Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
izmerenie_vremeni.docx | 73.55 КБ |
izmerenie_vremeni.pptx | 2.58 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Секция: математика
Исследовательская работа
тема: «Измерение времени»
Автор работы:
Гресь Диана Даниловна,
6а класс, МБОУ «СОШ № 30 с УИПОО «Физическая культура».
Руководитель:
Задесенцева Светлана Петровна,
учитель математики.
г. НИЖНЕВАРТОВСК
2012г.
Оглавление
стр.
Введение ----------------------------------------------------------------------------3
Выводы и заключение. -----------------------------------------------------------18
Литература. -------------------------------------------------------------------------19
Приложение. ------------------------------------------------------------------------20
Введение
Еще в древности один философ сказал: "Я прекрасно знаю, что такое время, пока не задумываюсь об этом. Но стоит мне задуматься, и я не могу ответить".
С тех пор как были сказаны эти слова, прошло много лет, но до сих пор далеко не все тайны времени разгаданы. И, тем не менее, потребность знать время существовала всегда.
Главное свойство времени состоит в том, что оно длится, течет непрестанно. Оно безостановочно. И с этой проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря или глядя на часы. Т. е. время – это особая величина. Время идет само, независимо от того, хотим мы этого или не хотим.
Значит, проблема определения и измерения времени была актуальна и остаётся актуальной для человечества на протяжении его существования.
Я заинтересовалась этой темой, и выдвинула гипотезу: существует чёткое определение понятия «время» и его измерений; биологические часы влияют на человека.
В книге Черненко Г.Т. "Часы и время. Школьный путеводитель" я познакомилась с историей развития часов, их видами. Из книги А.Самойлова "Часы и время" я узнала, от чего зависит время, об истории часов, о том, можно ли без них обойтись и как определять время. Из книги А. Азимова "Часы, по которым мы живем. От солнечных часов до лунного календаря" я узнала много интересных фактов про время.
Проведенное мной анкетирование (см. Приложение 1) показало, что мои одноклассники затрудняются охарактеризовать понятие «время».
Цель работы: изучить и систематизировать информацию о понятии «время» и его измерениях, исследовать влияние биологических часов.
Задачи:
Методы исследования: анкетирование, сбор информации, анализ, изучение литературы.
Практическая значимость: обобщённый материал данного исследования можно применять как на уроках математики, так и во внеурочное время для привития интереса к математике.
Что такое время? Странный вопрос. Ведь это каждый знает. Все только и говорят о нем. "Катастрофически не хватает времени", - жалуются одни. "Как медленно течет время", - говорят другие, когда приходится чего-то или кого-то ждать.
Что такое время? Во все времена на этот вопрос отвечали по-разному. Например, для Платона время это божественная вечность, разделённая небесными телами на дни, месяцы, годы. Аристотель называл время «числом движения». Лейбниц писал, что «время есть абстракция всех отношений последовательности». А Эйнштейн говорил о времени как о физической реальности, меняющей свой бег вследствие движения тел.
Опираясь на толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, понятие «время» можно охарактеризовать так.
1. В философии: одна из основных объективных форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи - последовательная смена ее явлений и состояний.
2. Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.
3. Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет.
4. Определенный момент, в который происходит что-нибудь.
5. Период, эпоха.
6. Пора дня, года.
7. Подходящий, удобный срок, благоприятный момент.
8. Период или момент, не занятый чем-нибудь, свободный от чего-нибудь. То же, что досуг.
9. В грамматике: форма глагола, относящая действие или состояние к прошедшему, настоящему или будущему. Настоящее, прошедшее, будущее время.
10. В естествознании различают эфемеридное, звездное, солнечное, всемирное, местное, поясное, декретное время.
Вывод: чёткого определение понятия «время» не существует.
Вся жизнь человека связана со временем, и поэтому необходимость его измерения возникла еще в глубокой древности.
