Современная жизнь такова, что ставит проблему соблюдения прав детей в разряд самых «жгучих», самых актуальных. В настоящее время в любой сфере жизни, в любом ведомстве ребенок не рассматривается как субъект права, он не защищен ни как член семьи, ни как участник учебного процесса, ни как член общества, да и просто как человек.
Казалось бы: Россия подписала Конвенцию о правах ребенка, существует президентская программа «Дети России», повсюду созданы службы социальной защиты, появились инспекторы по охране детства, комиссии по делам несовершеннолетних… Шуму много. Но работают эти структуры чаще всего со взрослыми или с бумагами, поэтому малоэффективны. Да и как иначе, если чиновники не интересуются мнением детей о деятельности управленцев, суда, прокуратуры, о современной системе защиты их прав.
О правовом воспитании школьников говорят много. Но в то же время практически повсеместно попираются права детей. Как же удовлетворяет наше гуманное общество одну из насущнейших потребностей человека – потребность в защите своих прав, как воспитывает способность отстаивать свои права, обращаясь в государственные учреждения и общественные организации? Да и знают ли об этих правах сами дети, родители, учителя? Согласитесь, проблема эта касается каждого. И не активизировать деятельность в этом направлении - значит, безразлично относиться к гражданскому и человеческому самочувствию детей, к их судьбе.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_labirinte_prav1.doc | 223 КБ |
Авторы проекта:
Ивашкевич Э., Бравцева Е., Смирнова Д., Процик П.
Обоснование актуальности проблемы и необходимости создания проекта.
Прогнозируемые трудности и возможные пути
Схема взаимодействия по проекту
Механизм распространения информациио реализации проекта
Современная жизнь такова, что ставит проблему соблюдения прав детей в разряд самых «жгучих», самых актуальных. В настоящее время в любой сфере жизни, в любом ведомстве ребенок не рассматривается как субъект права, он не защищен ни как член семьи, ни как участник учебного процесса, ни как член общества, да и просто как человек.
Казалось бы: Россия подписала Конвенцию о правах ребенка, существует президентская программа «Дети России», повсюду созданы службы социальной защиты, появились инспекторы по охране детства, комиссии по делам несовершеннолетних… Шуму много. Но работают эти структуры чаще всего со взрослыми или с бумагами, поэтому малоэффективны. Да и как иначе, если чиновники не интересуются мнением детей о деятельности управленцев, суда, прокуратуры, о современной системе защиты их прав.
О правовом воспитании школьников говорят много. Но в то же время практически повсеместно попираются права детей. Как же удовлетворяет наше гуманное общество одну из насущнейших потребностей человека – потребность в защите своих прав, как воспитывает способность отстаивать свои права, обращаясь в государственные учреждения и общественные организации? Да и знают ли об этих правах сами дети, родители, учителя? Согласитесь, проблема эта касается каждого. И не активизировать деятельность в этом направлении - значит, безразлично относиться к гражданскому и человеческому самочувствию детей, к их судьбе.
Полное название проекта | В лабиринте прав |
Команда проекта | Бравцева Елена, Ивашкевич Эльвира, Смирнова Дарья, Процик Полина |
Руководители проекта | Преподаватели МОУ СОШ №15 - Гродзь Павел Иванович, Середа Елена Ивановна |
Адрес предприятия | 628400 г. Сургут ул. Пушкина, строение 15 корпус А |
Телефон | 51-00-25 |
Цель проекта | Привлечение внимания к проблеме соблюдения прав детей и формирование активной гражданской позиции учащихся через:
|
Ожидаемый результат | Внедрение в практику данного проекта должно инициировать:
|
Специализация проекта | Социальный проект, направленный на овладение учащимися навыками ориентирования в правовом пространстве |
Общее количество участников | 6 |
История осуществления проекта | Подготовительный этап (сентябрь - октябрь) Сбор информации, разработка материалов проекта Основной этап (ноябрь - апрель) Реализация основных мероприятий проекта Обобщающий этап (апрель - май) Подведение итогов, планирование дальнейшей работы |
Срок реализации проекта | Сентябрь 2008 года – апрель 2009 года |
Форма организации работы по проекту | Групповая работа (команда). |
Ведущая деятельность: |
|
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования. Мало помощи и со стороны государства - считается, что предмет “Права человека” не относится к обязательной для преподавания в школе программе. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в наиболее тяжелом положении.
