Изучение Смутного времени
Вложение | Размер |
---|---|
alyona-rayon.doc | 71 КБ |
Содержание
1.) На краю гибели - стр. 4
3.) Поход на Москву – стр.7
4.) Бой за Москву – стр.8
5.) Славные воеводы – стр.9
Введение.
Не забудет наш народ
Доблесть славных воевод…
Н. Кончаловская
Приехав однажды летом в Нижний Новгород , я увидела памятник . Такой же я видела на фотографиях столицы нашей Родины – Москвы. Ошибки быть не могло - на обоих памятниках одни и те же герои –Минин и Пожарский. Так я впервые соприкоснулась с историей смутного времени .
Мне стала интересна судьба этих двух замечательных людей, их роль в событиях 17 века. Я считаю что, смутное время — это период истории России, ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. В начале XVII века Россия оказалась на краю гибели. Голод. Народные бунты. Распри в верхах. Одиннадцать месяцев Москва была во власти Лжедмитрия и его наёмного воинства (VI. 1605 – V. 1606). Захватив в мае 1606 года царскую власть, князь Шуйский Василий IV Иванович тщетно пытался утишить страну. Появился Лжедмитрий Второй. Народная война, одним из вожаков который стал Иван Болотников, охватила весь юг страны вплоть до Волги на востоке…Приходят на Русь поляки, шведы. Вот уже и русские бояре готовы посадить на трон польского королевича Владислава. Но не сдалась моя Родина тогда , в 17 веке, как не сдавалась никогда. Страна выстояла благодаря героизму народа. Под предводительством Минина и Пожарского собирается народное ополчение, и вот польский гарнизон гетмана Ходкевича уже разгромлен. Россия не забыла своих героев.
В своей работе я попыталась изложить события того времени , роль нижегородца Минина в судьбе нашей страны так, как о них говорится в различных исторических источниках.
1. На краю гибели.
Отзвуками начала Смуты в Нижегородском крае стали события 1606 года,
когда начинается крестьянское движение в Курмыше, в Арзамасе: «В распросе московский стрелец Бориско Федоров сказал…, что он ехал из Казани с гонцом с казанским жильцом, с сыном боярским с Володею Васильевым сыном Тыртова, и того де сына боярского на Курмыше перенял вор новокрещенный арзамасский помещик Ондрюшко Борисов сын Казаков, назвался князем.… А к Москве никаких людей проезжих и гонцов не пропускает, грабит, а иных побивает. В иных местах воруют арзамасские и нижегородские помещики … Ивашка да Матюшка Борисовы дети Доможирова, да Сенька Родионов…»1. Правительство В.И.Шуйского спешно послало в Арзамас – центр крестьянского движения – полк воеводы И.М.Воротынского , который с бою захватил город, превратив его вновь в оплот царской власти. Так была снята осада Нижнего Новгорода, в которой «… собралась мордва и … боярские холопы, и крестьяне, и, придя под Нижний Новгород, осадили».2
Дальнейшее осложнение обстановки в Нижегородском крае произошло после разгрома войск И.И. Болотникова в Туле. В Стародубе объявился новый Лжедмитрий – будущий « Тушинский вор». Воевода Балахны Степан Голенищев не только сам присягнул на верность Лжедмитрию, но и прислал грамоту в Нижний Новгород. Карательная экспедиция в Поволжье двигается к Нижнему Новгороду: «… от царя Василия Шуйского были посланы воеводы Григорий Григорьевич Пушкин по прозвищу Сулемша да Сергей Григорьев сын Ододуров .И Арзамас и Алтырь с уездами (они) привели царю Василию, в подчиненье…»3
9 декабря нижегородский гарнизон разбил тушинцев в Ворсме. А затем под Павловом-на- Оке.
2. Призыв Минина.