Исторически основной единицей для измерения коротких интервалов времени были сутки (часто говорят «день»), равные периоду обращения Земли вокруг своей оси. В результате деления суток на меньшие временные интервалы точной длины возникли часы, минуты и секунды. Происхождение деления, вероятно, связано с двенадцатеричной системой счисления, которой придерживались древние. Сутки делили на два равных последовательных интервала (условно день и ночь). Каждый из них делили на 12 часов. Дальнейшее деление часа восходит к шестидесятеричной системе счисления. Каждый час делили на 60 минут. Каждую минуту — на 60 секунд.
Длительность суток соответствует промежутку времени, за который Земля совершает полный оборот вокруг своей оси с запада на восток. Определенное таким образом время называется Всемирным временем. Но для измерения времени с большой точностью неудобно использовать период обращения Земли вокруг своей оси из-за незначительных отклонений в скорости вращения. Поэтому астрономическое время вычисляется на основе средней солнечной секунды, соответствующей началу 1900 года. Это время называется Эфемерным временем. В сутках 24 часа, а по астрономическим измерениям времени 23 часа 56 минут и 4,091 секунда.
Год – это промежуток времени, близкий по продолжительности к периоду обращения Земли вокруг Солнца. Год делится на двенадцать календарных месяцев разной продолжительности (28, 29, 30, 31 день). Также в году примерно 365 дней. Различают годы: календарный, лунный, звездный, тропический, драконический, аномалистический.
Месяц – это промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Месяц делится на 4 недели, в каждой из которых 7 дней. Различают месяцы: календарный, звездный, синодический, драконический.
Сутки бывают эфемеридные (24 ч = 1440 мин = 86400 с), солнечные, средние солнечные, звездные.
Неделя – это единица измерения времени равная семи суткам. В неделе примерно 168 часов.
Минута (от лат. minutus – «маленький», «мелкий») – это единица измерения времени, которая равна 1/60 части часа, т.е. 60 секундам.
Секунда (от лат. secunda divisio – «второе деление») – это единица измерения времени, равная 1/60 минуты. Секунда бывает атомная (эталонная) и эфемеридная.
Для достижения еще более высокой точности измерений времени в 1967 году была принята естественная единица времени – атомный эталон времени.
Таким образом, в часе 3600 секунд; в сутках 24 часа = 1440 минут = 86400 секунд.
Считая, что в году 365 (в високосном 366) суток, получаем, что в году 31 536 000 (31 622 400) секунд.
Часы, минуты и секунды прочно вошли в наш обиход, стали естественно восприниматься даже на фоне десятичной системы счисления.
Редкие и устаревшие единицы измерения времени
В Великобритании и странах Содружества наций используется единица измерения времени фортнайт, равная двум неделям.
В СССР в разное время вместо недели использовались шести- и пятидневки, а также, в целях экономического планирования, пятилетки.
В основном для целей бухгалтерского учёта используется единица квартал, равная трём месяцам (четверть года).
В сфере образования используются единицы измерения времени академический час (45 минут) (Также в средних школах нередко встречается слово час в значении длительности одного урока, то есть 40 минут), четверть (примерно 1/4 учебного года), триместр (от лат. tri — три, mensis — месяц; приблизительно 3 месяца) и семестр (от лат. sex — шесть, mensis — месяц; приблизительно 6 месяцев), совпадающий с полугодием. Триместр используется также в акушерстве и гинекологии для указания сроков беременности, в этом случае он точно равен трём месяцам.
Иногда встречается единица терция, равная 1/60 секунды.
Вывод: таким образом, существуют различные единицы измерения времени. Самые распространенные из них, используются при решении задач в школе, – это:
1 год = 12 месяцев = 52 недели
1 месяц = 4 недели
1 неделя = 7 суток
1 сутки = 24 часа = 1440 минут = 86400 секунд
1 час = 1/24 суток = 60 минут = 3600 секунд
1 минута = 1/1440 суток = 1/60 часа = 60 секунд
1 секунда = 1000 миллисекунд
Секунда стала основной единицей измерения времени.
Как узнать время? Сейчас ответ на этот вопрос прост: у каждого под рукой часы, причем в нескольких экземплярах.