Мы дети 21 века. И нам строить будущее нашей страны. Будет ли это страна - правовым государством, в котором уважаются права всех членов общества, или станет страной правового беспредела, где за деньги можно попирать права и свободы людей? Нет, мы не должны допустить такого!
Поэтому мы и создали наш проект, в котором попытались познакомить ребят нашей школы, а заодно и других ребят, которым интересен данный вопрос с правами ребенка вообще и с правами учеников в частности. А также познакомить с основными документами, в которых прописаны права учеников. Мы создали сайт, веселый мультик, передачу которые, надеемся с удовольствием посмотрят все ребята! Наш город Сургут достоин того, чтобы в нем росли люди, знающие и умеющие уважать права других людей!
Содержание проекта строится, исходя из целей и задач проекта. Предполагаемая деятельность направлена на развитие и адаптацию детей во внешней среде, в социуме.
Для того, чтобы система обеспечения прав детей в социуме была эффективна, необходимы существенные изменения в самом социуме. Создание условий для реализации прав детей даст достаточный эффект в том случае, если сами дети будут знать свои права, будут с уважением относиться к правам других. Становление правовой культуры человека происходит под влиянием многих общественных факторов и условий жизни. Однако было бы ошибкой недооценивать значение образования – обучения и воспитания демократических ценностей в каждом ребенке.
Cтремительные изменения в окружающем мире повлияли и на ребят, и на их требования ко взрослым и на самих взрослых. И педагогам, и родителям в последнее время все труднее и труднее найти общий язык со своими детьми, вследствие чего часто нарушаются права ребенка – взрослые не хотят понять детей, а пытаются подавить в них любую инициативу. А чтобы проникнуться их мыслями, их идеями, надо больше общаться. И в этом может помочь творческая реализация полученных умений и навыков на практике.
Еще одним немаловажным компонентом проекта считаем привлечение средств массовой информации, к освещению проблемы соблюдения прав детей.
Что такое права человека?
Права человека – это правила, относящиеся к так называемым “вертикальным” отношениям, т. е. отношениям между властью и человеком. “Горизонтальные” же отношения, отношения между людьми – родственниками, соседями, прохожими, партнёрами – правами человека не регулируются. Сразу скажем, что общепризнанного определения прав человека не существует. Многие из формулировок, которые можно встретить в литературе – громоздки, некоторые – однобоки, а иногда и вовсе неточны.
Права человека являются универсальными моральными правами, которые принадлежат каждому лицу в его взаимоотношениях с государством.
Социальные права детей - это права на жизнь и развитие, образование, игры, медицинское обслуживание и на минимально необходимые средства к существованию. Права, обеспечивающие защиту детей, - это права на защиту от насилия и жестокого обращения, от экономической и сексуальной эксплуатации. Однако до сих пор в России знание этих прав не стало нормой, конституирующей демократические традиции. Уровень правовой культуры широких масс населения остается невысоким…
Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет попадают в специнтернаты, диагноз "дебильность" только в 2004 г. поставлен 103 тыс. сирот старше 5 лет, 348 тысяч потенциально безнадежных детей из 148 тыс. семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних [1] Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения, как детьми, так и родителями знаний в области прав ребенка, а помимо них еще и преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.
Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве. Несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более “сильных” взрослых.
Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними. В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Нестабильность в стране пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; постоянным увеличением числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома и др.
Что же мы знаем о своих правах? И нужно ли ребенку, например, знать свои права?
Безусловно. Ведь нередко мы можем наблюдать ситуацию, что кто-то начинает "качать свои права", вовсе не зная, а какими же он правами вообще обладает? И может ли он в данный момент вообще предъявлять какие-либо претензии?
Как же обстоит дело в Сургуте?
Практика работы детской общественной приемной г. Сургута [2] показывает, что продолжает расти востребованность консультативных, справочно-информационных, социально-правовых услуг: в 2007 году в адрес Детской общественной приемной обратилось 203 человека, что на 5,7 % больше, чем в 2006 году (192).
Проведя анкетирование в школе (Приложение 1) мы также пришли к выводу, что большинство учащихся имеют лишь поверхностные представления о том, что такое права ребенка и в каких документах они представлены. А уж о том, куда можно обратиться, если нарушены твои права и подавно никто не знает. (Приложение 2).
