Сборник задач о войне "Во имя тех священных дней" содержит 112 задач.
Задачи сопровождаются исторической справкой, решениями и ответами. Сборник иллюстрирован фотографиями и рисунками учеников школы.
Сборник можно использовать на уроках математики в 5 – 7 классах и во внеклассной работе, посвящённой Великой Отечественной войне.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_proektom_sbornik_zadach_o_voyne.docx | 254 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Секция: математика
Исследовательская работа
Тема: «Сборник задач о войне
«Во имя тех священных дней…»»
Автор работы:
Анашкин Дмитрий Арсланович,
8 б класс, МСОШ № 30 с УИПОО
«Физическая культура».
Руководитель:
Задесенцева Светлана Петровна,
учитель математики.
г. НИЖНЕВАРТОВСК
2010г.
Оглавление
Стр.
Введение ---------------------------------------------------------------------------------------------- 3
1.Работа над проектом
1.1. Опрос «Великая Отечественная война в датах и числах» -------------------- 4
1.2. Сбор информации---------------------------------------------------------------------- 5
1.3. Составление задач --------------------------------------------------------------------- 7
1.4. Оформление задач --------------------------------------------------------------------- 8
2.Примеры задач из Сборника--------------------------------------------------------------------- 9
Заключение-------------------------------------------------------------------------------------------- 14
Список используемых информационных ресурсов------------------------------------------- 15
Введение
Я учусь в 7 кадетском классе. Один из любимых предметов в школе у меня – это математика. Сейчас мы можем спокойно жить и учиться, мечтать о будущем, в котором многие из нас видят себя офицерами. Патриотический долг ученика – это хорошо учиться, закаляться физически, воспитывать в себе моральные и волевые качества гражданина России. От защитника Родины требуются глубокие знания точных наук, в том числе, математики.
Еще в древности математические знания использовались в военном деле. В знаменитом диалоге Платона “Государство” говорится о том, что арифметика и геометрия необходимы каждому воину: “При устройстве лагерей, занятия местностей, стягивания и развертывания войск и разных других воинских построениях, как во время сражения, так и в походах, конечно, скажется разница между знатоками геометрии и тем, кто ее не знает”.
Мне нравилось решать задачи о военных, которые предлагал учитель. Я стал собирать из разных источников задачи о военных, о применении математики на службе, задачи о войне. В книге для учащихся «Учитесь мыслить нестандартно» Б.М.Абдрашитова я нашёл несколько задач про военных, требующих для своего решения сообразительности, наблюдательности, умения логически мыслить. В книге Е.И.Игнатьева «Математическая смекалка» мне встретились задачи о военных про переправу, расстановку часовых, комбинаторная задача с квадратами о размещении офицеров. В книге – путеводителе А.Кузьминой «Мой Нижневартовск» и в учебнике В.А.Исупова «История Сибири» я нашёл много краеведческого материала, чисел и дат, на основе которых можно было составлять задачи.
Гипотеза: составление и решение задач, основанных на реальных событиях и датах, способствует углублению знаний о войне.
Актуальность выбора темы проекта была обусловлена необходимостью расширить знания учащихся моего класса о героизме нашего народа в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Вот почему я обратился к проекту «Сборник задач о войне».
Его целями и задачами были:
Методы исследования: опрос обучающихся 7 б класса; изучение и анализ литературы; сбор фактических данных; анализ и сравнение различных типов задач.
Практическая значимость: применение на уроках математики в 5 – 7 классах. Также можно использовать и во внеурочной деятельности, на классных часах, посвящённых Великой Отечественной войне.
1.Работа над проектом
1.1.Опрос «Великая Отечественная война в датах и числах»
Свою работу над проектом я начал с того, что решил выяснить, насколько хорошо ребята моего класса знают о войне.
Мною был проведён опрос среди одноклассников «Великая Отечественная война в датах и числах».
