Постепенно уходят в прошлое, забываются старинные традиции, обряды, песни и обычаи Амурских казаков. Мы, их потомки, изучая культуру наших предков, прежде всего, хотим, чтобы эти традиции помнили, возрождали в современной России. Занимаясь созданием школьного музея, собирая краеведческий материал, ребята нашей школы обратили внимание, что среди односельчан есть потомки казаков. Их совсем немного в нашем селе, ведь оно основано относительно недавно – в 1931 году. Но до сих пор в разговорной речи, употребляются казачьи выражения, поговорки, заваривают чай по старинному рецепту, а во время полевых работ на огороде, бывший ученик нашей школы Бугаев Петр, нашел печать войска Донского с изображением казака с шашкой, на коне. Вот такие отрывочные сведения, стали отправной точкой нашего исследования. Ребята нашей школы решили узнать как можно больше об истории казачества, культуре и быте Амурских казаков. Результатом собранного материала стал большой праздник, организованный в школе – «Казачий круг».
Цель моей работы - обобщить собранный материал по культуре Амурских казаков.
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_amurskih_kazakov.doc | 87 КБ |
«Слава Богу, что мы - казаки!» - |
Актуальность темы исследования.
Постепенно уходят в прошлое, забываются старинные традиции, обряды, песни и обычаи Амурских казаков. Мы, их потомки, изучая культуру наших предков, прежде всего, хотим, чтобы эти традиции помнили, возрождали в современной России. Занимаясь созданием школьного музея, собирая краеведческий материал, ребята нашей школы обратили внимание, что среди односельчан есть потомки казаков. Их совсем немного в нашем селе, ведь оно основано относительно недавно – в 1931 году. Но до сих пор в разговорной речи, употребляются казачьи выражения, поговорки, заваривают чай по старинному рецепту, а во время полевых работ на огороде, бывший ученик нашей школы Бугаев Петр, нашел печать войска Донского с изображением казака с шашкой, на коне. Вот такие отрывочные сведения, стали отправной точкой нашего исследования. Ребята нашей школы решили узнать как можно больше об истории казачества, культуре и быте Амурских казаков. Результатом собранного материала стал большой праздник, организованный в школе – «Казачий круг».
Цель моей работы - обобщить собранный материал по культуре Амурских казаков.
Происхождение (этимология) слова казак.
Нет единодушия среди ученых в вопросе о происхождении слова «казак» («козак» по-украински). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных киргизов — кайсаки. Существовали и другие этимологические версии: от турецкого «каз» (т. е. гусь), от монгольского «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж). Большинство специалистов сходятся в том, что слово «казачество» пришло с востока и имеет тюркские корни. В русском языке это слово, впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, первоначально означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств. Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию.
Откуда пришли казаки на Амур.
Первые представители современных Амурских казаков появились на брегах Амура в 1854 г., когда проводился первый сплав из Забайкалья в устье Амура силами забайкальских казаков. В 1858 г. в Приамурье было переселено 13879 Забайкальских казаков. Отбор производился по жребию. В 1862 г. казачья община на Амуре пополнена штрафными солдатами бывшего Корпуса внутренней стражи - 2000 человек.
В 1889 г. Амурские казаки получили пополнение за счет новых переселенцев: 62 семьи Забайкальских и в 1052 семьи Донских, Кубанских и Оренбургских казаков. Каждый из переселенцев привнес свою культуру, свои традиции в наш край.
Особое место занимают представления о казачьих традициях, среди них выделяются свободолюбие, преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость и другое. Казачество, превратившись в военно-служилое сословие, правами и привилегиями обязанное монарху, видело себя в числе первых защитников царской власти. «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» - говорит старинная казачья пословица.
Занятия казаков.
Ведущим хозяйственным занятием оставалось земледелие. Система земледелия была залежной. Наличие свободных земель, а также заказы военного интендантства на хлеб и овес привели к тому, что главной отраслью сельскохозяйственного производства стало выращивание яровой пшеницы и овса.
Основные пахотные орудия – плуг, для рыхления почвы использовали рало с деревянными и железными зубьями, бороны. Убирали хлеб серпами, косами (литовками). При обмолоте использовали каменные или деревянные катки, обмолачивали зерно при помощи животных – гоняли лошадей по разосланным на току снопам. В хозяйствах богатых казаков применялись уборочные машины, ввозимые из США, иногда несколько казаков совместно брали в аренду или покупали сельскохозяйственную технику.
