Традиционные занятия, быт, культура, религия, обряды и просто жизнь народов издавна , населявшие бескрайние таежные просторы Западной Сибири и Восточного Урала.
Вложение | Размер |
---|---|
litvyakova_yuliya._zhizn_korennyh_narodov_severa.rar | 2.91 МБ |
Тема проекта: Жизнь и быт коренных народов севера
Обоснование выбора темы проекта:
Данный проект выбран мною, так как меня давно интересовали традиционные занятия, быт, культура, религия, обряды и просто жизнь народов издавна , населявшие бескрайние таежные просторы Западной Сибири и Восточного Урала
Цели: 1 изучение быта, традиций, народного наследия коренного народа.
2 Уязвимость таежных культур в ходе российской колонизации края
и развитие промышленности
3 Взаимоотношения с природой
План работы
Ⅰ Введение
Ⅱ Основная часть:
1 История освоения
2 География расселения
3 Ханты
4
5. Традиционные виды деятельности
6. Язычество
7. Стихийные бедствия
8. Шаманы
9. Культ медведя
10. Обращение в христианство
11. Виды жилищ
12. Оленеводство
13. Разновидности транспорта
Водный транспорт
14. Рыбный промысел
15. Охотничий промысел
16. Одежда
Ⅲ Заключение
Ⅰ Введение:
Тайна загадочного и ранее недоступного для западноевропейцев обширного сибирского края – Обь-Иртышского Севера, Югры, начала в подробностях раскрываться для населения стран западной части Европы лишь в XVIII столетии с появлением в печати на английском, голландском, немецком, французском и других языках разного рода сочинений, освещавших его суровую и одновременно богатую природу, хозяйственный уклад, быт, нравы и религиозные верования населявших его народностей. На протяжении XVIII в. в книжной продукции зарубежной Европы выделилось целое тематическое направление – публикации сочинений ученых, путешественников, военнопленных, посетивших Сибирь.
Ⅱ Основная часть
В 2 тысячелетии до н.э. в связи с потеплением климата граница степей стала перемещаться к северу, а потом и скотоводческие племена( их считают уграми) тали передвигаться к северу, постепенно смешиваясь с таежными аборигенами.
В процессе этих передвижений и смешений, в результате слияния этих двух этнических компонентов постепенно сложились народы, известные нам ныне как ханты и манси.
В их культуре до сих пор прослеживается сочетание северных аборигенных черт таежных охотников и рыболовов и южных черт степных кочевников-скотоводцев.
Формирование ненцев происходило 1 тысячелетие н.э. на основе слияния местных аборигенных племен и самодийцев, перемещавшихся на север по Оби и междуречью Оби и Енисея несколькими волнами.
В начале 1 тысячелетия н.э. на юге Западной Сибири появились первые древнетюркские племена (хунну или гунны)
Тюрки переселились сюда с востока и юга несколькими волнами , начиная с 2-3вв. н.э. до 12-14вв. И позднее, смешиваясь с угроязычными племенами и создавая основу для формирования народа, который позднее стал называться сибирскими татарами
2. География расселения коренных народов севера:
Предками коренных народов Западной Сибири в основном оставались охотниками и рыболовами, хотя по Иртышу и его притокам часть населения занималась земледелием и скотоводством. Они освоили оленеводство, металлургическое производство, изготовляли орудия труда,
Упряжное собаководство, умели изготавливать легкие долбленные лодки, лыжи-голицы, умели строить теплые зимние и легкие переносные жилища.
Обладая этими важнейшими хозяйственно-культурными изобретениями и трудовым опытом позволило коренным народам севера расселиться по труднодоступным, но богатым зверем и рыбой таежным местностям Западной Сибири
Имея небольшую численность , к х в. н.э. ханты и манси занимали весьма обширные пространства .Ханты обитали на огромной территории всей Западной Сибири от Урала до Енисея и от низовий Оби до
Барабинских степей, а манси расселились на Урале и его Западных склонах. Однако в 11- 14 вв. под влияние колонизации коми- зырян и русских манси вынуждены были переселиться в Зауралье, где они в свою очередь стали оттеснять к востоку живших там хантов. С юга хантов постоянно теснили тюрки.
