявление характера через деятельность. В толком словаре дано определение личности – это (слово латинского происхождения и обозначает «маска актера») социально и духовно развитый человек. Я учусь в 6 классе, и я только формируюсь как личность, поэтому про меня больше пока можно говорить как про индивидуума и индивидуальность.
«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие "индивид" в этом случае употребляется в значении "конкретный человек". При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека
Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
У меня ещё идет становление характера, я развиваю как индивидуальность и как личность – это мое отношение к какому – либо виду деятельности. Мы (учащиеся) проявляем себя сейчас только в образовательном процессе, то есть учимся, и творческой деятельности (поем, танцуем, ходим на различные кружки). Все это время мы стареемся найти себя, найти себе дело по душе и по способностям. В этом нам помогают родители и учителя.
А полностью сформировавшаяся личность - это самостоятельный человек, со своими принципами, ценностями, взглядами, правилами поведения, отношением к друзьям, обществу, проявление себя в работе, карьере. Личность не формируется сама по себе, она формируется в обществе. Пока я формируюсь, как личность, на меня влияет все: СМИ, друзья, учителя, мнение окружающих людей и, конечно, родители. О роли родителей я скажу позже…
А сейчас рассмотрим роль СМИ на влияние становления психики подрастающего поколения, т.е. нас – подростков. Если раньше безоговорочным другом человека являлась собака, то теперь эту роль взял на себя телевизор. Для одних он становится окном в мир, для других – средством убить время, для третьих – неосознанным уходом от реальности в виртуальную жизнь.
Средства массовой информации (СМИ) – методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнообразной и географически рассеянной аудитории.
Информация – сведения, передаваемые одними людьми в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира. В узком смысле информация – совокупность кратких не комментированных сведений об актуальных фронтах жизни общества. В широком смысле информация включает все имеющие значение сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом сообществе, в котором функционируют различные виды социальной информации.
Средства визуальной коммуникации – понятие комплексное. Оно является производным от понятия СМИ, под которыми понимаются «средства передачи между отправляющей и принимающей сообщение стороной в процессе массовой коммуникации». Таким образом, они включают институты и системы, которые посредством газет, журналов, радио и телевидения производят и передают большое количество информации, направленной не на определенного адресата, а на всех адресатов без их определения. Если дать обобщенное определение понятия средств визуальной коммуникации, то можно сказать, что средства визуальной коммуникации означают технические средства создания видеообраза, т.е. кинематограф, видео, телевидение, компьютеры и т.д.
Слово «телевидение» является составным, включает в себя греческую морфему tele (далекий, далеко) и латинскую морфему vision (смотреть, видеть) и иногда обозначается сокращением TV. Данный технический термин означает механизм живого воспроизведения происходящих в определенном месте событий и их трансляции на большие расстояния, который является общим для всего мира средством коммуникации. Общеизвестно, что социализация человека происходит в процессе воспитания и под значительным влиянием среды. Среда современного человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась по сравнению со средой моих родителей. В нашу среду органично вошли и средства визуальной коммуникации, глубоко проникшие в различные сферы его жизни. Такие факторы современного социума, как телевидение, видео, компьютеры и прочие средства визуальной коммуникации, предоставляя разнообразную информацию в наглядном изображении громадному числу людей, обладают огромным воспитательным потенциалом. По мере развития спутниковой связи, информационных технологий, интернета, СМИ становятся важным фактором не только постоянных изменений в нашем образе жизни, но и существенным средством воспитания подрастающих поколений.
Средства визуальной коммуникации оказывает неоднозначное влияние на нравственное сознание и поведение школьников, их взаимоотношения. Влияние, оказываемое телевидением и другими средствами визуальной коммуникации на школьников в процессе их социального развития, отражается в нашем стремлении к активному подражанию киногероям, в богатстве воображения и чутком восприятии наблюдаемых событий. Склонность подростков к фантазиям, замене реальной жизни воображаемыми событиями, в которые мы сами начинаем искренне верить, также не безобидны, что становится фактором часто возникающих подростковых проблем. Поэтому роль СМИ в воспитании подростков не может не являться объектом для пристального внимания со стороны родителей, учителей и даже правительства.
