Тема моего проекта «Привычка – вред или польза?». Я выбрал эту тему, потому что после урока «Окружающий мир», на тему: «привычки и какое влияние они оказывают на формирование характера человека, мне стало интересно, насколько важна и вредна привычка в жизни каждого человека».
Цель моей работы:
Выяснить какие вредные привычки есть у моих одноклассников и как им можно от них избавиться
Вложение | Размер |
---|---|
vrednye_privychki1.docx | 73.45 КБ |
buklet1.docx | 830.96 КБ |
РАЙОННАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Секция «Социология»
«Привычка - вред или польза»
Выполнил:
Носов Иван,
Ученик 3б класса
МДОУ – кадетской школы № 95
Кировского района
Руководитель:
Гаврилкова Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов
Самара, 2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………………….. 3
1. Привычка, что это такое?.. ….……………………………………... 3
2. План моего проекта ……………………………....………………… 4
3. Мои исследования ………………………………………………….. 6
Заключение………………………………………………………….. 12
Список используемой литературы……………………………….... 13
Приложение 1……………………………………………….............. 14
Приложение 2……………………………………………………….. 15
Приложение 3……………………………………………………….. 16
Введение
Тема моего проекта «Привычка – вред или польза». Я выбрал эту тему, потому что после урока «Окружающий мир», на тему: «привычки и какое влияние они оказывают на формирование характера человека, мне стало интересно, насколько важна и вредна привычка в жизни каждого человека».
Цель моей работы:
Выяснить какие вредные привычки есть у моих одноклассников и как им можно от них избавиться.
Задачи исследования:
Методы исследования
1. Привычка и навык что это такое?
В жизни и деятельности людей большое значение имеют привычки. Если человек привык рано вставать, строго соблюдать режим дня, все делать быстро и хорошо, то и труд для него покажется легче и останется время для отдыха и развлечения.
Привычками называются действия, закрепляющиеся в поведении человека и ставшие его потребностями. Привычки, как и навыки, представляют собой автоматизированные элементы поведения и деятельности, однако между ними имеется существенное различие. Навык позволяет успешно выполнять какую-либо деятельность, а привычка побуждает человека заниматься этой деятельностью. Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия, а неудовлетворение влечет за собой неприятные переживания. Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а невозможность делать то, к чему мы привыкли, сопровождается неприятными чувствами. Привычки освобождают нас от усилий заставить себя делать то, что надо. При этом мысль и внимание уже могут быть направлены на дальнейшее усовершенствование действий, в то время как привычные движения выполняются автоматически. Многие привычки настолько прочно закрепляются у человека, что кажутся врожденными.
Недаром говорит пословица: «Привычка — вторая натура». Но все привычки приобретаются в процессе жизни и деятельности человека. С точки зрения физиологии появление привычек обусловлено возникновением динамических стереотипов в коре больших полушарий, в результате повторения тех или иных действий. В этом привычки сходны с навыками. Однако навыки нередко вырабатываются по желанию человека, который хочет усовершенствовать, ускорить работу, привычки же часто образуются незаметно и нередко даже против воли человека.
Привычки имеют большое значение и для формирования нравственного облика человека, так как, закрепившись, они уже будут способствовать появлению у него тех или иных черт характера. Привычки так же многообразны, как и навыки. Различают профессиональные привычки, связанные с тем видом труда, которым занимается человек. Так, врач привык обращать внимание на то, как выглядит человек, здоровый или больной у него вид и т. п. Бывают привычки моральные (быть честным, правдивым), гигиенические (грызть ногти, брать в рот различные предметы, эстетические (опоздание, неряшливый вид, поведение в школе), учебные (готовность к уроку), привычки культурного поведения и другие. Полезные привычки очень помогают людям. Напротив, человек, у которого много отрицательных привычек, вынужден постоянно бороться с ними, а иногда становится рабом своих вредных привычек. Поэтому каждому человеку надо стараться приобретать полезные привычки и не иметь вредных. Для приобретения первых, следует, возможно, чаще повторять те полезные действия, которые надо сделать привычными, а чтобы освободиться от плохой привычки, надо не повторять соответствующих действий.