Таким образом ареалы расселение хантов и манси все более сокращались в размерах и смещались к северу и востоку.
3. Ханты:
Ханты живут в основном по берегам реки Большой Юган и по его главным притокам: Малый Юган, Негус - ях . Сам же Большой Юган
начинается в обширных Васюганских болотах и впадает в Обскую протоку, которая получила название Юганская Обь
Вскрытие реки ото льда происходит во основном в конце апреля, хотя в 1890 году лед унесло 28 мая.
Климат резко континентальный. Пики температур- + 380C и -580C
Общая площадь территории с административным центром В Угуте составляет более 52 тыс. кв. км.
Большая часть территории входит в зону тайги, таежная часть захватывает вершины главных рек и их притоков.
Юганская территории находится изобилует дикорастущими:
Клюква, брусника, черная и красная смородина, морошка, черемуха, шиповник. Много различных видов грибов, здесь так же растут знаменитые сибирские орехи.
В Юганских лесах водится до трех десятков видов животных. Большинство из них имеют промысловое значение.
Территории , на которой расселены юганские ханты, подчинена Угурской администрации Сургутского района. Число коренного населения на 1980 год на территории с административным центром В Угуте составляла 847 человек, а всего проживало жителей- 2847 человек.
4. История:
В истории юганских хантов были и татары, в 13-14 веках, присоединившие эти земли к своим владениям и беспощадно, грабивший этот народ, и при неповиновении - жестоко наказывал его.
Была и с конца 16 века колонизация русскими, поставившими хантыйский народ в полную зависимость.
Русские промышленные и торговые люди знали о существование в Сибири северных народов под названием «Югра», уже в 11 веке.
Первое упоминание об этих народах есть в «Повести временных лет» за 1096год. С1265 года Югра включается в состав Новгородского княжества, выплачивая русским князьям дань пушниной.
К этому времени в Западной Сибири сложилась не простая энтическая и политическая ситуация. Власть над местными племенами уже почти три столетия имели татарские ханы.
После монголо -татарских походов 13 века территория Обско- Иртышского междуречья вошла в состав Золотоордынское государство, образованное ханом Батыем. После распада Золотой Орды в 14 веке здесь сложилось новое государственное образование монголо-татар с центром в Чимге- Туре (Тюменское ханство).
В конце 15 века появилось новая столица хаства- поселение Сибирь(Кашлык), некоторое время существовавшие с Тюменским ханством. В 1563 году убив местных татарских князей, в Сибирском ханстве власть захватил Кучум. При нем ханство состояло из мелких улусов во главе с беками и мурзами.
С соседних народов –хантов и манси собирался ясак(дань пушниной).
Спокойной жизни не было и для русских поселений из-за постоянных набегов отрядов Кучума, подбившего на эти набеги племенных хантейскихи мансийских вождей.
В 1581 году отряд казаков во главе с Ермаком приняли поход по реке Чусовой далее , после перехода Уральского хребта, по реке Тагил Туре.
Осенью 1582 года был взята столица ханства- Кашлык. Ермак сумел привлечь на свою сторону мансийских и хантыйских «князьцов» Ишбердея, Суклема, Алачея и Бояра, которые сами нечаяли ,как избавиться от «великих притеснений, Кучума
Предводители хантыйских и мансийских племен и часть татарских мурз признали русское подданство. Однако борьба с Кучумом продолжалась до конца 1590 годов.
С целью укрепления своих позиций русская администрация последовательно возводила опорные пункты (крепости и остроги) : Тюмень(1586),Пелым(1593),Березов(1593).Сургут(1594) и конечно Тобольск 1587 он и стал на долгое время столицей Сибири.