Ребятам было предложено ответить на вопросы:
Результаты опроса оказались следующими:
Справились полностью | 3 |
Справились частично | 15 |
Не справились | 10 |
Получив такие результаты, я решил сам составить задачи о войне и предложил это сделать своим одноклассникам.
1.2.Сбор информации
Проект осуществлялся в течение 3 месяцев.
Результатом проекта стал «Сборник задач о войне «Во имя тех священных дней…»».
Работа над проектом включала несколько этапов:
Сначала проходил сбор фактических данных. Каждую задачу необходимо было сопроводить исторической справкой, содержащей числовые данные. Я и мои одноклассники искали сведения в самых разных источниках: энциклопедиях, электронных справочниках, в Интернете.
Очень помогла выставка книг в нашей школьной библиотеке на темы: «Вам бессмертие дано навсегда», «Лицо войны сквозь свет Победы», «Остался в сердце вечный след войны» и др.
Наша школа – это школа патриотического воспитания.
Встречаясь с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, я из первых уст слышал рассказы и воспоминания о войне.
Собирая экспонаты для выставки, посвящённой 65-летию Победы, я узнавал новое о войне. Материалы Зала Боевой Славы также помогли мне в поиске данных для составления задач по математике.
1.3.Составление задач
Придумывая с одноклассниками собственную задачу, мы глубже вникали в её математическую суть, анализировали и сравнивали известные нам типы задач и пополняли свой математический опыт.
Особый интерес у нас вызывало составление задач на материале истории Великих сражений и истории родного города, края. У кого – то из учащихся в процессе такой работы любовь к истории пробудила интерес к математике. Те же, кто увлечён математикой, имели возможность глубже соприкоснуться с тайнами истории.
Определившись с исторической тематикой задачи, я выбирал затем математическое содержание и тип задачи. Задача должна была решаться средствами арифметики или алгебры и относиться к одной из следующих тем:
На следующем этапе предстояло сформулировать условие задачи. Сначала я выписывал из исторической справки все числовые данные и устанавливал зависимости между числами. Затем полагал одну или несколько величин неизвестными и выражал через них остальные величины. После этого составлял условие задачи и формулировал вопрос. В основе формулировок задач лежат реальные цифры.
При этом было важно, чтобы задача оказалась интересна, понятна и звучала корректно с точки зрения, как математики, так и истории. Кроме того, надо было проследить за тем, чтобы полученный результат согласовывался со смыслом.
Задачи из Сборника мы решали на уроках математики, я рад, что мой проект нашёл своё применение.
1.4.Оформление задач
В ходе работы над проектом был создан Сборник задач о войне, в котором собрано 112 задач, большая часть которых составлены мной и моими одноклассниками.
Все задачи были оформлены в печатном виде.
Задачи сопровождаются исторической справкой, решением и ответами.
Собранный материал содержал много интересного о войне и был распределён по разделам:
Сборник иллюстрирован, часть иллюстраций – это рисунки учеников моей школы № 30.
2.Примеры задач из Сборника
А теперь, я приведу примеры нескольких задач, которые вошли в сборник. Надеюсь, они будут интересны и полезны и другим ученикам.
Из раздела «Задачи о военных «Как воздух математика нужна сегодня офицеру молодому…»»:
«Сапёры обследуют два участка дороги. Первый участок имеет такую длину в километрах, сколько часов требуется на проверку второго участка. И наоборот, второй участок имеет такую протяжённость в километрах, сколько часов требуется для проверки первого участка. Какова скорость проверки дороги сапёрами?»
Решение:
На проверку двух участков дороги требуется столько времени в часах, сколько километров в сумме составляют два участка. Значит, скорость проверки дороги сапёрами составляет 1 км/ч.
Ответ: 1 км/ч.
Из раздела «Задачи о Великой Отечественной войне «Был путь к Победе труден…»»:
«Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос».
413 | 218 | 474 | 567 |
569 | 374 | 630 | 979 |
195 | 0 | 256 | 349 |
221 | 26 | 282 | 375 |
Решение:
Например, 413+374+256+375 = 1418.