2. План моего проекта
1. Почему я выбрал эту тему? | Потому что, данная проблема возникает практически у каждого первого ребенка в нашем классе. С ней очень трудно бороться в одиночку, и я решил, что совместными усилиями нам будет гораздо легче искоренить вредные привычки. |
2. Что надо сделать, чтобы решить данную проблему? | Наглядно продемонстрировать какие вредные привычки бывают, и какими методами можно побороть их в себе. |
3. Что я должен сделать, чтобы цель была достигнута? | Разработать – советы, как помочь себе избавиться от вредных привычек. Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как будет помогать участникам проекта избавляться от вредных привычек. |
4. Если я сделаю такой продукт, достигну ли я цели проекта (избавиться от вредной привычки) и будет ли в этом случае решена моя проблема. | Ставя перед собой цели, и создавая, все условия я достижения этих целей, могу точно и уверенно сказать, что способен достигнуть наилучшего результата в своей работе. |
5. Какие шаги должен я сделать от проблемы до реализации цели? |
|
6. Все ли у меня есть для проделывания этих шагов? |
|
7. Когда я всё это буду осуществлять? | Начало работы над проектом – 10.11.2011г Подготовка необходимой литературы – с 10.11.2011г. по 21.11.2011г. Создание анкеты – 22.11.2011г. Проведение анкетирования – 23.11.2011г. Сбор и анализ полученной информации – 24.11.2011г. – 01.12.2011г. Выпуск проектного продукта – 02.12.2011г. – 09.12.2011г. Создание настенного постера – 12.12.2011г Сдача окончательного варианта проекта - 26.12.2011г. |
3. Мои исследования
Для достижения поставленной цели я попросил учителя провести классный час на тему: «Вредные привычки», где многие дети рассказали о своих положительных и отрицательных привычках. Все вместе мы посмотрели фильм о привычках и их последствиях.
После этого каждый ученик в своем сочинении написал о своих вредных привычках. Проанализировав совместно с учителем, мы пришли к выводу: что основные вредные привычки учеников нашего класса это: грызть ногти, грызть ручки и карандаши, неправильная посадка за партой. Собранные результаты я записал в таблицу: Вредные привычки учеников 3б класса
Таблица № 1
№ | Ф.И. О. ребенка | Грызу ногти | Грызу ручку и прочие предметы | Опаздываю на урок | Много разговариваю | Плохая осанка за партой |
1. | Аристова Юлия | * | * | |||
2. | Волчков Валерий | * | * | * | * | |
3. | Галанский Владислав | * | * | |||
4. | Губарев Никита | * | * | |||
№ | Ф.И. О. ребенка | Грызу ногти | Грызу ручку и прочие предметы | Опаздываю на урок | Много разговариваю | Плохая осанка за партой |
5. | Дыныгин Кирилл | * | * | * | ||
6. | Жалнин Евгений | * | * | * | ||
7. | Земсков Денис | * | * | * | ||
8. | Игольников Дмитрий | * | * | |||
9. | Казаков Арсений | * | ||||
10 | Колочаров Даниил | * | * | * | ||
11 | Кусаинов Максим | * | * | * | ||
12 | Косяков Никита | * | * | |||
13 | Кыдыров Ариетт | * | * | |||
14 | Максимов Вадим | * | * | * | ||
15 | Мунтян Сергей | * | * | |||
16 | Носов Иван | * | * | * | * | |
17 | Никитин Григорий | * | * | * | ||
18 | Пахатнов Артем | * | * | * | ||
19 | Петров Артем | * | * | * | ||
20 | Понамарев Степан | * | * | |||
21 | Пугачев Федор | * | * | * | * | |
22 | Семихвостов Илья | * | * | * | ||
23 | Тараскин Владимир | * | * | * | * | |
24 | Фимин Владислав | * | * | |||
25 | Чинарёв Виталий | * | * | |||
26 | Шешунов Иван | * | * | * | * |
Вредные привычки в нашем классе разнообразны и никого не обошли стороной это видно на диаграмме:
Как же можно избавиться от них – вот одна из задач моего проекта. Поэтому следующим этапом является разработка способов борьбы с вредными привычками.
В дополнительной литературе [7; 8], я нашел советы, как и почему появляются привычки и как можно от них избавиться.