В 1593 году по указу царя московскими князьями Барятинским и Аничковым был основан казачий форпост (на месте которого вырос город Сургут) , который сразу прославился дерзкими набегами казаков на окрестность
Не очень дружелюбно приняли гостей местные хантыйские князьки. В низовье Агана стояла крепость хантыйского князя по прозвищу Бардак. Он так мнил свое укрепление неприступным, что «до преж не сдался, пока российская пушка упрямства его не сократила». А князь бывшего Барсова городка, прозванного в его честь, расположенного в 15 км. От Сургута, не пожелал сдаться ,бросился в речку, а за ним последовали преданные уму войны. Речка с тех пор т называется Утоплая.
Местные князьки и родоначальники , жившие по реке Юган , поступили более благоразумно.
И «освоение» юганской территории русскими прошло без особых баталий.
Юганские собольи и другие ценные меха обильно текли по гладконаезженной дороге в главный торговый центр –Магнезию, что стояла в Тазской губе .
В Сибири русские промышленники встречались с охотниками, рыболовами, оленеводами, скотоводами сложного этнического состава,
Разбросанным на огромной территории.
В средней части бассейна Оби жили Угры- ханты (остяки)и манси (вогулы). Лесотундру и тундру населяли самодийские племена. Юг Западной Сибири занимали татары.
К концу 17 века русское население Западной Сибири по численности превысило численность местных народов.
5. Традиционные виды деятельности
Традиционным видами деятельности угорских народов (ханты и манси) и ненцев после прихода в Западную Сибирь русских оставалось охотничий и рыбный промысел
Но учесть жителей от того, что территории были обоснованы и определенны границами, названиями никак особенно не улучшалось.
Временами возникали эпидемии оспы, дифтерии, сыпного тифа и другие болезней, уносившие жизни сотен людей.
Медицина
Медицинскую помощь от царского правительства жители не получали. О врачах и медицинских препаратах они не имели представления вплоть до прихода советской власти. С существованием письменности, книги они столкнулись впервые во время церковной переписи , а так же познакомились с книжками-«записками» волостных старшин, в которых им пришлось ставить вместо подписи крестики, другие всевозможные знаки.
6. Язычество:
Языческая вера жителей , пришедшая из глубины веков, дошедшая до наших дней, диктовала им свои понятие о мире ,о жизни, здоровье, быте, культуре.
Большинство юганских ханты все еще верят в потусторонний мир и соблюдают обычая предков при захоронение своих предков.
Письменность для хантов была научно разработана в 1930-е годы; вначале использовалась латинская графика, а с 1937 года – русская . Литературный язык создан на основе казымского диалекта .
У манси существует богатый фольклор - песни, сказания, сказки. С образованием письменности на мансийском языке (с 1931 года на основе латинской графики, с 1937г. - русской ) стала формироваться национальная литература.
Письменность для ненцев разработана в 1930 годы
7. Стихийные бедствия:
К невероятно трудным условиям жизни, к болезням, эпидемиям добавлялись и стихийные бедствия .
В половине 19 века выгорела вся территория между Обью и Иртышем, чему способствовало на редкость жаркое лето. Огонь от пожаров сосновых лесах, особенно в ночное время, проходит по низу, поэтому часть деревьев сохранила свои кроны, и леса в основном скоро сохранились.
Большие массивы территории были кедровыми, они выгорели подчистую. Кроны и стволы кедров и елей покрыты смолой , а сучья растут до низу, поэтому огонь в таких местах свирепствует со страшной силой.
Медленно, но востанавливолась природа после великих пожаров.
Сосновые боры вытесняли распространенные ранее лиственные породы деревьев, с кедровыми посложней: они восстанавливаются только от орехов, которые разносят птицы и звери.
Кедровый орех это второй сибирский хлеб. Орехами люди спасались в голодное время..
Лес для ханты-это все. Вся его жизнь. Жилище, работа, еда неразрывно связана с лесом. Без леса он просто не может существовать. Ханты не срубит зря дерево, не сломает ветку, не затопчет цветы, не загубит без нужды и не в срок животное или птицу.
Даже теперь, когда цивилизация подошла вплотную к их жилищу и предлагает бытовую современную технику, они стараются сохранить прежний уклад жизни, выробатовшиеся в процессе взаимодействия с окружающей средой
8. Шаманы:
У каждой нации ,у каждого народа в силу сложившихся обстоятельств и веры существовали лидеры- политические, военные , религиозные, за которыми они идут. У ханты это- шаман
В основе решения вопросов быта и в основе культурных традиций стоит глава- старейший рода, человек умудренный долгим жизненным опытом.
