Актуальность темы заключается в том, что само наличие тех или иных видов птиц может говорить об отсутствии загрязнения. Воздействия на состояние растительного покрова, выбросы предприятий тем самым влияют и на их характеристики птичьего населения. В городах складываются специфические условия для птиц, встречающихся на территории нашего города в зимний период.
I.Цель работы: изучить видовой состав зимующих птиц прилетающих к кормушкам, воспитывать у детей положительное отношение к ним, определить по их видовому составу экологическое состояние микрорайона Иваново.
II.Задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
pticy_nashego_dvora.doc | 101 КБ |
Содержание
Введение………………………………………………………………………………...3
I .Основная часть……………………………………………………………………….4
1. Видовой состав птиц 4
2. Сезонные изменения в жизни птиц 4
3. Помощь птицам в зимний период 5
II. Экспериментальная часть………………………………………………………… 6
Заключение…………………………………………………………………………… 7
Список литературы …………………………………………........................................8
Приложение…………………………………………………………………………….9
.
Птицы... Пожалуй, нет человека, который хотя бы раз не заслушивался их пением, не наблюдал их весенние хлопоты, не провожал их полет восхищенным взглядом.
Птицы, пожалуй, самые заметные из диких обитателей города. Звери редко попадаются на глаза, а они то и дело оказываются на виду, хотя многие стороны их жизни не так-то просто подсмотреть. Видимо, и летать люди стали во многом потому, что захотелось однажды взмыть в небо как птица! Кто они, эти наши соседи? Какие они? Как они уживаются с нами? Какое влияние оказывают на нас?
Актуальность темы заключается в том, что наличие тех или иных видов птиц может говорить об отсутствии загрязнения. Воздействия на состояние растительного покрова, выбросы предприятий тем самым влияют на характеристики птичьего населения. В городах складываются специфические условия для зимующих птиц.
I. Цель работы: изучить видовой состав зимующих птиц прилетающих к кормушкам, воспитывать у детей положительное отношение к ним, определить по их видовому составу экологическое состояние микрорайона Иваново.
II. Задачи:
III Объект, предмет и база исследования:
Объект исследования: птицы, прилетающие к кормушкам.
Предмет исследования: поведение и питание птиц на кормушках.
Участники: учащиеся 2 класса А.
IV. Гипотеза исследования: мы считаем, что наблюдение за поведением и питанием птиц, прилетающих к кормушкам, поможет воспитанию положительного отношения к ним.
V. Методы исследования
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
VI. Результаты исследования
Результатом проектной деятельности является создание книжки-малышки «Забота о пернатых» с практическими советами. Книжка поможет ребятам расширить знания о зимующих птицах нашего двора, изготовить кормушки, заготовить корм, поможет воспитывать положительное отношение к ним.
Сроки выполнения проекта: 5 месяцев /с ноября по апрель/.
I.Основная часть
1. Видовой состав птиц
Чтобы наблюдать птиц зимой, надо знать, где их искать. Искать надо там, где есть их зимний корм. В городах близ жилья человека зимующие птицы находят благоприятные для себя условие жизни. Это синицы, снегири, свиристели.
Некоторые из них настолько тесно связаны с людьми, что не встре чаются вне населенных пунктов. Среди них - обыкновенный голубь, город ской воробей. В зимнюю пору в городах можно встретить больше птиц, чем в лесу. Это особенно ощущается после снегопа дов, когда птицам становится трудно добыть корм из-под снега. Вблизи же человеческого жилья они всегда могут найти, чем поживиться.
Зимой попадаются на глаза сороки, галки и вороны. Они сразу же летят обыскивать помойки, на которых находят различные отбросы: кор ки хлеба, потроха, кусочки картошки и т.п.
Экология городов влияет на условия жизни птиц, приспособиться к которой смогли лишь немногие виды.