Часы – прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов, в единицах, меньших чем одни сутки. Существует множество видов часов:
Самыми первыми были солнечные часы. При помощи солнечных часов можно определить время по положению тени, которую отбрасывает гномон (в переводе с греческого языка указатель), установленный на циферблате и выставленный на солнце. Но это был не очень удобный способ определения времени по солнечным часам. Настоящие солнечные часы изобрёл вавилонский жрец и учёный Бероз, который жил более 2 тысяч лет назад. Он выявил, что лучше измерять время не по длине тени, а по её направлению. Но поместить циферблат таких часов оказалось не просто. Причина в том, что положение тени для одного и того же часа в разные дни и месяцы разное. Тогда сделали циферблат в виде полусферы, и начертили на ней сложную сеть часовых линий.
Огненные часы впервые появились в Китае. Они состояли из спирали или палочки из горючего материала с подвешенными металлическими шариками. При сгорании материала шарики падали в фарфоровую вазу, производя звон. Впоследствии разновидность огненных часов появилась и в Европе. Здесь использовались свечи, на которые равномерно наносились метки. Расстояние между метками служило единицей времени.
Первые водяные часы появились почти одновременно с солнечными часами. Устроены они были чрезвычайно просто, в виде сосуда, из которого медленно вытекала вода. По уровню воды, которая осталась, судили, сколько прошло времени. В Китае были водяные часы, состоявшие из 4 медных сосудов, расположенных один над другим. Первые автоматические водяные часы придумал древнегреческий механик Ктезибий. Это был сложный механизм с колонной, густо покрытой линиями и цифрами. Сутки тогда делились на 12 дневных и 12 ночных часов. А продолжительность дня и ночи от суток к суткам меняется, именно поэтому Ктезибий начертил много циферблатов на одной колонне.
Песочные часы состоят из двух стеклянных луковиц соединённые между собой узким горлышком. Из верхней стеклянной луковицы в нижнюю медленно пересыпается песок. Чем больше песка, тем больше пройдёт времени. В средние века для того чтобы приготовить песок для часов, делали смесь из морского песка и мраморных опилок кипятили на медленном огне в вине и лимонном соке, сушили и снова кипятили.
Механические часы появились в Европе в Средние века. Их стрелки приводились в движение при помощи гири на цепочке. Гиря была привязана к колёсику и тянула его вниз. А что бы колесо поворачивалось медленно через равные промежутки времени, его делали зубчатым. Такие механические часы можно закрепить на стене, но носить их очень неудобно.
Первые карманные механические часы в 16 веке изобрёл немецкий мастер Петер Генлейн. Он заменил гирю пружиной.
По размерам и портативности часы тоже можно классифицировать на: карманные (наручные), настольные, настенные, напольные, башенные и т.п.
Для определения и точного отсчета времени применяют следующие приборы: хронометры, секундомеры.
Секундомер предназначен для измерения коротких промежутков времени. С помощью пусковой кнопки секундная стрелка может освобождаться, стопориться и возвращаться в нулевое положение. Секундомер запускают в момент наблюдения, а затем замечают показания хронометра и одновременно стопорят секундомер. После этого из показания хронометра, которое должно быть записано, вычитают показания секундомера и получают время по хронометру в момент наблюдения.
Следует упомянуть и о кварцевых часах, представляющих собой электронное и электромеханическое устройство. Регулятором равномерного хода стрелок в кварцевых часах служат периодические колебания пластинки кварца под воздействием электрического тока. Ошибка хода у таких часов составляет 0,01 с в сутки.
Вывод: самый распространённый прибор для измерения времени – это часы.
Люди не имея часов, чувствуют время. И не только люди, но и животные и растения. Человек обладает хорошо развитым чувством времени. Он даже может проснуться в тот час, в который запланировал со вчерашнего вечера. Что же это за часы, которые внутри каждого из нас? Это биологические часы. А в более сложном варианте – биоритмы – это периодически повторяющиеся чередования во времени каких-либо состояний организма. У человека, например, это ритмы биения сердца, сна, бодрствования, температуры тела, артериального давления. По последним научным данным в организме человека выявлено около 300 суточных ритмов. Работоспособность человека выше с 10 до 12 и с 17 до 19 часов.
Есть предположение, что биологические часы находятся в мозгу человека и время ощущается не одним участком мозга, а всем мозгом целиком. Это удалось проверить с помощи компьютера, в который была заложена математическая модель сети нервных клеток мозга. Также удалось установить, что музыкальный слух тесно связен с чувством времени, с точностью работы биологических часов.