Разрабатывая проект мы также собрали информацию по основным документам, регламентирующим права детей. ( Приложение 3)
Цель:
Привлечение внимания к проблеме соблюдения прав детей и формирование активной гражданской позиции учащихся через:
Задачи:
Проект «В лабиринте прав» направлен на приобретение учениками соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них верного понятия о правах. Работа в рамках проекта затрагивает в основном социальную сферу.
Проект «В лабиринте прав» предполагает реализацию целей первичного информирования в образовательном учреждении. Другими словами, действия по данному проекту можно проводить с учениками независимо от степени их познаний в правовой области.
Проект построен на принципах интерактивного обучения, т.е. для его внедрения и успешной работы необходимо владеть групповыми и массовыми методами работы: беседы, дискуссии, викторины.
Для реализации проекта сформированы группы:
Аналитическая группа (Бравцева Елена, Смирнова Дарья – «1 группа»), ответственная за сбор информации по школе, проведение анкетирования и тестирования среди учащихся.
Творческая группа (Ивашкевич Эльвира, Гродзь П.И., Середа Е.И. – «2 группа»), занимающаяся разработкой проекта.
Группа информационной поддержки (Процик Полина, Садкевич Кристина – «3 группа»), ответственная за сбор актуальной и достоверной информации, необходимой для реализации проекта.
№ | Этап | Пошаговая реализация | Исполнители |
1 | Подготовительный этап |
| 1 группа |
| 1и 2 группы | ||
| 1, 2, 3 группы | ||
| 2 и 3 группы | ||
| 2 группа | ||
6. Разработка рекомендаций по реализации проекта «В лабиринте прав». | 1и 3 группы | ||
2 | Основной этап | 1. Реализация основных операций:
http://www.pravo15.siteedit.ru/
| 1,2, 3 группы |
3 | Этап Заключительный |
| 1, 2 и 3 группы |
Возможные отрицательные последствия и трудности | Пути предупреждения отрицательных последствий |
| Работа по повышению уровня компетентности: встречи, беседы, консультации с работниками социальных служб, занимающихся данной проблемой. Проведение разъяснительной работы среди учащихся (на классных часах) и родителей (на родительских собраниях) Строгое соблюдение всех требований при организации проекта. |
Заместитель директора по ВВР
(руководитель проекта)
Середа Е.И.
Аналитическая группа
(анкетирование, тестирование)
Смирнова Д.А.
Бравцева Е.В.
Творческая группа (подготовка проекта)
Ивашкевич Э.А., Гродзь П.И., Середа Е.И.
Информационная группа
(сбор информации)
Смирнова Д.А.
Процик П.А.
Разработчик, ответственный за реализацию проекта
Гродзь П.И.
Библиотека
Родители
Учителя
(классные руководители)
Социально - психоогическая служба + педагог организатор
Администрация школы
Учащиеся
Совет
«ШУК»
Команда проекта
Кадровые ресурсы | Материально – технические ресурсы |
Психолого – педагогическая служба школы (психолог, социальный педагог, педагог – организатор) | Школьная радиосеть |
Педагоги школы | Компьютеры, мультимедийное оборудование, орг. техника |
Библиотекарь | Музыкальный центр |
Руководитель объединения дополнительного образоваания |
№ п/п | Наименование | Краткая характеристика | Количество | Цена, руб. | Сумма внебюджетных средств, руб. | |
Награды участникам акций | Дипломы, свидетельства, призы | 20 | 30 | 600 | ||
Канцелярские товары | ватман | 10 | 20 | 200 | ||
краски | 1 | 200 | 200 | |||
Фломастеры | 1 | 50 | 50 | |||
Клей | 2 | 15 | 30 | |||
Ножницы | 1 | 30 | 30 | |||
Цветная бумага | 5 | 15 | 75 | |||
Расходные материалы для техники | Цветной картридж | 1 | 850 | 850 | ||
Черно – белый картридж | 1 | 850 | 850 | |||
бумага | 2 | 300 | 600 | |||
СD RW, DWD RW | 10 | 5х10 руб., и 5х25 руб. | 125 | |||
ИТОГО | 3610 |
Средства на реализацию проекта выделяются из внебюджетных фондов школы (проведение школьных дискотек, вечеров, ярмарок «Дары осени» и «Здравствуй, масленица»)
Информацию о реализации проекта мы разместили на официальном сайте МОУ СОШ №15, в школьной интернет – газете «Школьные истины», а также в виде буклетов для распространения на родительских собраниях в школе.