1610-1611 года- положение России ухудшилось. Сдался полякам, хотя и на почётных условиях, Смоленск. После свержения Василия IV часть бояр избрала царём польского королевича Владислава и отдала его войску Москву. Шведы заняли Новгород и Новгородскую землю. Первое «рязанское» ополчение не сумело освободить столицу. Польский гарнизон, блокированный казаками князя Трубецкого, удерживал Кремль. Отряды наёмников бесчинствовали по всему западу и центру России, угрожали Нижнему Новгороду. « Русские люди… безутешно рыдали и не знали, что сделать и к кому обратиться, видя такую беду и разорение Московскому государству.»1 В это время и выступил в земской избе Нижнего Новгорода перед согражданами Козьма Минин. «Был в Нижнем Новгороде некий муж добродетельный и очень рассудительный, по имени Козьма Минин, посадскими людьми выбранный земским старостой Нижнего посада. Этот Козьма, созвав всех нижегородцев, обратился к ним с разумными словами, говоря: «О братья и друзья, весь нижегородский народ! Что будем делать ныне, видя Московское государство в великом разорении? Откуда помощи себе ждать и защиты городу нашему… Лучше… нам имущество своё им отдать, но поругания от иноверцев избежать, и в вере православной жить, и на единоверцев работать и им оброки давать, нежели нашествия иноверцев и разорения ждать, и себя, и жён, и детей своих в великой беде, и в плену, и в поругании видеть, и имущества своего насилием лишиться. Теперь же, братья, разделим на три части имущество своё: две части христолюбивому воинству отдадим, для своей же надобности одну оставим ».2
__________________________________________________________________
1.Повесть о победах Московского государства . Л.: Наука, 1982, с.61.
2. Повесть о победах Московского государства. Л.: Наука,1982, с.29-30.
В качестве предводителя ополчения было решено пригласить Д.М.Пожарского. «В Нижнем Новгороде, нижегородцы, поревновав православной христианской вере и не желая видети православной веры в латынстве, начали мыслить, как бы помочь Московскому государству…и задумали бить челом к стольнику ко князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, в то время бывшему у себя в вотчине Мугреево, лечившемуся от ран, 120 верст от Нижнего. Архимандрит Печерского монастыря и все нижегородцы пришли к князю Дмитрию Михайловичу и били челом со слезами, чтобы к ним ехал в Нижний Новгород и стал бы за православную христианскую веру и помощь бы учинил Московскому государству. Князь Дмитрий же их совету рад был, но сказал, чтобы они выбрали у себя из посадских людей, кому быть с ними у такого великого дела и казну собирать (Так с Кузьмою Мининым было у них до этого условлено) ». Нижегородцы, стали Кузьме бить челом. Кузьма укрепления их мнения отказывался, говоря, что не хочет быть у такого дела. Они же ему с прилежанием говорили. Он же начал у них просить приговора [поручательство], чтобы ему во всём быть послушными и покорными, и для ратных людей дать деньги. Они же дали такой приговор. Он же написал в этом приговоре, чтобы не только имущество, но жён и детей их, если будет нужда, продать в рабство, а ратным людям дать необходимое.»1
После того как все нижегородцы согласились внести на дело ополчения по две трети своего имущества , Минин призвал в Нижний Новгород из Арзамаса смолян и вязьмичей.
______________________________________________________________
1.Хрестоматия по истории СССР 16-17 вв.М., 1962, с. 341- 342.
3.Поход на Москву.
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский рассылает грамоты в великорусские города. «На Волгу… дворянам, и детям боярским, и всяким служилым людям, и земским старостам, и таможенным головам, и всяким посадским и жилецким людем (князь) Дмитрий Пожарский ,дворяне и дети боярские Нижнего Новгорода, и смоляне и дорогобужане, и вязьмичи, и иных многих городов бояре и дети боярские, и головы литовские и стрелецкие, и Литва, и немцы (из живущих в Нижней слободе), и земские старосты, и таможенные головы, и все посадские люди Нижнего Новгорода, стрельцы и пушкари и затинщики и служилые всякие люди, и жилецкие люди челом бьют. … Ныне мы, служилые Нижнего Новгорода всякие люди, сославшись с Казанью и всеми понизовыми городами и с поволжскими, собравшись со многими ратными людьми, видя Московскому государству и верховым городам от польских и литовских людей конечное разорение, идём все головами своими в помощь Московскому государству, с нами со князем Дмитрием да с Иваном, да к нам же приехали в Нижний из Арзамаса смоляне и дорогобужане, и вязьмичи и иных многих городов дворяне и дети боярские; и мы, всякие люди Нижнего Новгорода, посоветовавшись между собой, приговорили животы свои и домы с ними, пришедшими в Нижний, разделити, жалованье ими и подмогу дать, а, дав им жалованье и подмогу,
людей вместе с нижегородскими иных городов ратными людьми.»1Весной 1612 года основные силы ополчения во главе с Д.М.Пожарским и К.Мининым выступили из Нижнего Новгорода в сторону Ярославля, миновали села Гордеевку, Соромово, Козино и Балахну.