Я провела исследование: верно ли составлен мой режим дня в соответствии с биологическими часами.
время | Мой режим дня | Суточные ритмы | совпадает |
7.30- 8.30 | Подъём, завтрак, дорога в школу | подъём | + |
8.30-12.00 | Занятия в школе | Высокая работоспособность, быстрый счёт, хорошо работает кратковременная память. С утра - усвоение новой информации, на свежую голову, время строить планы, "шевелить мозгами". «Утро вечера мудренее», организм в отличной форме. | + |
12.00-14.00 | Занятия в школе | Активность головного мозга снижается, нужно уменьшить физические нагрузки. | |
14.00-15.00 | Дорога из школы, обед | Обед, полуденный и послеобеденный отдых. | + |
15.00-16.00 | Выполнение домашних заданий | Работает долговременная память. Время - вспомнить и хорошо запомнить нужное. | + |
16.00-18.00 | Занятие в секции «Стрельба» | Подъём работоспособности, самое время заняться спортом. | + |
18.00-20.00 | Ужин, свободное время | Высокий уровень интеллектуальной активности, хорошая реакция, психическое состояние стабилизируется, улучшается память. | |
20.00-22.00 | Свободное время, прогулка | Для здоровья полезна лёгкая физкультура, пешие прогулки на свежем воздухе. | + |
22.00 | Сон | Время для сна. | + |
Вывод: мой режим дня на 78% соответствует биологическим часам, что свидетельствует о правильном распределении времени.
Я провела исследование: соответствует ли расписание уроков моего класса биологическим ритмам.
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | |
1 | Английский | История | География | Литература | Физ-ра | Математика |
2 | Математика | Английский | Математика | Русский | Физ-ра | Литература |
3 | Физ-ра | Русский | Русский | Математика | Английский | География |
4 | Русский | Литература | Биология | Информатика | Русский | Русский |
5 | Спорт.культура | ОБЖ | Технология | ИЗО | Математика | |
6 | музыка | технология | общество | история |
Вывод: если считать, что работоспособность человека выше с 10 до 12 часов утра, а самые «сложные» предметы – это русский язык, математика и английский язык, то совпадение биологических часов и расписания уроков составляет 61%.
Календарь – система счисления длительных промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смен фаз Луны, смена времени года.
Слово «календарь» происходит от латинского calendarium, что означает «долговая книжка». В Древнем Риме должники платили проценты в первые дни месяца, то есть календы. В современном значении календарь - это способ деления года на удобные периодические интервалы времени, основанный на периодичности видимых движений небесных тел. Основными задачами календаря являются фиксация, и изменение интервалов времени. Создать точный календарь можно при условии, что год будет состоять из целого числа суток. Следовательно, составление точного календаря невозможно! Существуют попытки составления точного и удобного календаря, поэтому и видов календарей несколько, например:
Так, в основе Лунного календаря положен лунный месяц, продолжительностью 29 или 30 суток. Продолжительность солнечного года не принимается во внимание. Длина года в лунном календаре составляет 354 суток. Лунным календарем до нашего времени пользуются большинство мусульманских стран. А чтобы поставить в соответствие с солнечным календарем ведение сельскохозяйственных работ и общественную жизнь, к короткому году лунного календаря время от времени стали прибавлять тринадцатый месяц. При этом часто возникала путаница.
Солнечно-лунный календарь был создан еще в Древнем Египте. В нем было 12 месяцев по 30 суток и в конце года добавлялось еще 5 суток. Позже Эвергет предложил один раз в 4 года добавлять одни 366-е сутки. В настоящее время этот календарь используется в Эфиопии.
Каждый народ использовал свои способы датировки исторических событий. Одни пытались вести отсчёт лет от сотворения мира: евреи датировали его 3761 годом до н. э., александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э. Римляне начинали отсчёт от легендарного основания Рима (753 год до н. э.). Парфяне, вифиняне и селевкиды вели отсчёт лет от вступления на трон первого царя, египтяне — с начала правления каждой следующей династии. Свой календарь основывала каждая мировая религия: согласно византийскому календарю, идёт 7519 год от Сотворения Мира (c 14 сентября 2010 года), в исламе — 1432 год Хиджры (c 8 декабря 2010 года), по буддийскому календарю идёт 2554 год эры Нирвана, по календарю бахаи — 167 год.