Внедрение в практику данного проекта должно инициировать:
Анкета.
Памятка для учащихся
При нарушении твоих прав в школе, тебе помогут:
Департамент образования и науки администрации г. Сургута(ул. Маяковского, 21-а):
отдел общего образования - т. 52-53-95.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр развития образования" (ул. Декабристов, 16):
отдел психолого-педагогического медико-социального сопровождения - т. 52-56-55.
При конфликтах с родителями или сверстниками, ты можешь обратиться:
Центр социальной помощи семье и детям "Зазеркалье" (ул. Студенческая, 14/1, т.31-83-15):
специалисты по социальной работе прием с понедельника по пятницу с 9.00 до 20.00;
педагог-психолог (консультант): т. 31-94-30, прием с понедельника по пятницу с 9.00 до 20.00;
телефон экстренной психологической помощи - т. 31-83-29 (понедельник-пятница с 9.00 до 17.00).
Муниципальное учреждение социального обслуживания "Городская психологическая служба" (ул. Лермонтова , 1/1-а, т. 52-25-23 [ приемная]):
экстренная психологическая помощь по телефону доверия - т. 52-25-22.
Международные документы о правах ребенка.
Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.
По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН. “Конвенция о правах ребенка” была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.
Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.
Другим документом является “Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях”, которая была принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года. В ней говорится:
“Генеральная Ассамблея, ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ссылаясь также на Декларацию прав ребенка, которую она провозгласила в своей резолюции 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 года, вновь подтверждая принцип 6 этой Декларации, который предусматривает, что ребенок должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности, будучи озабочена большим числом детей, оставленных родителями или ставших сиротами в результате насилия, внутренних беспорядков, вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, экономических кризисов или социальных проблем, учитывая, что во всех процедурах передачи детей на воспитание или их усыновления первостепенное значение имеет наилучшее обеспечение интересов ребенка, признавая, что в основных правовых системах мира существуют различные общественно полезные альтернативные институты, такие, как кафала в мусульманском праве, которые предусматривают замену семенное заботы о тех детях, о которых не могут заботиться их собственные родители, признавая далее, что лишь в тех случаях, когда во внутреннем праве государства признан и регулируется какой-либо конкретный институт, будут применяться положения настоящей Декларации, зсающиеся данного института, и что эти положения никоим образом не будут затрагивать существующие альтернативные институты в других правовых системах, сознавая необходимость провозглашения универсальных принципов, которые следует принимать во внимание в тех случаях, когда установлены процедуры, касающиеся передачи ребенка на воспитание или его усыновления на национальном или международном уровнях, учитывая, однако, что изложенные ниже принципы не налагают на государства обязательства по созданию таких правовых институтов, как передача на воспитание или усыновление” и провозгласила основные принципы, касающиеся:
Частным документом, касающимся определенных аспектов проблем несовершеннолетних, является также Резолюция 45/112 “Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних”, принятая 14 декабря 1990 года. Это так называемые “Эр-Риядские руководящие принципы”:
Российские документы о правах ребенка.
Основные документы
Основным документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.
Он состоит из 5 глав и 25 статей:
Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: “Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности”.
Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
Разработка классного часа
Тема: Как объяснить ребенку его права.
Детям проще всего объяснить их права на основе игры. Возьмем в качестве основы сказку А. Толстого “Приключения Буратино или Золотой ключик”, разделим детей на 5 групп и дадим им задания прочитать отрывки из сказки, а проанализируем мы их вместе.
Право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав
“Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага - в стене против двери.
Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на огне, были не настоящие - нарисованы на куске старого холста.
Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, повертев так и эдак полено, начал ножом вырезать из него куклу.
“Как бы мне ее назвать? - раздумывал Карло. - Назову-ка я ее Буратино. Это имя принесет мне счастье. Я знал одно семейство - всех их звали Буратино: отец - Буратино, мать - Буратино, дети - тоже Буратино... Все они жили весело и беспечно...”