«И когда пришли в Балахну, то Козьма Минин, заботясь о войске, велел всех посадских людей собрать и приказал им по нижегородскому уставу две части имущества своего в ратную казну отдать, для себя же третью часть имущества оставить. жадность, велел им руки отсечь.»2
1.Н.Новгород в 17 веке; Сборник документов. 1961, с.37-40.
2. Повесть о победах Московского государства …,с. 31.
4.Бой за Москву.
«Пришел под Москву королевский гетман Ходкевич с большими силами, собираясь полякам помочь и в Москву пройти. И придя, стал под Девичьим монастырём с большими запасами. Князь же Дмитрий Михайлович Пожарский двинулся со смольнянами, и с Козьмой Мининым, и со всеми своими полками на польское и литовское войско Ходкевича. Русские смело, и мужественно напали на поляков и литовцев, сражаясь с ними стойко. Сутра и до полудня был бой большой и сеча злая. Русские много поляков и литовцев перебили, и в долгой сече полки обеих сторон истомились, и продолжали биться, за руки друг друга хватая.
Козьма, видя их на другой стороне реки Москвы стоящими в бездействии и не желающими оказать помощь, стал ездить по берегу Москвы – реки, со слезами взывая к ним, говоря так: «О, братья, христианский народ! Видите великую помощь божью православному и Богом собранному воинству и победу над врагами и разорителями православной веры и святых церквей, над поляками. А вы, бездействуя, какую честь себе получите и какую славу обретете, единоверным помочь, не желая и божьему делу послужить, а вражде – злобе служа? Ныне ведь от единоверных отлучаетесь, впредь к кому за защитой обратитесь и от кого помощь дождетесь, презрев эту помощь божью православным христианам против врагов Московского государства?» И другие многие слова произнес, и своими разумными словами, словно в кромешной тьме яркую свечу зажег. Они же словами, как светом, озарились, и будто из темноты на свет вышли, всю вражью злобу забыли, и через Москву – реку вброд быстро пошли, чтобы войску князя Дмитрия Михайловича Пожарского помощь оказать, и в бой устремились на поляков. Люди же князя Пожарского, увидев помощь полка князя Дмитрия Тимофеевича, радости преисполнившись, с новой силой, смело и мужественно на врагов напали и много поляков и литовцев перебили.»1.
__________________________________________________________________
5. Славные воеводы.
После освобождения Москвы от польско-литовских интервентов К. Минин участвовал в Земском соборе 1613 года. 12 июля был провозглашен думным двоярином – с пожалованием в поместье села Богородского с прилегающими пятью деревнями и двумя пустошами.
«Мы, великий Государь, царь и великий князь Михайло Федорович, этой грамотой пожаловали думного своего боярина Кузьму Минина за его, Кузьмину, многую службу,…и сына его Нефеда, в Нижегородском уезде за Московское очищение селом Богородским…к селу Богородскому девять деревень.…И Кузьме, и сыну его по сей нашей царской жалованной грамоте владеть тем селом Богородским с деревнями, и с пустошами и со всеми угодьями в вотчину…» 1 Зимой 1615 года Минин по указанию царя Михаила Фёдоровича был послан в Казань , где и нашёл свою смерть. Обстоятельства его смерти остаются невыяснёнными. Похоронили Кузьму Минина на погосте Похвалинской церкви, прихожанином которой он был. После К. Минина остались сын Нефед и жена Татьяна Семёновна. Но на исходе 1632 года Нефеда не стало. Род К. Минина по прямой линии пересёкся. Оставшаяся выморочной богородицкая вотчина Мининых в том же 1632 году была отписана «на государя», а затем пожалована боярину Я. К. Черкасскому. Д. М. Пожарский многократно приезжал в Нижегородский край – в Вершилово, Пурех и в другие села, где содержался обширный штат всевозможных мастеров, а также медведчиков, скоморохов и охотников.