Изменения в социальной среде оказывает заметное влияние на процесс воспитания детей в школе и семье. Исследователи отмечают устойчивую тенденцию к чрезмерной опеке детей со стороны родителей, что ведет за собой инфантилизм, индивидуализм, эгоизм в их поведении. С другой стороны, некоторая самостоятельность, предоставляемая семьей подростку, инициирует создание собственной подростковой субкультуры как отражения этой самостоятельности и относительной независимости. Поиск подростками нравственного идеала, смысла и образа жизни, сопровождаемые бурным физическим, интеллектуальным, нравственным, эмоциональным развитием, являются важнейшими для нас – подростков. Поэтому их чувствительность к влиянию средств визуальной коммуникации значительно выше, чем в любом другом возрасте.
Содержание программ, предоставляемых телевидением, охватывает различные сферы человеческой жизни в целом - сообщения и образы на темы политики, культуры и текущих событий, образовательные и художественные передачи, поэтому его влияние на жизнь нации нельзя вкратце назвать иначе как огромным. Так, исследование, проведенное в Японии, установило, что японские подростки до окончания повышенной средней школы проводят в школьных классах в целом 12000 часов, тогда как время, проводимое ими за просмотром телепередач, составляет 22 000 часов. Таким образом, японские подростки в среднем ежегодно проводят в школе по 980 часов, у телеэкрана - 1340 часов. Японские исследователи выявили также, что дошкольник до поступления в школу проводит перед телевизором 9000 часов. Эти исследования убеждают, что дети и подростки в течение длительного времени подвергаются воздействию телевидения. Анализ телевизионных программ в различных государствах, например, в Корейской республике, США, Германии и других свидетельствует, что основное время телевещания отдано боевикам, в которые включено неоправданное изобилие сцен насилия. Вот почему телевидение и другие средства визуальной коммуникации называют «школой насилия». Согласно исследованию, проведенному министерством здравоохранения США, просмотр демонстрировавшихся на телевидении за последние 10 лет сцен насилия и программ агрессивного характера оказывает вредное влияние на формирование характера и жизненной позиции человека. Анализ материалов, полученных телекомпанией Columbia Broadcastinq Sustem от 1650 лондонских тинэйджеров, показал, что чем чаще подросток смотрит телевизионные программы со сценами насилия, тем больше он вовлекается в совершение насильственных действий тяжкого характера.
Существуют объективные причины, побуждающие педагогов, родителей и общественность принимать меры по органичению демонстрации на телевидении сцен насилия, оказывающих отрицательное влияние на зрителей. Сцены насилия на телевидении приводят к пониманию мира как насильственного и опасного для человека и могут сформировать негативный взгляд на мир.
Понятие новых средств визуальной коммуникации включает в себя кабельное телевидение, компьютерную связь, компьютерные игры и прочие, вновь возникающие средства. На практике первое знакомство с компьютером в большинстве случаев происходит через игры, которые распространились настолько, что их можно назвать неизбежным злом. Таким образом, компьютерные игры являются средством, оказывающим наибольшее влияние на подростков. Компьютерные (электронные) игры повсеместно проникают в нашу жизнь, а по затрачиваемому на них времени, составляющему в среднем 76 минут в день, они занимают второе место среди визуальной коммуникации, уступая только телевидению.
Человек ежедневно получает огромное количество информации, достоверной и недостоверной, порой очень противоречивой. Но именно это и дает человеку возможность проанализировать, сравнить эту информацию, критически осмыслить и сделать осознанный выбор.
СМИ оказывает на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносит вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемой через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмыслить и определять, чему можно подрожать, а чему нельзя.
Воздействие средств визуальной коммуникации на процесс нравственного развития подростка и его социализации может быть как положительным, так и отрицательным.