2. Сезонные изменения в жизни птиц
Грань между осенью и зимой незаметна. Различия нарастают постепенно, осень переходит в зиму, но удобнее считать гранью время установления снежного покрова. Для многих птиц этот момент действительно важен, так как лишает их пищи (например, семян на земле).
Главное стремление у птиц в эту пору - прокормиться до весны.
Наблюдая за поведением птиц в городских условиях в зимнее время можно отметить некоторые особенности.
Домовые воробьи проявляют к человеку бесстрашие, ночуют на чердаках, в
вентиляционных трубах. Зимой воробьи питаются пищевыми отходами,
брошенным зерном. Их можно встретить возле мусорных контейнеров, во дворах, возле мусоропроводов.
Большие синицы в городе появляются в октябре месяце, когда в лесу
корма становится меньше, исчезают насекомые. Встретить их можно
повсюду. Они осматривают каждое дерево, каждый кустик в поисках
спрятавшихся насекомых или их личинок. Птица очень подвижна. В зимний
период питается в основном семенами растений.
Снегири у нас в городе появились в середине января. Встречаются они
парами или стайками. Самцы от самок отличаются более красивым нарядом
- красной грудкой; у самок грудки серого цвета. Снегири очень любят ягоды рябины, поедая только семена из ягод, остальное выбрасывают, поэтому в местах кормежки на
снегу всегда остается масса нерасклеванных ягод. Насытившись, снегири
отдыхают на высоких деревьях.
Свиристели. Эти птицы, размером со скворца, сизовато - розовой
окраски, с хохолком на голове. Держатся они стаями. В нашем городе
свиристели появляются в начале октября. Их можно наблюдать в местах, где есть рябина, так как излюбленный корм этих птиц ягоды рябины. В отличие от снегирей свиристели питаются мякотью плодов. Ягоды глотают целиком.
Обычными птицами и наиболее многочисленными являются галки и
голуби. Держатся эти птицы стаями. И встретить их в нашем городе можно
повсюду. Их основной корм в зимнее время пищевые отходы.
Если галки, вороны, сороки смогут прокормиться возле свалок, помоек и
мусорных контейнеров, то мелким птицам в морозные дни приходится
трудно, потому что к середине зимы рябина заканчивается, семян
клена становится меньше. Здесь должен прийти на помощь человек. Без
нашей помощи птицы в морозные зимы гибнут, поэтому развешивать
кормушки, изготовленные из простейших материалов - наша задача.
В зимнее время птицы становятся доверчивее, теряют бдительность, ведь
главная задача - найти корм.
3.Помощь птицам в зимний период
Зимой для наших пернатых друзей настают самые тяжелые времена: голод и холод Зимняя подкормка птиц - уже довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться - различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой, даже типично лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод - не тетка, и он заставляет на определенное время забыть о естественной осторожности.
Для подкормки птиц делают простые кормушки или кормовые столики из подручных материалов, например, картонных коробок, пластиковых бутылок и т.д. Их подвешивают на деревья, столбы, крепят к стенам зданий. Нужно помнить, что стенки и углы кормушек не должны быть острыми, колющими, кормовой столик должен иметь бортики со всех сторон, чтобы корм не рассыпался и не сдувался ветром. Кормушку необходимо наполнять ежедневно, каждое утро, в одно и тоже время, а еще лучше - 2-3 раза в день.
Следует вывешивать разные типы кормушек, в которых бы могли столоваться разные виды птиц (агрессивные и мирные). Маленькие кормушки привлекают мелких птиц. Кормушки, расположенные низко от земли, предназначены для видов, которые кормятся на земле.
Все кормушки следует регулярно чистить, чтобы в них не распространялась инфекция, так как за кормом слетаются и больные птицы и те, которые внешне выглядят здоровыми, но на деле являются переносчиками инфекции.
Рекомендуется передвигать кормушки на небольшие расстояния, чтобы освободить землю от мусора, который образуется естественным образом вокруг кормушки – упавший корм, испражнения птиц.