Начать я решил с себя и:
С помощью мамы я составил себе личный дневник (Приложение 1). В течение 3 недель я записывал наблюдения:
Личный дневник учащегося 3 «Б» класса Носова Ивана
«Моя вредная привычка»
Привычка | Дата | Количество замечаний | Самоконтроль |
грызу ногти | 01.12.2011г. | постоянно | редкий |
грызу ногти | 02.12.2011г. | постоянно | редкий |
грызу ногти | 03.12.2011г. | постоянно | редкий |
грызу ногти | 04.12.2011г. | постоянно | редкий |
грызу ногти | 05.12.2011г. | постоянно | редкий |
грызу ногти | 06.12.2011г. | постоянно | редкий |
грызу ногти | 07.12.2011г. | уже лучше | стараюсь |
грызу ногти | 08.12.2011г. | уже лучше | стараюсь |
грызу ногти | 09.12.2011г. | уже лучше | стараюсь |
грызу ногти | 10.12.2011г. | стали реже | стараюсь |
грызу ногти | 11.12.2011г. | стали реже | стараюсь |
грызу ногти | 12.12.2011г. | стали реже | стараюсь |
грызу ногти | 13.12.2011г. | стали реже | стараюсь |
грызу ногти | 14.12.2011г. | редко | контролирую |
грызу ногти | 15.12.2011г. | редко | контролирую |
грызу ногти | 16.12.2011г. | редко | контролирую |
грызу ногти | 17.12.2011г. | редко | контролирую |
грызу ногти | 18.12.2011г. | практически отсутствуют | полный контроль |
грызу ногти | 19.12.2011г. | отсутствуют | полный контроль |
грызу ногти | 20.12.2011г. | отсутствуют | полный контроль |
грызу ногти | 21.12.2011г. | отсутствуют | полный контроль |
Я понял, что любую даже самую вредную привычку можно искоренить, благодаря упорству, желанию и самоконтролю.
Здоровье – это бесценное благо. Умение сохранить его в огромной мере зависит от самого человека.
Каждый человек несет ответственность за своё здоровье. Именно от него самого зависит его физическое и психическое состояние, а значит и продолжительность жизни. Ни один врач не может сделать для человека того, что он должен и может сделать для себя сам. Американский врач Кеннет Курер писал: «Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками нашего организма, а тем как мы с ним обращаемся».
Каждый человек мечтает и хочет жить долго и счастливо, но не всякий может жить правильно. Особенно это относиться к людям, которые подвержены различным вредным привычкам.
В результате проделанной работы, учащиеся 3б класса пришли к выводу, что вредные привычки только наносят человеку вред – вред его здоровью, силам и положению в обществе. Вредные привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может легко попасть в беду.
Посеешь поступок – пожнешь привычку,
посеешь привычку – пожнешь характер,
посеешь характер – пожнешь судьбу»
(древнеиндийская пословица)
Следующая задача моего проекта, как помочь тем, кто в этом нуждается, т.е. моим одноклассникам. Я предложил им применить мой опыт в своей практике. Каждому из них я раздал «Личный дневник» и попросил записывать свои результаты в течении 21 дня, контролируя себя и друг друга.
Вместе с дневником личных наблюдений, я раздал им «буклет – советов» (Приложение 2).
Ежедневно мы совместно обсуждали, какие советы действительно помогают «гасить» привычку, какие нет. Обсуждаем все «за» и «против» и вношу изменения в буклет, готовлю окончательный вариант.
После чего собираю дневники, вношу новые данные в таблицу:
Вредные привычки учеников 3б класса
Таблица 2
№ | Ф.И. О. ребенка | Грызу ногти | Грызу ручку и прочие предметы | Опаздываю на урок | Много разговариваю | Плохая осанка за партой |
1. | Аристова Юлия | |||||
2. | Волчков Валерий | * | * | |||
3. | Галанский Владислав | |||||
4. | Губарев Никита | |||||
5. | Дыныгин Кирилл | * | ||||
6. | Жалнин Евгений | |||||
7. | Земсков Денис | |||||
8. | Игольников Дмитрий | * | ||||
9. | Казаков Арсений | |||||
10 | Колочаров Даниил | * | ||||
11 | Кусаинов Максим | |||||
12 | Косяков Никита | |||||
13 | Кыдыров Ариетт | * | ||||
14 | Максимов Вадим | * | ||||
15 | Мунтян Сергей | * | ||||
16 | Носов Иван | * | ||||
17 | Никитин Григорий | * | ||||
18 | Пахатнов Артем | * | ||||
19 | Петров Артем | * | ||||
20 | Понамарев Степан | * | ||||
21 | Пугачев Федор | * | ||||
22 | Семихвостов Илья | * | ||||
№ | Ф.И. О. ребенка | Грызу ногти | Грызу ручку и прочие предметы | Опаздываю на урок | Много разговариваю | Плохая осанка за партой |
23 | Тараскин Владимир | * | ||||
24 | Фимин Владислав | * | ||||
25 | Чинарёв Виталий | |||||
26 | Шешунов Иван | * |
В ней видно, как изменились результаты, кто справился, а у кого не хватило силы воли и характера.