Подсобный характер имели рыболовство и охота. Орудия рыбного лова: удочки, бредни, перемёты. Рыба осетровых и частиковых пород в свежем, вяленом, копченом и сушеном виде, икра были предметом вывоза. Также амурские казаки занимались извозом. (ИЗВОЗ - перевозка лошадьми грузов и пассажиров, один из неземледельческих промыслов.)
Поселения амурских казаков.
Поселения назывались станицами, поселками, хуторами. Первыми станицами, центрами казачьих округов стали: Игнашинская, Албазинская, Кумарская, Иннокентьевская. В 1859 году появились Черняевская и Поярковская. На территории Тамбовского района в 1901 году образовались станицы и хутора Николаевского станичного округа (в честь Государя Императора Николая II). В 1902 г. Образован хутор Духовской (в честь генерал – губернатора С.М. Духовского), хутор Муравьёвский (в честь генерал – губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва – Амурского). В 1903 году – хутор Куропатинский (в честь военного министра Российской империи А.Н. Куропаткина). В 1905 г. – хутор Корфово (в честь первого приамурского генерал – губернатора А.Н. Корфа). Основа населения данного округа – Кубанские и Оренбургские казаки (примерно 90 %).
Для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношении места: крутые берега рек, возвышенные участки. Зимовья и выселки — временные поселения, в которых казаки содержали скот, позже рядом с ними располагались посевы. Многие из них превратились в постоянные поселения. Средние размеры казачьих станиц намного превосходили размеры крестьянских сёл. Первоначально казачьи поселения имели круговую застройку, облегчавшую оборону при неожиданном нападении неприятеля. Планировка казачьих станиц и форпостов регламентировалась правительством и местным войсковым начальством: вводились улично-квартальная планировка и деление на кварталы, внутри которых казаки выделяли участки для усадьбы, строго соблюдалась фасадная линия.
В центре казачьей станицы находились церковь, станичное или поселковое правление, школы, торговые лавки и др. Усадьбы казаков обычно огораживались глухими высокими заборами с плотно закрытыми воротами, что подчеркивало замкнутость казачьего быта. Нередко дом размещался в глубине двора или был повернут к улице глухой стороной (в связи с военной опасностью).
Самые ранние жилища — землянки, полуземлянки и шалаши соответствовали походному образу жизни казаков. Усадьбы средних и богатых казаков отличались сравнительно большими размерами [обычно, кроме переднего (чистого) двора, несколько задних (хозяйственных) дворов]. Обязательны были в усадьбе казака хозяйственные постройки (базы, сараи, ледники, навесы, загородки для скота и др.). В казачьей усадьбе всегда строилась летняя кухня, в которую семья переезжала в теплое время года.
Наиболее распространённым типом дома у Амурских казаков были двухкамерные дома (изба — сени). Внутренний план избы представлен разными вариантами, чаще всего русская печь находилась в заднем углу — слева или справа от входа, устье обращено к боковой длинной стене. По диагонали от печи — передний угол со столом. Во второй половине XIX века с расширением торговых связей, под влиянием городской культуры увеличивается размер жилой площади дома, выделяются кухня и спальня. Широко распространились многокомнатные дома (“круглые”, т. е. квадратные); часто с железной крышей и деревянным полом.
Интерьер избы обеспеченных казаков отличался подчеркнутой декоративностью. Стены казачьей избы украшали оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи.
Костюм Амурского казака.
Казаки южно – амурских станиц носили защитного цвета фуражки, такого же цвета китель и рубаху, синие или темно - серые с желтыми лампасами, красным кантом. Однобортный чекмень с буквой «А» на погонах. Огромная папаха (летом фуражка) <Рисунок 1- 3>. Серая шинель. Выходцы с Кубани и Дона носили нагрудные патронники (газыри), у офицеров газыри были серебряные. Обувь - высокие сапоги или онучи. В ходу была кожаная обувь домашнего изготовления.
Часто в быту казаки носили костюм городского типа, практически не включавший элемент традиционной старинной казачьей одежды. Главным требованием, предъявляемым к одежде, было удобство в быту. Мужчины носили ситцевые рубахи и хлопчатобумажные штаны. Характерным для казаков был обычай заправлять рубаху в штаны.