В решение конфликтных ситуаций принимал участие и шаман. Шамана принято считать человека хитрым, жадным. Шаман был глашатаем в случае межплеменных и национальных распрей , предсказателем наличия зверя, птицы, рыбы, предсказателя урожая. Он вел наблюдение за природой и мог предсказать погоду.
Шаман занимался врачеванием потому, что имел представление о лечебных свойствах трав, жира животных. Сам готовил настои и давал советы. Его соплеменники относились к нему как , к колдуну, потому что он умел говорить с духами
Шаман должен быть так же и хорошим артистом, чтобы исцелить своих пациентов и убедить их в своем могуществе, он искусно владел бубном, а для большей убедительности надевал маску и костюм. А затем задавал такой концерт, что у присутствующих поднимались волосы от страха.
Не зря же русский царь Петр 1, когда занедужил, повелел отобрать и привезти ему лучших сибирских шаманов.
Многие из ритуалов языческой веры существуют и по ныне
Деревянные идолы устонавливуют на определенных священных местах. Места эти выбирают по усмотрению старейшин в роду.
Почти в каждой семье есть молельня, спрятанная в труднодоступных местах. В ней, как правило, устанавливают деревянный идол, одаренный всевозможными подарками. Имеются так же и походные маленькие идолы.
9. Культ Медведя
Один из важных и интереснейших обрядов - отпевание медведя. Это большой праздник (т. к в духовном культе хантов большое значение имеет культ медведя и связанные с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «медвежий праздник» или «медвежьи игры». Из поколения в поколение передаются эпические героические сказания и былины, загадки ) Его продолжительность зависит от пола зверя: самец -5 дней, самка-3 дня.
Хотя медведь у хантов считается их близким родственником, но удобного случая они не упускают , добывают его и с удовольствием поедают, причем при трапезе стараются своими голосами не говорить, имитируя птичьи голоса.
10. Обращение в христианство :
С приходом русских в эти края произошли большие изменения в культе хантов. Произошла ломка древней веры. Как, известно рядом с воином рука об руку шли купец и священник.
Церковь имела огромное влияние на развитие многих наций. С ней было связано перепись населения, учет жителей региона, рождаемость, смертность. Церковь принуждала к покорности и выполнению обязанностей.
Обращение в христианство целого народа конечно, нужно считать насильственным. Возглавил эту нелегкую миссию Тобольский епископ Филофей Лещинский.
До крещения фамилии у хантов не было, у них были , как бы прозвища, которые они получали в зависимости от внешнего вида, главным образом иена были связанные с природой, с названием животных, птиц.
Родовые фамилии. К примеру, «белки»,»лоси».
При крещении ханты стали получать русские имена, фамилии. Священнослужители дали новые названия их поселениям.
Так же при крещение некоторые мужчины получали нательные крестики, женщины же получали красные платки, бусы или кольца.
В 1716 году была построена русская церковь в деревне Юганское. В 1812 году она сгорела, тогда же были утрачены вес хранившиеся в ней документы. Затем была построена новая церковь, которая служила до советской власти, а затем была переоборудована под клуб.
Последняя церковная книга вела счет населения по числу юганских Хант 1 1790 года
11. Жилище:
Поселения хантов существуют и вблизи небольших речушек,
являющиеся притоками главных водных артерий.
Большая часть территории хантов входит в зону тайги. Ближе к руслу Большого Югана расположены сосновые боры.
Таежная фауна богата млекопитающими. В лесах водятся до трех десятков разновидностей животных и пернатых .