Повышение эффективности воспитания подростков средствами визуальной коммуникации во многом зависит от учета уровня их воспитанности и нравственной направленности, от подготовленности подростков к адекватному восприятию кино, теле – видеопродукции, от организации целесообразного педагогического руководства просмотра со стороны взрослых, их помощи в выборе визуальных средств коммуникации с целью формирования эстетического вкуса и опыта их нравственной оценки.
Таким образом, что смотрит ребенок и сколько времени он сидит у компьютера во многом зависит о родителей. Мои родители зорко следят за тем, что я смотрю. Они убеждены, что сегодняшняя массовая культура играет разрушительную роль, калеча человеческое сознание, притупляя чувства, исчерпывая духовные силы, подменяя волнение возбуждением.
Но мы также знаем, что эстрадное искусство не может претендовать на силу мышления романа, спектакля, фильма. Это искусство может создать нам настроение. Есть певцы и ансамбли, которых можно слушать, но все – таки большинство песен на эстраде однообразны и не интересны. Многие певцы слабо подготовлены в профессиональном отношении. Крик и хрип нередко оказываются главным средством эмоционального воздействия на публику. Что – то заученное есть и в частом чередовании ускоренного и замедленного темпа. Не хватает эмоционального разнообразия. И я очень переживаю, когда мои одноклассники не имея голоса и чувства ритма, такта, слуха пытаются петь и даже выступать на сцене. Это объясняется тем, что многим такая музыка нравится. Крики, усиленные аккорды электрогитары и навязчивый ритм ударных дополняются неловкими движениями тела и выглядит это вульгарно, некрасиво и смешно. А многие школьницы считают это большой естественностью, внутренней свободой, силой чувств. Эти же ученицы потом также и общаются, в них много шума и гама. Таким образом, постоянные впечатления от общения с искусством и СМИ отражаются во всей нашей жизни, в наших нравах, даже в нашей работе и потому влияют на становление личности.
Мои родители больше читают и приучили читать и меня. Мне нравится читать. Это развивает логическое мышление, заставляет задуматься над какой – либо ситуацией, учит фантазировать. Это расширяет мой духовный кругозор.
Художественное произведение должно воспитывать нас с нравственных позиций, пробуждать стремление быть добрее, умнее, счастливее и гармоничнее.
Я рада, что мои родители привили вкус к чтению художественных произведений, к хорошей, приятной музыке, я люблю природу, у меня есть истинные друзья. Я знаю, что я стану личностью, о которой будут говорить только хорошее. Во всяком случае, я буду стараться. Ведь учитель нам говорил, личностью не рождаются, личностью становятся. И только от тебя зависит в итоге, какой личностью станешь ты. Личностью человек становится, когда начнет осуществлять свою деятельность, направленную на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь, человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить её среди прочих.
Таким образом, личность – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретенные знания, набор психофизических черт и особенностей человека, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.
Немецкий гуманист 15 века С. Брандт писал:
Ребенок учится тому
Что видит у себя в дому:
Родители пример тому…
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом
Чтобы не каяться потом.
Конституция РФ гласит: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей» (ст. 38)
Мне повезло, я воспитываюсь в хорошей семье, у меня замечательные родители. Они для меня авторитет, и я стараюсь на них быть похожей. В нашей семье мы все делаем вместе, мы всегда вместе. Моих родителей ставят в пример другим родителям и ученикам, так как им не безразличен класс, в котором я учусь, школьные проблемы, мои отношения со сверстниками. Когда у меня будет своя семья, я постараюсь, чтобы она была похожей на семью моих родителей: дружная, веселая, трудолюбивая. В этой семье мне спокойно и уютно. Л Н Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Я счастлива, что у меня такие родители, которые называют меня «своей кровиночкой».
Таким образом, семья — основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Мои родители, воспитывают во мне личность. Только любовь может обеспечить развитие всех моих потенциальных возможностей и раскрыть мое духовное, уникальное Я.