Первым делом он вырезал на полене волосы, потом - лоб, потом - глаза...
Вдруг глаза сами раскрылись и уставились на него...
Карло и виду не подал, что испугался, только ласково спросил:
- Деревянные глазки, почему вы так странно смотрите на меня?
Но кукла молчала, - должно быть, потому, что у нее еще не было рта. Карло выстругал щеки, потом выстругал нос - обыкновенный...
Вдруг нос сам начал вытягиваться, расти, и получился такой длинный острый нос, что Карло даже крякнул:
- Нехорошо, длинен...
И начал срезать у носа кончик. Не тут-то было!
Нос вертелся, вывертывался, так и остался - длинным-длинным, любопытным, острым носом.
Карло принялся за рот. Но только успел вырезать губы, - рот сразу открылся:
- Хи-хи-хи, ха-ха-ха!
И высунулся из него, дразнясь, узенький красный язык.
Карло, уже не обращая внимания на эти проделки, продолжал стругать, вырезывать, ковырять. Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки...
Но едва окончил выстругивать последний пальчик, Буратино начал колотить кулачками Карло по лысине, щипаться и щекотаться.
- Послушай, - сказал Карло строго, - ведь я еще не кончил тебя мастерить, а ты уже принялся баловаться... Что же дальше-то будет... А?..
И он строго поглядел на Буратино. И Буратино круглыми глазами, как мышь, глядел на папу Карло.
Карло сделал ему из лучинок длинные ноги с большими ступнями. На этом окончив работу, поставил деревянного мальчишку на пол, чтобы научить ходить.
Буратино покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок, скок, - прямо к двери, через порог и - на улицу.” [5]
Права ребенка на семейное благополучие
“После случая с Говорящим Сверчком в каморке под лестницей стало совсем скучно. День тянулся и тянулся. В животе у Буратино тоже было скучновато.
Он закрыл глаза и вдруг увидел жареную курицу на тарелке.
Живо открыл глаза, - курица на тарелке исчезла.
Он опять закрыл глаза, - увидел тарелку с манной кашей пополам с малиновым вареньем.
Открыл глаза, - нет тарелки с манной кашей пополам с малиновым вареньем.
Тогда Буратино догадался, что ему ужасно хочется есть.
Он подбежал к очагу и сунул нос в кипящий на огне котелок, но длинный нос Буратино проткнул насквозь котелок, потому что, как мы знаем, и очаг, и огонь, и дым, и котелок были нарисованы бедным Карло на куске старого холста.
Буратино вытащил нос и поглядел в дырку, - за холстом в стене было что-то похожее на небольшую дверцу, но там было так затянуто паутиной, что ничего не разобрать.
Буратино пошел шарить по всем углам, - не найдется ли корочки хлебца или куриной косточки, обглоданной кошкой.
Ах, ничего-то, ничего-то не было у бедного Карло запасено на ужин!
Вдруг он увидел в корзинке со стружками куриное яйцо. Схватил его, поставил на подоконник и носом - тюк-тюк - разбил скорлупу.
Внутри яйца пискнул голосок:
- Спасибо, деревянный человечек!
Из разбитой скорлупы вылез цыпленок с пухом вместо хвоста и с веселыми глазами.
- До свиданья! Мама Кура давно меня ждет на дворе.
И цыпленок выскочил в окно, - только его и видели.
- Ой, ой, - закричал Буратино, - есть хочу!..
День наконец кончил тянуться. В комнате стало сумеречно.
Буратино сидел около нарисованного огня и от голода потихоньку икал.
Он увидел - из-под лестницы, из-под пола, показалась толстая голова. Высунулось, понюхало и вылезло серое животное на низких лапах.
Не спеша оно пошло к корзине со стружками, влезло туда, нюхая и шаря, - сердито зашуршало стружками. Должно быть, оно искало яйцо, которое разбил Буратино.
Потом оно вылезло из корзины и подошло к Буратино. Понюхало его, крутя черным носом с четырьмя длинными волосками с каждой стороны. От Буратино съестным не пахло, - оно пошло мимо, таща за собой длинный тонкий хвост.
Ну как его было не схватить за хвост! Буратино сейчас же и схватил.
Это оказалась старая злая крыса Шушара.