Перевод из одного летосчисления в другое представляет определённые трудности из-за различной продолжительности года и из-за различной даты начала года в разных системах.
Также, существуют календари «нового стиля» и «старого стиля». Такими календарями являются Григорианский календарь и Юлианский календарь.
Юлий Цезарь постановил считать одни годы по 365 суток, другие по 366 суток, чередуя их: три коротких, четвёртый длинный. Все нечётные месяца имели по 31 дню, чётные по 30 дней, кроме февраля, который имел 29 дней, а 30 только в високосные года. Продолжительность года в таком календаре была 365 суток и 6 часов. Этот календарь назывался Юлианским календарём.
Но этот календарь превышал астрономический год на 11 минут и 14 секунд. К 325 году превышение стало уже 3 суток.
Тогда было решено создать новую реформу календаря. Инициатором реформы был римский папа Григорий 13, а разработал её итальянский врач, математик и астроном Алиозий Лилио. В таком календаре сдвинули числа на 10 дней, оставив чередование простых и високосных лет. Если год оканчивается 2 нулями, а число его сотен не делится на 4, то этот год простой, а не високосный. Этот календарь называют Григорианским. Жители России, Европы, США и многие другие используют Григорианский календарь.
Было много попыток по реформе календаря с изменением длительности недель и месяцев, при которых в каждом месяце было бы одинаковое количество недель, но по разным причинам они были не приняты.
Действовавший в России календарь от «сотворения мира» заменил на юлианский Пётр I с 1 января 1700 года (разница между двумя системами летоисчисления составляет 5508 лет).
Первый отпечатанный церковный календарь в России изготовлен 5 мая 1581 Иваном Фёдоровым. 28 декабря 1708 был выпущен первый гражданский календарь.
Григорианский календарь в Советской России введён с 14 февраля 1918 года. Разница между старым и новым стилями составляла в XVIII веке 11 суток, в XIX веке — 12 суток, в XX-XXI веках — 13 суток.
Пролептическим называется календарь, используемый для обозначения дат, более ранних, чем дата введения самого́ календаря. Например, для обозначения всех дат до нашей эры чаще всего используется юлианский календарь, введённый только в 45 году до н. э. — следовательно, более ранние даты обозначаются по пролептическому юлианскому календарю.
Садоводческим календарём пользуются садовники и огородники для точного определения дат посадки своих растений. Даты напрямую зависят от погодных условий, и свойств самих растений.
Вечный календарь — это матрица, позволяющая узнать, на какой день недели приходится любая дата в пределах длительного промежутка времени (как правило, нескольких десятков или сотен лет). Многие из вечных календарей фактически создают сетку календаря на выбранный месяц выбранного года. Вечные календари могут также использоваться не только для определения дня недели, но и, например, церковных праздников без фиксированной даты.
Вывод: существует множество разных календарей. Жители России используют Григорианский календарь.
Изучая различную литературу, я решила составить подборку математических задач, где используется понятие время.
1. Мальчик лёг спать в 7 часов вечера, поставив будильник так, чтобы он прозвенел в 9 часов утра. Сколько времени проспит мальчик? (Ответ 2 часа)
2. Я иду от школы до дома 30 мин, а мой брат — 40 минут. Через 5 минут я догоню брата, если он вышел из дома на 5 минут раньше? (Ответ: 15 минут)
3. Если Аня идет в школу пешком, а обратно едет на автобусе, то всего на дорогу она потратит 1,5 ч. Если же она едет на автобусе в оба конца, то весь путь у нее занимает 30 минут. Сколько времени потратит Аня на дорогу, если в школу и из школы она будет идти пешком? (Ответ: 2,5 часа)
4. Сколько ударов в сутки делают часы с боем? (Ответ 156 ударов)
5. Лиза на 8 лет старше Насти. Два года назад ей было втрое больше лет, чем Насте. Сколько лет Лизе? (Ответ 14 лет)
6. Улитка ползёт вверх по столбу высотой 10 м. За один день она поднимается на 5 м, а за ночь - опускается на 4 м. За какое время улитка доберётся от подножья до вершины столба? (Ответ: за 5 суток)
7. Когда отцу было 27 лет, сыну было только три года, а сейчас сыну в три раза меньше лет, чем отцу. Сколько лет сейчас каждому из них? (Ответ: сыну 12 лет, отцу 36 лет)
8. Коля, Серёжа и Ваня регулярно ходили в кинотеатр. Коля бывал в нём каждый 3-й день, Серёжа – каждый 7-й день, Ваня каждый 5-й день. Сегодня все ребята были в кино. Когда все трое встретятся в кинотеатре в следующий раз? (Ответ: на 105-й день)
9. Двое часов начали и закончили бить одновременно. Первые бьют через каждые 2 с, вторые – через каждые 3 с. Всего было сделано 13 ударов (совпавшие удары принимаются за один). Сколько времени прошло между первым и последним ударом. (Ответ: 18 с)
10. Часы бьют три, т. е. делают три удара, и пока они бьют, проходит три секунды. За сколько времени часы пробьют семь? (Ответ: 9 с)
11. В озере растут лотосы. За сутки каждый лотос делится пополам, и вместо одного лотоса появляются два. Еще через сутки каждый из получившихся лотосов делится пополам и так далее. Через какое время озеро было заполнено наполовину? (Ответ: через 29 суток).
12. Имеются двое песочных часов – на 7 минут и на 11 минут. Яйцо варится 15 минут. Как отмерить это время при помощи имеющихся часов?
13. Если для вчера завтра был четверг, то какой день будет завтра для послезавтра? (Ответ: пятница)
14. Первый вторник месяца Митя провел в Смоленске, а первый вторник после первого понедельника – в Волгограде. В следующем месяце Митя первый вторник провел во Пскове, а первый вторник после первого понедельника – во Владимире. Сможете ли вы определить какого числа и какого месяца Митя был в каждом из городов? (Ответ: в Смоленске – 1 февраля, в Волгограде – 8 февраля, в Пскове – 1 марта, во Владимире – 8 марта)
15. На почтовом ящике написано: «Выемка писем производится раз в день с 7 до 19 ч». И действительно, первый раз почтальон забирает почту в 7 ч утра, а последний – в 7 ч вечера. Через какие интервалы времени вынимают письма из ящика? (Ответ: через 3 ч)
16. Средний возраст одиннадцати игроков футбольной команды – 22 года. Во время матча один из игроков получил травму и ушел с поля. Средний возраст оставшихся на поле игроков стал равен 21 году. Сколько лет футболисту, получившему травму? (Ответ: 32 года)
17. Когда «послезавтра» станет «вчера», то «сегодня» будет так же далеко от воскресенья, как тот день, который был «сегодня», когда «вчера» было «завтра». Как вы думаете, какой сегодня день недели? (Ответ: среда)
18. Какое наибольшее число воскресений может быть в году? (Ответ: 53)
19. В кабинете со звуконепроницаемыми стенами висят старинные стенные часы, которые бьют каждые полчаса (один удар) и каждый час (столько ударов, сколько показывает часовая стрелка). Однажды, открыв дверь в кабинет, хозяин услышал один удар часов. Через полчаса часы в кабинете пробили еще раз – опять один удар. Спустя полчаса – еще один удар. Наконец, еще через полчаса часы снова пробили один раз. Какое время показывали часы, когда хозяин входил в кабинет? (Ответ: ровно 12 ч)
20. Это случится в тот день, послезавтра которого станет вчерашним днем для того сегодня, которое будет настолько же далеко от воскресенья, как от него тот день, который был сегодняшним, а позавчерашний - завтрашним...
Когда это случится?
(Ответ: Заветное событие состоится в воскресенье. Процесс решения головоломки следует разбить на два этапа, как это показано на рисунке: )
21. Сколько раз в сутки часовая и минутная стрелки образуют прямой угол?
(Ответ: В сутки часовая стрелка делает 2 оборота , а минутная - 24 . Отсюда минутная стрелка обгоняет часовую 22 раза и каждый раз с часовой стрелкой образуется по два прямых угла, т.е. ответ – 44)
22. Сколько месяцев в году имеют 28 дней?
(Ответ: Все 12, т.к. если в месяце 30 дней, то и 28 среди них есть.)
23. Позавчера Феде было 17 лет. В следующем году ему будет 20 лет. Как такое может быть?
(Ответ: Утверждение сделано 1 января. День рождения Феди - 31 декабря. Позавчера ему было 17. Вчера ему исполнилось 18. В этом году будет 19, а в следующем - ровно 20.)
24. На часах с тремя стрелками - часовой, минутной и секундной - в 12 часов все три стрелки совпадают. Существуют ли еще другие моменты времени, когда все три стрелки совпадают?
(Ответ: Не существует.)
25. Парадокс Льюиса Кэрролла.
Какие часы точнее показывают время: те, которые отстают на минуту в сутки, или те, которые вовсе не идут?
(Ответ: Кэрролл считал, что точными являются стоящие часы. Вот как он это обосновывал. Часы, отстающие на минуту в сутки, показывают точное время один раз в два года, в то время как стоящие часы показывают точное время два раза в сутки.)
26. Как отмерить 15 мин. при помощи пары песочных часов, отмеряющих соответственно 7 и 11 мин?
(Ответ: Запустим часы одновременно. Через 7 мин. начнем отсчет времени. Как только упадет последняя песчинка в 11-минутных часах, перевернем их и отмерим еще 11 мин.)
Выводы
Литература:
Приложение
Для того, чтобы выяснить, что мои одноклассники знают о понятии «время» и его измерении, мной была составлена анкета и опрошены учащиеся.
Вопрос 1. Что такое время?
Вопрос 2. Чем можно измерить время?
Вопрос 3. Назовите самую большую единицу измерения времени.
Вопрос 4. Считаете ли, вы что время влияет на человека?
Вопрос 5. Верите ли вы, что у каждого человека есть биологические часы?
Слайд 1
Исследовательская работа «Измерение времени» Гресь Диана, 6а класс, школа № 30Слайд 6
Цель работы: изучить и систематизировать информацию о понятии «время» и его измерениях, исследовать влияние биологических часов на человека. Задачи: Проанализировать литературу, которая описывает понятие «время» и его измерения. Исследовать влияние биологических часов на режим дня и расписание уроков. Обобщить собранную информацию и познакомить с ней своих одноклассников.
Слайд 7
Что такое время? Время - это … божественная вечность, разделённая небесными телами на дни, месяцы, годы «число движения» «абстракция всех отношений последовательности» физическая реальность, меняющая свой бег вследствие движения тел Время - это … Продолжительность, длительность чего–нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами Определённый момент, в который происходит что-нибудь Период, эпоха Пора дня, года
Слайд 8
Единицы измерения времени Редкие или устаревшие единицы измерения времени: Фортнайт = 2 недели Квартал = 3 месяца (четверть года) Академический час = 45 минут Четверть = ¼ года Триместр = 3 месяца Семестр = 6 месяцев Терция = 1/60 секунды
Слайд 9
Единицы измерения времени 1 год = 12 месяцев = 52 недели 1 месяц = 4 недели 1 неделя = 7 суток 1 сутки = 24 часа = 1440 минут = 86400 секунд 1 час = 1/24 суток = 60 минут = 3600 секунд 1 минута = 1/1440 суток = 1/60 часа = 60 секунд 1 секунда = 1000 миллисекунд
Слайд 10
Приборы для измерения времени Существует множество видов часов: солнечные часы; огненные часы; песочные часы; водяные часы; механические часы; кварцевые часы; электронные часы; атомные часы.
Слайд 11
Приборы для измерения времени По размерам и портативности часы тоже можно классифицировать на: карманные (наручные) н астольные настенные н апольные башенные и т.п. Для определения и точного отсчета времени применяют следующие приборы: хронометры, секундомеры.
Слайд 12
Биологические часы время Мой режим дня Суточные ритмы совпадает 7.30- 8.30 Подъём, завтрак, дорога в школу подъём + 8.30-12.00 Занятия в школе Высокая работоспособность, быстрый счёт, хорошо работает кратковременная память. С утра - усвоение новой информации, на свежую голову, время строить планы, "шевелить мозгами". «Утро вечера мудренее», организм в отличной форме. + 12.00-14.00 Занятия в школе Активность головного мозга снижается, нужно уменьшить физические нагрузки. 14.00-15.00 Дорога из школы, обед Обед, полуденный и послеобеденный отдых. + 15.00-16.00 Выполнение домашних заданий Работает долговременная память. Время - вспомнить и хорошо запомнить нужное. + 16.00-18.00 Занятие в секции «Стрельба» Подъём работоспособности, самое время заняться спортом. + 18.00-20.00 Ужин, свободное время Высокий уровень интеллектуальной активности, хорошая реакция, психическое состояние стабилизируется, улучшается память. 20.00-22.00 Свободное время, прогулка Для здоровья полезна лёгкая физкультура, пешие прогулки на свежем воздухе. + 22.00 Сон Время для сна. +
Слайд 13
Биологические часы понедельник вторник среда четверг пятница суббота 1 Английский История География Литература Физ-ра Математика 2 Математика Английский Математика Русский Физ-ра Литература 3 Физ-ра Русский Русский Математика Английский География 4 Русский Литература Биология Информатика Русский Русский 5 Спорт.культура ОБЖ Технология ИЗО Математика 6 музыка технология общество история
Слайд 14
Лунный календарь; Солнечно – лунный календарь; Юлианский календарь («старый стиль»); Григорианский календарь («новый стиль») Календари
Слайд 15
Задачи Позавчера Феде было 17 лет. В следующем году ему будет 20 лет. Как такое может быть? Ответ: Утверждение сделано 1 января. День рождения Феди - 31 декабря. Позавчера ему было 17. Вчера ему исполнилось 18. В этом году будет 19, а в следующем - ровно 20.
Слайд 16
Задачи Парадокс Льюиса Кэрролла. Какие часы точнее показывают время: те, которые отстают на минуту в сутки, или те, которые вовсе не идут? Ответ: Кэрролл считал, что точными являются стоящие часы. Вот как он это обосновывал. Часы, отстающие на минуту в сутки, показывают точное время один раз в два года, в то время как стоящие часы показывают точное время два раза в сутки.
Слайд 17
Это интересно… Словом «неделя» раньше обозначалось воскресенье — нерабочий день, когда «не делают», а потом стала называться семидневка. Пересекая Афгано-китайскую границу, часы нужно переводиться сразу на 3,5 часа вперёд. В мире нет больше места, где один шаг занимал бы столько времени.
Слайд 18
Это интересно… Индия выбрала себе 5 с половиной часов разницы с Гринвичем. Британцы знают: "Если ты в Англии, поверни часы вверх ногами - увидишь, который сейчас час в Индии". Неправильно говорить «Сколько время?». Стоит говорить только «Который час?».
Слайд 19
Заключение Уверенно дать определение времени на данном этапе развития человечества еще нельзя. Ученые дают разные определения времени. Многие народы, в процессе своего развития, совершенствовали единицы измерения времени, но основные остались такими же, как и много лет назад. Для определения текущего времени суток люди изобрели такой прибор как часы. История развития цивилизации повлияло не только на точность измерения времени часами, но и на их портативность.
Слайд 20
Заключение Первые календари возникли много тысяч лет назад. Но в разных странах до сих пор используют различные виды календарей, которые совершенствуются в процессе исторического развития страны или народа, поэтому проблема летоисчисления еще не решена. Существует влияние биологических часов на жизнь человека. Работоспособность человека выше с 10 до 12 и с 17 до 19 часов. Проведя исследования влияния биологических часов на режим дня и расписание уроков, я пришла к выводу: совпадение биологических часов и расписания уроков составляет 61%, мой режим дня на 78% соответствует биологическим часам, что свидетельствует о правильном распределении времени.
Слайд 21
Берегите время!
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Лепесток и цветок
Мороз и заяц
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Филимоновская игрушка