20 апреля 1642года Д. М. Пожарского не стало. Он был погребён в родовой усыпальнице Спас – Евфимьевского монастыря Суздаля. Принимая перед смертью схиму, князь взял себе духовное имя Козьмы, почтив тем самым память своего соратника по Нижегородскому ополчению, добрые воспоминания о котором, несмотря на различие их социальных рангов, он пронёс через всю жизнь.
__________________________________________________________________
1.Нижегородский край в документах ,цифрах , рассказах, мнениях.1992.
Заключение.
4 ноября Россия отмечает государственный праздник День Народного Единства. Праздник придуман нашими государственными политиками в ознаменование конца Смутного времени, случившегося 400 лет назад. Именно в это время Россия, находясь на грани развала, сумела собраться с силами, изгнать польских и шведских захватчиков и выбрать, наконец, царя, устроившего всех.
Смутное время возвело на престол династию Романовых. И одним из самых последовательных его приверженцев был наш национальный герой, посадский староста Кузьма Минин. Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси и привело к глубокому хозяйственному упадку.
В настоящее время кажется, что с избранием в России президентом Владимира Путина кончилось Смутное время, когда страна начинала строить демократическое общество. Нам - подрастающему поколению - необходимо помнить о славе прадедов, о необходимости возрождения национального самосознания.
Нынешняя Россия предстает во всех своих контрастах: унижающая нищета одних и бесстыдная роскошь других. Казалось, еще 400 лет назад остановилось время в Юрьевце и Ростове Великом. В Кинешме за Смутное время последних лет население сократилось на 12 тысяч человек, в несколько раз больше, чем при разгроме города шайкой пана Лисовского в 1609 году. Одна из святынь России… Успенский собор в Ростовском кремле изнутри сейчас выглядит так, словно разбойники побывали здесь совсем недавно: разгром и запустение. Несколько лет назад на многих храмах России можно было видеть таблички: «Памятник архитектуры. Охраняется государством». На вратах Никитского монастыря в Переславле - Залесском сейчас висит фанерка: «Территория охраняется собаками». Государство свои обязанности сохранения памятников истории передало… собакам. Внутри монастыря,… словно недавно шел бой, стоят какие-то машины, валяется мусор и хлам.
Радует, что многие памятники истории находятся в хорошем состоянии и это дает возможность организовать интересный туристический маршрут. Сохранились и уникальные свидетельства о Нижегородском ополчении, собранные историками и краеведами. Все эти ценности должны работать в конечном итоге на духовное возрождение России, пока же, к сожалению, остаются почти невостребованными.
В настоящее время в Нижнем Новгороде создан фонд Минина и Пожарского. Этот фонд проводит уже несколько лет подряд Акцию «Алтарь Отечества». Даже учащиеся нашей школы принимали участие в данной
Акции, проходящей в Балахне (исполняли патриотические песни, читали стихи). Нынешнее нижегородское ополчение намерено сделать эту акцию ежегодной. Хорошее дело, только оно не должно оставаться чисто просветительским, будущее ополчение должно становиться и политической силой, чтобы решительно влиять на современные российские власти в деле возрождения духовных ценностей прадедов и величия державы. И если власти в России не повернутся лицом к народу и не начнут улучшать его жизнь, возрождать Россию на патриотических началах, то снова может прийти в Москву ополчение, которому дорога судьба Отечества.
Список использованной литературы.
1.Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях. 1992.
2. Хрестоматия по истории России 16- 17 вв. М, 1961.
3.Повесть о победах Московского государства. Л. Наука.1982.
Содержание.
1.)На краю гибели - стр. 4
3.) Поход на Москву – стр.7
4.) Бой за Москву – стр.8
5.) Славные воеводы – стр.9
Сказка об осеннем ветре
В поисках капитана Гранта
Сказка "Морозко"
Как нарисовать китайскую розу
Рисуем тыкву