С испугу она, как тень, кинулась было под лестницу, волоча Буратино, но увидела, что это всего-навсего деревянный мальчишка, - обернулась и с бешеной злобой набросилась, чтобы перегрызть ему горло.
Теперь уж Буратино испугался, отпустил холодный крысиный хвост и вспрыгнул на стул. Крыса - за ним.
Он со стула перескочил на подоконник. Крыса - за ним.
С подоконника он через всю каморку перелетел на стол. Крыса - за ним... И тут, на столе, она схватила Буратино за горло, повалила, держа его в зубах, соскочила на пол и поволокла под лестницу, в подполье.
- Папа Карло! - успел только пискнуть Буратино.
- Я здесь! - ответил громкий голос.
Дверь распахнулась, вошел папа Карло. Стащил с ноги деревянный башмак и запустил им в крысу.
Шушара, выпустив деревянного мальчишку, скрипнула зубами и скрылась.
- Вот до чего доводит баловство! - проворчал папа Карло, поднимая с пола Буратино. Посмотрел, все ли у него цело. Посадил его на колени, вынул из кармана луковку, очистил. - На, ешь!..
Буратино вонзил голодные зубы в луковицу и съел ее, хрустя и причмокивая”. [5]
Права ребенка на свободное развитие его личности, образование и культурное развитие
“- Папа Карло, - сказал Буратино, - а как же я пойду в школу без азбуки?
- Эге, ты прав, малыш...
Папа Карло почесал в затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошел на улицу.
Он скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.
- Вот тебе азбука. Учись на здоровье.
- Папа Карло, а где твоя куртка?
- Куртку-то я продал. Ничего, обойдусь и так... Только ты живи на здоровье.
Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.
- Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток...
Буратино всеми силами хотел в этот первый в его жизни вечер жить без баловства, как научил его Говорящий Сверчок.
БУРАТИНО ПРОДАЕТ АЗБУКУ И ПОКУПАЕТ БИЛЕТ В КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Рано поутру Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу.
По дороге он даже не смотрел на сласти, выставленные в лавках, - маковые на меду треугольнички, сладкие пирожки и леденцы в виде петухов, насаженных на палочку.
Он не хотел смотреть на мальчишек, запускающих бумажный змей...
Улицу переходил полосатый кот Базилио, которого можно было схватить за хвост. Но Буратино удержался и от этого.
Чем ближе он подходил к школе, тем громче неподалеку, на берегу Средиземного моря, играла веселая музыка.
- Пи-пи-пи, - пищала флейта.
- Ла-ла-ла-ла, - пела скрипка.
- Дзинь-дзинь, - звякали медные тарелки.
- Бум! - бил барабан.
В школу нужно поворачивать направо, музыка слышалась налево. Буратино стал спотыкаться. Сами ноги поворачивали к морю, где:
- Пи-пи, пиииии...
- Дзинь-лала, дзинь-ла-ла...
- Бум!
- Школа же никуда же не уйдет же, - сам себе громко качал говорить Буратино, - я только взгляну, послушаю - и бегом в школу.
Что есть духу он пустился бежать к морю. Он увидел полотняный балаган, украшенный разноцветными флагами, хлопающими от морского ветра.
Наверху балагана, приплясывая, играли четыре музыканта.
Внизу полная улыбающаяся тетя продавала билеты.
Около входа стояла большая толпа - мальчики и девочки, солдаты, продавцы лимонада, кормилицы с младенцами, пожарные, почтальоны, - все, все читали большую афишу:
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР ТОЛЬКО ОДНО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТОРОПИТЕСЬ! ОРОПИТЕСЬ! ТОРОПИТЕСЬ!”
“- Позови кого-нибудь, Артемон! - сказала девочка. - Надо снять бедняжку Буратино, отнести в дом и пригласить доктора...
- Готов!
Артемон от готовности так завертелся, что сырой песок полетел от его задних лап... Он кинулся к муравейнику, лаем разбудил все население и послал четыреста муравьев - перегрызть веревку, на которой висел Буратино.
Четыреста серьезных муравьев поползли гуськом по узенькой тропинке, влезли на дуб и перегрызли веревку.
Артемон подхватил передними лапами падающего Буратино и отнес его в дом... Положив Буратино на кровать, собачьим галопом помчался в лесную заросль и тотчас привел оттуда знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола, похожего на сухой сучок.