С помощью своей мамы оформляю в виде настенного – постера и провожу презентацию на классном часе (Приложение 3).
На классном часе многие ребята рассказали о том, как у них постепенно пропадала «тяга» к нежелательным действиям, полученные результаты видны на диаграммах:
Из диаграмм 1 и 2 видно, как изменились наши привычки с учетом времени:
Диаграмма 1 до эксперимента
Диаграмма 2 после эксперимента
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами как:
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я обратился за помощью к классному руководителю и школьному психологу. Совместными усилиями мы объяснили учащимся, что не надо стесняться своих привычек, чем раньше мы их признаем, тем быстрее сможем от них избавиться.
После завершения всех мероприятий приступаю к написанию отчета о ходе работы над проектом:
Заключение
Закончив свой проект, могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например:
Это произошло потому что - не каждый ребенок был готов к самоконтролю и самодисциплине.
Если бы я начал свою работу заново, я бы постарался привлечь больше помощников для поставленных задач. Это были бы и родители, старшие братья и сестры, все кому не безразличен данный человек, именно помощь со стороны близких и родных людей смогла дать возможность мне быть более ответственным в поставленной цели.
И все равно, я думаю, решил проблему своего проекта, так как более 80% участвующих в эксперименте детей смогли победить свои вредные привычки и стать лучше.
Работа над проектом показалась мне очень увлекательной и интересной. Всегда интересно узнавать новые возможности человека. Следить за изменениями в лучшую сторону, делиться опытом и подсказывать друг другу, как лучше поступить. Это не только помогает избавиться от вредных привычек, но и еще сильнее позволяет сплотить коллектив учащихся, которые совместными усилиями преодолевают трудности.
Список используемой литературы:
Приложение 1
Личный дневник учащегося 3 «Б» класса _____________________________
«Моя вредная привычка»
Привычка | Дата | Количество замечаний | Самоконтроль |
01.12.2011г. | |||
02.12.2011г. | |||
03.12.2011г. | |||
04.12.2011г. | |||
05.12.2011г. | |||
06.12.2011г. | |||
07.12.2011г. | |||
08.12.2011г. | |||
09.12.2011г. | |||
10.12.2011г. | |||
11.12.2011г. | |||
12.12.2011г. | |||
13.12.2011г. | |||
14.12.2011г. | |||
15.12.2011г. | |||
16.12.2011г. | |||
17.12.2011г. | |||
18.12.2011г. | |||
19.12.2011г. | |||
20.12.2011г. | |||
21.12.2011г. |
Приложение 2
Как помочь себе избавиться от вредных привычек 1. Нужно научиться адекватными способами выражать свою агрессию, гнев. Для этого заведи дома специальную"подушку для битья", я использую её когда хочу выразить свои негативные чувства. |
Советы для тех, кто хочет избавиться от вредных привычек 2. В момент, когда хочется грызть ногти, надо стараться переключать своё внимание на более интересные занятия. Можно играть в конструктор, лепить, рисовать, занять пальцы чем, то увлекательным. | 3. Необходимо настроиться на длительный период избавления от этой привычки, который может затянуться, но ты этого не бойся. |
4. Избавиться от обкусывания ногтей мне поможет все, что снимает напряженность. Если ты начинаешь волноваться, то сжимай и разжимай кулачки. Ухаживайте за руками, подстригайте ногти, подчеркивайте, как красиво это выглядит. | Дорогие ребята! Желаю всем как можно скорее избавиться от всех вредных привычек, быть здоровыми и сильными. Иван. | Как избавиться от вредной привычки? Выполнил ученик 3б класса МБОУ - кадетской школы № 95 Носов Иван | ||
Яблоко
Невидимое письмо
Сила слова
Мастер-класс "Корзиночка"
Просто так