Таким образом, семья — это та среда, которая влияет на развитие моей личности, мое будущее духовное и душевное благополучие.
Мои родители учат меня общаться. У меня много хороших знакомых и есть настоящие друзья. Они тоже влияют на мое становление личности. Мы много разговариваем, обсуждаем, вместе ходим в походы, учим уроки. Мы дружим и выбираем, таким образом, определенные правила поведения, стиль общения, умение общаться.
Есть такая поговорка: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты», то есть по друзьям можно судить и о самом человеке. У моих друзей и у меня есть идеал человека, который нам служит образцом поведения. Я понимаю, пока мы не сформировались как личность, мы будем следовать в большей или меньшей степени за чьими-то предпочтениями. Но уже сейчас, я стараюсь отстоять свою точку зрения, свою позицию, не всегда согласна с большинством, то есть я формируюсь как личность. Тех, кто навсегда останется эхом другого, в его тени, ожидает тяжелая участь. Люди такого типа бесхарактерны, они все повторяют и за этим человеком, не проявляя себя. Я считаю, что это не настоящая дружба, это не настоящие друзья.
Истинная дружба не должна мешать человеку проявлять себя. В настоящей дружбе есть месту уважению, любви, поддержке, готовность безвозмездно помочь, уступкам и даже жертвам. Через такую дружбу человек приобщается к новым ценностям, правилам поведения и общения в обществе. Дружба – это школа жизни.
Но я учусь в школе, где провожу 7 часов. Я общаюсь не только с друзьями, но и с одноклассниками. И естественно я не могу не прислушиваться к мнению коллектива. Иногда общественная оценка коллектива значит для меня больше, чем мнение учителей или родителей, или даже друзей. Мы про свой класс говорим – мы единый коллектив и есть у нас свой девиз: «Мы как дольки апельсина – все равны и неделимы». Мы вместе трудимся, вместе выполняем различные школьные и классные поручения, вместе переживаем, к чему – то стремимся, заботимся об общем результате. В нашем коллективе есть все необходимые условия для самоутверждения через совместную деятельность, направленную на пользу общества. И мне понятно, что опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитие моей личности. Я сама уже могу определить, кто мне поможет, а кто лодырь, кому можно поручить дело, а кому нельзя, т. е. общий труд показывает человека как личность. Ведь личность – это твое отношение к труду, определенному виду деятельности. Коллективный труд показывает наш класс в разрезе – кто уже формируется личностью, а кто еще маленький ребенок. В коллективе проявляются такие качества – как взаимоответственность, с одной стороны, а с другой – проявление самостоятельности в организации и осуществлении какой – либо деятельности. Один из главных признаков личности – самостоятельность. Уже в этом возрасте нам можно доверять какое – либо дело, без напоминаний со стороны родителей и учителей выполнять свои обязанности. Самостоятельность – это тоже черта личностного роста.
У нас в классе уже формируются личности, которые могут организовать класс, проявляя свои организаторские способности, другие как предприимчивые и деловые личности. Это показывает их во взаимоотношениях с людьми, одноклассниками. Наверное, они и в будущем будут проявлять свое умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, проектах, распределять обязанности в коллективе и т. д.
Коллектив формирует нравственные качества человека, нормы поведения, взаимоотношения друг с другом.
Я рада, что мои родители привили вкус к чтению художественных произведений, к хорошей, приятной музыке, я люблю природу, у меня есть истинные друзья. Я знаю, что я стану личностью, о которой будут говорить только хорошее. Во всяком случае, я буду стараться. Ведь учитель нам говорил, личностью не рождаются, личностью становятся. И только от тебя зависит в итоге, какой личностью станешь ты.
Личностью человек становится, когда начнет осуществлять свою деятельность, направленную на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь, человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить её среди прочих.
Таким образом, личность – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретенные знания, набор психофизических черт и особенностей человека, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.
Пчёлки на разведках
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
О путнике
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Агния Барто. Сережа учит уроки