Ханты ведут оседлый образ жизни,
Археологические памятники дошедшие до наших дней, говорят о том, что 5-6 тыс. лет назад, т.е. во времена неолита, люди жили в земляных жилищах. Копалась земляная яма диаметров в среднем 4-5 метров, до 2 метров глубиной. Стены обставлялись сплошной деревянной стойкой , а крыша, она же потолок,- бревенчатым накатником. Поверху настилалась древесная кара и заваливалась землей. Посреди жилища, не угасая , горел костер, а в крыше было отверстие для выхода дыма. Жилища иногда окапывались рвами, обносились частоколом, являли собой непреступные крепости. Так называемые «городки» существовали несколько столетий, и приходятся они на эпоху Средневековья
Когда участились сношения сначала с татарами , а потом и с русскими, начали появляться деревянные срубы. А после колонизации края русскими и получения от них путем обмена некоторых строительных инструментов- пил и топоров началось строительство срубных домов. Из колотых толстых досок на деревянных шпунтах сооружалась единственная в жилище дверь.
Войдя внутрь жилища, вы найдете справа печь-чувал, занимающую весь угол. Это великолепное сооружение, дающее свет, тепло , возможность готовить разнообразную пищу, создал в давние времена неизвестный умелец.
Поскольку юганские ханты были крещенными ,то в переднем углу избы находилась большая полка- иконостас, обязательно с иконой Святого Николая и горящей свечой и лампадкой. Следуя старым заповедям, ханты не делают окна в сторону реки, никогда не ложатся спать головой к реке. Хотелось бы подчеркнуть одну особенность в бытовом укладе ханты. Суть ее состоит в следующем. У каждого рода в обязательном порядке имеются два поселения: зимние юрты и летние, расстояние между ними 2-3 км.
В зимних юртах хозяева проживают после того, как замерзает река. В летние возвращаются по открытие летней навигации. У тех, кто имеет оленей, юрты расположены в сосновом бору- ближе к оленьим пастбищам.
В бору легче решать и проблему с заготовкой дров. Зимние юрты располагаются ближе к речушке, в которой берут воду, а так же занимаются зимним промыслом рыбы.
Как в зимних, так и в летних юртах имеются все хозяйственные постройки и очаги. У каждой семьи в обязательном порядке имеется хозяйственный амбарщик на четырех высоких ножках, там хранят продукты питания.
12. Оленеводство:
Большое значение в жизни хантов отводится оленеводству
В среднем течении реки Юган, где преобладают сосновые боры, в основном занимались оленеводством. По реке Малый Юган и в верховьях Большого Югана оленей держали в меньшем количестве. Во- первых , там основном урманные места, часто сплошные массивы, что затрудняло не только поездки на оленях ,но и уход за стадом и его охрану. Во вторых ,там, естественно, гораздо больше диких оленей и лосей.
В таежных условиях заниматься оленеводством гораздо труднее, чем в тундровых. Все хлопоты и заботы у тех, кто занимается оленеводством, конечно, оправдываются вознаграждаются. Олени- это вкусная и высококалорийная пища, это шкуры и меха для одежды и обуви, это неизменный транспорт
14. Разновидности транспорта:
Походы на собачьих упряжках значительно облегчают задачу. Ручные нарты - они же и собачьи- меньше по размеру и легче оленьих.
Удивительным умением обладают коренные жители края. Они могут определять стороны света, направления и расстояния, угадывать, где ближайший бор, болото, озеро, речка, жилье( таким инстинктами в совершенстве обладают животные и птицы). За долгие века жизни в условиях тайги, очевидно, это качество передаются генетически из поколения в поколение и помогает людям находить себе кров и пищу.
Водный транспорт
Ханты всегда находили способы преодоление водных препятствий, а впоследствии изобрели великолепные средства передвижений по воде. Были изобретены лодки из березовой коры, очень легкие и удобные.
В эпоху железа с помощью металлических инструментов была изготовлена лодка- долбленка называется облас. Изготавливается из цельного ствола дерева. Самый удобный и надежный вид водного транспорта у ханты, не нашедший замены и в наши дни- дощатая лодка. Ханты ,живущие в юртах Бисаркиных, что ниже Угутских на 30 км., нашли возможным строить лодки- наводники грузоподъемность до 10 т.
Большая деревянная лодка- каюк выполняла роль плавающего дома. В ней можно устраивать несколько пологов, печку – на случай весеннее- осенних поездок.