Излюбленной одеждой женщин были ситцевая юбка с воланами и блузка с рюшками – «парочка». Носили казачки и головные уборы: платки, шали, косынки. Обувь (ботинки и туфли) и украшения (серьги, бусы) чаще всего были фабричного производства.
Одежда также приобретала функциональное назначение, соответствующее определенному роду деятельности. Казаки – извозчики в дальнюю дорогу зимой одевали «барнаулку» - большой бараний тулуп или доху из меха косули. Казаки – охотники брали с собой «тулуп» - мешок из меха косули, куда залезали на ночь, укрываясь сверху дохой, и могли так спать при температуре -400 мороза. В условиях суровой зимы широко использовался мех животных. Основными вещами в зимней одежде были меховая шапка с ушами, короткое меховое или ватное пальто до середины бедра, большие валенки или унты из оленьего меха, ватные или суконные брюки, суконная рубаха.
Верхней зимней одеждой женщин служили так называемые «кормушки» - стеганные на шерсти короткие тужурки, а так же бараньи шубы и казачьи дохи.
Таким образом, в одежде Амурского казака были закреплены элементы традиционной казачьей культуры, параллельно с этим, быт складывался в иных природно – климатических условиях, что придавало костюму Амурского казака свои неповторимые особенности.
Кухня казаков.
Основой питания амурских казаков были продукты земледелия, животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства. Среди известных способов приготовления и употребления пищи преобладали традиции русских, сильным было влияние украинской кухни. В приёмах обработки, хранения и консервации пищевых продуктов обнаруживается немало заимствований из кулинарии народов Сибири и Дальнего Востока. Способы приготовления и хранения продуктов и блюд в походных условиях, известные у казаков, сходны с теми, которые существовали у русского населения разных регионов и нерусских народов окраин России (замораживание мяса, рыбы, пельменей, молока, сушка творога, овощей, фруктов и ягод и др.). Повсеместно наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске. Из кислого теста пекли пироги, пирожки, булки, блины, оладьи и др. Пироги — праздничное и повседневное блюдо с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод, в том числе дикорастущих. Широко употребляли черемуху, делали начинку для пирогов.
Галушки, вареники, лапша, пельмени входили в число блюд повседневного и праздничного стола. Большую роль в питании играли крупы, каши на воде и молоке. Молочные блюда — важная часть повседневного рациона. Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко: варенец, ряженка, сметана, творог.
Блюда из рыбы — основа питания амурских казаков. Рыбу варили (уха), жарили (жарина), томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты. На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Рыбу сушили, коптили, вялили (балык). Из мяса готовили первые блюда (борщ, щи, лапша, похлебка, суп), вторые блюда (жаркое с овощами), начинку для пирогов.
Предлагаю несколько рецептов старинной казачьей кухни:
СОЛЯНКА КАЗАЧЬЯ
Килограмм мелко рубленой свинины, 150 граммов шпига, две дольки чеснока, головку лука, немного бульона тщательно перемешивают и начиняют тонкую свиную кишку с перевязкой через четверть. Отварить в подсоленной воде 15 минут. Затем жарить в свином жиру с квашеной капустой.
ПИРОГ ПОХОДНЫЙ
Кусок мякоти свинины, говядины или баранины начиняют кусочками чеснока и обжаривают в духовке или печи до готовности. Режут слоями толщиной в сантиметр и кладут на раскатанное тесто (для пирога). Сверху укладывают резаные помидоры, заливают жиром и обжаренным луком, накрывают сеткой из теста. Пекут в духовке или печи до готовности.
Блюда из овощей и фруктов отличались большим разнообразием. Самым популярным овощным блюдом у амурских казаков были щи из мяса, капусты, картофеля и крупы. Тушеная капуста, жареный картофель входили в ежедневный рацион. Овощные блюда с квасом (окрошка, редька тертая) были популярны у казаков. Дикорастущие (смородина, яблоки, орехи, шиповник) употреблялись повсеместно.
Напитки были разнообразными: квас, компот (узвар), кислое молоко разведенное водой.
ХЛЕБНЫЙ КВАС
Килограмм ржаных сухарей залить 8-10 литрами кипятка, закрыть плотно, дать выстоять 4-5 часов. Процедить, затем добавить 25 г. дрожжей и 300 г. сахара. После появления пены процедить вторично и разлить в бутылки, вложить в каждую 3-4 изюминки и плотно закупорить, выдержать 3 дня.