Насколько важна подкормка для самих птиц? Зимние лишения, конечно, не угрожают вымиранию птиц. Они смогут прокормиться и в природе. Но значительная часть зимующих птиц погибает. Особенно опасны для них обледенение и налипание мокрого снега. Естественный корм для многих видов становится практически недоступным. А пару дней совсем без корма, да еще в холода, даже для здоровой птицы означают верную гибель, не говоря уже об ослабленной. Благодаря нашей помощи до весны их доживет намного больше. Богаче будут наши леса и парки. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки! Тем более, что зимой они легко идут на контакт с человеком, можно приучить даже брать пищу с рук. Помощь птицам в тяжелую минуту помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.
При устройстве кормушек не стоит гоняться за слишком сложными и причудливыми конструкциями. Лучше сделать несколько более простых и накормить больше птиц. Важно только, чтобы у них, по возможности, корм был защищен от непогоды и голубей. Зимой птицам не до роскоши - лишь бы выжить.
II. Экспериментальная часть
1.Констатирующий этап
Экспериментальная работа была проведена во 2 «А» МБОУ «СОШ№11».
В классе 26 человек. Чтобы выявить, что ребята знают о зимующих птицах нашего двора и как к ним относятся, проведено анкетирование по вопросам:
1.Каких зимующих птиц ты знаешь?
2.Каких зимующих птиц ты видел (а) в своем дворе?
3.Зачем подкармливать птиц зимой?
4.Какой корм предпочитает воробей, синица, голубь?
5.Какой корм нужно заготовить для зимующих птиц?
6.Какие виды кормушек ты знаешь?
7.Как ты думаешь, почему так мало видов птиц прилетают к нам во двор?
(см. приложение №1)
Нами были выделены следующие уровни знаний:
1уровень - количество детей, которые подробно и полно ответили на вопросы.
2уровень – количество детей, которые дали неполные ответы.
3 уровень – количество детей, которые совсем не знают о повадках птиц.
1уровень – 23,7%
2уровень – 36,5%
3 уровень – 39,8% (см. приложение №2)
Анкетирование показало, что ребята плохо знают виды зимующих птиц, чем они питаются и какой корм предпочитают и почему их надо подкармливать.
2.Формирующий этап
Вместе с учительницей Татьяной Геннадьевной мы продумали, какие мероприятия провести с ребятами нашего класса, чтоб повысить уровень знания детей о зимующих птицах нашего двора и научиться заботиться о них.
Составили план, куда включили:
1.) Классный час: Птицы нашего двора; Поел сам, покорми птиц!
2.) Посещение библиотеки: чтение энциклопедий, справочников, художественной литературы; сбор познавательного, занимательного и иллюстративного материала о зимующих птицах нашего двора.
3.) Наблюдения за повадками, поведением птиц на кормушках, питание в зимнее время;
4.) Акция «Крошки»
(сбор семена подсолнечника, тыквы, дыни, арбуза, плоды рябины, сухофрукты, крупы):
5.) Рисунки кормушек; (см. приложение №3)
6.) Изготовление кормушек; (см. приложение №4)
7.) График дежурства по группам; (см. приложение №5)
8.) Оформление книжки-малышки «Забота о пернатых».
Была проведена большая работа. Ребята с большим интересом слушали беседы, сами принимали активное участие в поиске дополнительной литературы.
К своей работе мы подключили ребят 1 класса А., разделили их на группы и вместе с ними продолжили работу.
На зимних каникулах с помощью классного руководителя и родителей смастерили разные кормушки и развесили их в своих дворах. Ребята следили за тем, чтобы во всех кормушках всегда был разнообразный корм. Птицы в основном подлетали к кормушкам с 11 до16 часов дня, чаще всего подлетали: воробей, синица, голубь, ворона и только один раз подлетела пара снегирей на нашу рябину под окном класса.
В различную погоду поведение птиц неодинаково, и даже места кормежки иногда меняются. Наблюдая за птицами мы обнаружили много интересного для себя, к примеру синицы очень пугливы и осторожны. На кормушку синицы садятся по одной, а остальные дожидаются своей очереди на деревьях.
Ребята подкармливали птиц, наблюдали за их повадками и определили любимый корм зимующих птиц:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы.
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы.
- Овес, если нет ничего лучше, едят воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда воробьев.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц.
Сало и мясо подвешивают на ниточках и на кормушках-иголочках.
В результате исследований я пришла к выводу, что жизнь птиц в зимний период сильно затруднена различными экологическими факторами. В первую очередь это недостаточное количество пищи, ее трудная доступность в связи с очень снежной нынешней зимой, низкие температуры в зимний период. Кроме того лето 2010-ого года было очень жарким и засушливым, в результате чего не сформировалась достаточная кормовая база. Поэтому многие лесные птицы слетаются в города в поисках пищи.
Наблюдая за птицами, мы сделали такой вывод: к каким кормушкам и какие птицы прилетали, какой корм предпочитали и как его употребляли. Результаты наблюдений изложены в таблице (см. приложение №6)
3.Контрольный этап
После проделанной работы с ребятами провела повторное анкетирование по вопросам. (см. приложение №7-8 )
Результаты анкетирования показали, что уровень знаний о зимующих птицах повысился и изменилось отношение ребят к пернатым. Это видно в сравнительной диаграмме. (см. приложение №9)
Заключение.
Наблюдая за птицами, я научилась различать их по внешнему виду, прочла много нового и интересного о поведении птиц и их повадках. Зная, какую огромную пользу птицы приносят летом, каждый из нас должен помочь им пережить холодную и снежную зиму. Дети нашего класса стали совершенно по-другому относиться к ним. Увидев замерзающего воробушка или голубя, мы не пройдем мимо. Ведь теперь мы знаем, чтобы птицам не замерзнуть в морозы, их надо подкармливать.
Наша задача максимально облегчить зимовку птицам и обеспечить их выживание.
В совместной творческой деятельности мы составили книжку-определитель «Забота о пернатых» (см. приложение №10), которую можно предложить ребятам, учителям, воспитателям. В книжке можно найти рекомендации, как правильно изготовить кормушки, заготовить корм. Она содержит много познавательного, занимательного и иллюстративного материала о зимующих птицах поселка Иваново.
Не велика работа, а польза всем. Не только птицам и природе, но и детям. Надо учиться делать что-то своими руками. И понемногу начинать смотреть внимательней на окружающий мир.
Необходимо проводить массовую работу среди школьников города по
подкормке зимующих птиц.
Используемая литература
Приложение №5
График дежурства у кормушек ребят по группам
№ группы | Дни недели | ||||||
Понед. | Вторн. | Среда | Четв. | Пятн. | Суб. | Воскр. | |
1 группа | + | ||||||
2 группа | + | ||||||
3 группа | + | ||||||
4 группа | + | ||||||
5 группа | + | ||||||
6 группа | + | ||||||
7 группа | + |
Приложение №6
ПТИЦА | КОРМУШКА | КОРМ | СПОСОБ УПОТРЕБЛЕНИЯ |
воробей | Устойчивая, крепкая | любой | Клюют у кормушки |
синица | Маленькая, не доступная голубям | семечки подсолнечника, тыквы, дыни, сало, геркулесовые хлопья, сырое мясо | Берет по зернышку, долбит на дереве зажимая лапами. |
снегирь | Бусы из фруктов, семян, удаленные кормушки. | Рябина, ясень, просо, овсяная крупа, семена подсолнечника | Клюет очень аккуратно, не сорит |
ворона | Площадки на земле | Остатки пищи | Ест жадно, никого не боится. |
голубь | Устойчивая, крепкая | любой | Клюют у кормушки |
Ель
Фильм "Золушка"
Музыка космоса
Груз обид
Хризантема и Луковица