Иногда применяли парус, но так как река на поворотах меняет свое направление, а следовательно , меняет и направление ветра, то парусом пользовались лишь изредка. Расстояние по реке отсчитывали по количеству песков И всем известно , что от одних юрт до других столько-то песков – это означало количество верст.
15. Рыбный промысел:
В жизни Ханта рыба является главным продуктом питания в течение всего года. Они умеют ловко и быстро приготовить из нее обед, применяя в пищу как вареную, так и жаренную. Великолепно готовят они валенную, а в последнее время и соленную рыбу. В период варовой путины ( массовый лов) или «большого промысла» готовят «варку» Икра, внунутрености рыбы , жир- это любимое блюдо Хант. Во все времена ханты умеют добывать рыбу. А способов и приемов знают великое множество. Кроме деревянных жильных ловушек- самоловок они вязали ставные сети из дикой крапивы, причем тетиву изготавливали из древесного лыка.. Очень древняя снасть для добычи рыбы – «мордва» одна из самых надежных ловушек. Ряба перекрывается полностью и основательно . В центре загородки оставляют проход, в котором при надобности и устанавливают ловушку. Концепция ловушки позволяет рыбе попадать в нее как по течению, таки против. Все деревянные ловушки и снасти- сачки ловко оплетаются корневищами. Для лова так же используют невод, сети- котцы и многие другие способы.
В Юганских водах водится язь, чебак, сорога, окунь, ерш, пескарь. По озерам карась, гальян. Во время весенних разливов можно добывать нельму, муксун и даже стерлядь, которые заходят из Оби.
16. Охотничий промысел
Главнейшим занятием, имеющим первостепенную важность в жизни Юганских Хант, во все времена была охота. Охотой они кормились, она их одевала и обувала. Меха ценных зверьков шли в обмен на всевозможную буханную утварь .Словом, охотой они жили
Охота- это тяжелый труд, но жившие тут люди не знали другой жизни, они покорно несли все тяготы и лишения своей судьбы.
Юганские ханты – великие мастера по изготовлению охотничьих самоловов. Приобретать охотничье огнестрельное оружие аборигены смогли лишь в 19 веке, хотя приживалось оно медленно. Охотники, привычные к своим вековым способам промысла, долго не доверяли огнестрельным ружьям. Ханты были такими искусными охотниками, что могли без труда , сбить с дерева сидящую белку , стрелой с утолщенным наконечником, не нанося повреждений шкурке.
Особое удивление вызывает такая ловушка, как самолов «черкан». Благодаря уникальным качествам его считают. Несомненно, лучше других самоловов. Незаменим он особенно при ловли белки. Не менее удачны и такие ловушки, как слопцы - клемки. Их применяли, как на зверей, так и на птиц. Во многих случаях юганские ханты применяли лучные самострелы. Они устанавливались на крупны животных: лося, медведя, оленя , а так же на мелки пушных зверьков. На каждый вид животного или птицу – особая стрела, а соответственно, величина лука и его силовые качества. На лося и медведя - длина лука может быть более 2метров и более метра стрела.
Большую помощь оказывает собака. Весь осенний сезон, до глубокого снега, она, верно, служит своему хозяину
Одним из главных видом промыслов на пушных зверьков является охота на белку. Количество этого ценного зверька зависит от урожая кедрового и соснового ореха. Бывали годы , когда некоторые охотники добывали в день по 50 белок .Ханты обладают еще одной удивительной , присущей только им способность. Они находят дерево и место, где затаилась белка, даже в том случае , если она не оставила не снегу не следа. Эту тайну не смогли постичь даже русские охотники.
Одежда
Одежда юганских Хант, как у многих народностей севера, определяется резко меняющимися климатическими условиями. Их одежда состоит из рыбьих кож, сшитых вместе по облегающему тело силуэту, коротких штанов, чулок и мягких башмаков.