Среди казаков большой популярностью пользовался чай. Он проник в повседневный быт казаков довольно рано — во второй половине XIX века. Чаепитием завершались все праздничные, часто и ежедневные трапезы казаков. У Амурских казаков помимо обычного, бытовали три вида чая:
Семейный уклад Амурских казаков.
До конца XIX — начала XX века для казачества характерно существование большой неразделенной семьи. Длительному сохранению ее способствовало особое социальное положение казачества и специфический уклад жизни: необходимость обработки больших земельных наделов, невозможность отделения молодой семьи во время службы или до ее начала, замкнутость семейного быта. Наряду с большими были известны малые семьи, состоявшие из родителей и неженатых детей. Глава семьи (дед, отец или старший брат) был полновластным руководителем всей семьи: распределял и контролировал работу ее членов, к нему стекались все доходы, он обладал единоличной властью. Такое же положение в семье занимала мать в случае отсутствия хозяина. Своеобразием семейного уклада казачества являлась большая свобода женщины-казачки по сравнению с крестьянкой. Молодежь в семье также пользовалась большими правами, чем у крестьян.
Длительное сосуществование казачьей земледельческой, промысловой и военной общины определило многие стороны обществ, быта и духовной жизни. Обычаи коллективного труда и взаимопомощи проявлялись в объединении рабочего скота и инвентаря на период срочных сельскохозяйственных работ, орудий лова и транспортных средств во время рыболовного промысла, совместном выпасе скота, добровольной безвозмездной помощи во время строительства дома и др. Для казаков характерны традиции совместного проведения досуга: обществ, трапезы после окончания сельскохозяйственных работ или промысловых работ, проводы и встречи казаков со службы. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке. Игры и соревнования часто проводились по инициативе войсковой администрации, особенно конноспортивные состязания.
Праздники.
Наиболее значительными религиозными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого — покровителя войска. У Амурских казаков это был войсковой круг 17 марта, день преподобного Алексия человека Божьего.
Аграрно-календарные праздники (святки, масленица и др.) составляли важную часть всей праздничной обрядности.
Крестины у казаков.
На крестинах мальчика “посвящали в казаки”: надевали на него саблю и сажали на коня. Гости приносили в дар новорожденному (на зубок) стрелы, патроны, ружье и развешивали их на стене.
Фольклор.
Самым распространенным фольклорным жанром у казаков были песни. Традиции хорового пения имели глубокие корни. Широкому бытованию песни способствовала совместная жизнь в походах и на сборах, выполнение сельскохозяйственных работ всем “миром”. Мы собрали большую подборку казачьих песен: «Поехал казак на чужбину». Е. Гребенка, «По Дону гуляет казак молодой», «Ляти пташка, канарейка», «Полно вам, снежочки», «Девка, стой!». Особенно полюбилась ребятам из нашей школы казачья народная песня «Пчёлочка златая»:
Пчёлочка златая,
Что жа ты журжишь.
Припев:
Жаль, жаль, жаль жа мне!
Что жа ты журжишь.
Около летаешь,
Прочь не лятишь.
Припев:
Жаль, жаль, жаль жа мне!
Прочь не лятишь?
Али ты не любишь
Лизочку мою?
У моей у Лизочки
Русая коса,
Голубая лента,
Ниже пояса.
Чернаи брови,
Сераи глаза;
Розоваи, полные
Щечички ее,
Мягкие, пуховые,
Грудачки ее,
Сладкие, мядовые
Губочки ее!
Я к губам прилипну,
С ними и помру!
Врешь, не прилипнешь,
Врешь, не помрешь!
Припев:
Жаль, жаль, жаль жа мне
Врешь, не помрешь!
Пословицы о казаках.
«Казаки все наголо (поголовно все) атаманы», «Терпи, казак, атаманом будешь», «Не всем казакам в атаманах быть», «Бог не без милости, казак не без счастия», «Без коня казак кругом сирота», «Казак и в беде не плачет».
Православие Амурских казаков. «Слово плоть бысть».
Чудотворная икона Албазинской Божьей Матери, именуемая "Слово плоть бысть". Изображает она чревоношение Богомладенца. Написана на холсте, натянутом на доску. Ее размеры 73х67 см. Богоматерь изображена в пояс, прямо. Руки ее поддерживают стоящего впереди нее в полный рост Богомладенца. Десница (правая рука) его прижата к груди, шуйца (левая) опущена вниз. По обеим сторонам лика Богоматери - два шестикрылых серафима.