Ответ: 1418 дней.
Из раздела «Великие сражения»:
«Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял (хлеб – грамм/сутки):
Рабочим – 250
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет – 125
Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО – 300
Войскам первой линии – 500
Постройте диаграмму по этим данным».
Решение:
«Во время боёв под Москвой, в городе прошёл парад 7 ноября на Красной площади. Всего в параде участвовало около 28,5 тыс. человек, 140 артиллерийских орудий, танков – на 20 больше, и машин – на 68 меньше, чем орудий и танков вместе. Узнайте, сколько участвовало в параде танков и машин».
Решение:
140 + 20 = 160 – танков
(140 + 160) – 68 = 232 – машин.
Ответ: 160 танков и 232 машины.
На параде, как и в мирное время, были представлены пехота, конница, артиллерия, танки, моряки, Войска ПВО и НКВД, прошли торжественным маршем курсанты военных училищ и рабочие батальоны. Парад был одновременно и проводами на фронт.
«Самые ожесточённые бои шли на Мамаевом кургане. Выполнив действия, вы узнаете величину главной высоты города:
318,46 + 24,38 – 240,84».
Решение:
318,46 + 24,38 – 240,84 = 102(м).
Ответ: 102 м.
Мамаев курган – «главная высота России». Во время Сталинградской битвы здесь проходили одни из самых ожесточённых боёв. Сегодня на Мамаевом кургане возведён памятник – ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Центральная фигура композиции – скульптура «Родина – мать зовёт!». Входит в число семи чудес России.
«Против танковой дивизии «Адольф Гитлер» были выдвинуты две армии, которые должны встретиться недалеко от Курска. Армии находились друг от друга на расстоянии 240км. Скорость движения одной армии 4км/ч. Найти скорость движения второй армии, если известно, что через 2 дня расстояние между ними было 40км. Учесть, что армии двигались по 10ч. в сутки».
Решение:
4∙20=80 (км), 240-40=200(км)
200-80=120(км), 120: 20=6(ч)
Ответ: 6 км/ч.
Из раздела «Наш край в годы войны»:
«Решите уравнения и расшифруйте фамилию рядового связиста, который будучи тяжело раненным, теряя сознание, сумел восстановить связь».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
x:32=33 | x:24=22 | x∙26=28 | x∙35=38 | 55x=57 | 46x=48 | x∙24=29 |
22 | 25 | 33 | 35 | 52 | 26 | 42 | 24 |
Т | В | И | П | Л | У | О | Ь |
Ответ: Путилов Матвей.
Имя Матвея Путилова, нашего земляка, высечено на гранитном мемориале Мамаева кургана. Будучи тяжело раненным, теряя сознание, он сумел восстановить связь.
Путилов падает на снег…
Но успевает он, упав,
Концы холодных проводов
Зажать в немеющих зубах.
Он в батальонных списках есть,
А в жизни – нет его уже…
Но ожил мёртвый телефон
В дивизионном блиндаже!.. (Мумин Коноат, таджикский поэт)
Заключение
Только небольшая часть данных о подвигах и героизме нашего народа нашла своё отражение в Сборнике задач. Ребята моего класса с удовольствием решают задачи из сборника.
Я провёл повторно опрос «Великая Отечественная война в датах и числах» и практически все мои одноклассники справились с работой.
Выводы:
Составление и решение задач, основанных на реальных событиях и датах, способствует углублению знаний о войне.
Проект «Сборник задач о войне» продолжает развиваться. Я и мои одноклассники, поработавшие с задачами из данного сборника, увлечённо составляют новые задачи и оформляют их теперь в виде мультимедийных презентаций.
Надеюсь, каждый ученик 5 – 7 классов найдёт в Сборнике много интересных сведений о Великой Отечественной войне, о нашем крае, с ещё большим желанием будет изучать математику.
Список используемых информационных ресурсов:
Какая бывает зима
Дымковский петушок
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Рисуем "Осенний дождь"