Они заготовляют также кожи лебедей, диких гусей, уток и хищных птиц и сшивают их одну с другой, чтобы изготовить одежду. Когда остяку необходим головной убор, он подстреливает коршуна или другую хищную птицу, обдирает кожу и надевает ее на голову без какой-либо дополнительной выделки, чтобы носить ее. Зимою они обычно закутываются в шкуры оленей и лосей, которые они носят целыми в качестве балахонов, закрывающих от холода у них сразу же голову, тело и ноги
Женщины одеваются почти таким же образом. Если они носят отрезы полотна, окрашенные в разные цвета, которые закрывают лицо с двух сторон, то это для того, чтобы иностранцы не видели того, что прикрыто. Этот обычай свойствен как молодым, так и старухам, и они рассматривают его как признак скромности и целомудрия, надлежащих их полу.
Знатные женщины носят одежду из узорчатой шелковой ткани, дамаста
Одежда у хантов, манси и ненцев двух типов : глухая, без разреза спереди(из оленьих шкур- малица), скорее аборигенного происхождения, и распашная, с разрезом спереди типа халата и кафтанов(из оленьих шкур двухслойная, на меховой подкладке женская шкура- сах, мужская куртка колек из сукна), вазможно, южного происхождения.
В дорогу надевают две верхние одежды- малицу мехом внутрь, а поверх нее- совик, мехом наружу.
Обувь так же двухслойная: чулки мехом вовнутрь и сапоги мехом наружу.
Сказки народов Севера
В сказках и легендах коренных народов Севера раскрываются их думы, мысли, мечты о прекрасном будущем, сохраняются предания древней истории. Например, нивхские сказки о медведе и бурундуке, «мудрой» нерпе, тюлене и камбале высмеивают жадность, хитрость, лесть, коварство; в них всегда выходит победителем честный, смелый герой.
Ⅲ Заключение
1. Самобытная и яркая культура коренных народов севера своеобразна и неповторима. Языческая вера жителей диктовала им свои понятие о мире ,о жизни, здоровье, быте, культуре. Традиционным видами деятельности угорских народов (ханты и манси) и ненцев после прихода в Западную Сибирь русских оставалось охотничий и рыбный промысел
Главнейшим занятием, имеющим первостепенную важность в жизни Юганских Хант, во все времена была охота. Охотой они кормились, она их одевала и обувала
2. Коренные народа севера создали уникальные системы жизнеобеспеченье, оптимальные для западносибирской тайги.
Поразительная сбалансированность взаимоотношений с природой и окружающими народами была недостаточно устойчивой: она периодически нарушалась в связи с климатическими колебаниями и катаклизмами.
3. Уязвимость таежных культур особенно ярко появилась в ходе российской колонизации края. Первым чувствительным ударом по культуре ханты и манси был нанесен Петром первым, по указу которого в начале 18 века Топольская епархия провела компанию по насильственной христианизации. Обращение остяков и вогулов в православную веру сопровождалось уничтожением сотен святилищ.
В годы советской власти были предприняты некоторые меры, направленные на подъем культурного уровня ханты и манси, но политика унифитикации культур уничтожила шаманов – все это явилось сильнейшим потрясением для традиционных устоев жизни коренного населения.
Особенно усилился процесс разрушения традиионых культур в 70-90-е годы в связи с развитием индустриализацией и урбанизацией Севера, повлекшими за собой ухудшение экологической обстановке в крае. Сокращение или гибель угодий- необходимых природных условий существование аборигенов.
Список литературы
№1 Юганские ханты: история , быт, культура. Петр Бахлыков
№2 Материальная культура юганских Хант А.М. Тахтуева
№3 Ханты от Васюганья до заполярья Н.В. Лукина
№4 Языки и культура народов Ханты и манси Издательство Томского университета
№5 География Ханты- Мансийского автономного округа Бакулин В.В., Козин В.В, Орлова Т.К.
№6 http://www.trecstudio.ru/drum-show.htm
№7http://foto.mail.ru/inbox/nig07/47/100.html
№8 http://sakhalife.ru/news/20148.html
Песни и танцы народов севера с бубнами
Праздник лета
Водный транспорт
Оленеводство
Поселение народов севера
Образ жизни аборигенов севера
Где спят снеговики?
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Воздух - музыкант
Свадьба в Малиновке