Сова приложила ухо к груди Буратино.
- Пациент скорее мертв, чем жив, - прошептала она и отвернула голову назад на сто восемьдесят градусов.
Жаба долго мяла влажной лапой Буратино. Раздумывая, глядела выпученными глазами сразу в разные стороны. Прошлепала большим ртом:
- Пациент скорее жив, чем мертв...
Народный лекарь Богомол сухими, как травинки, руками начал дотрагиваться до Буратино.
- Одно из двух, - прошелестел он, - или пациент жив, или он умер. Если он жив - он останется жив или он не останется жив. Если он мертв - его можно оживить или нельзя оживить.
- Шшшарлатанство, - сказала Сова, взмахнула мягкими крыльями и улетела на темный чердак.
У Жабы от злости вздулись все бородавки.
- Какакокое отвррратительное невежество! - квакнула она и, шлепая животом, запрыгала в сырой подвал.
Лекарь Богомол на всякий случай притворился высохшим сучком и вывалился за окошко.
Девочка всплеснула хорошенькими руками:
- Ну, как же мне его лечить, граждане?
- Касторкой, - квакнула Жаба из подполья.
- Касторкой! - презрительно захохотала Сова на чердаке.
- Или касторкой, или не касторкой, - проскрежетал за окном Богомол.
Тогда ободранный, в синяках, несчастный Буратино простонал:
- Не нужно касторки, я очень хорошо себя чувствую!
Девочка с голубыми волосами заботливо наклонилась над ним:
- Буратино, умоляю тебя - зажмурься, зажми нос и выпей.
- Не хочу, не хочу, не хочу!..
- Я тебе дам кусочек сахару...
Тотчас же по одеялу на кровать взобралась белая мышь, она держала кусочек сахару.
- Ты его получишь, если будешь меня слушаться, - сказала девочка.
- Один сааааахар дайте...
- Да пойми же, - если не выпьешь лекарства, ты можешь умереть...
- Лучше умру, чем пить касторку...
Тогда девочка сказала строго, взрослым голосом:
- Зажми нос и гляди в потолок... Раз, два, три.
Она влила касторку в рот Буратино, сейчас же сунула ему кусочек сахару и поцеловала.
- Вот и все...
Благородный Артемон, любивший все благополучное, схватил зубами свой хвост, вертелся под окном, как вихрь из тысячи лап, тысячи ушей, тысячи блестящих глаз”. [5]
Защита детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы
“Услышав весь этот шум, из-за сцены высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него.
Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плетку.
Это был хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас.
- Га-га-га, гу-гу-гу! - заревел он на Буратино. - Так это ты помешал представлению моей прекрасной комедии?
Он схватил Буратино, отнес в кладовую театра и повесил на гвоздь. Вернувшись, погрозил куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали представление.
Куклы кое-как закончили комедию, занавес закрылся, зрители разошлись.
Доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас пошел на кухню ужинать.
Сунув нижнюю часть бороды в карман, чтобы не мешала, он сел перед очагом, где на вертеле жарились целый кролик и два цыпленка.
Помуслив пальцы, он потрогал жаркое, и оно показалось ему сырым.
В очаге было мало дров. Тогда он три раза хлопнул в ладоши.
Вбежали Арлекин и Пьеро.
- Принесите-ка мне этого бездельника Буратино, - сказал синьор Карабас Барабас. - Он сделан из сухого дерева, я его подкину в огонь, мое жаркое живо зажарится.
Арлекин и Пьеро упали на колени, умоляли пощадить несчастного Буратино.
- А где моя плетка? - закричал Карабас Барабас.
Тогда они, рыдая, пошли в кладовую, сняли с гвоздя Буратино и приволокли на кухню”. [5]
После прочения всеми группами своих отрывков разбираем с детьми, о каких правах здесь говорится. [4]
1. http://mtb.uriit.ru/deti/docs/D0005/2007/F0007.htm
2. http://mtb.uriit.ru/deti/docs/D0005/2006/F003013.htm
3. http://www.admsurgut.ru/state.php?ttop=120085&top=215374
4. http://www.youmama.ru/child/239.html
Попробуем на вкус солёность моря?
Домик зимней ночью
Заколдованная буква
Как зима кончилась
Снежный всадник