Названием иконы служат слова из Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово... И Бог был Слово... И Слово плоть бысть" (Слово стало плотью). Это выражение имеет следующее толкование. "Слово" - Иисус Христос как воплощение бога и одновременно сын божий, ставший плотью, вочеловечившийся в Богоматери. Называют эту икону также "Знаменьем", так как по изображению она близка к этому типу Богоматери.
Место и дата создания иконы точно не установлены. Известно, что она почиталась чудотворной еще до принесения ее в Приамурье.
В дореволюционной России икона всегда играла огромную роль в жизни общества. Она была непременной принадлежностью каждого здания - и храмового, и общественного, и жилого. С молебна начиналось любое дело - и дальнее путешествие, и военный поход. Одной из таких прославленных русских икон и является икона "Слово плоть бысть", названная Албазинской по имени первого русского поселения на Амуре. История иконы тесно связана с важнейшими эпизодами открытия и освоения Приамурья русскими.
Зимой 1665-1666 г., после расправы над Илимским воеводой Обуховым, на Амур прибыла группа казаков во главе с Никифором Черниговским. На месте городка даурского князя Албазы был основан Албазинский острог. Для исправления церковных треб Черниговский насильно увел на Амур иеромонаха Гермогена, основателя Усть-Киренского монастыря в Сибири. Гермоген и принес с собой икону Божьей Матери "Слово плоть бысть". В 1671 г. недалеко от острога, в урочище, получившем впоследствии название Брусяной камень, Гермоген основал небольшой монастырь во имя Всемилостивейшего Спаса, куда и была помещена икона, получившая с того времени название Албазинской.
Летом 1685 г. маньчжурская армия пыталась взять Албазинский острог. Приступ был отбит дорогой ценой - казаки потеряли убитыми сотню человек. По совету Гермогена руководивший обороной воевода Толбузин вступил с маньчжурами в переговоры, выговорив защитникам крепости право беспрепятственно покинуть Албазин. Уходя с Амура, Гермоген оставил икону в Сретенске, а сам вернулся в Киренск где скончался в 1690 г. и был похоронен в основанном им монастыре.
В 1854 г. по Амуру прошел первый сплав войск, положивший начало присоединению Приамурья к России. Икона Албазинской Божьей Матери, широко известная среди жителей Забайкалья, стала свидетельницей этого выдающегося события.
В 1868 г. руководителем Камчатской епархии был назначен преосвященный Вениамин. Следуя на жительство в Благовещенск, центр Камчатской епархии, он привез с собой икону Албазинской Божьей Матери. Для нее была изготовлена серебряная риза с надписью: "Сия Албазинская икона Божьей Матери принесена из Сретенска в Благовещенск Преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским в июне 1868 года при первом вступлении его в свой епархиальный город". Икона была помещена в кафедральный собор Благовещенска.
В 1885 г., указом Святейшего Синода был учрежден общеепархиальный праздник в честь иконы Албазинской Божьей Матери, отмечавшийся 9 марта. В этот день в кафедральном соборе совершались литургия и молебен.
К началу XX в. икона стала очень популярной. Из разных мест Амурской области и со всего Дальнего Востока в Благовещенск стекались ее почитатели.
Так как икона изображает чревоношение Богомладенца, считалось, что особенно помогает она беременным женщинам и роженицам. Описаны случаи спасения иконой от эпидемий, стихийных бедствий, военной угрозы.
В 1991 году Чудотворную покровительницу окраин России вернули верующим. Сейчас она находится в Кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы. По благословению архиепископа Благовещенского и Тындинского с 1997 года возобновились крестные ходы Албазинской иконы, современные потомственные казаки с честью проносят икону по улицам Амурской столицы.
Заключение.
Итак, подводя итог своей работе, хочу надеяться, что изучая культуру Амурских казаков, сохраняя их наследие, мы помогаем будущим поколениям понять нас – современных жителей Амурской земли. В основе слова «культура» лежит древнее слово «культ», что значит «служение», «возделывание», «защита», «очищение», «почтение». Культура – это то, чего нельзя увидеть глазами, нельзя ни потрогать, ни купить, но единственно можно передать. Передал или не передал отец сыну – вот на чем основывается культура. Нам есть что сохранять и будет что передать!
Список используемой литературы:
Интернет – ресурсы:
Как нарисовать портрет?
Сочинение
Валентин Берестов. Аист и соловей
Снеговик
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью