Я впервые услышала о Леонардо Да Винчи в детской художественной студии, музея им. Радищева. На занятии нам рассказывали, что Леонардо Да Винчи великий художник и гений своего времени. Мы обсуждали его работы, например его знаменитую картину
«Мо́на Ли́за» или «Джоко́нда», полное название картины — Портре́т госпожи́ Ли́зы Джоко́ндо, Тайная вечеря и другие произведения. И мне захотелось узнать о нем побольше, что он изобретал, где он жил, историю его жизни и творчества, чем он известен.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 105.5 КБ |
![]() | 928.5 КБ |
Министерство образования Саратовской области
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Лицей № 37»
Фрунзенского района г. Саратова
Тема. «Леонардо Да Винчи»
Творческая работа
учащейся 4 «Б» класса
Дымчиковой Аюны
руководитель
учитель начальных классов
МОУ «Лицей № 37»
Пузина Елена Валерьевна
Саратов, 2011 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………3 стр.
1.История рождения Леонардо да Винчи…………………………4 стр.
2.Картины Леонардо да Винчи………………………………….....5 стр.
3.Первый заказ. Конная статуя…………………………………….9 стр.
4.Изобретения Леонардо да Винчи……………………………….11 стр.
5.Работы Леонардо да Винчи……………………………………....14 стр.
6.Самые необычные и поразительные факты……………………..15 стр.
Заключение…………………………………………………………..17 стр.
Список литературы…………………………………………………..18 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Я впервые услышала о Леонардо Да Винчи в детской художественной студии, музея им. Радищева. На занятии нам рассказывали, что Леонардо Да Винчи великий художник и гений своего времени. Мы обсуждали его работы, например его знаменитую картину
«Мо́на Ли́за» или «Джоко́нда», полное название картины — Портре́т госпожи́ Ли́зы Джоко́ндо, Тайная вечеря и другие произведения. И мне захотелось узнать о нем побольше, что он изобретал, где он жил, историю его жизни и творчества, чем он известен.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ИСТОРИЯ РОЖДЕНИЯ. (1452–1519)
Величайший гений эпохи Возрождения - художник, ученый, инженер, изобретатель.
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 г. в местечке Анкиано близ города Винчи, расположенном у подножия Албанских гор, на полпути между Флоренцией и Пизой.
Леонардо был внебрачным сыном нотариуса, происходившего из известной семьи Пьеро да Винчи, который сам был внуком и правнуком нотариусов. Матерью была по одной версии крестьянка, по другой – хозяйка таверны, известная под именем Катерина.
Примерно в возрасте 4,5 лет Леонардо взяли в дом отца.
Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. По словам Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей. Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и "божественно пел импровизации". Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение. Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу Андреа Верроккио. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело посвятить себя живописи. В 1466 г. Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Верроккио. Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества: от растирания красок до работы подмастерья. Леонардо жил в доме мастера и после того, как в 1472 был принят в гильдию Святого Луки.
Интересно, что самая первая работа да Винчи была продана еще до принятия его в студию Вероккио. Это был рисунок, изображавший дракона, изрыгающего пламя, выполненный на небольшой дощечке. Сер Пьеро продал этот рисунок торговцу предметами флорентийского искусства, а тот в свою очередь, перепродал дракона герцогу Миланскому.
КАРТИНЫ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.
Между 1476 г. и 1478 г. Леонардо открывает свою мастерскую. К этому периоду относится:
Мадонна с цветком, т.н. Мадонна Бенуа (1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Улыбающаяся Мадонна обращается к сидящему у нее на коленях младенцу Иисусу, естественны и пластичны движения фигур.
Портрет Джиневры де Бенчи (1474, Нац. галерея, Вашингтон).Часть картины внизу обрезана: вероятно, там были изображены руки модели. Контуры фигуры смягчены с помощью эффекта сфумато, созданного еще до Леонардо, но именно он стал гением этой техники.
Сфумато (ит. sfumato – затуманенный, дымчатый) – разработанный в эпоху Возрождения прием в живописи и графики, позволяющий передавать мягкость моделировки, неуловимость предметных очертаний, ощущение воздушной среды.
Мадонна в скалах (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо, написанная им в Милане. Изображение Мадонны, младенца Иисуса, маленького Иоанна Крестителя и ангела в пейзаже – новый мотив в итальянской живописи того времени. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени. Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки. Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства.
Дама с горностаем (1484, Музей Чарторыйского, Краков) – одна из первых работ Леонардо в качестве придворного портретиста. На картине изображена фаворитка Лодовика Цецилия Галлерани с эмблемой рода Сфорца, горностаем. Сложный поворот головы и изысканный изгиб руки дамы, изогнутая поза зверька – все говорит об авторстве Леонардо. Фон переписан другим художником.
Мона Лиза – самое известное произведение Леонардо да Винчи (1503–1506, Лувр, Париж). Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского купца Франческо ди Бартоломео деле Джокондо. Теперь картина немного изменена: первоначально слева и справа были нарисованы колонны, теперь отрезанные. Небольшая по размерам картина производит монументальное впечатление: Мона Лиза показана на фоне пейзажа, где глубина пространства, воздушная дымка переданы с величайшим совершенством. Знаменитая техника сфумато Леонардо здесь доведена до небывалых вершин: тончайшая, точно тающая, дымка светотени, окутывая фигуру, смягчает контуры и тени. Есть что-то неуловимое, завораживающее и притягивающее в легкой улыбке, в живости выражения лица, в величавом спокойствии позы, в неподвижности плавных линий рук.
Тайная Вечеря - В 1495 Леонардо приступил к работе над Тайной вечерей (площадь 4,5 × 8,6 м).
За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики.
Во время тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Они этим очень опечалились и в недоумении, смотря друг на друга в страхе стали спрашивать один за другим: «Не я ли Господи?»
Из двух проблем, с которыми веками сталкивались авторы «Тайной вечери», проблему выделения Иуды Леонардо решил с наибольшей легкостью. Он поместил Иуду с той же стороны стола, что и всех остальных, однако психологически отделил его от других одиночеством, которое гораздо белее сокрушительно, чем просто физическое отстранение. Мрачный и сосредоточенный, Иуда отпрянул от Христа. На нем как бы вековая печать вины и одиночества».
Фреска расположена на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане, на высоте 3 м от пола и занимает всю торцовую стену помещения. Леонардо ориентировал перспективу фрески на зрителя, тем самым она органично вошла в интерьер трапезной: перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, продолжает реальное пространство трапезной.
Легенды-предания, рассказывающих о великом Мастере и его картине.
1. Так по одной из них при создании фрески "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашёл идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. "Тайная вечеря" была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
2. Согласно другой легенде недовольный медлительностью Леонардо, приор монастыря настойчиво требовал от него, чтобы он скорее закончил свое произведение. “Ему казалось странным видеть, что Леонардо целую половину дня стоит погруженный в размышление. Он хотел, чтобы художник не выпускал кисти из рук, наподобие того, как не прекращают работу на огороде. Не ограничиваясь этим, он пожаловался герцогу и так стал донимать его, что тот был вынужден послать за Леонардо и в деликатной форме просить его взяться за работу, всячески давая при этом понять, что все это он делает по настоянию приора”. Затеяв с герцогом разговор на общие художественные темы, Леонардо затем указал ему, что он близок к окончанию росписи и что ему остается написать лишь две головы — Христа и предателя Иуды. “Эту последнюю голову он хотел бы еще поискать, но в конце концов, если он не найдет ничего лучшего, он готов использовать голову этого самого приора, столь навязчивого и нескромного. Это замечание весьма рассмешило герцога, сказавшего ему, что он тысячу раз прав. Таким-то образом бедный смущенный приор продолжал подгонять работу на огороде и оставил в покое Леонардо, который закончил голову Иуды, оказавшуюся истинным воплощением предательства и бесчеловечности”.
ПЕРВЫЙ ЗАКАЗ. КОННАЯ СТАТУЯ. (Конь Леонардо)
Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. Работая над ним 16 лет, Леонардо создал множество рисунков, а также восьмиметровую глиняную модель. Стремясь превзойти все существующие конные статуи, Леонардо хотел сделать грандиозную по величине скульптуру, показать вставшего на дыбы коня. Но столкнувшись с техническими трудностями, Леонардо изменил замысел и решил изобразить шагающего коня. В ноябре 1493 г. модель Коня без всадника была выставлена на всеобщее обозрение, и именно это событие сделало Леонардо да Винчи знаменитым.
Для отливки скульптуры требовалось около 70 тонн бронзы. Начавшийся сбор металла был прерван, и конная статуя так и не была отлита. В 1499 Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень. Через некоторое время она разрушилась. Конь – грандиозный, но так и незавершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 в. и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модель…утверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом».
В семидесятых годах XX века были запущены сразу два проекта репродукций коня Леонардо.
В случае первой статуи процесс затянулся и в сентябре 1999 г. по истечении 15 лет и потраченных $ 2,5 миллиона гигантская лошадь была установлена на ипподроме Сан-Сиро в Милане (верхний снимок).
Другой результат реконструкции, финансировавшийся американским миллиардером Фредериком Мейером с 2002 года все желающие могут узреть в ботаническом саду мецената. Новый проект воссоздания ближе всего по параметрам к незаконченному оригиналу.
Исследования, проведённые сотрудниками института и музея истории науки во Флоренции, подтверждают невероятный гений да Винчи. Можно ли отлить подобную статую в один приём, вкупе с необходимостью уравновесить многотонную лошадь, стоящую всего на трёх ногах. Миссия кажется невыполнимой для XV века.
Для того чтобы ответить, просчитался всё-таки гений или нет, команда Галлуцци задействовала заметки самого Леонардо и привлекла специалистов из компании XC Engineering для моделирования литейных процессов. Динамическая 3D-модель продемонстрировала, что расплавленная бронза свободно могла бы заполнить формы, необходимые для такой статуи, причём всего за 165 секунд или даже меньше. Вес металла при этом составил бы именно 70 тонн – ровно столько, сколько рассчитал Леонардо.
ИЗОБРЕТЕНИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Леонардо вел дневник, в котором приведено множество чертежей и рисунков придуманных им механизмов и аппаратов. Хотя изображения механизмов Леонардо имеются практически в каждом учебнике по истории и физике, далеко не все помнят, что учёный придумал летательные и военные машины, гидравлические механизмы, машины для обслуживания сцены, музыкальные инструменты и многое другое. Недавно итальянские исследователи перевели в цифровую форму эти чертежи и рисунки с последующим изготовлением компьютерных трехмерных моделей.
Деревянный автомобиль
Одно из самых известных изобретений Леонардо - деревянный "автомобиль", приводимый в движение запасенной энергией двух плоских пружин. При "расшифровке" внешне не всегда четких изображений авторам реконструкции удалось обнаружить удивительные детали. Так, в "автомобиле" был обнаружен придуманный Леонардо тормоз - специалисты в области автомобилестроения считают, что изобретение тормоза для автопрогресса оказалось едва ли не важнее, чем создание двигателя внутреннего сгорания.
Устройство имеет размер примерно 1 х 1 х 1 метр и, как теперь считают, было предназначено для театрализованных представлений. Например, для торжественного выезда на сцену Героя или Символа Природы - без каких-либо веревок и без помощи рабочих сцены. Это должно было производить на зрителей сильное впечатление.
Летательные машины.
Создание «самолётов» мастер начал с изучения анатомии стрекозы и ее поведения в воздухе, затем придумал машущее крыло - в сущности, стенд для изучения "отталкивания" от воздуха. Имелась в виду проверка мускульной способности человека поднять в воздух и управлять полетом пилотируемого махолета, общий вес которого должен был составлять 90 кг.
Также в архиве Леонардо есть и совсем другой летательный аппарат - "воздушный винт", который ввинчивается в воздух и поднимает устройство. Многие считают, что Леонардо изобрел прототип вертолета. Это не совсем так, геликоптеры используют винты с лопастями, расположенными не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости.
У Леонардо также есть чертеж летательной машины, приводимой в движение человеком через хитроумные передаточные механизмы. Он настолько был уверен, что устройство полетит, что предполагал даже проводить испытания над озером, да еще и с прикрепленными поплавками, чтобы машина не утонула. Мастер пытался изготовить свои машины, однако по разным причинам, его летательные устройства не воплотились.
Военные изобретения Леонардо. Танк Леонардо.
Впечатляют военные изобретения Леонардо. К ним относятся прежде всего жуткого вида колесницы с вращающимися косами для перерубания ножных сухожилий вражеских лошадей и солдат, а также устройство, которое принято называть "танком Леонардо". Этот агрегат был разработан Да Винчи в XIV столетии. Он представлял тяжелый фургон в форме черепахи, вооруженный со всех сторон пушками и окованный броней. Проблему перемещения этой платформы надеялись решить при помощи парусов, но вместо этого Леонардо предложил поместить внутрь вагона 8 человек, приводящих его в движение с помощью передаточного механизма, соединенного с колесами. Однако заметим, что ни адская колесница, ни танк так и не были изготовлены.
Колесцовый замок
Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок для пистолета. Вначале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалерии. Это даже отразилось на конструкции лат, а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке.
«Кодекс Атлантикус»
Если говорить о столь любимом да Винчи инженерном искусстве, то следует отметить рисунки из его знаменитой рукописи, которая ныне известна под названием «Кодекс Атлантикус». Одним из наиболее любопытных чертежей в нем считается набросок, крайне схожий с привычными нам автомобилями. Но еще более любопытное предположение в отношении этого рисунка вынесли американские инженеры. По их мнению, это не что иное, как прототип робота с программным управлением, который, согласно замыслу Леонардо, должен был самостоятельно двигаться в заданном направлении. Вполне возможно, что робот этот проектировался для транспортировки грузов. Если это действительно так, то да Винчи опередил не только свое время, но и наше, поскольку подобная техника до сих пор находится на стадии разработок.
РАБОТЫ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.
Архитектура: проект «идеального города» (см. 1484 год); проект двухуровневых городских дорог; проект центрально-купольного храма.
Ботаника: описание метода определения возраста растений по структуре стеблей, а деревьев – по годовым кольцам.
Медицина: множество анатомических рисунков; изобретение метода анатомирования глаза; описание законов зрения; описание клапана правого желудочка сердца.
Механика: проекты прокатных станков, металлургических печей, печатных, деревообрабатывающих машин, ткацких станков.
Другие проекты: аналоги подводной лодки, танка, вертолета, парашюта, парового ружья, механического гриля, башмаков для хождения по воде и перчаток для плавания, переносных домов.
САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ И ПОРАЗИТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ.
Леонардо да Винчи Гений, неподвластный времени.
Великий, загадочный, притягивающий.
«Витрувианский человек» - это два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека».
Чтобы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение, Леонардо да Винчи практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и - представьте себе! - современной нейролингвистике. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет!
Леонардо был левшой, писал справа налево в зеркальном изображении. Ранние его записи абсолютно не читаемы, но со временем зеркальное письмо Леонардо обрело определенную форму, характерный, хотя и малоразборчивый почерк.
Среди прозаических произведений Леонардо есть загадочные "Предсказания", представляющие собой своеобразную игру в загадки и разгадки.
У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время!
Леонардо да Винчи был знатоком в области анатомии: первым описал клапан правого желудочка сердца, демонстрировал анатомирование и др. Он создал систему рисунков, которые и сейчас помогают студентам понять строение человеческого тела: показывал объект в четырех видах, чтобы осмотреть его со всех сторон, создал систему изображения органов и тел в поперечном разрезе.
Интересны его исследования в области геологии: Да Винчи дал описания осадочных пород, объяснения морских отложений в горах Италии.
Как ученый-оптик, он знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде. Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат. camera – комната, obscurus – темный) – закрытый ящик с небольшим отверстием в одной из стенок; лучи света отражаются на матовом стекле, находящимся на другой стороне ящика, и создают перевернутое цветное изображение, использовалась пейзажистами 18 в. для точного воспроизведения видов). В рисунках Леонардо есть проект инструмента для измерения интенсивности света, фотометр, воплощенный в жизнь лишь три века спустя.
Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. Среди его идей можно видеть: легкие башмаки для хождения по воде, спасательный круг, перепончатые перчатки для плавания, прибор для подводного перемещения, схожий с современным скафандром, машины для производства веревки, шлифовальные машины и многое другое.
В своих трудах Леонардо исследовал явления удара, свободного падения; движение тела, брошенного горизонтально; определял центры тяжести различных тел; изучал трение, волны на воде, наложение волн, резонанс; наблюдал поднятие жидкости в узких трубках (явление капиллярности); пытался определить силу света в зависимости от расстояния; открыл существование сопротивления среды и подъемную силу; выдвинул принцип физической однородности Вселенной. Он известен как конструктор различных летательных аппаратов, ткацких станков, печатных и деревообрабатывающих машин, приборов для шлифовки стекла, землеройных машин. Является автором ряда гидротехнических проектов и проектов металлургических печей.
Заключение
К началу XXI века реализовано множество проектов, которые во времена Леонардо казались полной утопией. Изобретенный им винт лег в основу конструкции вертолета, деревянный двухколесный движущийся механизм стал прототипом велосипеда. Предтечей прожекторов и софитов послужил перспектограф Леонардо.
Это далеко не все механизмы, придуманные Леонардо.
Исследования Леонардо да Винчи во многом опередили свое время. Во многих случаях ученым приходилось заново открывать то, что было уже открыто Леонардо.
Список используемой литературы
Л. Нечаев. Яма
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Пчёлки на разведках
Рисуем белые грибы пастелью
Фильм "Золушка"